Интересные факты о микеланджело буонарроти. Интересные факты о микеланджело буонарроти Последние годы жизни

Эпоха Возрождения подарила миру множество талантливых деятелей искусства, но художник и скульптор Микеланджело Буонарроти является, пожалуй, одним из самых известных среди них. Этот, без преувеличения, гениальный человек преуспел во многих начинаниях сразу, и созданные им шедевры, сохранившиеся до наших дней, по праву считаются бесценным достоянием культуры. Несмотря на то, что жил он около 500 лет назад, фактов о жизни Микеланджело до нас дошло достаточно, чтобы иметь представление о его личности.

Факты из биографии Микеланджело

  • Великий художник происходил из рода обедневших флорентийских дворян.
  • Мать Микеланджело умерла, когда ему было 6 лет. Несмотря на то, что он, будучи взрослым человеком, вёл активную переписку, сохранившуюся до наших дней, о матери он ни разу нигде не упоминал.
  • Так как у Микеланджело было много братьев и сестёр, его отец не мог обеспечивать их всех, и он отдал будущего художника воспитываться в другую семью из той же деревни.
  • Так как приёмная семья Микеланджело занималась гончарным делом, ещё в детстве он научился лепить горшки и украшать их затейливыми узорами раньше, чем освоил грамоту.
  • В биографии Микеланджело отмечается тот факт, что во время учёбы в школе он не был прилежным учеником, предпочитая не сидеть за партой, а посвящать всё время общению с местными художниками и рисованию.
  • Когда ему было 13 лет, отец вынужденно смирился с его тягой к живописи, и устроил его в ученики к довольно известному местному художнику.
  • 14-летнему Микеланджело очень повезло - его талант распознал Лоренцо ди Медичи, глава всей Флоренции, и стал его покровителем. Это проложило юному гению дорогу в мир большого искусства.
  • Помимо того, что Микеланджело Буонарроти был скульптором и живописцем, он также зарекомендовал себя в качестве гениального архитектора. Именно он, кстати, был главным архитектором собора Святого Петра, крупнейшего строения Ватикана. За эту работу он даже не взял вознаграждения ().
  • Всю свою жизнь Микеланджело прожил в Италии, во Флоренции и в Риме.
  • Последняя работа художника, зарисовка одного из куполов собора Святого Петра, была случайно обнаружена в архивах Ватикана в 2007 году.
  • Достоверно известно, что Микеланджело сочинял стихи, хоть они и не принесли ему широкой известности. До нас дошло около 300 сочинённых им стихотворений. Их было больше, но почти все рукописи со своими ранними стихами он собственноручно сжёг.
  • Некоторые стихотворения Микеланджело ещё при его жизни были положены на музыку.
  • Биография Микеланджело была написана ещё при его жизни. Прожил он, кстати, немало - 89 лет.
  • Наиболее известной его работой считается статуя Давида. Сейчас эта бесценная 5-метровая скульптура хранится в Академии изящных искусств во Флоренции.
  • До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Критиковать других деятелей искусства Микеланджело не стеснялся.
  • Свою первую любовь он повстречал, когда ему уже было более 60 лет.
  • Одна из самых великих его работ - свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове, не было даже никаких предварительных эскизов и набросков. За время работы он не впускал в помещение никого, даже Папу Римского, который и был заказчиком.

19.07.2016

Живописец и поэт, скульптор и резчик, мыслитель и ученый - любое из этих определений с полным правом применимо к Микеланджело Буонаротти. Какие интересные факты из жизни великого нелюдимого гуманиста или человеколюбивого мизантропа Микеланджело Буонаротти мы знаем сегодня?

  1. Семья будущего скульптора была знатной, но не отличалась богатством. Дети рождались один за другим, приходилось изыскивать способы их прокормить. Когда Микеланджело был еще маленьким, мать его скончалась, и отец принял решение отдать ребенка в деревню его прежней кормилице. Там Микеланджело начал самостоятельно осваивать способы работы с глиной и резцом.
  2. Талант юного художника проявился очень рано. Представитель печально известного рода Медичи - Лоренцо Медичи Великолепный - забрал мальчика к себе во дворец, чтобы тот мог обучиться искусству ваяния на примере великолепных образцов античных скульптур, в изобилии расставленных по всему саду аристократа.
  3. Характером Микеланджело обладал весьма неуживчивым. Мог поспорить с любым, в том числе самым высокопоставленным царедворцем. Работал с бешеным усердием и того же требовал от своих учеников. Зато о своих близких родственниках гениальный скульптор заботился с величайшей нежностью. Всю жизнь он помогал отцу и четырем братьям, а они воспринимали это как должное, без особой благодарности.
  4. Крайне редко Микеланджело шел на уступки в том, что касалось его творчества. Папа Лев X утверждал: «Микеланджело страшен. С ним нельзя иметь дело».
  5. Гениальный скульптор был весьма самолюбив. Однажды он, закончив свою «Пьету» (фигура Богоматери, склонившейся над умершим Христом), услышал, как кто-то приписывает авторство другому художнику. Мастер не стерпел такого оскорбления и, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, чьему резцу принадлежит «Пьета», высек на ее поясе надпись: «Сделано флорентийцем Микеланджело Буонаротти».
  6. Одно из творений Микеланджело представляет из себя Моисея с …рогами. Люди невольно начинают отыскивать в этом некий глубинный смысл, но на самом деле все проще: рога у пророка появились вследствие неправильного перевода библейского текста. Вместо рогов голову Моисея должны были увенчать лучи.
  7. Состояние Микеланджело после его смерти оценивалось в миллионы долларов. При этом мастер вел чрезвычайно скромную, даже аскетичную жизнь.
  8. Ученые считают, что скульптор имел тайную связь с неким запрещенным обществом. Во всех его работах мы видим заботу о увеличении популярности католичества. Между тем сам мастер по мировоззрению был склонен к протестантизму. Объявить этого явно он не мог: в то время это ответвление христианского вероучения приравнивалось едва ли не к еретичеству.
  9. Много споров вызывает личная жизнь Микеланджело. Существуют подозрения в его нетрадиционной ориентации, что косвенно подтверждает отсутствие собственной семьи. Но женщина все же была в жизни гениального художника. Яркой звездой она осветила его зрелые годы. Уже будучи 60-летним, Микеланджело встретил Витторию Колонну. Она не была монахиней, но жила при монастыре и вела очень чистую, праведную жизнь. Взаимную платоническую любовь этой пары описывают многие исследователи.

Творения Микеланджело Буонаротти вечны. Они приносили истинное духовное наслаждение ценителям прекрасного периода Возрождения, не потеряли популярности ни в Новое время, ни в наши дни. И пусть сегодня историки устраивают длительные разбирательства по поводу тяжелого характера Микеланджело, изучают его сложную личную жизнь - для всех, кто неравнодушен к подлинному искусству, все это не имеет значения, это лишь шелуха. Микеланджело Буонаротти будет жить в памяти людской всегда, вызывая трепет восторга и восхищения даже спустя века благодаря своим гениальным произведениям.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения.

Сегодня мы представляем вам подборку самых интересных фактов об итальянском скульпторе, одном из крупнейших мастеров эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

1) Как пишет американское издание The New York Times, хоть Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте.

2) Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мертвых людей и их внутренности.

3) До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на нее ». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя ».

4) Одна из самых великих работ - свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов и т. д. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.

«Оплакивание Христа», Микеланджело Буонаротти. Собор Святого Петра, Ватикан.

5) Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (На тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору - Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры - это единственная.

6) Микеланджело не общался с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии.

7) Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела ».

8) Микеланджело писал стихи:

И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум.
Бежит от света ночь, как от проказы,
И защищается кромешной тьмой.
Хруст ветки иль курка щелчок сухой
Не по нутру ей - так боится сглаза.
Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предубеждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь.

Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

9) Перед свое смертью он сжег множество набросков, понимая, что нет технических средств для их воплощения.

10) Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его.

Давид

11) Зимой 1494 года во Флоренции прошёл очень сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро ди Медичи заказал Микеланджело вылепить снежную статую. Художник выполнил заказ, но, к сожалению, никаких сведений о том, как выглядел снеговик, вылепленный Микеланджело, не сохранилось.

12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Тот увлёкся идеей, и лично отправился на место добычи мрамора для статуй - в Карарру. Вернувшись почти через год в Рим, потратив уйму денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. И не собирается оплачивать расходы! Разгневанный скульптор в тот же час всё бросил, - мастерскую, глыбы мрамора, заказы - и уехал из Рима без разрешения папы.

13) В истории искусства бытует следующий казус. Микеланджело предъявлял к своим работам высокие требования и строго судил их. На вопрос, что же такое идеальная статуя, он ответил: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения.

Сегодня мы представляем вам подборку самых интересных фактов об итальянском скульпторе, одном из крупнейших мастеров эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

1) Как пишет американское издание The New York Times, хоть Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионов долларов в современном эквиваленте.

2) Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мертвых людей и их внутренности.

3) До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на нее». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».

4) Одна из самых великих работ - свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов и т. д. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.


«Оплакивание Христа», Микеланджело Буонаротти. Собор Святого Петра, Ватикан.

5) Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (На тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору - Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры - это единственная.

6) Микеланджело не общался с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии.

7) Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела».

8) Микеланджело писал стихи:

И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум.
Бежит от света ночь, как от проказы,
И защищается кромешной тьмой.
Хруст ветки иль курка щелчок сухой
Не по нутру ей - так боится сглаза.
Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предубеждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь.


Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

9) Перед свое смертью он сжег множество набросков, понимая, что нет технических средств для их воплощения.

10) Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его.


Давид

11) Зимой 1494 года во Флоренции прошёл очень сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро ди Медичи заказал Микеланджело вылепить снежную статую. Художник выполнил заказ, но, к сожалению, никаких сведений о том, как выглядел снеговик, вылепленный Микеланджело, не сохранилось.

12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Тот увлёкся идеей, и лично отправился на место добычи мрамора для статуй - в Карарру. Вернувшись почти через год в Рим, потратив уйму денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. И не собирается оплачивать расходы! Разгневанный скульптор в тот же час всё бросил, - мастерскую, глыбы мрамора, заказы - и уехал из Рима без разрешения папы.

13) В истории искусства бытует следующий казус. Микеланджело предъявлял к своим работам высокие требования и строго судил их. На вопрос, что же такое идеальная статуя, он ответил: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

Художник боялся бедности и постоянно жаловался на нужду. О нищете скульптора тогда говорили все, каково же было удивление, после смерти выяснилось, скульптор оставил огромное состояние, на сегодняшний день его капитал оценивают в десятки миллионов долларов.

Микеланджело лепил статуи с «мертвой натуры»

Уже в молодости работы мастера поражали неправдоподобной реалистичностью. Обнаженные мраморные тела выглядели, как живые от резца скульптора не утаилась не одна мельчайшая деталь. Однако как удалось бедному юноше так хорошо изучить человеческую анатомию. Платить настройкам он не мог, избегал общества женщин, Микеланджело нашёл свою музу в монастырском морге! Здесь он изучал мертвые тела и их внутренности.

Микеланджело впервой раз влюбился, когда ему было шестьдесят лет

О личной жизни Микеланджело до сих пор ходят легенды, ему приписывали противоестественные отношения с молодыми людьми, возможно, поэтому в женских стаях есть что-то мужское. Другие утверждали, что скульптор был женоненавистником. До сих пор исследователе не разгадали, был у художника роман с, Викториной Колонна. Современники утверждают, что впервые скульптор полюбил, когда ему исполнилось шестисот лет. По крайней мере это была первая «реальная» женщина которой удалось приблизиться к нелюдимому флорентинцу. На седьмом десятке Микеланджело нашёл свою музу, он писал ей стихи. Виктора Колонна была уже не молода, сорокалетняя вдова увлекалась искусством и наукой, писала стихи.

Как Микеланджело снеговика лепил

В конце пятнадцатого века во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правителю Флоренции герцогу Медичи, пришла в голову идея сделать статую из снега. Медичи пригласил Микеланджело и поросли его вылепить снежную статую. Скульптор «не ударил в грязь лицом» снежного изваяние взвыло фурор, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

«Это сделал Микеланджело»

Когда скульптор вылепил свою первую «Пьету» для собора Святого Петра, автор узнал, что злые языки утверждают, что статую сделал некий Кристофоро Солари . Возмущённый скульптор высек на поясе пресытой девы, знаменитую фразу «Это сделал Микеланджело Буонаротти из Флоренции». В последствии автор сожалел об этой вспышке гордости, правда все те же злые языки поговаривали,что святые отцы наложили на автора срезную епитимью за осквернения образа пресвятой девы. История об этом умалчивает доподлинно известно Микеланджело больше никогда не оставлял свою «подпись» на скульптурах.

У Микеланджело был скверный характер

Как все гениальные люди скульптор был далеко не ангел, он высмеивал «коле по цеху». Осталось не мало афоризмов и язвительных комментариев о работах других мастеров.Однажды увидев картину «скорбящие о Христе», Микеланджело язвительно заметил «Поистине скорбь смотреть на нее». Другому художнику он заявил. «Всякий художник хорошо пишет самого себя» (на картине мастера был изображен бык). Со своими покровителями гений также не церемонился.

В работе с клиентами олигархами Микеланджело проявлял свой крутой нрав. По свидетельству современников, его боялся сам папа Лев X ,когда его спросили о Микеланджело, понтифик так отставал мастера. «Это страшенный человек лучше иметь дело с нечистым». Это произошло во время, когда Микеланджело занимался росписью сводов Сикстинской капеллы, между папой и художником вспыхнула сора. Папа обвинял мастера, что тот медленно работает. Однажды понтифик пришёл в собор, Папа напомнил, что сроки поджимают, Микеланджело вышел из себя и швырнул в него кисти. Заявив, что каждый должен заниматься своим делом, а если его святейшеству не нравится, то пускай он ищет другого мастера.

Надо признать за четыре года гений изрядно помотал Папе нервы, пака создавал самое великолепное произведение, с самого начала художник, дал понять, что не потерпит вмешательства, он не предоставил никаких предварительных эскизов, идея была у него в голове. Каждая фреска складывалась из мельчайших частиц. Фрески складывались в гигантское полотно, на потолке капеллы. Микеланджело бесцеремонно выгонял из храма любопытных. Папа решил не вмешиваться в работу мастера.

Скульпторы возрождения не раз обращались к блеском мотивам. самой загадочной была статуя библейского царя Давида . Целое столетие мастера создавали скульптуры Давида, но все они получались «маленькими». Заказ «на большого Давида» приняли два скульптора Донателло и Агостино ди Дуччо, первой должно выполнять всю работу. Другой скульптор должен был обтесывать глыбу. К сожалению смерть Донателло нарушила планы скульпторов. А глыба так и осталась во дворе храма, дождь и ветер постепенно разрушали мрамор, и власти решили «спасти ценный материал». отдали глыбу никому не известному молодому скульптору Микеланджело, за которого поручился Леонардо да Винчи.

Была у этой истории другая версия

Небогатый молодой скульптор, упросил священников отдать ему испорченный материал, те согласилась, считая, что все равно мрамор уже пропал. Какого же было удивление, когда мастер показал «Давида».

Микеланджело изобразил на голове пророка Моисея рога

Многие искусствоведы считают, что во всём виновата неправильная трактовка святого писания. В « истории Исхода» говорится, пророк спустился с горы Синайской, израильтяне не смотреть в его лицо. Здесь мнение богословов разошлись, одни трактовали арамейское слово «лучи», другие утверждали, что это был «рог». И хотя логично предположить, что речь шла о лучах света - лицо Моисея сияло, а не внушало ужас.

Предчувствуя близкую смерть, мастер уничтожил множество набросков

Микеланджело понимал, что не успеет воплотить их в жизнь. Понимая, что не будет мастера, который сможет продолжить его дело.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...