Конспект урока на тему "ты и твое имя". Презентация "Ты и твоё имя" Ты и твое имя презентация

Классный
час
Ты и
твое имя

Говорят, когда человек рождается, на
небе загорается звезда, которая
определяет его судьбу. Влияет на
характер и судьбу человека и созвездие,
под которым он родился. И, конечно
же, большое значение имеет имя,
которое дают родители ребенку при
рождении. Сегодня праздник наших
имен.

Имена, имена, имена …
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
С.Я.Маршак

Ономастика – наука о собственных
именах
(от греческого слова онома – имя)
Антропонимика – наука об именах
людей
(от греческого слова антропос – человек)

Из истории
Древнерусские имена представляют собой
огромный интерес. Они раскрывают богатство
русского народного языка. Древнерусские имена
были разнообразны.
Например: Первак - Первой, Второй, Вторак,
Третьяк отражали порядок появления новых
членов семьи;
имена - Черныш, Беляк, Рябой, Косой, Буян,
Мал, Ждан, Кудряш даны по цвету волос, кожи,
по другим внешним признакам.

Наши предки пользовались и
иносказательными именами: Баран,
Волк, Блоха, Ворона, Дуб.
В летописях сохранились имена: Баран
Филиппов, Паук Иванов.

Иногда в качестве имён брались не реальные, а
желаемые признаки: Светозар (светлый, как
заря), Владислав (владеющий славой), Всемила
(всеми милая). Красивых женских имен
сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна,
Забава, Любава.

Революция и имена
Регистрацию новорождённых стали вести отделы записи
актов гражданского состояния.
Родители могли выбрать любое понравившееся имя или
даже придумать своё. Иногда родители давали своим
детям нелепые, странные имена. Так появились
Индустрии, Тракторины, Октябрины и даже
Электрификации.
Известно около трёх тысяч новых и заимствованных имён,
которые не имели распространения в последующие годы:
Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы
химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий,
Вольфрам, Рубин.
Математические термины: Медиана, Алгебрина,
Гипотенуза.

Распространенность некоторых имен с XVII по XX век
(на каждую тысячу именуемых)
XX в.
Имена
XVII в.
XVIII в.
XIX в.
до
1917 г.
40-50-е гг. 70-90-е гг.
Василий
60
47
66
68
10
3
Иван
111
100
111
246
18
6
Михаил
23
20
37
38
28
38
Павел
6
12
29
30
12
12
Петр
23
22
34
18
14
12
Степан
28
34
33
8
4
2
25
22
10
105
29
Виктор
Анна
Нет свед.
63
64
64
51
12
Евдокия
Нет свед.
17
22
8
6
-
Елена
Нет свед.
24
30
32
28
120
Наталья
Нет свед.
18
21
36
12
108
Ольга
Нет свед.
15
27
45
30
70
Прасковья
Нет свед.
34
28
12
3
-
Татьяна
Нет свед.
18
20
36
16
116

Самые популярные имена 21 века

Андрей
Даниил
Кирилл
Дмитрий
Никита
Илья
Матвей
Анастасия
Алина
Софья
Полина
Дарья
Виктория
Мария

Самые редкие имена

У актрисы Ольги Будиной растет Наум по
фамилии Наумов, Валерия Гай Германика растит
дочь Октавию, Анастасия Волочкова - Ариадну. У
Сергея Мельниченко, продюсера группы «Ранетки»,
появилась дочь, которую назвали Рассветой. Детей
Тутты Ларсен зовут Марфа и Лука, детей Тины
Канделаки - Меланья, Леонтий. Дмитрий Певцов и
Ольга Дроздова назвали своего первенца Елисеем.
Близнецов Марии Шукшиной зовут Фока и Фома.
Анастасия Заворотнюк назвала сына Майклом, у
Григория Лепса растет Николь, а сына Леры
Кудрявцевой зовут Жаном,у А.Малинина – Фрол и
Устинья.

Странные имена

Мальчиков называли Дмитрий-Аметист,
Матвей-Радуга, Граф, Дар, Иван-Коловрат,
Меркурий, Март, Князь, Принц, Космос,
Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, ЯрославЛютобор, Архип-Урал, Кит, Лука-Счастье,
Огнеслав, Господин, Мир, Тагил.
Девочкам давали следующие имена: Услада,
Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса
Даниэлла, Россия, Заря, Луна, Океана,
Радость, Дельфина, Лиса, София-Солнышко.

В защиту детей
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...

Что означают некоторые имена
Евгений, Евгения (греч.)-благородный,
благородная
Екатерина (греч.) – чистая
Елена (греч.) – светлая, солнечная
Иван (Иоанн) (евр.) – благодать Божия
Татьяна (лат.) - устроительница
Марина (лат.)- море, морская
Наталья (лат) – родная, природная
Александр (греч.) – защитник людей
Софья (греч.) – мудрая
Дарья (перс.) – несущая добро

Имена 5 «Б» класса
Софья
Малика
Александр
Анна
Дмитрий
Вадим
Евгений
Кристина
Дарья
Иван
Виктория
Валентин
Илья
Антон
Анастасия
Матвей
Даниил
Алина
Мария
Екатерина

Малика в переводе с арабского языка означает «госпожа», «принцесса», «царица», «владычица».

Обычно Малика растет очень ласковым и улыбчивым ребенком, но за
лучезарной улыбкой скрывается недетская скрытность и
рассудительность. Девочки с этим именем в психологическом плане
развиваются быстрее сверстниц, очень рано начинают понимать, что
такое «хорошо» и что такое «плохо», имеют собственную позицию по
многим вопросам. Малика с удовольствием учится, схватывает все на
лету. В глубине души носительница этого имени – мечтательная и
впечатлительная натура.

Иван- «благодать Божья»

Распространённое у
славян и некоторых
других народов
(белорусов, болгар,
македонцев, русских)
мужское имя. Друзья
меня называют Ваня,
Ванцо. В семье меня
зовут Ваня, Ванечка,
Ванюшка. Характер у
меня не вспыльчивый,
я добрый, отзывчивый.

Дарья

Имя Дарья русское, православное. «Дарованная, несущая
добро». Дашу можно назвать командиром, она любит,
когда люди следуют за ней. К сожалению, у нее слабая
интуиция, но ее выручает природная
сообразительность и хорошая память. Любит
заниматься домашним хозяйством.
Дома меня ласково называют
Даша, Дашуля, Дарьюшка, Дашуня, Дашута.
Больше всего, конечно, мне нравится Дашуля.
Из тайн моего имени мне свойственно всё, кроме любви
к домашнему хозяйству. Я не люблю убирать комнату.
А еще я импульсивная и уверенная в себе.

Антон

Антон (греч.) – вступающий в бой
Антон трудолюбив, начитан, наблюдателен,
чувствителен, эмоционален, готов к
самопожертвованию, но не уверен в себе,
Из тайн моего имени, я думаю, мне подходит всё.

Матвей

Матвей - дарованный Богом.
Матвей спокоен, лишен
честолюбивых планов. Не любит
выделяться из толпы,
чрезвычайно скромен. Тихо,
терпеливо делает свое дело. Но
если его обвинить в нечестности
или оскорбить, Матвей способен
на самые непредсказуемые
поступки, так что обидчикам не
позавидуешь!

О происхождении этого имени не существует
какого-то сложившегося мнения.
По одной из версий оно произошло от
древнерусского слова «вадити», что означает
«спорить», «обвинять».
По другой версии имя Вадим - это вариация
древнерусского Владимир.
Вадим
Непоседа и любитель постоянного
движения - так можно
охарактеризовать Вадима.
Его постоянно одергивают взрослые,
просят вести себя потише.
Родителей он очень любит и
старается во всем слушаться.
Вадим трудолюбив и
целеустремлен, начатое дело
всегда доводит до конца.

Именины

Православным имя подбиралось по святцам. Каждая дата в
этом календаре связана с именами святых, память которых
празднует в этот день православная церковь.
Ребенка называли именем того святого, день памяти которого
совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой
становился невидимым покровителем, защитником человека.
Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день
именин. Надо сказать, что в церковном календаре одни и те же
имена зачастую встречаются несколько раз в год.
Например, именины Ивана указаны 24 раза, Андрея – 9 раз,
Марии – тоже 9 раз.
Екатерина – 7 декабря, Наталья – 8 сентября.

Имена в прозе и поэзии

М.Цветаева, А.Блок, А.С.Пушкин,
А.Ахматова, В.Жуковский,
О.Мандельштам, С.А. Есенин,
И.Северянин, А. Куприн,
Я. Смеляков.

Викторина

1. Кто больше назовет женских имен с
удвоенной согласной в корне?
(Анна, Алла, Белла, Виолетта, Генриетта, Жанна,
Изабелла, Инесса, Иоанна, Каллиста, Камилла, Мариетта,
Мирра, Нелли, Нонна, Стелла, Сюзанна, Филиппа,
Шарлотта, Элла, Эллина, Эмма.)

2. Какие имена можно получить, заменив
одну букву?
Таня- Ваня, Саша – Маша, Даша – Паша,
Рома – Тома.

3. Какое женское имя состоит из тридцати
букв «я»?
ЗОЯ

4. Назовите города, состоящие из двух
мужских имен.
Борисоглебск, Петропавловск

5. Образуйте имена из следующих
сочетаний слов:
владеть миром
Владимир
владеть всем
Всеволод
свято славить
Святослав
милая людям
Людмила

6. Вспомните названия растений (цветов,
трав, деревьев), которые созвучны с
женскими и мужскими именами.
Анисья – анис (травянистое растение),
Василий, Василиса - василек, Лилия лилия, Роза, Розалия - роза, Маргарита маргаритка, Агата - агатис, Снежана –
подснежник, Азалия - азалия, Гортензия –
гортензия.

Тема урока: «Ты и твоё имя »

Урок-исследование.

Учитель МОУ СОШ № 19 г. Новороссийска

Цель: Расширить представление детей об именах, отчествах и фамилиях. Задачи:

Предметные :

Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств и фамилий, объяснить их происхождение.

Метапредметные:

Познавательные - формирование умения искать информацию, умения

Классифицировать, формирование умения анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи, умения доказывать.

Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать свои действия, оценивать результат, мобилизовать силы.

Коммуникативные - умение работать в команде: дискутировать,

планировать учебное сотрудничество.

Личностные – формирование умения культурно общаться, привитие нравственных понятий «толерантность», «уважение», «любовь».

Личностные:

приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи; помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах родного дома, семьи; воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оборудование: репродукция картины «Три богатыря»; портреты Ивана Грозного, Петра I; мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

СЛАЙД 1

На прошлом уроке мы с вами говорили о родословных. Вспомните, какими интересными и богатыми получились ваши семейные древа и сколько в них имён.


Ребята, перед вами картина русского художника Васнецова «Богатыри».

Вспомним их имена.

Скажите, у Добрыни Никитича «Никитич» это что? (Мнения разделяются, ухватиться за неправильный ответ «отчество», попросив доказать)

На самом деле это не так. На Руси в те времена не было понятий: имена, отчества, фамилии. А были в основном прозвища, которые гораздо позднее перешли в фамилии.

Догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (Имя)

СЛАЙД 1 (клик 2)

Да, мы будем говорить об именах. Итак, тема нашего урока «Ты и твоё имя»

2. Проверка домашнего задания.

Как вы думаете, зачем человеку имя? (Дети выражают своё мнение)

Основное предназначение имени – это, конечно, отличие его носителя от других людей.

С самого начала человеческой истории детям давались имена при рождении или вскоре после рождения.

– Сколько имён в нашем классе? (28 +1)

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… и Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон…

Бабка с нехрестями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь поспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

СЛАЙД 2

Кто из вас знает, что означает ваше имя и почему вас так назвали?

Справка для учителя:

АЛЕКСАНДР – др. греч., означающее «защитник людей».

АЛЬБИНА – латин. «белая».

АНАСТАСИЯ – греч. «воскресшая».

АНДРЕЙ – др. греч., означающее «мужественный».

АННА – др. евр. «благодать».

ВАЛЕРИЯ – латин. «сильная», «здоровая».

ВЕРОНИКА – греч. «несущая победу».

ВИКТОРИЯ – латин. «победа».

ДЕНИС – греч., означающее «посвящённый Дионису» (богу вина).

ДМИТРИЙ – греч., означающее «посвящённый Деметре» (богине земледелия и плодородия).

ЕКАТЕРИНА – греч. «чистота».

ИВАН – др. евр., означающее «милость Божия».

ИГОРЬ – др. герман., означающее «защитник» или др. сканд. «воинственный»

КИРИЛЛ – греч. «господин».

МАРИЯ – др. евр. имеет несколько значений «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая» или «госпожа».

НИКОЛАЙ – греч. «победитель народов».

НИКОЛЬ – греч. от муж. Николай

ОЛЕГ – др. сканд. «святой», «священный».

РОМАН – латин. «римлянин».

СОНЯ – греч. «мудрая».

ЮРИЙ – греч., означающее «земледелец».

Из каких источников вы брали сведения о своём имени?

Справка для учителя:

· Харченко

· Савенко

· Ткаченко

АБРАМОВ – в святцах есть имена Авраам, Авраамий, разговорный вариант – Абрам. Смысл в них один: в переводе с древнееврейского – «отец многих народов».

АЛЬБОВ – фамилия из семинарских, искусственно образованных. Альбус переводится с латинского как «белый». Быть Беловым будущему священнослужителю, по понятиям тех времён, несолидно, вот и сделали Белова Альбовым.

5. , Матвеева тетрадь по Кубановедению 3 класс.

6. Советская энциклопедия.

7. Суперанская русских имён.

8. Суперанская русских личных имён.

9. и др. Тайна имени.

10. Шешко именослов.

Педагогическая мастерская

Петриченко Н.В., учитель гимназии № 10

«Ты и твое имя»
Урок-творческий проект в 4-м классе

Цель урока:

Задачи:

  • закрепить знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира;
  • познакомить учащихся с организацией проектной деятельности:
  • создать справочник, как продукт проектной деятельности (всеми учениками класса с помощью учителя и членов семьи).

Оборудование:

Ход урока - презентации:

слайд - Урок-презентация «Ты и твое имя»

слайд - Путешествие в прошлое

1 ведущий - В нашем учебнике «Русского языка» есть рубрика «Путешествие в прошлое». В этом учебном году она рассказывает о происхождении и значении имен людей.

2 ведущий - В учебнике дано только краткое значение имени, да и то двенадцати имен, а нас 28! И мы решили узнать о наших именах, но не только их краткое значение.

1 ведущий - Мы составили план работы.

3 слайд - План работы

  1. Выяснить, что означает имя, из какого языка оно пришло в русский язык.
  2. Узнать у родителей, почему они выбрали именно такое имя, чем они руководствовались.
  3. Сделать генеалогическое дерево имен своей семьи.
  4. Собрать сведения о людях, которые носили или носят такие же имена.

1 ведущий - А когда Нине Васильевне дали список ее будущего 1 класса, мы увидели, что на следующий год в 1 классе «Б» будут учиться шесть девочек с именем Дарья, у нас возник вопрос: Может, существует мода на имена? Мы решили найти ответ и на этот вопрос.

2 ведущий - Отвечать на вопросы Нина Васильевна попросила всех учеников класса. Некоторые ребята начали работу без энтузиазма, но со временем их это увлекло.

1 ведущий - Первое, что мы сделали, пошли в нашу гимназическую библиотеку.

1-й кадр видео (на фоне кадров Н.В.) В читальном зале нам дали книги по нашей теме (показ книг), но их оказалось недостаточно для всех, поэтому мы провели только самое общее знакомство с книгами. Ребята попробовали найти свои имена, но там оказались не все. Это было 15.04.

2 - кадр видео . На следующий день, а это было воскресенье, ребята отправились в другие библиотеки, взяли книги и по группам собрались дома у ребят. Вместе работать веселее и интереснее...

4 слайд - Справочник «Ты и твое имя»

2 ведущий - А результатом нашей работы стал справочник имен, который мы сделали вместе с Ниной Васильевной и нашими родителями. Сегодня мы представляем вам его.

5-й слайд

1 ведущий - Согласно словарю В.И.Даля, имя - это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность».

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять одного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

6-й слайд

2 ведущий - В 988 году Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.

7-й слайд - Выскакивают имена

Перекличка имен (ведет учитель).

Старославянские имена: Светлана - светлая, чистая.

Латинские имена:

Альбина - белая.
Валерий - сильный, здоровый.
Валерия - здоровая, бодрая, крепкая.
Сергей - ясный, высокочтимый.
Юлия - пушистая, июльская.

Древнееврейские имена:

Анна - грациозная, миловидная, благодать.
Мария - печальная.
Яна - милость божья.

Греческие имена:

Алена светлая, сияющая.
Ангелина - ангельская.
Анастасия - воскрешающая,
Андрей - мужественный.
Артем - здоровый.
Юрий - земледелец.
Денис - принадлежащий Дионису. (У древних греков это бог жизненных сил)
Дарья - сильная, побеждающая.
Диана - божественная.
Екатерина - чистая, непорочная.
Ирина - мир, покой.
Никита - победитель.
Петр - камень, скала.
София - мудрость.
Алексей - защитник.

Учитель: Готовясь к этому уроку, некоторые из вас сумели даже найти песни, стихи со своим именем. И они подтверждают значение ваших имен. Имя Алексей произошло от греческого «защитник». Послушайте песню «Алеша».

Звучит песня.

Учитель -

Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Ну и что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.

8-й слайд

1 ведущий - С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшительной форме, потом в полной, затем к нему начинают прибавлять отчество.

9-й слайд - (пустой)

Стихотворение.

2 ведущий - В православной традиции имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадач или был наиболее близок ко дню рождения малыша. Так святой становился невидимым защитником человека.

Учитель - У нас в классе только Ангелине и Валерии дали имена по церковному календарю.

Крещение считалось духовным рождением, гораздо более важным, чем рождение телесное. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин. И сейчас некоторые люди празднуют именины, но и день рождения тоже. В справочнике есть приложение именинного календаря.

В наши дни имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда ребенка называют согласно семейной традиции, часто в память или в честь дорогого человека. Бывает, что малыша называют именем любимого литературного героя или какого-нибудь знаменитого, уважаемого человека. Родителям хочется, чтобы оно, согласно своему значению, как бы заранее наделяло ребенка положительными качествами.

Чем же руководствовались ваши родители при выборе имени?

1 ведущий - 7 человек из нас получили имена потому, что родителям понравилось их звучание.

Диана, а тебе как выбрали имя?
А тебе, Андрей?
А Юле Герасимовой?
Альбина, тебе как?
А как Ирине?
Юля Дитятева, а тебе как?
А тебя, Екатерина?
А тебе, Никита Мальцев? Так, значит, все-таки существует мода на имена?

10-й слайд - Мода

Рассказ ученика о моде на имена.

2 ведущий - Но самая большая часть ребят нашего класса получила свои имена в память или в честь дорогого человека, или согласно семейной традиции.
Сергей, тебя в честь кого назвали?
София, а тебя 9
Тебя, Яна?
А тебя, Анастасия?

3-й кадр видео

Учитель Я предложила вам сделать генеалогическое дерево имен своей семьи. Вы на славу потрудились вместе со своими родителями. Все ваши чудо деревья здесь. Не вместилось только одно - Петра Кружили на. Расскажи, пожалуйста, как ты работал над ним.

11-й слайд -( генеалогическое дерево)

Рассказ Кружилгша Петра.

Учитель Такие же имена, ребята, как у вас носили или носят знаменитые люди. Расскажите, пожалуйста, о них.

12-16 слайды - (портреты)

Рассказы учеников.

  • ведущий- Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека, на его характер. Разумеется, если бы это влияние было полным и решающим, то все Никиты, Юли, Пети жили бы совершенно одинаково. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб.
  • ведущий А у нас в классе есть две Юли. Может быть, вы согласитесь нам рассказать одинаковые вы по характеру как ваши имена или нет?

А вы, Никиты, не расскажите нам? А может быть Пети? Спасибо вам за откровенность.

Учитель А от чего же по вашему зависит характер человека? Поэтому можно лишь сравнивать какой характер в действительности и совпадает ли он с описанием в книге. Бывает, что очень много совпадений. Я вам сейчас зачитаю характеристику одного имени, послушайте и подумайте, кому может принадлежать это имя? Он - само добродушие, мягкость. В детстве это баловень и любимец. Он - интеллектуал, он ни за что не станет обходить или разрушать преграду. Он обладает незаурядным художественным вкусом, хорошо рисует. Кто же это может быть? А как вы догадались?

Итак, ребята, вы ответили на все вопросы нашего плана работы над проектом. Давайте подведем итоги.

17-й слайд - (Цель проекта)

Создать справочник в помощь ребятам, которые заинтересуются этой проблемой. Петр Кружилин точно заинтересовался этой проблемой. Может кто-нибудь еще? Но вы на следующий год уходите в 5 класс, а как же «Справочник»

Спасибо за урок! Я желаю вам удачи!

Людмила Таранова
Конспект занятия в подготовительной группе «Ты и твоё имя»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области

: «Ты и твоё имя » .

Воспитатель :

Таранова Л. В.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему : «Ты и твоё имя » .

Цель : открыть детям новый мир - мир рождения человеческих имён и фамилий; дети должны чётко понимать – откуда к нам приходят имена; на занимательном материале знакомых и незнакомых книг раскрыть значение имён, объяснить, что такое родословная; раздать детям бумажные деревца, на которых они дома запишут своё древо : корни - прабабушки, бабушки, дедушки, ствол – мамы, папы, ветки – детки.

Оборудование : генеологическое дерево на ватмане, фото родственников, рисунки про семью.

Ход занятия:

Ребята, наше занятие называется открытием. А что мы будем открывать, догадайтесь сами!

Что носит каждый человек

Весь долгий и недолгий век?

Он с ношей этой дорогой

Нигде не расстаётся,

А при рождении внучат

Им ноша достаётся.

Дети, как вы думаете, о какой ноше идёт речь?

Правильно, о фамилии.

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Именно фамилиям посвящается басня С. В. Михалкова.

Она так и называется «Смешная фамилия» .

Каких фамилий только нет :

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых : Лисичкин,

Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин,

Телкин, Мокрицын, Волков,

Мотыльков, Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов - Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной Синичкина боится,

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков - лисицей!

А Раков, если не дурак, Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Плевков фамилию сменил,

Жемчужиным назвался,

Но в основном - ослом он был,

Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков :

Все дело не в фамилии, а в человеке!

Тема нашего занятия «Ты и твоё имя » . Мы должны узнать, что такое имя для чего оно нам нужно.

Игра «Расшифруй слово»

У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и напишите это слово. (Дети пишут свои имена) .

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Ваши имена звучат по- разному. Например : Оля – Ольга.

Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).

Физкультминутка.

Поднимаем вверх колени,

Мы шагаем, как олени. (ходьба с высоким подниманием бедра, руки скрещены над головой, пальцы расставлены).

Спросить 2 -3х детей.

Теперь поговорим о именах.

Как вы считаете, ребята, какое мужское на Руси было самым любимым? (Иван)

Иван – древнее имя.

Александр – защитник людей.

Дмитрий – принадлежащей Богине Земли.

Сергей – высокий.

Екатерина – чистая.

Андрей – мужественный.

Ирина – мир.

Галина – спокойная, тихая.

Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Алеша, как зовут твоего папу? (Гена) . Значит, твое отчество Геннадьевич – Алексей Геннадьевич. Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество) .

Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу : (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

Как вы понимаете эту пословицу?

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Итог :

Какая тема нашего занятия , Коля?

Что такое родословная, Яна?

Что означает твоё имя ?

Спасибо, до свидания.

Урок кубановедения в 1-м классе на тему «Ты и твоё имя»

Цели и задачи:

  • дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных;
  • формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;
  • развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
  • воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

Формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

Развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

Развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4. Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

– У нас сегодня с вами, ребята необычный урок – урок-исследование. Исследование, которое провёл каждый из вас по-отдельности по изучении имён и группа ребят старшеклассников по изучению имён ребят нашей школы.

– Как вы думаете, может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Слайд 2

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значения?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав – святая слава, Владимир – владеющий миром, Людмила – людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышем. Белокурую девочку – Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.

II. Толкование имен.

Слайд 3

– А знаете ли вы, почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?

Слайды 4-28

  • Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
  • Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.

III. Пословицы.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».

– Какие пословицы и поговорки с именами знаете? (дети вспоминают пословицы и поговорки)

  • Каждая Аленка хвалит свою буренку.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • На всякого Егорку есть поговорка.
  • Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.

IV. Стихи.

– Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.

Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.(по ходу стихов идёт слайд)

АНАСТАСИЯ – воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.

Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.

СЕРГЕЙ – родовое римское имя.

Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный –
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!

V. Исследование.

Слайд 29

– Инициативная группа ребят нашего класса провела исследование. Вот его результаты (выступают дети ):

В нашей школе всего 1008 детей, имен женских – 58, мужских 64.

Слайд 30

Самые редкие, т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:

Женские имена:

Слайд 31

Мужские имена:

Слайд 32

Самые популярные имена:

Женские

Мужские

Имя

Количество детей

Имя

Количество детей

Александра

Денис

Ирина

Максим

Мария

Алексей

Екатерина

Иван

Юлия

Дмитрий

Елена

Сергей

Дарья

Александр

VI. Знаете ли вы, что…

Слайд 33

Слово учителя

На Руси всех детей до крещения называли Богданами.

Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.

Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера Уинфрид Зена Пеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.

В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по- гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.

Слайд 34

В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.

У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.

Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

VII. Итог работы. Рефлексия.

Слайд 35


- Какие имена запомнились?

Покажите карточками (красной, жёлтой, зелёной): какую оценку вы себе поставили за работу на уроке.

Использованная литература:

  • Кубановедение: Учебник для 3-4 классов/МирукМ.В., Ерёменко Е.Н. и др. – Краснодар, 2008.
  • Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.3 класс – Краснодар, 2006.
  • Сайт Интернета: Тайна имени – значение имени человека. names.neolove.ru
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...