Ринолалия причины классификация. Открытая ринолалия

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии : открытая, закрытая, смешанная.

ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ (О.Р.)

Ротовые звуки приобретают назальность. Наиб. заметно - гласных и и у( рот.полость сужена), наим. назальный оттенок а ( рот. полость широко раскрыта). Значительно нарушается тембр при произнесении согласных .

Виды О.Р.:

1)Функциональная О.Р. Причина- недостаточный подъем мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм - «привычная»О.Р. (наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба). Нет изменений твердого или мягкого нёба. Отмечается более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

2)Органическая О.Р.: а)Приобретенная О.Р.- при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.

Причина- повреждение языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

б) врожденная О.Р .. Часто причина- врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Причинами возникновения расщелин лица могут быть генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития Различают биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза. Семейный хар-р редок.

Классификация врожденных расщелин:

1)Врожденные расщелины верхней губы : 1) скрытая расщелина; 2)неполная расщелин (а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа); 3)полная расщелина.

2)Врожденные расщелинынёба: 1) расщелина мягкого нёба(скрытые (субмукозные); неполные; полные);2) расщелины мягкого и твердого нёба(скрытая; неполная; полная);3)полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба(односторонняя; двусторонняя);4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба(односторонняя; двусторонняя.

Для выявления скрытой расщелины(логопеду трудно выявить) - внимание на зад. поверхность нёба: при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника; слизист. оболочка – истончена, более бледной окраски.

Нарушения нёба могут сочетаться с расщелинами губы. Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Этапы хирургич.лечения: несращение губы обычно:от 10 дней до 1года; операции на нёбе- до 5 лет; устранение остаточ. дефектов верх.губы, носа и деформации нёба 7 - 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации недостаточно.Необходима помощь ряда специалистов, она оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения (Б. Я. Булатовская) и лечения

Психич. развитие детей с расщелинами- разнород.гр.: с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией.

Встречаются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. Часто отмечаются психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.

Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива. Механизм нарушения при О.Р.:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.

Дисграфические ошибки: 1)замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к - д, т, м - б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи: придет - «принет», дал - «нал»; 2) пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» - в синем, «крельца» - крыльца, 3)замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» - железо, «закрузились» - закружились; 4) трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» - прячутся, Звук ц заменяется на с: «скворес» - скворец; 5)смешения звонких и глухих согласных: «изправь» - исправь, «в портвеле» - в портфеле; 6)пропуск одной буквы из стечения: «расвел» - расцвел; 7) Звук л заменяется р, р на л: «проварился» - провалился, «подпрыла» - подплыла.

Степень нарушения письма зависит от: глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды. Необходимо развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи.

Для детей школьного возраста с ринолалией, с ОНР - недостаточность в развитии лексики и грам строя. Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии.

В письменной речи :неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме. Распространенными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений. Чтение : смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения, страдает и понимание прочитанного

Ринолалия – это нарушение артикуляции, обусловленное неправильным строением и функционированием речевого аппарата (носоглотки, носовой полости, твердого и мягкого неба). Из-за этого голосовая струя излишне или, напротив, недостаточно резонирует в носовой полости при разговоре, а гласные и согласные приобретают носовое звучание. Ринолалия у детей характеризуется не только искаженным произнесением звуков, но и задержками в развитии лексико-грамматической стороны речи по причине вторичных нарушений письма и фонематических процессов.

Диагностика ринолалии заключается в консультациях оториноларинголога, логопеда и челюстно-лицевого хирурга для установления функциональных и анатомических дефектов артикуляции, а также степени нарушения устной и письменной речи.

Коррекция ринолалии может включать как логопедическую и психотерапевтическую работу, так и физиотерапевтическое, ортодонтическое и хирургическое лечение.

Классификация и причины ринолалии

В зависимости от особенностей нарушения взаимодействия ротоглотки и носоглотки различают закрытую или открытую ринолалию.

Для закрытого типа заболевания характерно направление речевого выдоха только через рот. Из-за пониженного физиологического носового резонанса сильнее всего искажаются согласные звуки: м, мь, н, нь. При нормальной артикуляции воздух проникает в носовую полость, поскольку носоглоточный затвор открыт. При отсутствующем резонансе эти звуки – полностью ротовые: м произносится как б, н меняется на д. Понятийный аппарат речи из-за этого сильно страдает. Звучание гласных также смазано, поскольку они лишены некоторых тональных характеристик.

В соответствии с причинами ринолалии закрытого типа различают 2 ее формы:

  • Органическую. Вызывается анатомическими деформациями в носовой полости. Непроходимость удаляется хирургическим путем, после чего дефект речи пропадает, а дыхание становится нормальным;
  • Функциональную. Возникает в результате гиперфункции мягкого неба, которое за счет приподнятости направляет воздушную струю через рот. Это часто происходит при невротических расстройствах, поэтому лечением занимаются логопед и невролог. После лечения иногда сохраняется привычка неправильно произносить звуки.

Открытая ринолалия более распространена, чем закрытая. Воздух проходит одновременно через нос и рот, что обусловлено постоянно открытым сообщением между ротовой и носовой полостью. В результате возникает носовой резонанс, который меняет тембр всех звуков.

Это речевое нарушение также может быть органическим или функциональным. В первом случае причинами ринолалии являются как врожденные дефекты (расщелины верхней губы, мягкого и твердого неба), так и приобретенные вследствие травм, рубцов, парезов, параличей или опухолей. Во втором случае функциональная ринолалия обусловлена гипокинезом или гипофункцией мягкого неба, выражающейся в недостаточном его подъеме при фонации. Чаще всего встречается такая ринолалия у детей с низким мышечным тонусом, со слабыми нервными импульсами или после частых заболеваний носоглотки.

Если факторы, вызывающие закрытую и открытую ринолалию, комбинируются, то принято говорить о смешанном типе заболевания. Акустические и артикуляционные характеристики произносимых звуков страдают потому, что происходит утечка воздуха через нос при уменьшении носового резонанса.

Коррекция ринолалии

Комплексная коррекция ринолалии состоит в проведении следующих мероприятий:

  • Хирургическое исправление анатомических дефектов;
  • Ортодонтическое устранение и профилактика повторных деформаций верхней челюсти;
  • Лечебная общеукрепляющая физкультура;
  • Оториноларингологическая санация с целью предотвращения нарушения слуха;
  • Психотерапевтическая помощь.

Ринолалию у детей следует лечить как можно раньше, лучше всего завершить терапию до достижения подросткового возраста.

Основные направления ранней логопедической помощи:

  • Нормализация речевого и физиологического дыхания;
  • Восстановление правильного небно-глоточного смыкания;
  • Формирование корректной артикуляции;
  • Исправление звукопроизношения;
  • Устранение назального тембра голоса;
  • Закрепление навыков свободного речевого общения;
  • Приведение в норму просодической стороны речи;
  • Развитие звукового анализа и фонематического восприятия;
  • Предупреждение дисграфии и дислексии;
  • Контроль над общим развитием речи.

В коррекционной работе должны соблюдаться последовательность и систематичность обучения, а предлагаемый материал должен быть наглядным и доступным. Логопед должен постоянно следить за направлением воздушной струи, положением языка и лицевыми мышцами.

Эффективность лечения ринолалии зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

  • Выраженности артикуляционных дефектов;
  • Сопутствующих нарушений и заболеваний;
  • Сроков начала лечения;
  • Времени и качества проведенных операций;
  • Возраста больного;
  • Степени его компенсаторных возможностей;
  • Состояния слуха;
  • Особенностей личности;
  • Состояния интеллекта;
  • Влияния речевой среды.

После коррекции ринолалии результат оценивают по степени нормализации речи и отсутствию назализации.

При подготовке к общеобразовательной школе детей, страдающих ринолалией, необходимо обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход и учитывать не только особенности заболевания, но и микросоциальное окружение.

Правильное распределение лечебной и учебной нагрузки нужно для того, чтобы ребенок без переутомления мог выполнить все стоящие перед ним задачи. Под влиянием хирургических вмешательств дети, как правило, ослаблены соматически, у них снижена работоспособность, активность и выносливость. Поэтому лечение ринолалии должно быть четко организовано. Его продуктивность напрямую зависит от совместной работы врачей, педагогов и других специалистов.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Формы ринолалии

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи.

Характерно:

Нарушение произношения Носовы согласных звуков(м, м", н, н" звучат как ротовые б, б", д, д");

Нарушение произношения гласных (оно приобретает неестественный, мертвый оттенок);

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовой дыхание.

Передняя закрытая ринолалия возникает при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проводимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

Открытая ринолалия .

Характерно:

Нарушение тембра гласных звуков;

Нарушение тембра некоторых согласных. При произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки п, б, д, т, к и г, а также сонорные л и р звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной.

Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной.

Наиболее частой причиной врожденной формы является расщепление мягкого и твердого нёба.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.

Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, она бывает при фонации у детей с вялой артикуляцией мягкого нёба. Функциональная открытая форма проявляется при истерии, иногда как самостоятельный дефект, иногда как подражательный.

Одна из функциональных форм - привычная открытая ринолалия, наблюдаемая например, после удаления больших аденоидных разрастаний, возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой ринолалии не обнаруживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глототное смыкание хорошее и назализации не происходит.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и нёба , представляет серьезную проблему для логопедии и целого ряда наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным пороком развития.

Встречаются следующие виды расщелин :

1) расщелина верхней губы и альвеолярного отростка

2) расщелины твердого и мягкого нёба;

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба - одно и двусторонние;

4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба. При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.

Влияние на физическое развитие ребенка

В результате этого дефекта у детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства.

У детей с врожденным несращением губы и нёба очень затруднен акт сосания. Особенные трудности он представляет у детей со сквозной расщелиной губы и нёба, а при двусторонних сквозных расщелинах этот акт вообще невозможен.

Затрудненное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени дети с расщелинами предрасположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.

Нередко у таких детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой перегородки, деформации крыльев носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами нёба имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) - от небольшого снижения, не препятствующего восприятию речи, до значительной тугоухости.

С отклонениями в анатомическом строении губы и нёба тесно связаны недоразвитие верхней челюсти и неправильный прикус с дефектным расположением зубов.

Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют постоянного врачебного наблюдения.

В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ травматологии, при кафедрах хирургической стоматологии, а также в других учреждениях, где осуществляется большая лечебнопрофилактическая работа.

Врачи различных специальностей наблюдают детей и сообща принимают план комплексного лечения.

В течение первых лет жизни ребенка ведущая роль принадлежит педиатру, который руководит вскармливанием и режимом дня малыша, осуществляет профилактику и проводит лечение, в случае необходимости рекомендует амбулаторное или стационарное лечение.

Операция по восстановлению верхней губы (хейлопластика) рекомендуется в первый год жизни ребенка; часто ее производят в родильных домах в первые дни после рождения.

В случаях расщелины нёба стоматолог-ортодонт применяет различные приспособления, в том числе обтуратор, которые облегчают питание и создают условия для развития речи в дооперационный период. Отоларинголог выявляет и лечит все болезненные изменения в ушной, носовой полостях, в носоглотке и гортани и подготавливает детей к операции.

При отклонениях в умственном развитии и наличии выраженных невротических реакций ребенка консультирует невропатолог.

Операция восстановления нёба (уранопластика) проводится в большинстве случаев в дошкольном возрасте.

По состоянию психического развития дети с расщелинами нёба делятся на три категории:

1) дети с нормальным психическим развитием;

2) дети с задержкой умственного развития;

3) дети с олегофренией (разной степени). При неврологическом обследовании признаки выраженного очагового поражения головного мозга, как правило, не наблюдаются. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. Намного чаще у детей отмечаются функциональные нарушения нервной системы, иногда значительно выраженные психогенные реакции, повышенная возбудимость.

Врожденные расщелины нёба оказывают отрицательное влияние на развитие речи ребенка.

Расщелины губы и нёба играют различную роль в формировании речевого недоразвития. Это зависит от величины и формы анатомического дефекта.

Типичным является наложение на назализованные звуки дополнительных шумов, таких, как придыхание, храп, гортанность и др. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизноения.

Чтобы препятствовать прохождению пищи через нос, ребенок с самого раннего возраста приобретают привычку поднимать заднюю часть языка для блокирования прохода в носовую полость. Эта позиция языка становится привычной и также меняет артикуляцию звуков.

Во время речи дети обычно мало раскрывают рот и выше, чем требуется, поднимают спинку языка. Кончик языка в связи с этим не двигается в полной мере. Подобная привычка ухудшает качество речи, так как при высоком положении челюсти и языка ротовая полость приобретает форму, способствующую попаданию воздуха в нос, что усиливает назальность.

При попытке произнести звуки п, б, ф, в ребенок с ринолалией использует "свои" методы. Звуки заменяются глоточным щелчком, который очень своеобразно характеризует речь ребенка с тяжелой формой ринолалии. Специфический щелчок, напоминающий звук клапана, образуется при соприкосновении надгортанника с задней частью языка.

Прямое соответствие между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи не установлено. Это объясняется большими индивидуальными различиями в конфигурации носовой и ротовой полостей у детей, соотношении резонирующих полостей и компенсаторных приемов, которые использует каждый ребенок для повышения внятности своей речи. Кроме того, внятность речи зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15-20 дней после операции специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.

Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой стороны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нарушению всех ее компонентов.

С возрастом ребенка показатели речевого развития ухудшаются (по сравнению с показателями нормально говорящих детей), структура дефекта осложняется за счет нарушения различных форм письменной речи.

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.

  • Замкнутость
  • Затруднение приема пищи
  • Изменение голоса
  • Нарушение дыхания
  • Нарушение звукопроизношения
  • Нарушения письма
  • Недобор веса у новорожденных
  • Неестественная речь
  • Необходимость в дыхании через рот
  • Непроизвольные колебания глаз
  • Опущение верхнего века
  • Расщелины лица
  • Склонность к простудным заболеваниям
  • Скудность словарного запаса
  • Тихая речь
  • Тусклость голоса
  • Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

    Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.

    В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.

    Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.

    Этиология

    Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.

    Причины врождённой формы недуга представлены:

    • нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром « »;
    • расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как « »;
    • дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
    • патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
    • расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

    Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:

    • и другие инфекционные процессы.

    Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:

    • воздействие токсических веществ на организм беременной;
    • пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
    • частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
    • протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.

    Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.

    Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:

    • расщелина губы или неба;
    • несимметричность кончика носа;
    • асимметрия крыльев носа.

    Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:

    • деформации неба рубцового характера;
    • такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
    • сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.

    Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:

    • перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
    • пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.

    Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать

    • , расположенной в носовой полости;
    • появление доброкачественных новообразований или полипов;
    • гипертрофия слизистой носа;
    • злокачественные опухоли в носу;
    • образование непарной миндалины.

    Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:

    • аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
    • различных отклонений неврологического происхождения;
    • банального копирования гнусавости речи окружающих людей.

    Классификация

    Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

    Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:

    • открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
    • закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
    • смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.

    Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.

    По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:

    • органической . Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
    • функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.

    Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:

    • передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения , отчего они приводят к перекрытию хоаны;
    • задняя – развивается из-за , полипов или искривления перегородки носа.

    Симптоматика

    Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.

    Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:

    • нарушение дыхательной функции;
    • трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
    • недостаток массы тела новорождённого;
    • присутствие врождённых расщелин лица;
    • опущение верхнего века;
    • тихая речь;
    • непроизвольные колебательные движения глаз;
    • гиперрефлексия;
    • – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
    • появление гримас во время общения;
    • скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
    • раздражительность и замкнутость;
    • повышенная предрасположенность к таким недугам, как и , пневмония или .

    Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:

    • изменение тембра голоса;
    • нарушение в произношении носовых звуков;
    • трудности при общении с посторонними людьми;
    • неестественность и тусклость голоса;
    • необходимость в постоянном дыхании через рот;
    • склонность к простудным недугам;
    • развитие астенического синдрома;
    • нарушение письма, что выражается в или ;
    • недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.

    Диагностика

    Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:

    • челюстно-лицевой хирург;
    • невролог;
    • отоларинголог;
    • ортодонт;
    • фониатр;
    • дефектолог;
    • психолог.

    Первичная диагностика включает в себя:

    • изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
    • проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
    • детальный опрос родителей или взрослого пациента.

    Логопедическое обследование основывается на оценивании:

    • артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
    • дыхания - физиологического и фонационного;
    • голоса и произношения всех звуков;
    • состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.

    Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:


    Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.

    Лечение

    Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.

    В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:

    • применения глоточного обтуратора;
    • хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
    • удаления аденоидов и полипов в носу;
    • иссечения новообразований глотки;
    • септопластики.

    Терапия функциональной ринолалии основывается на:

    • физиотерапевтических процедурах;
    • психотерапии;
    • длительной работе логопеда с пациентом.

    Помимо этого, в лечении также принимают участие:

    • логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
    • дыхательная гимнастика;
    • артикуляционные упражнения.

    Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:

    • «удав» - при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
    • «игла» - рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
    • «часы» - широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
    • «лиана» - язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
    • «метроном» - рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
    • «взлёт-посадка» - отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.

    Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.

    Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии.

    Контрольная работа по ринолалии

    Тема: «Виды ринолалии и их особенности».

    План:


    1. Понятие ринолалия

    2. виды ринолалии

    1. открытая

    • функциональная

    • органическая

    • виды расщелин

    • особенности развития детей с расщелинами

    1. закрытая

    2. смешанная

    Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

    Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus - нос) тембра голоса.

    При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носовой полости от

    ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

    Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное - при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.

    При нормальном произнесении назальных звуков м, мь, н, нь воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

    В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания

    выделяются различные формы ринолалии.

    ^ ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

    При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и, ы, у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

    Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.

    При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости.

    Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.

    Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.

    Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования.

    Самый простой - так называемая проба Гутцмана . Ребенка заставляют

    попеременно повторять гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

    Можно использовать фонендоскоп . Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую - в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.

    ^ ВИДЫ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ:

    1. Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

    Одна из функциональных форм - «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

    Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба.

    Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

    Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

    2. Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.

    а) Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.

    Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, опухоли и др.

    б) Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

    (Степень укороченности мягкого неба может быть установлена прямым измерением расстояний между режущим краем верхних центральных резцов и задней стенкой глотки и между режущим краем тех же резцов и задним краем мягкого неба. при этом нет необходимости пользоваться специальными приспособлениями или, как рекомендуют некоторые авторы, изогнутой по рельефу проволокой. Можно пользоваться обычным шпателем или градуированной линейкой. сравнивая отрезки прямой (хорды) вместо отрезков соответствующих дуг, вряд ли можно допустить большую ошибку. разность между полученными величинами будет указывать на степень недостаточности (укорочения) мягкого неба, которая зависит от формы расщелины, степени недоразвития небных пластинок.

    Если шпателем отдавливать мягкое небо кзади-кверху, стимулируя его движения при фонации и глотании, можно убедиться, что задний край мягкого неба не достигает задней стенки глотки, как в норме. В этом так же можно убедиться, наблюдая рефлекторные движения мягкого неба при раздражении инструментом слизистой корня языка или задней стенки глотки.)

    Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

    Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны, обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600-1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорожденных, до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет.

    Расщелина лица - это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки.

    В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона.

    Различают:

    Биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.);

    Химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); -эндокринные заболевания матери,

    Психические травмы и профессиональные вредности.

    Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения.

    Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза.

    Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики.

    В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелины губы и нёба :

    Борозда на нёбе или язычке (uvula) мягкого нёба,

    Расщелина язычка нёба,

    Несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа.

    Виды расщелин неба.

    Врожденные расщелины неба могут быть разнообразной формы и протяженности. Щелинный дефект самой легкой степени имеет вид вдавливания слизистой, иногда могут быть разъединены только мышцы и кость при сохранении слизистой.

    Расщелины неба часто являются продолжением боковой расщелины верхней губы и альвеолярного отростка, и располагаются между лобным и верхнечелюстным отростками.

    Расщелина неба может распространяться по всей длине неба или занимать отдельные его участки, поэтому принято различать неполные и полные расщелины неба.

    ^ Неполные расщелины называют несквозными - они могут захватывать только язычок или язычок и мягкое небо или частично твердое небо и оканчиваться позади резцового отверстия.

    Полными или сквозными расщелинами называют такие при которых, щель с твердого неба распространяется на альвеолярный отросток и верхнюю губу.

    Расщелина неба на протяжении от резцового отверстия до задней носовой ости может быть одно- или двусторонней.

    При односторонней расщелине сошник на одной стороне соединяется с небным отростком, на другой имеется щель, через которую сообщаются носовая и ротовая полости. Если левая половина небной пластинки соединена с сошником, то будет правосторонняя расщелина, если правая - то левосторонняя. При двусторонней расщелине обе носовые полости сообщаются с полостью рта, а нижний край сошника остается свободным посредине расщелины и располагается на уровне несросшихся небных пластинок, реже - выше их. Расщелины язычка и мягкого неба всегда располагаются по средней линии.

    ^ По морфологической характеристике расщелин выделяют:

    Врожденные расщелины верхней губы :

    1.врожденная скрытая расщелина верхней губы (одно- или двухсторонняя);

    2.врожденная неполная расщелина верхней губы;

    а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя);

    б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя);

    3. врожденная полная расщелина верхней губы (одно- или двусторонняя).

    ^ Врожденные расщелины нёба:

    1.расщелина мягкого нёба:

    а) скрытые (субмукозные);

    Наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину.

    Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность нёба, которая при утрированном произнесении звука «а» с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.

    б) неполные;

    в) полные

    2. расщелины мягкого и твердого нёба:

    Скрытая;

    Неполная;

    3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба:

    односторонняя;

    двусторонняя

    4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба:

    а) неполные (одно- или двусторонняя)

    б) полные (одно- или двусторонняя)

    Среди новорожденных с расщелинами губы и неба всегда преобладают мальчики (0.79 мальчиков и 0.59 девочек на 1000 новорожденных). Нарушения нёба могут сочетаться с расщелинами губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова). Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта. Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на нёбе, как правило, осуществляют до 5 лет.

    Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации нёба проводится в возрасте от 7 до 14 лет.

    Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства (около 75%) детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов и др.). Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения.

    ^ Особенности развития детей с расщелинами

    По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются

    отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

    Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей обусловленных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.

    Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

    В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно

    уменьшается.

    Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи.

    Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е.

    начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.

    В результате периферической недостаточность артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков;

    Высокий подъем корня языка и сдвиг его в

    Заднюю зону ротовой полости;

    Недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

    Чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.

    ^ Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового

    резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.

    Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключения глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как

    компенсаторное средство.

    Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.

    ^ Выявляется множество и других более частных дефектов . Например:

    опускание начального согласного («ак, ам» - так, там); нейтрализация зубных звуков по способу образования;

    замена взрывных звуков фрикативными;

    свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);

    отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;

    наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т.

    перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние

    зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.

    Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна.

    Нельзя установить прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи. Слишком разнообразны компенсаторные приемы, которыми

    пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации

    ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др.).

    Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.

    М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений.

    ^ Таким образом, механизм нарушения при открытой

    ринолалии определяется следующим:

    1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

    2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

    ^ Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

    Особенности письма . Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма.

    Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, умеет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако, как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нормального речевого развития, проявляются специфические нарушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает произносить малопонятные искаженные слова, отсутствие речевой практики, в ряде случаев сниженная психическая активность влияют на всю его речевую деятельность.

    Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны.

    Специфическими для ринолалии являются замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к - д, т, м - б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи. Например: придет -

    «принет», дал - «нал», ландыш - «ланныш», «ладныш», огненные - «огнедные» и т.д.

    Выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» - в синем,

    «крельца» - крыльца, «грибими» - грибами, «гулубятня» - голубятня, «пршел» -пришел.

    Распространены замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» - железо, «закрузились» - закружились.

    Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» - прячутся, «шулан» - чулан, «шитала» - читала, «серез» - через.

    Звук ц заменяется на с: «скворес» - скворец.

    Характерны смешения звонких и глухих согласных: «изправь» - исправь, «в портвеле» - в портфеле.

    Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения: «расвел» - расцвел, «конату» - комнату.

    Звук л заменяется р, р на л: «проварился» - провалился, «подпрыла» - подплыла.

    ^ Степень нарушения письма зависит от ряда факторов : глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды.

    Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи.

    Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного

    аппарата и от особенностей речевого развития в целом.

    Основным дифференцирующим показателем для определения детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с нарушением фонетической стороны речи оказывается логопедическая помощь амбулаторно в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в специальные детские сады в группы для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием.

    Дети школьного возраста, имеющие выраженные нарушения фонематического восприятия, получают помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных

    школах. Однако они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и тяжести нарушения письма. Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ оказывается для них более эффективным. Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих общее недоразвитие речи, характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя.

    Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии. Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов. В письменной речи типичными являются случаи неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме. Распространенными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений. Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество; возраст, в котором началось логопедическое обучение; продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.

    ^ ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

    Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, мь, н, нь. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б, д, д. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

    ^ Причина закрытой формы - чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания.

    Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

    М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую - при непроходимости носовых полостей, заднюю закрытую - при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

    Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

    ^ Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

    При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

    ^ СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ

    Некоторые авторы выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

    Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

    ^ Выводы и проблемы:

    Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта.

    Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

    Литература:


          1. С.Н. Шаховская «Логопедия» М, Владос, 2003г.

          2. Дмитриева В.С. "Врожденные расщелины неба и их хирургическое лечение". Типография Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

          3. Руководство Под редакцией Г.И. Лазюка Тератология человека. Издательство "Медицина" Москва 1990 год.

          4. Беккер К.П. «Логопедия», М,1981

          5. Хрестоматия под ред. Волковой, Селиверстова.

          6. «Словарь логопеда», Селиверстов В.И.
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...