Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег. План-конспект открытого урока-соревнования по ИЗО на тему: «Натюрморт

Урок ИЗО в 5 классе «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».

Задачи:


Оборудование и материалы:
Иллюстрированный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья; изображение зала на ватмане; художественные материалы.
Музыкальный ряд: органная музыка И. Баха.
Основные понятия: котта, камизо, плащ, фетровая шляпа, барбет, горж, вуаль.

Ход урока.

I. Орг. момент.
1. Приветствие учащихся;
2. Проверка присутствующих;
3. Проверка готовности.
II. Объяснение новой темы «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».

Посмотрите, ребята, на изображения соборов. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья).

- О Средневековье, эпохе средних веков.

Правильно. И сегодня король Франции Людовик XIV приглашает нас на бал.


Можем ли мы посетить бал в современной одежде?
-Нет.

Костюм характеризует человека, его возраст, национальность. Профессию, материальное положение, черты характера, историческую эпоху.
В эпоху барокко во Франции все новинки в моде из королевского дворца – Версаля, поэтому и мода тогда называлась «версальской».
Давайте еще раз посмотрим на соборы и костюмы героев наших иллюстраций.


Что интересного вы заметили?
В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой.
Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков (считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).

Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде.
Мужская одежда.(Иллюстрации мужского костюма).


Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. Штаны были расширенны вокруг колен и больше похожи на женскую юбку. Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки.
Костюм украшали аксессуары (т.е. дополнение к одежде): к поясу подвешивали кошелек, на цепочке у пояса крепили кинжал, а через плечо на поясе – охотничий рог.

Женская одежда. (Иллюстрации женского платья).


Для женской моды характерно плотно прилегающее по фигуре платье.
Поверх узкой юбки, надевали подобранное верхнее платье другого цвета разделенная спереди. Характерной особенностью также является корсет с широким вырезом вокруг шеи; рукава украшали кружевами и лентами.
На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.
Женщины носили красивые прически.
Они были обычно очень высокие и достигали значительных размеров благодаря проволочному каркасу. В прически вплетались корабли и корзины с фруктами или букеты цветов.
Женский костюмы украшали различными аксессуарами – это дополнение к одежде (веер, шляпки, бижутерия, сумочки).

Очень большое значение уделяли цвету одежды. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности. Слуги носили одежду пестрых цветов.

Физкультминутка.
Когда красками рисую,
(Водить кистью по воображаемому полотну)
Кажется, что побывал,
И в море
(Волнообразные движения руками)
И в небе
(Руки поднять высоко)
И в лесу я.
(Поднятыми руками показать ко¬лыхание верхушек деревьев)
Где я только не бывал!
(Широко развести руки)
Все, что видел, рисовал!
(«Рисовать» по воображаемому полотну).

III. Практическая работа.
Постановка художественной задачи.
Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять героя эпохи Средневековья. Для того чтобы наш герой посетил бал мы выполним его в костюме соответствующей данной эпохе. В центре зала уже стоят хозяева замка и ждут гостей.(На доске иллюстрация зала на ватмане)


После того как вы выполните фигуру в цвете, мы ее вырезаем и помещаем в бальный зал.
Компоновка листа по горизонтали (Педагогический рисунок).

Во время практической работы осуществляются целевые обходы:
1. Контроль и организация рабочего места;
2. Контроль правильности выполнения приемов работы;
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
Во время практической работы тихо звучит органная музыка И. Баха.

IV. Итог урока.
Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Людовика XIV, эпоху Средневековья.
Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы.(На доске записаны название элементов женского и мужского костюмов).
- Мужской костюм состоит из коты, камизо, широких штанов и плаща.
- женский костюм состоял из корсета с широким вырезом вокруг шеи и прилегающей юбки поверх которой надевали платье другого цвета.
На голову надевали барбет, горж или вуаль.
- Чем украшали платья и рукава?
- Кружевами, вышивкой, лентами, оборками.
- Что такое аксессуар?
- Это дополнение к одежде (веер, сумочка, бижутерия, шляпка, кошелек, кинжал).
Анализ работ (выделение лучших).
Выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Художественные материалы (Альбом, краски).

Самоанализ урока.

Учитель: Шилова Татьяна Андреевна.
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».
Тип урока и его структура: Работа на уроке была коллективная, структура урока логическая, последовательная, взаимосвязана с этапами урока. Структура урока соответствует его целям.
I. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он работает на последующие уроки?
В 5 классе на урок «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» отводится один час. Тема урока связана с предыдущим и последующими уроками. При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении темы «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» , не только познакомить детей с обстановкой замка, но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце». На основе полученных знаний, на последующих уроках изобразить фигуру человека по пропорциям, учащимся не составит труда.
II. Краткая психолого – педагогическая характеристика класса. Какие особенности учеников были учтены при планировании урока?
В классе 23 человека. Успеваемость почти 100%. Большинство детей посещают « ИЗО – студию» и обладают творческими способностями. Общая оценка работы класса – отлично.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учеников и включался игровой момент, что позволило заинтересовать учащихся.
III. Какова триединая дидактическая цель урока, дать оценку успешности ТДЦ урока.
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями костюма эпохи Людовика XIV, учить выполнять костюм, познакомить с понятием «аксессуар», учить гармонировать цвета;
Развивающая: развивать воображение, память, творческую активность и фантазию, и интерес к искусству и его истории;
Воспитывающая: воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
IV. Целесообразность форм и методов обучения в соответствии с содержанием и целью урока.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Формы и методы обучения подобраны с учетом особенностей учебного материала. Использование интересного материала позволяет доступно объяснить некоторые термины. Для активизации творческой активности и воображения использовался богатый наглядный материал.
V. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Главным этапом урока является выполнение практической работы. Четко была поставлена цель урока. При объяснении нового материала в основном использовался устный метод изложения.
VI. Рационально ли было распределено время на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
По моему мнению, время на уроке было распределено рационально. Главный этап урока – выполнение фигуры человека в средневековом костюме, был в какой – то степени связан со всеми этапами урока. И во-первых эта связь выражается в изучении нового материала.
VII. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
Основным дидактическим материалом была презентация по данной теме, наглядное пособие – изображение зала во дворце (на ватмане), иллюстрации средневековых костюмов и музыка И. Баха.
VIII. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованно регулирование и коррекция знаний учащихся?
Контроль усвоения знаний был организован во время изучения новой темы (Учащиеся подготовили небольшие сообщения), во время практической части (повторение пропорций человека) и при подведении итого урока (задавались вопросы на актуализацию пройденного материала).
IX. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.
Психологическая обстановка на уроке была доброжелательной, непренужденной. Дети чувствовали себя свободно, не скованно.
X. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
В целом урок удался. Поставленный цели и задачи были достигнуты. Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами урока.
XI. Наметить перспективы дальнейшей деятельности.
В течение всего учебного года стараюсь накопить раздаточный и дидактический материал, занимаюсь оформлением кабинета. И, конечно же не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах. Планирую совершенствоваться, проводить открытые уроки, участвовать в конкурсах.

План урока:

I. Оргмомент. 2мин.

II. Соревнование. 38 мин.

III. Подведение итогов соревнования. 2 мин.

IV. Обобщение знаний о натюрморте (игра «Синквейн») 3 мин.

Ход урока:

I. 2 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-зачёт, который пройдёт в виде соревнования, по теме «Натюрморт». Эту тему мы изучали в течение всей четверти и сегодня обобщим знания, которые вы получили.

Заранее я поделила вас на две команды и сейчас попрошу представиться.

    Команда «Юные художники»; капитан Карпушкин Артём

    Команда «Волшебные краски»; капитан Лопухов Александр

II. 5 мин.1 конкурс «Разминка». Он включает в себя знание теории о натюрморте. Я задаю вопросы, а вы, дослушав вопрос до конца, поднимаете руку.

За верный ответ – 1 цветной карандаш.

    Как вы знаете «Натюрморт» слово французское, а что оно означает буквально? (Мёртвая природа)

    Дайте мне 2 определения натюрморта. (1. Натюрморт – это жанр ИЗО.

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.)

    Когда и где впервые появился натюрморт как жанр ИЗО. (В Голландии в начале 17 века)

    Расскажите мне об истории возникновения натюрморта. (В начале 17 века голландцы, после тяжёлой борьбы с испанскими завоевателями, получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. И художники вдохновенно стали писать на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблёскивающее рубиновыми оттенками в бокалах.)

5 мин.2 конкурс «Творческий»

Ребята, я вчера гуляла по берегу реки и нашла бутылку с каким-то посланием. Но, к сожалению, вода повредила некоторые строки письма. Пофантазируйте и сочините пропущенные строчки. Помогите мне узнать, о чём идёт речь! На выполнение задания н.б.5 минут.

«Если картине

на столе,

Или виноград,

розу

бронзовую,

Или грушу,

Или все сразу,

(Если видишь на картине

Самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.)

Ребята, а от какого русского художника могла прийти такая записка? Вы ведь знаете, что в России было тоже много художников, которые писали натюрморты.

Команды, назовите по очереди русских художников писавших натюрморты.

Кто называет больше, получает цветной карандаш.

8 мин. 3 задание Экскурсоводы

Ребята, а где хранятся картины известных художников? Куда люди ходят посмотреть прекрасное? (Лувр – художественный музей в Париже, Эрмитаж – художественный музей Санкт-Петербурга, картинная галерея в Дрездене, государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве и др.)

У нас здесь (показ выставки) конечно не настоящий музей и не галерея, а просто небольшая выставка, которую назовём «Маленький Эрмитаж».

В музеях всегда есть экскурсоводы. И вы сейчас побудите в их роли.

Один представитель от команды, экскурсовод, попробует определить авторов репродукций картин и дать им правильное название.

    И.Хруцкий «Натюрморт»

    Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

    Хед «Ветчина и серебряная посуда»

    Е.Волошинов «Лук»

    Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»

    А.Миньон «Цветы в вазе»

    Неизвестный художник «Фрукты и птицы»

    Ян Давидс де Хем «Плоды»

Цветной карандаш получит тот, у кого будет больше верных ответов.

Каждый грамотный человек должен уметь дать описание картине. Этому мы учимся на уроках русского языка, литературы, ИЗО, и сейчас вторые экскурсоводы покажут, как они это умеют делать.

(На доске репродукции картин Снейдерса «Натюрморт с лебедем» и Кончаловского «Персики».)

За лучшее описание – 2 цветных карандаша.

3 мин. 4 конкурс «Свет и тень»

Свет и тень важное средство изображения предметов, их объёма, фактуры, положения в пространстве. Освещение может быть фронтальным, когда источник света находится перед предметом. Боковым – источник света слева или справа от предмета.

Контражурным – свет за объектом.

В течение 2 минут попробуйте нарисовать тени предметам в натюрморте при боковом освещении. За правильно нанесённую тень – 1 цветной карандаш.

2 мин. Физкультминутка Ребята! Мне кажется, что вы уже устали сидеть на одном месте, поэтому я вас попрошу энергично подвигаться, потанцевать под весёлую песенку «Оранжевое солнце»

4 мин. 5 конкурс «Создай композицию»

Когда мы говорим о натюрморте, то представляем композицию. А композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Когда мы с вами проходили творчество П.Кончаловского, то говорили, что художники очень много времени отводят на установку предметов в натюрморте, что это очень важно. Иногда, вспоминала жена Кончаловского, Пётр Петрович устанавливал композиции в течение нескольких дней.

И сейчас вам предстоит составить композицию из простых предметов и дать ей оригинальное название.

За лучшую композицию и название – 2 цветных карандаша.

При оценке работ использовать рамку для картин.

10 мин. 6 конкурс «Умелые руки»

А теперь попробуйте аккуратно перенести эту композицию на лист бумаги, выполнив аппликацию-натюрморт. Обратите внимание на то, что у вас есть честно заработанные цветные карандаши. Я попрошу вас, их тоже использовать в работе.

Лучшая работа оценивается 2 цветными карандашами.

III 3 мин Подведение итогов

Победила команда …

Участникам этой команды я сегодня за урок ставлю пятёрки.

Команда … получает четвёрки.

Проигравшую команду попрошу не расстраиваться, так как такие уроки-соревнования у нас ещё будут по другим темам.

IV. 3 мин. Обобщение темы о натюрморте.

Ребята! Мы много сегодня говорили на уроке о натюрморте, как жанре ИЗО, вспоминали художников, рисовавших натюрморты, описывали картины, составляли композиции.

И вот сейчас, я попрошу вас составить синквейн на сегодняшний урок, чтобы бы определить ваше к нему отношение.

1. Ключевое слово «Урок»

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. 4 существительных

5. вывод – 1 предложение

Оформление кабинета: На доске записана тема; висят 2 репродукции картины П.Кончаловского «Персики» и Снейдерса «Натюрморт с лебедями»; на специальной решётке выставка «Маленький Эрмитаж» — репродукции картин и работы учащихся.

Для конкурсов : 26 цветных карандашей; 2 письма с пропущенными строчками; два одинаковых рисунка натюрморта; 2 одинаковых набора предметов для создания композиции (батон, лук, свёкла, яблоко, апельсин, банан, книга, тарелка, бокал); рамка для картины; 2 чистых листа, клей ПВА, салфетка, набор вырезанных из цветной бумаги предметов для аппликации); листкы для синквейна.

Используемая литература:

Класс: 2 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж .

Цель: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа, учить рисовать по памяти и представлению.

Задачи: раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, методические таблицы, осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья», запись фрагментов из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».

Структура урока

1.Организационный момент.

2.Введение в проблему.

3.Работа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень».

4. Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».

5.Физминутка.

6.Самостоятельная работа учащихся.

7.Рефлексия.

Использованы элементы образовательных технологий:

- исследовательской

Проблемного диалога

Игровой

Здоровьесберегающей

Информационно-коммуникативной

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, друзья!

Сегодня осень в гости к нам пришла.

Разноцветна, красива,

Всем пленительна на диво.

II. Беседа по теме урока.

Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян…

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной. А. Болонс

Учитель. Какое чувство выражено в этом стихотворении? Подберите слова, описывающие красоту осеннего пейзажа.

Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы. А какого цвета наша Родина? (Ответы учащихся.)

В слове «родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев.

Сегодня на уроке мы отправляемся на осенний вернисаж.

Вернисаж (фр. vernissage – лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первоначально – день покрытия картин лаком перед открытием выставки).

Какое настроение природы передал композитор звуками? Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение? Какую картину, какое время года вы услышали, увидели? (Ответы учащихся.)

Прекрасная мелодия П. И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.

Вспомните художников-пейзажистов, их картины об осенней красоте русской природы.

Давайте поближе познакомимся с творчеством художника И. С. Остроухова.

Илья Семенович Остроухов (1858–1929) принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины XIX века, таких, как В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. М. Васнецов.

И. С. Остроухов был не только видным живописцем, но и одним из крупнейших в России собирателем произведений искусства. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 г. Остроухов оставался на почетном посту председателя совета и был попечителем галереи, руководя пополнением крупнейшего собрания русской живописи.

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи находятся следующие произведения художника: «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко».

Рассмотрите картину И. С. Остроухова «Золотая осень» . Какие чувства вы испытываете, глядя на нее? Какие звуки и запахи передает этот осенний пейзаж?

Ученики. Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.

Учитель. Как вы понимаете народную мудрость: «Осень всех наградила, все загубила»?

Ученики. Осень наградила нас желтыми и красными яблоками, синими сливами, холодным синим небом… Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.

Учитель. Что такое звук осени ? Слышны ли в этом пейзаже звуки падающей листвы? А шорох листьев под ногами людей?

Ученики. Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком; поют грустную песню капли осеннего дождя; пахнет в осеннем парке сыростью и увядающей листвой.

Учитель. Назовите средства художественной выразительности, использованные в картине. (Ответы учащихся.)

В картине «Золотая осень» нашла свое выражение жизнеутверждающая сила пейзажей Остроухова. Картина по своему характеру представляет собой лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней – группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Деревья второго плана написаны очень мягко и сдержанно. Это усиливает пространственность пейзажа. Прозрачное кружево листвы передано без лишней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа или ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.

Предлагаю вам послушать новеллу В. Пескова «Русская осень» , в которой описано много зорких наблюдений писателя, помогающих увидеть красоту осенней природы.

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во стократ умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Огонь рябины. Серебристые ниточки паутины на стержне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.

В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат резкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде.

Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.

Учитель. Что общего между впечатлениями, полученными от просмотра картины И. С. Остроухова, и слушания новеллы В. Пескова? (Ответы учеников.)

Учащиеся выполняют упражнение за учителем.

Листья все опали, (приседают)

Птицы улетели, (машут руками)

И в окно стучатся (движения кулачками)

Холод и метели.

Скоро в белых шубах (круговые вращения туловищем)

Будет весь наш сад.

Заметет качели (покачивание корпусом влево – вправо)

И прибрежный пляж.

III. Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».

Учитель. «В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна.

Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе».

М. Пришвин

Рассмотрите листья разных деревьев, цветы, полюбуйтесь ими, сравните их форму, размер, цвет.

Обратите внимание на листья рябины. Как потрудилась природа, повторяя многократную форму листа! Это же можно наблюдать у акации, шиповника. Листочки похожи друг на друга. И все-таки они разные. В народе говорят: «На дереве лист на лист не приходится». Каждый листочек, травинка в природе – это чудо со своим настроением. Каждое дерево – это определенный образ со своим характером. Характер деревьев ярко выражен в устном народном творчестве. Отгадайте загадки и опишите характер деревьев.

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви- только на макушке.

(Сосна.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина.)

Ученики. У каждого дерева свой художественный образ: дуб – это великий русский богатырь, березка – тонкая, хрупкая девушка-красавица, ель – сильная русская женщина.

По плакату «Как растут деревья» учащиеся объясняют зависимость расположения ветвей и характер силуэта от породы дерева, от его «художественного образа».

Как растут деревья

Мастер изображения предлагает вам в течение 5 минут изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.

Сказочные образы деревьев

Учащиеся объясняют, почему они выбрали этот образ, какие средства выразительности живописи использовали в своей работе.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

С целью усиления эмоционального восприятия детьми осеннего пейзажа звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

1. Приемы рисования кистью.

Вспомните, какие разные приемы рисования кистью используют художники при создании художественного образа. (Пятно, линия, раздельные мазки – длинные и короткие, точки.)

Как с помощью различных приемов можно изобразить осенний пейзаж?

Сделайте пробу деревьев разными мазками. Создайте композицию осеннего леса или парка.

Придумайте свою композиционную схему. Гуашью или акварелью сочно, многоцветно напишите осенний пейзаж по памяти. Работаем приемом раздельного мазка или по сырой бумаге, без карандаша.

2. Алгоритм приема работы «по- сухому» с постепенным насыщением цвета:

весь рисунок заливается слабым цветовым тоном, выражающим общий, основной цвет;

затем повторным слоем цвет усиливается;

рисунок насыщается цветом окончательно;

завершается работа в цвете детальной проработкой рисунка красками.

3. Алгоритм приема работы «по- сырому»:

вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет;

затем покрывают рисунок прозрачным цветом краски или увлажняют бумагу водой;

не давая краске просохнуть, уточняют цвет, внося в основной тон различные цветовые оттенки, имеющиеся в оригинале;

стволы и ветви деревьев оставляем незакрашенным. Позднее, когда рисунок высохнет, тонким концом мелкой кисти наносим на них нужный цвет.

V. Итог урока.

Оценка и демонстрация законченных работ.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание. Подготовить стихи о временах года. Вспомнить приемы работы в технике «бумажная пластика».

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Класс: 4 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: «Городецкая роспись»(урок-игра для учащихся 4 классов)

Цель: расширить знания учащихся по городецкой росписи.

Оборудование : для учителя – таблицы «Элементы городецкой росписи», «Последовательность выполнения росписи», «Виды цветочной композиции», иллюстрации работ мастеров городецкой росписи, работы мастеров; для учащихся – простые карандаши, кисти, акварель, белая гуашь, деревянные дощечки.

Ход урока

    Организационный этап. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.

Учитель . Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Городецкая роспись».

Вы уже знакомы с городецкой росписью. Поэтому я вам предлагаю игру – конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи». Разделимся на команды по рядам. Каждая команда придумает себе название, связанное с городецкой росписью.

    Основная часть.

Игра-конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи».

Вопросы:

Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву? (По дереву)

Как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать городецкий художник? (Замалевок)

Чем завершается работа художника над цветком? (Оживкой)

Какой цвет обязан быть в каждом элементе такой росписи? (Белый)

Какие элементы, кроме цветов и листьев, изображают городецкие мастера в своих росписях? (Птиц, коней, барышень, кавалеров, сценки из жизни и т.д.)

Почему городецкая роспись так называется? (Потому что появилась в городе Городец Нижегородской области)

Как называется нерасписанное деревянное изделие? (Белье)

Как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет»?

Выберите из предложенных изделий то, которое расписано городецкой росписью (учитель показывает либо предметы, либо репродукции)

Практическая работа. Выполнение цветочной композиции .

Учитель . Вы знаете: городецкие художники в своих работах пишут цветы, листья, коней, птиц, людей, архитектуру. Объединяясь, элементы образуют композиции. Сегодня вы познакомитесь с тремя видами цветочной композиции.

(Учитель демонстрирует учащимся различные виды композиций: «Букет», «Ромб», «Полоса»: дает краткое их описание)

Ребята, какое сегодня число? Какой праздник скоро будет? Чей это праздник? (8 Марта, мамин праздник)

Как выдумает, какой подарок для мамы дороже: купленный ли сделанный вашими руками?

Так что мы сегодня будем с вами делать?

Правильно, подарок маме. Мы будем с вами расписывать деревянную заготовку. Это может быть панно – его хорошо повесить на стену и любоваться, а можно использовать как разделочную доску.

Сейчас вы получите деревянные заготовки. Задание у вас будет следующее:

Те, у кого на дощечке в карандаше начата композиция «Букет», дополняют ее листочками и работают в цвете;

Ребята, у которых нет рисунка в карандаше, составляют любую из трех композиций, которая понравилась.

Вы можете начать выполнение работы в карандаше, потом продолжить в цвете, а можете сразу приступить работать над рисунком в цвете.

У всех на дощечках намечен центр, горизонтальная и вертикальные оси, которые помогут нам в работе.

Приступаем к работе. А чтобы было веселее работать, включаем музыку. (Учащиеся выполняют задание)

    Подведение итогов.

Конспект открытого урока по ИЗО.

На тему "Красота русского народного костюма". 4-й класс

Воробьева Наталья Петровна, учитель ИЗО

Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма. Использование технологии деятельностного метода.

Ход урока

    Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества. Девиз нашего урока: “В наш мир народною тропою”.

Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

- “Встречают по одежке - провожают по уму”?

Да!

А как Вы ее понимаете?

Ответ.

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? О какой одежде мы уже говорили на уроках?

Ответ: Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.

Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.

Ответ: Повседневная, праздничная, обрядная (Рис.1,2,3; Рис. 4,5,6,7; Рис.8,9,10) .

Рис. 1 и 14

Рис.2 и 16

Рис. 3

Рис. 4 и 13

Рис. 5


Рис. 6

Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9

Рис. 10 и 24

А какой элемент был общим и необходимым в любо костюмном ансамбле?

Ответ: Рубаха.

А как она оформлялась?

Ответ: С использованием орнамента.

Какой орнамент использовался?

Ответ: Геометрический, растительный (Рис.11,12).

Рис. 11

Рис. 12

    Постановка учебной задачи.

Хорошо, я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент, обозначающий плодородие и знак солнца.

Работа с заготовками.

Ребята! А почему у нас получился разный орнамент? Ведь задание было у всех одинаковое.

Ответ: Так как не знаем, не проходили.

Какова наша цель?

Ответ: Научиться рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.

Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?

Ответ: Чтобы костюм был красивым.

Какова же тема нашего урока?

Ответ: Научиться красиво рисовать костюмы.

Да, тема нашего урока “Красота русского народного костюма”.

    Построение проекта выхода из затруднения.

Какое было задание?

Ответ: Нарисовать орнамент, используя символику.

Почему не справились?

Ответ: Не знаем, не умеем.

Где вы можете найти этот материал?

Ответ: В библиотеке, книгах, интернете, сообщениях, собирать материал и т.д.

Прежде чем приступить к работе над картинами В.Васнецов, В.Суриков, Венецианов, Аргунов и другие художники долгие часы проводили в музеях и библиотеках, изучая летописи, костюмы, быт народа.

Показ репродукций (Рис.13-20).


Рис.15


Рис.17

Рис. 18

Рис.19

Рис. 20

А сейчас мы работаем со статьей “Русский народный костюм” из книги В.М.Соловьева “Русская культура”.

Читаем статью ( ).

А сейчас,ребята, возьмите лист № 2 и заполните таблицу самостоятельно ( ).

Заполняем таблицу.

А теперь, внимание на экран: проверяем таблицу, озвучиваем (Приложение 2).

Моё сообщение о костюме:

Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была признана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный (Рис.21,22,23).

Рис. 21


Рис. 22

Рис. 23

Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечны разнообразием. Но орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди.

Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.

Показ - демонстрация отделки на экране (Рис.24, ).

    Первичное закрепление во внешней речи.

Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?

Показ на доске с комментариями (Рис.24, Приложение 3).

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках рубахи.

Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия.

Показ лучших работ (Приложение 3). Выявление причин ошибок.

Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д. (Рис 25,26,27,28).

Рис. 26


Рис. 27


Рис .

    Рефлексия.

Так какова же тема нашего урока?

Ответ.

Цели?

Ответ.

Достигли мы цели?

Ответ.

1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.

Задание на дом: для первой группы учащихся: нарисовать праздничный костюм,

для второй и третьей группы учащихся: еще раз прочитать статью и нарисовать рубашку мужскую или женскую.

Приложение 1

Статья «Русский народный костюм»

История русского костюма свидетельствует, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19- 20 века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны и рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной ниже колен, рубашки надевали юбку или сарафан.

Шились рубахи из домотканого белого льняного полотна. С 19 века в быт входят пестротканые рубахи из хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Кроили рубахи, как впрочем, и другие предметы одежды, предельно рационально и безотходно, детали сшивались по прямым линиям.

Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет.

В геометрическом, древнейшем, орнаменте наиболее часто встречаются повторяющиеся изображения ромба как знака плодородия, креста- символа солнца и Макоши- языческой богини земли и плодородия.

Растительный же орнамент, нашедший применение в отделке одежды с 18 века, олицетворял полноту жизни- его элементы изображены в момент пышного цветения. Ни один увядший или увядающий не омрачает картину радости бытия.

Традиционно орнамент вышивался или ткался. С появлением 18- 19вв. шелковой и хлопчатобумажной промышленности в отделке стали использоваться ситцевые вставки, ленты, тесьма, что привело к повышению декоративности одежды, но и к частичной утрате первоначального смысла орнамента.

В рубаху на Руси были одеты все, от мала до велика.

Рубаха, как мы видим, был спутником человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Соловьев В.М. «Русская культура»

Приложение 2.


Приложение 3


Мальчики и девочки до 12 лет носили белые Девушки надевали рубахи с расшитым

рубахи с отделкой красным кантом по вороту, подолом.

рукавам и подолу.

У женской рубахи была отделка на груди и Мужские рубашки были проще, чем женские.

на рукавах.


Старушки скромно украшали свои рубахи. Смертные рубахи были совсем без отделки.

Работы учащихся.

Открытый урок по ИЗО на тему: "Культура Руси! Интерьер русской избы"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Класс: 5 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока :

1. Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII–XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.

4. Развивать воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Оборудование урока:

а) Для учителя. Репродукции образцов предметов народного быта, в классе оформлен уголок русской избы, выставка литературы: “Русская изба” Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова “Народное творчество”; учебник истории за 8 класс; журнал “Народное творчество” (1990 г., № 2), магнитофон, кассета.

б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь), тетрадь по ИЗО.

Музыкальный ряд: грамзапись “Золотое кольцо”; “Во поле березка стояла”.

Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. Внизу, справа и слева развешены репродукции образцов предметов народного быта.

План урока:

1. Организационная часть - 1–2 минуты.

2. Сообщение темы, цели и задач урока - 1–2 минуты.

3. Мини-сценка - 6 минут.

4. Рассказ учителя истории “Быт крестьян” - 5 минут.

5. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала) - 5 минут.

6. Практическая работа - 20–25 минут.

7. Выставка детских работ. Анализ - 2–3 минуты.

8. Завершение урока, задание на дом - 1–2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Мини-сценка

Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян). Входят девушки садятся на лавку, поставленную в русской избе.

Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.

Вторая девушка: Засиделись, может попляшем, повеселимся, косточки разомнем?

Третья девушка: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник!

Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки! Давайте работать!

Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза). Проигрыш на баяне.

Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).

Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.

Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.

Песня:

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.

Снова звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян).

Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.

III. Рассказ учителя истории “Быт крестьян”

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об интерьере русской избы. Я перечислю несколько предметов, которые находились в избе, а вы попробуете их зрительно представить, сделать необходимые записи в тетрадях по ИЗО. Во всем этом вам помогут репродукции, работы учащихся и наш уголок русской избы. Обычно ставилось самое необычное:

A. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики.

Б. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции).

В. Столы - приделанные, передвижные.

Г. Стольцы - табурет для гостей. Позже их стали называть стульями.

Д. Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).

Е. Умывались из лохани.

Ж. На поставцах ставили разную посуду:

    Миси - блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.

    Тарелки - из меди, серебра до 300 грамм.

    Различных форм туяса.

    Клали ложки, которые были подписаны (помечены).

    Вилки двузубые.

    Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.

Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки:

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.” (Пол и потолок.)

Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постелью.” (Бревна избы.)

Всю последующую работу проводит учитель ИЗО.

IV. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

Таким образом мы подошли к следующему разделу нашего урока. Сейчас мы стараемся возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять, прочувствовать, изучить. И первый вопрос к классу:

1. Что представляет из себя внешний вид избы?

2. Рассказать о строении избы, используя свои готовые рисунки, эскизы (это было домашним заданием).

3. Какими художественными средствами выразительности вы пользовались при изображении избы?

4. Какие правила вы применяли при построении русской избы?

5. Назвать этапы работы?

6. Показать подобранный материал по внешнему и внутреннему виду русской избы?

7. Какие загадки вы нашли и подобрали

Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег»

Тип занятия: на формирования умений и навыков.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Цель занятия :

1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира

и характерным особенностям зимы.

2. Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия : (воспитательные, образовательные, развивающие).

Воспитательные:

Средствами музыки

Образовательные :

Развивающие :

внимание, кругозор,

пространственное мышление, фантазию,

Методы :

а) на усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

включение диалога «учитель - ученик»;

б) на прочность знаний:

применение ИКТ;

применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к предмету:

использование нетрадиционных форм занятия

Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как расположить снег;

игровые ситуации;

музыкальное и литературное сопровождение.

Оборудование :

Для учителя:

мультимедийный проектор, ПК

мольберт для фронтального показа

Для детей :

альбомный лист А4;

акварель, гуашь, кисти;

палитра;

вода, тряпочка;

зубная щётка;

поролон.

Форма обучения: групповая.

Время занятия: 40 мин.

Структура занятия:

Организационный момент:

1.Вступительная беседа;

2.Тема занятия;

3.Объяснение нового материала (видеофильм, компьютерная презентация);

4.Мини итог;

5.Инструктаж к практической работе;

6.Практическая работа;

7. Выставка детских работ.

8. Рефлексия.

9. Заключение и домашнее задание.

Организационное завершение занятия

Литература: По программе Неменского “ИЗО ”

Музыка: « Инструментальная музыка», «Классика»

План занятия :

1. Организационный момент.

а) Приветствие.

б) стихи

в) видеофильм

г) презентация

2. Беседа по теме занятия.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Итог занятия.

а) Выставка и анализ детских работ

б) Прощание

Ход занятия

1.Организационный момент .

П.: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. И думаю, что это занятие будет очень интересным и занимательным. У нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!

Д.: Здравствуйте.

Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года? (Дерево времена года)

Д.: Осень

П.: Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит…

Послушаем загадку :

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума --

Раскрасавица?….

Д.: Зима.

П.: а эту?

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится

Д.: Снег.

П.: Правильно дети - это снег.

А теперь послушаем стихотворение Ирины Мельничук

Первый снег и посмотрим (видеофильм)

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежиночки кидаем.
Первый снег - светлый снег,
Как же радует он всех.

2. Активизация и постановка познавательной задачи.

Сегодня у нас необычное занятие, потому что работать будем кусочком поролона. Научимся передавать состояние зимней природы в разное время суток, узнаем, каким бывает снег, научимся его рисовать в нетрадиционной технике - набрызг.

Сегодня вы - зрители, как бы входите в картину. И тогда, глаза художников становятся вашими глазами. Их радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение занятия мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великих композиторов П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года», «Венский вальс» Шуберта, стихи поэтов, инструментальная музыка.

Все готовы?

Д.: Да

П.: Говорить мы будем о зимней природе.

3.Основной этап занятия:

П.: -Итак ребята! Улыбнёмся мы друг другу, навострили ушки.

Где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

Д.: На картинах художников!

Правильно на картинах художников. Послушайте, как написал для вас «Белые стихи» , Сергей Владимирович Михалков:

Снег кружится,

Снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке тают белые снежинки!

П.: А какого цвета снег?

Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть - еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.

(Слайд№1)

Перед вами картина: А.А. Пластова «Первый снег». Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?

Д.: От неё снег становится ещё белей.

П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу - словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

П.: Какое настроение несёт картина?

Д.:…

П.: Какие краски применял художник?

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П.И. Чайковского «Времена года». Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№2,3,4,5,6,7,8,)

И. Шишкин «Зима в лесу» И. И. Левитан «Лес зимой»

Н. Рубцов «Первый снег», А. Асипенко «Снег идёт» и т.д.

А сейчас вместе с Ангелиной мы отправимся в зимний лес

Физкультминутка.

«Зимний лес».

Мы пришли в зимний лес Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.

Справа берёзка в шубе стоит , Руки отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся , Отводят руку и прослеживают

И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики»и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают.

От лисы он убежал. Прыжки.

Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью походку

Он себе добычу ищет! Приседают, прячась.

Не найдёт тогда он нас! Имитируют сон.

Имитируют полёт птиц.

Лишь медведь в берлоге спит, Разводят руки в стороны.

Так всю зиму он проспит. Садятся на свои места.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

П.: А сейчас давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета».

Ваша задача называть по очереди тёплые и холодные цвета.

1ряд называет тёплые, а 2 ряд холодные.

Д.: называют

П.: Все молодцы

П.: А как вы думаете снег мы рисуем холодным или тёплым цветом.

Д.: Холодным

П.: Правильно холодным!

П.: А вы знаете что, природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и поэты и композиторы. Их тоже называют художниками

Мороз и солнце, день чудесный…

Какое время года изобразил поэт?

Д.: Зима!

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.

При помощи чего он изобразил природу?

Д.: При помощи голубого неба, блестящего снега.

П.:- А композиторы описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?

Д.: тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.

П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?

Д.: громкая, быстрая, взрывная.

П.:- Давайте послушаем музыку А. Вивальди «Времена года» и попробуем догадаться, какую погоду изобразил композитор.

Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.

П.: Сегодня мы с вами нарисуем картину, - которая называется «Первый снег». Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.

Гуашь нужного цвета, возьмём, к примеру, белый, можно взять и синий, и фиолетовый, только для этого все эти цвета смешиваем с белым, чтоб получились светлые оттенки. Затем разведём в палитре с водой, обмакнём в краску старую зубную щётку. Направить щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Готово!

Я предлагаю порисовать не только детям, но и взрослым.

Практическая работа.

В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.

Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)

П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ - отпечаток , нанесенный одним цветом. Для вас он новый, поэтому я покажу, как нужно работать. Сначала нужно взять поролон, края поролона собрать вместе, Набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.

Итак, продолжаем работу.

А я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести

Рефлексия

Какие художники пейзажисты вам запомнились?

Какого цвета снег?

Какие ассоциации вызывает русская зимушка - зима?

Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

Понравилось ли вам занятие и почему?

Поочереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку

1. Белая - занятие понравилось

2. Голубая - не совсем, что то не удалось…

3. Сиреневый- не понравилось…

Детские работы вывешиваются на доске.

Заключение и домашнее задание.

Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Наше занятие проходит накануне праздника «День матери», я думаю, ваши мамы будут рады такому подарку.

Всем большое спасибо!

Самоанализ занятия

Наше объединение называется « Юный художник», работали со 2группой-

2г. обучения (возраст детей 7-9лет). На занятии присутствовало 8ч, по списку 9ч. Отсутствовало 3ч по болезни и семейным обстоятельствам. Дети по уровню развития разные, поэтому при обучении использовала личностно - ориентированный подход, где учитывалась возможность каждого ребёнка.

Тема занятия: «Первый снег»

Цель : Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия реализовала через следующие аспекты:

Воспитательные:

Средствами музыки , поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Образовательные :

Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

расширить представления обучающихся о зиме;

учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие :

Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,

пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.

Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

Использовала на занятии видео фильм, презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал для оформления панно, дидактическое пособие.

Тип занятия : комбинированный.

Форма занятия : беседа, практическая работа.

Используемые технологии :

информационные;

здоровьесберегающие;

игровые.

Используемые методы :

иллюстративно-наглядный;

словесный;

самоорганизация;

рефлексия.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

изображение ветки.

Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме (нетрадиционной). На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Это занятие я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе занятия создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение), презентации, видео-фильм а так же использовались дидактические материалы. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Данная тема рассчитана на 2-3 занятия, где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Данное занятие имеет межпредметные связи с литературой, историей, биологией. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. Занятие прошло в доброжелательной обстановке. Обучающиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ в этом очень мне помогло на разных этапах занятия. Я с читаю, что цель занятия достигнута, так как все об уча ю щиеся успешно справились с заданием. Работы получились красивые , аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к изображению пейзажа . Всем спасибо за внимание!

Открытый урок по основам изобразительного искусства

«ЖИВАЯ» ЛИНИЯ

Тема урока : «Линии».

Цель урока:

Познакомить со свойствами и выразительными особенностями простой линии ;

Задачи:

Развить зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

Воспитать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Материалы к уроку : простые карандаши разной мягкости, бумага для рисования.

ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы с вами касаемся им бумаги.

Линии – это одно из основных средств изображения. Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая.

Линия может передавать движение, настроение, степень легкости.

Она может быть мягкой и жесткой, статичной и бегущей, ползущей, летящей, веселой, грустной. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Но самое главное линия может быть профессиональной или любительской.

Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Пабло Пикассо.

(А. Матисс «Девушка с распущенными волосами»)

Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

Под рукой художника линия оживает, она становится то уже, то шире, то яркой, сочной, то легкой, исчезающей, то колючей, то ласковой. И по большому счету не важно, каким инструментом и материалом нарисована линия карандашом (углем, соусом, пастелью, маркером) или кистью (тушью, акварелью, маслом). Линия должна нести смысловую нагрузку, или выполнять какую-либо функцию.

Чтобы лучше освоить возможности линии, выполним упражнение на виды линий.

Вам понадобится:

    2 листа плотной бумаги для графики формата А-4 или А-3;

    простые карандаши разной мягкости (НВ, В, В2, В4);

    ластик;

Этапы работы:

    Проведите на листе несколько прямых линий, сделайте это разными по мягкости карандашами, чтобы линии не были одинаковыми. В рисунке горизонтальные линии создают впечатление покоя, уравновешенности, тишины.

Рядом нарисуйте прямые вертикальные линии и диагональные. Вертикальные линии создают ощущение высоты, силы, энергии, стройности. Диагональные – восходящие, активные линии. Они придают рисункам устремленность, динамичность. Параллельные – строгость, стройность, слаженность.

С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо

    А теперь нарисуйте ломаные линии. Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и

колючими формами

.

Рядом изобразите несколько видов волнистых линий, при этом старайтесь по-разному нажимать на карандаш, чтобы линии получились разнообразными по толщине. С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы и листья.

На втором листе нарисуйте свой сказочный мир, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом - « ЖИВЫЕ ».

Рефлексия.

Подведение итогов.

Раскрыта ли тема урока?

С чем новым вы сегодня познакомились?

Домашнее задание на закрепление темы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...