Роль сцены «сеанс черной магии» в идейно-художественной структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита

Анализ главы 12 “Чёрная магия и её разоблачение” Работу выполнили ученики МБОУ СОШ №9 г. Амурска Полуянов Матвей и Молчанов Андрей Учитель Плохотнюк И.В. 2015 год Я - часть той силы, Я - часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо. Гёте «Фауст» М. А Булгаков - один из ярчайших писателей XX века. Прекрасная фантастика и сатира романа “Мастер и Маргарита” сделали произведение одним из самых читаемых в советское время, когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки социальной системы, пороки общества. Именно поэтому произведение, полное смелых идей и разоблачений, долго не печаталось. Одни из главных тем романа :

  • добро;
  • обличение человеческих пороков.
Глава 12 “Черная магия и её разоблачение” Наиболее яркой сценой “добрых” деяний злой силы является глава “Черная магия и её разоблачение”. Воланд обличает худшую сторону человеческой натуры, разоблачает людские пороки и наказывает человека за его проступки. Воланд и его свита соблазняют зрителей, тем самым показывая наиболее порочных людей и раскрывая их самые глубокие пороки. Олег Басилашвили в роли Воланда Людские пороки
  • Жадность
  • Ярость
  • Зависть
  • Жестокость
  • Наглость
  • Гордыня
Первый порок Дабы изобличить человеческие пороки Воланд устроил испытания, первым из которых был “денежный дождь”. Первым из пороков Воланд облечил “жадность”, показав всем, что тяга к деньгам заложена у людей на уровне инстинктов. Второй порок Жестокость зрителей по отношению к провинившемуся конферансье. Пример: - “Голову ему оторвать!” – сказал кто-то сурово на галерке. А затем - их слабонервность и жалость к несчастному с оторванной головой. Третий порок Третьим пороком, который разоблачил Воланд, была “зависть”,проявившаяся тогда, когда Воланд вызвал девушку из толпы и нарядил в прекраснейшую одежду. Женщины в зале стали ей завидовать и раскрыли свое истинное лицо Смысл названия главы 12 Название двенадцатой главы очень символично. В ней говорится именно о разоблачении. Это разоблачение людей и их пороков, не меняющихся со временем. Публика в варьете – это собирательный образ современных автору москвичей. Они, как и много веков назад, любят деньги, украшают свою внешнюю оболочку, не обращая внимания на внутреннюю. Автор сумел увидеть главные человеческие пороки и талантливо их высмеять. В этом и проявилось огромное мастерство Булгакова-сатирика. Автор сумел увидеть главные человеческие пороки и талантливо их высмеять. В этом и проявилось огромное мастерство Булгакова-сатирика. Вывод В заключение можно сказать, что глава о сеансе черной магии имеет огромное значение в идейно-художественной структуре романа: она является одной из важнейших в раскрытии автором темы добра и зла через человеческие пороки. В ней тесно переплетаются между собой главнейшие художественные линии романа.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое
произведение, в котором причудливо переплетаются три основные
сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся
романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события,
связанные с пребыванием дьявола в современной Булгакову Москве.
Последняя сюжетная линия является сатирической: писатель
использует нечистую силу как своеобразный прожектор, беспощадно
высвечивающий социальные и человеческие недостатки Москвы
и москвичей. Сатирическое обозрение занимает основной объем первой
части и достигает кульминации в главе «Черная магия и ее
разоблачение».
Воланд еще не назван прямо - сатаной (это сделает Мастер в следующей
главе), но читатель, конечно, уже догадывается, что с «профессором
» Воландом дело нечисто. Вряд ли артист-фокусник, пусть
даже самого высокого класса, мог бы с такой точностью предсказать
смерть Берлиоза, «выкинуть» в Ялту Степу Лиходеева, свести
с ума Бездомного, занять «нехорошую квартиру» № 50. К тому же
Воланд говорит о своем пребывании во дворце Понтия Пилата,
знакомстве с Кантом - его могущество не исчерпывается московскими
«проделками». В начале главы читатель еще не знает, зачем
Воланду понадобилось выступление в театре Варьете, но подозревает
какой-то подвох.
Прибывшего в театр мага встречает финдиректор Римский. Остальные
представители администрации таинственно исчезли: директор
Лиходеев шлет в театр какие-то фантастические телеграммы о том,
что он якобы заброшен «гипнозом» в Ялту, администратор Варенуха
отправился с этими телеграммами в «соответствующие органы»
и тоже пропал. «Но за что?!» - недоумевает Римский, боясь позвонить
в то грозное учреждение, куда ушел Варенуха. Булгаков бесстрашно
затрагивает в романе крайне опасную тему репрессий 30-х годов.
Невинных людей арестовывали, они исчезали, как будто «их черт
утащил», а остальные продолжали жить в покорности и страхе. Булгаков
находит в себе силы высмеять эту рабскую покорность. Так,
например, Варенухе «повезло»: его всего лишь похитили демоны и
превратили на время в вампира.
Явление мага производит сильное впечатление на работников
театра, особенно поражает его свита. Воланд в черной полумаске
сдержан и молчалив, зато его спутники начинают представление уже
за кулисами. «Длинный клетчатый в треснувшем пенсне» непрерывно
болтает какую-то чепуху и тут же демонстрирует «магическую аппаратуру
», вытащив у Римского золотые часы. Огромный черный
кот еще не разговаривает, но уже расхаживает на задних лапах и пьет
воду из стакана, как человек.
Выступление мага начинается довольно странно. Вместо того,
чтобы развлекать публику, он усаживается в неизвестно откуда взявшееся
на сцене кресло и начинает обсуждать с «клетчатым» Фаготом
Москву и москвичей. Воланд отмечает, что город и его обитатели
сильно изменились внешне, но его интересует «гораздо более важный
вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» Теперь становится
ясно, зачем Воланду понадобилось это выступление. Давно
не бывавший в Москве дьявол хочет узнать, каковы ее нынешние
жители. Настоящее представление будет давать публика, а зритель
окажется лишь один-Воланд.
Далее начинается проверка москвичей различными дьявольскими
соблазнами. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих соблазнах
нет - Воланд лишь заставляет зрителей раскрыться внутренне.
Фагот устраивает денежный дождь, и публика охотно бросается
с мест ловить «капризные бумажки». Бездарному конферансье Бенгальскому,
надоедающему всем пошлыми замечаниями, кот Бегемот,
по просьбе зрителей, отрывает голову. Причем голова продолжает
жить и даже умолять о прощении. Зрители заступаются за беднягу
конферансье, и Бегемот «нахлобучивает» голову на место.
Воланду достаточно наблюдений, чтобы сделать вывод:«... люди
как люди. Любят деньги... Ну, легкомысленные... ну, что же... и милосердие
иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... квартирный
вопрос только испортил их...» Убедившись в том, что человеческая
природа не меняется, дьявол исчезает. Но его спутники
продолжают раскрывать недостатки публики.
На сцене появляется «дамский магазин», в котором гражданки
могут бесплатно приобрести недоступные советскому человеку заграничные
наряды, косметику, сумочки... Естественно, что после
минутного замешательства публика валом валит на сцену, возникает
чудовищный ажиотаж, даже один мужчина прорывается в магазин
за подарком для больной супруги.
Завершается глава разоблачением, но только не «черной магии»,
а присутствующего в зале начальства. Когда важное в культурном
мире лицо, товарищ Семплеяров, просит произвести идеологически
необходимое разоблачение всех чудес, Фагот публично разоблачает
начальника. Выясняется, что Семплеяров «берет под покровительство
хорошеньких девиц», соблазняя их обещанием главной роли
в театре. Происходит невиданный скандал, публика хохочет, и в этой
неразберихе тают в воздухе Фагот с Бегемотом.
Итак, сеанс «черной магии» является кульминацией первой части
романа. Собрав полный зал в Варьете, Воланд проводит своеобразное
«социологическое исследование», заставляя москвичей обнажить
душевные недостатки. Конечно, не все горожане таковы, среди них есть
Мастер и Маргарита, способные к настоящему творчеству и любви,
Бездомный, переживающий внутренний переворот, но в Варьете
собираются обыватели, подверженные обычным человеческим страстям.
Они падки до денег и нарядов, легкомысленны и лживы - словом,
«люди как люди». Булгаков не мог исправить человеческую природу
и социальные пороки своего времени, но он противопоставлял им
мощное оружие - беспощадный смех. Поэтому время не властно
над его удивительным романом.

  1. Новое!

    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...

  2. Новое!

    Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:...

  3. Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за...

  4. Новое!

    1. Две сюжетных линии романа. 2. Роман о Понтии Пилате. 3. Роман о судьбах Мастера и Маргариты. 4. Двойники и антиподы в романе. 5. Сложное единство композиции и системы персонажей. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ставший программным...

Внезапно появившийся в Москве Воланд и его свита за четыре дня успели натворить немало потрясающих воображение обывателя дел, но самым невероятным и скандальным было происшествие в театре Варьете.

Этот эпизод искусно вплетен в особый сатирико-бытовой слой романа, связанный с сюжетной линией Воланда, возникающего всюду, где нарушены моральные и нравственные устои. Вся атмосфера сцены в Варьете одновременно реальная и фантасмагорическая. Под взрывы хохота, улюлюканье и аплодисменты радостно возбужденных зрителей происходят ужасающие вещи, совершается ряд чудовищных экспериментов, испытаний на человечность и бессердечие, жадность, честность, порядочность, подлость, лживость, милосердие...

Сталкивая зрителей театра Варьете (где, по выражению конферансье Бенгальского, собралось пол-Москвы) с нечистой силой, писатель как бы исследует, есть ли в них нравственная опора, способны ли они противостоять соблазну, искушению грехом, могут ли они подняться над серой повседневностью, отвлечься от сплетен, квартирных дрязг, интриг, корысти.

Внимательное чтение этой главы помогает читателю раскрыть тайну посещения Воландом Москвы 30-х гг., догадаться о цели его визита. Появившись на сцене театра Варьете в качестве «знаменитого иностранного артиста», «мага и чародея», «мосье» Воланд отнюдь не развлекает публику, а напротив, сам пристально вглядывается в нее. («Я открою вам тайну... я вовсе не артист, а просто мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре... я же лишь сидел и смотрел на москвичей».) Его прежде всего волнует вопрос, изменилось ли «московское народонаселение»? На первый взгляд, да: «...Горожане сильно изменились... внешне... как и сам город, впрочем». Однако Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне? »

И вот разворачивается сеанс черной магии, виртуозно осуществленный Коровьевым-Фаготом и котом Бегемотом. После фокуса с картами «какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей». Изумленную публику взволновало не чудо появления денег, а только одно - настоящие это червонцы или фальшивые. Когда посыпался «денежный дождь», «...веселье, а потом изумление охватило весь театр. Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались вскрикивания... Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки». В зале нарастает напряжение, вызревает скандал, происходит драка. С тонкой иронией изображает Булгаков, как советские граждане самозабвенно и нежно «любят деньги»: «Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и правильные водяные знаки. Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег». Обращают на себя внимание эпитеты «самые верные и правильные», «ни с чем по прелести не сравнимый» - так говорят о чем-то очень дорогом и заветном. И закономерной кажется реакция на «разоблачения» Жоржа Бенгальского, потребовавшего исчезновения этих «якобы денежных бумажек». Публика предложила оторвать ему голову, что и было молниеносно исполнено. Нарочито натуралистическая сцена отрывания головы потрясает зал. Люди, пораженные собственной стадной жестокостью, опомнились: «Ради бога, не мучьте его! - вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос...» К нему присоединился хор женских и мужских голосов: «Простить, простить!..» И здесь впервые вмешивается Воланд: «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж., и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... Вобщем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... - И громко приказал: «Наденьте голову». Эти ставшие уже хрестоматийными слова князя тьмы несут в себе как современный Булгакову политический подтекст, так и глубинный философский смысл. Да, за прошедшие почти две тысячи лет люди мало «изменились внутренне». Как похожа толпа в древнем Ершалаиме во время оглашения приговора на тех, кто жаждет «хлеба и зрелищ» в Варьете: «Тут ему Понтию Пилату показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот, свист».

Но малейшее проявление человеческого в человеке - милосердия - примиряет автора (и, как ни странно, Воланда) с людьми, заставляет поверить в нравственную природу человека. Тема добра, милосердия, проходящая через весь роман, очень явственно обозначена именно в этой главе.

Эпизод в театре Варьете имеет и другой «...очень актуальный и тоже философский смысл»: «теоретики социализма полагали, что установление социалистических отношений приведет к коренным переменам в нравственной, а также умственной природе человека... Эксперимент не удался...» (Г. Лесскис).

Всевидящему булгаковскому Воланду жизнь открыта без румян и грима. Пронзительный иронический взгляд Воланда близок автору, который рассматривает отдельного человека и все человечество с определенной дистанции - культурной, временной, - стремясь выявить нравственную сущность людей. При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные истины.

Таким образом, двенадцатая глава, являясь кульминацией сюжетной линии «Воланд - москвичи», играет очень важную роль в раскрытии философского и политического подтекста романа, отражает его стилевое богатство и своеобразие.

Глава 12. Черная магия и ее разоблачение

Маленький человекв дырявомжелтом котелкеи с грушевидным малиновым носом, в клетчатых брюках и лакированных ботинках выехал на сцену Варьете на обыкновенном двухколесномвелосипеде. Под звуки фокстрота он сделал круг, а затемиспустилпобедныйвопль,отчеговелосипедподнялсянадыбы.

Проехавшисьнаодномзаднемколесе, человек перевернулсявверхногами, ухитрился на ходу отвинтить переднее колесо и пустить его за кулисы, а затем продолжал путь на одном колесе, вертя педали руками.

Навысокой металлической мачтес седломнаверхуисодним колесом выехала полная блондинка втрико и юбочке, усеянной серебряными звездами, и стала ездить покругу.Встречаясьсней, человек издавалприветственные крики и ногой снимал с головы котелок.

Наконец, прикатил малютка лет восьмисо старческимлицомизашнырял междувзрослыми накрошечной двухколеске, к которой был приделан громадный автомобильный гудок.

Сделав несколькопетель,вся компания под тревожную дробь барабана из оркестра подкатилась к самомукраю сцены, изрители первых рядов ахнулии откинулись, потому что публике показалось, что вся тройка со своими машинами грохнется в оркестр.

Но велосипеды остановились как раз в тот момент, когда передниеколеса ужегрозили соскользнутьвбездну на головымузыкантам.Велосипедисты с громкимкриком "Ап!" соскочилис машин ираскланялись,причемблондинка посылала публике воздушныепоцелуи,а малютка протрубилсмешной сигнал на своем гудке.

Рукоплескания потряслиздание, голубойзанавес пошелс двух сторон и закрыл велосипедистов, зеленые огни с надписью "выход" у дверей погасли, и в паутине трапецийпод куполом,каксолнце,зажглись белыешары. Наступил антракт перед последним отделением.

Единственнымчеловеком, которого ни в коей мере не интересовали чудеса велосипедной техники семьи Джулли, был Григорий Данилович Римский.В полном одиночестве он сидел в своем кабинете, кусал тонкие губы, и по лицу его то и делопроходиласудорога.Кнеобыкновенномуизчезновению Лиходеева присоединилосьсовершеннонепредвиденноеисчезновениеадминистратора Варенухи.

Римскому былоизвестно,кудаонушел, ноонушели... непришел обратно! Римский пожимал плечами и шептал сам себе:

Но за что?!

И,странное дело:такому деловомучеловеку, какфиндиректор,проще всего, конечно, было позвонить туда, куда отправился Варенуха, и узнать, что с тем стряслось, а между тем он до десяти часов вечера не мог принудить себя сделать это.

В десять же,совершив над собою форменное насилие, Римский снял трубку с аппарата и тут убедился втом, что телефон его мертв. Курьер доложил, что и остальныеаппараты в здании испортились.Это, конечно, неприятное, но не сверхъестественное событиепочему-то окончательно потрясло финдиректора, но в то же время и обрадовало: отвалилась необходимость звонить.

В то время,как над головой финдиректора вспыхнула изамигала красная лампочка, возвещаяначалоантракта,вошел курьер исообщил, чтоприехал иностранныйартист. Финдиректора почему-то передернуло, и,став ужсовсем мрачнее тучи, он отправился за кулисы, чтобыприниматьгастролера, так как более принимать было некому.

В большуюуборную изкоридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разнымипредлогамизаглядывалилюбопытные.Тутбылифокусникив ярких халатах ивчалмах, конькобежец в белой вязанойкуртке, бледныйот пудры рассказчик и гример.

Прибывшаязнаменитость поразила всехсвоим невиданным по длине фраком дивного покроя и тем, что явиласьв черной полумаске. Но удивительнее всего были двоеспутниковчерного мага: длинныйклетчатый в треснувшем пенсне и черныйжирный кот, который, войдя в уборнуюназаднихлапах,совершенно непринужденно сел на диван, щурясь на оголенные гримировальные лампионы.

Римский постарался изобразить на лице улыбку,отчегооносделалось кислым и злым, и раскланялсяс безмолвным магом,сидящим рядомс котом на диване.Рукопожатия не было. Зато развязный клетчатый самотрекомендовался финдиректору,назвавсебя"ихнийпомощник".Этообстоятельство удивило финдиректора,и опять-такинеприятно:вконтракте решительноничегоне упоминалось ни о каком помощнике.

Весьма принужденно и сухо Григорий Данилович осведомился у свалившегося ему на голову клетчатого о том, где аппаратура артиста.

Алмазвынашнебесный,драгоценнейшийгосподиндиректор,- дребезжащим голосом ответил помошникмага, - нашааппаратуравсегдапри нас.Вотона! Эйн,цвей, дрей!-и,повертевперед глазамиРимского узловатыми пальцами, внезапно вытащил из-за ухау кота собственные Римского золотыечасысцепочкой, которыедо этого были у финдиректора в жилетном кармане под застегнутым пиджаком и с продетой в петлю цепочкой.

Римский невольноухватился заживот, присутствующие ахнули, а гример, заглядывающий в дверь, одобрительно крякнул.

Ваши часики? Прошу получить, - развязноулыбаясь, сказал клетчатый и на грязной ладони подал растерянному Римскому его собственность.

Стакимв трамвай не садись,- тихо ивесело шепнул рассказчик гримеру.

Нокототмочилштукупочищеномерасчужимичасами.Неожиданно поднявшись сдивана,он на задних лапах подошел кподзеркальному столику, переднейлапойвытащил пробку из графина, налил воды встакан, выпилее, водрузил пробку на место и гримировальной тряпкой вытер усы.

Тутникто даже ине ахнул,только рты раскрыли, а гримервосхищенно шепнул:

Ай, класс!

Тут втретийраз тревожно загремелизвонки,ивсе, возбужденныеи предвкушающие интересный номер, повалили из уборной вон.

Черезминутувзрительномзалепогаслишары,вспыхнулаидала красноватый отблескна низ занавесарампа, ив освещеннойщелизанавеса предстал перед публикой полный, веселыйкак дитя человек сбритым лицом, в помятомфракеи несвежембелье.ЭтобылхорошознакомыйвсейМоскве конферансье Жорж Бенгальский.

Итак,граждане,- заговорилБенгальский,улыбаясьмладенческой улыбкой, -сейчас передвамивыступит... - тут Бенгальскийпрервал сам себя и заговорил с другими интонациями: - Я вижу, что количество публикик третьему отделению еще увеличилось. У нас сегодня половина города! Как-то на днях встречаюя приятеля и говорю ему: "Отчегонезаходишь к нам? Вчера у нас была половина города". А он мне отвечает: "А я живу вдругой половине!"

Бенгальскийсделал паузу, ожидая, что произойдет взрыв смеха, но так как никтоне засмеялся,тоонпродолжал:- ...Итак,выступаетзнаменитый иностранный артистмосьеВоланд с сеансомчерной магии! Ну, мы-тос вами понимаем, -тут Бенгальский улыбнулся мудройулыбкой, - что еевовсе не существует на свете ичтоонане что иное, как суеверие, а просто маэстро Воланд в высокой степени владеет техникой фокуса, что и будет видно из самой интересной части, тоесть разоблачения этойтехники, а так как мы всекак один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

Произнеся всю эту ахинею, Бенгальский сцепил обе руки ладонь к ладони и приветственно замахалимив прореззанавеса, отчеготот, тихо шумя,и разошелся в стороны.

Выходмагас его длинным помощникомикотом, вступившим на сцену на задних лапах, очень понравился публике.

Кресломне, -негромкоприказалВоланд,ив тужесекунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло,в которое и сел маг. - Скажимне,любезныйФагот,- осведомилсяВоландуклетчатогогаера, носившего,по-видимому, и другоенаименование,кроме "Коровьев",-как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

Магпоглядел назатихшую,пораженнуюпоявлениемкресла извоздуха публику.

Точно так, мессир, - негромко ответил Фагот-Коровьев.

Тыправ. Горожане сильно изменились, внешне,я говорю, каки сам город,впрочем.О костюмах нечего уж иговорить, но появилисьэти... как их... трамваи, автомобили...

Автобусы, - почтительно подсказал Фагот.

Публикавнимательно слушала этот разговор,полагая,чтоон является прелюдиейкмагическим фокусам. Кулисы былизабитыартистамии рабочими сцены, и между их лицами виднелось напряженное, бледное лицо Римского.

Физиономия Бенгальского,приютившегосясбоку сцены,началавыражать недоумение.Ончуть-чутьприподнялбровьи,воспользовавшисьпаузой, заговорил:

Иностранный артиствыражаетсвое восхищениеМосквой,выросшейв техническомотношении, атакжеи москвичами,- тутБенгальскийдважды улыбнулся, сперва партеру, а потом галерее.

Воланд, Фагот и кот повернули головы в сторону конферансье.

Разве я выразил восхищение? - спросил маг у Фагота.

Никак нет, мессир, вы никакоговосхищения не выражали,-ответил тот.

Так что же говорит этот человек?

А он попростусоврал! -звучно,навесь театр сообщил клетчатый помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: - Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

С галерки плеснуло смешком, а Бенгальский вздрогнул и выпучил глаза.

Номеня,конечно,нестолькоинтересуютавтобусы,телефоныи прочая...

Аппаратура! - подсказал клетчатый.

Совершенно верно, благодарю, - медленно говорил маг тяжелым басом, -сколькогораздоболееважныйвопрос:изменилисьлиэтигорожане внутренне?

Да, это важнейший вопрос, сударь.

В кулисахстали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальскийстоял красный, аРимскийбыл бледен. Но тут, как быотгадав начавшуюся тревогу, маг сказал:

Однакомы заговорились,дорогой Фагот, а публика начинает скучать. Покажи для начала что-нибудь простенькое.

Зал облегченно шевельнулся.Фагот и кот разошлисьв разные стороны по рампе. Фагот щелкнул пальцами, залихватски крикнул:

Три, четыре! - поймализ воздуха колоду карт, стасовал ее и лентой пустилкоту.Котлентуперехватили пустилееобратно.Атласная змея фыркнула,Фаготраскрылрот, какптенец, ивсюее,картузакартой, заглотал.

Послеэтогокот раскланялся,шаркнув правой заднейлапой, ивызвал неимоверный аплодисмент.

Класс, класс! - восхищенно кричали за кулисами.

А Фагот тыкнул пальцем в партер и объявил:

Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится вседьмом ряду у гражданина Парчевского, какраз между трехрублевкой и повесткойо вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой.

Впартерезашевелились,началипривставать,и,наконец,какой-то гражданин, которого, точно,звали Парчевским,весьпунцовый от изумления, извлек из бумажника колодуи стал тыкатьею в воздух, незная, чтос нею делать.

Пусть она останется у вас на память!- прокричал Фагот. - Недаром же вы говориливчера за ужином,что кабы не покер, то жизнь вашав Москве была бы совершенно несносна.

Стара штука, - послышалось с галерки, - этотв партере из той же компании.

Вы полагаете? - заорал Фагот, прищуриваясьнагалерею, - в таком случае, и вы в одной шайке с нами, потому что она у вас в кармане!

На галерке произошло движение, и послышался радостный голос:

Верно! У него! Тут, тут... Стой! Да это червонцы!

Сидящиевпартереповернулиголовы.На галерее какой-тосмятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке: "Одна тысяча рублей".

Соседи навалились на него,а онв изумленииковырялногтем обложку, стараясь дознаться, настоящие ли это червонцы или какие-нибудь волшебные.

Ей богу, настоящие! Червонцы! - кричали с галерки радостно.

Сыграйтеисо мной в такую колоду,- веселопопросилкакой-то

толстяк в середине партера.

Авекплезир!- отозвался Фагот, - но почему же с вами одним? Все примут горячее участие! - и скомандовал: - Прошу глядеть вверх!... Раз! - в руке у него показался пистолет, он крикнул: - Два! - Пистолет вздернулся кверху.Онкрикнул: -Три!- сверкнуло, бухнуло,и тотчасжеиз-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки.

Они вертелись,их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену.Через несколькосекунд денежный дождь,всегустея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить.

Поднималисьсотнирук, зрителисквозь бумажкиглядели на освещенную сценуивидели самыеверныеиправедныеводяные знаки.Запах тожене оставлял никаких сомнений: этобыл ни с чем по прелести не сравнимыйзапах только что отпечатанныхденег.Спервавеселье, а потом изумленье охватило весь театр. Всюдугудело слово"червонцы, червонцы", слышались восклицанья "ах, ах!" ивеселый смех. Кое-ктоуже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки.

На лицах милиции помаленьку стало выражаться недоумение, аартисты без церемонии начали высовываться из кулис.

Вбельэтаже послышалсяголос: "Тычего хватаешь?Этомоя!Комне летела!" Идругой голос:"Да ты нетолкайся, я тебя самтак толкану!"И вдругпослышаласьплюха. Тотчасв бельэтаже появился шлем милиционера, из бельэтажа кого-то повели.

Вообщевозбуждениевозрастало,инеизвестно,вочтобывсеэто вылилось,еслибыФаготнепрекратил денежный дождь,внезапнодунув в воздух.

Двое молодыхлюдей,обменявшисьмногозначительным веселымвзглядом, снялись с мест и прямехонько направились в буфет. В театре стоял гул, у всех зрителей возбужденно блестели глаза. Да, да, неизвестно,во чтобы все это вылилось, если быБенгальский ненашел в себесилыине шевельнулся бы.

Стараясьпокрепчеовладетьсобой,он по привычке потеррукииголосом наибольшей звучности заговорил так:

Вот, граждане, мыс вамивидели случай такназываемогомассового гипноза.Чисто научныйопыт, как нельзялучше доказывающий,чтоникаких чудеси магии несуществует. Попросим жемаэстро Воланда разоблачитьнам этот опыт. Сейчас,граждане, вы увидите, какэти,якобы денежные, бумажки исчезнут так же внезапно, как и появились.

Тут он зааплодировал, но в совершенном одиночестве,и на лице при этом у него играла уверенная улыбка, но в глазах этой уверенности отнюдь не было, и скорее в них выражалась мольба.

Публике речь Бенгальского непонравилась.Наступилополное молчание, которое было прервано клетчатым Фаготом.

Это опять-таки случай так называемого вранья,- объявил он громким козлиным тенором, - бумажки, граждане, настоящие!

Браво! - отрывисто рявкнул бас где-то в высоте.

Между прочим, этот, - тутФаготуказал наБенгальского,- мне надоел. Суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс! Что бы нам такое с ним сделать?

Голову ему оторвать! - сказал кто-то сурово на галерке.

Каквыговорите?Ась?-тотчас отозвался наэтобезобразное предложениеФагот,- голову оторвать? Это идея! Бегемот!-закричал он коту, - делай! Эйн, цвей, дрей!

И произошла невиданная вещь.Шерсть на черном коте встала дыбом, ион раздирающемяукнул. Затем сжался вкомоки, как пантера, махнулпрямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил на голову.Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, вдва поворота сорвал эту голову с полной шеи.

Две споловинойтысячичеловек в театревскрикнули какодин. Кровь фонтанами изразорванныхартерий на шее ударила вверх и залила и манишку и фрак. Безглавое телокак-тонелепо загребло ногами и село напол.В зале послышалисьистерические крики женщин. Котпередал голову Фаготу,тотза волосы поднял ееи показал публике, иголова эта отчаянно крикнула на весь театр:

Доктора!

Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь? - грозно спросил Фагот у плачущей головы.

Не буду больше! - прохрипела голова.

Ради бога, не мучьте его!- вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос, и маг повернул в сторону этого голоса лицо.

Такчтоже,граждане,простить его, чтоли?-спросил Фагот, обращаясь к залу.

Простить! Простить! - раздались вначале отдельные и преимущественно женские голоса, а затем они слились в один хор с мужскими.

Как прикажете, мессир? - спросил Фагот у замаскированного.

Ну что же, - задумчиво отозвался тот,-они-люди как люди. Любят деньги,но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы тени были сделаны, из кожи ли, из бумагили, из бронзыили из золота. Ну,легкомысленны...ну,чтож...и милосердиеиногдастучитсявих сердца...обыкновенные люди...вобщем, напоминаютпрежних... квартирный вопрос только испортил их... - и громко приказал: - Наденьте голову.

Кот, прицелившись поаккуратнее,нахлобучил голову на шею,и она точно села на свое место, как будто никуда и не отлучалась.

И главное, даже шрама на шее никакогоне осталось. Кот лапами обмахнул фракБенгальскогои пластрон,и с них исчезли следыкрови.Фагот поднял сидящего Бенгальского наноги,сунул ему в карманфрака пачку червонцев и выпроводил со сцены со словами:

Катитесь отсюда! Без вас веселей.

Бессмысленнооглядываясьишатаясь,конферансьедобрелтолькодо пожарного поста, и там с ним сделалось худо. Он жалобно вскрикнул:

Голова моя, голова!

Вчисле прочих кнему бросился Римский. Конферансьеплакал, ловилв воздухе что-то руками, бормотал:

Отдайтемою голову! Головуотдайте!Квартирувозьмите,картины возьмите, только голову отдайте!

Курьер побежалзаврачом. Бенгальскогопробовали уложить на диванв уборной,ноон стал отбиваться,сделался буен. Пришлось вызыватькарету. Когда несчастногоконферансьеувезли,Римскийпобежал обратно на сцену и увидел, чтона ней происходят новые чудеса.Да, кстати, в это ли время или немножко раньше, но только маг, вместе со своимполинялым креслом, исчез со сцены, причемнадосказать,чтопубликасовершенноэтогоне заметила, увлеченная теми чрезвычайными вещами, которые развернул на сцене Фагот.

А Фагот, спровадив пострадавшего конферансье, объявил публике так:

Таперича, когда этогонадоедалу сплавили, давайтеоткроемдамский магазин!

И тотчасполсцены покрылся персидскими коврами,возниклигромадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в нихзрители в веселом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женскиеплатья. Это водних витринах, а в других появилисьсотнидамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель - черных, белых, желтых, кожаных,атласных, замшевых,ис ремешками, и с камушками. Между туфель появились футляры, и в них заиграли светом блестящие гранихрустальных флаконов. Горы сумочек из антилоповой кожи, иззамши, из шелка,амеждуними-целыегрудычеканных золотыхпродолговатых футлярчиков, в которых бывает губная помада.

Чертзнает откудавзявшаясярыжая девицав вечернем черном туалете, всем хорошая девица, кабы непортил ее причудливый шрам на шее, заулыбалась у витрин хозяйской улыбкой.

Фагот,сладкоухмыляясь,объявил,чтофирмасовершеннобесплатно производитобменстарыхдамскихплатьевиобуви напарижские модели и парижскую жеобувь. То жесамоеон добавил относительно сумочек,духов и прочего.

Котначалшаркать задней лапой, передней ивто же времявыделывая какие-то жесты, свойственные швейцарам, открывающим дверь.

Девицахотьисхрипотцой,носладкозапела,картавя,что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:

Герлэн, шанельномерпять, мицуко, нарсис нуар,вечерниеплатья, платья коктейль...

Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины.

Прошу! - орал Фагот, - без всякого стеснения и церемоний!

Публика волновалась, но идти на сцену пока никто не решался. Но наконец какая-то брюнеткавышла из десятогоряда партера и,улыбаясь так, что ей, мол, решительно всеравно и в общемнаплевать,прошла и по боковому трапу поднялась на сцену.

Браво! -вскричал Фагот,-приветствуюпервуюпосетительницу! Бегемот, кресло! Начнем с обуви, мадам.

Брюнетка села в кресло, и Фагот тотчас вывалил на ковер перед нею целую груду туфель.

Брюнетка сняласвоюправуютуфлю,примериласиреневую, потопалав ковер, осмотрела каблук.

А они не будут жать? - задумчиво спросила она.

На это Фагот обиженно воскликнул:

Что вы, что вы! - и кот от обиды мяукнул.

Яберу эту пару, мосье, - сказала брюнетка с достоинством, надевая и вторую туфлю.

Старыетуфлибрюнеткибыливыброшенызазанавеску,итудаже проследовала и сама она в сопровождении рыжейдевицыи Фагота,несшего на плечикахнесколькомодельных платьев. Котсуетился, помогал идляпущей важности повесил себе на шею сантиметр.

Черезминутуиз-за занавескивышла брюнетка в таком платье,чтопо всемупартерупрокатилсявздох.Храбраяженщина,доудивительности похорошевшая, остановилась у зеркала, повела обнаженными плечами,потрогала волосы на затылке и изогнулась, стараясь заглянуть себе за спину.

-Фирмапроситваспринять это напамять, - сказал Фагот и подал брюнетке открытый футляр с флаконом.

- Мерси, - надменно ответила брюнетка и пошла по трапу в партер. Пока она шла, зрители вскакивали, прикасались к футляру.

И вот тут прорвалоначисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины. В общем возбужденном говоре, смешках и вздохах послышался мужской голос: "Я не позволю тебе!"- и женский:"Деспотимещанин,неломайтемне руку!" Женщины исчезали за занавеской,оставлялитамсвои платьяивыходилив новых.На табуретках сзолоченыминожками сиделцелый ряд дам, энергично топаяв ковер зановообутыми ногами.Фагот становился на колени, орудовал роговой надевалкой, кот, изнемогая под грудами сумочек и туфель, таскался от

витрины к табуретам и обратно, девица с изуродованной шеей то появлялась, то исчезала и дошла до того, что уж полностью сталатарахтеть по-французски, и удивительнобыло то, что ее с полуслова понималивсе женщины,даже те из них, что не знали ни одного французского слова.

Общее изумление вызвал мужчина, затесавшийся на сцену. Он объявил,что у супруги его грипп и чтоон поэтому проситпередать ейчто-нибудьчерез него. Вдоказательство жетого, что он действительно женат, гражданинбыл готов предъявить паспорт. Заявление заботливого мужа было встречено хохотом, Фаготпроорал,что верит, каксамомусебе,ибезпаспорта,ивручил гражданину две пары шелковых чулок, кот от себя добавил футлярчик с помадой.

Опоздавшиеженщинырвались на сцену,сосцены теклисчастливицыв бальныхплатьях,впижамахсдраконами, в строгих визитныхкостюмах, в шляпочках, надвинутых на одну бровь.

Тогда Фаготобъявил, что запоздним временеммагазинзакрывается до завтрашнего вечера ровно через одну минуту, и неимоверная суета поднялась на сцене. Женщины наскоро, без всякой примерки,хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску,сбросилатамсвой костюми овладелапервым, что подвернулось,-шелковым, в громадныхбукетах,халатоми, крометого, успела подцепить два футляра духов.

Ровночерезминутугрянулпистолетныйвыстрел,зеркалаисчезли, провалились витриныитабуретки,коверрастаял ввоздухе также, как и занавеска. Последней исчезла высоченная гора старых платьев и обуви, и стала сцена опять строга, пуста и гола.

И вот здесь в дело вмешалось новое действующее лицо.

Приятный звучный и очень настойчивый баритон послышался из ложи N 2:

- Все-таки желательно,гражданинартист,чтобывынезамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов, в особенности фокусс денежными бумажками. Желательнотакжеи возвращение конферансьена сцену. Судьба его волнует зрителей.

Баритонпринадлежалнекому иному, какпочетному гостю сегодняшнего вечераАркадию Аполлоновичу Семплеярову, председателю акустической комиссии московских театров.

Аркадий Аполлоновичпомещался в ложе с двумя дамами: пожилой, дорого и модно одетой, и другой - молоденькойи хорошенькой, одетой попроще. Первая изних, каквскоревыяснилосьприсоставлениипротокола, была супругой АркадияАполлоновича, авторая- дальней родственницей его, начинающей и подающей надежды актрисой, приехавшей изСаратова и проживающей на квартире Аркадия Аполлоновича и его супруги.

-Пардон!-отозвалсяФагот, -яизвиняюсь, здесьразоблачать нечего, все ясно.

- Нет,виноват! Разоблачение совершеннонеобходимо.Без этоговаши блестящиеномера оставят тягостноевпечатление. Зрительская массатребует объяснения.

- Зрительская масса, - перебил Семплеярова наглый гаер,- как будто ничего незаявляла? Но, принимая во внимание ваше глубокоуважаемое желание, Аркадий Аполлонович,я, так ибыть, произведу разоблачение.Нодля этого разрешите еще один крохотный номерок?

- Отчего же, - покровительственно ответилАркадий Аполлонович, - но непременно с разоблачением!

- Слушаюсь, слушаюсь. Итак, позвольте вас спросить, где выбыли вчера вечером, Аркадий Аполлонович?

Приэтомнеуместноми даже,пожалуй,хамскомвопросе лицо Аркадия Аполлоновича изменилось, и весьма сильно изменилось.

- АркадийАполлонович вчера вечеромбылназаседанииакустической комиссии, - очень надменно заявила супруга Аркадия Аполлоновича, - но я не понимаю, какое отношение это имеет к магии.

- Уй,мадам!-подтвердилФагот, -натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении. Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера небыло, АркадийАполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых прудах (весь театрзатих), а самнаавтобусе поехалнаЕлоховскую улицувгостик артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов.

- Ой! - страдальчески воскликнул кто-то в полной тишине.

Молодая же родственница Аркадия Аполлоновича вдруг расхохоталась низким и страшным смехом.

- Всепонятно! - воскликнулаона, - и я давно уже подозревала это. Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!

И,внезапноразмахнувшиськоротким итолстым лиловымзонтиком, она ударила Аркадия Аполлоновича по голове.

Подлый же Фагот, и он же Коровьев, прокричал:

- Вот, почтенные граждане, один изслучаев разоблачения, которого так назойливо добивался Аркадий Аполлонович!

- Как смела ты,негодяйка, коснуться АркадияАполлоновича? - грозно спросила супругаАркадияАполлоновича,поднимаясьв ложевовесьсвой гигантский рост.

Второйкороткийприливсатанинскогосмехаовладелмолодой родственницей.

- Уж кто-кто, - ответила она, хохоча, - а уж я-то смею коснуться! - и второй разраздался сухойтреск зонтика, отскочившего отголовы Аркадия Аполлоновича.

-Милиция! Взятьее! -такимстрашным голосом прокричаласупруга Семплеярова, что у многих похолодели сердца.

Атутещекотвыскочилкрампеивдруг рявкнулнавесьтеатр человеческим голосом:

- Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!

Ополоумевшийдирижер,неотдаваясебеотчетавтом, чтоделает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражениюкота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш.

На мгновеньепочудилось,что будто слышаны былинекогда, подюжными звездами,в кафешантане,какие-томалопонятные, норазудалые слова этого марша:

Его превосходительство

Любил домашних птиц

И брал под покровительство

Хорошеньких девиц!!!

А можетбыть,не было никакихэтихслов,а были другиена этуже музыку, какие-то неприличные крайне. Важно не это, а важно то, что в Варьете после всегоэтогоначалосьчто-товродестолпотворения вавилонского.К Семплеяровской ложе бежала милиция,набарьер лезлилюбопытные, слышались адские взрывыхохота,бешеные крики, заглушаемые золотым звоном тарелок из оркестра.

И виднобыло,что сцена внезапно опустела и что надувало Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот,растаялив воздухе, исчезли, как раньше изчез маг в кресле с полинявшей обивкой.

[ М.А.Булгаков ]|[ Мастер и Маргарита - Оглавление ]|[ Библиотека « Вехи » ]

© 2001, Библиотека « Вехи »

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – многоплановое
Произведение, в котором причудливо переплетаются три основные
Сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся
Романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события,
Связанные с пребыванием дьявола в современной Булгакову Москве.
Последняя сюжетная линия является сатирической: писатель
Использует нечистую силу как своеобразный прожектор, беспощадно
Высвечивающий социальные и человеческие недостатки Москвы
И москвичей. Сатирическое

Обозрение занимает основной объем первой
Части и достигает кульминации в главе “Черная магия и ее
Разоблачение”.
Воланд еще не назван прямо – сатаной (это сделает Мастер в следующей
Главе), но читатель, конечно, уже догадывается, что с “профессором
” Воландом дело нечисто. Вряд ли артист-фокусник, пусть
Даже самого высокого класса, мог бы с такой точностью предсказать
Смерть Берлиоза, “выкинуть” в Ялту Степу Лиходеева, свести
С ума Бездомного, занять “нехорошую квартиру” № 50. К тому же
Воланд говорит о своем пребывании во дворце Понтия Пилата,
Знакомстве с Кантом – его могущество не исчерпывается московскими
“проделками”. В начале главы читатель еще не знает, зачем
Воланду понадобилось выступление в театре Варьете, но подозревает
Какой-то подвох.
Прибывшего в театр мага встречает финдиректор Римский. Остальные
Представители администрации таинственно исчезли: директор
Лиходеев шлет в театр какие-то фантастические телеграммы о том,
Что он якобы заброшен “гипнозом” в Ялту, администратор Варенуха
Отправился с этими телеграммами в “соответствующие органы”
И тоже пропал. “Но за что?!” – недоумевает Римский, боясь позвонить
В то грозное учреждение, куда ушел Варенуха. Булгаков бесстрашно
Затрагивает в романе крайне опасную тему репрессий 30-х годов.
Невинных людей арестовывали, они исчезали, как будто “их черт
Утащил”, а остальные продолжали жить в покорности и страхе. Булгаков
Находит в себе силы высмеять эту рабскую покорность. Так,
Например, Варенухе “повезло”: его всего лишь похитили демоны и
Превратили на время в вампира.
Явление мага производит сильное впечатление на работников
Театра, особенно поражает его свита. Воланд в черной полумаске
Сдержан и молчалив, зато его спутники начинают представление уже
За кулисами. “Длинный клетчатый в треснувшем пенсне” непрерывно
Болтает какую-то чепуху и тут же демонстрирует “магическую аппаратуру
“, вытащив у Римского золотые часы. Огромный черный
Кот еще не разговаривает, но уже расхаживает на задних лапах и пьет
Воду из стакана, как человек.
Выступление мага начинается довольно странно. Вместо того,
Чтобы развлекать публику, он усаживается в неизвестно откуда взявшееся
На сцене кресло и начинает обсуждать с “клетчатым” Фаготом
Москву и москвичей. Воланд отмечает, что город и его обитатели
Сильно изменились внешне, но его интересует “гораздо более важный
Вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” Теперь становится
Ясно, зачем Воланду понадобилось это выступление. Давно
Не бывавший в Москве дьявол хочет узнать, каковы ее нынешние
Жители. Настоящее представление будет давать публика, а зритель
Окажется лишь один-Воланд.
Далее начинается проверка москвичей различными дьявольскими
Соблазнами. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих соблазнах
Нет – Воланд лишь заставляет зрителей раскрыться внутренне.
Фагот устраивает денежный дождь, и публика охотно бросается
С мест ловить “капризные бумажки”. Бездарному конферансье Бенгальскому,
Надоедающему всем пошлыми замечаниями, кот Бегемот,
По просьбе зрителей, отрывает голову. Причем голова продолжает
Жить и даже умолять о прощении. Зрители заступаются за беднягу
Конферансье, и Бегемот “нахлобучивает” голову на место.
Воланду достаточно наблюдений, чтобы сделать вывод:”… люди
Как люди. Любят деньги… Ну, легкомысленные… ну, что же… и милосердие
Иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный
Вопрос только испортил их…” Убедившись в том, что человеческая
Природа не меняется, дьявол исчезает. Но его спутники
Продолжают раскрывать недостатки публики.
На сцене появляется “дамский магазин”, в котором гражданки
Могут бесплатно приобрести недоступные советскому человеку заграничные
Наряды, косметику, сумочки… Естественно, что после
Минутного замешательства публика валом валит на сцену, возникает
Чудовищный ажиотаж, даже один мужчина прорывается в магазин
За подарком для больной супруги.
Завершается глава разоблачением, но только не “черной магии”,
А присутствующего в зале начальства. Когда важное в культурном
Мире лицо, товарищ Семплеяров, просит произвести идеологически
Необходимое разоблачение всех чудес, Фагот публично разоблачает
Начальника. Выясняется, что Семплеяров “берет под покровительство
Хорошеньких девиц”, соблазняя их обещанием главной роли
В театре. Происходит невиданный скандал, публика хохочет, и в этой
Неразберихе тают в воздухе Фагот с Бегемотом.
Итак, сеанс “черной магии” является кульминацией первой части
Романа. Собрав полный зал в Варьете, Воланд проводит своеобразное
“социологическое исследование”, заставляя москвичей обнажить
Душевные недостатки. Конечно, не все горожане таковы, среди них есть
Мастер и Маргарита, способные к настоящему творчеству и любви,
Бездомный, переживающий внутренний переворот, но в Варьете
Собираются обыватели, подверженные обычным человеческим страстям.
Они падки до денег и нарядов, легкомысленны и лживы – словом,
“люди как люди”. Булгаков не мог исправить человеческую природу
И социальные пороки своего времени, но он противопоставлял им
Мощное оружие – беспощадный смех. Поэтому время не властно
Над его удивительным романом.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода “Сеанс черной магии в Варьете”

Другие сочинения:

  1. “Господи! Что есть человек, что ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?” – написано в 143 Псалме Давида. Сколько веков прошло со дня написания этих слов, а человек так и остался главной загадкой, и вечные, Read More ......
  2. М. А Булгаков – один из ярчайших писателей XX века. Прекрасная фантастика и сатира романа “Мастер и Маргарита” сделали произведение одним из самых читаемых в советское время, когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки социальной системы, пороки общества. Именно поэтому Read More ......
  3. Одной из причин, побудивших “профессора черной магии” Воланда “в час небывало жаркого заката” посетить столицу, является его стремление познакомиться с москвичами. В так называемых “московских” главах мы видим преимущественно единичные образы московских жителей, выхваченных из толпы. На первых страницах романа Read More ......
  4. Образ дьявола – нередкое явление в произведени­ях мировой классики. Свое осмысление ему давали Гете, Лесаж, Гоголь и другие. Традиционно дьявол выполняет две миссии: искушает и наказывает чело­века. В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” дья­вол появляется, чтобы проверить, “изменились ли Read More ......
  5. Всю жизнь люди ведут споры о том, что есть добро и зло, пытаясь провести между этими понятиями четкую границу. В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятие добра, милосердия и сострадания, за спиною которого Read More ......
  6. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит Read More ......
  7. Уникальность романа “Мастер и Маргарита” заключается в многообразном переплетении повторяющихся динамических образов и тем. Связи между ними в основном ассоциативны. Именно эта особенность романа создает сложность при его анализе, поэтому, рассматривая ключевую для понимания сцену бала, постараемся понять логику ассоциативных Read More ......
  8. Смерть великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла всю страну. Весть о его гибели от руки иностранца Дантеса быстро распространилась. Это событие сразу всколыхнуло все вокруг. Внезапно все осознали величие гения Пушкина. И тут же в обществе стали распространяться легенды Read More ......
Анализ эпизода “Сеанс черной магии в Варьете”
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...