Кем были в реальности мушкетёры из романа Дюма. Главные герои, «Три мушкетера»: характеристика персонажей Атос - идеальный дворянин

В одном из главных сериалов приключенческой литературы у основных героев нет личных имен - только фамилии или псевдонимы. Причин, наверное, нескольно. С одной стороны, фон исторический, и в него трудно вписывать выдуманных персонажей. С другой стороны, литературная игра всегда нравится читателю.

Но отсутствие имен привело к неожиданным проблемам. Оно тормозило развитие авторского мира за пределами книг. Поясню на примере.

По вашему мнению, как к д"Артаньяну обращалась Констанция? А его папа, в начале первого романа? Наш родной телесериал отвечает на эти вопросы «д"Артаньян» и «сын мой», но это же не решение! Обращались-то они по имени, данному гасконцу в детстве.


Эту проблему почувстовал и сам Дюма. Ни в одном из романов не назвав графа де ля Фер по имени, он присваивает ему личное имя в пьесе «по мотивам».

Интересно, что в самих романах из четырех мушкетеров названо имя только одного. По-моему, в «20 лет спустя» к Арамису обращается любимая барышня, и зовет она его, естественно, вовсе не прозвищем «Арамис».

Имя Портоса остается неизвестным. Значит, у дюмаведов еще остаются загадки для разгадывания. Уверен, что Дюма знал, как зовут Портоса!

Наконец, с именем д"Артаньяна все просто: оно присутствовало в рукописи в самых первых главах «Трех мушкетеров», но Дюма изъял его оттуда по требованию издателя журнала («Мушкетеры» выходили по частям в журнальных публикациях)! Почему издателю не понравилось имя «Натаниэль»? У меня есть собственная версия.

Дело в том, что точно так же звали другого популярнейшего приключенческого персонажа, который появился на страницах книг на 20 лет раньше д"Артаньяна. Это Следопыт, он же Зверобой, он же Кожаный Чулок, он же Соколиный Глаз - Натаниэль Бампо, пионер куперовских прерий. Таким образом, у Кожаного Чулка был приоритет в имени «Натаниэль».

В общем, наших мушкетеров по состоянию на 20 лет спустя на самом деле звали:
капитан Натаниэль д"Артаньян
граф Оливье де ля Фер
барон ??? дю Валлон де Брасье де Пьерфон
епископ Рене д"Эрблэ

Мне могут заметить, что в их 16 веке личные имена значили не то, что теперь, и этих имен у них мог быть с десяток (все равно, было одно основное для бытового использования), и вообще - какая разница, как звали мушкетеров?

Я повторюсь: читатель любит литературные игры, любит загадки. Вспомните об этом, когда соберетесь в своем произведении назвать героя Джеком или Валерой.

(Из комментов выяснил, что необходимо пояснение. Речь идет об именах литературных персонажей , а не об именах реальных исторических лиц, которые якобы послужили прототипами для мушкетеров. С моей точки зрения, прототип был только у д"Артаньяна.)



План:

    Введение
  • 1 Сюжет
  • 2 История создания
    • 2.1 Литературные источники
    • 2.2 Прототипы главных героев
  • 3 Интересные факты
  • 4 Персонажи
    • 4.1 Главные герои
      • 4.1.1 Реальные исторические личности
      • 4.1.2 Вымышленные персонажи
  • 5 Экранизации
  • Примечания

Введение

«Три мушкетёра» (фр. Les trois mousquetaires ) - роман Александра Дюма-отца, написанный в 1844 году. Книга посвящена приключениям молодого человека по имени д"Артаньян, покинувшего дом, чтобы стать мушкетёром, и трёх его друзей-мушкетёров Атоса, Портоса и Арамиса.

История д"Артаньяна продолжается в двух других романах трилогии: «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».


1. Сюжет

История, рассказанная Дюма, посвящена приключениям д’Артаньяна и его друзей в период между 1625 и 1628 годами.

Молодой небогатый гасконский дворянин д’Артаньян покинул дом и отправился в Париж, надеясь на место в полку мушкетёров. По дороге, в Менге, он ввязался в драку с графом Рошфором, приближённым кардинала Ришельё, и тот похитил его рекомендательное письмо. По существовавшим правилам капитан королевских мушкетеров де Тревиль не мог дать д’Артаньяну места в своем полку до того, как он проявит свою доблесть или не прослужит в другом виде войска двух лет, и направил его в гвардейский полк Дезессара.

По нелепой случайности в тот же день д’Артаньян обидел сразу троих опытных мушкетёров - Атоса, Портоса и Арамиса - и получил от всех троих вызовы на дуэль. Но дуэль была прервана появлением гвардейцев кардинала, которые хотели арестовать четвёрку за нарушение указа о запрете дуэлей. Д’Артаньян и три мушкетера победили превосходящего противника и стали друзьями. Кардинал Ришельё пожаловался на выходки мушкетёров королю, тот пожурил де Тревиля, но втайне гордился тем, что ему служат такие люди.

Д’Артаньян нанял слугу по имени Планше и остановился у бакалейщика Бонасьё и его жены Констанции, в которую вскоре влюбился. Констанция служила во дворце в услужении у королевы Анны Австрийской. Королева подарила безнадёжно влюблённому в неё английскому министру лорду Бэкингему дюжину своих алмазных подвесков, два из которых были похищены миледи. Кардинал решил скомпрометировать королеву: он уговорил короля устроить бал и предложить Анне появиться на нём в подвесках. По просьбе Констанции, д’Артаньян и три мушкетёра отправились в Лондон, чтобы спасти честь королевы. По дороге троих мушкетёров вывели из строя ловушки, подстроенные кардиналом, а д’Артаньян, сразившись по дороге в Англию с посланником кардинала, графом де Вардом, добрался до Бэкингема и получил от него подвески. Королева появилась на балу в подвесках, кардинал посрамлён.

Однажды, заметив несдержанный разговор между прелестной девушкой и англичанином, Д"Артаньян вызывает последнего на дуэль. На дуэли мушкетёры победили англичан, лорд Винтер, которому д’Артаньян пощадил жизнь, познакомил его с девушкой, которая оказалась женой покойного старшего брата лорда - леди Кларик. Д’Артаньян воспылал к ней страстью, но от её служанки узнал, что миледи любит графа де Варда. Подменив письма д’Артаньян вызывает у миледи ненависть к якобы отвергнувшему её де Варду. Она решает покончить с де Вардом руками д"Артаньяна и проводит с ним ночь. Потрясённый д"Артаньян замечает у неё на плече клеймо и вспоминает рассказ о жене Атоса.

Король начал осаду мятежной крепости Ла-Рошель, оплота гугенотов. Три мушкетёра и д’Артаньян, который теперь тоже стал мушкетёром, проявляют на войне чудеса удали и героизма. Кардинал же задумал убийство Бэкингема и с этой целью послал в Лондон своего агента - миледи. В этой роковой женщине Атос узнал свою бывшую жену, графиню де Ла Фер, ныне известную соблазнительницу и отравительницу. Мушкетёры предупредили лорда Винтера об опасности, так что миледи была арестована, едва ступив на землю Англии. Но затем миледи удалось обмануть капитана Фельтона, воспитанника и подчинённого лорда Винтера, так что тот выпустил её и заколол Бэкингема.

Миледи вернулась во Францию и скрылась в монастыре кармелиток. Как оказалось, в этом же монастыре скрывалась возлюбленная д’Артаньяна, Констанция. Миледи вошла к ней в доверие и попыталась похитить. Когда к монастырю приблизилась четвёрка мушкетёров, миледи пришлось отравить её, лелея в душе ещё большую месть. Девушка умерла на руках у д’Артаньяна. Мушкетёры решили покончить со злодейкой. Они выследили ее, схватили и самостоятельно приговорили к казни. Лилльский палач, жизнь брата которого тоже погубила миледи, привёл приговор в исполнение.

Мушкетёры ожидали сурового наказания за свои поступки. Но Ришельё, втайне опасавшийся своей компаньонки, оценил потенциал д’Артаньяна и в знак примирения подарил ему патент на чин лейтенанта мушкетёров. Сразу же по окончании кампании Портос женился на богатой вдове, а Арамис стал аббатом. Атос прослужил под началом д’Артаньяна ещё десять лет и вышел в отставку, получив наследство.


2. История создания

«Три мушкетёра» изначально публиковались по главам в журнале Le Siècle с марта по июль 1844. Это традиционный роман с продолжением, роман-фельетон: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения.

Поскольку Дюма платили в газете построчно, он изобрел Гримо - слугу Атоса, который изъяснялся исключительно односложно. Таким образом, строчка, на которой стояло одно слово «да» или «нет», оплачивалась точно так же, как и полная мыслей. К моменту написания «Двадцать лет спустя» издатели решили все же платить Дюма пословно, и Гримо сразу стал чуть более разговорчивым .

Первоначально в рукописи стояло имя д’Артаньяна - Натаниэль. Оно не понравилось издателям и было вычеркнуто.

Дюма, постоянно использовавший труд литературных негров, работал над «Тремя мушкетерами» вместе с Огюстом Маке (1813-1886). Этот же автор помогал ему при создании «Графа Монте-Кристо», «Черного тюльпана», «Ожерелья королевы». Позже Маке подал в суд и потребовал признания 18 романов, написанных им в соавторстве с Дюма, как его собственных произведений. Но суд признал, что его работа была не более чем подготовительной.


2.1. Литературные источники

Монета НБРБ

В предисловии к книге Дюма писал, что основой романа послужили некие мемуары, найденные во Французской национальной библиотеке. Позднее выяснилось, что этим источником вдохновения были «Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетёров» (Mémoires de Monsieur d’Artagnan, capitaine lieutenant de la première compagnie des Mousquetaires du Roi ). Правда, написана книга была совсем не д’Артаньяном, а сочинена писателем по имени Гасьен де Куртиль де Сандра (Courtilz de Sandraz ), опубликовавшим её в Кёльне (1700) через 27 лет после смерти мушкетёра. Эту книгу Дюма взял в Марсельской муниципальной библиотеке… и забыл ее вернуть, о чем свидетельствуют многочисленные письма с рекламациями, адресованные библиотекой и оставшиеся без ответа.

История с подвесками: В «Мемуарах» Ларошфуко (1662, полное издание 1817) упоминается о том, как графиня Люси Карлайл (дочь графа Генри Нортумберлендского) на балу срезала алмазные подвески у герцога Бэкингема. Также использовался Редерер «Политические и галантные интриги французского двора». Похищение Констанции взято из «Мемуаров» господина де Ла Порта, камердинера Анны Австрийской.

«Воспоминания», о которых Дюма говорит в предисловии, будто он просто опубликовал их в виде книги, по его словам, написаны графом де ла Фер. То есть, если говорить языком литературоведов, именно Атос является рассказчиком в «Трех мушкетерах».


2.2. Прототипы главных героев

Образ д’Артаньяна создан Дюма на основе реально существовавшего человека:

  • Шарль де Батц-Кастельмор, граф д"Артаньян (фр. Charles de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan, 1613-1673) - гасконец и мушкетёр, так же погибший при осаде Маастрихта, как и книжный герой. Но он жил не в эпоху Ришельё, а при Мазарини (в 1626 ему было не 18 лет, а только 13), маршалом не был и носил титул графа, тогда как персонаж менее знатен, хотя и стал маршалом. Настоящий д’Артаньян стал мушкетёром в 1644, был доверенным человеком Мазарини во время Фронды, участвовал в аресте Фуке, погиб в битве при Маастрихте в 1673 году.

Арамис (иллюстрация)

Прозвища-псевдонимы трех мушкетёров были образованы Дюма из имен реально существовавших личностей:

  • Арман де Силлег д’Атоз д’Отвьель (фр. Armand de Sillègue d"Athos d"Autevielle, 1615-1643) - умер от раны, полученной на дуэли, еще до того, как граф д’Артаньян был зачислен в мушкетёры.
  • Исаак де Порто (фр. Isaac de Portau, 1617-1712) - стал мушкетёром в 1643 г.
  • Анри д’Арамитц (фр. Henri d"Aramitz, 1615-?) - дворянин, светский аббат в сенешальстве Олорон, зачисленный в 1640 г. в мушкетёрскую роту, которой командовал его дядя. В конце жизни он удалился в свои владения вместе с женой и четырьмя детьми.
  • Миледи - ее прототипом считается графиня Люси Карлайл , брошенная любовница Бэкингема, из ревности ставшая агентом Ришельё.
  • Рошфор - использован образ человека, фигурировавшего в «Воспоминаниях д’Артаньяна» под фамилией Роне , или Росне, (Rosnai), а также книга «Memoires de MLCDR » (Monsieur le comte de Rochefort ), мемуары Анри Луи де Алуаньи, маркиза де Рошфора (ошибка в имени: его звали Шарль-Сезар (Шарль-Сезар де Рошфор де Сен-Пуант, 1615-1687 гг.), и графом он стал лишь после смерти отца в 1663 г.), также, вероятно, поддельные, написанные тем же де Куртилем, который специализировался на подобной литературе в конце XVII в.

3. Интересные факты

Герцог Ришельё на осаде Ла-Рошели

  • Повествование романа начинается с апреля 1625 года, осада Ла-Рошели происходила в 1627 году. В этот период настоящему д’Артаньяну было неполных 12 лет, а Портосу - 10 . Чтобы ввести эти события в повествование, Дюма «состарил» своих персонажей.

4. Персонажи

4.1. Главные герои

Портрет герцога Бекингема (Рубенс)

  • Д’Артаньян (господин Д’Артаньян-сын)
  • Атос (граф де Ла Фер)
  • Портос (барон дю Валлон)
  • Арамис (шевалье д"Эрбле)

4.1.1. Реальные исторические личности

  • кардинал Ришельё
  • король Людовик Справедливый
  • королева Анна Австрийская
  • герцог Бекингем
  • Де Тревиль
  • Ла Порт
  • герцогиня де Шеврёз
  • Джон Фельтон
  • король Карл I

4.1.2. Вымышленные персонажи

  • Миледи . Она же Анна де Бейль, она же леди Кларик, она же баронесса Шеффилд, она же Шарлотта Баксон, она же графиня де Ла Фер, она же графиня Винтер. Шпионка кардинала.
  • граф Рошфор . Преданный советник кардинала. (Прим. см. ниже)
  • Констанция Бонасьё . Жена галантерейщика Бонасьё и любовница д"Артаньяна. Отравлена миледи в монастыре кармелиток. (В книге по имени "Констанция" называется редко; её имя стало чаще упоминаемым в экранизациях (в частности, в советской 1978-го года)).
  • Планше . Слуга д"Артаньяна.
  • Гримо . Слуга Атоса.
  • Базен . Слуга Арамиса.
  • Мушкетон . Лакей Портоса.
  • Кэтти . Девушка, соблазнённая д"Артаньяном. Служанка миледи.

5. Экранизации

По мотивам книги было снято множество фильмов. Знатоки кино [кто? ] выделяют несколько экранизаций «Трех мушкетеров»:

  • франко-итальянский режиссера Бернара Бордери (1961)
  • серия англо-американских фильмов режиссёра Ричарда Лестера (1973-1974), с Майклом Йорком в роли д’Артаньяна.
  • советский музыкальный телесериал (1979) с Михаилом Боярским.

Обнаруживаешь, что его основные главные герои - три мушкетера, конечно, но не только. Невозможно пропустить кардинала Ришелье и не считать героиней леди Винтер. По этому роману снято множество фильмов. Вот постер последнего. На нем главные герои - три мушкетера (фотография показывает их с неизменными противниками).

Три друга на службе короля

Атос, Арамис и Портос появляются далеко не на первых страницах романа. С нами их знакомит прибывший в Париж искать службы у господина де Тревиля ДʹАртаньян. Они сразу проявляют свои основные черты: Атос - благородство, Арамис - хитроумие и склонность к интригам, Портос - простодушие и тщеславие. Таковы главные герои - три мушкетера и их характеры, которые останутся неизменными на станицах романа.

Юный ДʹАртаньян

Горячий нрав молодого человека всякий раз заставляет его вынимать шпагу из ножен. На первых же страницах он хочет вступить в бой с неизвестным ему аристократом: тому не понравился старый конь главного героя.

Попав в Париж, ДʹАртаньян неуклюже толкнул Атоса и получил приглашение на дуэль. Незамедлительно он делает новую оплошность: показывает всем изящный дамский платочек с инициалами, который принадлежит Арамису. Дуэль с невежей неизбежна. На лестнице он запутался в плаще господина Портоса, и все увидели, что блестящая перевязь, которой все мушкетеры были восхищены, на самом деле сделана изнутри из грубой кожи. Такое оскорбление Портос не может терпеть и вызывает провинциала на дуэль. Так познакомились ДʹАртаньян и главные герои - три мушкетера. Дуэль начаться фактически не успела и переросла в схватку с ДʹАртаньян проявил немалую ловкость и помог каждому мушкетеру, чем заслужил их доверие и дружбу.

ДʹАртаньян и три его друга

Теперь молодой человек проводил все время со своими новыми друзьями, которыми не успевал восхищаться.

ДʹАртаньян благодаря мадам Бонасье получает возможность оказать услугу королеве. Умный, бесстрашный и хитрый, он сумел добраться до Англии, когда сопровождавшие его друзья были вынуждены задержаться во Франции. ДʹАртаньян вернулся в Лувр в последний момент, и королева была спасена. После этого дела он получил себе смертельного врага - леди Винтер. Она будет ему беспощадно мстить, но не сможет добиться свой цели: уничтожить ДʹАртаньяна. Все ее ловушки наш герой вместе со своими друзьями благополучно минует и останется жив. По мере развития действий в романе обостряются его удачливость, благородство и везение. Он слегка корыстен, немного хвастлив и даже лукав. Но эти земные черты придают ему массу обаяния.

Атос - идеальный дворянин

Атос, Портос и Арамис - главные герои, три мушкетера. В их мире на первом месте стоит честь, которой они никогда не поступаются. Атос - олицетворение благородства и порядочности.

Он немногословен, щепетилен, полон чувства собственного достоинства и роковых тайн, которые любопытному ДʹАртаньяну хочется узнать. За ним скрывается романтическая история. Некогда был женат на прекрасной простолюдинке. Но она оказалась воровкой, которую заклеймил палач. Сумев выжить после того как граф ее уничтожил, она вышла замуж за лорда Винтера. Он вскоре после брака с ней скончался. Богатая, красивая, изворотливая и необыкновенно ловкая, она преследует ДʹАртаньяна. Главные герои, три мушкетера, просто ей постоянно мешают, и она желает при помощи своего покровителя кардинала Ришелье заодно уничтожить всех четверых друзей. Атос, самый трагичный из всех персонажей, который свое горе топит в кубке вина, разгадывает тайну миледи. Благодаря его твердости она будет осуждена и казнена. Так главные герои, три мушкетера и их друг, справятся со злом и двуличием, которое воплощала миледи.

Портос и Арамис

Так же как и Атос, они за вымышленными именами прячут свое высокое происхождение и романтические истории. Арамис (шевалье дʹЭрбле), благородный дворянин, тяготится службой и мечтает стать аббатом. Меланхоличный и грустный, кроткий и отважный, он женственно красив. Арамис не лишен сердечной привязанности. Когда он долго не получает весточек от своей подруги, мадам де Шеврез, сосланной в далекий Тур, то он все чаще обращается к богословию. Портос (господи дю Валлон) - человек-богатырь, хвастливый, добрый и самый недалекий из друзей. Все главные герои «Три мушкетера» Дюма - люди чести, благородства и порядочности.

Другой мир

Три мушкетера противостоят миру где любое злодеяние или гнусность могут быть прощены, если они сделаны на благо Франции. Главные герои «Три мушкетера» Дюма - зловещий кардинал Ришелье, который всем расставляет ловушки, и его приспешница миледи, которая с большой охотой выполняет самые сложные задания своего покровителя, вызывает у могущественного кардинала чувство опасения.

Кардинал умеет, и этим он отличается от миледи, дать оценку прямоте и чести мушкетеров. Он сожалеет, что они служат королю, а не ему. У него есть и глубокий ум, и сила духа. Они служат государственным интересам.

После окончания всех приключений Портос женится на богатой вдове Кокнар, Арамис станет аббатом. ДʹАртаньян и Атос остаются на службе. Потом граф, получив наследство, выходит в отставку.

Роман «Три мушкетера» имеет два продолжения. Сначала мы видим героев через 20 лет, затем через - 10. И это уже совсем другие истории.

Опубликовал в газете «Ле Сьекль» роман «Три мушкетера» . С тех пор он переиздавался сотни раз, снискал заслуженную славу и вошел в золотой фонд мировой литературы. При этом подавляющее большинство почитателей романа искренне уверены, что все герои Дюма - полностью вымышленные персонажи. Это не так! Каждый из четырех мушкетеров существовал на самом деле.

БЛАГОРОДНЫЙ АТОС

Любопытный вопрос: почему сюжет каждой из трех книг о похождениях мушкетеров закручивается именно вокруг Атоса, а вовсе не д‘Артаньяна? Первая из них посвящена борьбе мушкетеров с бывшей женой Атоса - леди Винтер. Во второй книге Атос выступает одним из вдохновителей государственного заговора , а третья книга и вовсе посвящена его сыну - виконту де Бражелону...

О реальной жизни Армана де Силлег д‘Атос д‘Отвьелль известно немного. Он прожил короткую жизнь, не оставив абсолютно никаких воспоминаний. Известно лишь, что Арман де Силлег действительно служил в королевском мушкетерском полку, куда попал... по блату! Ведь его троюродным дядей был не кто-нибудь, а сам де Тревиль, командир роты королевских мушкетеров.

Правда, в реальной жизни де Тревиля звали Жан-Арман дю Пейре, граф Тревиль. Лишь благодаря его протекции Арман в достаточно зрелом возрасте, 26 лет от роду, удостоился звания королевского мушкетера, но прославиться на этом поприще он не успел: спустя три года был убит на дуэли. Возможно, именно из-за отсутствия каких-либо сведений об этом человеке Александр Дюма и выстроил сюжет трилогии вокруг придуманной им судьбы Атоса.

УПИТАННЫЙ ПОРТОС

Вкусная еда, куча маленьких ребятишек, дом – полная чаша... Среди друзей-мушке-теров Портос, наверное, самая нелепая, даже случайная фигура. У этого человека никогда не было желания сделать военную карьеру или прославиться...

В качестве прототипа Пор-тоса Александр Дюма описал мушкетера Исаака де Порто, прожившего удивительно длинную жизнь и скончавшегося лишь на 96-м году жизни! Даже для нашего времени столь почтенный возраст заслуживает большого уважения! Сложно сказать, был ли реальный Портос любителем вкусно поесть, но то, что Дюма не на пустом месте шутил над его гастрономическими пристрастиями, это факт.

Оказывается, дед мушкетера служил распорядителем обедов при Наваррском дворе, что в те годы приравнивалось к офицеру кухни. Отец Исаака де Порто стал крупным нотариусом, а потом переквалифицировался в землевладельца. Кстати, и наш герой после недолгой карьеры мушкетера с удовольствием продолжил дело отца, в несколько раз увеличив доставшиеся ему по наследству владения.

ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ АРАМИС

В отличие от своих друзей, литературный Арамис сделал великолепную карьеру, став к концу трилогии генералом иезуитского ордена. Прототип Арамиса оказался не менее значимой фигурой в реальном монашеском ордене иезуитов. Сегодня его имя носит аббатство Арамиц, расположенное в долине Барету. В 1581 году, примерно за 40 лет до рождения нашего прототипа, граф Гастон пожаловал аббатство одному из его предков - Жану д‘Арамицу.

А самое удивительное то, что реальный Арамис, как и реальный Атос, оказался прямым родственником капитана королевских мушкетеров де Тревиля - он приходился ему двоюродным братом. Умер Арамис в возрасте 54 лет от неизвестной болезни .

Д‘АРТАНЬЯН – ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА

Лучше всего исторические хроники сохранили для нас историю жизни главного героя книги, сделавшего фантастическую военную карьеру, ставшего маршалом Франции.

Настоящее имя д‘Артаньяна - Шарль Ожье де Бац де Кастельмор граф д‘Артаньян. Приключения литературного и реального д‘Артаньянов во многом совпадают. Родился он в 1611 году в замке своих родителей - Кастельморе. Правда, настоящим дворянином он никогда не был. Александр Дюма в своих книгах промолчал о том, что дворянский титул дед д‘Артаньяна попросту присвоил после удачной женитьбы и покупки Кастельморского замка.

Сегодня любой желающий может свободно полюбоваться двухэтажным каменным домом, который в прошлом гордо именовался замком. Именно здесь появился на свет прототип самого известного героя Александра Дюма. В наши дни родовой замок д‘Артаньянов находится на границе графств Арманьяк и Фезансак на возвышенности между реками Дуз и Желиз.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Париж впервые увидел д‘Артаньяна в 30-х годах XVII века, причем правивший тогда Людовик XIII лично пожелал, чтобы кадет гвардии Шарль де Бац выступал под фамилией своей матери д‘Артаньян, чей дед в свое время оказал королю немало важных услуг. Об этом странном желании сохранились письменные упоминания в бумагах короля.

В роту королевских мушкетеров, о которой так мечтал литературный прототип д‘Артаньяна, он попал в 1632 году, как и его друзья, по блату, исключительно благодаря дружбе его родителей с капитаном роты королевских мушкетеров. Дальше выяснилась и вовсе прелюбопытная вещь. Как известно из первого романа, д‘Артаньян активно выступал на стороне королевы, строившей политические и любовные интриги против кардинала Ришелье.

В реальной биографии д‘Артаньяна об этом нет ни слова, зато оказалось, что его карьера действительно пошла в гору только после прихода к власти кардинала Мазарини. Даже после того, как рота королевских мушкетеров в 1646 году временно была распущена, д‘Артаньян продолжил службу под руководством кардинала. Причем прочное положение при дворе он снискал вовсе не своими военными подвигами, а исключительно выступая в роли исполнителя тайных, иногда весьма щекотливых поручений кардинала Мазарини или Людовика XIV.

Фактически во время правления этих людей д‘Артаньян обладал той полнотой власти, что приписывалась литературной леди Винтер - он мог творить все, что угодно от имени кардинала, но не Ришелье, а Мазарини. В 1658 году д‘Артаньяна произвели в звание второго лейтенанта (заместителя командира роты) королевских мушкетеров.

ВЗЛЕТ

Вскоре волею судьбы д‘Артаньян оказался замешан в противостоянии министра финансов при дворе Людовика XIV Николя Фуке и кардинала Мазарини. Высокопоставленный чиновник оказался недоволен сосредоточением финансовой и личной власти в руках кардинала и мечтал занять его место в качестве первого советника короля. Но не тут-то было. Как-то раз Людовику XIV «случайно» донесли, что Николя Фуке организовал в своем замке новоселье, роскошное настолько, что каждому из многочисленных гостей была преподнесена лошадь. Неслыханная щедрость по меркам тех лет!

Мало того, на своем гербе неосторожный финансист разместил надпись: «Каких высот не достигну?», откровенно намекая, что своим богатством сможет легко обойти самого короля. Людовик XIV не вынес наглости и отдал приказ д‘Артаньяну и его мушкетерам арестовать Фуке. Гасконец поначалу не поверил королю и потребовал от него письменного приказа.

Лишь после получения требуемой бумаги он с группой мушкетеров произвел арест. Операция сопровождалась погоней по всему Парижу за каретой пытавшегося скрыться министра финансов. Затем на протяжении пяти лет д‘Артаньян и его мушкетеры выполняли не свойственную им функцию тюремщиков, охраняя Фуке в Бастилии – до окончания суда, приговорившего строптивого министра к пожизненному заключению.

С тех пор д‘Артаньян стал доверенным лицом короля, самовольно добавив к своему имени титул графа. В1667 году д‘Артаньян получил звание капитан-лейтенанта – командира королевских мушкетеров. Под его началом рота вернула себе былую славу, затмив по популярности времена самого де Тревиля.

Под командованием д‘Артаньяна стремились служить не только дворяне Франции, но и многочисленные аристократы, приехавшие в страну из-за рубежа. Во время Франко-голландской войны в 1672 году д‘Артаньян получил звание полевого маршала Франции, соответствующее генерал-майору.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ

Погиб великий гасконец во время осады Маастрихта летом 1673 года. Во время глупой и безрассудной атаки на открытой местности шальная пуля сразила маршала Франции наповал. Его гибель настолько поразила весь двор, что Людовик XIV произнес: «Почил единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому».

В письме к королеве он писал: «Мадам, я потерял д‘Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Похоронен д‘Артаньян в церкви Святых Петра и Павла на окраине голландского городка Маастрихт. В доме, где реальный д‘Артаньян прожил большую часть своей жизни (на углу Бак и набережной Вольтера, около королевского моста с видом на Лувр), власти разместили мемориальную доску.

Кстати, в отличие от персонажа Дюма, реальный д‘Артаньян имел полноценную семью. Его жена происходила из знатного рода барона де Сен-Круа, а крестным у их детей был сам король.

Дмитрий СИВИЦКИЙ

ВОКРУГ СВЕТА. Франция - история реального Д‘Артаньяна

Песни из советского фильма «Д‘Артаньян и три мушкетёра»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...