Образ желткова в разных эпизодах. Реален ли образ Желткова? Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким

Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким

Максим Горький написал пьесу "На дне", в которой все действующие лица являются "маленькими людьми". Действие происходит в ночлежке. Здесь собраны все отбросы общества: пьяницы, убийцы и воры. Все они жестоки, у них нет чувства сострадания, желания помочь ближнему. У Клеща умирает жена, а ему все равно. Сестра калечит родную сестру, все вечно пьют и никому нет дела до другого. Они сами виноваты в том, что с ними произошло, у них нет сил и упорства бороться с судьбой. Оскорбления в данном обществу становятся нормой. Никто не хочет сказать друг другу ласкового, теплого слова. Потом в их однообразной, жестокой и мерзкой жизни появляется Лука. Он способен сострадать, утешать людей. И постепенно на время некоторые люди становятся чуть добрее. Лука приносит им надежду на лучшую жизнь, он нежен и добр с ними. Когда же он уходит, все собираются бежать за ним, искать его. А все только потому, что этот простой и тоже "маленький человек" подарил им надежду и сочувствие, все то, чего они так долго ждали. Лука похож на библейский персонаж, на паломника. Он воплощение добра и справедливости. И эта схожесть не случайна. Горький обращает внимание читателя на то, что в нашей жизни не хватает сочувствия и тепла. Он призывает помогать ближнему, а ведь это важно для любого человека.

Таким Горький рисовал нам "маленького человека" в реалистических произведениях, что в корне отличается от героев его ранних романтических произведений. В пьесе "На дне" мы можем провести аналогию с "Преступлением и наказанием".

Достоевский тоже призывал к состраданию. В этом взгляды Горького и Достоевского совпадают, а значит Горький также испытал на себе влияние образа «маленького человека» Пушкина , опосредствованное Николаем Гоголем.

«Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете " Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь - это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь - это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна - человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар - это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется нам фигурой, возвышающейся над окружающими . Он не угнетен как герои «маленький человек» Пушкина , скорее наоборот морально он выше всех остальных, но это и губит его.

Тема «маленького человека» у А.Н. Островского

У А.Н.Островского представления о "маленьком человеке" больше похожи на чеховские, но есть в них что-то и от Достоевского. В пьесе "Бесприданница" "маленьким человеком" является Карандышев. Он не хочет чувствовать себя человеком третьего сорта, как это было у Чехова, но при этом он осознает свою несостоятельность в обществе, как и персонажи Достоевского. Карандышев хочет влиться в это общество, в общество, где его не ждут, где он никому не нужен. Но в то же самое время он хочет унизить унижавших его. Это желание мести делает его бесчувственным по отношению к своей невесте, которой поведение Карандышева доставляет мучения. В "Грозе" Тихон и Борис, несмотря на их внешнее несходство, одинаково безвольны. Никакого уважения к ним не испытывает ни автор, ни читатели. Женские образы в этих пьесах, наоборот, очень яркие. Главная героиня пьесы "Бесприданница" - Лариса Огудалова. Советы её матери таковы: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Но Лариса Огудалова - человек цельный, неспособный изворачиваться и лгать. Душа ее открыта людям. И жить по-другому она не хочет. Катерина Кабанова, как и Лариса, готова умереть, но не жить в пошлом, лживом мире. Смерть для них обеих становится единственным выходом. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова похожи на Соню Мармеладову. Они не сливаются с общей массой мелочных и желчных людей. Соня - духовный человек, она ни на кого не обижается и помогает всем. Лариса тоже не похожа на всех, она не следует правилу: "Без хитростей на свете не проживешь». Перед смертью она всех прощает, хотя, наверно, она и не обижается ни на кого. При всех их одинаковых духовных качествах, внешние проявления у этих героинь разные. Соня с виду очень скромный и даже робкий человек. Лариса и Катерина - натуры более решительные и сильные внешне, но все они одинаково твердые духовно. Позиция Островского совпадает с позицией Тургенева, который изображал своих девушек на порядок выше нравственно, чем окружающих их мужчин.

2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете" Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь - это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь - это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна - человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар - это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется нам фигурой, возвышающейся над окружающими. Он не угнетен как герои «маленький человек» Пушкина, скорее наоборот морально он выше всех остальных, но это и губит его.

Взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого на мораль и духовный мир человека

Фёдор Михайлович Достоевский -- один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей 60-ых годов 19 века. В своих произведениях он отражал страдания людей от социальной действительности...

Жанр притчи в прозе рубежа веков (И. Бунин, А. Куприн и Б. Зайцев)

В 1896 году Александр Куприн пишет свою первую притчу «Собачье счастье», которая ставит важные вопросы о поведении человека, о том какие нравственные принципы должны руководить настоящими людьми, желающими «избавится от рабства» (24, 15)...

В данной главе будет рассмотрены различные определения понятия «маленький человек», эволюция образа в русской и американской литературе, а также выявлены черты, характерные для данного типажа. В главе, посвященной произведениям Джона Апдайка...

Маленький человек в поздних романах Джона Апдайка

Понятие «маленький человек» отнюдь не ново. «Литературная энциклопедия терминов и понятий» говорит об интернациональном распространении темы «маленького человека», впервые она была обнаружена еще в новоаттической комедии...

Маленький человек в поздних романах Джона Апдайка

В данной главе будет рассмотрен образ «маленького человека» в поздних произведениях Джона Апдайка «Кролик успокоился» (1991) и «Террорист» (2006) на примере главных и второстепенных героев в романах...

Маленький человек в поздних романах Джона Апдайка

Гарри Энгстром по прозвищу Кролик - главный герой четырех романов и одной новеллы Джона Апдайка, повествующих о жизни, духовном поиске и сомнениях маленького человека в Америке 60-ых - 80-ых годов. Читатель знакомится с кроликом в романе «Кролик...

Писателем, предвосхитившим образ маленького человека, еще до Пушкина, стал Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии Грибоедова «Горе от ума» показано столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Первые - это люди, которые живут...

Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков

Маленький человек" постоянно встречается на страницах произведений А.А.Чехова. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное...

Образ "маленького человека" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

А.С. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, Н.В. Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно...

Образ "маленького человека" в творчестве Н.В. Гоголя

гоголь маленький человек башмачкин “Записки сумасшедшего”, одна из самых печальных повестей “Петербургские повести”. Расказчиком является -- Аксентий Иванович Поприщин -- мелкий...

Особенности святочного рассказа

В период реакции отчетливо сказалась недостаточная идейная вооруженность Куприна. Писатель, еще два-три года назад активно поддерживавший "горьковскую" линию в литературе, высоко оценивавший произведения Горького (пьесу "Дети солнца"...

Переводческая деятельность Норы Галь

Через двадцать лет после написания так и не увидевшей свет рецензии на книгу Сент-Экзюпери дочь Фриды Вигдоровой принесла Норе изданную у нас на французском сказку этого автора, которую ей дала знакомая преподавательница иностранных языков...

Проблема изучения сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" в философском аспекте

Потребность в обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для данного жанра...

Тема Родины в "Слове о полку Игореве" и в повести Е.И. Носова "Усвятские шлемоносцы"

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом...

Э.Т.А. Гофман и его сказочная новелла "Крошка Цахес по прозванию Циннобер"

Какое великолепное, сильное, пылающее и огромное чувство живет в одном из героев повести « ». Конечно же, это любовь, которой было безгранично наполнено сердце Желткова. Но, как эта любовь повлияла на жизнь и судьбу данного персонажа? Она одарила его счастьем или стала самой большой трагедией?

В его случае, есть доля правды и того и того. Желтков до последнего вздоха и до последнего стука своего сердца любил княгиню Веру Николаевну. Он и минуты не мог прожить без мысли о прекрасной женщине. Он высылал ей любовные письма, он объяснялся в своих сильных чувствах, но все это было зря. Вера Николаевна не могла ответить ему взаимностью. Ее семейное положение и положение в обществе не давали ей сделать ни малейшего шага. Поэтому, она старалась игнорировать все случаи внимательности Желткова к ее персоне. Из-за этого, герой постоянно оставался один, наедине со своими мечтами и желаниями.

В один миг он был безумно счастлив, но, в другой миг, он был одинок, с чувством безответной любви. И, попыток исправить это положение он не делал.

Конечно, можно было убежать в другой город, заняться работой и добиваться жизненной цели. Но, Желтков не предпочел бороться за свою свободную от любви жизнь. Он остался со своими не принятыми чувствами один на один. Так, его жизнь и закончилась, без ощущения важности и нужности своей любви.

Однако герой все равно оставался счастлив. Даже, после смерти, на его лице было умиротворение и покой. Это чувство счастья от такой сильной и вечной любви не покинули его. Желтков принял свою судьбу, как знак свыше, как послание. Он никого не упрекал и ни на кого не жаловался. Ведь за такое чистое, ясное и сильное чувство, как любовь, он готов был расстаться с жизнью. И эта любовь все время жила в его сердце, радовала и осчастливливала героя.

«Гранатовый браслет» был создан, чтобы доказать существование настоящей, чистой любви в современном мире. Для этого он создал историю, одни воспринимают её в качестве анекдота о телеграфисте, который влюбился, а другие - как трогательную «Песню о любви» - трогательной, чистой.

Героем рассказа является Желтков Г.С. Он был чиновником контрольной палаты. Писатель изображает его как молодого человека «около тридцати пяти лет», достаточно приятной внешности: ростом высок, довольно худой, с длинными мягкими волосами. Постоянно бледноват, лицо столь нежное, как будто девичье, с детским подбородком и голубыми глазами. Желтков наделён чувством прекрасного, а именно музыкальным.

Наш герой влюблен в Веру Николаевну Шеину, женщину «аристократической» внешности. Желтков считает, что она необыкновенная, утонченная. Сначала Желтков писал письма вульгарного и, одновременно, мудрого характера. Но спустя некоторое время, он начал раскрывать чувства уже более сдержанно, деликатно. Каждый миг, который он видит княгиню - него дорого как ничто другое.

Желтков - он избранный. Та бескорыстность, самоотверженность его любви действительно сильна как смерть. Она не ждет награды, ради неё можно отдать жизнь. Все женщины мечтают о такой «вечной, святой» любви.

Веру Николаевну можно считать избранной, так как это сквозь её жизнь прошла настоящая, самоотверженная любовь. К сожалению, в отличии от женщин, в современном мире мужчины совсем обнищали как духом так и телом; Но Желтков далеко не является таковым. И это доказывает сцена свидания. Как он хорошо чувствует и разбирается в людях, то обращать внимание на угрозы со стороны Николая Николаевича перестал сразу.

Тогда, когда состоялся этот сложный разговор Желткову вернули его же подарок - изумительный гранатовый браслет, семейную реликвию, герой показал сильную волю. Он решает, что единственный выход - это уход из жизни, так как не хочет причинять любых неудобств возлюбленной. Это для него было прощанием с жизнью. Его последние слова благодарности княгине за то, она - его единственная радость, единственное утешение, были пожеланием счастья для любимой.

Все это доказывает то, что Желтков наделён Куприным благородством. Это образ не «маленького» человека, нищего духом, которого победила любовь. Прощаясь с жизнью, он оказывается любящим и сильным самоотверженно.

Таким образом, чиновник, «незаметный» человек довольно смешной фамилии Желтков за-ради счастья любимой отдал свою жизнь Богу. Конечно, тот факт, что он был одержим это правда, но чем? Высоким чувством! Это нельзя считать «болезнью». Эта любовь - великая, та, которая наполняет жизнь смыслом и сохраняет человека от вырождения нравств. Это любовь, которой заслуживают лишь избранные.

Тема неразделенной любви всегда является драматической, а нередко и трагической основой художественного произведения. Один из персонажей повести "Гранатовый браслет" генерал Аносов говорит: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Куприн утверждает любовь как высшую форму прекрасного, но не обходит вниманием того, что социальные отношения ломают и извращают ее.

В повести "Гранатовый браслет" рассказана история любви телеграфиста Желткова к аристократке Вере Шеиной. Писатель показывает духовную ограниченность аристократов, не допускающих мысли, что бедный чиновник способен на огромную любовь. Кто же мог вызвать такую трагически безнадежную любовь? Куприн детально описывает внешность Веры, применяя сопоставление ее с сестрой Анной. В отличие от живой и насмешливой Анны, Вера "была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна". Нужны поистине исключительные обстоятельства, чтобы она вызволилась из-под впитанных светских условностей.

Большая часть повести посвящена изображению семьи князя Шеина и его окружения. Главный герой появляется только в конце произведения. Куприн не торопясь воссоздает атмосферу богатого и знатного дома, детально описывает поведение и образ мыслей персонажей. На именины Веры съезжаются гости, и по мере их прибытия писатель характеризует их. С симпатией рисуется образ генерала Аносова - "исполинской и необыкновенно живописной фигуры", "обломка старины". В нем Куприн в толстовской традиции воплотил лучшие черты русского человека старшего поколения - "черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости". Именно Аносов выражает мысли самого писателя о том, что нельзя проходить мимо редчайшего дара великой самоотверженной любви.

Князь Василий Львович Шеин, муж Веры, показан как человек своей среды с ее пренебрежением к людям низших сословий. Он иронизирует над любовными посланиями "бедного телеграфиста", пародируя их. Брат Веры Николай Булат-Тугановский - надменный, жестокий человек, который подчеркивает свое превосходство над людьми из народа. Он воспринимает как личное оскорбление то, что какой-то мелкий чиновник посмел влюбиться в его сестру.

Образ главного героя Желткова вырисовывается из его письма. Любовью, которая "сильна, как смерть", дышит каждая строка письма. Его автор представляется человеком благородным, способным на высокое вдохновение и самоотречение, на самозабвенное преклонение перед женщиной. Желтков появляется только в последней части повествования, когда к нему приходят муж Веры и ее брат. Это "очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине" молодой человек. Куприн создает облик застенчивого и нежного человека, но упрямый подбородок позволяет подозревать в Желткове волевую натуру. Он чувствует свою вину в том, что нарушил покой любимой женщины. Пока речь идет о достоинстве и чести его любимой, он даже не пытается оправдываться. Но когда Булат-Тугановский говорит о намерении обратиться к властям, в Желткове неожиданно просыпается чувство духовного превосходства: он в своей любви как бы возносится над суетой жизни. Последнее письмо героя наполнено высочайшим трагизмом, который не мог не затронуть и Веру. Равнодушная к простым людям, аристократка Вера приходит в бедное жилище уже мертвого Желткова. Его самоубийство было последним аргументом подлинности чувства к той, которая была "единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью". В последней записке Желткова упоминается соната Бетховена. Патетическая, романтическая тема любви-трагедии связывается в повести с музыкальной темой шести тактов "Аппассионаты". Это музыкальная молитва о любви. Молитвенный, почти религиозный характер такой высокой и бескорыстной любви закрепляется рядом символических образов: старинный молитвенник, подаренный Вере сестрой; гранатовый браслет, присланный Желтковым, а затем отданный в дар Мадонне; претворение шести музыкальных фраз в шесть строк стихотворения в прозе, напоминающих акафист любви, с рефреном строки из молитвы, которую цитирует в последнем письме к Вере герой: "Уходя, я в восторге говорю: ”Да святится имя Твое”".

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему "маленького человека". Но этот маленький человек возвышается любовью, становится трагическим героем. Лицо мертвого Желткова напоминает Вере посмертные маски Пушкина и Наполеона. Этим Куприн приравнивает талант любви к талантам гениев.

"Гранатовый браслет" - это гимн великой неразделенной любви, побеждающей любые условности и предрассудки.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...