Монашеские ордены. Монашеские ордена Средневековья

Важные позиции занимает , организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов , деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино , в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель - Бертольд Калабрийский , глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения — у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток , а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. -Cartusia ). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства — производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito ). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в , поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия . С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев , распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть . Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними» (лат. -domini canes ). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям — капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis ) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии — Тевтонский орден — по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат.SocietasJesu — «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель — испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

В монашеских орденах, возникших в раннесредневековой Франции, сильно развилось аскетическое направление. Увлечение крестовыми походами имело своей родиной Францию и укоренилось там глубже, чем в других странах. Другим проявлением того же энтузиазма были новые монашеские ордена, возникшие у французов взамен клюнийской конгрегации , аскетизм которой охладел. Их уставы были суровее клюнийского, превосходившего своей суровостью бенедиктинский устав. Число монастырей во Франции росло; многие из них были основываемы людьми, которые считали недостаточным требовать строгого исполнения суровых клюнийских правил, хотели умерщвлять плоть более тяжкими истязаниями, подобно отшельникам камальдольского и валомброзского монастырей, построенных в Апеннинских горах.

Орден картезианцев

Бруно, уроженец Кёльна, бывший начальником реймсской кафедральной школы, удалился из Реймса, по негодованию на порочную жизнь архиепископа; по совету епископа гренобльского он основал монастырь близ Гренобля в диком ущелье между высоких гор. Ущелье это называлось Шартрёзой (по-латыни – Cartusia); название ущелья сделалось названием монастыря. Монастыри, принимавшие устав, данный Бруно шартрёзскому аббатству, стали называться шартрёзскими или, в латинской форме слова, картезианскими (картузианскими). Орден картезианцев и Шартрёз были основан в 1084 году. У Бруно было тогда тринадцать товарищей отшельничества. Через шесть лет после того, он поехал в Рим по вызову Урбана II , бывшего его учеником, но оставаться среди мирского шума было ему тяжело. Он отказался от предложенного ему сана епископа Реджо, удалился в пустынную местность Калабрийских гор, близ Сквиллаче, основал там монастырь с уставом ордена картезианцев, там и умер (в 1101 году).

Шартрезский монастырь - место основания ордена картезианцев

Через тридцать три года после его смерти введенные им в Шартрёзе правила были записаны и пополнены. По уставу картезианского ордена, монахи жили не в одиноких отшельнических хижинах, а в монастыре, но соблюдали правила отшельничества. Картезианский монах проводил время в молчаливом одиночестве своей кельи; пища картезианцев была скудная, пить вино было им совершенно запрещено. Члены этого средневекового монашеского ордена носили под рубашкой власяницу; молитвы у них были очень продолжительны; они были обязаны заниматься физическим трудом. Но занимались они и учеными трудами; при их монастырях были библиотеки.

Граммонский орден

Таков же был характер граммонского ордена, основателем которого был Стефан Тигорнский, построивший себе и своим последователям монастырь в пустынной местности близ Лиможа (в 1073 году). Роберт Арбриссель в 1096 году построил в пустынной Фонтевроской долине близ Крана (Craon) аббатство, при котором находился женский монастырь, предназначенный для грешниц, обратившихся к покаянию.

Орден цистерцианцев

Гораздо большее значение приобрел в раннем средневековье цистерцианский орден. Основателем его был Роберт, уроженец Шампани, бенедиктинский монах. Возмущенный роскошью, с какой жили разбогатевшие бенедиктинцы, он в 1098 году с несколькими последователями построил монастырь близ Дижона, среди густого леса, в долине, называвшейся Сито. От латинской формы этого названия, Cistercium, произошло название ордена, принявшего устав основанного Робертом монастыря, правила устава были по смерти Роберта изложены в «Грамоте христианской любви», Charta charitatis; в 1215 году папа принял цистерцианцев под свое особенное покровительство.

Цистерцианские монахи. Фреска XVIII века

Устав этого ордена был переделкой клюнийского в духе более сурового аскетизма. Черную мантию бенедиктинцев цистерцианцы заменили в своем ордене белой. Своей суровой жизнью в добровольной бедности они приобрели такое уважение народа, что скоро стали повсюду возникать монастыри их ордена. Он сделался влиятельнее клюнийской конгрегации; его могущество в особенности возвысил Бернард, аббат Клервоского (клараваллийского, Clairvaux, clara valus) монастыря. считался святым, имел сильное влияние на ход исторических событий. Он стал главным вдохновителем Второго крестового похода .

Бернард Клервоский, самый знаменитый член ордена цистерцианцев. Картина Г. А. Вассхубера, 1700

Клюнийцы не могли быть соперниками цистерцианцев, имевших такого знаменитого аскета, они в это время уж вели роскошную, порочную жизнь. Понций (Понс), бывший аббатом клюнийским с 1109 года, развратничал и буйствовал, как рыцари, занимавшиеся грабежом проезжих купцов.

Орден премонстрантов

Суровостью аскетизма и могуществом соперничал с цистерцианским орденом премонстрантский; первый монастырь этого ордена был основан в лесистой долине Куси близ Лана (Laon). Между лесами там был луг, получивший при основании монастыря название Pré Montré, «Луга указанного» (Богом); этим именем стал называться и монастырь. Основателем ордена премонстрантов был Норберт, уроженец Лотарингии, человек знатного происхождения, родственник императоров, каноник при кёльнском кафедральном соборе и капелле Генриха V , имевший богатые доходы от этих должностей и верную перспективу достичь очень высокого церковного сана. Обращенный чудесным видением к заботе о своем душевном спасении, он отрекся от богатств и почестей, подверг себя (1118) добровольной нищете и пошел проповедовать людям покаяние. Духовенство пренебрегло его увещаниями; он обратился со своею проповедью к простолюдинам; они стали считать его святым. Когда Норберт пошел (1120) основать монастырь на указанном ему Богом лугу, с ним пошли туда только семь монахов. Через тридцать лет было во Франции и в Германии почти сто аббатств, монахи которых носили белую одежду премонстранского ордена. Аббаты их ежегодно собирались для решения дел ордена в монастырь Pré Montré. Норберт был сделан архиепископом магдебургским и старался распространять правила монашеского аскетизма в Северной Германии. Это повело к смутам в духовенстве и народе. Однажды народ хотел убить Норберта, и он едва спасся. Но когда он умер (6 июня 1134 года) благочестивые магдебургцы не отдали его тела монахам аббатства Pré Montré.

Орден кармелитов

Около 1156 года возник в Палестине ещё один средневековый монашеский орден, подобный картезианскому. Паломник Бартольдо, уроженец Калабрии, поселился с несколькими другими паломниками в пещере горы Кармила (Кармеля); по имени горы эти отшельники назвали себя кармелитами. На горе Кармиле жил пророк Илия; потому легенда приписала основание Кармелитского ордена самому Илии.

Крестовые походы поспособствовали кардинальному изменению жизни в Европе. Кроме того что христиане начали знакомиться с культурой восточных стран и народов, в частности арабов, еще появилась возможность быстро разбогатеть. Тысячи паломников потянулись в Святую землю. Кто хотел защитить Гроб Господень, а кто стать обеспеченным землевладельцем с большим количеством слуг. Для охраны подобных путешественников и создавались вначале монашеские ордена.

Происхождение орденов

В дальнейшем, после того как европейцы освоились на просторах Палестины, рыцари духовных орденов начали разделяться, в соответствии со своими целями, на нищенствующих, бенедиктинцев, регулярных клириков и каноников.

Некоторые были охвачены жаждой наживы и власти. Им удалось не только сказочно разбогатеть, но и создать свои собственные государства. Например, к последним относится Тевтонский орден, но о нем мы поговорим далее.

Августинцы

Название некоторых стало производным от имени святого, слова и деяния которого особо чтились основателями и были прописаны в уставе.

Под термин «августинцы» попадают несколько орденов и конгрегаций. Но в целом их всех делят на две ветки - каноники и братья. Последние еще подразделяются на босых и реколлектов.

Этот орден был создан в середине тринадцатого века, а в середине шестнадцатого - причислен к трем остальным нищенствующим орденам (кармелиты, францисканцы, доминиканцы).

Устав был достаточно простым и не включал в себя никаких жестокостей и истязаний. В основном целью монахов было спасение человеческих душ. К шестнадцатому веку в рядах этого ордена было около двух с половиной тысяч монастырей.

Ни о какой власти или накоплении богатства не могло быть и речи, поэтому они и были причислены к нищенствующим.

Босые же августинцы откололись от основного течения в семнадцатом веке и распространились по Японии и всей Восточной Азии.

Отличительным признаком августинцев является черная ряса и белый подрясник с кожаным поясом. На сегодняшний день их насчитывается около пяти тысяч.

Бенедиктинцы

История монашеских орденов началась именно с этой группы церковников. Она образовалась в шестом веке в итальянской коммуне.

Если посмотреть на путь развития данного ордена, мы увидим, что получилось у него выполнить всего лишь две задачи. Первая - частично распространить свой устав на большинство остальных организаций. Вторая - послужить основой для образования новых орденов и конгрегаций.

Судя по записям, бенедиктинцы изначально были малочисленными. Первый монастырь был разрушен в конце шестого века лангобардами, а монахи расселились по всей Европе. После секуляризации в средние века и реформационного движения орден стал клониться к своему закату.

Однако в девятнадцатом века начинается внезапный его взлет. Братья по вере просто нашли свою нишу. Теперь монашеские ордена, входящие в это объединение, занимаются подъемом и развитием культуры, а также миссионерской деятельностью в странах Африки и Азии.

В конце девятнадцатого века создана их конфедерация при поддержке Папы Римского, кроме этого, был открыт университет. Архитектура и торговля, литература и музыка, живопись и медицина - это лишь малая часть областей, которые развивались в Европе благодаря бенедиктинцам. Именно монашеские католические ордена в эпоху тотального упадка уровня жизни и культуры смогли сохранить остатки «цивилизации» в виде традиций, норм и устоев.

Госпитальеры

Вторым названием является «Орден Святого Духа». Это монашеская организация, просуществовавшая всего шесть столетий - с двенадцатого по восемнадцатый век.

Основу деятельности госпитальеров составляло лечение больных и раненых, а также уход за стариками и сиротами, немощными и обездоленными. Именно поэтому за ними закрепилось такое название.

Происходит от ордена Августинцев. А свои госпитали они образовывали сначала во Франции, а после в других странах.

Каждый член монашеского ордена обязывался заниматься благотворительностью. Данное понятие включало в себя уход за больными, выкуп христиан из рабства, защиту паломников, образование бедняков и многие другие добрые дела.

В семнадцатом веке французский король попытался использовать их фонд в своих интересах, для выплат жалования военным ветеранам. Но Рим воспротивился такому повороту событий. С этого времени начинается упадок, завершившийся в 1783 году, когда орден вошел в состав госпитальеров Святого Лазаря Иерусалимского.

Доминиканцы

Интересной особенностью этой организации является то, что член монашеского ордена может быть как мужчиной, так и женщиной. То есть имеются доминиканцы и доминиканки, но обитают они в разных монастырях.

Орден был основан в тринадцатом веке и существует по нынешнее время. На сегодняшний день численность его составляет примерно шесть тысяч человек. Главным отличительным признаком доминиканцев всегда была белая ряса. Гербом является собака, несущая в зубах факел. Своей целью монахи ставят просвещать и защищать истинную веру.

Доминиканцы знамениты в двух областях - науке и миссионерской деятельности. Невзирая на кровавое противостояние, они первыми смогли сделать архиепархию в Персии, освоить Восточную Азию и Латинскую Америку.

При Папе Римском за вопросы, связанные с теологией, всегда отвечает именно монах этого ордена.

В период наивысшего подъема доминиканцы насчитывали более ста пятидесяти тысяч человек, но после Реформации, революций и гражданских войн в разных странах их число значительно сократилось.

Иезуиты

Наверное, самый противоречивый орден за всю историю католицизма. Во главу угла поставлено беспрекословное подчинение, «точно труп», как сказано в уставе. Военно-монашеские ордена, конечно, играли громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы, но иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой.

Орден был основан в Лойолой в 1491 году и с того времени своими связями опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. Именно такие противоположные грани привели к тому, что в восемнадцатом веке Папа Римский расформировывает данный орден Официально он не существовал лет сорок (в Европе). В России и в некоторых азиатских странах приходы функционировали. На сегодняшний день численность иезуитов насчитывает около семнадцати тысяч человек.

Тевтонский орден

Одна из самых влиятельных организаций средневековой Европы. Хоть военно-монашеские ордена и стремились к максимальному влиянию, не у всех это получилось. Тевтонцы же пошли обходным путем. Они не только наращивали свою мощь, но и просто покупали земли, на которых строили крепости.

Орден был основан на базе госпиталя в Акре в конце двенадцатого века. Изначально тевтонцы накапливали богатства и силы, попутно заботясь о раненых и паломниках. Но в начале тринадцатого века они начинают продвижение на восток под знаменами борьбы с язычниками. Осваивают Трансильванию, изгоняя половцев к Днепру. Позже захватываются Прусские земли, и образовывается государство Тевтонского ордена со столицей в Мариенбурге.

Все шло на пользу рыцарям до Грюнвальдской битвы в 1410 году, когда польско-литовские войска нанесли им поражение. С этого времени начинается закат ордена. Память о нем восстановили лишь немецкие нацисты в годы Второй мировой войны, объявив себя продолжателями традиции.

Францисканцы

Монашеские ордена в католицизме, как упоминалось выше, делятся на четыре группы. Так вот, основанный в начале тринадцатого века, стал первым из нищенствующих. Основная цель его членов - проповедь добродетели, аскетизма и принципов Евангелия.

«Серые братья», «кордельеры», «босоногие» - прозвища францисканцев в разных европейских странах. Они были соперниками доминиканцев и возглавляли инквизицию до иезуитов. Кроме этого, члены ордена занимали многие преподавательские должности в университетах.

Благодаря этому братству появились многие монашеские направления, такие как капуцины, терциарии и другие.

Цистерцианцы

Второе название - «бернардинцы». Это ветвь бенедиктинцев, которая отделилась в одиннадцатом веке. Орден был основан в конце означенного века святым Робертом, который решил вести жизнь, полностью отвечающую уставу бенедиктинского монастыря. Но поскольку в реальности у него не вышло добиться достаточной аскезы, он уходит в пустынь Сито, где закладывает новый монастырь. В начале двенадцатого века принимается его устав, а также присоединяется святой Бернард. После этих событий количество цистерцианцев резко начинает расти.

В эпоху средних веков они обошли другие монашеские ордена по богатству и влиянию. Никаких военных действий, только торговля, производство, образование и наука. Мирным путем была получена наибольшая власть.

Сегодня общее количество бернардинцев колеблется в пределах двух тысяч.

1. литургия - важнейшая служба. Местом совершения литургии является храм, построенный обычно в форме базилики или латинского креста. Боновые нефы часто превращаются в капеллы с отдельными алтарями. В отличии от православных храмов, католические не обязательно ориентированы на восток.

Престол сооружается на фундаменте, в основание которого кладутся мощи какого-нибудт святого. Над алтарём помещается главный храмовый образ. На алтаре - табернакль (хранилище для гостий - пресных лепёшек для причастия), распятие, чаша лоя причастия, патена - блюдце для гостий, корпорал - салфетка, на которую ставят чашу и патену.

Месса состояит из литургии слова (аналог древней литургии оглашенных (в православии - тоже есть), то есть на которую пускали и членов общины, не принявших крещения), во время которой читается писание, произновится проповедь, по воскресным и праздничным дням поётся символ веры; и евхаристиаческой литургии (аналог литургии верных, то есть только для крещёных), на которой читают евхаристические молитвы и причащаются. Чтение молитв и песнопения обычно сопровождаются органом.

До второго ватиканского собора богослужение велось только на латыни. Но собор разрешил богослужение на национальных языках и использование национальных музыкальных инструментов.

Верующие во время мессы сидят, поднимаясь при чтении Евангелия и при принесении Святых даров.

Исповедь совершается в специальных кабинках, окошки в которых для анонимности закрываются решётками и занавесками

2. Облачение священников.

Повседневная - сутана - длинное одеяние со стоячим воротничком. У священников - черная, у епископов - фиолетовая. у кардиналов - красная, у папы - белая.

На мессу поверх сутаны надевается альба - белая, длинная, иногда кружевная рубашка. Пояс в виде шнурка (в пасять о верёвках, которыми был связан Иисус). Стола - лента на шею (в православии - епитрахиль) - символизирует власть священника. поверх - орнат - безрукавная бархатная или парчовая накидка (символизирует груз евангельского учения). Для совершения процессий модет надеваться комжа - рубашка до колен, и плувиал - плащ от дождя. Биретта - 4угольная шапочка. Епископы (и Папы после Павла 6ого (1963-1978) носят особый головной убор - митру)

3. Культ святых.

Святые - люди, которые за свою веру были наделены способностью творить чудеса. Вначале - было поклонение останкаммучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В 4-5 веке возникла идея, что жизнь, полная самоотречения, равна мученичеству. (таких святых называют исповедниками)

Есть двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1 - беатификация, то есть признание блаженным (утверждается папской конгрегацией). 2 - канонизация, то есть признание святым (утверждается папой)

С почетанием святых связаны паломничества, почитание мощей.

В ранней церкви святые соединялись с местными языческими культами. Отсюда появилось почтиание святых как помошников в каких-то делах или покровителей определённых ремёсел. Св. иосиф - покровитель плотников, св. Екатерина - колесных мастеров. Почитались целители (Св. Себастьян - от чумы, св. Антоний - от гангрены). Были покровители стран и городов. (св. Георгий - Англии, св. Вацлав - чехии). Всего больше 3000 святых, но общецерковных - только 58.

4. Литургический год - годовой круг праздников в честь Иисуса, Богородицы и святых. У него есть условное начало - первое воскресенье после адвента (30 ноября - день ап. Адрея). Каждый праздник предполагает особое богослужение.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В 5 веке появляются отдельные монастыри во Франции и в Италии, но монашества как системы ещё не было (на Востоке была).

В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада - бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Девиз - ora et labora - молись и трудись. Но потом они поняли, что ученая деятельность - тоже работа. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские.

Потом появился августинский орден, в котором священники принимали монашество.

То есть самого начало существовало 2 ордена с разными уставами, поэтому появилась возможность создавать новые ордена (в православии устав - один).

Известен бенедиктинский монастырь в Клюни, в котором пытались восстановить «изначальный устав» в его строгости + реформировать церковь (против симонии, женатых священников, чтобы Папу избирали церковные лица...)

Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места. Наиболее значительные ордена: иоаннитов (госпитальеров, сер. XI в. 1259 г. папа Александр IV официально утвердил форму одежды иоанитов – черная ряса и черный плат с капюшоном с изображенным на них широколапчатым («мальтийским») белым крестом.). Тамплиеров(1118), тевтонский(12 в защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.).

Рыцари, как и монахи, давали обеты целомудрия и послушания.

Все они после взятия Акры в 1221 году были вынуждены вернуться в европу. Тамплиеры были уничтожены (обвинены в ересях и пр. и признались под пыткой). Гоапитальеры отступили на Родос, а потом на Мальту. Тевтонцы обосновались в Германии и Прибалтике.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих. Они выделяются из старых орднов методом устрожения устава. Бенидиктинцы жили за счёт своего труда. Августинцы - за счёт церкви. А нищенствующие отказались от любой собственности и посвятили себя политве и проповеди. Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов. Впервые при этих орденах были созданы общины мирян-терциариев.

Францисканцы - от св. Фарнациска, который отказался от свей собственности и стал проповедовать. Был канонизирован в 1228 году. Орден начался с общины в 12 человек (как апостолов).

доминиканцы сыграли большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями - катарами, которую начал ещё основатель Св.Доминик. Были инквизиторами и преподавателями.

Иезуиты монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность.

ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ - ин-сти-ту-ты мо-на-ше-ст-вую-щих в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Ордена монашеские объ-е-ди-ня-ют мо-на-хов, при-нёс-ших веч-ные, или «тор-же-ст-вен-ные», мо-на-ше-ские обе-ты (це-ло-муд-рия, по-слу-ша-ния и бед-но-сти), в от-ли-чие от других форм ка-то-лического мо-на-ше-ст-ва (кон-гре-га-ции ре-ли-ги-оз-ные, се-ку-ляр-ные ин-сти-ту-ты, об-ще-ст-ва апо-столь-ской жиз-ни), пре-ду-смат-ри-ваю-щих при-не-се-ние вре-мен-ных, или «про-стых», обе-тов. Для Орденов монашеских ха-рак-тер-на осо-бая струк-ту-ра, пред-став-ляю-щая со-бой объ-е-ди-не-ния об-щин (мо-на-сты-рей , при-ора-тов, бо-га-де-лен и т. п.), чле-ны ко-то-рых свя-за-ны об-щим ус-та-вом, ут-вер-ждён-ным па-пой Рим-ским , под-чи-ня-ют-ся че-рез сво-их глав (су-пер-ио-ров), ми-нуя дио-цезаль-ных епи-ско-пов, не-по-сред-ст-вен-но Свя-то-му Пре-сто-лу. Ордена монашеские от-ли-ча-ют-ся осо-бен-но-стя-ми в бо-го-слу-же-нии и ду-хов-ной тра-ди-ции. Чле-ны Орденов монашеских име-ют осо-бый от-ли-чи-тель-ный ха-бит (одея-ние).

В современной ка-то-лической Церк-ви, по-ми-мо Орденов монашеских в уз-ком смыс-ле, дей-ст-вую-щих на ос-но-ве древ-них мо-на-ше-ских ус-та-вов [бе-не-дик-тин-цы и вы-де-лив-шие-ся из них ор-де-на, а так-же уни-ат-ские (смотри Уни-ат-ст-во) ор-де-на ан-то-ни-ан, ва-си-ли-ан и мхи-та-ри-стов], в по-ня-тие Орденов монашеских в ши-ро-ком смыс-ле (хо-тя и не-точ-ном с точ-ки зре-ния като-лического ка-но-ни-че-ско-го пра-ва) мо-гут вклю-чать-ся так-же ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков (ав-гу-стин-цы, пре-мон-ст-ран-ты и другие; смотри так-же Ка-но-ник), ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на (до-ми-ни-кан-цы, фран-ци-скан-цы, ав-гу-стин-цы-эре-ми-ты, кар-ме-ли-ты и др.) и ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков (ие-зуи-ты и др.). В сред-ние ве-ка су-ще-ст-во-ва-ли и другие раз-но-вид-но-сти Орденов монашеских, например ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на (ио-ан-ни-ты, там-плие-ры, Тев-тон-ский ор-ден и др.), чле-ны ко-то-рых, по-ми-мо при-не-се-ния обыч-ных мо-на-ше-ских обе-тов, обя-зы-ва-лись так-же с ору-жи-ем в ру-ках за-щи-щать хри-сти-ан-ст-во. Ти-по-ло-ги-че-ски эти Ордена монашеские от-но-сят-ся к ре-гу-ляр-ным ка-но-ни-кам (Тев-тон-ский ор-ден) ли-бо к ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам (напр., ио-ан-ни-ты).

Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния осо-бой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции, объ-е-ди-няю-щей отдельные мо-на-сты-ри, от-но-сит-ся к началу IX века - ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, стре-мив-ше-го-ся соз-дать сеть мо-на-сты-рей, объ-еди-нён-ных иде-ей чис-то-ты ис-пол-не-ния ус-та-ва преподобного Бе-не-дик-та Нур-сий-ско-го. Цен-тром этой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции ста-ло аб-бат-ст-во Ин-ден (близ Ахе-на, ос-но-ва-но в 814 или 817 году), соз-дан-ное императором Лю-до-ви-ком Бла-го-чес-ти-вым для Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, а гла-вой - сам Бе-не-дикт. В 817 году он со-звал в Ахе-не со-бор аб-ба-тов, на ко-то-ром ре-ша-лись су-гу-бо мо-на-стыр-ские во-про-сы, без пря-мо-го уча-стия епи-ско-па-та. Ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го ещё не под-ра-зу-ме-ва-ла изъ-я-тия мо-на-сты-рей из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а гла-вен-ст-во Бе-не-дик-та ба-зи-ро-ва-лось на его лич-ном ав-то-ри-те-те и под-держ-ке им-пе-ра-то-ра и не име-ло юри-ди-че-ски за-кре-п-лён-ных ос-нов. По-доб-ные ре-фор-мы про-во-ди-лись в X веке в Ло-та-рин-гии Гер-хар-дом Бронь-ским и Ио-ан-ном из Гор-це, так-же соз-дав-ши-ми объ-е-ди-не-ния ре-фор-ми-ро-ван-ных ими мо-на-сты-рей. Эти дви-же-ния не име-ли даль-ней-ше-го раз-ви-тия и при-хо-ди-ли в упа-док со смер-тью их вдох-но-ви-те-лей. Ос-но-вой бе-не-дик-тин-ско-го ор-де-на ста-ла ре-фор-ма бур-гунд-ско-го аб-бат-ст-ва Клю-ни, по-лу-чив-ше-го (в 909 или 910 году) пап-скую эк-земп-цию (пря-мое под-чи-не-ние Ри-му). Все при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ний-ской ре-фор-ме мо-на-сты-ри так-же вы-во-ди-лись из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а их на-стоя-те-ли под-чи-ня-лись аб-ба-ту Клю-ни и че-рез не-го - па-пе. Аб-бат Клю-ни был гла-вой все-го сло-жив-ше-го-ся во-круг Клю-ни объ-е-ди-не-ния мо-на-сты-рей. Од-на-ко при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ни мо-на-сты-ри, ко-ли-че-ст-во ко-то-рых не-ук-лон-но рос-ло с рас-про-стра-не-ни-ем ре-фор-мы за пре-де-лы Фран-ции и Бур-гун-дии, име-ли свои обы-чаи (consuetu-di-nes), от-лич-ные от тра-ди-ций Клю-ни. По-пыт-ки рим-ских пап в XIII-XIV веках соз-дать цен-тра-ли-зо-ван-ный ор-ден бе-не-дик-тин-цев фак-ти-че-ски не при-нес-ли ус-пе-ха и при-ве-ли к рас-па-ду бе-не-дик-тин-цев (XV-XVII веках) на ряд внутренних под-раз-де-ле-ний - кон-гре-га-ций, от-ли-чаю-щих-ся уст-рой-ст-вом (по-жиз-нен-ная или вре-мен-ная долж-ность аб-ба-та) и ду-хов-ной на-прав-лен-но-стью (ак-цент на мо-лит-ву или учё-ные за-ня-тия).

Од-но-вре-мен-но на-чи-ная с XI века от бе-не-дик-тин-цев на-чал от-де-лять-ся ряд Орденов монашеских, чле-ны ко-то-рых стре-ми-лись к боль-ше-му ас-ке-тиз-му и стро-го-му при-ме-не-нию бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва. Так, в 1-й половине XI века в Ита-лии в рам-ках бе-не-дик-тин-ской тра-ди-ции сло-жил-ся ор-ден ка-маль-ду-лов (ка-маль-ду-лен-ских эре-ми-тов), тя-го-тев-ших к от-шель-ническому и за-твор-ническому об-ра-зу жиз-ни, - в про-ти-во-вес клю-ний-ским об-ще-жи-тель-ным бе-не-дик-тин-цам с их идеа-лом об-ще-ст-вен-ной мо-лит-вы. Ор-ден ка-маль-ду-лов был ос-но-ван святым Ро-му-аль-дом (умер в 1027 году) и по-лу-чил раз-ви-тие бла-го-да-ря Пет-ру Да-миа-ни. Его цен-тром ста-ло аб-бат-ст-во Фон-те-Авел-ла-на близ Ра-вен-ны. Сход-ные идеа-лы ис-по-ве-до-ва-ли и чле-ны ор-де-на кар-ту-зи-ан-цев, сло-жив-ше-го-ся в конца XI - первой 1-й половины XII веков.

Во 2-й половине XI века от бе-не-дик-тин-цев от-де-лил-ся ор-ден цис-тер-ци-ан-цев, по-лу-чив-ший на-зва-ние от аб-бат-ст-ва Си-то [лат. Цис-тер-ци-ум (Cistercium)] в Шам-па-ни, став-ше-го их пер-вой оби-те-лью. Осо-бое рас-про-стра-не-ние ор-ден по-лу-чил в середине XII века бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Бер-нар-да Клер-во-ско-го. Цис-тер-ци-ан-цы вы-сту-па-ли за воз-ро-ж-де-ние су-ти бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва, ко-то-рую они ви-де-ли в фи-зическом тру-де мо-на-хов и их со-ци-аль-ном слу-же-нии и мис-сио-нер-ст-ве. Ор-ден по-лу-чил стро-гую струк-ту-ру внутреннего управ-ле-ния. В Но-вое вре-мя от цис-тер-ци-ан-цев от-де-ли-лись ор-де-на фель-ян-тин-цев (1577, уп-разд-нён в конце XVIII века) и трап-пи-стов (1664), от-личав-шие-ся тре-бо-ва-ни-ем бо-лее стро-го-го ас-ке-тиз-ма.

К XVIII веку в основном сло-жи-лись так-же ор-га-ни-за-ции восточно-ка-то-лических (уни-ат-ских) мо-на-хов: мхи-та-ри-стов (ар-мя-не-униа-ты), ва-си-ли-ан (униа-ты греческого об-ря-да) и ан-то-ни-ан (ма-ро-ни-ты).

Боль-шин-ст-во Орденов монашеских име-ют и жен-скую ли-нию, ав-то-ном-ную, но на-хо-дя-щую-ся в оп-ре-де-лён-ной юри-дической за-ви-си-мо-сти от муж-ской.

К Орденам монашеским в уз-ком смыс-ле близ-ко при-мы-ка-ют ре-гу-ляр-ные ка-но-ни-ки, ос-но-вой жиз-ни для ко-то-рых слу-жит ус-тав блаженного Ав-гу-сти-на. Тра-ди-ция кли-ри-ков, ве-ду-щих мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни, вос-хо-дит к IV веку. В 816 году бы-ла сде-ла-на по-пыт-ка объ-е-ди-нить в по-до-бия мо-на-стыр-ских об-щин ка-пи-ту-лы со-бор-ных церк-вей. Эта ини-циа-ти-ва при-нес-ла пер-вые пло-ды в конце XI века. К это-му вре-ме-ни от-но-сит-ся воз-ник-но-ве-ние ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков- ав-гу-стин-цев. Уже в XII веке сре-ди ав-гу-стин-цев поя-ви-лись различные кон-гре-га-ции (ка-но-ни-ки аб-бат-ст-ва Сен-Вик-тор в Па-ри-же; смотри Сен-вик-тор-ская шко-ла) и ме-ст-ные ка-пи-ту-лы. Ав-гу-стин-цы не име-ли един-ст-ва управ-ле-ния, и толь-ко на ме-ст-ном уров-не оно осу-ще-ст-в-ля-лось со-б-ра-ни-ем ка-питу-лов. В про-ти-во-по-лож-ность им пре-мон-ст-ран-ты (ор-ден ос-но-ван святым Нор-бер-том Ксан-тен-ским в 1-й половине XII века в Северной Фран-ции) за-им-ст-во-ва-ли у цис-тер-ци-ан-цев стро-гую сис-те-му цен-тра-ли-зов. кол-ле-ги-аль-но-го управ-ле-ния.

К XIII веку от-но-сит-ся рас-цвет ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (они от-ка-зы-ва-лись от вся-кой соб-ст-вен-но-сти и су-ще-ст-во-ва-ли толь-ко за счёт ми-ло-сты-ни): до-ми-ни-кан-цев (ос-но-ван в 1-й четверти XIII века), фран-ци-скан-цев (ут-верж-дён в 1209 году), сер-ви-тов (1233), ав-гу-стин-цев-эре-ми-тов (воз-ник в 1244 году, ут-верж-дён в 1256 году), три-ни-та-ри-ев (1198) и др. Ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на име-ют 3 вет-ви: мо-на-ше-ские (муж-ская и жен-ская) и ми-рян, ве-ду-щих ас-ке-тическую жизнь, так называемых тер-циа-ри-ев («тре-тий ор-ден»). Наи-бо-лее чёт-ко эта струк-ту-ра про-сле-жи-ва-ет-ся у до-ми-ни-кан-цев. У фран-ци-скан-цев бы-ст-ро про-изош-ло раз-де-ле-ние (окон-ча-тель-но за-кре-п-ле-но в 1517 году) на кон-вен-туа-лов, до-пус-кав-ших смяг-че-ние тре-бо-ва-ний ор-ден-ско-го ус-та-ва, и об-сер-ван-тов, на-стаи-вав-ших на их стро-гом со-блю-де-нии. Ор-ден кар-ме-ли-тов воз-ник в XII веке в Па-ле-сти-не как ор-га-ни-за-ция эре-ми-тов (от-шель-ни-ков), од-на-ко позд-нее был ре-фор-ми-ро-ван как ни-щен-ст-вую-щий ор-ден (1247), хо-тя и с ак-цен-том на стро-гом уда-ле-нии от ми-ра и со-зер-цательной жиз-ни, в про-ти-во-вес другим ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам, ко-то-рые ак-тив-но за-ни-ма-лись про-по-ве-дью хри-сти-ан-ст-ва и пас-тыр-ской дея-тель-но-стью. Чле-ны ор-де-на три-ни-та-ри-ев по-свя-ти-ли се-бя в пер-вую оче-редь по-пе-че-нию над хри-стиа-на-ми, на-хо-дя-щи-ми-ся в пле-ну у ино-вер-цев. Сход-ную цель пре-сле-до-ва-ли и чле-ны брат-ст-ва мер-се-да-ри-ев.

Ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков на-ча-ли воз-ни-кать в эпо-ху Контр-ре-фор-ма-ции (пер-вый из них - ор-ден теа-тин-цев, 1524; наи-бо-лее из-вест-ный - ие-зуи-ты). Их чле-ны, не свя-зан-ные, в от-ли-чие от мо-на-хов, обя-зан-но-стью пре-бы-вать в за-тво-ре и со-вер-шать об-щин-ную ли-тур-гию ча-сов, по-свя-ти-ли се-бя пас-тыр-ской дея-тель-но-сти, об-ра-зо-ва-нию и де-лам ми-ло-сер-дия.

Ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на, воз-ник-шие в XI-XIII веках в Па-ле-сти-не, При-бал-ти-ке и на Пи-ре-ней-ском полуострове, сыг-ра-ли важ-ную роль в со-бы-ти-ях кре-сто-вых по-хо-дов и Ре-кон-ки-сты. Од-на-ко к Но-во-му вре-ме-ни все они бы-ли ли-бо уп-разд-не-ны (там-плие-ры), ли-бо пре-вра-ти-лись в кор-по-ра-ции свет-ской ари-сто-кра-тии (испанские и пор-тугальские ор-де-на), ли-бо пе-ре-клю-чи-лись на бла-го-тво-рительную дея-тель-ность (ио-ан-ни-ты, Тев-тон-ский ор-ден).

С раз-ви-ти-ем Ре-фор-ма-ции со-кра-ти-лась дея-тель-ность Орденов монашеских в Северной Ев-ро-пе, од-на-ко бла-го-да-ря Ве-ли-ким гео-гра-фи-че-ским от-кры-ти-ям Ордена монашеские рас-про-стра-ни-лись в других рай-онах ми-ра, пре-ж-де все-го в Аме-ри-ке, где они ста-ли основной си-лой хри-сти-ан-ской мис-сии. За-мет-ную роль как в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти, так и в про-ти-во-стоя-нии Ре-фор-ма-ции иг-ра-ли ие-зуи-ты, а так-же ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на до-ми-ни-кан-цев и фран-ци-скан-цев. По-доб-ная ак-тив-ность в XVIII веке при-ве-ла Ордена монашеские к кон-флик-там с пра-ви-тель-ст-ва-ми многих го-су-дарств, в ре-зуль-та-те че-го ряд ор-де-нов был уп-разд-нён (не-ко-то-рые воз-ро-ди-лись в XIX веке). В эпо-ху Про-све-ще-ния и в XIX веке чле-ны Орденов монашеских ста-ли уде-лять всё боль-шее вни-ма-ние учё-ным за-ня-ти-ям и пуб-ли-ка-ции древ-них хри-сти-ан-ских па-мят-ни-ков (например, мав-ри-сты), со-ци-аль-ной ра-бо-те, соз-да-нию различных бла-го-тво-рительных уч-ре-ж-де-ний. Ре-фор-ма ка-но-нического пра-ва (1983), ли-к-ви-ди-ро-вав ряд фор-маль-ных осо-бен-но-стей, ха-рак-тер-ных для Орденов монашеских, сбли-зи-ла их с другими ви-да-ми ре-лигиозных ин-сти-ту-тов Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Дополнительная литература:

Кар-са-вин Л.П. Мо-на-ше-ст-во в сред-ние ве-ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974-2003. Vol. 1-10;

Leyser H. Her-mits and the new monasticism: a study of reli-gious communities in Western Europe 1000-1150. L., 1984;

Dall’ere-mo al cenobio... Mil., 1987;

Lesegretain C. Les grands ordres re-li-gieux: hier et aujord’hui. P., 1990;

Джор-дан Омэнн О.Р. Хри-сти-ан-ская ду-хов-ность в ка-то-ли-че-ской тра-ди-ции. Рим; Люб-лин, 1994;

Lawrence C.H. The friars: the impact of the early mendicant movement on Western society. L., 1994.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...