Когда появился первый танец. Возникновение танца: с древних времён до рождения балета



с.Староюрьево

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Танец - один из прекрасных видов искусства. Это выражение эмоций, чувств, мыслей, рассказ о происходящем, бывшем и будущем с помощью музыки, пластики, жестов, ритмичных движений. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени.

В наш век урбанизации и новейших технологий изменился ритм жизни человека. Мы несемся по ней со скоростью экспресса, стремясь везде успеть. Вместе с человечеством меняется и стиль танцевального искусства – на смену плавным и неторопливым мелодиям вальсов приходят синкопы джаза. Не умаляя значения классического и народного танца, современные подростки выбирают рваные ритмы уличных танцев, так как именно эта музыка близка их бунтарскому духу молодости, именно она раскрепощает и освобождает мысли и чувства, рождая свободный, универсальный танец, не имеющий стандартов. Пусть эта музыка странна и непонятна для старшего поколения, но современный танец, представляющий зачастую смешение различных техник, стилей и направлений, завоевывает все большие симпатии у людей 21 века.

Подростковое время - время «проб и ошибок», время для поиска «себя», время для самореализации, экспериментов с внешностью и отношениями. Через искусство современного танца ребенок выражает свои и чувства и эмоции, о которых сложно сказать вслух. Для молодого поколения современная хореография становится олицетворением стремительного движения времени.

Новизна исследования

Всего десятилетие назад искусство современного танца в Тамбовской области было практически неизвестно. Однако сейчас оно заинтересовало не только исполнительские коллективы, но и широкие массы населения. Новизна работы заключается в том, чтобы проследить этапы создания театра современного танца на Тамбовщине, установить значение проникновения новых стилей в танцевальную культуру.

Цель работы: изучение развития искусства современного танца в Тамбовской области.

Задачи работы:

Сформировать представление об исторических корнях танцевального искусства;

Изучить историю возникновения в хореографическом искусстве направления «модерн»;

Познакомиться с танцевальными коллективами - основоположниками современного танца в Тамбовской области;

Выявить влияние современного танцевального искусства на физическое, эмоциональное и культурное развитие учащихся.

Гипотеза: появление танцевальных коллективов и студий современного танца на Тамбовщине расширило рамки хореографической культуры молодежи.

Место проведения исследования: г.Тамбов, Староюрьевский район.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методы исследования

В ходе создания исследовательской работы использовались следующие методы:

Работа с информационными источниками (научно-популярная, справочная литература, воспоминания, личные архивы, ресурсы сети Интернет и др.);

Анкетирование, опрос;

Анализ и обработка полученных результатов.

История возникновения танца как искусства

Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. Свидетельство тому – наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные предположительно в период неолит (8 – 5 тыс. лет до н.э.).

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Для человека первобытного общества танец был способом мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.

Чувство театральности было очень сильно у людей Древнего Египта. Даже их храмовые танцовщики исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно видеть женщину, делающую шпагат, или женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт.

Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

Священные пляски по преданию были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян. Но движения, жесты он подчинил своему ритму, и они стали больше соответствовать характеру и духу греков. Эти пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники, а значит и танцы, часто посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определённые дни трудового календарного года.

Сценические танцы древних греков были частью театральных представлений, причем каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет - устричных раковин.

Общественно-бытовые танцы сопровождали семейные и личные торжества, городские и общегосударственные праздники. Различались танцы домашние, городские, сельские. Они были разнообразны по тематике и композиционному рисунку, по составу исполнителей. Именно общественно-бытовые танцы оказывали большое влияние на возникновение сценического танца.

Суровые римские воины первых веков нашей эры особенно любили воинственные танец в память похищения сабинянок. Его, по преданию, ввел Ромул. Были и танцы жрецов, прославляющие богов, они напоминали скорее торжественное шествие.

Во время упадка Римской империи танцы и пантомимы превратились в безнравственные зрелища, и почтенные граждане Рима относились к ним с презрением. О танцах римлян в своих трактатах писали Цицерон и Гораций.

От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости танцем. Во время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во всех странах. В Германии они получили название «пляска св. Витта», а в Италии – «тарантелла».

Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец становился все более манерным. Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.

В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные интермедии с песнями и танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ.

Маскарады и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения (15-16 века). Танцы немножко изменились - они усложнились, стали сильнее быстрыми и подвижными, сегодня исполнялись прыжки и даже легкие поддержки - рано или поздно дама с помощью кавалера поднималась в воздух. Появилось много новых танцев, всякий имел определенные движения (па). Причем знать их - и танцы, и движения - необходимо было действительно тем же образом, как и правила этикета.

В 17 веке возникло понятие народного танца. Народный танец- танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы. Мазурка с ее характерной трехдольностью воплощает польский характер, в то время как полька с ее отрывистым ритмом - дух чешского народа. Чардаш, состоящий из двух частей - медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца - соответствует общему представлению о венгерском характере, с его безотчетной тоской и бурными страстями.

Фольклорные мотивы часто играют большую роль в балете. С 1940-х годов стало распространяться увлечение подлинным, этнографически достоверным танцевальным фольклором. Существует немало профессиональных танцевальных трупп, которые достигли международной известности, демонстрируя сценические формы народных танцев, например российский Ансамбль народного танца Игоря Моисеева, Ансамбль украинского танца, ансамбль «Березка» и др.

Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет - синтетическое искусство, в котором танец - главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.

«Модерн» - современный танец

Направление современные танцы - целиком детище XX века. В дословном переводе модерн-танец - современный танец. В отличие от джазового или классического танца, направление современные танцы создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

В современных танцах существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянии. Большинство стилей современных танцев сформировалось под влиянием какой-либо четко изложенной философии или определенного видения мира.

Основоположниками модерна считаются Айседора Дункан, Марта Грэхем, Мерс Каннингхэм. Все они крайне негативно относились к балету. Исидора Дункан считала его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэхем видела в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал в преподавании некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету.

К восьмидесятым годам 20 века классический танец вернулся в исходную точку, а современный танец (к этому времени уже contemporary dance) стал высокотехничным оружием профессионалов. Сегодня танцевальное искусство проникнуто творческой конкуренцией, и хореографы зачастую стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец современности потрясает такими профессионализмом, силой и гибкостью, которых никогда не было доныне.

Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец - это, прежде всего, воплощение эмоций танцора, это танец ощущений.

Джаз-танец развился из танцев африканских племён. Джазовый танец был привезен в Америку рабами из Африки в XVII - XVIII вв. Попав в Америку, они быстро восстановили свои праздники и обычаи и приспособились: вместо барабанов использовали хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. В течение нескольких веков шло слияние двух культур, африканской и американской, и в результате возник уникальный зажигательный танец.

В XIXв. получили развитие уличные представления, включавшие в себя песни и танцы под джазовую музыку. Сначала такие представления давались только чёрными танцорами для чёрных зрителей. В 20-е гг. 20-го века джазовая музыка и танец приобрели огромную популярность, как среди чёрных, так и среди белых и распространились в Европе. На сцене стали выступать профессиональные танцоры, которые привнесли в джазовый стиль новые приёмы и стали обучать джазу других. Одновременно джаз обогащался элементами европейских танцев.

В 40- 50-е гг. популярная музыка претерпела значительные изменения, а вместе с ней видоизменились и танцы. В этот период возникли стили современного джаза. Сегодня существует множество стилей джаза, которые танцуют под различную музыку. Но все эти стили объединяют энергичные и ритмичные движения. Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца джаз. В нём часто используются движения бёдер и таза, они придают танцу особую выразительность. Изолированные движения - это главная особенность джаз танца. При изолированном движении подвижна только одна часть тела, в то время как всё тело остаётся неподвижным или же двигается в противоположном направлении. Как и вращение бёдрами, изолированные движения подчёркивают ритм музыки. Создаётся впечатление, будто музыка проходит сквозь тело танцора.

К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии и тогда же начался процесс слияния основных школ современной хореографии. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Джек Коул. Луиджи (Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник, посвященный техники модерн-джаз танца. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу и в Западной Европе, американские педагоги проводят первые семинары.

Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление – модерн-джаз танец. Эта школа завоевала многие страны мира, она позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора. Джаз танец постоянно меняется, отчасти благодаря тому. Что танцоры могут привносить свои собственные движения в танец, а также из-за того, что джаз танцуют под самую разную музыку.

В настоящее время можно выделить несколько видов джаз-модерна.

-Классический джаз или традиционный. Это ранние формы джаз-танца, исполнявшиеся африканцами.

-Афроджаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую функциональную нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация.

-Бродвей-джаз - возник в 20-е годы, название получил по имени улицы в Нью-Йорке, на которой расположено множество театров и мюзик-холлов. Именно здесь начал развиваться мюзикл и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использовались танцовщики с классической школой. Джаз приобретает черты классической формы, что становиться одним из путей его дальнейшего развития. Известные балетмейстеры Дж.Баланчин, Х.Хольм. Бродвей - это очень энергичный и эмоциональный стиль джаза.

-Степ или чечётка. Чечётка зародилась в Америке в XIX веке, корни её лежат в ирландской джиге и английской сельской чечётке - танцах первых поселенцев. Постепенно европейские танцы смешались с африканскими, завезёнными в США рабами. Основной чертой чечётки, которую называют джазовой, являются свободные движения, что делает танец очень изящным и плавным. Европейский стиль чечётки больше похож на ирландский или английский танец, который танцуют в деревянных башмаках (сельская чечётка). Движения данного стиля более пружинистые, а тело танцоров остаётся неподвижным.

-«Соул» (лирический джаз). Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличатся большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движение при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени.

-Флэш (Flash) - в переводе с английского – вспышка. Это самое виртуозное и яркое направление в джаз-танце. Все его движения быстрые и динамичные. Глядя на исполнителей этого стиля, поражаешься их силовой выносливости и упругости, мгновенности переходов танцевальных па, сложности танцевальных трюков. Кажется, все тело подчинено одной задаче – оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. Популярным этот стиль стал в конце 80-х - начале 90-х гг. и является наследником диско, но с примесью элементов брейк - и хип-хоп культуры.

-«Стритджаз» относится к уличным танцам. Начало свое этот стиль берет из танцев джаз-модерна, к которым «приложили руку» уличные танцоры. Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления: брейк, рэп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие танцы-однодневки - это отпрыски джаза и его соединений с историко-бытовым танцем.

История возникновения и развития бальных танцев

Впервые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса – периода расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца.

Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные – бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.

Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, многочисленные поклоны и реверансы. Среди этого огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана часто становилась центром во время свадебной церемонии.

Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал различные виды танцев, техника которых со временем все более совершенствовалась. Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду постепенно вошли менуэт, ригодан, романеск.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в то время массовые танцы.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

Движения придворного менуэта не отличались особой сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны, хотя обучались ему годами. Трудно давалась манера исполнения менуэта, в виду того, что все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета, поэтому менуэт до сих изучается во всех хореографических академиях.

В России покровителем развития танцевального искусства стал Пётр Первый, издавший в этих целях в 1718 году указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в бытовой жизни. В содержание этого указа входили следующие положения:

"…непристойно на свадьбах в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами, тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов»;

"… с кем танцуя, не подлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону»;

"… немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь называется, но ожидает, пока его танцевать не пригласят».

Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания.

Танцмейстер, который именовался в те годы учителем " танцев, учтивости и куплимента", должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского обращения, «политеса».

XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений. Современная программа обучения бальным танцам включает 10 танцев, которые подразделяются на европейскую и латиноамериканскую программу. Большинство этих танцев возникло относительно недавно. Рассмотрим историю каждого из них в отдельности.

Медленный вальс (Slow Waltz), входящий в программу европейских танцев, впервые упоминается с середины XVIII века, в более древних документах встречается его обозначение как "weller", "walzen", "walzen", что означает – кружиться, скользить. В своей классической форме вальс родился и расцвел в начале XIX века в Вене, а затем и во всем мире. Из Австрии вальс был завезён в Англию и США и впервые исполнялся в стенах влиятельного Boston Club около 1874 года. Однако только после 1922 года танец стал столь же моден, как танго.

Кроме медленного вальса также выделяют и Венский вальс (Viennas Waltz), который по праву носит название короля бальных танцев. Первое упоминание о танцах, подобных такому вальсу, относится к ХII-XIII столетию, когда в Баварии танцевали "Nachtanz". Пик популярности он пережил в начале XIX века в Вене под музыку Штрауса. Венский вальс возник в Баварии и назывался "немецким".

Танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании впервые получает общественное признание и успех в 1909 году в Париже, откуда этот танец стремительно распространился по всей Европе и пользовался огромной популярностью в период 1910-1915 годов. Несколько вышедший из моды в 30-60-е годы, в настоящее время танец снова получил широкое признание. С танго объявлен объектом . , в день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» , отмечается «Международный день танго».

Фокстрот был придуман летом 1914 актером водевиля Гарри Фоксом(Harry Fox), наибольшим успехом он пользовался в 20-е годы. Первоначально фокстрот был частью представления "Jardin Danse" на крыше Нью-Йоркского театра. Как часть своего выступления, Гарри Фокс делал шаги "рысью"(trotting) под музыку ragtime , и люди назвали его танец "Fox"s Trot"(потом "s" куда-то пропала, а произношение осталось). "Trot" - это изначально военный термин для описания конной походки, появившейся в штате Миссури, в переводе на русский - "рысь". Эта походка необычно гладка. Есть также версия, что название произошло из-за лисы (Fox), поскольку только она якобы имеет необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию (след в след). Огромное количество фигур для фокстрота было придумано в 1922 году известным танцором, победителем танцевальных конкурсов Франком Фордом. Первоначальный танец имел темп приблизительно 160 ударов в минуту, и был описан как " чрезвычайно судорожный", позже, к 1927 году танец стал называться медленным фокстротом и основу его составили гладкие скользящие движении .

Квикстеп (Quickstep) - это легкий, живой, жизнерадостный танец, "напичканный" прыжками, подскоками с поворотами вправо, влево, назад с виражами вправо и влево, это действительно быстрый фокстрот. Годом рождения квикстепа считается 1923 год, когда оркестр Поля Вайтмана (Paul Whiteman) выступал в Великобритании. Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы. Первоначально квикстеп исполнялся африканскими танцорами. Позже квикстеп дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.

Группа латиноамериканских танцев в настоящее время включает самбу, ча-ча-ча, румбу, пасадобль и джайв.

Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", так как ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Бразильский карнавальный танец впервые был представлен в 1917.Окончательно сформировался в Бразилии в 1930 году, как бальный танец. В США он появился в 1939 году. В Россию самба попала из Польши, хотя в 1957 году на фестивале молодежи и студентов в Москве его уже танцевали.

Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы. Захватывающий, синкопированный латинский танец, который возник в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец сначала был замечен в танцевальных залах Америки.

Парный кубинский танец африканского происхождения – румба появился в XVI в., когда в Америку стали завозить черных рабов. Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза. Существует расхожий штамп, что «румба – это танец любви», однако, на самом деле румба, скорее является танцем несчастной любви и одиночества.

Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Танцоры пасодобля изображают тореро и его плащ, характер музыки соответствует процессии перед корридой. Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-ых, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия.

Слово "Jive" похоже на южно-африканское слово "Jev" - "говорить пренебрежительно". Джайв появился в XIX веке на юго-востоке США. Джайв родом из Америки и построен на основе танца, первоначально называемого "Jitterburg", из которого убрали акробатические элементы и поставили технику исполнения. Первое описание джайва сделанное лондонским учителем танцев В. Сильвестром (Victor Silvester) было опубликовано в Европе в 1944г.

Итак, история развития и становления бальных танцев как вида спорта уходит своими корнями в начало прошлого века, в Англию и Францию. Появление новых музыкальных стилей, растущий интерес к парным танцам, знакомство европейцев с увлекающими ритмами афро-латинских народных танцев постепенно привели к созданию канонизированной танцевальной программы. Сегодня в программу обучения спортивным бальным танцам входят 10 танцев, которые подразделяются на европейскую программу (в просторечии - "Стандарт") и на латиноамериканскую ("Латина").

Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час

Министерство культуры РФ

Министерство культуры Свердловской области

ГОУ СПО Свердловской области

Асбестовский колледж искусств

Хореографическая постановка «Связанные»

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель:

Хазова Дарья Алексеевна,

студентка IV курса

хореографического отделения

________ ____________

дата подпись

Квалификационная работа Научный руководитель:

Допущена к защите Лященко Н.А., преподаватель

Зав. отделением хореографического отделения хореографического

творчества творчества

________ ________________ ______ ________________

дата Н.А. Лященко дата подпись

Асбест 2015

Глава 1. Обоснование выбора хореографической постановки………..……….3

1.1. История создания танца, стиля……………………………….…..3

1.2. Источники и мотивировка выбора темы постановки………….13

Глава 2. Музыкально-хореографический сценарий……………….....………..16

2.1. Идейно-тематический анализ…………………………………...…..16

2.2. Творческий замысел постановки……………………………...…...17

Глава 3. Практическая значимость……………………………………………...24

Информационные источники………………………………………………26

Приложения…………………………………………………………………27

Глава 1. Обоснование выбора хореографической постановки

«Связанные»

История создания современного танца

Современный танец - это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя.

Современный танец - понятие относительное, сиюминутное. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец - это танец современный, модный и актуальный для своего времени. Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танцевальный стиль, который не имеет четких стандартов. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления.

Современный танец уходит своими корнями в классический балет. С одной стороны, современный танец был создан как реакция против формальных, твердых ограничений классического балета, (к примеру – акцент в данном стиле падает на свободные, выразительные движения, чего нет в классическом балете в котором всё подчинено определённым правилам), с другой стороны, современный танец вобрал в себя многие движения и шаги из классического балета которые вошли в репертуар современного танца.

Причиной зарождения современного направления хореографии стал кризис классической балетной школы в начале XX века. Танцорам того времени требовались новые техники, позволяющие выражать новые идеи о человеческой свободе, далекие от традиций классического танца.

Концепция современного танца заключается в свободе и выразительности движений, которые дают потрясающую возможность выражать свои чувства в самых ярких красках.

На протяжении XX века появилось множество различных направлений, в современный танец входят такие направления как: современный танец, контактная импровизация, джаз модерн, contemporary dance, свободная пластика, локинг, поп-локинг, брейк-данс, хип-хоп, джаз, фанк и многие другие.

Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации, способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

Предыстория современного танца начинается в начале 20-го века, тремя музами раннего современного танца в Америке были Айседора Дункан, Рут Сен-Дени и Лой Фуллер. Они создали свои школы модерн-балета - искусства, свободного от условностей. Импровизация и свободная хореография – это основной принцип современного танцевального искусства. Они по-разному объединили философию, драму, водевиль и древнюю историю в свои танцы, что и послужило отправной точкой для создания основ современного танца. 20-й век принес много новых танцевальных видов и стилей, самые известные из которых буги-вуги, джазовые танцы, блюз, чарльстон, рок-н-ролл, макарена, степ, ламбада, латиноамериканские танцы. В конце 20-го века распространение получили танцы в стиле диско, хип-хоп, брейк-данс, хастл, крамп, тектоник, ритм-энд-блюз и другие.

Айседора Дункан и несколько ее единомышленников решились бросить вызов традиционной хореографии. Они открыли свои школы, в которых преподавали основы модерн-балета. Основной идеей данного танцевального направления была свободная хореография, основанная на импровизации и выражении собственных эмоций. Общепризнанной основательницей танца модерн считают Айседору Дункан. Свою деятельность она начала в конце 19 века. Айседора Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей. Языком танца Дункан был язык естественных, выразительных, свободных движений. Необычайно выразительная и музыкальная, Айседора использовала в своих танцах-импровизациях свободные, раскрепощенные движения тела. Главным богом Дункан была естественность. Во имя ее она отрицала технику, изнурительный тренаж. Художественная практика Дункан поражала современников удивительным слиянием мира душевных переживаний, пластики и музыки.

Вторым поколением в области танца модерн являются такие хореографы как: Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою систему подготовки танцовщиков. Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей систему танца, была М. Грэхем. Успех ее группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году «Еретик» и «Первобытные мистерии». Грэхем создавала спектакли, основанные на легендарно-эпической теме, на сюжетах античной и библейской мифологии. Прежде всего она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний. Вторым по значимости в ряду хореографов и педагогов была Дорис Хамфри. Уделяя большое внимание пластической отточенности и техничности танца, Дорис Хамфри в то же время выступала против красоты и утонченного танца Сен-Дени. На ее творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока. Она первой в США стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге «Искусство танца».

В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью отказалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в эксперимент. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т. д., отрицали форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо. Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачастую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновременно с движением. Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон. Его хореография – это сложный синтез американского танца модерн и испано-мексиканских традиций с резкими контрастами лирических и драматических начал. Герои изображаются в моменты наивысшего напряжения, крайнего душевного подъема, когда подсознание руководит их поступками. Наибольшую популярность приобрели его спектакли «Павана мавра», «Танцы для Айседоры», «Месса военных времен». Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. М. Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера - создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М. Грэхем и Д. Хамфри, М. Каннингем создал свою технику и школу танца. Таким образом, к началу 70-х годов ХХ века сложилось несколько основных школ танца – модерн: техника М. Грэхем, Д. Хамфри и Х. Лимона, техника М. Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца.

Джаз-танец развился из танцев африканских племён. Джазовый танец был привезен в Америку рабами из Африки в 17 - 18 вв. Попав в Америку, они быстро восстановили свои праздники и обычаи и приспособились: вместо барабанов использовали хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. В течение нескольких веков шло слияние двух культур, африканской и американской, и в результате возник уникальный зажигательный танец. В 20-е гг. ХХ века джазовая музыка и танец приобрели огромную популярность. На сцене стали выступать профессиональные танцоры, которые привнесли в джазовый стиль новые приёмы и стали обучать джазу других. Одновременно джаз обогащался элементами европейских танцев.

В 40- 50-е гг. популярная музыка претерпела значительные изменения, а вместе с ней видоизменились и танцы. В этот период возникли стили современного джаза. Сегодня существует множество стилей джаза, которые танцуют под различную музыку. Но все эти стили объединяют энергичные и ритмичные движения. Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца джаз. Характерной чертой джаза является синкопирование - акцентируются не только сильные доли такта, но и слабая доля такта. В танце джаз часто используются движения бёдер и таза, они придают танцу особую выразительность. Изолированные движения - это главная особенность джаз танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Луиджи (Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник, посвященный техники джаз-модерна. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу, американские педагоги проводят первые семинары. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое направление - джаз-модерн. Джазовый танец пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный, постепенно становиться особым видом танцевального искусства, и захватывает всю Европу.Эта школа завоевала многие страны мира, она позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора. Джаз танец постоянно меняется, отчасти благодаря тому. Что танцоры могут привносить свои собственные движения в танец, а также из-за того, что джаз танцуют под самую разную музыку. В настоящее время можно выделить виды джаза: классический джаз или традиционный. Это ранние формы джаз-танца, исполнявшиеся африканцами.

Афроджаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Своё название он получил по имени улицы в Нью-Йорке, на которой расположено множество театров.

К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии и тогда же начался процесс слияния основных школ современной хореографии. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Джек Коул Луиджи(Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник посвященный техники модерн-джаз танца. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу и в Западной Европе, американские педагоги проводят первые семинары.

В 70-ые годы 19 века в Америке становятся популярными стили уличных танцев таких как: локинг, брейк-данс, хип-хоп, в 90-ые годы такие стили как: фанк, крамп. В самом начале эти танцы имели стихийный характер: молодёжь, собираясь вместе, устраивала свои соревнования по танцам, называя их баттлами. Затем к батлам стали готовиться заранее, приглашая зрителей и группы поддержки. В наше время подобные соревнования проводятся уже на международном уровне в самых разных местах нашей планеты.

Локинг - технически локинг очень близок к своему прародителю хип-хопу, поэтому много элементов было позаимствовано оттуда резкие и интенсивные движения, разнообразные кидания и покачивания рук, прыжки разных видов и уровней. Локинг представляет собой синтез движения и неподвижности.

Хип – хоп - культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка в конце 1970-х. Это танцевальный стиль на основе которого построена вся современная лексика клубных танцев. Жизнерадостный и энергичный, не агрессивный танец, в основе техники которого, - «кач» тела, прыжки, сочетание мелких движений руками и ногами. Музыка выделяется ломаным, динамическим ритмом средней скорости с короткими вставками инструментов.

Брейк-данс - первая часть представляет так называемый верхний брейк , который имеет практические бесконечные возможности, ограниченные разве что только фантазией исполнителя или команды исполнителей. В ней вы можете полностью и широко раскрыть себя, импровизируя как на ходу, так и перед выступление, создавая и придумывая новые элементы и движения. Движения этого направление требуют от танцора некоторой подготовки и отличаются специфичностью исполнения и имитируют несвойственные типы движений для человека в повседневной жизни: механические с фиксацией в определенных точках, либо шарнирные, схожие с движениями заводных игрушек, также имитация роботовидных движений или движений резиновых конечностей. Вторая большая часть, именуемая брейкинг , иногда называемый нижним брейк-дансом, представляется нам, как указывалось выше активностью, энергичностью и требует приличной физической подготовки от исполнителя. Нижний брейк очень эффектно смотрится и наполнен акробатическими элементами.

Крамп - это развитие «Clowning», или стиля «Танца Клоуна». Его отличительной особенностью является мощь и сила исполнителя, направленная на освобождении танцора от негативной энергии, путем выплескивания своих эмоций со сцены. Танец Клоуна был создан в начале 90-х годов Томасом Джонсоном, или Томми Клоуном. В 1992 году Джонсон начал соединять различные местные элементы танца и создавать уникальный, универсальный стиль, который также помог ему в продолжении его собственной карьеры клоуна для детей. Танцоры крампа больше взаимодействуют друг с другом и работают с весом партнера. Такие исполнители как Missy Elliott, Chemical Brothers, Black Eyed Peas, используя в своих клипах крампинг, сделали танец известным по всему миру.

В 1972 году появляется контактная импровизация. Контактная импровизация – это танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца. Создателем школы «Контактной Импровизации» по праву считается американец Стив Пэкстон. Будучи хореографом и танцовщиком, он изучал танец модерн и классический танец, занимался гимнастикой и айкидо, а также много времени проводил над исследованием танцевальной импровизации. При контактной импровизации движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладает движение при соприкосновении двух тел, поиск взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

Хастл - парный танец, основанный на импровизации и «ведении».

В переводе с английского hustle «сутолока, толкотня». Является собирательным названием для танцев под музыку в стиле диско популярной в 1980-х, таких как диско-Фокс, диско-свинг и собственно хастл.
Является «социальным» танцем - то есть в основе своей крайне прост, танцуется на четыре счета (диско-фокс на три) практически под любую музыку, не требует долгого обучения и позволяет после небольшой практики танцевать любому желающему.

Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца. В конце 80-х начале 90-х годов с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который назван тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения - «а ля Джексон». Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

В 20 веке появляется термин «эстрадный танец» - это порождение светского искусствознания, отображает, прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие " эстрадный танец" входят и стилиза­ции народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много по­становок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким обра­зом, понятие " эстрадный танец" объединяет достаточно много направлений хорео­графического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и ин­ститутах культуры и искусства открыты отделения именно "эстрадного" танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Можно с полной уверенностью сказать, что 20-й век был для хореографии настоящим творческим прорывом и некой революцией в культуре танца.

Подводя итог, можно сказать, что современный танец – это понятие относительное, сиюминутное и каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Однако у современных танцевальных направлений достаточно разнообразных элементов, что делает их более демократичным и доступным для людей с определенными ограничениями в пластике и гибкости.

Хореографическая постановка «Верёвка» поставлена на основе направления современного танца – свободная пластика.

Свободная пластика - возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от рамок классического танца и слияние танца с жизнью. В данном стиле были сформулированы принципы, на которых основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже будто и контактная импровизация. Основоположницей свободной пластики стала Айсидора Дункан.

Одним из идейных источников свободного танца стало движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела, отрицание рамок и границ, смешение танцевальных направлений и стилей. Основатели свободного танца считали, что танцевать может и должен каждый, и что танец поможет каждому развиваться и менять свою жизнь. Свободная пластика – это всегда раскрепощение, самовыражение, «полет», это особое отношение к себе, своему телу, особый способ мыслить. Свободная пластика позволяет быть одновременно спонтанным и осознанным; дает возможность выразить себя в творчестве, почувствовать радость движения, гармонию тела с музыкой и ритмом. Свободная пластика - направление в современной хореографии. Вид сценического танца, где удивительным образом сочетаются в себе элементы джазовой хореографии, стилистика направления модерн и технику классического танца.

1.2. Источники и мотивировка выбора темы хореографической постановки «Связанные»

В основе темы сюжета хореографической постановки «Связанные», лежит короткометражный фильм «Верёвка». Краткий сюжет фильма (скорее даже, зарисовки) таков: юноша и девушка «приходят в себя» посреди улицы, они связаны верёвкой спина к спине и не могут освободиться. Девушка сопротивляется, а парень идет намеченным путем. Встречающиеся им прохожие проявляют разную реакцию на их положение: одни игнорируют, другие издеваются. Последний встретившийся развязывает их, он гладит по лицу девушку и развязывает ее. Далее девушка осознает, что произошло и понимает, что она не может быть без юноши. Юноша, когда его развязали, хотел ударить освободителя, но просто отогнал, вернулся к девушке, и они вместе стали снова связывать себя веревкой.

Собственно, этот фильм является метафорой. Веревка, как символ отношений, своего рода бессознательная, либо осознанная зависимость в отношениях со своей половиной – именно это и является главной темой этого фильма.

Схожая символика часто встречается и в кино, и в литературе, в песенном творчестве современных музыкантов, вариацией веревки могут быть наручники, цепи, оковы. Аналогичные сюжеты можно встретить и в мифологии Платона: идеальные существам с четырьмя руками, четырьмя ногами и двумя головами, которые были разделены создателем и, которые всю жизнь на земле ищут свою половинку.

Другой второстепенной темой в фильме является отношение окружающих людей к ситуации, которую они наблюдают, их реакция. Окружающие их люди получают удовлетворение от наблюдения за мучениями двух связанных между собой людей. Ими являются двое прохожих, которые высмеивают их, пытаются их изобразить, при этом у них поднимается самооценка, от того что они видят. Далее им на пути встречаются два хулигана, которые пытаются издеваться над ними, унижают их. Лишь один человек проявил сочувствие и свою помощь.

В конце фильма, что более интересно для понимания смысла, который вкладывал автор: герои шагают вместе, держа друг друга за руки, она кладет голову ему на плечо. Каждый зритель просмотревший фильм сделает свои собственные выводы: кто-то скажет, что любовь в отношениях должна идти рука об руку со свободой обоих партнеров, а кто-то поймет любовь как уже не свободу, а зависимость.

Зависимость бывает не только в отношениях, основанных на любви, но и в отношениях между родителями и детьми, в дружбе между друзьями, между людьми, вынужденными по каким-либо причинам находиться вместе. В моей постановке показывается психологическая зависимость между двумя подругами. Осознание зависимости друг от друга, когда подруги перешли определенную грань в отношениях друг с другом и у них возникла такая степень психологической близости, при которой обе или одна из двух потеряли себя и это обстоятельство начало тяготить каждую из них. Например, такое чувство может возникнуть из-за сопереживания друг другу в каких-либо трудных ситуациях. Допустим от одной из подруг ушёл муж или жених - тогда вторая подруга становится для первой "всем" - и утешительницей, и советчицей, и мамой. Утешительница при этом наслаждается своей нужностью и значимостью, она чувствует себя сильной, взрослой и мудрой - ведь её советы так нужны подруге, которая с готовностью ими пользуется.

Утешительница, забывая о себе и своих близких (муже, детях), целыми днями переживает события из жизни подруги как собственные, уже почти не отличая свою жизнь от жизни подруги. Так происходит потеря себя в отношениях подруг и возникает зависимость. Наступает момент, когда у "несчастной" подруги всё в жизни начинает налаживаться (например, появляется мужчина), она постепенно отстраняется от утешительницы - ведь в ней больше нет нужды.

И вот тут утешительница испытывает настоящие муки - она чувствует пустоту, одиночество (несмотря на наличие мужа и близких), боль и ревнует подругу к её новому избраннику, чем вызывает у подруги раздражение и нежелание общаться. Со стороны это может выглядеть комично, но на самом деле это очень болезненная ситуация, которая может заканчиваться неврозами, депрессией и потерей интереса к жизни у оставленной утешительницы. Часто к тому же бывшие подруги расстаются, перестав видеться и общаться друг с другом. И их дружбе, в которой было много хорошего и искреннего, приходит конец.

Танец - самое возвышенное, самое волнующее и самое

прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто

отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь.

(Хэвлок Эллис. «Танец жизни»)

Что такое танец? Что представляет из себя божественное искусство Терпсихоры , каковы истоки его возникновения и принципы развития ? В чём, наконец, его притягательность, не увядающее на протяжении тысячелетий? Вы никогда не задавались этими вопросами? А ведь ответы на них могут быть очень любопытны многим людям. И не только тем, кто по роду своей профессии занимается хореографией, но и историкам, искусствоведам, социологам и многим другим. В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, на ровне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

И вернемся к самому первому. Так что же, наконец, такое - танец? Чтобы ответить на этот вопрос нужно докопаться до корней, до истоков. Вот давайте засучим рукава и вместе покопаем. Но для начала нам понадобится «лопата», т.е. метод, с помощью которого мы будем классифицировать и раскладывать корешочки по полочкам. И метод этот есть. Он довольно прост - это метод логического отбора. В самом деле, давайте логически по-рассуждаем, что же могло лечь в основу возникновения искусства танца в человеческом обществе. Какими потребностями были продиктованы появления ритмических телодвижений того или иного рода. Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание. Недавно мне удалось побывать на одной из древнейших стоянок первобытного человека на территории России - Ахтышской пещере на юге Краснодарского края, где самые ранние культурные слои со следами разумной деятельности датируются 300 тыс. лет назад, т. е. относятся ещё к эпохе неандертальцев, которых затем, около 50 тыс. лет назад, сменили в пещере стоянки кроманьонцев, людей современного типа. Пробыв всего лишь полчаса в этой мрачной, неуютной и тёмной пещере с низким потолком, влажными стенами и полом, где даже в самую жаркую погоду температура не поднимается выше 10-12 градусов по Цельсию и куда запросто могли забрести хищники и заползти змеи, я очень отчетливо представил себе насколько трудна была жизнь первобытных людей. Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме , посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. «Танец. Разве он не то, что мы видим?!» вопрошает П.Валери в своём сочинении «Душа и танец». Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. По этому случаю у великого Гёте есть весьма кстати интересное высказывание: «… что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего?». Гениально! Запомним эти слова. Эту же мысль развивает в своей работе «Сочинение танца» известный балетмейстер, Народный артист СССР Ростислав Захаров: «Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего . Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях». Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека. По моему убеждению, культ не породил танец, а появился одновременно с ним. Это были самые первые внешние социальные проявления, усложняющейся внутренней психики человека на заре его развития как вида. Именно эти социальные явления, наряду с увеличением объёма головного мозга, прямохождением и членораздельной речью, явились теми решающими факторами эволюции, которые позволили человеку современного типа окончательно выделиться из дикой природы. Великий физиолог Павлов считал, что одним из главных рефлексов человека является рефлекс инициативы . Психика и стала инициатором возникновения танца , как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ. Почему так? Всё очень просто. На самых ранних стадиях дифференциации человеческого общества из общей массы родовой общины выделились две привилегированные социальные группы: военные лидеры-вожди и духовные лидеры-шаманы, знахари, колдуны. Естественно, в большинстве своём, это были умные, энергичные люди, они очень быстро поняли необходимость объединения своих усилий в деле сохранения и умножения своего особого социального статуса. Основным методом духовного воздействия на более тёмных и примитивных сородичей в то время был культ, навязывавший страх и почитание богов, духов и других высших сил. В древнейшем мире каменного века не было силы действовавшей на умы людей сильнее, чем страх перед непознанными силами природы, на который и опирался культ. Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Появление танца, как и любого психо-физического явления, имело свой механизм. Попробуем его воссоздать. Для этого нам надо будет сделать небольшой, но совершенно необходимый, экскурс в древнейшую историю, чтобы попытаться ответить на вопрос: когда зародился танец? Не вдаваясь глубоко в проблемы антропогенеза, которые выходят за рамки интересующей нас темы, скажем коротко, что, биологический вид современного человека Homo sapiens, к которому относимся и мы с вами, разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalelaensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (кроманьонцы).

Мустьерская культура, созданная неандертальцами в раннем палеолите была самой развитой из всех существовавших до появления в Европе Человека современного вида, да и сами неандертальцы были наиболее близки к нам по уровню своего умственного развития и биологического строения, а по объёму головного мозга классические неандертальцы даже превосходили современных людей. Так может это они первыми «придумали» танец ? У них впервые обнаруживаются зачатки духовной культуры. Основанием для такого вывода является появление у «мустьерцев» обычая хоронить умерших, чего не наблюдается у более ранних гоминид, не говоря уже о животном мире, а также поклонение медвежьим черепам и нижним челюстям. Однако утверждать определённо о появлении духовной культуры в мустьерскую эпоху трудно из-за отсутствия каких-либо знаков и даже изображений в этот период. То же относится и к языку неандертальцев. У них наверняка существовало звуковое общение, но какое? Последние исследования сохранившихся скелетов Homo heanderthalelaensis позволяют предположить, что они могли издавать только резкие звуки фальцетом, их гортань была менее развитой в сравнении с современными людьми. Вполне возможно, что у неандертальцев существовала достаточно сложная, в сравнении с другими биологическими видами, система звуковой коммуникации, однако эта неразвитость гортани, по-видимому, препятствовала появлению у них цельной членораздельной речи, без которой, по сути не может быть полноценной духовности в широком смысле. Для зарождения такого сложного социально-культурного процесса, как танцевальное искусство (как, впрочем и любого другого вида искусства) в обществе должен сложиться достаточно высокий уровень мышления, общения и духовности, чтобы появилась настоятельная потребность, которая и инициирует возникновение танца , как материальной, двигательной реализации этой новой потребности. Да и само строение тела неандертальцев не очень подходило для танцев. Небольшого роста, мускулистые, приземистые с короткими мощными ногами, они прочно стояли на ногах, но вот для бега, прыжков и всякого рода лёгких пластичных движений они были явно не приспособлены. Так что танцорами , судя по всему, они были неважными и появление уже танцевальной культуры, в нашем её понимании, скорее всего относится к последующей эпохе верхнего палеолита, эпохе господства Человека уже современного типа или как его часто называют - кроманьонца. Современный молекулярный анализ показывает, что неандертальцы были, вероятнее всего, боковой, родственной ветвью эволюции, а не прямыми предшественниками и прародителями Homo sapiens sapiens . Сейчас многие учёные считают, что он пришёл из Африки, где его самые ранние следы обнаруживаются около 100 тыс. лет назад. В Европе он появляется примерно около 50 тыс. лет назад и некоторое время соседствует с неандертальцами. Но, постепенно вытеснив неандертальцев и лишь в незначительной степени ассимилировав их, кроманьонцы, как более развитый вид, завоёвывают полное господство. Неандертальцы, не выдержав конкуренции, навсегда исчезают с исторической сцены. Раскопки самых ранних европейских стоянок кроманьонцев показывают, что в период их сосуществования с неандертальцами последние зачастую включались в пищевую цепочку нового Человека. Попросту говоря, кроманьонцы охотились на неандертальцев , как на диких зверей, не делая между ними большой разницы. Это подтверждают находки костей неандертальцев в кучах пищевых отбросов вблизи стоянок первых людей современного вида. Человек современного физического типа приносит с собой в историю несомненные и устойчивые признаки культурного существования: членораздельную речь, изображения, знаки, символы и т.д. Всё это даёт тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Таким образом, «авторское право» на «изобретение» танца мы безоговорочно отдаём «Человеку разумному разумному». И произошло это событие скорее всего в эпоху верхнего палеолита, одновременно с зарождением первых культовых верований и изобразительного искусства. Всё это произошло так давно, а археологических и иных исходных материалов так мало, что утверждать что-либо наверняка невозможно, но по логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Мадленским периодом датируются наиболее известные и совершенные пещерные галереи: Ласко, Альтамира, Монтеспан. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Стоп!!! Итак - на древнейших рисунках, которые являются по сути своей самыми ранними историческими источниками, показано подражание животным или духам природы! Но что это такое? Попробуйте без слов изобразить какое-либо животное или явление природы, как в известной детской игре, когда одни изображают что-то, а другие должны угадать что это такое. Как вы будете подражать? Подражать можно лишь звуками, мимикой и телодвижениями, а что это как не самый ранний танец по своей сути! Косвенным подтверждением того, что танец зародился в эпоху Мадлена, является и тот факт, что примерно к этому периоду относятся и появление у людей первых музыкальных инструментов: например флейта из рога северного оленя из стоянки Молодова и молоток тоже из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта из Мезинской стоянки. А следовательно можно говорить и о начале музыкального пласта первобытного искусства. Мы уже упоминали о тесном переплетении всех жанров доисторического искусства. Исходя из этого, можно с большой степенью вероятности утверждать, что музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, мимики, возгласов, т.е. по сути - от танцев.

Итак, мы ответили на первый из поставленных вопросов: когда могла возникнуть самая ранняя танцевальная культура? В Мадленскую эпоху позднего палеолита примерно 15 - 10 тыс. лет назад. К сожалению, танец не оставляет после себя столь объективного и долговечного материального памятника, поддающегося точной датировке, как живопись или архитектура, но вряд ли это могло произойти намного раньше - человеческое общество было ещё просто не готово. Теперь пойдём дальше и попытаемся ответить на следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. А зачем мы это делаем? Да мы просто себя после этого гораздо лучше чувствуем! Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Мы способны запоминать понравившиеся нам телодвижения, после которых мы чувствуем себя лучше и бодрее, и можем воспроизвести их. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Вот где собака зарыта! Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. А один из главных законов Матери-природы это закон вечного движения и изменения. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

У вас бывали случаи, когда вы после напряженного рабочего дня «набегавшись» и «намаявшись» попадали вдруг на классную дискотеку да ещё в хорошей компании?! И наплясавшись и повеселившись там от души - как вы после этого себя чувствовали. Наверняка у вас было ощущение радости, удовольствия и, что самое главное - душевного подъёма, хотя физически вы может быть и уставали. Но психически - вы получали такой энергетический импульс, который наполнял вас новыми силами и делал оправданными энергозатраты на его приобретение. Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. И баланс этот человек искал чисто эмпирически, путём проб и ошибок. Что интересно, так это то, что процесс этот продолжается и до сих пор! Думаю, вы не раз наблюдали как человек, заслышав понравившуюся ему ритмичную, задорную музыку, начинал непроизвольно раскачиваться, притоптывать и подёргиваться в такт этой музыке. Вот так же и древние люди, «творили» почти на бессознательном уровне, пока рано или поздно, не складывался у них определённый «комплекс» ритмических телодвижений - ! Они, конечно, мало чем напоминали танцы современные , но у них и задачи были другие. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры. Она была неразрывно связана с появлением магии и ранних форм религии, а также музыкальной и изобразительной культурой. Все эти явления появились, на мой взгляд, практически одновременно и существовали, по-началу, как единый комплекс психической активности человека, направленной на познание окружающего мира и самого себя. Кроме всего, музыка и танец способны оказывать на человеческий организм не только физиологическое, но и мощное эмоциональное воздействие. Прослушивание хорошей музыки и ритмическая двигательная подзарядка вызывает в организме дополнительное выделение гормонов радости и удовольствия - эндорфинов, которые стимулируют всю нервную систему. Знаю это по своему личному опыту. Именно поэтому многие люди любят танцевать. В процессе слияния музыки и движения тела они получают большое удовольствие. В этом кроется ещё одна косвенная причина возникновения танцевальной культуры. Людям нравилось танцевать . Они получали от этого удовольствие! А если вам что-то нравится, от чего-то вы получаете удовольствие, то вы всегда найдёте для этого время и возможности.

Итак, вовсе не потребности ранних религиозных обрядов стали инициатором возникновения танцевального искусства , этим инициатором была сама психика древнего человека, его потребность в периодической ритмической подзарядке и нарастающая потребность в познании мира, самовыражении и получении удовольствия. А представители культа, люди, как правило, наиболее умные и развитые для своего времени, быстро заметили какое психическое и эмоциональное влияние оказывает музыка и танец на человека и стали использовать его как средство усиления своего воздействия на умы и сердца соплеменников во время свершения обрядов. Тем более, что первые танцы , скорее всего, были групповыми , а толпа обладает эффектом резонанса, многократно усиливая степень воздействия на каждого отдельно взятого участника обряда. Почему я так думаю? Так называемый в просторечии «стадный эффект», думается всем знаком. Масса оказывает огромное влияние на отдельного индивида, подчиняя себе его индивидуальную волю и вовлекая его в свой процесс. Сопротивляться этому влиянию в первобытном обществе было невозможно и бессмысленно, отдельная личность не могла выжить в суровом мире в одиночку, без своей общины. Поэтому всем, в конечном итоге, приходилось принимать общие правила игры, устанавливали которые, как правило, наиболее умные и авторитетные люди - вожди и жрецы. Участвуя в общегрупповых праздниках, обрядовых плясках и ритуалах, в которые вовлекались практически все члены общины, человек чувствовал себя частью общего большого целого, ощущал себя защищённым, энергетически и эмоционально подзаряжался от него. Именно групповые танцы и пляски наиболее отвечали тем необходимым требованиям, которые усложняющаяся социальная жизнь первоначально предъявляла к нарождающемуся танцевальному искусству .

Вице-президент Волгоградской Федерации Современного Танца (ВФСТ),

старший преподаватель отделения хореографии института художественного образования ВГПУ;

руководитель ЦТС "Динамо-Волгоград"

Черников Константин Петрович

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...