Кант краткая биография и философия. Философия Канта: основные идеи (кратко)

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—55, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Книги (15)

Пролегомены ко всякой будущей метафизике

Есть ученые, для которых сама история философии (как древней, так и новой) есть их философия; наши пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, кто старается черпать из источников самого разума, кончат свое дело, тогда будет их черед известить мир о совершившемся.

Собрание сочинений

Собрание сочинений яркого представителя немецкой классической философии эпохи Просвещения Иммануила Канта.
В собрание сочинений вошли:
Собрание сочинений т. 1 -6
Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения
Критика практического разума
Критика способности суждения
Критика чистого разума
Основы метафизики нравственности
Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука

Собрание сочинений в восьми томах. Том 1

Данное собрание сочинений приурочено к 200-летию избрания Канта членом Петербургской академии наук. Юбилейное издание отличается своей полнотой: в нём практически собрано всё существенное, что было издано на русском языке.

Первый том юбилейного Собрания сочинений Канта содержит работы так называемого «докритического» периода. Главная из них — «Всеобщая естественная история и теория неба», посвященная космогонической гипотезе. Работа «Физическая монадология» дана в переводе П. Флоренского, более точном, чем перевод, помещенный в предыдущем издании. Том содержит новую вступительную статью и новые примечания.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 2

Второй том юбилейного издания продолжает публикацию «докритических» работ Канта. Сюда вошли «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного», «Грезы духовидца», диссертация «о форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира» и др.

Сверка перевода черновых записей в авторском экземпляре «Наблюдений...» с новейшей публикацией оригинала привела к коренному исправлению русского текста, который ныне дается не как самостоятельное произведение, а лишь как характерные для Канта повседневные заметки.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 3

Третий том юбилейного издания целиком посвящен главному труду Канта — «Критике чистого разума». Восстановлен, насколько это возможно, классический перевод Н. Лосского.

Перевод скрупулезно сверен с оригиналом, в него внесены необходимые терминологические уточнения. Традиционно воспроизведен текст второго прижизненного издания труда Канта, в приложениях даны существенные выдержки из первого издания. В обоих случаях на полях дана пагинация первоизданий (по которой обычно даются ссылки в кантоведческой литературе). Примечания написаны заново и значительно расширены.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 4

Четвертый том юбилейного издания содержит четыре книги Канта, вышедшие вслед за «Критикой чистого разума».

Это «Пролегомены», представляющие собой краткое изложение основных идей главного труда Канта; «Основоположения метафизики нравов» — первая крупная работа по этике; «Метафизические начала естествознания», труд показывающий живой интерес Канта к теоретическим проблемам природоведения; «Критика практического разума», развивающая идеи Канта в этической сфере. Переводы заново сверены с оригиналом, примечания к работе по философии естествознания написаны заново.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 5

Пятый том юбилейного издания посвящен эстетике и теории культуры. Он содержит «Критику способности суждения» — основной труд Канта в этой области, которая служит связующим звеном между теорией познания и теорией нравственности. Дается новый перевод работы, в котором устранены грубые ошибки, препятствовавшие пониманию основополагающих идей философа.

В качестве приложения публикуется «Первое введение к «Критике способности суждения», которое было напечатано лишь посмертно. Эстетические работы Канта представляют самостоятельный интерес для всех работающих в этой области.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 6

Шестой том юбилейного издания охватывает две работы Канта — «Религия в пределах только разума» и «Метафизика нравов». Первая анализирует только философские проблемы религии, но содержит важнейшую часть этической теории Канта.

«Метафизика нравов» — итоговая работа по философии права и нравственности; работа публикуется в традиционном виде, одновременно (в примечаниях) приводятся результаты новейших текстологических исследований, которые знакомят с тем, в каком виде рукопись вышла из-под пера Канта и какой трансформации подверглась в ходе первой публикации.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 7

Седьмой том юбилейного издания знакомит читателя с позднейшими книжными публикациями Канта.

Наибольшим успехом пользовалась небольшая брошюра «К вечному миру» — образец философской публицистики, как бы обращенной в наши дни, когда вопрос о предотвращению войны стал предельно актуальным. «Спор факультетов» — тоже философская публицистика; в книге объединены три работы — по философии религии, по философии истории и по «системе здоровья», которой Кант неукоснительно придерживался, преодолевая все грозившие ему недуги.

«Антропология» — итоговая работа по философии человека. В приложениях публикуется незаконченная рукопись об успехах метафизики, написанная для конкурса, в котором Кант хотел принять участие.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 8

Восьмой том завершает юбилейное издание Канта. Сюда вошли статьи, написанные после 1781 года и появившиеся в периодической прессе.

Далее — два курса лекций: «Логика », «О педагогике», избранные письма и черновые наброски. Среди последних значительное место занимает рукопись «Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике», над которой Кант работал в последние годы.

Как и в предыдущем Собрании сочинений, дается значительный отрывок из этого произведения. Переводы ряда статей, вошедшие в том, публиковались ранее в «Кантонских сборниках» (Калининград).

Критика практического разума

Вторая после "Критики чистого разума" работа Канта, в которой излагается его учение о нравственности - критическая этика или метафизика нравов.

В предисловии Кант объясняет, что его исследование должно доказать существование чистого практического разума и осуществить критику его практической способности, с допущением которой твердое основание приобретает трансцендентальная свобода в ее абсолютном значении.

Критика чистого разума

В критику чистого разума входит все, что составляет содержимое трансцендентальной философии: она есть полная идея трансцендентальной философии, но еще не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется лишь на столько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания.

Перевод с немецкого Н. О. Лоссокого.

Комментарии читателей

Александ / 13.05.2019 Почему такое внимание к Канту до настоящего времени? Ответ очень простой. Он показал человеку самого себя поставив вопрос о субъективности и должном. При этом поставил очень точно, что очень трудно. До настоящего времени этот вопрос является предельно актуальным, и таковым останется всегда. Он искал, и в этом поиске и есть назначение философии. Каждый человек себя также ищет, возможно страдает и мучается. Чтобы понять как это происходит, надо почитать Канта. Понимание приходит не сразу. Возможно через несколько лет, потому что, все очень простое можно выразить только очень сложно. Так получилось у Канта, и не только. Поэтому пожелаю всем начинающим этот путь удачи и успехов.

Федор / 5.05.2018 Основные труды Канта будут актуальны для человечества еще миллионы лет. Основные выводы из его Критик очень актуальны сегодня, тем более в России.
"Критика чистого разума", главный труд Канта посвящена гносеологии - науки о познании истины. Что есть истина и насколько она познаваема. Кант сделал вывод о непознаваемости истины чистым разумом. То есть рациональным познанием. Без контакта с Духом, при котором душа, психика получает интуицию, сознание познать сущность вещей - истину невозможно.
Без духовности, святости человек имеет ложное представление о мире, не видит Реальность такой, какая она есть на самом деле. Это ведет к маразму в обществе, нарушению логики, деградации и упадку, мракобесию. Снижается роль знания, наук, философии, искусства. Правит бал идеализм. Что мы наблюдали в Средневековье, что происходит в России сейчас. Такая ситуация хорошо описана в книге Л. Кэррола "Алиса в стране чудес".
Для познания истины нужны 3 вещи:
1. Знание предшественников по данной теме
2. Личный опыт по данной теме
3. Развитая интуиция
Хотя в советской идеологии, марксизме Кант подвергался критике, тем не менее труды его издавались, переводились. Было издано 6 томов его сочинений.
Также принятая в советской идеологии концепция познания истины Ленинская теория отражения не включала в себя роль интуиции, тем не менее роль интуиции в советской философии поддерживалась.
Продолжателем дела Канта в 20 веке стал Ясперс. Его трехтомная философия продолжает гносеологию Канта. Фактически это и есть Диалектическая логика, которая была развита в советской идеологии.

Юрий / 3.05.2017 ОТВАЖНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / 8.03.2016
Отважный читатель: " И он и Гегель заумничают и как все норды насилуют мозг выкрутасами мусорных рассуждений и различных ментальных трюков".
Тяжело вам живётся после коллективного изнасилования двумя нордами. Надо бы на них заяву отправить в гаагский трибунал, и потребовать с немцев пожизненную компенсацию за осквернённый и искалеченный орган мышления.

Юрий / 3.05.2017 "oтважный читатель" Почему я обязан созерцать жизнь через призму данного мыслителя,если мой внутренний мир жаждет более глубокого познания Вещей. Да,да,да,можете искревлять губы как угодно,но всемирно известная Агни-Йога считается на планете Новейшим Заветом и То,Что есть там,Того нет нигде,так как это кульминация всех мировых философий,поймите. Вы упомянули тут о Брюсе.Его книги я читал 👍👍👍.Полезно чрезвычайно для любого мужчины.ДО РЕРИХОВ ЕЩЁ НАДО ДОРОСТИ ВНУТРЕННЕ.ЭТО ВАМ НЕ КАНТОВСТВО И НЕ ГЕГЕЛЬСТВО,А ЭТО САМА ЖИЗНЬ
Вообще-то здоровые люди созерцают жизнь без всяких призм. Во-вторых вас никто не обязывает созерцать что-либо через какие-то призмы, тем более Кант, хотя бы потому что он философ, а не офтальмолог и давно умер.

Юрий / 3.05.2017 "ОТВАЖНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ"
Если вы до Рерихов ещё растёте, то до Канта у вас ни времени, ни способностей не хватит. Тем ни менее удачи вам и поменьше самомнения.

Стас / 5.12.2016 У Мамардашвилли интересная увлекательная книга, кантианские вариации. Пытаюсь подступаться к канту. В частности, первый рекомендует читать его книги параллельно, чтоб понять их. Кант сложен.

Людмила / 4.12.2016 Господа! Мнение у каждого может быть свое. Но, для того чтобы иметь разные познания, необходимо прочесть (ознакомиться) с Кантом в том числе. Пусть он Вам понравится или наоборот, нет, но познакомиться с ним необходимо. Для общего развития. Удачи.

Alexander / 29.05.2016 У каждого есть возможность сформулировать о Канте или Гегеле простое, без зауми, лёгкое для понимания неправильное суждение.

Дед Володя / 20.05.2016 In vodka veritas - вот и вся философия. Господа,примите эдак пару добрых стаканов, врастяжечку, с чувством, с толком, с расстановкой... Легкая закусочка:квашеная капуста, селедочка прасольская,мяско, черный хлебушек с лучком... И напрягутся - расслабятся височные доли, и познаете вы истину в понятиях и законах, которые вы сами и сотворите! И потянутся из вашего подсознания нити к категориям и "Рассуждения о методе",и "Критики чистого разума", и еще многих - многих других великих книг - даже тех, которых вы еще не читали, и тех, которых еще никто не написал! А при "регулярном многократном упражнении" открыт вам путь к внутреннему горизонту черной дыры и приобщитесь вы тайн и благости сингулярности!

Отважный Читатель / 16.03.2016 "Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел…" сайт

Вот видите.На лицо психические отклонения.Труды не всех философов рассудительному и глубокомысленному человеку могут нравиться. Часто критическое мышление душеспасительно.

Светлана Григорьевна / 16.03.2016 Лучше почитать "ЗОЖ".
Больше будет пользы.

Mteck057 / 16.03.2016 https://www.youtube.com/watch?v=6B0-1SjzlPk Гегель сам сказал:"МОЮ ФИЛОСОФИЮ МОЖЕТ ПОНЯТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЧЕЛОВЕК,И ТОТ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЕТ".Тогда зачем у него и у Канта было столько напрасных потуг? Немцы всегда всё усложняют,дробят,категоризируют.Всё проще,друзья мои,всё гораздо проще.

Отважный Читатель / 16.03.2016 Вспомним английский.Can"t означает НЕ МОГУ.
О чём ещё можно говорить.
Вот тут мудрость:
http://www.proza.ru/avtor/supermundane777

ОТВАЖНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / 16.03.2016 For Gloom only: ВЫ ТУТ ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ КВАКНУТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО "ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ!" ВЫ,СУДАРЬ GLOOM(МРАЧНЫЙ),ИМЕННО ВВИДУ ЭТОГО ФАКТА ВАМ НРАВИТСЯ ВСЯКАЯ НОРДИЧЕСКИПАТАЛОГИЧЕСКАЯ БРЕДЯТИНА.ЭТО ИМЕННО ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ В ФИЛОСОФИИ,ЕСЛИ ДЛЯ ВАС "КАКИЕ-ТО ТАМ РЕРИХИ".НЕ НАДО БЫТЬ ЗАТУПОМ,ПОХОЖИМ НА КОЕ-КОГО С МАЙДАНА. Тут люди более чем.Гарантирую.

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.


Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве - пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.


В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.


В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.


Первые издания работ Иммануила Канта

Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.


Дом пастора Андерша, в котором Кант преподавал в 1747-1751 годах

В 1755 году Иммануил Кант вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».


Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Личная жизнь

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.


Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.


В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут.


Потом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более кушал ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия.

Смерть

Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.

Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.


Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Скончался великий философ 12 февраля 1804 года. Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).

Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

Библиография

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения;

Иммануил Кант - немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». По масштабу деятельности приравнивается к Платону и Аристотелю. Давайте поближе познакомимся с жизнью Иммануила Канта и основными идеями его наработок.

Детство

Будущий философ родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (нынешний Калининград), в многодетной семье. За всю жизнь он не выезжал из родного города далее чем на 120 километров. Кант рос в среде, в которой особое место имели идеи пиетизма. Его отец был ремесленником-седельщиком и с детства приучал детей к труду. Мать же старалась позаботиться об их образовании. С первых лет жизни Кант имел слабое здоровье. В процессе обучения в школе у него были обнаружены способности к латинскому языку. Впоследствии именно на латыни будут написаны все четыре диссертации ученого.

Высшее образование

В 1740 году Иммануил Кант поступил в университет «Альбертину». Из преподавателей особое влияние на него оказал М. Кнутцен, который познакомил амбициозного молодого человека с достижениями современной, на тот момент, науки. В 1747 году тяжелое финансовое положение привело к тому, что Кант вынужден был отправиться в пригород Кенигсберга дабы устроиться там домашним учителем в семье помещика.

Трудовая деятельность

Вернувшись в родной город в 1755 году, Иммануил Кант завершил обучение в университете и защитил магистерскую диссертацию под названием «Об огне». В течение последующего года он защитил еще две диссертации, которые дали ему право на чтение лекций в качестве сначала доцента, а затем профессора. Однако от звания профессора Кант тогда отказался и стал экстраординарным (тем, который получает деньги от слушателей, а не от руководства) доцентом. В таком формате ученый работал до 1770 года, пока не стал все-таки ординарным профессором на кафедре логики и метафизики родного университета.

Удивительно, но в должности преподавателя Кант читал лекции по широчайшему кругу предметов, начиная с математики и заканчивая антропологией. В 1796 году он перестал читать лекции, а через четыре года и вовсе оставил университет из-за слабого здоровья. В домашних условиях Кант продолжал работу до самой смерти.

Образ жизни

Пристального внимания заслуживает образ жизни Иммануила Канта и его привычки, которые особенно стали проявляться с 1784 года, когда философ приобрел собственный дом. Каждый день Мартин Лямпе - отставной солдат, который выступал в доме Канта слугой - будил ученого. Проснувшись, Кант выпивал несколько чашек чая, выкуривал трубку и начинал подготовку к лекциям. После лекций наступало время обеда, за которым компанию ученому составляли обычно несколько гостей. Обед часто затягивался на 2-3 часа и всегда сопровождался оживленной беседой на различные темы. Единственное, о чем не хотел говорить ученый в это время - философия. После обеда Кант ежедневно отправлялся на прогулку по городу, которая позже стала легендарной. Перед сном философ любил смотреть на собор, здание которого отчетливо виднелось из окна его спальни.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Всю свою сознательную жизнь Иммануил Кант тщательно следил за собственным здоровьем и исповедовал систему гигиенических предписаний, которую разработал лично на основе длительного самонаблюдения и самовнушения.

Основные постулаты этой системы:

  1. Держать голову, ноги и грудь в холоде.
  2. Меньше спать, так как постель является «гнездом заболеваний». Ученый был уверен, что спать нужно исключительно ночью, глубоким и коротким сном. Когда сон не приходил, он пытался его вызвать, повторяя в уме слово «Цицерон».
  3. Больше двигаться, обслуживать себя самостоятельно, гулять в независимости от погодных условий.

Кант не был женат, хотя и каких-либо предубеждений касательно противоположного пола не имел. По словам ученого, когда он хотел завести семью, такой возможности не было, а когда возможность появилась, желание уже пропало.

В философских взглядах ученого прослеживается влияние Х. Вольфа, Ж. Ж. Руссо, А. Г. Баумгартена, Д. Юма и других мыслителей. Вольфианский учебник Бамгартена стал основой для лекций Канта по метофизике. Как признавался сам философ, сочинения Руссо отучили его от высокомерия. А наработки Юма «пробудили» немецкого ученого от «догматического сна».

Докритическая философия

В творчестве Иммануила Канта выделяется два периода: докритический и критический. На протяжении первого периода ученый постепенно отходил от идей вольфовской метафизики. Второй же период стал временем, когда Кант сформулировал вопросы об определении метафизики как науки и о создании им новых ориентиров философии.

Среди изысканий докритического периода особый интерес вызывают космогонические наработки философа, которые он изложил в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). В своей теории Иммануил Кант утверждал, что объяснение формирования планет можно произвести, допустив наличие существования материи, наделенной силами отталкивания и притяжения, опираясь при этом на постулаты ньютоновской физики.

Много внимания в докритический период ученый уделил также исследованию пространств. В 1756 году в диссертации под названием «Физическая методология» он написал, что пространство, будучи непрерывной динамической средой, создается при взаимодействии простых дискретных субстанций и имеет релятивный характер.

Центральное учение Иммануила Канта этого периода было изложено в работе 1763 года, получившей название «Единственное возможное основание для доказательства бытия Бога». Раскритиковав все известные до тех пор доказательства существования Бога, Кант выдвинул личный «онтологический» аргумент, который основывался на признании необходимости какого-либо первосуществования и отождествлении его с божественной силой.

Переход к критической философии

Переход Канта к критицизму происходил постепенно. Начался этот процесс с того, что ученый пересмотрел свои взгляды на пространство и время. В конце 1760 годов Кант признал пространство и время как независимые от вещей субъективны формы человеческой рецептивности. Вещи же, в том виде, в котором они существуют сами по себе, ученый назвал « ноуменами». Результат этих изысканий Кант закрепил в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» (1770 год).

Следующим поворотным моментом стало «пробуждение» ученого от «догматического сна», которое произошло в 1771 году после знакомства Канта с наработками Д. Юма. На фоне обдумывания угрозы полной эмпиризации философии, Кант сформулировал основной вопрос нового критического учения. Звучал он следующим образом: «Как возможны априорные синтетические познания?» Решением этого вопроса философ был озадачен вплоть до 1781 года, когда свет увидела работа «Критика чистого разума». За последующие 5 лет было издано еще три книги Иммануила Канта. Венцом этого периода стали вторая и третья «Критики»: «Критика практического разума» (1788 год) и «Критика способности суждения» (1790 год). На достигнутом философ не остановился и в 1800-е издал еще несколько важных работ, дополняющих предыдущие.

Система критической философии

Критицизм Канта состоит из теоретической и практической составляющих. Связующим звеном между ними служит учение философа об объективной и субъективной целесообразности. Главный вопрос критицизма звучит так: «Что такое человек?» Изучение человеческой сущности осуществляется на двух уровнях: трансцендентальном (выявление априорных признаков человечности) и эмпирическом (человек рассматривается в том виде, в котором он существует в социуме).

Учение о разуме

Кант воспринимает «диалектику» как учение, не только помогающее критиковать традиционную метафизику. Оно дает возможность постигать высшую степень познавательной способности человека - разум. По мнению ученого, разум является способностью, позволяющей мыслить безусловное. Он вырастает из рассудка (который выступает источником правил) и доводит до безусловного его понятия. Те понятия, которым на опыте не может быть дан никакой предмет, ученый нарекает «идеями чистого разума».

Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.

Практическая философия

В основе практической философии Канта лежит учение о моральном законе, являющемся «фактом чистого разума». Моральность он связывает с безусловным долженствованием. Он считает, что ее законы проистекают из разума, то есть способности мыслить безусловное. Так как всеобщие предписания могут определить волю действиям, их можно считать практическими.

Социальная философия

Вопросы творчества, по мнению Канта, не ограничиваются областью искусства. Он говорил о возможности создания людьми целого искусственного мира, каковым философ считал мир культуры. О развитии культуры и цивилизации Кант рассуждал в своих поздних работах. Прогресс человеческого общества он видел в естественной конкуренции людей и их желании самоутвердиться. При этом, по мнению ученого, история человечества представляет собой движение к полноценному признанию ценности и свободы личности и «вечному миру».

Социум, склонность к общению выделяют людей особняком, тогда человек себя чувствует востребованным, когда он реализуется наиболее полно. Используя природные задатки, можно получить уникальные шедевры, которых ему никогда не создать в одиночку, без общества.

Уход из жизни

Великий философ Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года. Благодаря жесткому режиму он, несмотря на все свои недуги, пережил многих знакомых и товарищей.

Влияние на последующую философию

Наработки Канта оказали огромное влияние на последующее развитие мысли. Он стал основателем так называемой немецкой классической философии, которая позже была представлена масштабными системами Шеллинга, Гегеля и Фихте. Большое влияние Иммануил Кант также оказал на становлении научных взглядов Шопенгауэра. Кроме того, его идеи повлияли и на романтические движения. Во второй половине 19-го века большой авторитет имело неокантианство. А в 20-м веке влияние Канта было признано ведущими представителями экзистенциализма, феноменологической школы, аналитической философии и философской антропологии.

Как можно заметить из биографии Иммануила Канта, он был довольно интересной и незаурядной личностью. Рассмотрим некоторые удивительные факты из его жизни:

  1. Философ опроверг 5 доказательств существования Бога, которые длительное время пользовались абсолютным авторитетом, и предложил собственное, которое по сей день никто не смог опровергнуть.
  2. Кант ел лишь в обед, а остальные приемы пищи он заменял чаем или кофе. Подъем у него был строго в 5 часов, а отбой - в 22 часа.
  3. Несмотря на высоконравственный образ мышления, Кант был сторонником антисемитизма.
  4. Рост философа составляет всего 157 см, что, к примеру, на 9 см меньше, чем у Пушкина.
  5. Когда к власти пришел Гитлер, фашисты с гордостью называли Канта истинным арийцем.
  6. Кант умел одеваться со вкусом, хотя моду считал тщеславным делом.
  7. По рассказам студентов, философ при чтении лекций часто фокусировал взгляд на каком-то из слушателей. Однажды он остановил взор на студенте, у которого на одежде не хватало пуговицы. Эта проблема сразу же отняла у преподавателя все внимание, он стал сбивчивым и рассеянным.
  8. У Канта было трое старших и семеро младших братьев и сестер. Из них только четверо выжили, а остальные умерли в раннем детстве.
  9. Возле дома Иммануила Канта, биография которого была темой нашего обзора, находилась городская тюрьма. В ней заключенных заставляли ежедневно петь духовные песнопения. Вокал преступников настолько надоел философу, что он обратился к бургомистру с просьбой прекратить эту практику.
  10. Цитаты Иммануила Канта всегда пользовались большой популярностью. Самая популярная из них - «Имей мужество пользоваться собственным умом! - в этом и есть девиз Просвещения». Некоторые из них также приведены в обзоре.

Имя Иммануила Канта знакомо нам по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В первой главе происходит замечательный диалог между Воландом и советским писателем Иванушкой Бездомным, в котором тот предлагает сослать философа на Соловки и очень огорчается, что этого сделать невозможно. К сожалению, на этом знакомство с творческим наследием Канта заканчивается, и это не удивительно. Тяжело продираться сквозь дебри смыслов кенигсбергского мудреца, но для профессионала это имя означает многое. Иммануил Кант вывел европейскую мысль из тупика позитивизма и показал новые горизонты осмысления реальности.

Зеленый человечек из Кенигсберга

Одно из преданий гласит, что Кант появился на свет с каким-то странным цветом тела – то ли зеленым, то ли синим. Это произошло 22 апреля 1724 года в прусском Кенигсберге, и никто не верил, что он выживет. Кстати, философ, охвативший разумом мириады вселенных, так ни разу не выехал за пределы родного города. Кант действительно имел слабое здоровье, и это понудило его подчинить свою жизнь строгому режиму. Кант не стеснялся обсуждать на лекциях свои болячки, приводя их в качестве примеров. Он никогда не принимал лекарства, решая свои проблемы волевыми внушениями.

Притчей во языцех стала пунктуальность Канта. Строго в одно и то же время он проходил мимо городских лавок, хозяева которых сверяли по нему время. У него ничего не было, кроме таланта к философствованию и железной воли, подчинившей себя этой науке. Отец-ремесленник умер, когда Иммануил учился в Кенигсбергском университете. Чтобы прокормить семью, юноша вынужден прервать обучение и зарабатывать домашним учителем. Свою диссертацию ему удается защитить лишь в 1755 году, что дает ему право преподавать в университете в должности ординарного профессора.

Прусский король Фридрих проигрывал русским в семилетней войне, поэтому с 1758 по 1762 Кант был подданным царицы Елизаветы. В это веселое время Кант почти ничего не написал. Сам он взял на постой нескольких русских офицеров, среди которых были довольно интересные собеседники. Возможно, они обсуждали пиротехнику и фортификацию, которую брался преподавать Кант в качестве частного учителя. Впрочем, он так и не полюбил русских, называя их главными врагами.

Известны, по крайней мере, три попытки философа завести семью. Сам он впоследствии говорил, что когда ему нужна была жена, у него не было средств ее содержать, а когда средства появились, жена была уже не нужна. Долгое время он жил скромно, обеспечивая себя и семью отца, и вполне спокойно обходился без женской ласки. О личной жизни философа мы почти ничего не знаем. С официального портрета на нас смотрит гном с большим лбом, маленькими сверлящими глазками и сдержанной улыбкой.

В поисках человека

К середине XVIII века казалось, что мир работает как часы. Декарт, Лейбниц и Ньютон сформулировали основные законы механики, которые применялись к любой сфере бытия. Ученые не нуждались в Боге, а человека стали рассматривать как одно из звеньев в сложном, но предсказуемом механизме под названием «Вселенная». Все явления природы были подчинены железному закону причинно-следственных связей, в котором естественным образом отменялась свобода выбора. Иммануил Кант почувствовал приближение катастрофы и сделал все, чтобы ее предотвратить.

Если человек лишь игрушка в мире, кем-то когда-то созданном, то бессмысленно от него что-либо требовать, а тем более его наказывать, ведь наказание дается в назидание самому преступнику или окружающим людям. Но человек в причинно-следственном мире не может ошибаться, поскольку его поступки детерминированы. К вопросам этике и религии Кант подходит во второй половине своей жизни. В молодости он занимается генезисом Солнечной системы, выдвигая гипотезу о первоначальной газовой туманности, классифицирует животный мир и задумывается о происхождении человека. Его эссе посвящены землетрясениям, приливам и отливам.

Теория познания

Кант приветствовал развитие науки, но очень быстро понял, что она по-прежнему бессильна объяснить человеку смысл его существования. Философ поставил множество вопросов, которые открыты и по сей день. В своей теории познания он подвергает сомнению догматическое представление о чистом разуме, способном познать истину. Его капитальный труд «Критика чистого разума» доказывает невозможность познать этот мир, «какой он есть на самом деле». Все, что мы видим, слышим и ощущаем, поступает к нам через наши органы чувств, которые дают нам крайне искаженное представление о «вещи в себе». То есть, гипотетические существа, получающие информацию, например, через электромагнитные колебания, будут видеть предмет совершенно по-другому.

Опыт и так называемый «чистый разум» соприкасаются и противоборствуют в процессе познания, но арбитром их спора об истине является душа. Кант называет ее инструментом постижения смысла вещей и явлений. Именно в ней присутствует некая данность, которая направляет наше познание за пределы явлений, данных нам в ощущение. Душа является хранилищем и преобразователем опыта, помогающего нам понять законы материального мира.

Категорический императив и свобода воли

Итак, если человек механическая игрушка в руках необходимости, значит, все его поступки оправданы, даже самые отвратительные. У нас не возникает желания читать мораль тигру, который сожрал ягненка или даже ребенка. Мы просто убьем зверя, если сможем, но не из наказания или мести. Мы и в мыслях не имеем обижаться на ураган, разрушивший наши жилища. Так действует стихия, без злого умысла и сострадания, под воздействием закона всемирного тяготения и круговорота веществ в природе.

Человека ждет наказание даже за нарушение, вызванное крайней необходимостью, например, чувством голода. Мы не просто осознаем наши поступки, но и имеем свободу выбора. Этим мы отличаемся от животных. Природные законы проявляются в нас в полной мере. Сорвавшись с дерева, мы падаем на землю с такой же скоростью, как и любой другой предмет. Молния одинаково безжалостна как к папе римскому, так и к черепахе. Впрочем, выясняя причины знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 года, Кант пытается понять, в какой степени оно вызвано безнравственными поступками людей.

Здесь следует сказать о метафизике нравственности, о которой так много писал философ. Само слово «метафизика» имеет греческое происхождение и означает принципы и причины нашего бытия. Несомненно, не было и не будет такого прибора, который бы измерил нравственность, но она есть путеводитель по свободе, данной человеку вместе с душой. Высшим проявлением этой свободы является категорический императив, то есть приказ, которое человек дает сам себе. Этим он отличается от мира животных. Этим он противостоит природе.

Знаменитая кантовская фраза о звездном небе над головой и моральным законом внутри человека, выражает суть его размышлений о вселенной, человеке, этике и Боге. Категорический императив Канта гласит:

  • Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
  • Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
  • Принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы.

Иммануилу Канту принадлежат другие известные изречения:

  • Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
  • Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
  • Любовь к жизни - это значит любовь к правде.

Мир после Канта

Этот философ поднял проблемы, которыми и по сей день занимаются ученые. В этике и религиоведении, политологии и эстетике, антропологии и психологии он оставил свой неизгладимый след. Мир после Канта стал совершенно другим, хотя подавляющее большинство носителей разумной жизни этого не поняли. Он ввел в обращение философии такие понятия, как совесть, душа и добродетель, которые раньше были уделом лишь нравственного богословия.

Стремительная поступь науки и в наше время пытается превратить человека в часть природы, над которой позволительны любые эксперименты. В восемнадцатом веке этому воспрепятствовал Кант. Его мемориальный комплекс служит главной достопримечательностью современного Калининграда. Туристы со всего мира съезжаются сюда, пополняя бюджет города. Хочется верить, что они знакомы с наследием великого гуманиста не только по цитатам.

Середина 18 века явилась для немецкой философии переломным моментом. Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые, чьи идеи и концепции изменили взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Научные теории И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха помогли по новому взглянуть на положение в обществе активно познающего мир субъекта. Именно благодаря им появился метод диалектического познания.

Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника. Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование. В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.

Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.

Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог, то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта

В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать?

Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.

Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления. Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания (знание не может появляться из ниоткуда).

По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования.

Что такое антиномии?

Антиномии – это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте.

  1. Мир (Вселенная, Космос) имеет начало и конец, т.е. границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная – бесконечна и непознаваема человеческим разумом.
  2. Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты.
  3. В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы
  4. Мир имеет первопричину (бог). Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной.

Каким образом можно объяснить эти теории и антитеории? Кант утверждал, что для того чтобы в них разобраться и придти к единому выводу, нужна вера. Кант вовсе не восставал против науки, он лишь говорил о том, что наука вовсе не всесильна и порой невозможно решить проблему, даже опираясь на всевозможные научные методы.

Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Особенности социальной философии Иммануила Канта

Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.

При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете. Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.

Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:

  1. Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
  2. Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
  3. Постоянные армии должны быть уничтожены,
  4. Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
  5. Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
  6. Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.

Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...