Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди. «Гуси-лебеди» главные герои Охарактеризовать героев сказки гуси лебеди

Гуси-лебеди

Иллюстрация Франца Тейхеля
Жанр русская народная сказка
Язык оригинала русский
Медиафайлы на Викискладе

Марка. Яблоня прячет детей от гусей-лебедей. Советская марка, художник Е. Комаров

Сюжет

Муж и жена уехали на работу (вариант: на ярмарку) и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди.

Девочка пустилась за ними в погоню и в конце концов нашла братца в избушке Бабы Яги .

Персонажи

  • Братец - в некоторых версиях носит имя Ивашечка, но обычно не называется по имени.
  • Сестрица - храбрая девочка, не боится Бабы Яги и её гусей; в некоторых версиях именуется Алёнушкой или Машей, но чаще - тоже безымянная.
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники, но только на обратном пути (девочка выполняет их требования), помогают спрятаться от гусей-лебедей.
  • Мышка - есть только в обработке А. Н. Толстого (помогает девочке убежать от Яги).
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди - помощники бабы Яги.

Сюжетные отличия в разных версиях

  • В пересказе Александра Афанасьева сестрица не нашла бы брата, если бы ей не помог мудрый ёжик. В интерпретации Алексея Толстого она находит его сама.
  • У Александра Афанасьева главная героиня просто прокрадывается к избушке и уносит братца, тогда как в обработке Алексея Толстого она заходит в избушку, беседует с Бабой Ягой и т.д. Героиня, воспользовавшись моментом, когда та не видит, убегает с мальчиком.

В народном варианте Яга просто похищает братца без особой цели (нигде не говорится, зачем; и после этого держит в плену). В варианте А. Толстого она - злая ведьма , пожирательница детей. Ср. похожие сказки - «Гензель и Гретель », «Князь Данила-Говорила», «Ивасик-Телесик» и т. п.

Литература

  • Губанова Г. Н. Золотая книга сказок. - Тула: Родничок, 2001. - 241 с. - ISBN 5-89624-013-9 .
  • Гуси-лебеди. - Донецк: Проф-пресс, 1999. -

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

" есть - есть и другие сказки, в которых одними из действующих героев являются гуси-лебеди.

Есть 2 основных сюжета:

1. Сказка "Гуси-лебеди"
Муж и жена уехали на ярмарку и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом, «загулялась-заигралась» и бросила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди. Девочка пустилась за ними в погоню и в конце концов нашла братца в избушке Бабы Яги.

По сути сюжет сказки - отображение обряда инициации (обряд, знаменующий переход на новую ступень развития, например перевод подростков в класс взрослых), субъектом которой в первоисточнике является похищенный брат, но в дальнейшем эта роль переходит к сестре. Соответственно сами образы гусей-лебедей, скорее всего, восходят к древним мифологическим представлениям о птицах-психофорах (то есть, переносящих души в загробный мир).

Но и в этой сказке есть свои "версии"...
У Афанасьева сестрица не нашла бы брата, если бы ей не помог мудрый ёжик.
В обработке А. Н. Толстого она находит его сама.
У Афанасьева она просто прокрадывается к избушке и уносит братца.
В обработке А. Н. Толстого она заходит в избушку, беседует с Бабой Ягой и т.п., и только улучив момент, когда та не видит - убегает с братом.

2. Сказка "Ивашко и ведьма" (либо "Лутоня", либо "Терешечка")
Сказка эта записана многократно и в большом количестве вариантов, главный ее герой носит различные имена (Ивашко, Лутоня, Терешечка).

Вот некий обобщенный вариант:
У старика со старухой не было детей. Однажды зимой старик отправился в лес по дрова. Нарубив дров, старик прихватил с собой еще и лутошку, липовый чурбачок. Дома он положил лутошку под печку (иногда на печку) и через некоторое время деревяшка превратилась в мальчика. (В некоторых вариантах старик специально отправляется за этим чурбачком, потом углем рисует на деревяшке личико, а старуха пеленает ее и укладывает в люльку.) К лету мальчик подрос и отправился на озеро удить рыбу. Старик сделал для него челнок - белый (серебряный), с красными (золотыми) веслами, а старуха дала ему белую рубашку с красным пояском . Днем мальчик плавает по озеру, а вечером подплывает к бережку, чтобы отдать старухе пойманную рыбу и переменить рубашечку и поясок. Баба Яга подманивает его к берегу и уносит в свою избушку. Там она поручает своей дочке изжарить мальчика, но ему удается обмануть Ягишну, сунуть ее саму в печь, выбраться из избушки и забраться на дерево. Яга принимается грызть или рубить ствол. В последний момент героя сказки спасают гуси-лебеди. Пролетающая стая сбрасывает мальчику "по перышку" и он мастерит из них себе крылья (т.е. обращается в птицу), либо последняя птица подхватывает его. Как бы то ни было, герой благополучно возвращается к себе домой.

В литовском варианте этой сказки, пролетающая вместе с лебедями ведьма, похищает его, приняв за лебедя.
В образе птиц покидают этот мир и заколдованные братья из сказки Ханса Кри́стиана А́ндерсена (Ганс Христиан) « » .

А самое интересное, что в мифах южноамериканских индейцев, обитающих в джунглях Амазонки, южноамериканская ведьма занимается сексуальными домогательствами, а дерево, где спасается герой, пытается перегрызть с помощью зубастых гениталий. По мнению исследователей, в южноамериканском мифе закодированы некоторые характерные особенности, присущие матриархальным отношениям

Из всего этого ясно видно, что гуси-лебеди бывают "плохие" и "хорошие" .
"Плохие" гуси-лебеди воруют ребенка и уносят его к Бабе Яге (сказка "Гуси-лебеди"), а "хорошие" - помогают мальчику убежать от Яги и вернуться домой (сказка "Ивашко и ведьма").

Истоки сюжета
Чтобы разобраться в истоках сюжета этих сказок надо обратиться к мифологии =)

Аполлон каждый сезон путешествовал на колеснице, запряженной белоснежными лебедями . Поздней осенью он улетал в блаженную страну Гиперборею (сверх-север), чтобы весной вернуться назад в Дельфы. Почти у всех народов северного полушария "север" ассоциировался со смертью, поэтому Гиперборея понятие не географическое, а мифологическое.
*Получается, что "плохие" гуси-лебеди уносят Братца к Бабе-Яге - то есть приговаривают к смерти.

В довесок можно вспомнить и миф о Зевсе, представшем перед Ледой в образе лебедя.

А теперь обратимся к сказке о "добрых" гусях-лебедях. Мальчика Ягишна пытается отправить в печь, он убегает и забирается на дерево, а затем то ли превратившись в птицу, то ли верхом на ней он возвращается в наш мир.

Лебеди являются неотъемлемой частью шаманских обрядов, и считалось, что именно они несут душу шамана в нужном направлении.
Алтайские шаманы пели о гусе: "Когда устанешь, пусть будет тебе конем. Когда соскучишься, пусть будет тебе товарищем, производящий вихри на горе Сумер, обмывающийся в Молочном озере."
У тюрков и угрофиннов Гусиной или Лебединой дорогой называется Млечный путь.
*Видим, что "хорошие" гуси-лебеди напротив возвращают Ивашко в нужном направлении, то есть домой.

Гуси-лебеди
В мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно подходит для роли медиатора, связывающего казалось бы взаимоисключающие базисные символы любой мифологии: верхом и низом, летом и зимою и, как следствие, между мужским и женским, жизнью и смертью.

Птицы (верх), но связанные с водой (низ); приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение.
У айнов (народ, проживающий в настоящее время на острове Хоккайдо) лебедя называли "дух снега".
По словам киргиз лебедь приносит снег и холод.
В Англии, когда шел снег, говорили, что на небе щиплют гусей.

Русская народная примета:
Лебедь к снегу летит, гусь - к дождю.

Если зимой гуси-лебеди превращаются в снег, то весной, наоборот, снег превращается в гусей, лебедей.
У кетов (малочисленный коренной народ Сибири) Мать-Томэм весной выходит на берег Енисея и потрясает рукавами над рекой, из рукавов сыплется пух и превращается в гусей, лебедей, уток, которые летят на север.

Следует отметить, что гуси и лебеди далеко не во всех случаях выступают как синонимы - зачастую они противопоставлены друг другу как нижнее - верхнему, чужое - своему.

Селькупы (народ, живущий на севере Западной Сибири) считали, что в то время, как гуси и остальные перелетные птицы посылаются Небесной Старухой им в пищу, лебедей убивать нельзя. По представлениям кетов и селькупов лебеди понимали человеческую речь.

У многих народов Зауралья гуси и лебеди являлись тотемными животными.
У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя.
У монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап.

Баба-Яга
К уже перечисленным женским персонажам, связанным с гусями-лебедями, остается добавить русскую Бабу Ягу . Эти птицы охраняли ее избушку так же, как гуси охраняли храм Юноны Капитолийской (те самые гуси, которые спасли Рим).

В современном обиходном языке слово "Яга" звучит как ругательство. В древности же было совсем не так. Ба́ба-яга́ принадлежала к категории Великих Матерей, хозяек подземного мира, связанных не только со смертью, но и с производительными силами природы.

В некоторых сказках типа "Гуси-лебеди" сестра видит похищенного братца, играющего золотыми яблочками, которые в европейской мифологии связаны с вечной молодостью, половой силой продолжением рода.

Русская Яга - хозяйка яблоневого сада, яблоками или другой снедью заманивает она мальчика к себе, а в некоторых вариантах сказки он и сам забирается к ней в сад.

Поскольку в мифе животное-атрибут какого-либо персонажа четко не противопоставляется самому персонажу, хозяйка нижнего мира иногда выступает в виде гигантской птицы (*мне представляется, что Баба-Яга сама превращалась в гусей-лебедей в одноименной сказке и похищала братца) .

Насколько тесно на Руси гуси-лебеди были связаны с представлением о загробном мире свидетельствуют народные песни, обычно относимые к историческому жанру - "Песни о татарском полоне". Старую женщину пленивший ее татарин заставляет "три дела делати: первое дело - кудель прясти, второе дело - лебедей (иногда - гусей-лебедей) стеречь, а третье дело - дитю качать".

Вглубь истории
В начале первого тысячелетия до нашей эры в Средней Европе появляется новая символика. По всей территории от Черного до Балтийского морей археологами обнаруживаются изображения колесниц, запряженных гусями или лебедями . Водоплавающая птица служила солнечным символом, связывающим небесную и земную сферы, символом плодородия.

Археологический материал и более позднего времени достаточно богат "лебединой" темой и позволяет проследить ее значимость в том числе и на территориях, заселенных восточными славянами или их предшественниками. Около села Пожарская балка, близ Полтавы, раскопана ритуальная костровая площадка, датируемая VI в. до н. э. , на которой под слоем золы обнаружены около 15 2-метровых(!) изображений лебедей.

Заключение
Вот вам и гуси-лебеди, вот вам и русская народная сказочка =)
Любая сказка - это не "развлекушечки" для детишек, а некий фольклорный миф определенного народа, через который раскрываются понятия о добре и зле, о религии и о социуме...

Гуси-лебеди как мне кажется априори не могут быть "плохими" или "хорошими", так как они несут в себе некое божественное участие. Гуси-лебеди и та молния Зевса, что поражает за провинность (в случае с братцем и его сестрицей это наказание ей за то, что она не слушала родителей и не следила за братцем), и то спасение, которое Боги даруют смертным (Ивашко как бы молился, когда сидел на дереве, сгрызаемым Ягишной, и Боги услышали молитвы и послали своих ангелов).

Ссылки
В основном при написании поста мною была использована публицистическая Валерия Ронкина - очень советую ознакомиться с ней более пристально, так как я выделил из этой статьи интересующую меня линию гусей-лебедей, но многое осталось "за кадром". Так что дерзайте;)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...