Первый стратегический бомбардировщик. Ударные крылья

Стратегический бомбардировщик - боевой самолёт, способный нести авиационное оружие (авиабомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и/или ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, как правило, вне главных театров военных действий, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала. В отличие от тактических бомбардировщиков, предназначенных для поражения объектов противника (мобильной и стационарной техники, тактических баз и личного состава) на театре военных действий, стратегические бомбардировщики, как правило, обладают:

* межконтинентальной дальностью полёта, увеличенной по массе боевой нагрузкой, обладающей наиболее мощным поражающим воздействием;

* более комфортными условиями обитаемости для экипажа, с целью сохранения его работоспособности в длительном полёте (в режиме боевого дежурства).

В России на вооружении состоит 2 типа стратегических бомбардировщиков, это Ту-160 и Ту-95мс


Ту-160

По классификации NATO "Blackjack" "Блэкджэк"

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе (КАПО). Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№ 1-02) - 16 марта 1985 года.

В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2. К этому времени было выпущено 35 самолётов. К 1994 году КАПО передало ВВС России шесть бомбардировщиков Ту-160. Они были дислоцированы на аэродроме под Энгельсом в Саратовской области.


Первые два самолёта Ту-160 (№ 1-01 и № 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиаполк в Прилуках (УССР) в апреле 1987 года. При этом самолёты передавались в строевую часть до завершения государственных испытаний, что было обусловлено опережающими темпами постановки на вооружение американских бомбардировщиков B-1.

К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолётов, из которых были сформированы две эскадрильи.

После распада Советского Союза 8 из них были возвращены России, 10 разрезаны по указанию США(в первую очередь резали самолёты с наименьшим числом часов налёта), один был направлен в авиа-музей. 30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей авиации.


В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов...

8 сентября 199 года в Ялте было подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией по обмену 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет и аэродромное оборудование в уплату за поставленный Россией природный газ на сумму 285 млн долларов. Передача была завершена 21.02.2000, когда два последних Ту-160 вылетели на авиабазу «Энгельс-2»

Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена.


"Андрей Туполев"

Ту-160 является наиболее современным стратегическим бомбардировщиком состоящим на вооружении России, а точнее его последняя модификация Ту-160М-1, которых к началу 2017 года насчитывалось 5 бортов.

Обозначение Ту-160М-1 - получают борты прошедшие капитальный ремонт и модернизацию. Они получили новую навигационную систему K-042K-1 и автопилот АБСУ-200-1.

ВКС также осуществляют интеграцию новых систем вооружения на Ту-160, включая способность нести 12 стратегических крылатых ракет Х-101 / Х-102, размещаемых на двух новых шестизарядных револьверных вращающихся пусковых установках 9A829K3.

Х-55 на барабанной установке

Межконтинентальный бросок

10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 («Александр Молодчий» с б/н 07 и «Василий Сенько» с б/н 11) совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока аэродром Оленегорск в Мурманской области. Полёт от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял 13 часов.


8 ноября 2013 другая пара российских бомбардировщиков Ту-160 «Александр Голованов» (б/н 05, RF-94104) и «Александр Новиков» (б/н 12, RF-94109), совершила трансатлантический перелет в Венесуэлу и Никарагуа.


17 ноября 2015 года два Ту-160 («Виталий Копылов» и «Владимир Судец») впервые приняли участие в реальных боевых действиях, осуществив запуск 16 крылатых ракет Х-101 по целям в Сирии. В последующие дни Ту-160 продолжили удары, используя как ракеты Х-101, так и Х-555.


пуск Х-101 с Ту-160

Вне всякого сомнения, Ту-160 один из самых совершенных авиационных комплексов в мире, обладающий огромным потенциалом и непревзойденной мощью, а ещё, он очень красив, за что и получил прозвище "Белый лебедь" в России.


В настоящее время Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. В Минобороны РФ объявили, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под индексом Ту-160М2.


Сейчас в строю числится 16ед. Максимальная скорость 2250 км/ч, максимальная дальность полёта 14.000км, боевой радиус 7300км, высота полёта (потолок) 22.000, максимальная боевая нагрузка 45 тонн.

Экипаж - 4 человека, длина 54 метра, высота 13м, ширина наибольшая 55,7м.

Ту-95мс


Ту-95мс

По кодификации НАТО: "Bear" - «Медведь»

Первый советский стратегический бомбардировщик, который мог достичь территории США и атаковать противника ядерным оружием. Первый полёт совершен 12 ноября 1952 года, лётчик-испытатель - А.Д. Перелёт. В серию бомбардировщик пошел с 1955 года и выпускался в различных модификациях до 1992 года. всего было выпущено 500ед.

Самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями. До настоящего времени - единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне.


На базе модификаций Ту-95 было создано множество различных самолётов, например пассажирский межконтинентальный лайнер - Ту-114.


Ту-114

В свою очередь, на базе Ту-114 был создан боевой самолёт ДРЛО - Ту-126.


Ту-126 и "скайхок"

Развитием проекта «95» явился вариант самолёта ПЛО модификация Ту-142


Ту-142

Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте - 50 мегатонн. После испытания царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.


Ту-95В и "Царь-бомба"

Ту-95МС, составляют костяк стратегической авиации России, являются носителями крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-95МС6 в грузовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. Ту-95МСМ могут применять ракеты Х-101 и Х-102 и имеют держатели внутренней и внешней подвески.


Ту-95МСМ

Некоторые самолёты Ту-95МС названы в честь городов.


В 1960-х годах Ту-95 был перехвачен британским истребителем Lightning, во время маневрирования с бомбардировщиком британский самолёт разбился


В одном из полётов над Атлантикой советский Ту-95 был перехвачен тремя американскими истребителями F-4 «Фантом». Пытаясь пролететь под самолётом, американец врезался хвостом в крыло и потерял управление. Пилоты катапультировались и «Фантом» разбился, советский самолёт успешно вернулся на аэродром


Ту-95 и F-4 «Фантом»

После модернизации до Ту-95МС были выполнены демонстрационные полёты - беспосадочный облёт по периметру границ территории СССР и полёт к границам США и Канады через Северный полюс.


После распада СССР полки из Казахстана удалось перегнать в Россию. В 1998 году Украина начала уничтожать стратегические бомбардировщики доставшиеся от СССР, на выделенные США средства. Но три Ту-95 (как и 8 Ту-160 и партию крылатых ракет) обменяла на списание части долга по закупкам газа.


К весне 2002 года на территории Украины было уничтожено 19 украинских Ту-95МС, а также 5 российских Ту-95 (3 Ту-95МС и 2 Ту-95К22), находившихся на авиаремонтном заводе в г.Белая Церковь. Три самолёта Ту-95МС были оставлены на Украине. Один стал музейным экспонатом в Полтавском музее авиации. Два других были переоборудованы в самолёты-разведчики и поставлены на хранение возле Николаевского авиаремонтного предприятия. В августе 2015 года стало известно, что эти 2 самолёта были к концу 2013 года проданы неизвестным покупателям!

МОДЕРНИЗАЦИЯ Ту-95МС


Первый самолет Ту-95МС, модифицированный для несения ракет Х-101 / Х-102, имеющий название «Саратов», был выкачен заводом ТАНТК [Таганрогский авиационный научно-технический комплекс] в начале 2015 года. В том же году завод «Авиакор» в Самаре начал капитальные ремонты самолетов Ту-95МС с установкой пилонов для новых ракет, темпом три самолета в год.

Как и на других российских самолетах, модернизация проводится в несколько этапов. Первый этап состоит в замене навигационного оборудования; серийная модернизация была начата в 2014 году. Полная модернизация Ту-95MСM предусматривает замену РЛС "Обзор-МС" на новую РЛС "Новелла-НВ1.021", установку новой системы отображения информации СОИ-021, модернизированного бортового комплекса обороны "Метеор-НМ2", и, наконец, модернизацию турбовинтовых двигателей Кузнецов НК-12MПM и установку новых воздушных винтов АВ-60Т.


«Медведь» пролетает над авианосцем США в сопровождении F/A-18

В ночь с 9 на 10 февраля 2008 года четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувшей позднее ноту протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км, на перехват были подняты четыре F/A-18.


знаменитое фото ту-95 и хорнета, сделанное с авианосца Нимиц

На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты перехватили Ту-95, но несмотря на это, один из «медведей» дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.


Впервые Ту-95МС были задействованы во время военной операции России в Сирии в период с 17 по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-55 по объектам Исламского государства.


Пуск Х-55СМ

Сейчас в строю числится 60ед. Максимальная скорость 830 км/ч, максимальная дальность полёта 15.000км, боевой радиус 6500км, высота полёта (потолок) 10.500, максимальная боевая нагрузка 12 тонн.

Экипаж - 7 человек, длина 49 метра, высота 12,5м, ширина наибольшая(размах крыла) 50м.


Ту-22М3

По классификации NATO "Backfire" "встречный огонь"


Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 с изменяемой геометрией крыла является последней, наиболее совершенной моделью серии Ту-22М. И хотя он не является стратегическим ракетоносцем, тем не менее, обладает многими параметрами присущими данному классу боевой авиации.


Самолеты Ту-22М является глубокой модификацией бомбардировщика Ту-22, который, в свою очередь, создавался как замена для устаревшего сверхзвукового тяжелого бомбардировщика Ту-16, составлявшего основу самолетного парка Дальней авиации СССР в 1950-х – 1960-х гг.

Разработка машины ОКБ А.Н. Туполева велась с 1974 года, и 20 июня 1977 года состоялся первый испытательный полет. На вооружение в ВВС машина поступила в 1978 году и выпускалась до 1993 года Казанским авиационно –производственным объединением(КАПО). Выпуск ТУ 22 М3 был ограничен рамками соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений ОСВ-2 и за весь период было выпущено 268 единиц техники.


Ту-22М3 может решать следующие основные задачи:

✭уничтожение (поражение) военно-промышленных объектов в глубоком оперативном тылу театра военных действий;

✭уничтожение (поражение) объектов и целей противостоящей оперативно-стратегической группировки войск, авиации и ПВО;

✭изоляция района боевых действий и ударных сил противника от подходящих оперативно-стратегических резервов;

✭уничтожение (поражение) корабельных группировок противника на морских театрах военных действий;

✭участие в операциях фронтов, флотов, ВВС и войск ПВО;

✭ведение воздушной разведки с использованием штатных бортовых радиоэлектронных средств и аэрофотоаппаратуры;

✭постановка активных и пассивных помех атакующим самолётам, средствам управления и наведения истребителей-перехватчиков, а также комплексам ЗУР


Самолёт может нести три (в перегруз) противокорабельные крылатые ракеты Х-22 (средняя ракета полуутоплена в фюзеляж), свободнопадающие бомбы или морские мины разного калибра (до 69 шт. ФАБ-250), общей массой до 24 000 кг. Нормальной боевой нагрузкой являются две ракеты Х-22 или бомбы в грузоотсеке массой до 12 000 кг.


Ту-22м с ракетами Х-22

Самолёты Ту-22/ М2 и М3 поучаствовали в боевых действиях в Афганистане. Впервые в 1984 г. в боях там приняли участие Ту-22М2. Базируясь на аэродроме Мары-2, они наносили мощные бомбовые удары по позициям и базам моджахедов в ходе Пандшерской операции 40-й армии. Второй раз Ту-22М привлекались к боевым вылетам осенью 1988 г., когда начался вывод частей 40-й армии из Афганистана. Благодаря массированному применению бомбардировщиков Дальней авиации (Ту-16 и Ту-22М3), наносивших удары бомбами калибром до 9000 кг (Ту-22МЗ – до 3000 кг), удалось обеспечить сравнительно «комфортный» вывод частей 40-й армии.


Ту-22м над Афганистаном

После развала Советского Союза самолёты Ту-22М остались только в составе ВВС России и Украины, из Белоруссии технику вывели на территорию Российской Федерации. Так же, как и стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-22М3 оказались не нужны Украине, и в 2002-2006 годах на Украине было уничтожено 60 ракетоносцев(17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3)...


Уничтожение Ту-22м на Украине

В ходе первой Чеченской войны Ту-22М3 из состава Дальней авиации России в период с конца ноября 1994 г. по январь 1996 г. выполнили более 100 самолётовылетов, из них основную часть - на подсветку района боёв с помощью осветительных авиабомб.

Также Ту-22М3 пришлось поучаствовать в скоротечной операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г. В этой операции грузинской ПВО был сбит один Ту-22М3, что стало, пожалуй, наиболее болезненной потерей ВС РФ в данном конфликте.


Не менее 14 самолетов Ту-22М3 были задействованы во время военной операции России в Сирии начиная с 17 ноября 2015 года


Бомбардировка террористов в Сирии

Дальность полета, мощное вооружение, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединениями вероятных противников на морских и океанских просторах. Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, получил почётное звание «убийцы авианосцев».

Их значение только выросло после распада СССР. Превосходство надводных флотов западного блока над нашим флотом стало ещё большим. Остаются актуальными задачи быстрой нейтрализации, в случае угрозы конфликта, ПВО и ПРО противника на оперативно-стратегических направлениях, а также нанесение эффективных ударов в условиях локальных конфликтов различной интенсивности.


Сейчас в строю числится 62ед. Максимальная скорость 2300 км/ч, максимальная дальность полёта 7.000км, боевой радиус 1500-1850км, потолок 13.300, максимальная боевая нагрузка 24 тонны.

Экипаж - 4 человека, длина 42 метра, высота 11м, ширина наибольшая(размах крыла) 34м.

Не забывайте подписываться на Мировую политику в соцсетях, основная группа.

Ограничение термина

Бомбардировщик принято называть стратегическим только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия (свыше 5000 км) и способен применять ядерное оружие . Например, самолёты типа Ту-22М , Ту-16 и B-47 способны применять стратегическое ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому часто называются дальними бомбардировщиками. (На самом деле такое применение термина "дальние бомбардировщики" не корректно, так как такие бомбардировщики не обладая межконтинентальной дальностью полета, в остальном технически также являются стратегическими бомбардировщиками. Т. е. межконтинентальные и так называемые "дальние" бомбардировщики являются не чем иным как двумя подклассами стратегических бомбардировщиков.)

Однако из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть не только технически стратегические, но тактические и оперативно-тактические бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A - ВВС Китая , Vickers 667 Valiant - ВВС Великобритании , Mirage 2000N - ВВС Франции , FB-111 - ВВС США). В последних случаях часто это вызвано применением (в том числе планируемым) технически тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. (Порой применение тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических целесообразно, если стратегические цели на территории противника оказываются в зоне досягаемости тактической и оперативно тактической ударной авиации.)

История

Стратегическая авиация (в том числе стратегическая бомбардировочная), в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны . Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам вполне обосновано относят дальние тяжелые бомбардировщики времён Второй мировой войны : B-17 и B-29 (ВВС США) и бомбардировщики Ланкастер Королевских ВВС Великобритании. Собственно эти самолеты тогда и использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. Советский Ил-4 по характеру своего боевого применения также фактически являлся стратегическим бомбардировщиком.

Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно (см. Amerika Bomber и Nakajima G10N). В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии - в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика B-36 . B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую для тех лет высоту полёта. Тем не менее в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.

Дальнейшее развитие этого вида вооружений пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащённые как правило ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае войны . Главным послевоенным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолёта доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Основными такими самолётами в период холодной войны стали американский Boeing B-52 Stratofortress и советский Ту-95 .

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

Вершиной этой доктрины является американская «Валькирия» XB-70A и её советский аналог - Т-4 («сотка») .

Несостоятельность доктрины выяснилась с появлением ЗРК ПВО, таких, как С-75 , уверенно поражающих такие цели, как сверхвысотный самолёт-разведчик U-2 . Производство B-58 было свернуто, первый палубный стратегический бомбардировщик A-5 был переделан в разведчик.

На этом новом этапе развития вооружений от стратегического бомбардировщика по-прежнему требовалась высокая скорость, но уже не как средство преодоления ПВО, а как средство сокращение подлётного времени - длительности прибытия к месту нанесения удара. Преодоление же ПВО планировалось как, например, полёт на сверхмалой высоте.

В этой парадигме сделаны такие самолёты, как FB-111, Ту-22М и английский TSR.2 (который не попал в серию из-за переориентации Великобритании на использование ПЛАРБ с ракетами «Поларис »). В англоязычных текстах такие самолёты называются «интердиктор».

С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах (B-1 , Ту-160), а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность (B-2 и Ту-160). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность удачного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

Тем не менее высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (яркие примеры: B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так, в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52 (после 2030 года , когда предварительно, самолёты данного типа будут сняты с боевого дежурства). В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированными Ту-160 после 2015 года . Также в России стартовал проект ПАК ДА - работа по созданию стратегического бомбардировщика, предназначенного для замены Ту-160.

Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались и в локальных войнах. В частности, Ту-16 , Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне , B-52 - во Вьетнаме и Ираке , B-2 - в Югославии и в Ираке (2003).

Основные стратегические бомбардировщики

Холодная война

Опытные и не реализованные проекты

Современные

Будущие

См. также

  • Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны
  • Стратегические ядерные силы США

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Парестезия
  • Евролига (хоккей с шайбой)

Смотреть что такое "Стратегический бомбардировщик" в других словарях:

    Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 - Ту 95 (по кодификации НАТО: Bear Медведь) турбовинтовой стратегический бомбардировщик ракетоносец. Предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удаленных военно географических районах и в глубоком тылу… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Бомбардировщик - Сюда перенаправляется запрос «Авианалёт». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    БОМБАРДИРОВЩИК - боевой самолёт, предназ нач. для поражения наземных и мор. объектов противника бомбами или ракетами. Б. подразделяются на фронтовые (тактич.) и дальние (стратегич.), а также на лёгкие, средние и тяжёлые. По конструкции совр. Б. (см. рис.)… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    бомбардировщик - самолёт военной авиации для поражения наземных и морских целей противника. Основное вооружение – бомбы и ракеты. Может иметь также 1–2 пушки и несколько пулемётов. Бомбардировщики подразделяются на фронтовые (тактические) и стратегические… … Энциклопедия техники

    стратегический - ая, ое. 1. к Стратегия. С ие планы. С ое искусство. С ие способности. Со стратегической точки зрения. 2. Отвечающий требованиям стратегии, имеющий значение с точки зрения осуществления общих целей войны. С ое сырьё (имеющее оборонное значение,… … Энциклопедический словарь

    стратегический - (те и тэ) ая, ое. см. тж. стратегически 1) к стратегия С ие планы. С ое искусство. С ие способности. Со стратегической точки зрения. 2) Отвечающий требованиям ст … Словарь многих выражений

    Инцидент с ядерными боезарядами в ВВС США (2007) - Стратегический бомбардировщик B 52H Инцидент с ядерными боезарядами произошёл в … Википедия

    «Нортроп» Энциклопедия «Авиация»

    «Нортроп» - Рис. 1. Стратегический бомбардировщик B 2 «Стелс». «Нортроп» (Northrop Corporation) — авиаракетостроительная фирма США. Основана в 1939 Дж. К. Нортропом под названием «Нортроп эркрафт» (Northrop Aircraft), современное название с 1959. Во… … Энциклопедия «Авиация»

МОСКВА. 22 окт — РИА Новости, Андрей Станавов. Размашистая надпись "За наших!" на чугунном боку бомбы, заготовленной для сирийских боевиков, короткий взмах сигнальщика — и 130-тонная "тушка" под свист турбин мягко выруливает на взлет. Что-то похожее уже было. Полевой аэродром 1945-го, фронтовые бомбардировщики Ту-2 и надписи "По Берлину!" на подвешенных под крылья "фугасках". Старейшему в России ОКБ имени Андрея Туполева в воскресенье исполняется 95 лет. В его стенах разработаны десятки типов военных и гражданских летательных аппаратов, многие из которых стали мировыми легендами. РИА Новости публикует подборку самых лучших ударных самолетов выдающегося авиаконструктора.

Пикирующий фаворит

Фронтовой бомбардировщик Ту-2 Андрей Туполев проектировал в знаменитых "шарашках" НКВД, первый полет он совершил в 1941-м, уже после начала Великой Отечественной войны. И хотя внешне двухмоторная машина здорово смахивала на Пе-2, стоявший тогда на вооружении, она превосходила его по мощности, скорости и другим параметрам. По дальности действия Пе-2 уступал "тушке" почти в два раза, по бомбовой нагрузке — в три.

Летчикам туполевский самолет понравился гораздо больше, чем Пе-2. Они отмечали, что "тушка" легче пилотируется и может вернуться на базу при отказе одного из двигателей. Благодаря мощному оборонительному вооружению, хорошей бронезащите и надежной конструкции экипажи чувствовали себя уверенней. И хотя немецкие "мессершмиты" и "фокке-вульфы" открыли на Ту-2 настоящую охоту, бомбардировщики часто летали без истребительного прикрытия, оставаясь для врага трудной добычей.

Из-за сложностей военного времени массово машину начали поставлять в войска только с начала 1944-го, она производилась до 1952-го и после войны почти полностью заменила списанные Пе-2. "Туполевы" участвовали в битве на Курской дуге, бомбили Кенигсберг и Берлин, перебрасывались на Дальний Восток и применялись в войне с японцами, поставлялись на экспорт в Китай и Европу. Интересно, что китайские ВВС эксплуатировали этот самолет вплоть до начала 1980-х годов.

Всего было изготовлено около трех тысяч бомбардировщиков. На редкость удачная поршневая машина дослужилась до появления первого поколения своих реактивных потомков, пришедших ей на смену. По оценкам специалистов, уникальные летно-технические характеристики, простота производства и высокая боевая живучесть позволяют считать Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. За разработку этого самолета Андрею Туполеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Первый реактивный дальний

Бомбардировщик Ту-16 пришел на смену "срисованному" с американских "суперкрепостей" поршневому Ту-4 и открыл в СССР эру дальних боевых турбореактивных машин. В части ВВС самолеты начали поступать 1954-м году. Ту-16 получился настолько удачным, что как минимум пару десятков лет определял облик новых машин ОКБ Туполева.

В машине применили множество революционных на тот момент конструктивных решений: бомбовый отсек разместили у центра масс, для экипажа предусмотрели две гермокабины с катапультными креслами, установили мощнейшее оборонительное стрелково-пушечное вооружение и оригинальное шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками. Благодаря такой схеме самолет мог садиться не только на бетонные, но и на грунтовые и снежные аэродромы.

Три завода за десять лет построили более 1500 машин в версиях бомбардировщика, ракетоносца, торпедоносца-бомбардировщика, разведчика, самолета радиоэлектронного противодействия. Всего было создано более 50 модификаций. Родившись на заре ядерной программы СССР, Ту-16 стал главным "испытателем" новейшего оружия. Именно с этого самолета сбрасывали первую советскую термоядерную бомбу РДС-37Д в 1955-м.

Легендарная "тушка" поставлялась не только в советские ВВС и ВМФ, но и за рубеж, в том числе Индонезии, Ираку и Египту. Бомбардировщик — "ветеран" целого ряда вооруженных конфликтов по всему миру. Ту-16 можно было увидеть в небе во время Шестидневной войны между Египтом и Израилем в 1967-м, Арабо-израильской войны 1973-го, Ирано-иракской войны. В Афганистане "ту шестнадцатые" сбрасывали сверхмощные девятитонные бомбы для уничтожения укрепленных пещер моджахедов. Их чудовищные взрывы сносили скалы и вызывали лавины, хоронившие моджахедов заживо.

Медвежья сила

Легендарный "стратег" Ту-95 (по кодификации НАТО "Медведь") был создан еще в первой половине 1950-х и до появления первых межконтинентальных баллистических ракет вместе с самолетами Мясищева оставался главным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии с США.

На базе "девяносто пятого" построили множество машин разного назначения. Это бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты разведки и целеуказания для ВМФ, стратегические разведчики. Созданный в конце 60-х самолет противолодочной обороны Ту-142 до сих пор стоит на вооружении ВМФ.

Интересно, что именно на основе этого "охотника за подлодками" был разработан стратегический носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС, который сегодня вместе с Ту-160 составляет авиационный форпост сил ядерного сдерживания России. Во время операции в Сирии "медведи" наносили удары по позициями боевиков новейшими стратегическими ракетами Х-101. Всего до 1990-х советская промышленность построила около 400 самолетов типа Ту-95 и Ту-142.

Ту-95МС считается одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в мире и по малозаметности переигрывает Ту-160: выхлоп двигателей "Медведя", в отличие от реактивных струй, плохо различим со спутников-шпионов.

Наперегонки со звуком

К концу 1950-х заслуженный Ту-16 на посту сменил сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, самим фактом своего появления "разорвавший" шаблоны мирового авиастроения. Необычным в нем было почти все — расположение двигателей, крыло большой стреловидности, "ужатая" компоновка систем и оборудования.

"До ума" самолет доводили долго и трудно, но именно благодаря ему летчики Дальней авиации и ВМФ СССР получили возможность летать в полтора раза быстрее скорости звука. За годы серийного производства на авиабазы отправились 300 машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика-бомбардировщика, самолета РЭП и учебно-тренировочного самолета.

Ту-22 много раз модернизировали, "научили" дозаправляться топливом в полете, оборудовали мощными и надежными двигателями, постоянно совершенствовали авионику. Эти бомбардировщики служили в ВВС Ливии и Ирака, участвовали в конфликтах и проявили себя как надежные и неприхотливые бойцы. Самолет применялся в Афганистане вместе с бомбардировщиками предыдущего поколения Ту-16 и своим "сменщиком" Ту-22М.

Убийца авианосцев

Разработанный в конце 1960-х дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М (по кодификации НАТО "Бэкфайр") унаследовал от своего предшественника Ту-22 цифры в названии и… почти ничего больше. После пяти лет доработок самолет в варианте Ту-22М2 был принят на вооружение ВВС, а еще через пять лет советские военные аэродромы начали получать модернизированные Ту-22МЗ.

Сверхзвуковой многорежимный ударный комплекс вобрал в себя все научно-технические достижения в самолетостроении и первым из своих собратьев научился "поджимать крылья". Изменяемая стреловидность и мощные экономичные двухконтурные двигатели подарили ракетоносцу фантастические возможности, сделав его грозой корабельных группировок вероятного противника.

Машина при максимальной загрузке несет 24 тонны боеприпасов, разгоняется до 2300 км/ч и может действовать на удалении в тысячи километров от аэродрома. Эти самолеты вооружают управляемыми сверхзвуковыми ракетами Х-22М различных модификаций, способными поражать морские и наземные цели на дальностях до 480 километров.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 и истребитель Су-27 / Фото: Global Look Press

Летчики бомбардировочной авиации России говорят: «Когда враг нас видит, молиться уже поздно». Правда, с появлением высокоточного оружия самолет-носитель можно и не увидеть - в Сирии, например, фронтовая авиация работает с высот 5-6 километров без ущерба для меткости. Самолеты Дальней авиации с крылатыми ракетами X-101 вообще могут стрелять, не покидая воздушного пространства РФ - куда надо, ракета долетит сама. Предлагаем рассказ о наиболее выдающихся российских бомбардировщиках.

Су-34

В отличие от предшественников, фронтовой бомбардировщик Су-34 способен не только уничтожать наземные цели, но и постоять за себя в воздушном бою. На законцовках крыльев самолета находятся контейнеры со станциями радиоэлектронной борьбы «Хибины» - они укрывают самолет электронным облаком, делая его невидимым для вражеских радаров, и морочат головки самонаведения зенитных ракет. Свою эффективность «Хибины» доказали в апреле 2014 года, отключив в Черном море систему боевого управления американского эсминца «Дональд Кук». Для ближнего боя в носу спрятана 30-миллиметровяа пушка.

Дальность и скорость полета Су-34 увеличены до 4000 км и 1900 км/ч соответственно, - на борт самолет может принимать до восьми тонн боевой нагрузки. Существенно улучшились условия работы экипажа: просторная кабина, удобное управление, многофункциональные цифровые индикаторы вместо множества стрелочных приборов. Попадают в кабину снизу, что намного удобнее, например, в дождь. В Су-24 летчики забирались через верх, откинув фонари, и в ненастье или снег их кресла оказывались мокрыми. «Иномарка», - нахваливают новый самолет пилоты.

Прицельно-навигационный комплекс позволяет применять оружие с безопасных высот, не входя в зону действия ПВО противника. При этом само оружие не обязательно должно быть высокоточным. Одна хитрая подсистема бортового компьютера Су-34 учитывает массу факторов: высоту скорость, направление ветра, атмосферное давление и много чего еще, - выдавая в итоге оптимальную точку сброса. С такой автоматикой даже старые советские бомбы, никакой электроникой не оснащенные, ложатся точно в цель с заоблачных высот.

Ту-22

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения. Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью в мегатонну. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.

Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся. Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.

Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности. За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-101 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 5 метров.

23 декабря - День Дальней авиации России. На ее вооружении стоят уникальные самолеты: стратегические ракетоносцы разных типов и летающие танкеры.

Убийца авианосцев

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения.

Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью по мегатонне каждая. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.

Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся.

Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.

Русский "Медведь"

Первый отечественный межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 (по классификации НАТО Bear) является основой Дальней авиации. Задание на его производство давал Сталин, на вооружение самолет был принят при Хрущеве. Первый делал ставку на бомбы, второй предпочитал ракеты. Ту-95 в итоге способен возить и то, и другое.

На бомбардировщике русские летчике осваивали дозаправку в воздухе, Ту-95 доставлял к месту испытаний все ядерные и термоядерные устройства - в том числе Царь-бомбу мощностью 60 мегатонн. 27-тонная бомба не поместилась в грузовой отсек, поэтому сняли створки бомболюка и боеприпас на Новую Землю летел, наполовину высунувшись из фюзеляжа.

Во время взрыва самолет-носитель находился на удалении 45 километров. От электромагнитного импульса у него остановились все четыре двигателя. Ту-95 падал и запускал моторы: первый на семи тысячах метров, второй на пяти… Сел бомбардировщик с тремя работающими двигателями. На земле при осмотре оказалось, что четвертый мотор сильно обгорел и запуститься не мог в принципе.

Во время Карибского кризиса Ту-95, сменяя друг друга, барражировали над Шпицбергеном - на расстоянии пуска ракеты Х-20 с термоядерной боеголовкой мощностью три мегатонны. Сейчас основным вооружением Ту-95 являются шесть крылатых ракет Х-55, размещенные на барабанной пусковой установке в грузовом отсеке. Еще 10 ракет самолет способен нести под крыльями. Ведется перевооружение самолетов на новую ракету Х-101, поражающую подвижные цели с точностью до двух метров. На дистанции в 10 тысяч километров отклонение ракеты от цели не превышает 10 метров.

Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности. За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-555 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 20 метров.

Бомбардировщик несет и бомбы в качестве "оружия второй очереди" - добить уцелевшее после ракетного удара. Общий вес полезной нагрузки 45 тонн. Ту-160 способен пролететь без дозаправки 14 тысяч километров со скоростью 2230 километров в час. Большинство находящихся в эксплуатации самолетов имеют собственные имена в честь выдающихся летчиков и авиаконструкторов.

"Лебеди" периодически беспокоят ПВО стран НАТО, неожиданно появляясь у их границ в самых разных точках планеты. Неожиданность обусловлена тем, что при создании самолета почти полвека назад в конструкцию были заложены стелс-технологии.

Летающий танкер

Самолет-заправщик Ил-78 делает российскую авиацию по-настоящему дальней. В НАТО ему присвоили имя фригийского царя Мидаса, известного способностью превращать все, к чему он прикасался, в золото. Контакт с Ил-78 дает возможность самолетам дальней и фронтовой авиации без посадки преодолевать огромные расстояния. 30 июля 2010 года два Ту-95 пролетели порядка 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе и установили мировой рекорд.

На Ил-78 установлены три агрегата заправки: два под крыльями, третий в кормовой части фюзеляжа справа. Каждый перекачивает свыше двух тонн в минуту. В радиусе тысячи километров от аэродрома танкер способен передать 69 тонн топлива, заправляя одновременно один большой самолет типа Ту-95 либо два не очень больших бомбардировщика или истребителя.

Для этого Ил-78 выпускает 26 метров шланга с ажурным полуметровым конусом на конце. Пилот ведомого самолета должен уравнять скорости и попасть в конус штангой приемного устройства. Операция эта требует ювелирной точности и высокого мастерства обоих экипажей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...