Нейромонах феофан интервью. Нейромонах Феофан: «В небольших городах люди ведут себя более открыто и раскрепощенно

В 2015 году по интернет-сети распространился видеоклип на песню «Притоптать». Ее исполнителем обозначен был некий Нейромонах Феофан. «Кто это на самом деле?» - спрашивали друг друга пользователи сети. Однако никакой сопровождающей информации не было. Прошло два года, а музыкальный проект до сих пор продолжает свое творчество. Кто это на самом деле Нейромонах Феофан и чем знаменит?

Состав

Известно, что за псевдонимом стоит не один, а как минимум два человека. Это солист и диджей Никодим. Первый - высокий парень с накладной бородой. На публике он всегда появляется в балахоне, напоминающем схиму, с узорами по канту и в лаптях. Лицо его скрывает капюшон, а в руках он обычно держит посох, в котором спрятана лазерная указка. Нейромонах Феофан нараспев исполняет песни с характерным оканьем и использованием славянизмов, устаревших слов. Музыкальный проект родом из Санкт-Петербурга.

История

Кто это на самом деле - Нейромонах Феофан? Группа все еще сохраняет анонимность от назойливых СМИ. Но, несмотря на это, журналу «Афиша» удалось немного приоткрыть завесу и взять интервью у диджея Никодима - второго участника группы. Он рассказал о себе и об истории создания группы. Никодим имеет высшее образование. Долгое время он занимался музыкой профессионально. А когда встретился с Феофаном (который является музыкантом-самоучкой), тот подсказал ему много интересных вещей. На почве общих интересов парни и сдружились.

Феофан еще до образования группы активно записывал песни (примерно с 2008 года). Мысль объединить усилия в оригинальный музыкальный проект возникла во время прогулки по лесу.

Стиль

Уникальность стиля новой группы заключалась не только в стилизации под русские народные гулянья, но и в сочетании балалайки с драм-бейсовыми басами (электронная музыка). Тексты песен группы «Нейромонах Феофан» рисуют жизнь Древней Руси, русскую природу и крестьянский труд, при этом они не лишены иронии. Это делает восприятие творчества легким и интересным.

Критика

Кто же это на самом деле - Нейромонах Феофан? Долго и мучительно ломали голову критики творчества группы. Но их интересовали не истинные имена участников, а то, что они хотят сказать своими песнями. Так, назвал ребят «православными атеистами» и «верующими комсомольцами». Но это была положительная оценка. Лидер группы «Ленинград» одобрил стиль и творчество в целом новоиспеченных артистов, а также их активную деятельность в социальных сетях.

Другие музыкальные критики также отметили свежесть и оригинальность соединения русских народных мотивов и танцевальной электронной музыки. Они сравнили питерский музыкальный проект с уже широко известными «МС Вспышкиным» и «Иваном Купалой». По мнению экспертов, коллектив делает акцент на визуальной составляющей, а музыкальная часть определена незатейливой, слишком простой.

Журналистка портала «Звуки.ру» Виктория Базоева посвятила группе небольшую статью, где положительно оценила уровень стилизации группы. Однако высказала сомнение по поводу смешения современных слов и историзмов и доброго восприятия этого ценителями исторической реконструкции.

В вопросе о том, кто это на самом деле - «Нейромонах Феофан», многие сошлись во мнении, что группа представляет направление концептуального постмодернизма. Хотя творчество ее во многом и противостоит деятельности апологетов современного искусства, например, Владимира Сорокина.

Альбомы

Всего на счету группы три альбома. Первый «В душе драм, а в сердце светлая Русь» был презентован в 2015 году. По словам самих музыкантов, он стал первой попыткой соединить русскую песню, балалайку, широту русской души и направление драм-н-бэйс. Эксперимент увенчался успехом. Альбом составили 17 треков, которые были положительно оценены музыкальным обозревателем Алексеем Мажаевым (InterMedia). В текстах песен часто использовалось слово «драм». Однако это не помешало критику определить стиль группы как электропоп с элементами фолка. В альбоме четко ощущается пропаганда культурного возрождения и сопутствующая ирония по этому поводу. Заскучать не дают оригинальные темы композиций о древнерусских Олимпийских играх и опен-эйрах.

Второй сборник «Велики силы добра» выпущен был в 2016 году. Его ожидал не меньший успех. За две недели альбом вошел в чарт iTunes, как один из самых часто прослушиваемых. Нейромонах Феофан не стал изменять своему звучанию. Однако некоторые критики не оценили такую преданность стилю. Так, например, Станислав Сорочинский - блогер REF News - звучание новой пластинки назвал предсказуемым, однообразным. А Алексей Мажаев в рецензии на альбом высказал мнение, что исполнитель становится заложником одного образа, у которого нет развития. Кроме того, некоторые треки (например, «Везде пляшу») по своему звучанию приближаются не к драм-н-бейсовой, а к советской музыке. Также критики отметили отсутствие четкого стиля сборника. В нем то и дело чувствуется влияние русского рока и фолка.

Во второй альбом вошло 9 композиций. Последняя из них - «Пасынок правил» - по стилю напоминает работы группы «Технология».

В начале 2017 года Нейромонах Феофан выпустил третий альбом «Плясать. Петь», который тут же был освещен Станиславом Сорочинским. По его замечанию, сборник «звучит, как одна большая песня». Хотя задачей коллектива теперь является не удивлять слушателей («велосипед ими уже изобретен»), а развлекать народ, усердно трудящийся в душных офисах.

Синглами группы стали шесть композиций. Из последнего альбома в этот список попали треки «А теперь поет медведь» и «Древнерусская душа».

Видеоклипы

Группа сняла пока только два клипа. Первый на песню «Притоптать» набрал на канале YouTube почти семь миллионов просмотров. Второй видеоклип «Изба ходит ходуном» пользуется меньшей популярностью. Сегодня он собрал лишь около двух миллионов просмотров.

В роликах музыкант традиционно, как и на сцене, предстает в своей сценической схиме. Кто это на самом деле, Нейромонах Феофан, и как зовут его в обычной жизни, понять не получается. И комментарии поклонников и просто любопытных пользователей «висят» без ответа.

Сам же музыкант на вопрос, почему он не раскрывает себя, отвечает просто. Нейромонах Феофан - это образ, с которым связан стиль и творчество группы. Принятие и одобрение его не должно быть связано с личностью истинного исполнителя.

Концерты

Начало 2015 года стало для группы знаковым. Ведь тогда вышел ее дебютный альбом. Этому событию был посвящен концертный тур. Гастроли прошли в городах России и Белоруссии. Программа носила оригинальное название «Ядрен Задор», а сборник вошел в «золотую десятку» iTunes.

Также группа «Нейромонах Феофан» принимала участие в фестивалях «Кубана», «Нашествие», VK Fest, «Дикая Мята» и «Былинный Берег».

Сегодня музыканты часто выступают в совместных концертах с другими звездами: Бастой, Марселем, Noize MC и т. д.

  • В костюме медведя в клипе «Изба ходит ходуном» танцевала жена Нейромонаха Феофана. Имя ее неизвестно.
  • В 2016 году музыкальный проект из Санкт-Петербурга получил статус популярного интернет-мема.
  • Спустя год после выпуска дебютного альбома, сервис "Яндекс. Музыка" признал Нейромонаха Феофана независимым исполнителем года.
  • На концерте в Москве один из поклонников, видимо, решил раскрыть всем, кто это такой на самом деле - Нейромонах Феофан. Во время массовой пляски и веселья он потянулся к музыканту и хотел стянуть с него капюшон. Однако его вовремя остановили.
  • 19 сентября 2017 года загадочный исполнитель группы дал интервью Юрию Дудю. Разговор получился весьма откровенным для артиста. Он рассказал о том, с чего начиналось его творчество. Как появилась идея совместить балалайку и драм-н-бэйс. Но, главное, артист ответил на терзающий всех поклонников вопрос: «Кто это такой на самом деле - Нейромонах Феофан, как его зовут»? Музыкант без всяких колебаний назвал имя «Олег». Также рассказал, что ему 30 лет, он вырос в Купчино (Санкт-Петербург) и окончил Государственный университет аэрокосмического приборостроения с отличием.

Первое интервью в истории группы проходит в Петербурге. Феофан - высокий, задумчивый, с широкими плечами и зычным голосом. Его диджей Никодим - пониже, повеселее и с большим удовольствием разговаривает про практические стороны дела. У обоих на лицах пышные накладные бороды, оба заказывают чай с чабрецом и отдельно - мед (который спустя полтора часа разговора останется почти нетронутым). С ними - медведь, которого в материале описывать запретили.

Словарь Феофана

Анонимность

Принципиальное решение. Музыканты не показывают лиц и не называют имен, чтобы не отвлекать слушателей от собственной музыки.

Асмодей

Злой демон, покровитель блуда, разврата и мести. Впервые встречается в Талмуде, впоследствии - в средневековой и современной литературе. Феофан противостоит Асмодеям. «Понимаете, это образ собирательный. Мы не тыкаем пальцем на какие-то конкретные вещи. Асмодеи - это и люди, и явления. То есть все негативное. Если послушать эту песню («Асмодеев на кол», один из главных хитов «Нейромонаха». - Прим. ред. ), то вы не найдете там конкретных указаний, кто это и что это. По сути - это то, что противостоит свету (см. Свет)».

Зело

Очень. «Давайте это слово в словарь вставим. Мы его в текстах используем - люди спрашивают».

Лапти

Обувь, в которой стоит плясать под старорусский драм. (Слушайте песню «Лапти разбить об пол». - Прим. ред. ) Некоторые посетители концертов это знали и изначально ходили на концерты в лаптях - они и попали в клип «Поле притоптать», после того как группа связалась с ними в «ВКонтакте».

Накладные бороды

Одна из трех вещей, которые Феофан и Никодим принципиально не обсуждают. Остальные две - религия и политика.

Свет

То, что Феофан несет своим творчеством. «Есть люди, которые несут позитив. Это другое. Позитив - это конкретно «ха-ха». А свет - наполнение энергией. Не чтобы рассмешить, а чтобы вдохновить и порадовать. Это и счастье, и позитив в том числе, но свет - более емкое понятие. И оно абсолютно точно не означает «покой». Свет - это движение».

Сергей Шнуров

Человек, чей пост про Феофана в инстаграме этим летом набрал 20 000 лайков и прибавил группе популярности. Вот подпись, которая его сопровождала: «Наконец-то появилось то, что достойно внимания. Актуальный, как ламинат, имитирующий дерево, музыкальный проект - «Нейромонах Феофан». Вижу, чувствую потенциал чего-то невообразимо большого. Словно ядерный гриб, выращенный на садовом участке в зоне рискованного земледелия садоводом-любителем, «Нейромонах», надеюсь, прорвет парниковый полиэтилен настоящего. Аминь».

Ядреность

Образ жизни. «Это нам проще показать на концертах, объяснить труднее - слово такое емкое, что можно научную диссертацию писать. Ядреность - состояние, в котором человек полон через край позитивной энергии. Синонимы - задор, бодрость, прыткость. Проявляться может в абсолютно любом деле.


Фотография: Евгений Петрушанский

  • У вас есть легенда?

Никодим: Есть. Могу рассказать про себя. Вернее, про Никодима. Городской житель, который утомился от происходящего. Занимался музыкой довольно долго и умело. Но немножко устал и решил обратиться к природе. Ушел в лес. Иду, вдруг слышу - музыка доносится чудесная. Ритм такой, что энергия начинает сочиться. Прям тянет туда. Подхожу - и как раз встретил Феофана. А там и медведь чуть позже подтянулся. Посидели, выпили меду, чаю. Я послушал песни Феофановы, которые он уже к тому моменту написал, предложил какие-то свои идеи, познания музыкальные вложил, и вот что получилось, то и видим на концертах-то на наших первых.

  • А у Феофана какая история? Когда он попал в лес и как написал там песни?

Феофан: История попадания в лес - тайна покрытая. Никому не рассказываю. Но можно догадаться - разобщение с людьми в социуме, как это обычно в жизни и бывает. Я вообще человек нелюдимый, были периоды, когда подолгу не видел людей. Это не значит, что общения совсем не было, - лес я обожаю как раз за то, что там нет никого, но общение все равно происходит. С каждым деревом свои взаимоотношения. Оно может тебе что-то подарить, может сделать тебе плохо. И там, в этой тишине, когда нету никакой спешки, когда никто не гонит никуда, чувствуется единение со всей планетой. Собственно, за счет этого и родилась моя идея. На бегу она бы не родилась. Потому что быстрый городской ритм от тебя что-то требует. А когда от тебя требуют, творчества обычно не очень много. В спокойном же состоянии - тогда, конечно, совсем по-другому.

Никодим: Природа вдохновляет. Сидишь на пне, смотришь в небо. Вдруг раз - и пришла идея. И все, и как это объяснить. Да никак это, наверное, не объяснишь. Так что конкретной причины не было: просто делать то, что уже делали, - неинтересно. Мы нашли такой выход - соединить балалайку и драм. По энергетике они схожи. По посылу.

  • А где именно точка соприкосновения?

Феофан: В сочетании красоты и энергии. Если бы была в древнее время возможность сделать такие рваные громкие биты, то, что мы делаем, появилось бы именно тогда. Тогда ритм, конечно, не считали, но разницы мало. Посмотрите на танец драмстеп. На YouTube очень любят накладывать народные русские танцы на эту музыку. Несведущий человек может не сразу и отличить, правда это или не правда. Все корнями оттуда идет. Вот есть балалайка - струнный инструмент, на ней часто играют динамичную музыку. То же самое - драм-н-бейс. Он несет просто колоссальную энергетику. Если попробовать постоять у нас на концерте рядом со сценой, вы почувствуете...

Никодим: Если попробовать там постоять, то постоять у вас не получится, вот что я скажу. Народная музыка обладает большой энергией, она сама по себе очень энергична. А когда эта энергия усилена драм-н-бейсом, тут уж держите меня семеро. Я на первом концерте пробовал стоять за диджейской установкой, не выдержал, сорвался в пляс, побежал на край сцены, так с тех пор и делаю. Можно сказать, что музыка изначально всем управляет - и нами в том числе.

Народный русский драм в единственном на данный момент клипе Нейромонаха Феофана «Притоптать»

  • В каком-то смысле драм-н-бейс - тоже народная музыка. Приводит людей в зале к общему знаменателю.

Феофан: Есть люди, которые почти не смотрят на сцену на концерте, просто танцуют. А есть люди, которым важно посмотреть, что там происходит. Поэтому мы стараемся насытить соразмерно музыкальную составляющую и визуальную. Многие вот выступают на фоне баннера, а мы стараемся сделать как-то поинтереснее. Так мы проявляем свое уважение к слушателям. Мы понимаем, что стоять на сцене с микрофоном, не шевелясь, на темном фоне и просто играть музыку в нашем случае мало. Не потрудиться, чтобы передать всю мощь придуманного образа, - это неуважительно. Поэтому мы стараемся захватить на концерте все чувства.

Никодим: У нас витражи, пляски, визуализации, посох с лазерными лучами, мóлодцы с топориками. Медведь. Мóлодцы, кстати, сами к нам пришли однажды на концерт, мы их и взяли. Мы свою программу постоянно дорабатываем и к публике прислушиваемся очень внимательно. Ходим, бывает, перед концертом без костюмов в толпе - слушаем, кто что рассказывает.

  • Вы много говорите про концерты, но начали ведь далеко не с них. Когда вы увидели впервые, как зал под вас пляшет?

Феофан: В этом году. До этого я сам записывал песни, еще с 2009 года. Года полтора назад Никодим в лес забрел - мы все старые песни перезаписали (альбом почти целиком состоит из них), написали и несколько новых. А вот потом уже и стали выступать.

  • Что почувствовали?

Феофан и Никодим (одновременно): Поняли, что делали все правильно!

  • Вам пишут люди? Много?

Никодим: Люди просят новых песен.

Медведь: Очень много непрочитанных сообщений, к сожалению, на все ответить нет возможности. Там несколько десятков тысяч висит. Мы и решились-то на первый концерт только потому, что люди просили.

  • Для вас с самого начала было важно сохранять инкогнито. Почему так?

Феофан: Потому что главное, что мы доносим, - эмоции и музыка. Персонализировать эти вещи смысла никакого нет. Вот как в стихотворении, знаешь? «Не стоит лезть за декорации». Мы очень любим то, что делаем. И видим, что людям тоже нравится. Иногда, конечно, спрашивают… но большинству не нужно это. Смысл в том, чтобы не рассеивать внимание. Понятно, что, если кто-то очень сильно захочет, он про нас больше узнает. Но даже если узнает и напишет у себя на странице в социальной сети, опять-таки большинству будет наплевать. Есть образ, он людям нравится. Это как сложно написанный стих. Каждый читает - и свой смысл находит. Зачем отнимать этот смысл у того, кто его нашел. Мы сознательно избегаем конкретики, потому что конкретика для кого-то верна, а для кого-то нет. Она сбивает с истинного смысла. Общее понятие и является самым правильным.

На концертах разодетые в народные рубахи и венки зрители пляшут под драм-н-бейс, подложенный под балалаечные мотивы.

  • Трудно сохранить анонимность, когда становишься популярным.

Феофан: Ну жизнь-то, в принципе, все время течет и меняется. Мы не знаем, как оно там будет. Мы можем акцентировать внимание только на настоящем. Сегодня - анонимность. А через год, глядишь, будем бегать везде, раздавать интервью, со всеми фотографироваться и целовать в уста сахарные.

  • Не могу не спросить: на сколько концертов хватает одной пары лаптей?

Никодим: Есть лапти разных мануфактур!

Феофан: Есть лыковые, есть берестяные. Берестяных хватило на восемь концертов. А лыковые живы по сей день. Мы же не бутафорские покупаем, а у мастеров заказываем.

  • Сами не присылают еще - в качестве сувенира?

Медведь: Не. Иван-чай присылают зато. А вот лапти покупать - очень большая морока. Мы в Москве и Петербурге уже все скупили, какие нашли. Очень мало мастеров. Сейчас вот мне идут лапти из Томска, партию заказали. Знаете, что здорово? Люди на концерты стали в лаптях ходить. В группах у мастеров перед концертом шквал сообщений: «Куплю лапти». Очень большой спрос. Думаю, это большая проблема для наших слушателей - трудно лапти раздобыть.

  • Надо прокат лаптей устроить.

Медведь: Хорошая идея.

Комментирует протоиерей Игорь Фомин.

Здравствуйте! В развлекательном медиапространстве появился новый персонаж, который быстро завоевал популярность среди молодого поколения. Существует музыкальный проект, создающий авторскую музыку в направлении фолк со смешением электронной музыки, так называемый Drum and Bass . Все бы ничего, оригинальная и интересная идея, но солист коллектива одет в кощунственное подобие монашеского одеяния и называет себя «Нейромонах Феофан». «Актуальный комментарий» прямо сейчас, гость программы - протоиерей Игорь Фомин.

Батюшка, здравствуйте!

Здравствуйте!

- Как такое возможно?

В погоне за популярностью человек очень часто забывает границы дозволенного, границы своей безопасности, как физической, так и духовной. Человек, о котором Вы сейчас говорите, забыл границы своей духовной безопасности. Очень часто, когда ты за чем-то гонишься, что-то преследуешь, ты пренебрегаешь правилами и заступаешь за запретные линии. Этот музыкант заступил за запретную линию духовной безопасности.

- Причем он ведет за собой молодежь.

Молодежь ведет. Смущает это молодежь? Это возможность посмеяться и поглумиться?

Вы знаете, я скажу, что он не смущает молодежь. Аудитория, которая находится на его концертах, - это (я не побоюсь этого слова) беснующаяся толпа.

Смущает не в том плане, что молодые вдруг стали как-то стыдливо отводить глаза… Если б это было - это было бы прекрасно. Он дает им мнимую свободу от ограничений каких-то правил приличия. Нельзя высмеивать то, что дорого другому, и нельзя над этим глумиться.

- Тут человек не стал брать образ мусульманина, буддиста, это нападки именно в сторону православия.

Естественно, мы же с Вами прекрасно понимаем, что, кто бы там ни был... Одна телеведущая надела священнические одежды и провела фотосессию, кто-то станцевал в православном храме. Они хоть и кощунники, но не совсем безмозглые люди, они же прекрасно понимают, что жизнь - это единственное, что у них есть, земная жизнь - это единственное, что они могут пройти, а дальше у них нет будущего после смерти. Поэтому эту жизнь они хотят так прожить, чтобы «эх!», чтобы все кругом зазвенело. К сожалению, даже этого не получится, потому что, когда нас настигнет раскаяние, когда нас настигнут угрызения совести…

- Когда нас настигнет час смертный, никто не знает.

Ну, это же далеко. Когда к нам придет Отец, Он нам ничего не скажет, Он просто посмотрит в наши глаза, а мы увидим Его глаза. И что тогда будет твориться в душе у этого человека, этого «нейромонаха», как он сам себя называет? Господь не накажет его прямым методом, он сам себя уже наказал. Захочет Господь наказать - разум отнимает.

Мы здесь видим, что этот музыкант разрушает то, на чем, наоборот, надо было созидать. Он разрушает свою платформу безопасности, свою платформу устойчивости в этом мире. Он думает, что везде устоит? Нет, он не сможет, Россия не сможет устоять без православия, России не будет без православия. И тот, кто разрушает эту основу, должен в первую очередь об этом задуматься. Мы сформировались как православные, мы сформировались как общество, которое без Бога не мыслится быть даже русскими, как говорил Федор Михайлович Достоевский. Поэтому - только сожаления.

Давайте помолимся, чтобы Господь безболезненно вразумил, даровал человеку возможность покаяния. Кстати, очень часто бывает, что люди, которые вот так себя ведут, через какое-то время приходят на исповедь, перерождаются и потом служат делу проповеди Христа. Не будем ходить далеко и возьмем Савла, который вдруг в одночасье переродился в Павла.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Фотография © Евгений Петрушанский

Никто не знает ни имени, ни лица этого человека, хотя он дает концерты и написал уже два альбома: «В душе драм, в сердце светлая Русь» и «Велики силы добра». Первым впечатлением от прослушивания древнерусского драма нейромонаха Феофана может быть ощущение иронии. И само название проекта - «Нейромонах Феофан», и название первого альбома («В душе драм, в сердце светлая Русь »), да и сами тексты отчасти могут располагать к такому впечатлению. Однако мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом. Иронии-то тут, пожалуй, меньше всего.

Мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом

А что же здесь тогда, если не ирония? - спросишь ты меня, проницательный читатель. Я полагаю, что здесь мы имеем дело с очень добротной работой с почвой, с материалом, отчего проект нейромонаха Феофана получается настолько самобытным. Действительно, подобного, если я не ошибаюсь, еще не появлялось в нашей музыке. Именно работа с почвой, с родным материалом - вот что давно уже требовалось нашей музыкальной области. Что я имею в виду под работой с почвой? Например, если я делаю, скажем, рэп, и хочу при этом, чтобы мой рэп был самобытным, не похожим на западный, аутентичным, то я должен вложить в него оригинальные смыслы, должен напитать его философией отчего края, соками родной земли. Естественно, я также должен поработать над формой. Однако ж если мы посмотрим на нашу сегодняшнюю национальную музыку, каковой является русский рэп, то мы увидим, что рэп, сделанный, скажем, в городе Чите ничем принципиально не отличается от рэпа, сделанного, например, в городе Воронеже. Почему так? Да потому что там одни и те же темы, одни и те же смыслы, сюжеты, проблемы, и даже бит сделал один и тот же битмейкер… В результате мы и имеем то, что имеем, а именно перепроизводство однотипного серого рэпа, подражательного и предельно неоригинального, однако при этом уверенного в своей невероятно оригинальности.

Совсем не то у нейромонаха Феофана, который и легенду сочинил прекрасную, и компанию себе подобрал отличнейшую (Медведь и битмейкер Никодим), и песни поет задористо. И словарь свой собственный придумал, вернее не придумал, но взял себе на вооружение кое-какие древнерусские словечки, наполнив их своими коннотациями. Актуализировал, одним словом. Например, «Ядреность» - это, по Феофану, образ жизни, который проявляется в том, что человек буквально источает позитивную энергию, пускается в пляс по поводу и без повода и вообще склонен к веселью. Ну и так далее. А еще нейромонах Феофан призывает приходить к себе на концерты в рубахах и лаптях, из-за чего у мастеров лаптеплетения прибавилось заказов перед концертами нейромонаха. Вот и складывается уже образ жизни…

Повторюсь, что воспринимать творчество нейромонаха Феофана как иронию или как стеб над русским православным укладом жизни ни в коем случае нельзя. Это именно проект (да, пусть коммерческий, да куда ж без этого нынче?), который работает с аутентичным материалом и притом работает с ним блестяще! Кто увидел здесь иронию над русским православием и патриотизмом, просто ничего не понял.

Каждое слово альбома «Велики силы добра» очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким

Кого-то может покоробить словосочетание «древнерусский драм». Ну вот тут-то как раз и есть ирония. Причем ирония, скорее, над драмом как жанром. Поскольку слово «драм» нейромонах Феофан также наделяет какими-то своими дополнительными смыслами. Этот самый древнерусский драм есть ирония еще и потому, что, как уже успели заметить дотошные до определения ярлыка, ой - зачеркните! - т. е. жанра, музыкальные критики, это никакой не драм, а просто-напросто электропоп с элементами фолка. Пусть так, от этого дело не меняется.

Скажем также пару слов о последнем альбоме нейромонаха Феофана «Велики силы добра ». Не удержусь и скажу от себя, что альбом - замечательнейший! И прибавлю: зело замечательный!

« Много грязных, бесполезных слов» - поет Феофан. С уверенностью можно сказать, что ни одного такого бесполезного слова в альбоме нейромонаха нет. Каждое слово альбома очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким. Альбом, по сути, по сюжетике, повествует о том, как Феофан вместе со своими друзьями Медведем и Никодимом оставляют за спиной шумный город (песня «Пойдем со мной») и отправляются в деревню, чтобы там играть древнерусский драм и веселиться. Собственно, больше им ничего и не надо, разве что только им хотелось бы, чтобы и мы веселились вместе с ними, поэтому они приглашают нас с собой.

Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»!

Альбом о дружбе, о веселье, о добре, о любви к природе. О том, собственно, что велики силы добра! И хотя нейромонах ни разу, кажется, в альбоме не произносит ни слова Бог, ни слова Церковь, да и в интервью, как говорят, принципиально отказывается говорить о религии, тем не менее, само настроение альбома - светлое, доброе - нельзя воспринимать только лишь в светском ключе. Да и само обращение к теме русского монашества и вообще русского быта говорит само за себя. Даже если это обращение лишь на уровне атрибутики, все равно - сама атрибутика для слушателя обладает ценностью. Впрочем, нейромонашество можно воспринимать и как современное юродство, кто знает!… Юродивый же не растолковывает нам догматы и нюансы той или иной теологумены, но он иными способами говорит с нами! (сравните нейромонаха Феофана с санкт-петербургским рэп-юродивым МС Покайся, которого вы можете совершенно случайно встретить на улицах северной столицы и послушать его православный фристайл).

Во всяком случае, очевидно, что альбом силен своим светлым и добрым настроением, прежде всего, а не мыслью. Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»! А когда вокруг нас только негатива, злобы и лжи, как важно вспомнить про свет подлинного простого человеческого добра!

Потому и благодарствуем за сей месседж нейромонаху Феофану!

Любомудр Андрей

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...