Интересные артефакты. Древние артефакты сибири, которые паразиты скрывают от нас и уничтожают

Как были созданы эти предметы? Кем? И главное - зачем?

Эльдар Халиулин

Как известно, факт - вещь упрямая. А еще упрямее артефакт (в том значении, в котором это слово употребляется в компьютерных играх, то есть искусственно созданный предмет, который существует вопреки научным заблуждениям относительно мироустройства). Вообще-то артефактом может считаться любой объект, сделанный человеком. Даже обыкновенная канцелярская кнопка. Археологи всего мира ежегодно выкапывают из-под земли центнеры артефактов. И все же нам, не специалистам, как-то привычнее подразумевать под этим словом мистические объекты, священные реликвии или предметы загадочного происхождения. Между прочим, многие артефакты, которые знакомы тебе по приключенческим фильмам, стали причиной нервных расстройств у сотен ученых планеты. Ведь эти штуки существуют и никак не объясняются на самом деле! Мы попытались разгадать их тайны. В этом нам помог кандидат исторических наук Алексей Вяземский, который скептическим взором окинул нашу коллекцию, после чего вволю позанудствовал (его особое мнение зашифровано в этой статье под кодовыми словами «Голос скептика»).

В научных кругах этот предмет больше известен как «Митчелл-Хеджес». Именно его история легла в основу свежего спилберговского блокбастера об антисоветских похождениях Индианы Джонса. А дело было так: в 1924 году в Центральной Америке экспедиция под руководством Фредерика Альберта Митчелл-Хеджеса проводила раскопки древнего города майя Лубаантуна в поисках следов цивилизации атлантов. Приемная дочь Фредерика Анна Мари Ле Гуиллон обнаружила под обломками алтаря некий предмет. Когда его извлекли на свет, оказалось, что это череп, искусно сделанный из горного хрусталя. Его габариты вполне сопоставимы с натуральными размерами черепа взрослой женщины – примерно 13 x 18 x 13 см, однако маловероятно, что эту хрустальную штуковину потеряла какая-нибудь рассеянная Золушка. Находка весит чуть больше 5 кг. У черепа не хватало нижней челюсти, но ее вскоре обнаружили рядом и вставили на положенное место - в конструкции было преду­смотрено что-то вроде шарниров.

В чем загадка

В 1970 году череп прошел ряд тестов в исследовательской лаборатории компании «Хьюлетт-Паккард», которая славилась продвинутыми технологиями в области обработки природного кварца. Результаты обескуражили ученых. Выяснилось, что череп выполнен из цельного (!) кристалла, состоящего из трех сростков, что само по себе тянет на сенсацию, так как невозможно даже при современном развитии технологий. В процессе создания хрусталь должен был развалиться из-за внутреннего напряжения материала. Но самое удивительное состоит в том, что на поверхности черепа не было обнаружено следов вообще никаких инструментов! Кажется, он просто вырос сам по себе. Вскоре выяснилось, что есть и другие искусственные черепа из природного кварца. Все они уступают Черепу Судьбы по качеству исполнения, но тоже считаются наследием ацтеков и майя. Один хранится в Британском музее, еще один - в Париже, третий, из аметиста, в Токио, череп «Макс» - в Техасе, а самый массивный - в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Кроме того, неутомимые исследователи раскопали легенду, согласно которой с глубокой древности существуют 13 хрустальных черепов, связанных с культом Богини Смерти. К индейцам они попали от атлантов (кто бы сомневался!). Черепа охраняют специально обученные воины и жрецы, передавая из поколения в поколение и следя за тем, чтобы артефакты хранились в разных местах. Сначала они находились у ольмеков, затем у майя, от которых перешли к ацтекам. А в самом конце пятого цикла по долголетнему календарю майя (то есть в 2014 году) именно эти предметы помогут спасти человечество от неминуемой катастрофы, если люди догадаются, что с ними делать. Предыдущие 4 цивилизации не додумались и были уничтожены бедствиями и катаклизмами. Похоже, что хрустальные черепа представляют собой нечто вроде древнего суперкомпьютера, который придет в действие, если собрать всего его комплектующие в одном месте. А черепов-то уже найдено больше 13. Что делать?!

Голос скептика

Практически каждый из хрустальных черепов сначала считался ацтекским или майяским. И все же некоторые из них (например, британский и парижский) были признаны фальшивками: эксперты нашли следы обработки современными ювелирными инструментами. Парижский экспонат сделан из альпийского хрусталя и, вероятнее всего, появился на свет в XIX веке в немецком городке Идар-Оберштайн, ювелиры которого славятся своим умением обрабатывать драгоценные камни. Проблема в том, что пока не существует технологии, с помощью которой можно было бы уверенно определять возраст природного кварца. Вот ученым и приходится ориентироваться по следам инструментов и географическому происхождению минералов. Так что все хрустальные черепа, в конечном итоге, могут оказаться творениями мастеров XIX–XX веков. Есть версия, что Череп Судьбы - всего-навсего подарок Анне на день рождения. Он вполне мог быть подброшен ей отцом на манер рождественских сюрпризов, но только не под елку, а под древний алтарь. Анна, умершая в 2007 году в 100-летнем возрасте, рассказала в одном из интервью, что череп был найден в день ее 17-летия, то есть в 1924 году. Автором всей этой захватывающей истории может быть сам Митчелл-Хеджес, охотник за сокровищами Атлантиды.

Их нашли в Перу, неподалеку от города Ика. Камней очень много - десятки тысяч. Первые упоминания о них встречаются еще в хрониках XVI века. На каждом из камней есть рисунок, детально изображающий какую-либо сцену из жизни древних людей.

В чем загадка

Встречаются рисунки, на которых видны лошади, вымершие на американском континенте сотни тысяч лет назад. На лошадях есть всадники. На других камнях запечатлены сцены охоты… на динозавров! Или, например, хирургические операции по пересадке сердца. А также звезды, солнце и другие планеты. При этом многочисленные экспертизы подтверждают, что камни древние, их находят и в доиспанских погребениях. А официальная наука всеми силами делает вид, что камней Ики не существует, либо называет их современными фальшивками. Кому придет в голову наносить изображения на десятки тысяч камней, да еще и тщательно закапывать их в землю?! Это ведь абсурд!

Голос скептика

Во всех журналистских публикациях о камнях Ики говорится, что экспертизы подтвердили подлинность этих артефактов. Но данные экспертиз почему-то никогда не приводятся. Получается, что всяческие уфологи с атлантологами предлагают всерьез изучать эти булыжники лишь на том основании, что никому и в голову не придет их подделывать. А ведь продажа камней Ики - прибыльный бизнес, которым охотно занимаются икианцы… икиоты… короче, тамошние жители. Ну, и некоторые «ученые» тоже. Почему бы не предположить, что они сообща поставили производство доходных товаров на поток? Или это тоже слишком абсурдная идея?

Сначала был известен как «Голубой бриллиант короны» и «Французский синий». В 1820 году его приобрел банкир Генри Хоуп. Сейчас камень хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

В чем загадка

Самый известный в мире бриллиант заслужил недобрую славу кровожадного камня: почти все его владельцы начиная с XVII века умирали не своей смертью. В том числе и несчастная французская королева Мария-Антуанетта…

Голос скептика

Представляешь, шапкой Мономаха венчались на царство русские великие князья и цари, от Ивана Калиты и до Петра Первого. И все они тоже умерли! Многие - не своей смертью, а от различных болезней! Жутко, правда? Вот оно, проклятие Мономаха! Причем факт жизни, смерти и соприкосновения с этой шапкой-убийцей в каждом случае можно подтвердить документами, в отличие от биографий иных владельцев «Хоупа». Среди которых, между прочим, есть и те, кто прожил вполне благополучную жизнь, Людовик XIV например. А еще можно вывести уравнение, в котором длина жизни владельца бриллианта обратно пропорциональна величине драгоценного камня. Но это уже из другой области…

В 1929 году в стамбульском дворце Топкапы был найден фрагмент карты мира на коже газели. Документ датирован 1513 годом и подписан именем турецкого адмирала Пири ибн Хаджи Мамеда, а в дальнейшем стал называться картой Пири Рейса («рейс» по-турецки значит «господин»). А в 1956 году некий турецкий морской офицер подарил ее американскому морскому гидрографическому управлению, после чего предмет был досконально исследован.

В чем загадка

Самое удивительное даже не то, что на карте подробно изображено восточное побережье Южной Америки (это спустя всего 20 лет после первого плавания Колумба!). Перед пытливым взором ученых предстал средневековый – подлинность не вызывает сомнений - документ, на котором четко изображена Антарктида. А ведь она была открыта только в 1818 году! И это далеко не единственная тайна карты: побережье Антарктиды изображено таким, словно континент свободен ото льда (возраст которого от 6 до 12 тысяч лет). При этом очертания береговой линии согласовываются с сейсмографическими данными шведско-британской экспедиции 1949 года. Пири Рейс, составляя карту, честно признался в своих заметках, что пользовался несколькими картографическими источниками, в том числе очень древними, времен Александра Македонского. Но откуда древние могли знать про Антарктиду? Конечно же, от сверхцивилизации атлантов! Именно к такому выводу пришли энтузиасты вроде Чарльза Хэпгуда, пока представители официальной науки стыдливо отмалчивались. Отмалчиваются они и до сих пор. Также было найдено множество других похожих карт, в числе которых, например, составленные Оронтеусом Финнеусом (1531) и Меркатором (1569). Данные, приведенные в них, можно объяснить только тем, что существовал некий первоисточник. С него картографы и копировали информацию о тех местах, о которых просто не могли знать. А составители этого древнего первоисточника знали о том, что Земля - шар, точно представляли длину экватора и владели основами сферической тригонометрии.

Голос скептика

Если верить карте Пири Рейса (а точнее, таинственному первоисточнику), Антарктида в глубокой древности располагалась иначе, и эта разница составляет порядка 3000 километров. Сведений о таком глобальном континентальном сдвиге, случившемся около 12 тысяч лет назад, нет ни у палеонтологов, ни у геологов. Кроме того, береговая линия Антарктиды безо льда просто не может совпадать с современными данными. Во время обледенения она должна была значительно измениться. Так что карта неизвестного континента, скорее всего, - домыслы древнего автора, которые по счастливой случайности приблизительно совпали с реальностью, либо очередная современная подделка.

Время от времени в разных местах планеты находят идеально круглые шары. Размеры у них разные - от 0,1 до 3 метров. Иногда на шарах есть странные надписи и рисунки. Самыми загадочными считаются шары, найденные в Коста-Рике.

В чем загадка

Неизвестно, кто их делал, зачем и каким образом. Обточить их до такой круглой формы древние люди явно не могли! Может, это послания от других цивилизаций? А может, шары высечены атлантами, которые закодировали в них важную информацию?

Голос скептика

Геологи считают, что такие круглые предметы вполне могут получаться естественным, природным путем. Например, если камень попадет в яму, расположенную в русле горной речки, вода обточит его течением до круглого состояния. А надписи с рисунками бывают не только на камнях, но еще на стенах лифтов и заборах. И, как правило, они представляют собой автографы современников.

К ресты обнаружили в XIX веке в Кинтана-Роо (Юкатан). Известно, что майя задолго до появления в Мезоамерике христиан почитали их символ, во всяком случае, в Паленке сохранился древний Храм Креста. Кстати, поэтому аборигены во время испанской колонизации благосклонно отнеслись к христианству.

В чем загадка

По легенде, огромный крест, вырезанный из дерева, внезапно заговорил в 1847 году в деревне Чан. Он призвал индейцев - потомков майя - на священную войну против белых. Он продолжал подавать голос, руководя индейцами в ходе боевых операций. Вскоре появились еще два аналогичных говорящих объекта. Деревня Чан стала индейской столицей Чан-Санта-Крус, где возвели святилище крестов. В 1901 году мексиканцам удалось захватить священную столицу, но майя успели унести ноги и кресты в сельву. Борьба за независимость продолжалась. Историки называют эти события войной мексиканского правительства с государством индейцев Крусоб - «Страной говорящих крестов». В 1915 году индейцы отбили назад Чан-Санта-Крус, и один из крестов заговорил снова. Он призвал убивать каждого белого, кто забредет на индейские земли. Война закончилась лишь в 1935 году признанием независимости индейцев на условиях широкой автономии. Потомки майя верят, что победили благодаря говорящим крестам, которые и поныне стоят в святилище нынешней столицы Чампон, но уже молча. Официальной религией свободных индейцев до сих пор остается культ трех «говорящих крестов».

Голос скептика

У этого феномена могут быть как минимум два объяснения. Первое: известно, что индейцы Мексики в своих обрядах часто употребляли наркотическое вещество пейотль. Под его воздействием можно вести беседы не только с деревянным крестом, но и с собственным томагавком. А если серьезно, то искусство чревовещания известно давно. У многих народов им владели жрецы и священнослужители. Даже не­опыт­но­му чревовещателю вполне по силам произнести парочку нехитрых фраз вроде: «Убивайте всех белых!» или «Принесите еще текилы!» Не надо также забывать о том, что еще никто из современных ученых так и не услышал от «говорящих крестов» ни одного слова, пусть даже нецензурного.

В чем загадка

На четырехметровом полотне (длина - 4,3 метра, ширина - 1,1 метра) просматривается четкое изображение человека. Точнее, два симметричных образа, расположенных «голова к голове». Один из образов - мужчина, лежащий со сложенными чуть ниже живота руками, другой – тот же мужчина, вид со спины. Изображения подобны негативу фотопленки и отчетливо проступают на ткани. Заметны следы кровоподтеков от ударов бичей, от тернового венца на голове и раны в левом боку, а также кровавые отметины на запястьях и ступнях ног (предположительно, от гвоздей). Все детали изображения соответствуют евангельским свидетельствам о мученической смерти Христа. Над тайной плащаницы бились и физики, и лирики (в смысле, историки). Некоторые из них после этого становились верующими. Плащаницу просвечивали инфракрасными лучами, изучали под мощными микроскопами, анализировали найденную в ткани пыльцу растений - словом, чего только не делали, но до сих пор никто из ученых так и не смог объяснить, как и с помощью чего выполнены эти изображения. Они НЕ нарисованы красками. Они НЕ появились в результате радиационного облучения (была и такая фантастическая гипотеза). Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, показал, что время создания плащаницы - XII–XIV века. Однако российский доктор технических наук Анатолий Фесенко объяснил, что углеродный состав льняного полотна мог «омолодиться». Дело в том, что ткань после пожара подвергалась очистке с помощью горячего масла или даже кипятилась в масле, поэтому в нее попал углерод XVI века, что и послужило причиной неверной датировки. Есть и другие факты, подтверждающие, что это не средневековая, а более древняя и вообще нерукотворная вещь. Чудо?!

Голос скептика

Самое время уподобиться Рене Декарту, который однажды логически рассудил, что быть верующим надежнее, чем атеистом, поскольку можно получить посмертный билет в рай. Ведь Богу (если он есть) будет приятно, что ты в него верил. Но пока ты еще жив, загляни в научные статьи и прочитай о том, что иудеи окутывали умерших не в плащаницы, а в погребальные пелены. То есть забинтовывали лентами с использованием ароматических смол и веществ. Именно так поступили с Христом после его смерти, что и записано в Евангелии от Иоанна. Поэтому говорить про абсолютное соответствие образов плащаницы евангельским свидетельствам не приходится. Более того, усопших сынов и дочерей Израилевых никогда не укладывали в позе футболиста, стоящего в «стенке». Традиция рисовать людей с руками, застенчиво сложенными на гениталиях, появилась после XI века, причем в Европе. Остается добавить, что многие серьезные ученые как раз не сомневаются в данных радиоуглеродного анализа, проведенного тремя независимыми лабораториями. С учетом всех выкладок Фесенко можно прибавить к возрасту плащаницы еще лет 40, пусть даже 100, но никак не тысячу с лишним. И еще одна интересная деталь: незадолго до появления этого артефакта, то есть в XIII–XIV веках, в Европе насчитывалось 43 (!) плащаницы. Владелец каждой наверняка божился, что у него - та самая, истинная, переданная лично в руки едва ли не самим Иосифом Аримафейским.

Бабу ищешь?

Есть еще артефакты, которые пока никем не найдены. Дело за тобой!

Святой Грааль

По идее, это незатейливая чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа. В действительности может выглядеть как угодно, потому что является классическим то-чего-не-может-быть. Скорее всего, Грааля просто не существует, это литературный миф.

Ковчег Завета

Что-то вроде массивной шкатулки с хранящимися внутри Скрижалями Завета и 10 заповедями на них. Вот с этим предметом будь особенно осторожным: считается, что любой прикоснувшийся к нему немедленно умирает.

Золотая баба

По свидетельству средневекового географа Меркатора, она находится где-то на территории Сибири. Это статуэтка (а может, и статуя) угро-финской богини Юмалы. Ей приписывают сверхъ­естественные свойства. Искателей приключений привлекает также металл, из которого она сделана. Да, да, это чистейшее золото. Можно сказать, не баба, а клад!

Фото: APP / East News; Corbis / RGB; Alamy / Photas.


Если верить мифам, то на протяжении всей древней истории мир терзали злобные упыри и привередливые боги. По люди не собирались сдаваться без боя и боролись с ненавистниками рода человеческого подручными средствами, в частности магией. До нашего времени дошли самые разнообразные артефакты, об истинном предназначении которых современным учёным приходится только догадываться.

1. Греческий палиндром


Согласно легенд, Кипр является местом рождения греческой богини любви плодородия, а город Пафос был "штаб-квартирой" культа Афродиты. Сегодня этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО изобилует древней мозаикой и остатками великих микенских храмов, посвященных покровительнице любви. Недавно же в Пафосе нашли другое чудо – 1500-летний амулет из глины размером с монету. На одной его стороне изображен греческий палиндром, а на другой - сцена из мифов. Палиндром гласит: "Яхве – носитель тайного имени, а лев Ра хранит его в своем храме".

2. Таинственные золотые спирали


Золото всегда считалось людьми ценным металлом. Золотом украшали все - от гробниц до ритуальных фигурок. Недавно археологи обнаружили около 2000 маленьких золотых спиралей в поле на датском острове Зеландия. Ранее на этом же месте раскопок находили менее загадочные изделия из золота, такие как браслеты, чаши и кольца.

Спирали датируются 900 - 700 годами до н.э., но это все, что о них известно. Зачем они были сделаны - загадка. Ученые предполагают, что в культуре бронзового века почитали Солнце и придавали большое значение золоту, считая его воплощенной на Земле формой солнца. Таким образом, вполне вероятно, что спирали украшали священные одеяния жрецов.

3. Костяная броня


Археологи в России нашли необычные доспехи, которые были сделаны из костей убитых животных. Возможно, это работа людей Самусь-сейминской культуры, представители которой жили в горах Алтая на территории современной России и Средней Азии тысячи лет назад. В какой-то момент они мигрировали на место, где сегодня расположен сибирский город Омск, где и была обнаружена броня, возраст которой составляет от 3500 до 3900 лет.

Несмотря на свой возраст, она была найдена в "идеальном состоянии". Она, вероятно, принадлежала какому-то элитному воину, но археологи не имеют ни малейшего представления, почему кто-то закопал такой уникальный предмет.

4. Мезоамериканские зеркала


Мезоамериканские жители когда-то считали зеркала порталами к чужеродным мирам. Хотя сегодня отражающие поверхности повсеместно распространены, 1000 лет назад люди трудились до 1300 часов (160 дней), чтобы произвести обычное ручное зеркальце. Исследователи нашли более 50 таких зеркал в Аризоне, большинство из них на месте раскопок под названием Снейктаун. Обилие зеркал позволяет предположить, что Снейктаун был очень зажиточным городом, который был заселен привилегированными членами общества.

К сожалению, зеркала находились в плохом состоянии. Как и другие священные вещи, они подлежали кремации и погребению вместе с их владельцами. Исследователи установили, что зеркала были сделаны из пирита и богато украшены. Поскольку месторождений пирита на территории современного штата Аризона нет, то они предположили, что зеркала завозили из Мезоамерики.

5. Таинственный сицилийский монолит


Археологи недавно обнаружили под водой у берегов Сицилии гигантский монолит, напоминающий камни Стоунхенджа. Он находится на глубине 40 метров, весит почти 15 тонн, а его размеры составляют 12 метров в длину. Монолиту исполнилось по крайней мере 9300 лет, т. е. он почти в два раза старше Стоунхенджа.

Цель его постройки не ясна, но очевидно, что его производство требовало титанических усилий. Что примечательно, монолит сделан из камня, который не добывают нигде поблизости. Сегодня этот артефакт, скрывающийся под водой, разбит на три части, а также в нем нашли три отверстия неизвестного назначения.

6. Магические знаки Лондонского Тауэра


Стоящий на северном берегу реки Темза почти 1000-летний Лондонский Тауэр - крепость, которая когда-то была дворцом, хранилищем королевских регалий и драгоценностей, арсеналом, монетным двором и т. д. Что интересно, эта крепость, начиная с момента ее постройки в 1066 году Вильгельмом Первым, постоянно имела магическую защиту.

Археологи-исследователи Музея Лондона обнаружили 54 магических знака на всей территории Тауэра. Большинство из них являются черными вертикальными символами 3-7 см в высоту, которые предназначались для того, чтобы отразить все формы опасности, в том числе природные стихии. Археологи также обнаружили несколько ловушек на демонов, в том числе изображения сетки.

7. Колдовской остров


Необитаемый остров Бло-Юнгфрун всегда пользовался дурной репутацией и считался раем для ведьм, буквально начиная с эпохи мезолита. Остров расположен у восточного побережья Швеции и полностью изолирован от остального мира, поэтому неудивительно, что в течение 9000 лет люди, практикующие черную магию, облюбовали его.

Во время археологических исследований были найдены пещеры, носящие следы рукотворного вмешательства, в которых проводили неизвестные пугающие ритуалы. Во всех них стояли алтари. Служители предположительно приносили на них жертвы, чтобы умилостивить своих богов.

8. Серебряный свиток Джераша


Благодаря чудесам 3-D моделирования исследователи смогли заглянуть внутрь древнего свитка, чтобы прочесть надписи на нем, не повредив при этом хрупкую реликвию. Этот небольшой серебряный свиток был найден внутри амулета, где он лежал в течение более 1000 лет, пока его не нашли в разрушенном доме в 2014 году. Серебряные пластины оказались очень тонкими (всего 0,01 см), поэтому развернуть их не удалось, не повредив.

После того, как удалось воссоздать 17 строк из свитка методом 3-D моделирования, ученые увидели интригующую историю колдовства. Около 1300 лет назад безымянный колдун прибыл в город Джераш, чтобы справиться с какими-то местными проблемами. Первая строка заклинания на свитке была написана на языке, напоминающим греческий, а затем текст написан на совершенно неизвестном языке, напоминающим арабский.

9. Египетские куклы вуду и ушебти

Хотя обычно средства массовой информации считают куклы вуду африканским и гаитянским изобретением, впервые подобные статуэтки встречались в древнеегипетской магии. Судьба, постигшая специально изготовленную фигурку, как полагают, также постигала и человека, по подобию которого она была изготовлена. Эти маленькие чучела делали, чтобы вызвать различные состояния, от проклятий до чар любви.

Знаменитые фигурки ушебти часто создавали для этих целей, но у них было и другое предназначение. Египтяне знали, что Осирис, бог мертвых, часто использует усопших для работ в загробном мире. Ушебти якобы делали эту работу за своих хозяев. Некоторые исключительно ленивые, но богатые люди были найдены похороненными с ушебти на каждый день года.

10. Коптская книга заклинаний


Несмотря на то, что древние египтяне дружили со здравым смыслом, они, не колеблясь, обращались к магии, чтобы решить житейские неудобства. Многие из их проклятий были утеряны в истории, но некоторые сохранились и до наших дней, в том числе 1300-летний "Коптский справочник по сверхъестественной ритуальной силе". К счастью, 20-страничный буклет на пергаменте был написан на коптском языке, поэтому его удалось расшифровать ученым университета Маккуори в Австралии.

Кодекс содержит 27 заклинаний различной полезности: от "хороших", старомодных любовных заклинаний до наведения потенциально смертельной черной желтухи. Кодекс, вероятно, служил в качестве карманной книги заклинаний. Помимо всего прочего, он описывает вызов Бактиоты - некой мистической фигуры с божественными возможностями, которая председательствует на собраниях змей. Также в кодексе говорится о Сифе, третьем сыне Адама и Евы, и об Иисусе. Исследователи предполагают, что справочник был написан примерно в седьмом веке сифианами, сектой христианских еретиков-мистиков.

Сегодня археологи находят множество различных древних артефактов по всему миру. Но особо интересные экспонаты встречаются в таких удивительных местах, как .

Наука современности движется вперед семимильными шагами и многое из того, что ранее объяснить не могли, ныне доказано и подтверждено. Но, тем не менее, до сих пор есть явления и открытия, которые ученые объяснить не могут. Среди них и удивительные артефакты, происхождение и назначение которых остаются загадкой, тайной. Существует множество предположений, гипотез, догадок, но пока что они остаются неподтвержденными.

Удивительные находки древности

Археологические раскопки, пожалуй, являются основным поставщиком необычных артефактов найденных на Земле. Какие-то находки вполне понятны и объяснимы, а некоторые ставят ученый мир в тупик, поскольку их возраст и возраст человечества несопоставимы.

Таинственные камни Ики

В окрестностях города Ика (Перу) в разное время были найдены мелкие и крупные камни с различными изображениями. Самые мелкие имели вес 15-20г, а самые крупные весили около 500кг и достигали в высоту 1,5м. Чаще всего встречались камни размером с арбуз.

Справка! Начало коллекции камней положил профессор медицины доктор Кабрера. Сейчас в ней содержится 11 000 экземпляров. Другими коллекциями владеет музей г. Ика, Военно-морской музей Кальяо, музей аэронавтики в Перу и частные коллекционеры.

Что интересно, состоят они из очень прочного вулканического гранита (андезит), но при ударе могут расколоться. По окраске камни разные – черные, серые, бежевые, розоватые. Интересен и тот факт, что кремниевые, обсидиановые инструменты не оставляют на андезите никаких следов, а от воздействия стальных инструментов видны лишь небольшие царапины.

Как же тогда наносился рисунок? Было сделано предположение, что камни – обыкновенная подделка, потому что похожий след оставляет бормашина. Но тогда не объяснить изображения предметов, явлений, животных, которых ныне не существует, да и камней столько, что их производство должно иметь промышленные масштабы.

Необычные рисунки на камнях:

  • операция по трепанации черепа, проводимая примитивными инструментами;
  • изображения динозавров, как известных науке, так и не известных, живших 60 млн лет назад (к слову, останки древнего человека найдены около 200 тыс. лет назад);
  • вымершие в последний ледниковый период животные, жившие в Южной Америке еще до появления человека, но изображенные рядом с человеком или в управляемой упряжке, например, олени, верблюды, гигантские ленивцы;
  • морское животное, похожее на рака и на скорпиона, ныне не существующее, но обитавшее на Земле 300-500 млн лет назад;
  • приборы для наблюдений за небом, повозки с колесами, летательные аппараты – все это не было известно индейцам;
  • картины космоса, звездного неба, изображения комет и движения космических тел;
  • изображения материков не соответствуют контурам нынешних материков и их расположению относительно друг друга;
  • есть несколько изображений похожих на рисунки с плато Наска, которые человек может видеть только сверху, а рядом с ними человек с подзорной трубой.

Ни одна из гипотез на данный момент не дает научного объяснения способа нанесения рисунков и обоснования их содержания.

Тайна каменных шаров Коста-Рики

Одним из самых удивительных и необычных древних артефактов мира считают шары Коста-Рики. Находка сделана сравнительно недавно (1948г), но возраст ее – 1500 лет.

В джунглях была обнаружена не одна сотня круглых каменных шаров от 10 см до 3м в диаметре. Вес самого большого достигал 16 000 кг. Сразу стало понятно, что шары созданы искусственно, потому что форма их была идеальной и размеры вымерены никак не локтем, а точнейшими приборами.

Осмотреть крупную находку исследователи решили с вертолета и были немало удивлены открывшейся картиной – камни располагались группами (3-45 штук) в виде различных геометрических фигур, растянувшихся на километры.

Природа так расположить валуны не могла, но тогда возникает вопрос — кто и зачем «притащил» их сюда?

Предположения о возникновении шаров:

  • каждый шар – это звезда в неведомом человеку созвездии и использовали их для расчетов, необходимых в земледелии;
  • шары – это гигантские ядра мощной военной техники древней цивилизации, а необычное расположение необходимо для проведения учений;
  • каменные сферы нужны были для связи с пришельцами и играли роль посадочных полос.

Догадки о процессе изготовления камней различны, но большинство сходятся во мнении, что использовали для этого огромные каменные глыбы природного происхождения. Чтобы отколоть камень меньших размеров, глыбу нагревали с применением угля, затем резко охлаждали. Из-за перепадов температур глыба раскалывалась на куски разных размеров.

Твердыми предметами от них откалывали лишнее и шлифовали поверхность с помощью песка и кожи.

Интересно! Размеры при выполнении работ выдерживались максимально точно, что подтверждают современные приборы.

При исследовании материала, из которого состоят шары, выяснили, что в состав входит ракушечник и известняк. Ближайшее местонахождение и того и другого – побережье реки Диквис, что в 50км от места расположения шаров.

Как 16 тонн каменной массы доставить в другое место не имея (или имея?) техники? Вопрос есть, а ответа так пока и нет. История исследования необычных артефактов из Перу продолжается.

Рисунки на скалах – нераскрытая тайна

Рисунки на скалах — самые древние артефакты в истории человечества. Они помогли выстроить хронологию каких-то событий и составить представления об образе жизни древнего человека, представить историю развития человека, становление письма и т. д.

Но среди них встречаются такие необычные, что не удается сопоставить их содержание с эпохой появления.

Загадочные рисунки:

  • гора Хунань в Китае – рисункам на ней около 47 000 лет и, как считается, на них показаны контакты человека с пришельцами или существами неизвестного происхождения;
  • Италия, долина Валь-Камоника – на скалах нарисованы фигуры, излучающие свет и одетые в костюмы, наподобие костюма астронавта, с какими-то странными предметами в руках (сделаны приблизительно в 10 000 году до н.э.);
  • Узбекистан, окрестности города Навои – изображение человека, от которого исходит свет, неподалеку находятся люди в защитных масках;
  • Плато рек (Тассилин Адджер) на юго-востоке Алжира – найдено более ста изображений необычного бесформенного существа, у которого разные глаза и прическа из «лепестков» (возраст «портретов» — 600г до н.э.);
  • Австралия, плато Кимберли – найдено множество древних петроглифов, на них боги с одинаковыми лицами и нимбом вокруг головы, а так же предметы, похожие на космический летательный аппарат;
  • Казахстан, петроглифы Тамгалы – в различных сюжетах присутствуют существа с крупной головой и ореолом вокруг нее;
  • юг Африки – часто встречаются рисунки существ гигантского роста;
  • Веракрус, Лас-Пальмас (Мексика) – найдены наскальные изображения людей в скафандрах.

На заметку! Изображения летательных аппаратов, людей в скафандрах, солярных знаков найдены в Панаме, Боливии, Индии, на Алтае, в США, на Канарских островах.

Тиуанако – древний город, являющийся центром одноименной цивилизации, существовавшей в XV-XVIIвв. до н.э. Обнаружили его на плато Альтиплано в Боливии – высота 4 тыс. метров над уровнем моря. В 20км от него находится озеро Титикака.

Письменных источников, в которых бы упоминалась цивилизация Тиуанако, не сохранилось, и многие догадки и предположения строятся из устных источников (легенды, песни), дошедших до наших дней.

Неизвестна история возникновения древней цивилизации и причины ее исчезновения. Остались лишь древние удивительные артефакты как свидетельство ее существования.

Пума Пунку

Необычный артефакт древности, полный тайн и загадок – развалины храмового комплекс Пума Пунку в окрестностях Тиуанако.

Ученые, пытаясь определить возраст постройки, не пришли к единому мнению и даты существенно разнятся — это и VIв н. э. и 2000г до н.э., а кто-то исчисляет возраст постройки в 17 000лет.

Загадки появляются сразу же, стоит начать последовательно разбираться как, из чего, зачем бы построен комплекс, как и почему разрушен.

Постройки были сделаны из андезитовых (вулканический гранит) многотонных блоков больших размеров. Некоторые соединены между собой металлическими деталями, а некоторые обработаны таким образом, что соединялись по принципу Лего. Археологи предполагают, что металл в расплавленном виде заливали в специальные углубления, и получалась своего рода стяжка.

Интересно! Размеры одного из блоков – 7,81м х 5,17м х 1,07м, вес – 131 тонна, размеры другого огромного блока – 7,9м х 2,5м х 1,86м, вес – 82,5т.

Остается тайной как древние мастера обрабатывали твердый материал, какими инструментами, как столь филигранно подгоняли соединения и высверливали отверстия различной формы и разных размеров. Так же покрыт тайной и способ доставки блоков из каменоломен, находящихся в 10км и в 90км от места строительства.

Не только постройка комплекса до сих пор полна загадок, но и причина его разрушения тоже неизвестна. Одни считают, что он разрушен в результате сильнейшего землетрясения, другие видят причину в падении космического тела. Есть версии, что постройка разрушена в результате целенаправленного взрыва такой мощи, что многотонные блоки буквально «воткнулись» в землю под углом в 45°.

Удивительный артефакт, оставшийся от древней цивилизации и дошедший до нашего времени – пирамида Акапана в Тиуанако. Это священное место находилось в центральной части города.

Пирамида представляет собой искусственно созданный холм 15м в высоту и длиной основания в 200м, обложенный андезитовыми плитами. На вершине пирамиды устроен бассейн крестообразной формы, а внутри строения находится разветвленная система каналов, выложенных камнем. Обратила на себя внимание состыковка каналов, выполненная с точностью до 1/2мм.

На вершине пирамиды находится углубление больших размеров, назначение которого неизвестно. Предполагали, что это пруд, но зачем устраивать пруд на вершине пирамиды? По другой гипотезе это углубление – след от мощного взрыва, раскидавшего огромные блоки вокруг (аналогично взрыву в Пума Пунку).

Раскопки в Тиуанако продолжаются, количество загадок увеличивается.

Загадка Китая — Белая пирамида

Загадочный, необычный и удивительный артефакт в Китае, происхождение которого ставит в тупик ученых мира – сооружение в форме пирамиды. Название «Белая пирамида» оно получило из-за серебристой окраски на снимке.

Первые сообщения о ней появились в ХХ веке (80-е года), хотя обнаружена она была в 1945 году. Увидел ее американский летчик и в рапорте указал на огромные размеры сооружения – высота 300м, длина основания – 230м, что значительно превышает размеры пирамиды Хеопса.

Интересный факт! Китайские власти по неизвестной причине скрывали сведения о пирамиде. Когда появилась возможность получить фотографии из космоса, скрывать этот факт стало невозможно. Доступ в эту местность закрыт.

Позднее (1994 год) обнаружили большую территорию с аналогичными сооружениями разных размеров и назвали ее Долиной усеченных пирамид. Там находится более 400 древнейших артефактов различной правильной формы с ровной площадкой на вершине. Что интересно, почти все сооружения монолитны, следовательно, не могли играть роль усыпальниц.

Среди всех выделяется группа пирамид, их 20, образующих на местности квадрат, стороны которого ориентированы по сторонам света.

Тайны Белой пирамиды:

  • в ней находится усыпальница императора Гао-цзуна (200г до н.э.);
  • строительство монолитной пирамиды было завершено задолго до смерти императора и для его захоронения пробивали специальные каналы;
  • при строительстве усыпальницы погибло около 700тыс. человек, останки которых складывали в стены;
  • археологи были поражены тем, что кости беспорядочно перемешаны как после воздействия неведомой силы;
  • позднее оказалось, что это слуги, сопровождающие императора в другой мир, умертвили которых неизвестным оружием;
  • в районе Белой пирамиды таинственно исчезают люди, без каких-либо причин происходят авиакатастрофы, у тех, кто случайно попал туда, наблюдается потеря ориентации и памяти;
  • в древней легенде рассказывается о людях, прилетевших на драконе и даровавших тайные знания земным людям;
  • местоположение пирамиды — геометрическое средоточие всех частей света;
  • прослеживается сходство сооружения с пирамидами на американском и африкансом континенте;
  • вокруг нее все остальные сооружения располагаются как звезды в созвездии Лебедя, олицетворяющее у китайцев вечную жизнь, и этот факт – еще одна тайна.

Артефакт для Пличко – где он находится?

Необычные артефакты древности вызывают необычайный интерес ученого сообщества и простых людей. Основываясь на интересе ко всему удивительному и необъяснимому, создали множество компьютерных игр, одной из составляющей которых является поиск артефактов.

Одна из них S.T.A.L.K.E.R, где сержант Пличко тоже ищет артефакты.

На сегодняшний день найдено много артефактов указывающих на то, что в глубокой древности на Земле жили высокоразвитые цивилизации. Учёные не могут найти для себя объяснение, потому что это не вписывается в ими признанную и фанатично тиражируемую теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны… поэтому они просто не признают эти находки, и замалчивают их существование, чтобы не переписывать учебники истории.

МЕХАНИЧЕСКИЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ АРТЕФАКТ



Шокирующая находка была найдена на дне моря в 1901 году! Механический вычислительный артефакт, возраст которого исчисляется примерно в 2000 лет…

Изучение этого артефакта полностью перечёркивает наши представления о прошлом человечества.

На затонувшем в Эгейском море римском корабле, в 1901 году был найден механический вычислительный артефакт, возраст которого исчисляется в 2000 лет. Учёным удалось восстановить первоначальный образ механизма и предположить, что он использовался для сложных астрономических расчётов. Механизм содержал большое число бронзовых шестерён в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками, и использовался для математических вычислений и расчётов. Другие устройства подобной сложности неизвестны в эллинистической культуре. Задействованная в нём дифференциальная передача, была изобретена в XVI веке, а миниатюрность некоторых частей сопоставима с той, что была достигнута только в XVIII веке часовщиками. Ориентировочные размеры механизма в сборе 33x18x10 см.


Если смотреть на этот артефакт с позиции современной принятой истории, то проблема состоит в том, что в то время, когда этот механизм изобрели, законы тяготения и движения небесных тел ещё не открыли. Другими словами, Антикитерский механизм имеет функции, которые ни один обычный человек того времени не понял бы, и никакими целями той эры (например, навигация кораблей) нельзя объяснить невиданные для того времени функции и настройки, которые имеет это устройство.

Если же принимать во внимание что в древности люди обладали знаниями, то ничего в этом удивительного нет. Ведь человечество развивается циклически, а не линейно как нас учат в школе. И до нашей этой цивилизации, на Земле были уже развитые цивилизации которые обладали знанием, понимали и изучали небосвод.

ФИГУРКИ ИЗ ЭКВАДОРА




Фигурки очень напоминающие астронавтов найдены в Эквадоре, их возраст более 2000 лет.

КАМЕННАЯ ТАРЕЛКА ИЗ НЕПАЛА




Тарелкой Лоладоффа называют каменное блюдо, чей возраст превышает 12 тысяч лет. Этот артефакт нашли в Непале. Изображения и чёткие линии, выбитые на поверхности этого плоского камня, многих исследователей натолкнули на мысль о его внеземном происхождении. Ведь не могли же древние люди так искусно обрабатывать камень? К тому же на «тарелке» изображено существо, очень напоминающее инопланетянина в известном его образе.

СЛЕД БОТИНКА С ТРИЛОБИТОМ



"… На нашей Земле археологи обнаружили некогда жившее существо, называемое трилобитом. Оно существовало 600-260 млн. лет тому назад, после чего вымерло. Американский ученый нашел окаменелость трилобита, на которой виден след человеческой ноги, причем с ясным отпечатком ботинка. Не делает ли это историков предметом шутки? Исходя из эволюционной теории Дарвина, как мог существовать человек 260 млн. лет назад?"


КАМНИ ИКИ



"В музее Государственного университета Перу хранится камень, на котором вырезана фигура человека. Исследование показало, что она была вырезана 30 тысяч лет назад. Но эта фигура в одежде, в шляпе и обуви держит в руках телескоп и наблюдает за небесным телом. Как 30 тысяч лет назад люди умели ткать? Как может быть, чтобы люди уже тогда ходили в одежде? Совсем непостижимо то, что он держит в руках телескоп и наблюдает за небесным телом. Значит, он обладает ещё определенными астрономическими знаниями. Для нас давно известно, что европеец Галилей изобрел телескоп всего 300 с лишним лет назад. Кто же изобрел этот телескоп 30 тысяч лет назад?"
Отрывок из книги "Фалунь Дафа".

Нефритовые диски: головоломка для археологов




В Древнем Китае примерно в 5000 году до нашей эры большие каменные диски из нефрита клали в могилы местной знати. Их назначение, а также способ изготовления, до сих пор остаётся загадкой для учёных, ведь нефрит - весьма прочный камень.

Диск Сабу: неразгаданная тайна египетской цивилизации.




Мистический древний артефакт, по предположениям, часть неизвестного механизма, нашел египтолог Уолтер Брайан в 1936 году во время осмотра гробницы Мастаба Сабу, жившего примерно в 3100 - 3000 году до нашей эры. Захоронение находится рядом с поселком Саккара.

Артефакт представляет из себя правильную круглую тонкостенную каменную тарелку, изготовленную из мета-алеврита (метасилта в западной терминологии), с тремя тонкими загнутыми к центру наплывами края и небольшой цилиндрической втулкой посередине. В местах загиба лепестков края к центру окружность диска продолжается тонким ободом круглого сечения около сантиметра в диаметре. Диаметр составляет примерно 70см, форма окружности не идеальна. Эта тарелка вызывает ряд вопросов, как о непонятном назначении подобного предмета, так и о способе, с помощью которого она была изготовлена, поскольку аналогов не имеет.

Вполне возможно, что пять тысяч лет назад у диска Сабы была какая-то важная роль. Однако в настоящий момент ученые не могут точно определить его предназначение и сложную структуру. Вопрос так и остается открытым.

Ваза возрастом в 600 млн. лет



Сообщение о крайне необычной находке было опубликовано в научном журнале в 1852 г. Речь шла о таинственном сосуде высотой около 12 см, две половинки которого были обнаружены после взрыва на одном из карьеров. Эта ваза с чёткими изображениями цветов, находилась внутри горной породы, возрастом в 600 млн. лет.

Гофрированные сферы




В течение нескольких последних десятилетий, шахтёры в Южной Африке выкапывали загадочные металлические шары. Диаметр этих шаров неизвестного происхождения составляет примерно дюйм (2,54 см.), а на некоторых из них выгравированы три параллельные линии, проходящие по оси предмета. Было найдено два вида шаров: одни состоят из твёрдого голубоватого металла с белыми пятнами, а другие опустошены изнутри и наполнены белым губчатым веществом. Интересно, что камень, в котором они были обнаружены, относится к Докембрийскому периоду и датируется 2,8 миллиардами лет! Кто и для чего сделал эти сферы - остаётся загадкой.

Ископаемый гигант. Атлант



12-футовый окаменелый гигант был найден в 1895 году во время горных работ в английском городе Антрим. Фотографии гиганта взяты из британского журнала «Стренд» за декабрь 1895 года. Его высота - 12 футов 2 дюйма (3,7 м.), обхват груди - 6 футов 6 дюймов (2 м.), длина рук - 4 фута 6 дюймов (1,4 м.). Примечательно, что на его правой руке 6 пальцев.

Шесть пальцев на руках и ногах напоминают людей, упоминавшихся в Библии (2-я книга Самуила): «Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре».

Бедренная кость гиганта.



В конце 1950-х в ходе дорожного строительства на юго-востоке Турции в долине Евфрата был раскопан ряд захоронений с остатками гигантского размера. В двух были обнаружены бедренные кости около 120 сантиметров длиной. Джо Тейлор, директор Музея окаменелостей в Кросбайтоне (штат Техас, США), провел реконструкцию. Обладатель бедренной кости подобного размера имел рост порядка 14-16 футов (около 5 метров) и размер стопы 20-22 дюйма (почти полметра!). При ходьбе пальцы его рук находились над землей на высоте 6 футов.

Огромный отпечаток ступни человека.




Этот отпечаток ступни был найден возле Глен-Роуза в Техасе в реке Пэлакси. Длина отпечатка 35,5 см, а ширина - почти 18 см. Палеонтологи говорят, что отпечаток женский. Исследование показало, что человек, оставивший такой отпечаток, был около трёх метров.

Гиганты из Невады.



Существует индейская легенда о 12-футовых (3,6 м.) рыжеволосых гигантах, которые жили в районе штата Невада. В ней говорится об американских индейцах, убивающих гигантов в пещере. При раскопках гуано была найдена огромная челюсть. На фото сравниваются две челюсти: найденная и нормальная человеческая.

В 1931 году на дне озера были найдены два скелета. Один был 8 футов (2,4 м.) в высоту, а другой - чуть менее 10-ти футов (ок. 3 м.).

Камни Ики. Всадник на динозавре.




Фигурка из колекции Вольдемара Джульсруда. Всадник на динозавре.




1944г. г. Акамбаро - в 300 км к северу от Мехико.

Алюминиевый клин из Аюда.



В 1974 году на берегу реки Марош, которая находится рядом с городом Аюдом в Трансильвании, был найден алюминиевый клин, покрытый толстым слоем оксида. Примечательно, что он был найден среди останков мастодонта, которым 20 тысяч лет. Обычно находят алюминий с примесями других металлов, но клин был из чистого алюминия.

Этой находке невозможно найти объяснение, так как алюминий был открыт только в 1808 году, а в промышленных количествах стал производиться только в 1885. Клин до сих пор находится на исследовании в каком-то секретном месте.

Карта Пири Рейса



Эта карта, заново обнаруженная в турецком музее в 1929 году, является загадкой не только из-за своей поразительной точности, но и из-за того, что на ней изображено.

Нарисованная на шкуре газели, карта Пири Рейса - это единственная сохранившаяся часть большей карты. Она была составлена в 1500-х годах, согласно надписи на самой карте, из других карт трёхсотого года. Но как это возможно, если на карте изображены:

-Южная Америка, точно расположенная относительно Африки

-Западные побережья Северной Африки и Европы, и восточное побережье Бразилии

-Самое поразительное - частично виднеющийся континент далеко к Югу, где, как мы знаем, находится Антарктида, хотя она не была открыта до 1820 года. Ещё более загадочным является то, что она изображена детально и безо льда, хотя этот континентальный массив был покрыт льдом на протяжении минимум шести тысяч лет.

Сегодня этот артефакт также недоступен для общественного просмотра.

Древние пружины, шурупы и металл.




Они похожи на предметы, которые можно найти в ящике для бракованных деталей в любой мастерской.

Очевидно, что эти артефакты были кем-то изготовлены. Однако этот набор пружин, петель, спиралей и других металлических предметов был обнаружен в слоях осадочных пород, которым сто тысяч лет! В то время литейные цеха были не особо распространены.

Тысячи этих вещиц - некоторые размером в одну тысячную дюйма! - были обнаружены золотоискателями в Уральских горах России в 1990-х годах. Выкопанные на глубине от 3 до 40 футов, в слоях земли, относящихся к верхнему Плейстоценовому периоду, эти загадочные предметы могли быть созданы примерно 20-100 тысяч лет назад.

Могут ли они быть доказательством существования давно потерянной, но развитой цивилизации?

След от обуви на граните.




Этот след на окаменелости был обнаружен в пласте угля в Каньоне Фишера, Невада. По подсчётам, возраст этого угля - 15 миллионов лет!

И чтобы вы не думали что это окаменелость какого-то животного, форма которого напоминает подошву современного ботинка, изучение следа под микроскопом выявило чётко заметные следы двойной линии шва по периметру формы. След примерно 13-го размера, и правая часть каблука кажется более изношенной, чем левая.

Как отпечаток современной обуви 15 миллионов лет назад оказался на веществе, которое позже стал углём?

Загадочные находки Элиаса Сотомайора: Древнейший глобус.




Крупный клад древнейших артефактов удалось обнаружить экспедиции, которую возглавлял Элиас Сотомайор в 1984 году. В эквадорском горном массиве Ла Мана, в туннеле на глубине свыше девяноста метров были обнаружены 300 изделий из камня.

В туннеле Ла Мана обнаружен и один из древнейших на Земле глобусов, тоже каменный. На далеко не идеальный шар, на изготовление которого, возможно, мастер просто пожалел усилий, но округлый, валун нанесены знакомые со школьных времен изображения материков.

Но если многие очертания материков мало отличаются от современных, то от побережья Юго-Восточной Азии в сторону Америки планета выглядит совсем по-другому. Огромные массы земли изображены там, где сейчас плещется только безбрежное море.

Карибские острова и полуостров Флорида вообще отсутствуют. Чуть ниже экватора в Тихом океане расположен гигантский остров, примерно равный по размерам современному Мадагаскару. Современная Япония входит в гигантский материк, уходящий к берегам Америки и далеко простирающийся на юг. Остается добавить, что находка в Ла Мана, по видимому, является древнейшей картой мира.

Древний сервиз из нефрита на 12 персон.




Не менее интересны и другие находки Сотомайора. В частности, обнаружен «сервиз» из тринадцати чаш. Двенадцать из них имеют идеально равный объем, а тринадцатая - значительно больше. Если заполнить 12 маленьких чаш жидкостью до краев, а потом слить их в большую, то и она заполнится точно до краев.

Мир полон странных и загадочных артефактов. Одни почти наверняка являются мистификациями, с другими связаны реальные истории. В нашем обзоре 10-ка реально существующих артефактов, происхождение которых учёные не могут объяснить и сегодня.

1. Шумерский список царей


При раскопках в Ираке на территории древнего Шумера был найден манускрипт , в котором перечислены все цари этого государства. Исследователи первоначально думали, что это обычный исторический документ, однако потом обнаружилось, что многие из царей являются мифологическими персонажами. Некоторые правители, которые должны были быть включены в список, отсутствовали в нем. Другим приписывались невероятно длинные сроки правления или мифические события, связанные с ними, такие, например, как шумерская версия Великого потопа и подвиги Гильгамеша.

2. Кодекс Гигас (или "Библия дьявола")


Наибольшей известностью пользуется древний манускрипт "Кодекс Гигас", более известный как "Библия дьявола ". Поднять эту книгу, сделанную из 160 шкур, могут только 2 человека. Легенда гласит, что Кодекс Гигас был написан монахом, который после вынесения ему смертного приговора, по которому монаха должны были замуровать в стену заживо, заключил сделку с дьяволом. С помощью Дьявола монах написал книгу за одну ночь (причем, дьяволом был написан автопортрет). Как ни странно, почерк в книге удивительно четкий и одинаковый, как будто она была действительно написана в течение короткого периода времени. Тем не менее, ученые считают, что такой труд занял бы от 5 лет (если писать без перерыва) до 30 лет. Рукопись содержит, казалось бы, несочетаемые тексты: полную латинскую Библию Вульгата, "Иудейские древности" Иосифа Флавия, коллекцию медицинских работ Гиппократа и Феофила, "Хроники Богемии"Космы Праги, "Этимологическую энциклопедию" Исидора Севильского, обряды экзорцизма, магические формулы и иллюстрацию небесного города.

3. Письменность острова Пасхи


Почти все знают о знаменитых статуях острова Пасхи, но есть и другие артефакты, связанные с этим местом, загадку которых не удалось решить до сих пор. Были найдены 24 деревянных резных таблички, которые содержат систему символов. Эти символы получили название "ронгоронго ", и они считаются древней прото-письменной формой. На сегодняшний день, их так и не смогли расшифровать.


Обычно археологи утверждают, что религия, строительство храмов и развитие сложных ритуалов является побочным продуктом человеческих поселений. Это убеждение пошатнул обнаруженный на равнине Урфа на юго-востоке Турции храм Гёбекли Тепе . Его руины могут быть старейшим организованным местом поклонения из известных человеку. Руины Гёбекли Тепе датируются 9500 г. до н.э., то есть храм был построен за 5000 лет до Стоунхенджа.


В регионах, которые когда-то находились в сфере влияния Римской империи, - от Уэльса до Средиземного моря - находят небольшие странные объекты, которые назвали "додекаэдрами ". Они представляют собой полые каменные или бронзовые объекты, 4-12 сантиметров в диаметре с 12 плоскими пятиугольными гранями и отверстиями различных размеров на каждой стороне. Из каждого угла торчат маленькие ручки. Было выдвинуто 27 теорий, что же это такое, но ни одну из них не удалось доказать.


По всей Ирландии в реках и болотах найдено около 6000 таинственных артефактов, которые стали известны как Fulachtai Fia. В Великобритании, где их также находят, они называются "Сгоревшие курганы ". Fulacht fiadh - насыпь из грунта и камня в форме подковы, в центре которой вырыт желоб, заполненный водой. Fulachtai Fia, как правило, встречаются поодиночке, но иногда группами по 2-6. При этом всегда рядом находится источник воды. Для чего они строились, остается загадкой.

7. Большой Заяцкий лабиринт, Россия


Большой Заяцкий остров, который является частью Соловецкого архипелага на севере России, скрывает ещё одну загадку. Ещё в 3000 году до н.э. здесь строили не только деревни и культовые объекты, но и оросительные системы. Но самые загадочные объекты на острове – лабиринты спиралевидной формы , крупнейший из которых имеет в диаметре 24 метра. Структуры построены из двух рядов валунов, поросших растительностью. Для чего их использовали – неизвестно.

8. Ведьмины бутылки, Европа и США


В 2014 году археологи, проводившие раскопки на месте древней битвы в Ноттингемшире, сделали странное открытие: они нашли 15-сантиметровую "ведьмину бутылку ". Подобные сосуды использовались в Европе и Америка для черного колдовства в 1600 - 1700-х годах. Их, как правило, изготавливали из керамики или стекла. Всего было найдено около 200 таких объектов, и в них часто содержались остатки игл, гвоздей, ногтей, волос и даже мочи. Как полагают, ведьмины бутылки использовались для того, чтобы защитить владельца от злых чар и пагубного влияния ведьм.

9. Ящероподобные статуэтки Убайд, Ирак


В Ираке находят странные статуэтки Убайд . Они изображают ящероподобных и змееподобных людей в различных позах. Все статуэтки имеют аномально удлиненные головы и миндалевидные глаза. Многие из этих фигурок находят в захоронениях людей, поэтому, полагают, что они отмечают некую форму статуса.

10. Крысиный король


Несколько музеев по всему миру содержат странные некогда живые экспонаты легендарного зверя из средневековья, которого называют "Крысиный король ". Крысиный король образуется, когда несколько крыс сплетаются или срастаются хвостами. В результате появляется своеобразное "гнездо" из крыс, морды которых направлены наружу, а в центре узел из хвостов. Крупнейший из подобных артефактов содержит 32 крысы. Сегодня находят такие мумифицированные объекты, но ни одной живой подобной аномалии обнаружено не было.

Над решением многих глобальных проблем человечества учёные работают порой десятилетиями. Мы собрали – от медицины до космоса. Возможно, именно эти решения станут технологиями будущего.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...