Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди. «Гуси-лебеди» главные герои Охарактеризовать героев сказки гуси лебеди
Гуси-лебеди | |
---|---|
Иллюстрация Франца Тейхеля |
|
Жанр | русская народная сказка |
Язык оригинала | русский |
Медиафайлы на Викискладе |
Марка. Яблоня прячет детей от гусей-лебедей. Советская марка, художник Е. Комаров
Сюжет
Муж и жена уехали на работу (вариант: на ярмарку) и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди.
Девочка пустилась за ними в погоню и в конце концов нашла братца в избушке Бабы Яги .
Персонажи
- Братец - в некоторых версиях носит имя Ивашечка, но обычно не называется по имени.
- Сестрица - храбрая девочка, не боится Бабы Яги и её гусей; в некоторых версиях именуется Алёнушкой или Машей, но чаще - тоже безымянная.
- Печка, речка и яблонька - чудесные помощники, но только на обратном пути (девочка выполняет их требования), помогают спрятаться от гусей-лебедей.
- Мышка - есть только в обработке А. Н. Толстого (помогает девочке убежать от Яги).
- Баба Яга .
- Гуси-Лебеди - помощники бабы Яги.
Сюжетные отличия в разных версиях
- В пересказе Александра Афанасьева сестрица не нашла бы брата, если бы ей не помог мудрый ёжик. В интерпретации Алексея Толстого она находит его сама.
- У Александра Афанасьева главная героиня просто прокрадывается к избушке и уносит братца, тогда как в обработке Алексея Толстого она заходит в избушку, беседует с Бабой Ягой и т.д. Героиня, воспользовавшись моментом, когда та не видит, убегает с мальчиком.
В народном варианте Яга просто похищает братца без особой цели (нигде не говорится, зачем; и после этого держит в плену). В варианте А. Толстого она - злая ведьма , пожирательница детей. Ср. похожие сказки - «Гензель и Гретель », «Князь Данила-Говорила», «Ивасик-Телесик» и т. п.
Литература
- Губанова Г. Н. Золотая книга сказок. - Тула: Родничок, 2001. - 241 с. - ISBN 5-89624-013-9 .
- Гуси-лебеди. - Донецк: Проф-пресс, 1999. -
Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»
«Гуси лебеди» анализ сказки
Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои «Гуси-лебеди»:
- Братец
- Сестрица
- Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
- Баба Яга .
- Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:
- Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
- Экспозиция (наказ родителей)
- Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
- Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
- Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
" есть - есть и другие сказки, в которых одними из действующих героев являются гуси-лебеди.Есть 2 основных сюжета:
1.
Сказка "Гуси-лебеди"
Муж и жена уехали на ярмарку и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом, «загулялась-заигралась» и бросила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди. Девочка пустилась за ними в погоню и в конце концов нашла братца в избушке Бабы Яги.
По сути сюжет сказки - отображение обряда инициации (обряд, знаменующий переход на новую ступень развития, например перевод подростков в класс взрослых), субъектом которой в первоисточнике является похищенный брат, но в дальнейшем эта роль переходит к сестре. Соответственно сами образы гусей-лебедей, скорее всего, восходят к древним мифологическим представлениям о птицах-психофорах (то есть, переносящих души в загробный мир).
Но и в этой сказке есть свои "версии"...
У Афанасьева сестрица не нашла бы брата, если бы ей не помог мудрый ёжик.
В обработке А. Н. Толстого она находит его сама.
У Афанасьева она просто прокрадывается к избушке и уносит братца.
В обработке А. Н. Толстого она заходит в избушку, беседует с Бабой Ягой и т.п., и только улучив момент, когда та не видит -
убегает с братом.
2.
Сказка "Ивашко и ведьма" (либо "Лутоня", либо "Терешечка")
Сказка эта записана многократно и в большом количестве вариантов, главный ее герой носит различные имена (Ивашко, Лутоня, Терешечка).
Вот некий обобщенный вариант:
У старика со старухой не было детей. Однажды зимой старик отправился в лес по дрова. Нарубив дров, старик прихватил с собой еще и лутошку, липовый чурбачок. Дома он положил лутошку под печку (иногда на печку) и через некоторое время деревяшка превратилась в мальчика. (В некоторых вариантах старик специально отправляется за этим чурбачком, потом углем рисует на деревяшке личико, а старуха пеленает ее и укладывает в люльку.) К лету мальчик подрос и отправился на озеро удить рыбу. Старик сделал для него челнок -
белый (серебряный), с красными
(золотыми) веслами, а старуха дала ему белую рубашку с красным пояском
. Днем мальчик плавает по озеру, а вечером подплывает к бережку, чтобы отдать старухе пойманную рыбу и переменить рубашечку и поясок. Баба Яга подманивает его к берегу и уносит в свою избушку. Там она поручает своей дочке изжарить мальчика, но ему удается обмануть Ягишну, сунуть ее саму в печь, выбраться из избушки и забраться на дерево. Яга принимается грызть или рубить ствол. В последний момент героя сказки спасают гуси-лебеди. Пролетающая стая сбрасывает мальчику "по перышку" и он мастерит из них себе крылья (т.е. обращается в птицу), либо последняя птица подхватывает его. Как бы то ни было, герой благополучно возвращается к себе домой.
В литовском варианте этой сказки, пролетающая вместе с лебедями ведьма, похищает его, приняв за лебедя.
В образе птиц покидают этот мир и заколдованные братья из сказки Ханса Кри́стиана А́ндерсена (Ганс Христиан)
«
»
.
А самое интересное, что в мифах южноамериканских индейцев, обитающих в джунглях Амазонки, южноамериканская ведьма занимается сексуальными домогательствами, а дерево, где спасается герой, пытается перегрызть с помощью зубастых гениталий. По мнению исследователей, в южноамериканском мифе закодированы некоторые характерные особенности, присущие матриархальным отношениям
Из всего этого ясно видно, что гуси-лебеди бывают "плохие"
и "хорошие"
.
"Плохие" гуси-лебеди воруют ребенка и уносят его к Бабе Яге (сказка "Гуси-лебеди"), а "хорошие" -
помогают мальчику убежать от Яги и вернуться домой (сказка "Ивашко и ведьма").
Истоки сюжета
Чтобы разобраться в истоках сюжета этих сказок надо обратиться к мифологии =)
Аполлон каждый сезон путешествовал на колеснице, запряженной белоснежными лебедями
. Поздней осенью он улетал в блаженную страну Гиперборею (сверх-север), чтобы весной вернуться назад в Дельфы. Почти у всех народов северного полушария "север" ассоциировался со смертью, поэтому Гиперборея понятие не географическое, а мифологическое.
*Получается, что "плохие" гуси-лебеди уносят Братца к Бабе-Яге
-
то есть приговаривают к смерти.
В довесок можно вспомнить и миф о Зевсе, представшем перед Ледой в образе лебедя.
А теперь обратимся к сказке о "добрых" гусях-лебедях. Мальчика Ягишна пытается отправить в печь, он убегает и забирается на дерево, а затем то ли превратившись в птицу, то ли верхом на ней он возвращается в наш мир.
Лебеди являются неотъемлемой частью шаманских обрядов, и считалось, что именно они несут душу шамана в нужном направлении.
Алтайские шаманы пели о гусе: "Когда устанешь, пусть будет тебе конем. Когда соскучишься, пусть будет тебе товарищем, производящий вихри на горе Сумер, обмывающийся в Молочном озере."
У тюрков и угрофиннов Гусиной или Лебединой дорогой называется Млечный путь.
*Видим, что "хорошие" гуси-лебеди напротив возвращают Ивашко в нужном направлении, то есть домой.
Гуси-лебеди
В мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно подходит для роли медиатора, связывающего казалось бы взаимоисключающие базисные символы любой мифологии: верхом и низом, летом и зимою и, как следствие, между мужским и женским, жизнью и смертью.
Птицы (верх), но связанные с водой (низ); приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение.
У айнов (народ, проживающий в настоящее время на острове Хоккайдо) лебедя называли "дух снега".
По словам киргиз лебедь приносит снег и холод.
В Англии, когда шел снег, говорили, что на небе щиплют гусей.
Русская народная примета:
Лебедь к снегу летит, гусь -
к дождю.
Если зимой гуси-лебеди превращаются в снег, то весной, наоборот, снег превращается в гусей, лебедей.
У кетов (малочисленный коренной народ Сибири) Мать-Томэм весной выходит на берег Енисея и потрясает рукавами над рекой, из рукавов сыплется пух и превращается в гусей, лебедей, уток, которые летят на север.
Следует отметить, что гуси и лебеди далеко не во всех случаях выступают как синонимы - зачастую они противопоставлены друг другу как нижнее - верхнему, чужое - своему.
Селькупы (народ, живущий на севере Западной Сибири) считали, что в то время, как гуси и остальные перелетные птицы посылаются Небесной Старухой им в пищу, лебедей убивать нельзя. По представлениям кетов и селькупов лебеди понимали человеческую речь.
У многих народов Зауралья гуси и лебеди являлись тотемными животными.
У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя.
У монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап.
Баба-Яга
К уже перечисленным женским персонажам, связанным с гусями-лебедями, остается добавить русскую Бабу Ягу
. Эти птицы охраняли ее избушку так же, как гуси охраняли храм Юноны Капитолийской (те самые гуси, которые спасли Рим).
В современном обиходном языке слово "Яга" звучит как ругательство. В древности же было совсем не так. Ба́ба-яга́ принадлежала к категории Великих Матерей, хозяек подземного мира, связанных не только со смертью, но и с производительными силами природы.
В некоторых сказках типа "Гуси-лебеди" сестра видит похищенного братца, играющего золотыми яблочками, которые в европейской мифологии связаны с вечной молодостью, половой силой продолжением рода.
Русская Яга - хозяйка яблоневого сада, яблоками или другой снедью заманивает она мальчика к себе, а в некоторых вариантах сказки он и сам забирается к ней в сад.
Поскольку в мифе животное-атрибут какого-либо персонажа четко не противопоставляется самому персонажу, хозяйка нижнего мира иногда выступает в виде гигантской птицы (*мне представляется, что Баба-Яга сама превращалась в гусей-лебедей в одноименной сказке и похищала братца) .
Насколько тесно на Руси гуси-лебеди были связаны с представлением о загробном мире свидетельствуют народные песни, обычно относимые к историческому жанру - "Песни о татарском полоне". Старую женщину пленивший ее татарин заставляет "три дела делати: первое дело - кудель прясти, второе дело - лебедей (иногда - гусей-лебедей) стеречь, а третье дело - дитю качать".
Вглубь истории
В начале первого тысячелетия до нашей эры в Средней Европе появляется новая символика. По всей территории от Черного до Балтийского морей археологами обнаруживаются изображения колесниц, запряженных гусями
или лебедями
. Водоплавающая птица служила солнечным символом, связывающим небесную и земную сферы, символом плодородия.
Археологический материал и более позднего времени достаточно богат "лебединой" темой и позволяет проследить ее значимость в том числе и на территориях, заселенных восточными славянами или их предшественниками. Около села Пожарская балка, близ Полтавы, раскопана ритуальная костровая площадка, датируемая VI в. до н. э. , на которой под слоем золы обнаружены около 15 2-метровых(!) изображений лебедей.
Заключение
Вот вам и гуси-лебеди, вот вам и русская народная сказочка =)
Любая сказка - это не "развлекушечки" для детишек, а некий фольклорный миф определенного народа, через который раскрываются понятия о добре и зле, о религии и о социуме...
Гуси-лебеди как мне кажется априори не могут быть "плохими" или "хорошими", так как они несут в себе некое божественное участие. Гуси-лебеди и та молния Зевса, что поражает за провинность (в случае с братцем и его сестрицей это наказание ей за то, что она не слушала родителей и не следила за братцем), и то спасение, которое Боги даруют смертным (Ивашко как бы молился, когда сидел на дереве, сгрызаемым Ягишной, и Боги услышали молитвы и послали своих ангелов).
Ссылки
В основном при написании поста мною была использована публицистическая Валерия Ронкина -
очень советую ознакомиться с ней более пристально, так как я выделил из этой статьи интересующую меня линию гусей-лебедей, но многое осталось "за кадром". Так что дерзайте;)