О домашних группах в церкви, учение пастора виталия рожко. Домашние группы Темы на домашние группы

1) Самый простой вариант - подготовить какой-то отрывок из Писания с несколькими интересными, дискуссионными вопросами . Бывает такое, что при чтении Писания родилась интересная мысль, но материала не достаточно для полноценной беседы, тогда можно использовать такую форму. Отрывок и вопросы по отрывку - вот и весь рецепт приготовления молодёжного. Главное вопросы подобрать увлекательные, тогда и такой экспресс-разбор пойдет легко. Хотя, конечно, по большей части, фундамент любого качественного разбора - это хорошие вопросы. Но я не о глубоких богословских вопросах. В принципе можно попросить молодежь выделить какие-то элементы в тексте, или наоборот искать вопросы в предоставленном отрывке.

Например , можно взять 23 главу Матфея и выделить с молодежью характерные черты фарисейства, выписать их на доску, после чего подумать, как они могут проявляться в нашей жизни. У меня получилось следующие черты:

  • фарисеи стремятся занять место учителей (2 стих),
  • фарисеи «говорят, но не делают» (3-4 стихи),
  • самое главное для фарисея - одобрительная реакция людей (5 стих),
  • фарисеи стремятся измерять духовные характеристики численными методами (5б стих),
  • любят похвалу (6-7 стихи),
  • являются препятствием на пути к Богу для других (13 стих),
  • для них важнее форма молитвы, чем ее искренность (14 стих),
  • распространяют свое фарисейство с завидным упорством (15 стих),
  • для них важнее форма, чем содержание Богослужения (16-22 стихи),
  • меняют местами главное и второстепенное (23-24 стихи),
  • важнее внешняя сторона духовной жизни, чем внутренняя (25-28 стихи).

Если еще попросить молодежь подобрать по примеру из Писания для каждой характеристики, думаю, что обычных двух часов молодежного вам не хватит.

2) Другой версией экспресс-разбора может быть такой вариант: разбить молодежь на группы и дать задание по тексту . Например : Ин 2:1-11 В данном тексте описывается произошедшее чудо. Каждая группа молодежи должна выделить в тексте необходимые условия для исполнения этого чуда; найти пример чуда из Ветхого и Нового Завета и проверить соблюдение выделенных условий. У меня получились следующие условия: должен быть зван Иисус, должно иметь веру, должен прийти нужный час, должно быть послушание словам Божиим.

Еще пример : Притч 2:1-5 Путь к Страху Божьему и познанию Бога. Дать задание группам - выделить предлагаемые Соломоном шаги на пути к Страху Божьему, подобрать примеры из жизни.

3) Вообще групповая работа очень эффективна и всегда находит отклик у молодежи. Делите не группы смело, если нет времени на подготовку - будет больше возможностей провести интересное молодежное. Главное не увлечься чрезмерно формой, и подобрать качественное содержание. Еще один вариант проведения экспресс-разбора: подобрать парные тексты, разбить молодежь на две группы . Первой группе дать один из текстов и попросить по нему составить как можно больше вопросов для второй группы. Второй группе дать другой текст и попросить составить как можно больше вопросов по нему для первой. Можно даже устроить подобие конкурса, и начислять балы группе за каждый вопрос, на который не смогла ответить другая группа.

4) Еще один вариант работы в группах - это групповой анализ темы . Только лишь важно не выбрать слишком объемную тему, максимально сузить ее. Иначе очень сложно будет руководить дискуссией при подведении итога. Как известно, тему можно раскрыть «горизонтально» и «вертикально». То есть либо говорить о различных аспектах темы, либо углублять содержание темы.

Например , разбирая тему кротости в повседневной жизни, вы можете дать задание группам: первой группе найти в Писании как кротость должна проявляться дома, в семье. Второй группе - как кротость должна проявляться в церкви в общении со святыми. Третьей группе, как кротость должна проявляться в мире. Это и есть горизонтальное раскрытие темы. Для многих тем можно применить формулу: дом/церковь/мир.

Также пример горизонтального раскрытия темы о молитве: молитва личная, молитва публичная, молитва покаяния, молитва ходатайственная. Назначить каждой группе молодежи по подтеме и дать задание - подобрать места Писания и привести примеры из жизни.

Вертикальное же раскрытие темы подразумевает углубление в предмет изучения. Если мы говорим о какой-то характеристике верующего человека, или о какой-то заповеди то можно тему дифференцировать следующим образом: первая группа объясняет основные понятия, сущность явление на основании Писания. Вторая группа на основании Писания выясняет, как практически оно выражается в жизни. Третья группа исследует вопрос, что Библия говорит о благословениях, которые несёт с собой данное качество или соблюдение заповеди. Четвертая группа исследует вопрос наказания или последствий за несоблюдение заповеди.

Тут нужна некоторая подготовка, но она не потребует много времени, если тема вам понятна и была обдуманна ранее. Или, например, вы по данной теме недавно хорошую книгу прочитали - также можно смело обсудить тему с молодежью. На что потратить время при подготовке молодежного в такой форме? Нужно заготовить подсказки. Молодежи трудно будет сразу правильно сориентироваться в теме, и вы должны быть готовы подсказать им, где «копать».

При групповой работе, сам руководитель не должен быть задействован в непосредственном обсуждении. Задача руководителя, как известно, - руководить. Он должен переходить от группе к группе, внимательно прислушиваться к обсуждению. В случае необходимости помочь организовать обсуждение правильно поставленными вопросами. Если дело совсем плохо - ненавязчиво подсказать. При делении молодежи на группы, постарайтесь это делать так, чтобы группы получались более-менее равномерными по качеству состава. Чтобы в каждой группе были активные и общительные члены молодёжи, чтобы общение в группе не стопорилось. Обязательно нужно правильно организовать атмосферу - расставить стулья таким образом, чтобы в группе все видели и слушали друг друга. Группы не должны быть больше 12-15 человек, потому что в больших группах сложно организовать рассуждение. При групповой работе нужно обязательно в конце собрания всем вместе обсудить выводы, которые были сделаны каждой группой. На это необходимо выделить время, потому что в процессе обсуждения также может развернуться небольшая дискуссия, особенно если выводы по одним и тем же вопросам у разных групп будут отличаться. В любом случае руководитель должен поставить точку в конце обсуждения. Подвести итог - в ясной и недвусмысленной формулировке.

5) Интересным вариантом проведения молодежного без подготовки могут стать дискуссионные формы работы . О них я напишу подробнее, повторяться не буду.

6) Не стоит пренебрегать и игровыми формами работы . Конечно, нельзя ими злоупотреблять, но иногда можно использовать. Игры особенно хороши тем, что их можно заготовить заранее и использовать в любой удобный момент. Собралась молодежь после собрания спонтанно, или у кого-то дома… вместо того чтобы позволить молодежи отпускать шуточки и болтать «ни о чем», лучше побудить молодежь поиграть в какую-нибудь духовную игру. Кто-то из руководителей умудряется и настольные игры использовать, придавая им духовный смысл, или заменяя вопросы из викторин на Библейские.

Надеюсь, вам помогут эти идеи, вдохновят придумать что-то свое, еще интереснее, увлекательнее и полезнее. Конечно, те методы, которые здесь предложены - это лишь какие-то варианты, которые должны быть у руководителя «в рукаве». Ни что не заменит качественно подготовленный и проведенный разбор. В любом случае, ситуация, когда нет времени готовиться - ненормальная, и мы не должны себя оправдывать в этом. Молодежное - это целенаправленное собрание, работа с целевой группой в церкви. На нас лежит ответственность, и мы должны готовить качественную духовную пищу.

В следующем письме попробую рассказать о других нестандартных формах проведения молодежного, но которые требуют достаточно усердной подготовки и времени.

Служение домашних групп – это не просто современный тренд или многообещающая маркетинговая структура. Совместное поклонение Богу и изучение Писания в контексте домашних церквей было широко распространенной практикой церквей со времен апостолов. Посмотрите лишь на некоторые из многих библейских текстов.

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф. 28:18-20)
...И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42)
... как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 20:20-21)
Приветствуйте Прискилу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе... и домашнюю их церковь. (Рим. 16:3-4; 1Кор. 16:19)
Все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидании самого себя в любви. (Еф. 4:16)
Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. (Кол. 4:15)
Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему... и домашней твоей церкви... (Фил 1:1-2)

Личностный характер веры не отменяет, но инспирирует единство верующих. Желание делиться своей верой, поддерживать других, учиться подражать и вместе поклоняться Господу является естественной потребностью каждого рожденного свыше человека. В каком- то смысле эти цели достигаются посредством участия в общем богослужении, но только встречи в малых группах способны привести этот опыт на уровень жизни каждого члена церкви.

Библейская цель

Проповеди, звучащие в нашей церкви по средам и воскресеньям являются ценнейшим ресурсом духовного развития для каждого члена церкви. Наши пасторы вкладывают много времени в изучение Писания, однако они не способны представить детальное объяснение того, как примененять тот или иной отрывок в контексте жизни более, чем тысячи людей, посещающих нашу церковь. Это делает обсуждение практического применения проповеди крайне актуальным и необходимым. Ведь именно практическое угождение Богу и является целью жизни верующих.

Кроме того, домашние группы помогают в осуществлении пастырского попечения о всех членах церкви. Наставление, ободрение, вразумление, помощь в духовной жизни – все это естественное проявление пастырской работы в контексте группы.

Также домашние группы являются отличной возможностью для служения друг другу. Служенине не является самоцелью церкви, но рождается, как ответ на предусмотренную Богом зависимость членов Тела друг от друга (1Кор. 12:12-30). И нигде не происходит оно так легко, как в контексте группы (1Петр. 4:10). В узком кругу люди больше доверяют друг другу, глубже знакомы с нуждами друг друга и реально способны оказывать духовную и физическую помощь.

Вот еще некоторые цели, которые достигаются церковью в контексте домашних групп.

  • Поклонение и прославление Бога.
  • Общение (Деян. 2:42; 1Ин. 1:1-4; 2Кор. 13:14; Фил. 2:1; Еф. 4:15, Фил. 1:6; Рим. 1:11-12)
  • Забота друг о друге (1Кор. 12:24-26; Гал. 6:1-2)
  • Молитва о нуждах друг друга и всей церкви
  • Изучение Писания (Деян. 2:42; Деян. 5:42)
  • Освящение – практическое применение истин Писания в личной жизни каждого участника группы (Евр. 3:13)
  • Подотчетность друг перед другом в христианской жизни (Иак. 5:16)
  • Благовестие, достижение неверующих для Христа

Быть частью домашней группы – привилегия и радостная обязанность каждого члена нашей церкви. Мы хотели бы помочь и вам найти свою духовную семью. Если вы еще не определились с подходящей группой для себя и своих близких, пастырь служения для потенциальных членов с удовольствием встретиться с вами, чтобы подобрать группу, посещение которой в максимальной степени будет подходить для вас по местоположению, языку и составу.

Тема для домашней группы: ОТЦОВСКОЕ СЕРДЦЕ БОГА

Какой он – совершенный отец

Дайте людям задание написать характеристики совершенного отца : (например, проводит время со мной; любящий, смиренный, сильный, молящийся, принимает решения и несет ответственность за них, с чувством юмора, уважительный, мудрый, с правильными приоритетами, верный, выслушивает, близкий, щедрый)

Как вы думаете, какие из этих характеристик принадлежат Богу?

Для того чтобы понять отцовское сердце Бога, необходимо посмотреть широко и увидеть разные грани Его характера.

1. Божья любовь

В мирском понимании любовь условна («если») или становится наградой («потому что»).

Любовь в Божьем понимании :

А) безусловна: 1Иоан.4:7-11; Рим.5:8 – она как бы говорит: «Мне все равно, как ты вел себя раньше и сколько боли Мне причинил. Я люблю тебя независимо от этого, и Я хочу дарить тебе Свою любовь».

Размышляя о Его любви, нам всегда надо отталкиваться от того, что Библия говорит о Боге, а не от ситуации, иначе ты можешь извращенно интерпретировать ситуацию.

Пример: Страна грешит, не обращая внимания на Слово Божье. Случается землетрясение, в котором погибают и взрослые, и дети, и «хорошие», и «плохие». Почему погибли невинные? Трактуйте это.

Б) жертвенна

В) индивидуальна – Бог по-разному проявляет к нам Свою любовь. Даже критерии совершенного отца у нас разные и разные из них Бог проявляет нам в Своем характере.

Примеры Его любви: Лук.12:6-7; Пс.138:17-18

2. Дисциплинирующий Отец

Для маленьких детей приятно = любовь; больно = отсутствие любви

Многие христиане думают так же: благословение = Божья любовь; испытания/ боль = Божье недовольство

Когда мне хочется наказать чужого ребенка, я боюсь применять к нему физическую силу, потому что не знаю, какие методы наказания применяются в его семье. Я знаю, что родители ребенка могут разозлиться на меня за такое наказание, которое неприемлемо ими. В то же время когда я дисциплинирую своего ребенка, то я знаю, что полностью несу ответственность за это наказание и делаю это для его роста и развития.

Божье наказание – это действие любви. В мирском понимании наказание – это чаще всего действие: * напряженности

* слабости

* жестокости

* неприятия

2) наказание – это провозглашение сыновства (Пр.13:25)

3) это часть нашего обучения. Бог дисциплинирует меня не потому, что я делаю что-то неправильно, но для того, чтобы научить.

Евр.12:10 – через наказание мы имеем участие в Его святости. Бог хочет развивать Свою чистоту в моей жизни.

Для того чтобы получить чистое золото, его плавят в огне. Проблема в том, что когда мы чувствуем боль от огня, нам хочется просто убежать от этого. Но есть определенный уровень святости, который может придти только через огонь.

Евр.12:11, перевод МБО Любое воспитание кажется нам скорее причиняющим боль, чем несущим радость. Но позже тем, кто через него был научен, оно приносит урожай праведности и мира .

Перевод Радостная Весть: Конечно, всякое наказание не радует, а огорчает, но только на время, а потом те, кого оно исправило, пожнут плоды мирной и праведной жизни

4) Таким образом, наказание приносит плод

Иоан.15:1-2 – в русском переводе «очищает», в английском – «подрезает» (делает короче). Для того чтобы ветвь принесла больше плода, ее подрезают, чтобы она дала больше пасынков.

Для лидеров: ты столкнешься с серьезным выбором: хочешь ли ты стать большим деревом или плодоносным; с красивым большим «славным» служением или с плодом?

3. Божье обеспечение

Если родители хорошо обеспечивают ребенка, он может быть ребенком, ему не надо рано взрослеть, он может наслаждаться детством, он может просто играть, и в то же время учится, чтобы в свое время взять на себя такую же ответственность.

Мы – Божьи дети. Он всегда помнит о нас и совершенно заботится о нас, т. о. мы можем быть спокойны, не дергаясь об обеспечении. Именно недостаток понимания этой характеристики Бога порождает суету в современном обществе.

Стереотип в разуме: чтобы быть удовлетворенным мне нужно больше (финансов, свободы, имущества и т. д.). Но в этом кроется угроза, что достаточно никогда не будет. В этом случае ты берешь роль обеспечителя на себя, пытаясь делать больше.

Секрет удовлетворения: Фил.4:11-13. Ст.12 – научиться – открыть секрет (англ)

Удовлетворение ≠ иметь все от Бога

Удовлетворение = делать все через Него (Фил.4:13)

Часто корень излишней занятости – в желании чувствовать удовлетворение, в т. ч. и в вопросе реализации.

Исх.16:11-32 – для евреев манна была чем-то незнакомым, непонятным. Это был новый способ Божьего обеспечения. Какими способами Бог раньше обеспечивал евреев?

Тем не менее, многие не доверяли Богу достаточно, пытаясь отложить побольше.

Часто мы не узнаем способ Его обеспечения: мы просим больше плода, а Он обрезает наши ветви; мы просим святости, а Он посылает огонь; мы просим денег, а Он приводит нас к ситуации, где мы можем сеять, отдавать.

Ст.16-18 – Он обеспечивает нас таким образом, что нам надо собирать это.

Важность собирания:

· это смиряет (Втор.8:3);

· это работа

Ст.19 – обычно Божье обеспечение хорошо только на сегодняшний день, потому что:

· Бог хочет научить нас жить сегодняшним днем

· наши отношения с Богом всегда предполагаются как наша зависимость от Него. Ты никогда не достигнешь такого момента, что тебе не нужен Бог (если такой момент наступил, то скорее всего ты далек от Его воли)

Таким образом, нам всегда надо понимать секрет Божьего удовлетворения, чтобы обеспечение в какой-то ситуации не стало проклятием для нас.

4. Его ревнующее сердце

Втор.4:23-24 – это самый главный наказ, который Моисей дал народу.

Огонь поядающий – чем ближе ты будешь к Нему, тем больше Он будет поглощать тебя.

Матф.10:37-39. Отношения с Богом – это не просто дружба или любовные отношения. Войти в отношения с Богом – войти в смерть.

Иоан.12:24 Бог хочет забрать то, на что ты опираешься в жизни, твои подпорки и упования, чтобы Он мог остаться твоим единственным упованием.

Втор.5:8-9; Исх.34:14; 2Кор.11:2 – все это подтверждает, что мы очень важны для Бога

А) если Бог – ревнивый Отец, у меня есть ответственность избавиться от всего, что соперничает с
Ним.

Подумайте, что может соперничать с Ним ? (отношения с людьми, материализм, интеллект, служение, зависимость, похоть).

Места убежища (дружба, дом родителей; какое-то географическое место, где ты привык отдыхать; алкоголь). Нет ничего плохого в большинстве из этих вещей, если мы не позволяем им занять Божье место, когда идет шторм (Пс.90:1-4).

Убежище – это не библиотека, это не место получения информации, почему что-то происходит, но это место укрытия. Когда тебе нужно успокоиться или излить свои эмоции, куда или к кому ты бежишь в первую очередь?

Места обновления – места, куда мы отправляемся, когда устали, чувствуем себя перегоревшими (конференция, отпуск и др.)

Божья ревность по отношению к нам не означает, что Он отправит нас в ад или последует какое-то наказание, если мы выбираем местом обновления или местом убежища не Его присутствие, но мы просто упускаем что-то важное, не позволяя Богу стать ближе к нам и вести нас вперед.

Б) Он должен стать для нас целью, а не средством.

«Если вы не приходите к Богу как к цели, а не к дороге, то вы вообще не приходите к Богу» ()

Если мы вспоминаем и ищем Бога только тогда, когда нам нужен ответ на нужду или путь в служении, но не ищем Его просто для отношений с Ним, он становится для нас дорогой. Т. е. если ты не приходишь к Богу ради того, кем Он является, а не чтобы что-то получить, то ты вообще к Нему не приходишь.

Путь изменения:

· понять, для чего ты был создан

Пример: цель завода – производство пластиковых стаканчиков. Но при этом образуется вторичный продукт – энергия, которую можно преобразовывать в электричество и также продавать. Но чем больше завод концентрируется на вторичном продукте, тем меньше становится стаканчиков, и в конечном итоге вторичного продукта также станет меньше.

Бог создал нас прежде всего для отношений с Ним, а служение – вторичный продукт. Если я больше концентрируюсь на служении, то отношений с Ним становится меньше, и затем служение становится слабее.

· желать прежде всего угодить Ему

Быт.5:24; Евр.11:5

Идентификация в Нем. (познать, кто я есть)

Идентификация – группа характеристик, по которым меня узнают или знают.

Матф.16:13-17 Иисус мог идентифицировать Себя как Пророка, Проповедника, Целителя или Царя, но Он выбрал идентифицировать Себя как Сына Бога.

Кто ты есть в Нем? Если ты идентифицируешь себя, как часть какого-то служения или церкви, или как служитель, тебе надо пересмотреть свои основания. Если ты рассматриваешь себя как строитель или учительница или студентка, тебе надо пересмотреть свои основания, потому что ни одно из этого не может быть той идентификацией, для которой вас Бог создал. Единственная достойная идентификация в Нем – быть Его сыном или дочерью. То, кто я есть не связано с тем, что я делаю, потому что иначе, если ты теряешь дело, у тебя возникает кризис идентификации, ты не знаешь, кто ты есть.

Что такое церковь?

Церковь - это дети Божьи, рожденные от истины Cлова Божия и соединены Духом Святым в одно Тело, с целью превращения в образ Христа через назидания друг друга и достижения неверующих достигая их Евангелием, для славы Божьей.

Частью церкви становятся люди благодаря Духу Святому, который поселяется и живет в них, и дает истинное покаяние которым возрождает к новой жизни, характеризующийся искренней любовью к Богу и людям, и устойчивой жаждой святой жизни.

Это группа людей, объединенных одними убеждениями и философией жизни, и которые собираются в определенном месте, для общего поклонения, имеют общую деятельность, где каждый имеет свое конкретное назначение, должно выполнять определенные функции и задачи, где есть пасторы, диаконы и другие служители, и где четко регламентированы принципы взаимодействия между всеми, определенные Писанием.

Библия говорит о двух формах совместных служений. Первая, это привычная для нас сегодня форма - воскресное богослужение. На воскресном богослужении собирается практически вся церковь. Вторая форма, это собрание по группам - домашним церквям. И то и другое имеет общие элементы, но имеют и немало различий.

Вне всяких сомнений, практика малых групп - это библейская практика. Без этой формы достижения поставленных Богом целей перед церковью достичь просто невозможно. Можно достигать каких-то временных результатов, человеческих планов, но церковь Христова должна строиться и жить исключительно на Его принципах.

(Деян.2:41-47) Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. 43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 44 Все же верующие были вместе и имели всё общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Служение домашних групп

Церковь евангельских христиан «Джерело життя»

А. Общие положения служение домашних групп:

    1. Домашние группы организованы с целью продолжения и осуществления пастырской опеки о всех членах церкви в соответствии с целью и философией церкви;
    2. Главная функция домашних групп заключается в продуманной целенаправленной духовной работе - ученичестве, с каждым членом церкви для созидания церкви как живого организма;
    3. Все члены церкви не только поощряются, но имеют привилегию и обязанность быть частью домашней группы;
    4. Лидерство каждой из групп осуществляется братьями, выбранными для этого служения и утвержденными пастырской советом церкви;
    5. Все лидеры домашних групп и их группы подотчетны во всех сферах этого служения ответственному пастору и пастырскму совету;
    6. Размеры групп определяются эффективностью достижения поставленных перед ней целей.

Б. Цели и задачи домашних групп:

1. Чем домашние группы не являются:

    1. Ток-шоу, где каждый выражает свое мнение;
    2. Клубом «друзей-единомышленников»;
    3. Клубом знакомств, дискуссий, диалога;
    4. Группой людей, которые есть «друзья по несчастью";
    5. Местом, где каждый может выговорится от души;
    6. Местом, где можно просто хорошо провести время;
    7. Группой людей с одинаковыми интересами (политика, работа, хобби...);
    8. Группой «просто общение» или «просто пение»;
    9. Местом «чаепитие» или свободного времяпрепровождения;
    10. Группой по обсуждению различных тем, которые волнуют.

2. Для чего они существуют?

    1. Пастырская забота о каждом члене церкви (1Пет.5:1-2, Кол.1:28-29);
    2. Поклонение и прославление Бога в контексте группы;
    3. Общение (Деян.2: 42, 1Ин.1:1-4, 2Кор.13: 14, Флп.2: 1, Еф.4: 15, Флм.1: 6, Рим.1:11-12).
    4. Забота друг о друге (1Кор.12:24-26, Гал.6:1-2).
    5. Молитва друг о друге, и о церкви;
    6. Исследование Писания (Деян.2: 42, 5:42)
    7. Освящение - практическое применение истин Писания в личной жизни каждого члена группы (Евр.3: 13);
    8. Служение друг другу тем даром который получивший с целью созидания друг друга в вере (1Пет.4: 10);
    9. Подотчетность друг перед другом (Як.5: 16);
    10. Благовестие, достижения неверующих для Христа (Деян.).

В. Общие принципы функционирования:

    1. Исследования Библии, «учение и благовестия» особенно в их практическом применении является основным элементом, который объединяет группу и является центром всей жизни группы;
    2. Пастырская работа осуществляется непосредственно лидерами групп;
    3. Отношения между членами группы вытекают из взаимной зависимости христиан друг от друга, которой обучает Писания;
    4. Служение каждого осуществляется согласно принципу «один одному» в Новом Завете в атмосфере смирения, доброжелательности и любви;
    5. Каждый член трудится в контексте группы для общего блага и збудовать церкви.

Г. Качества лидеров домашних групп (1Тим.3:1-7, Тит.1:7-9):

1. Христианский характер (также Гал.5:22-23):

    1. Не самовольний, не гневлив, не сварливый, не стяжательский, не пьяница...;
    2. Сдержанный, мудрый, целомудренный, благочинный, тихий, мирный, гостеприимный, справедливый...;

2. Христианская поведение:

    1. В семье: отношение к жене и детям (1Тим.3: 2а, 4, Тит.1: 6);
    2. В церкви: отношения с друзьями, членами церкви (1Тим.3: 5);
    3. В обществе (1Тим.3: 7);

3. Христианская зрелость (1Тим.3: 6):

    1. В применении принципов Писания;
    2. В приоритетах жизни;
    3. В решении вопросов;
    4. В использовании времени, финансов, ресурсов.

Д. Требования к лидерам домашних групп:

1. Преданность Писанию и здравому учению;

2. Наличие личных отношений и познания Иисуса Христа и рост в Нем;

3. Посвящение церкви, жертвенность и ответственность;

4. Соглашение с общим видением и философией церковного служения, а также служение домашних групп;

5. Пастырское сердце:

    1. Молитва и ходатайство за людей в группе;
    2. Построение отношений с окружающими Слова;
    3. Умение работать с людьми;
    4. Желание помогать другим духовно расти;

6. Способность ясно излагать мысли, вести беседу;

7. Личные встречи с пастырями церкви;

8. Участие в лидерских встречах:

    1. Для молитвы о группе, друг друге, церкви;
    2. Для изучения нового материала / текста Писания;
    3. Для оценки работы и функционирования каждой группы;
    4. Для обсуждения методов работы и их эффективности;

9. Хорошая своевременная личная подготовка к каждому занятию, встрече.

Е. Участники домашних групп:

1. Основная задача / роль:

    1. Применять Слово Божие;
    2. Совершенствовать отношения с целью зрелости, служения и достижения других людей для Христа.

2 . Характеристики:

    1. Членство в церкви и посвящение ее лидерам, и служению;
    2. Способность принимать участие в группе конструктивно и без монополизации времени и внимания группы (сложные вопросы должны решаться пасторами церкви).

3 . Духовные цели:

    1. Регулярное чтение и молитва;
    2. Конкретное применение Слова в повседневной жизни;
    3. Развитие отношений с женой и детьми (если есть);
    4. Развитие отношений с другими участниками группы;
    5. Практическое служение в церкви;
    6. Принимать участие в личном евангелизме.

4 . Личная ответственность:

    1. Принимать участие во всей жизни церкви и служениях;
    2. Приходить вовремя на все встречи домашней группы;
    3. Выполнять домашнюю работу и быть подготовленным к участию;
    4. Строить отношения с другими членами домашней группы;
    5. Открывать свое сердце и жизнь для других и быть честным, «прозрачным» и готовым учиться;
    6. Поддерживать и молиться лидера группы.

Домашняя группа – это один из неотъемлемых элементов церкви. О том, с чего начать группу и как ее вести корреспонденту «Что такое?!» рассказала Анжела Соколова, служитель и супруга пастора «Церкви Большого Города» г. Санкт-Петербург.

- Анжела, объясните, пожалуйста, нужно ли молиться для того, чтобы понять, где начать домашнюю группу, или можно открывать ее в том месте, где есть возможность это сделать?

Участие в жизни домашней группы должно органично вписываться в жизнь человека. Мы просим человека посвятить свое время и провести одну встречу на неделе с друзьями из церкви. Традиционно, чаще всего, домашняя группа проходит именно дома. В условиях нашего города, который является мегаполисом, некоторые домашние группы принимают решения встречаться во время обеденного перерыва. Конечно, встречи среди недели требуют от человека посвящение личного времени, и нам хотелось бы, чтобы это «бремя» было нести радостно и легко, и ненужные жертвы были сведены к минимуму.

В больших городах распространена форма проведения групп в кафе. Это связано с тем, что дом – это место, куда житель крупного города приходит лишь переночевать. Мы позволяем тем, кто ходит на домашнюю группу, самостоятельно принять решение о месте и времени встречи с братьями и сестрами во Христе.

- Если двери своего дома для группы хочет открыть человек, который грешит?

Я бы посмотрела, с чем связан грех: если это недопонимание, в силу своего юного духовного возраста, то это один случай. Иисус часто бывал в таких домах, и нам надо брать с него пример. Но если это упрямство и любовь к греху, то Писание нам говорит - даже не есть с такими «братьями». Недавно собрания нашей церкви стали посещать новые люди. Мы знаем, что их жизнь далека от принятых стандартов, однако видели и то, как они растут духовно. Поэтому мы позволили время от времени проводить домашнюю группу у них дома, однако лидер группы был другой человек.

- Как проводить группу так, чтобы неверующие люди, живущие в квартире, заинтересовались христианством?

Важно, чтобы родственники были согласны на то, что у них проводится группа, так как они тоже являются хозяевами этого жилья. Либо с ними должно быть достигнуто соглашение. Некоторые неверующие члены семьи готовы уйти из дома на время проведения группы, другие же с удовольствием присутствуют во время встречи и даже немного дискутируют с нами. Однако, если мы на самом деле живем христианской жизнью, являя любовь и прощение, то мы можем затронуть сердца наших родных. Люди наблюдают за христианами. Если родные видят не одно событие, но позитивные изменения, наши дела, то это может привести их к Богу. Я вспоминаю историю, когда на одной домашней группе мама хозяйки квартиры долго скептично относилась к вере дочери. Но она часто болела, и члены домашней группы за нее молились. Видя, как в результате молитв она получала исцеления, женщина уверовала.

Другая же история, когда муж относился лояльно к проведению группы: сидел себе тихонько. За него тоже долгое время молились, и он однажды проявил интерес, чтобы пройти «Альфа курс» (собрания, которые объясняют основы христианской веры), потом вместе с женой он стал посещать семейные курсы по укреплению взаимоотношений между супругами. На сегодняшний день он любит быть на церковных праздниках, с удовольствием принимает участие в разных мероприятия, посещает домашнюю группу. В данном случае видна динамика: от нуля к нынешним результатам.

- Часто случается, что кто-то перестает ходить на домашнюю группу. Что делать в таких случаях?

Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек в церкви посещал домашнюю группу. Однако не нужно стараться их удержать там всеми силами. Если человек не чувствует себя уютно в какой-то компании, то можно посоветовать поискать ему другую домашнюю группу.

Стоит отметить, что любая домашняя группа однажды переживает момент, когда часть людей может уйти – и это неплохо! Оставшиеся становятся командой единомышленников. Иногда происходит момент, когда наружу выходят мотивы людей, мы можем ожидать, что кто-то покидает вас. А мотивы у всех разные. Кому-то на группе все время что-то дарят и однажды перестают это делать, побуждая найти работу. Кого-то сначала жалеют, а потом дают наставление взять ответственность за свою жизнь. За кого-то молятся. При этом если те, кому помогают, не хотят ничего делать, им становится неуютно. Бывает так, что у членов домашней группы назревает идея, например, кому-то помочь, и не все люди хотят действовать как команда. Возможно, вскоре они перестанут чувствовать себя частью коллектива и перестанут ходить на группу. В Евангелиях написано, что когда Иисус стал открываться своим ученикам глубже, многие из них тоже перестали ходить за Ним.

- Как быть, если на группу приходят родители с очень активными детьми?

Есть несколько способов решения данной задачи:

Во-первых - можно организовать занятия для детей, прописав график дежурства. Несколько мам могут расписывать: кто и когда присматривает за детьми.

В-вторых - можно проводить группы для женщин с детьми. Мамочки с детьми определенного возраста очень лояльно относятся к женщинам с детьми, чей возраст совпадает с возрастом их чад. У нас есть группа, которая встречается в «ИКЕА». На территории торгового центра есть детские комнаты, куда мамы отдают своих детей на время проведения группы.

Третий вариант – это помощь родных. Очень приятно, когда близкие уважают желание матери провести время с друзьями и дают отдохнуть от домашних хлопот. Однако практика показывает, что папы крайне редко имеют такую возможность и приходят на помощь своим женам в вопросах домашних групп. Если женщине позволяют средства, она пользуется услугами няни.

Вообще, отмечу, что дети на домашней группе – это задача №1, вокруг которой ведутся горячие споры.

В свое время, когда я проводила домашнюю группу для мамочек, мне казалось, что дети, пришедшие в гости, разгромили половину квартиры: портили мебель, били чашки, играли в прятки в наших чемоданах.

Был даже случай, когда одной женщине, которая приходила на группу с неуправляемым ребенком, поставили условие приходить на домашнюю группу без него. Это было сделано с любовью, но и со строгостью. Она нашла возможность.

- Какой инструмент для лидера домашней группы более эффективен: молитва за своих подопечных или личное общение?

Ценность молитвенной жизни лидера даже не стоит обсуждать. Лидер домашней группы – это ходатай. Но не всякий молитвенник является лидером домашней группы. Умение работать с людьми – это один из важнейших навыков, которым надо учиться. Лидер домашней группы - это человек взаимоотношений, который должен знать людей. Он ставит разные акценты на разных этапах развития группы. Понимание динамики развития группы поможет ему четко знать, что ему нужно делать в тот или иной момент.

Если я в группе с теми, кого я долго уже знаю, я понимаю, что мы способны на какие-то общие дела. Когда с незнакомыми - мы ничего не планируем и не стараемся сделать, а просто общаемся, знакомимся ближе. Сначала душевное, а потом духовное.

Вообще, этапы развития домашней группы можно выстроить в четырех пунктах:

  1. На первом этапе ведения домашней группы лидеру надо встречаться с людьми, знакомиться, служить в их нуждах, молиться за них.
  2. На втором этапе – молиться в тайной комнате, так как люди начинают открывать свои сердца, становиться ближе. На домашней группе идет обсуждение слова, назидание, решение конфликтов.
  3. Третий этап - после того, как люди стали ближе, цели, мотивы вскрыты, установилась общая атмосфера – это атмосфера взаимопонимания и единства, начинается процесс творения дел. Да, некоторые члены домашней группы могли покинуть ее, но начинают приходить новые!
  4. Четвертый этап – это этап умножения. Это когда группа становится слишком большой, чтобы иметь близкие отношения. Новые члены группы ищут более тесных отношений, и группа переживает умножающее деление. Создание новой духовной семьи.

Можете рассказать о положительном опыте работы домашних групп в мире?

Все мега-церкви в мире – это церкви с развитой сетью домашних групп. Мой муж ездил на симпозиум в Малайзию. Для таких стран как Малайзия, стран, где есть гонения на христиан, домашние группы – ключ к спасению многих, единственный способ существования и распространения христианства. Принципы, на которых строятся церкви, универсальны, описаны в Святом Писании. Если в странах, которые имеют свободу вероисповедания вопрос об актуальности домашних групп еще обсуждаемый, то для гонимой церкви, это вопрос выживаемости и жизнедеятельности.

Беседовал Алексей Ковалёнок


Теги: Церковь, домашние группы

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...