Происхождение человека. Презентация учащегося "мифы и теории происхождения человека" Скачать презентация на тему теории происхождения человека

Теории о происхождении человека


  • Эволюционная теория (научная теория)
  • Теория творения (религиозная концепция)
  • Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)


  • периоды последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек и др.);
  • существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа);
  • стадия палеоантропа, то есть древнего человека (неандертальцы и др.).
  • Развитие современных людей (неоантропов).

Теория творения ( креационизм )

  • Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

  • Значительное распространение в мире получили христианские религиозные взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве) - единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух.
  • Креационисты в большинстве своём отвергают эволюцию, приводя при этом факты, свидетельствующие в их пользу.

  • Согласно этой маргинальной паранаучной теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время

  • скрещивание иномирян с предками людей;
  • порождение человека разумного методами генной инженерии;
  • создание первых людей гомункулярным способом;
  • управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
  • эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

  • Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура" , характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

  • При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.
  • В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

  • 1. Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.
  • 2. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.

  • 3. существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека:
  • - отсутствие собственного мнения по причине безразличия к рассматриваемому вопросу – этот вариант присущ большинству населения Земли;
  • - ортодоксальный выбор одной из теорий, к примеру, эволюционной, как это настойчиво предлагают школьные учебники, с игнорированием других мнений, то есть по принципу Абрама Терца (Синявского): «Обезьяна встала на задние лапы и пошла прямым путем к коммунизму»;
  • - диалектичный подход к выбору, который присущ большинству объективных исследователей и научных работников и который состоит в том, что предполагается правдивость всех теорий, но с разной степенью вероятности.
  • 4. На мой взгляд, человек является творением Разума, скорее всего инопланетного, хотя с 30-40%-ной вероятностью, возможно, я и не прав.

Слайд 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2


Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Слайд 3

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям: Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека. Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества

Слайд 4

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Науки занимающихся исследованием проблем происхождения человека: история, философия, антропология, психология, генетика, культурология, демография. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ф. Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека
Ч. ДАРВИН

Слайд 5

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Теория космической природы жизни противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Наиболее вероятной является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.

Слайд 6

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.
5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе.

Слайд 7

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Был первым из наших предков, который стал регулярно изготавливать каменные орудия труда и перешёл на всеядность.
Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, и, видимо, обладал речью.

Слайд 8

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) вполне приблизился к современному не только по физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, пользоваться высокоразвитой речью, а также по способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Слайд 9


Космические факторы (солнечна активность, смена магнитных полюсов земли) Климатические факторы (тектонические, сейсмические, вулканические и радиационные катаклизмы) Изменение структуры и строения головного мозга (формирование собственного поведения)

Слайд 10

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Влияние радиации на изменение стереотипов поведения (переход от растительноядной к мясной пище) Теория стресса (внешние и внутренние угрозы стимулировали развитие гоминидов) Трудовой фактор (труд как важнейший фактор общественного развития)

Слайд 11

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Мозг человека устроен более сложным образом чем у животных (два полушария отвечают за разные функции) У животных оба полушария дублируют друга). У человека оба полушария действуют по разному.

Слайд 12

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Все социальные факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т. д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми

Слайд 13

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом (напоминали поведение высших животных): совместно охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство

Слайд 14

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Простые общества: основаны на кровном родстве, совместное владение имуществом, коллективный труд

Слайд 15

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Постепенно происходит усложнение структуры общества: усложнение трудовой деятельности (более совершенные орудий, техники и технологии), специализация трудовых усилий, особое значение имели обычаи, табу, верования, мифы

Слайд 16

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С переходом к производящему хозяйству, к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения: в коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду, появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др.

Слайд 17

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Расселение гоминидов по земному шару В то же время увеличивается численность людей и идёт процесс их расселение по Земле.

Слайд 18

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С усложнением жизни и отношений развивались продукты общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. Решающая роль обычая в отношениях между людьми, обществом и природой. Табу – система запретов на определённые действия. Тотем – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о родстве между человеком и животными, растениями.

Слайд 19


Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей homo sapiens Античные философы: Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары»

Слайд 20

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Философы-просветители: Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество. В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека (Ж.Ж. Руссо) «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается» (Г. Лессинг)

Слайд 21

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. (И. Кант) Основанием для единства человека стала религия (В.С. Соловьев)
В.С. СОЛОВЬЕВ
И. КАНТ

Слайд 22

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства (Н.Я. Данилевский) Единого человечества нет, народы живут в разновременном пространстве. Существует множество культур, а не единое человечество (О. Шпенглер)
О. ШПЕНГЛЕР
Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ

Слайд 23

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру. (Н.Н. Трубников) Земля – единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Циолковский, В.И. Вернадский)
К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
В.И. ВЕРНАДСКИЙ

Слайд 24

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
Единая судьба народов, коллектив землян
Собирательное понятие. Общечеловеческое единство, связанное узами мозаики культур
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Слайд 25

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Человечество - результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов); В основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Слайд 26

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река - это природа, канал - культура. Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура. Стон природен, слово - достояние культуры. Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.
Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Теория Дарвина объясняла происхождение видов, а человек - один из видов животного царства. Свои мысли он изложил в замечательном труде "Происхождение человека и половой отбор" (по существу, это две самостоятельные работы), являвшемся продолжением книги "Происхождение видов", в которой он лишь затронул вопрос о родословной человека, из практических соображений считая преждевременным обнародовать свои взгляды на происхождение человека. Теория Дарвина объясняла происхождение видов, а человек - один из видов животного царства. Свои мысли он изложил в замечательном труде "Происхождение человека и половой отбор" (по существу, это две самостоятельные работы), являвшемся продолжением книги "Происхождение видов", в которой он лишь затронул вопрос о родословной человека, из практических соображений считая преждевременным обнародовать свои взгляды на происхождение человека. Дарвин писал Уэллсу:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Бытие содержит два рассказа о сотворении Богом человека. В первом говорится лишь Бытие содержит два рассказа о сотворении Богом человека. В первом говорится лишь 1) о Божьем решении сотворить человека по собственному Божьему образу и подобию 2) о Божьих делах по осуществлению этого решения. Ничего не сказано об использовавшихся при этом материалах и методах. В первом рассказе в большей степени подчеркивается, цель или обоснование сотворения человека, а именно: человек должен плодиться, размножаться и владычествовать над землей. Второй рассказ совершенно иной: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" Здесь на первый план выходит то, как Бог творил человека. В отношении статуса первой пары людей выдвигалось и отстаивалось множество следует ли считать Адама и Еву реальными историческими лицами или же чисто символическими самых разных теорий. Резкое расхождение взглядов существует в вопросе о том, фигурами. Традиционная точка зрения такова, что они были реальными людьми и что события библейского повествования действительно происходили в пространстве и времени. Она, однако, оспаривается рядом богословов.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 2

Антропология

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека.

Слайд 3

Доказательства антропогенеза

  • Палеонтологические
  • Сравнительно-анатомические
  • Эмбриологические
  • Слайд 4

    Палеонтологические доказательства

    • окаменевшие остатки
    • отпечатки древних организмов,
    • переходные формы,
    • филогенетические ряды
    • археоптерикс
  • Слайд 5

    Переходные формы

    Переходные формы - это формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп организмов.

    • археоптерикс (пресмыкающиеся → птицы)
    • от пресмыкающихся - длинный хвост, зубы, пальцы на крыльях
    • от птиц - перья, цевка, 4 пальца на ногах
    • зверозубый ящер (пресмыкающиеся → млекопитающие)
    • латимерия (рыбы → земноводные)
    • семенные папоротники (папоротники → голосеменные)
    • эвглена зеленая (животные - растения)
  • Слайд 6

    Филогенетические ряды

    Филогенетические ряды - ряд ископаемых форм, последовательно связанных друг с другом в процессе эволюции.

    Слайд 7

    Ареал происхождения человека

  • Слайд 8

    Дриопитек

    • Дриопитек - рассматриваются как общая исходная предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека.
    • Шимпанзе Бонобо
  • Слайд 9

    Тупайя обыкновенная

  • Слайд 10

    Рамапитек (около 14 млн. лет назад)

  • Слайд 11

    Австралопитек

    • Эволюционный возраст: 5,5 до 1 млн лет
    • Объем мозга: 350-550 см3 (в ср 530 см3)
    • Масса мозга: 550 г
    • Рост: 120-130 см
    • Масса: 25-45 кг
    • Образ жизни: жили группами в саваннах Южной и Восточной Африки, использовали палки, камни, кости животных для добывания пищи и защиты от хищников. Питались растительной и мясной пищей.
    • Уже характерно прямохождение.
  • Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Выделяют подвиды: А. бойсеи (зинджантроп); А. африканский. А. массивный (робустус - раньше называвшийся парантропом) и человек умелый, который, видимо, является предком человека прямоходящего. Основные места находок останков А. - В. и Ю. Африка. Появились ок. 5,5 млн. лет и исчезли ок. 1 млн. лет назаж.

    Слайд 15

    Австралопитек могучий

    Австралопитек афаренсис - прямоходящий предок человека. Известен по находкам в В. и С.-В. Африке (включая Люси). Назван Д. Джохансоном по находке на с. Эфиопии в местности Афар. Считается самым древним представителем рода человека. Возраст ок. 4 млн. лет. Имели прямую походку и больший, чем у человекообразных обезьян, объем черепа. Орудий из камня не изготовляли.

    Слайд 16

    Австралопитек

    • Австралопитек африканский - впервые останки были найдены Р. Дартом в Ю. Африке. Он назвал его “южной обезьяной" (А.). Позднее Р. Брум предложил называть более точно плезиантропом (почти люди). Большей частью находки А. а. сосредоточены в Ю. Африке. Орудий из камня не изготовляли.
    • Австралопитеки робустусы и бойсеи - впервые найдены в пещерах Ю. Африки. Десятки черепов, сотни зубов и кости скелета показывают, что робустусы были более массивны, чем А. африканский. Сходные с робустусами массивные А. были найдены.Л. Лики в В. Африке и названы вначале зинджантропами, а позднее А. бойсеи. А. р. и б. орудий из камня не изготовляли.
  • Слайд 17

    Homo habilis - человек умелый (человекообразная обезьяна)

    • Эволюционный возраст: 2-3 млн лет
    • Объем мозга: до 650-1100 см3
    • Рост: 100-150 см
    • Образ жизни: стадный, совместная охота,сооружение простейших хижин.
    • Способность к изготовлению каменных орудий, использование огня.
  • Слайд 18

    Человек умелый (Homo habilis)

    В 1962 году в вулканическом ущелье Олдувай (иногда говорят "Олдовай") в Танзании (Центральная Африка) английские учёные М. Лики и Л. Лики нашли секретные останки оригинального австралопитека. Объём его мозга составлял 642 куб. см. (в последующих находках 500-800 куб. см) это мало по сравнению с мозгом современного человека (1000-1800 куб. см), но больше, чем у более примитивных форм.

    Слайд 19

    Человек умелый – 2,5 – 1,5 млн. лет назад

  • Слайд 20

    Homo habilis

  • Слайд 21

    Орудия человека умелого

  • Слайд 22

    ​Древнейшие люди

    • Древнейшие люди появились около 2 млн. лет назад.
    • Их было несколько типов:
      • питекантропы
      • синантропы
      • гейдельбергский человек (названия даны по месту находок их останков).
  • Слайд 23

    Древнейшие люди

    • Эволюционный возраст: 1 млн лет
    • Объем мозга: 800-1400 см3
    • Рост: 170 см
    • Образ жизни: занимались охотой, использовали каменные ножи и жили в пещерах, умели искусственно получать огонь для приготовления пищи и обогрева.
  • Слайд 24

    Древние люди (неандертальцы)

    • Эволюционный возраст: 300 - 400 тыс. лет
    • Объем мозга: 1600 см3
    • Рост: 155-165 см
    • Образ жизни: Общественный образ жизни, использование огня, строительство очагов и жилья, первые захоронения.
    • Пользовались членораздельной речью.
  • Слайд 25

    Кроманьонцы

    • Эволюционный возраст: 40-50 тыс. лет
    • Объем мозга: 1800 см3
    • Рост: до 180 см
    • Образ жизни: Родовая община; строительства поселений; появление обрядов; ; возникновение искусства; гончарного дела; земледелия.
    • Хорошо развита членораздельная речь.
  • Слайд 26

    Homo sapiens- человек разумный

    Челове́к разу́мный — вид рода Люди из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    План Введение. 1. Эволюционная теория. 1.1. Австралопитек. 1.2. Питекантроп. 1.3. Палеантроп (неандерталец). 1.4. Неоантроп. 1.5. Прародина человека. 2. Креационизм. 2.1. Христианские взгляды на происхождение человека. 2.2. Критика теории эволюции. 2.3. Причины доминирования теории эволюции. 3. Теория внешнего вмешательства. 4. Теория пространственных аномалий. Выводы. Список использованной литературы.

    Слайд 3

    Введение Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой - проблемой возникновения и развития человека - занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть процесс выделения человека из мира животных. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. В связи с этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновения человека на Земле, но основные из них следующие: -Эволюционная теория; -Теория творения; -Теория внешнего вмешательства; -Теория пространственных аномалий.

    Слайд 4

    1.Эволюционная теория Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

    Слайд 5

    Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека: время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек); существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропаили архантропа); стадия неандертальца, то есть древнего человека или палеоантропа. - Развитие современных людей (неоантропов).

    Слайд 6

    1.1. Австралопитек Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров - в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов, характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн. Если судить по находке Луиса Лики, то возраст австалопитеков 1,75 млн. лет.

    Слайд 7

    Слайд 8

    1.2. Питекантроп Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, сорока индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в родословной человека. Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым встав на ступеньку выше своих предшественников. Питекантропы - существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета. У синантропов уже отмечена начальная стадия развития подбородка. Судя по находкам, возраст древнейших людей от 50 тыс. до 1 млн. лет…

    Слайд 9

    1.3. Палеантроп (неандерталец) О культуре палеантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использованию орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению. Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 см3 до 1800 см3, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в эволюционной теории является именно период неандертальцев. Как объяснить столь резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться, что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций - вдруг так быстро и «таинственно» исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам?

    Слайд 10

    Слайд 11

    1.4. Неоантроп Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homosapiens. Неантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин - 180-185 см, женщин - 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая грудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф производят сильное впечатление на современников. Неоантропы - это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Ареал расселения неоантропов необычайно обширный - они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.

    Слайд 12

    Слайд 13

    1.5. Прародина человека Накопленные в настоящее время научные данные позволяют сторонникам эволюционной теории считать "колыбелью человечества" Северо-Восточную Африку. Хотя некоторые исследователи до сих пор отстаивают Южную Азию, но в пользу африканской гипотезы говорят такие факты как: - в Африке в настоящее время живут антропоморфные обезьяны, из всех приматов наиболее близкие к человеку; - в Южной Африке обнаружены остатки существ, которые по всей вероятности, были двуногими и по строению передних зубов и всего скелета в целом обладали исключительно большим сходством с человеком; - дифференциации высших приматов, выработка у них разных типов локомоции и превращение каких-то групп двуногих наземных антропоморфных в древнейших людей должна была благоприятствовать очень большая величина африканского континента и разнообразие его ландшафтов. - данные о телантропе позволяют предполагать, что в Южной Африке в начале плейстоцена существовали формы, еще более близкие человеку, чем австралопитеки; - новейшие открытия показали, что находки типа рамапитека, т.е. кениапитек, в Африке древнее, чем в Сиваликских холмах, кроме того, такие формы как Homohabilis и чадантроп - являются более прогрессивными формами, чем австралопитеки. - в Олдовае был обнаружен питекантроп в слоях, пограничных между глюнц-менделем и менделем.

    Слайд 14

    2. Теория творения (креационизм). Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции обезьяны в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам. Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индусы имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. По их взглядам, а точнее, по дошедшим до нас древним рукописям, в мире властвовал триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек - творения Высшего разума или попросту Бога.

    Слайд 15

    2.1. Христианские взгляды на происхождение человека Наиболее распространены в мире христианские взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве)- единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух. Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется креационизмом. Современные креационисты подтверждают тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех тварей по паре - если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных - около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось - для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

    Слайд 16

    2.2. Критика теории эволюции Теория эволюции подвергается креационистами критике, в основном, по трем направлениям. 1. Палеонтологическая летопись обнаруживает скорее структуру эволюционных скачков, а не постепенные преобразования. 2.Гены - мощный стабилизирующий механизм, главная задача которого заключается в том, чтобы предотвратить развития новых форм. 3. Случайные, возникающие друг за другом мутации на молекулярном уровне не являются объяснением высокой организованности и растущей сложности живых организмов. 2.3. Причины доминирования теории эволюции. Живучесть теории эволюции креационисты объясняют следующими факторами: В школе изучают только теорию эволюции. Не допускается, чтобы в школьных учебниках появлялись аргументы против эволюции. 2. В научных учебниках почти всегда поддерживается эволюционная точка зрения. Эволюция преподносится как реальность, но не как концепция. 3. Если ведущие преподаватели и ученые утверждают, что эволюция является фактом, и намекают на то, что одни только невежды отказываются в это верить, то сколько неспециалистов осмелится им возражать? Факт, что вес авторитета применяется в защиту эволюции, составляет одну из главных причин, почему она пользуется широким признанием. 4. «Успех дарвинизма сопровождался упадком научной честности» (У.Томсон). Выбрав сторону эволюции ученому проще сделать себе карьеру.

    Слайд 17

    3. Теория внешнего вмешательства. Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты ТВВ предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

    Слайд 18

    В большом количестве литературы на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Многие сообщения подчеркивают, что земляне - плод неудавшихся экспериментов, причем уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества. Существуют и иные, в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

    Слайд 19

    4. Теория пространственных аномалий Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией. Искажения пространственно-временного континуума Параллельные миры

    Слайд 20

    Выводы 1. Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д. 2. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию. 3. существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека: - отсутствие собственного мнения по причине безразличия к рассматриваемому вопросу - этот вариант присущ большинству населения Земли; - ортодоксальный выбор одной из теорий, к примеру, эволюционной, как это настойчиво предлагают школьные учебники, с игнорированием других мнений, то есть по принципу Абрама Терца (Синявского): «Обезьяна встала на задние лапы и пошла прямым путем к коммунизму»; - диалектичный подход к выбору, который присущ большинству объективных исследователей и научных работников и который состоит в том, что предполагается правдивость всех теорий, но с разной степенью вероятности. 4. Человек является творением Разума, скорее всего инопланетного.

    Слайд 21

    Список использованной литературы. 1. Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. Москва, Высшая школа, 1978.- 357с. 2. МалькольмБаудер, Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 1998. 3. З. Косидовский. Библейские сказания. - М., Политиздат, 1978.- 455с. 4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические). - М., 1991. - 1220с. 5. Жизнь - как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? Пер с англ. - Нью-Йорк, 1992. - 256с. 6. Дети Вселенной. Сборник. - Донецк, 1993. - 224с.

    Посмотреть все слайды

  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...