Игры на знакомство: подборка самых добрых игр для детей и взрослых. Игры для знакомства

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Поменяться местами

Участники садятся в круг на стулья. Ведущий находиться в центре. Игра начинается со слов ведущего: Поменяется местами тот…. И здесь предлагается любой вариант, который может подойти большинству игроков (для массовости и интереса проводимой игры). Например, Поменяется местами тот,

  • кто любит мороженное;
  • у кого в одежде присутствует белый цвет;
  • кто любит целоваться;
  • кто опаздывал в школу или на работу;
  • кто хотя бы раз в жизни дрался;
  • кто любит утром поспать…. и т.д.

Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой на противоположной стороне круга. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, ведущий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья – становиться следующим ведущим и начинает загадывать: Поменяется местами тот, кто ….

Мы часто используем эту игру для разминки. Она очень нравиться как взрослым, так и детям. Попробуйте!

Найди себе пару

Всем участникам раздаются записки с названиями различных животных. Каждого животного должно быть два (записок должно быть парное количество и строго по числу игроков). Если число участников не парное, оно добавляется за счет ведущего.

Включается музыка и каждый игрок, двигаясь от одного участника к другому, изображает мимикой и пантомимой своего животного.

Задача - найти своего партнера.

Причем участники находят друг друга без слов и не показывают название своего животного (можно записки у них после прочтения сразу забрать).
После того, как все нашли свою пару, играем дальше…

Зеркало

Участники садятся на стулья в одну линию друг напротив друга.

Ведущий находиться за спинами одной шеренги игроков, а внимание напротив сидящих обращает на себя.

Его задача показать какой либо жест, гримасу, движение участникам, которые обращены к нему, а те в свою очередь должны отзеркалить это движение точь в точь своему партнеру.

Те, кто сидит спинами к ведущему не оборачиваются, а смотрят только на впереди сидящих, наблюдая за их действиями, отражающими действия ведущего.

После нескольких движений. Ведущий переходит за спины участников по другую сторону шеренги и теперь отзеркаливание будут наблюдать они.

В данном упражнении придумайте интересные выражения, гримасы: грустные, веселые, сердитые, предлагающие выйти поговорить, дразнящие… Это могут быть воздушные поцелуи, высунутый язык, коза-дереза, застенчивый влюбленный взгляд, кулак и т.п.

От вашего артистизма и фантазии во многом будет зависеть настроение участников.

Вариант игры Переманивания

Половина участников сидит на стульях лицом в круг, другие стоят позади них.

Игроки сидящие на стульях, встречаясь глазами, договариваются поменяться местами. Задача тех, кто охраняет их, не дать убежать, вовремя поймать.

Время игры зависит от настроя команды. Дайте участникам поиграть, но не затяните, оставьте запал для других заданий!

Совместный рисунок

Вам понадобятся листы бумаги, карандаши или другой пишущий материал.
Участники остаются в парах. Им дается на двоих один лист бумаги и один карандаш.

По инструкции ведущего они выполняют следующее задание:
Необходимо взяться вдвоём за один карандаш и нарисовать рисунок.

Всё необходимо делать без слов. Заранее о теме рисунка и ходе его выполнения договариваться нельзя. По истечении пяти минут, так же без слов и вдвоем держась за карандаш, надо подписать название рисунка.

Такая игра-задание очень сближает участников, а при анализе ещё дает понимание - кто из них являлся лидером в паре, какой способностью понять друг друга и договориться обладали участники (такой анализ в основном проводиться в процессе тренинга, но вы можете просто сделать некоторые безболезненные акценты, для понимания участниками своего «Я»).

Волнующие вопросы

Игра «Скажи КТО!»

Для этого интересного задания выбираются две девушки и юноша или наоборот – два юноши и девушка.

Двое участников, пусть сначала это будут две девушки, встают в центр круга. Юноша - располагается позади за их спинами.

Ведущий спрашивает у юноши: «Кто из девушек, на твой взгляд, первой выйдет замуж?» или «Кто из них больше родит детей?» или «У кого больше друзей?» и т.д.

После каждого вопроса юноша направляет вытянутую руку то к одной, то к другой участнице.

Конечно, точных ответов на многие вопросы он не знает, но выбор делается с учетом интуиции и знаний характера участниц, а может просто по первому впечатлению, которое создает любой из нас.

Вопросы могут задавать и другие участники вечеринки.

Ответы девушки не знают. Но по окончанию игры у них есть шанс получить их на любые интересующие вопросы, задав ещё раз вопросы юноше.

После пяти-семи вопросов и получения ответов. В игру входят другие желающие…

Соответственно каждому возрасту, составу компании – подбираются совершенно разные вопросы.

Для мамы и ребенка можно следующие: «Кто из них больше плакал в детстве?», «Кто дразнил одноклассников?», «Кто ковырялся в носу…?»

Дети после таких игр больше понимают и принимают родителей. Потому что , со своей историей, капризами, неудачами и …

Вот пока ВСЁ! Ждите следующих выпусков , где мы предложим новые игры для знакомства , вашей веселой компании и дружной семьи!
Продолжение следует….

БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ В РАЗДЕЛЕ КОНТАКТЫ.
МЫ БУДЕМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ВАШ ВОЗРАСТ, ИНТЕРЕСЫ, ПРЕДПОЧТЕНИЯ, РАЗМЕР АУДИТОРИИ, И КОНЕЧНО НА ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ВЫ ХОТИТЕ ДОСТИЧЬ В ПРОЦЕССЕ ВЕСЕЛОГО ДОСУГА!
ВСЕГДА РАДЫ ПОМОЧЬ ВАМ!

«Имя-цвет, имя-ассоциация»

Все участники находятся в общем круге. Каждый по очереди должен назвать свое имя и цвет (образ: предмет, животное, растение), на который, по его мнению, он похож, и обосновать свою похожесть (перечислить сходные качества).

«Расскажи обо мне»

Всех делим на пары. В течение нескольких минут в парах рассказывают друг другу о себе. Затем рассказывают всем о своей паре, потом наоборот.

«Давайте познакомимся»

Всем играющим предлагают найти своих тезок и объединиться в группы по именам. Те, у кого редкие имена, объединяются в группу «Ассорти». Каждая группа получает задание творчески представить свое имя.

«Мы идем в поход»

Игрок, назвав свое имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и так далее, пока не будут названы по имени все.

«Мое любимое дело»

Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, и я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Режа, я люблю играть в футбол». И так далее.

«Стульчики» или «Зоопарк»

Все играющие сидят в кругу на стульях. Ведущий встает в центр круга, оставляя свободным один стул. Задача игрока, сидящего справа от свободного стула, – ударить по нему рукой и назвать имя любого игрока. Игрок, чье имя названо, переходит на свободный стул. Ведущий должен занять новый свободный стул до того времени, пока по нему ударит игрок, сидящий справа, и назовет имя. Если ему это удалось, то игрок, с правой стороны которого находится занятый ведущим стул, становится ведущим.

«Досчитай до тридцати»

Играющие сидят в кругу вместе с ведущим. Ведущий предлагает досчитать до 30 всем отрядом, обязательно уточняя, что редко кто с этим заданием справляется. Условия следующие: игроки по очереди вслух называют по одному числу. При этом игроки, на кого выпадут числа, заканчивающиеся на «3» или делящиеся на «3» без остатка, вместо числа называют свое имя. Игрок, допустивший ошибку прекращает играть, а игра начинается с начала.

«Кто умеет»

Ведущий вывешивает заранее заготовленный плакат, состоящий из поля, разделенного на 9 квадратов. В каждом квадрате вопрос: Кто умеет играть на гитаре? Кто танцует? Кто рисует? Кто занимается спортом? и др. Всего 9 (по числу квадратов) вопросов. Все игроки берут ручки и листки бумаги, чертят аналогичное поле, нумеруют квадраты.

Задача игроков: опросить играющих и найти среди них тех, кто действительно умеет играть на гитаре, рисовать ит. д., записать в соответствующую клеточку на своем листке имя и фамилию этого игрока. Нельзя записывать имя одного и того же человека более чем в одном квадрате. Ведущий после игры подводит итог и узнает об умениях ребят в отряде.

«Имя в кругу»

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди делает шаг в центр, называет свое имя и показывает любое движение. Затем все участники одновременно повторяют его имя и движение, которое он только что показал.

Как познакомить детей в детском коллективе так, чтобы зародился интерес друг к другу и доброжелательность? Познакомить не ради галочки, вроде «встаньте по очереди и назовите свои имена», а так, чтоб запомнили, порадовались и хоть чуть-чуть, но сплотились? Конечно, с помощью игр на знакомство.

Мы выбрали 10 самых интересных и эффективных игр, которые помогают узнать что-то друг о друге, перестать стесняться и начать дружить. Почти во все эти игры можно сыграть не только в новом коллективе, но и в сложившемся, в который просто пришел новый ребенок.

Лучшее о ближнем

Снежный ком

Эта очень известная игра довольно быстро позволяет познакомить большую группу новых людей между собой. Старшим она дается легче, но и младшим тоже подходит. Ребята встают в круг и по очереди называют свое имя, добавляя к нему то, что они любят на ту же букву, например, «Юля, юбка», «Паша, парашют», «Дима, дискотека», «Петр, пельмени» и т. д. Следующий ребенок повторяет имя и увлечение первого и только потом представляется сам, третьему нужно повторить уже два имени, а каждому следующему все больше и больше. Так последний в кругу должен по памяти назвать имена и увлечения всех участников.

Эта игра не только знакомит, но и классно развивает память и внимание! (Увлечения можно заменить чем-то другим, например, жестами или качествами характера).

В конце игры можно устроить угадайку и спрашивать у ребят: «Кто парашютист?», «Кто любит отжигать на дискотеке?», «Кто любит пельмени?», чтобы они в ответ вспоминали, чьи увлечения к кому из ребят имеют отношение.


3 слова о себе

Эта игра подходит, если времени на знакомство очень мало. Каждому участнику предлагается назвать свое имя, а потом описать себя тремя словами. Например: «Настя: поэт, смешливая, добрая». Эта только на первый взгляд простая игра, кстати, развивает аналитическое, структурное и ассоциативное мышление.

Найди свое место

Эта игра хорошо подходит младшим школьникам, которым сложно усидеть на месте. Она позволяет узнать друг о друге много нового и обнаружить сходства себя с другими. Еще она тренирует внимательность и скорость соображения, а также помогает навсегда закрепить навык определять правую и левую сторону.

На полу рисуется линия, которая делит помещение на две части. Ведущий перечисляет разные признаки, например: «Пусть справа встанут те, у кого имя начинается на гласную букву» или «Пусть слева встанут те, кто любит рисовать». Участники должны быстро, не столкнувшись, перебежать на ту сторону комнаты, которая объявлена, если им подходит названный признак или остаться на другой стороне, если он им не подходит. Если ребята столкнулись - ведущий выбирает нового ведущего, и игра продолжается.


Яблоко дружбы

Очень простая и красивая игра, которая подходит даже для самых маленьких ребят. Играющие сидят в кругу на полу или на подушках. Ведущий держит в руке большое яблоко и представляется: «Меня зовут Маша, я люблю бананы», - и катит яблоко к кому-нибудь из круга. Тот, к кому прикатилось яблоко, берет его и тоже представляется: «Меня зовут Сеня, я люблю кататься на велике». Яблоко катится к следующему. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не представились. Яблоко потом можно помыть, разрезать на дольки по количеству участников и съесть как символ дружбы!

Алфавит

Смешная и развивающая сообразительность игра. Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Ребенок, чье имя начинается с озвученной буквы, должен встать и представиться, используя слова, которые начинаются только с той буквы алфавита, с которой начинается его имя. Например: «Боря: богатырь, бегает быстро-быстро».

Общий портрет

Это классная игра на знакомство во взаимодействии. Участники делятся на две команды и за определенное время каждая команда сочиняет о себе историю, опирающуюся на реальные данные. Получается, например, так: «Нам 143 года. Дома у нас 7 собак, 9 кошек и 1 хорек. Трех наших мам зовут Галинами, в прошлом году по алгебре мы получили отметку 37, вчера мы съели 10 порций супа, 18 сосисок и 21 конфету, но, к счастью, не лопнули…». Когда время на выполнение задания истекает, каждая команда зачитывает свой рассказ.


Стулья

Стулья ставятся в линию по количеству игроков. Игроки становятся на них. По сигналу ведущего все игроки должны поменяться местами по определенному признаку, не касаясь пола. Например: в алфавитном порядке, по дням рождения, по размеру ботинок, по цвету волос от темного к светлому и т. д. Эта игра хорошо подходит подросткам. Она позволяет им преодолеть стеснительность и почувствовать себя увереннее. А еще в этой игре очень хорошо выявляются лидерские качества.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

Шоколадка

Каждый по кругу кидает кубик (лучше огромного размера), и когда выпадает 6, бежит за стол, одевает шапку, шарф, берёт вилку и ножик, разрезает шоколад и с вилки ест шоколадку до того момента, пока кто-либо не выкинет последующую 6. Последующий, кто выкинул 6 конфискует шарф и шапку, надевает, и сам начинает есть шоколадку до того времени, пока последующий не выкинет 6 и так далее.

Перечень

Напишите перечень и пораздавайте его каждому члену группы. В этом перечне обязана быть верная информация. Для этого фаворит должен сам отлично знать собственных ребят. Перечень быть может длинноватым либо маленьким по вашему усмотрению. Пока играет музыка (две песни) каждый должен подступать к иным игрокам и получить их подпись под тем утверждением, в каком говорится о нём. Каждый может поставить лишь одну подпись. Выигрывает тот, у кого будет больше подписей в момент, когда остановится музыка.

Вот, что быть может написано в перечне:

Найди того, кто:

Не любит кушать печенье

Пришёл сейчас в розовых носках

На каникулах ездил в Японию

Умеет ездить верхом на лошадки

Я - тот, кто…

Ежели в вашей группе уже сложились доверительные дела, то можно провести эту игру на наиболее близкое знакомство вместе. Каждому члену группы раздаётся таковой листок. Он должен отметить 10 пунктов, соответственных ему. Позже листки собираются и читаются вслух, и все угадывают, кто заполнял эту анкету. Вот анкета:

Стесняюсь, когда мне делают комплимент

Боюсь высказать своё мировоззрение

Пою в душе

Сильно перчу собственный суп

Слушаю музыку на полную громкость

Люблю плясать, когда никто не лицезреет

Плачу во время мелодрам

Останавливаюсь, чтоб понюхать прекрасные цветочки

Люблю спать деньком

Боюсь сдавать кровь из пальца

Удирал из зубного кабинета

Разговариваю во сне

Терпеть не могу летать на самолёте

Много критикую остальных

Смотрю телесериалы

Боюсь темноты

Ябедничал в детстве

Рано ложусь спать

Пишу стихи

Разговариваю с животными

Вырывал листы из дневника

Подсматриваю за иными во время молитвы

Люблю долго спать

Не боюсь спросить незнакомого человека

Люблю путешествовать один

Коплю средства

Чрезвычайно боюсь растолстеть

Презираю всех девчонок

Вру о собственном возрасте

Сам пришиваю свои пуговицы

Закрываю глаза в ужасных фильмах

Списываю

Чрезвычайно забочусь о собственной коже

Нередко строю для себя перечень того, «что необходимо сделать»

Не имею близких друзей

Сплю с игрушкой

Предпочёл бы кремацию погребению

Никогда не прогуливался к доктору

Прямо говорю, когда у другого пахнет изо рта

Оставался на 2-ой год

Поначалу ем тортик, позже 1-ое блюдо

Не умею слушать собеседника

Чрезвычайно обидчив

Засыпал в церкви

Не пользуюсь дезодорантом

Повсевременно ношу с собой конфеты

Ношу даже грязные носки

Не умею принимать критику

Лгун

Эта игра тоже поможет для вас лучше выяснить друг дружку. Нужно 5-8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков.

Бланки должны содержать приблизительно такие вопросцы:

Самое удалённое место, где мне удалось побывать, это - ……………

В детстве мне запрещали делать ………………, а я всё равно делал.

Моё хобби - ………………….

Когда я был небольшой, я грезил стать …………………….

У меня есть одна нехорошая привычка - …………………………

Листочки с этими вопросцами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросцы, не считая 1-го. То есть один ответ будет неверным, ложным. Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задачка других игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа, и присудите очко всем угадавшим ложный ответ.

Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков. Можно поменять правила. Заместо 1-го неправильного ответа из 5, писать четыре неправильных, а один верный.

Крокодил

Аудитория делится на 3 команды. Любая команда задумывает слово. Капитан 1 команды говорит слово капитанам 2 и 3 команд. Они наперегонки демонстрируют это слово пантомимой своим командам. Позже капитан 2 команды говорит слово капитанам 1 и 3 команд, после чего, капитан 3 команды говорит капитанам 1 и 3.

Знакомство

1-ый человек именует своё имя, последующий - имя предшествующего и своё, 3-ий - имена первых 2-ух и своё и так далее.

Запомни наружность

Игра полезна для группы, где все не много знакомы. Играют 6-16 человек. Выбирается пара игроков. Предварительно исследовав наружность друг дружку, они стают спина к спине. Все другие начинают каждому из их по очереди задавать вопросцы о наружности напарника. К примеру:

Сколько пуговиц у твоего напарника на кофте?

Какого цвета шнурки на ботинках соседа?

Та пара, которая даёт больше правильных ответов - одолевает.

Что мы знаем о Васе?

Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку. Назовём его условно Васей. Ведущий читает вопросцы, а команды должны как можно поточнее на их отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают ведущему (команда сдаёт собственный ответ, Вася сдаёт собственный ответ, а ведущий ассоциирует). Вопросцы могут быть таковыми:

Дата рождения Васи

Как зовут Васину маму?

Кто наилучший друг Васи?

В которой школе обучался Вася?

Что Вася сейчас съел на завтрак? и так далее.

Любая команда отвечает на вопросцы о собственном игроке. За верный ответ команде даются очки. Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков.

Кто это?

Опосля пары молодёжный встреч можно проверить как ребята узнали друг дружку. Пораздавайте каждому листок бумаги и попросите каждого написать о для себя 4 вещи, о которых немногие знают. К примеру:

У меня есть собака и попугай.

Я люблю играться в шахматы.

Я чрезвычайно желаю приобрести комп.

Я собираюсь стать агрономом.

Попросите их подписать эти листочки и сдать. После чего вы раздаёте всем незапятнанные листы пронумерованные по количеству людей в группе. И по порядку зачитываете то, что каждый написал. И спрашиваете: «Кто это?» Каждый должен написать своё предположение. В конце вы говорите правильные имена. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.

Скрытый ангел

Для данной для нас игры требуется, чтоб все играющие находились вкупе хотя бы один день. Игра хороша для того, чтоб лучше выяснить друг дружку. Требуется 5 - 50 человек. Имена всех участников пишутся на отдельных малёханьких листочках, потом они свёртываются, перемешиваются. Каждый игрок вытягивает для себя по одному листочку с чьим-то именованием. Каждый игрок становится «скрытым ангелом» человеку, имя которого он растянул. Скрытым поэтому, что никто не знает, чей он ангел, сам подопечный ангела тоже не должен знать, это держится в секрете. «Ангел» всегда игры оказывает собственному подопечному какое-то внимание. К примеру:

Посылает записки с Библейскими стихами,

Маленькие подарочки (конфеты, печенье и так далее),

Пишет ему стихи и замечания, предложения и тому подобное.

Сам «ангел» также получает знаки внимания, так как в свою очередь является тоже чьим-то подопечным. В конце игры все открывают свои карты и делятся впечатлениями.

Разновидность имён

Ведущий именует несколько имён, и все кто носит названое имя, выходят к ведущему и формируются в группы надлежащие их имени. В итоге выходит несколько групп (Напр.: Саши, Ани, Елены, Ирины). Но потому что ведущий не знает всех имён, тех людей, которые находятся в зале, он даёт сформировавшимся группам самим (по очереди) именовать имена, таковым образом, новоиспечённых групп становится больше, процесс формирования этих групп сопровождается аплодисментами. Когда все участники задействованы в данной нам игре, ведущий даёт каждой группе хором именовать своё имя.

Участники игры, которые имеют неповторимое имя, другими словами остались без группы, получают призы за неповторимость собственного имени.

Близнецы

Для данной для нас игры нужно огромное скопление людей, к примеру, человек 30-50 либо больше. Условие игры - отыскать человека, родившего с тобой в один день, либо с различием в некоторое количество дней, побеседовать с ним и расспросить обо всём. Выигрывает пара, у которой меньшая разница. Они могут выйти перед всеми и поведать всё, что знают о собственном «близнеце». Таковым образом, можно сблизить незнакомых либо малознакомых людей.

Я никогда не…

Эта игра поможет людям лучше выяснить друг дружку. Участвуют 7-15 человек. Для игры нужны фишки по числу участников. Фишками могут послужить большие фасолины, спички, либо остальные маленькие схожие предметы.

Не держал кошек в доме

Не был за границей

Не носил сапоги

Допустим, игрок произнёс «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны отдать ему по одной фишке. Потом ход перебегает к другому игроку, и он именует то, что никогда не делал. Задачка каждого игрока именовать что-то такое, что он никогда не делал, а все либо большая часть присутствующих делали. Игра заканчивается через определённое количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

Пылающая спичка

Пока горит спичка, человек должен поведать о для себя как можно больше. Спичку при всём этом он держит зажжённой в собственной руке. Одно сообщение - одно очко. (К примеру: Меня зовут… Я живу…) Выигрывает тот, кто получил больше всех очков. Для вас будет намного легче, ежели вы попросите считать сообщения пары человек.

Бумажка нужна

Эта игра поможет познакомиться всем вашим гостям. Сидящие за столом гости передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый гость отрывает столько клочков, сколько он желает, чем больше, тем лучше. Когда у каждого гостя окажется стопка клочков, ведущий заявляет правила игры: каждый гость должен поведать о для себя столько фактов, сколько у него оторванных клочков.

Игры на знакомство.

Игры на знакомство помогают познакомить людей друг с другом за минимальное количество времени , запомнить имена, и некоторые качества, особенности других людей, позволяют снять психологическое напряжения и сократить дистанцию между участниками игр.

«Здравствуй, друг»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем кругу поворачиваются лицом к стоящим во внешнем кругу, таким образом, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)

- Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнера)

- Где ты был? (осторожно треплют ухо)

- Я скучал! (складывают руки на груди)

- Ты пришел! (разводят руками в стороны)

- Хорошо! (обнимаются)

Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в одну сторону, тем самым, производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

«Бинго»

Участники образуют внешний и внутренний круги с равным количеством участников. Круги двигаются в противоположные стороны, а игроки приговаривают:

Мой лохматый славный песик у окна сидит (подпрыгивают вверх),

Кроме своего имени, нужно так же показать какое-либо движение, любимый жест

«С мячом»

Участники игры стоят в кругу. Мяч находится у ведущего. Он называет свое имя и бросает мяч любому из ребят. Тот же представляется и бросает мяч дальше. Игра продолжается до тех пор, пока ребята не запомнят имена друг друга.

«Кто? Куда? На чем?»

Все участники образуют круг. Каждый по очереди должен назвать свое имя, а также сказать, куда он поедет и на чем (эти слова тоже должны начинаться на первую букву имени).

«Газетка»

Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг , должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали, поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.

«Паутинка»

Все участники сидят или стоят в кругу. У первого из них в руках - катушка ниток (или клубок). Первый участник кидает катушку кому-нибудь из круга, оставляя конец нитки у себя. При этом он задает какой-нибудь вопрос следующему участнику, называя его по имени. Второй участник отвечает на вопрос, предает катушку следующему, и задает свой вопрос. Так катушка должна обойти всех участников и образовать паутину. Последний участник должен распутать паутину, обязательно называя каждого участника по имени.

«Построение»

Группе делится на две команды, которым предлагается построиться в шеренгу:

По жесткости волос

По цвету глаз

По размеру обуви

По длине волос

По степени общительности

По размеру ладони

По цвету одежды

Ит.д.

Можно усложнять задание различными условиями. Например, построиться по росту с закрытыми глазами; построиться по дате рождения (от 1 января до 31 декабря) молча, и т.д.

«Горячий стул»

Ведущий предлагает всем участникам разбиться на пары. В течение 5 минут партнеры рассказывают друг другу о себе. Затем все садятся в круг, оставляя один стул свободным. Этот стул называют «горячим». Каждая пара по очереди выходит к стулу. Один участник садится на стул, другой встает за ним, кладет ему на плечи руки, и говорит о сидящем как от себя , представляя его от своего имени. Затем они меняются местами. Затем «горячий» стул занимают другие пары.

«Поменяйся местами»

Участники садятся в круг на стулья. Ведущий стоит в кругу и просит поменяться местами тех участников, например, у кого серые глаза, кто одет в джинсы, кто умывался сегодня утром, у кого день рождения зимой, и т.д. Когда происходит обмен местами, ведущий старается занять один из освободившихся стульев. Если ему это удается, далее игру ведет оставшийся без места игрок.

«Автопортрет»

Каждый член группы получает задание на небольшом листе нарисовать свой портрет (лицо, мечты, занятие, увлечение). Все портреты приклеиваются на лист ватмана: «Знакомьтесь, это мы!»

«Суета сует»

У каждого участника должны быть ручка и листок, разделенный на несколько прямоугольников. В каждом прямоугольнике записано одно качество (или увлечение), например: умеет рисовать, любит общаться, знает много игр, и т.д. Задание: за 5 минут собрать сведения обо всех членах группы. Если человек обладает таким качеством, то его имя заносится в соответствующую клетку.

«Найди того, у кого...»


«Домино интересов»

Первый участник произносит, какие два дела он любит делать больше всего, разводя в стороны сначала правую, затем и левую руки. Затем любой из участников, кто также любит это делать..... встают рядом и берутся за соответствующую руку. Затем эти два участника также говорят, что они любят делать, к ним с разных сторон присоединяются еще двое, и т.д. Пока все участники не возьмутся за руки. Лучший вариант, когда круг замкнется. Для этого два последних участника должны найти вместе то дело, которое нравилось бы им обоим.

«Братание»

Участники свободно перемешаются по площадке, подходят к любому участнику. Вместе с нем они касаются друг друга правым плечом, затем левым плечом, правой щекой , левой щекой, коленками и говорят своя имена.

« Объединения»

Ведущий дает задания участникам, они выполняют его как можно скорее. Задания; найдите группу людей.......

У которых номер телефона кончается одной и той же цифрой

Которые родились с вами в одном месяце

Которые любят тоже время года, что и вы

«Броуновское движение»

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался. Упражнение повторяется несколько раз.

«Мини - анкета»

На стене висит плакат с неоконченными предложениями. Каждый участник по очереди продолжают предложения. Когда все выскажутся, окончания предложений записываются на листах бумаги, которые потом убираются в личные конверты.

Я думаю, что окружающие ценят меня за.....

Лучшим днем моей жизни был....

В моем представлении счастье - это.....

Если бы я был волшебником, я бы сделал........

«Брачное объявление»

Каждый участник составляет «брачное объявление», затем эти объявления зачитываются ведущим, а группа пытается угадать кто автор этого объявления.

«Линия жизни»

Каждый участник берет лист бумаги и в нижнем конце листа пишет дату своего рождения, на верху листа ставится сегодняшняя дата. Между этими двумя точками необходимо провести линию - прямую, зигзаг и отметить на этой линии жизни узловые моменты, которые особенно сохранились в памяти или повлияли на ход жизни. Когда работа будет проделана, ведущий предоставляет слово всем желающим рассказать о своей жизни.

«Я никогда не...»

Группа сидит в кругу, участники группы по очереди говорят «Я никогда не...» и дальше продолжается любой фразой, например «Я никогда не прыгал с парашютом». Все, кто это делал, загибают по одному пальцу. Те из участников, у кого наибольшее количество загнутых пальцев, наиболее опытные, знающие. У кого меньшее количество загнутых пальцев, у тех еще все впереди , впереди масса возможностей, масса всего неизведанного.

Участники письменно на листе бумаги 10 раз продолжают фразу «Я - ......

Для ответа можно использовать черты, интересы, чувства. После того, как работа закончена, участники прикалывают эти листы на себе. Затем медленно перемещаются по комнате, подходят к другим членам группы и читают, что написано у каждого на листе.

«Сладкий мешочек»

Все участники располагаются в кругу. Ведущий ставит в центре круга мешочек с конфетами. Каждый участник по очереди достает из мешочка конфету, разворачивает ее, продолжая фразу «Я люблю...... И так все участники по кругу. Затем так же в порядке очередности участники кладут в мешочек фантики от конфет, при этом говоря: «Я не люблю.....».

«Мы с тобой похожи»

Все участники образуют два равных по численности круга: внешний и внутренний. Те, кто стоит во внутреннем кругу, поворачиваются лицом к тем, кто стоит во внешнем кругу, образуют пары. Человек из внутреннего круга говорит своему партнеру из внешнего круга «Мы с тобой похожи.......(продолжает фразу). Стоящий во внешнем кругу говорит «Мы с тобой отличаемся....» (продолжает фразу). На это дается им не более 1 минуты. По команде ведущего внешний круг делает шаг в одну сторону , тем самым, меняя партнеров. И задание выполняется снова. Игра продолжается, пока первые пары не встретятся вновь.

«Закон поднятой руки»

Все участники образуют круг. Затем молча, взглядом находят себе пару на противоположной стороне круга. Ведущий предлагает участникам всем одновременно, не сходя с места, за одну минуту выяснить фамилию, имя, отечество своего партнера, дату его рождения и заветную мечту. На выполнения задания дается 1 минута. По истечении минуты каждый участник представляет своего партнера. Как правило, часть информации теряется. Ведущий и игроки анализируют причину потери информации участниками. Ведущий подводит группу к выводу, что получать информацию удобнее, когда один говорит, а все остальные слушают. (Закон поднятой руки: когда кто-то поднимает руку, то остальные прекращают разговоры и слушают его.)

«Конверт откровений»

Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому открыть конверт и достать листок с вопросом, на который нужно ответить. Вопросы:

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

- Чем ты больше всего гордишься?

Что бы ты изменил в школе?

Что заставляет тебя грустить?

Чего ты боишься?

Что бы ты хотел изменить в этом мире?

- Расскажи о моменте , когда ты был счастлив?

Расскажи о моменте, когда ты был зол?

Когда ты чувствуешь себя одиноким?

Что тебя по - настоящему раздражает?

Что осложняет твою жизнь?

Что больше всего изменилось в тебе за последние годы?

Что больше всего тебе нравится в твоих друзьях?

О чем ты мечтаешь?

И т. д.

Эти небольшие по продолжительности игры, направлены на то, чтобы встряхнуться, оживить атмосферу, поднять или урегулировать настроение в любое время дня. А также для психоэмоциональной разгрузки, снятие напряжения у участников, особенно в случаях, когда участники мало знакомы друг с другом, или в коллективе напряженная атмосфера после какой-либо неудачи или конфликтной ситуации.

«Люди к людям»

Игроки разбиваются на пары. Ведущий выкрикивает названия двух частей тела, которыми игроки каждой пары должны соприкоснуться (например: локоть к колену, ухо к уху, мизинец к носу и т.д.). После трех или четырех таких вариантов ведущий кричит: «Люди к людям». Это является сигналом к поиску нового партнера.

«Коснись»

Водящий произносит часть тела и предмет (или его качество), которого все участники должны быстро коснуться. Например: мизинцем синего, ухом железного , губами хорошего человека, и т.д.

«Броуновское движение»

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе участника и пытаются определить, кто попался. Те выбывают из игры. Упражнение повторяется несколько раз.

«Австралийский дождь»

Участники стоят в кругу. Первый участник начинает движение, его подхватывает второй, третий и т.д.

1. трут ладони друг об друга,

2. щелкают пальцами,

3. бьют кулаками в грудь,

4. бьют по коленям,

5. топают ногами,

6. делают движения в обратном порядке.

Участники делают хлопки, располагая ладони горизонтально, на каждый хлопок , произнося слово «уеs». С каждым хлопком необходимо увеличивать амплитуду хлопков и громкость слов. И последним делается самый большой хлопок со словом «о, уеs».

«Хрю»

Участники стоят в кругу. Они должны хрюкнуть по очереди за минимальное время.

«Арам-сам-сам»

Участники произносят слова и делают движения.

1. «Арам-сам-сам, арам-сам-сам» (бьют себя по коленкам),

2. «гули-гули-гули» (щекочут свой подбородок и макушку головы)

3. «арам-сам-сам» (бьют по коленям).

4. При повторе щекочут подбородок и макушку соседа слева.

5. Затем при повторе бьют по коленкам не себя, а соседа справа.

«Стиральная машина»

Участники встают в две шеренги лицом друг к другу- Каждый из них придумывает звук и действие, которое производит стиральная машина. Один участник становится «бельем», он закрывает глаза и двигается сквозь строй, а участники «стирают» его.

«Дикий орел»

Участники делятся на 2 равные группы. Одна из них образует внешний круг, а другая внутренний. По сигналу ведущего внешний круг начинает двигаться по часовой стрелке, а внутренний - против часовой. Ведущий неожиданно делает хлопок и называет фигуру, которую должны изобразить оказавшиеся друг против друга участники. Игра повторяется несколько раз. Фигуры для изображения: буква «фи, зеркало, мост, дракон, дикий орел.

«Идет бычок, качается» (игра-разминка)

Пол стихи Агнии Барто «Идет бычок, качается» играющие идут сначала по кругу простым шагом. Затем, повторяя то же четверостишие, все идут в обратную сторону, согнув ноги в коленях, а руки положив себе на плечи. Снова повтор, разворот, новое положение рук и ног - усложненное и т.д., пока не надоест.

«Я лучше»

Все участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам положить руку на голову соседу справа и погладить его со словами: «Ты такой замечательный», затем положить руку на голову соседа слева и сказать: «ты тоже очень хороший. Затем положить руку себе на голову и погладить себя со словами: «А я лучше всех!».

«Пруи»

Один человек становится «пруи». Цель игры - найти «Пруи» и стать его частью, держась за щиколотку. Все закрывают глаза , кроме «Пруи», перемешиваются и, подойдя к любому, спрашивают: «Пруи?» Если вы не «Пруи», то отвечайте «Пруи». «Пруи» не отвечает (это ключ, который поможет вам его узнать). «Пруи» растет с каждым человеком, который присоединяется к нему сзади.

«Пузыри»

Пузырь образуют трое участников, держащихся за руки. Если пузырь поймал еще участника, то последний также становится частью пузыря. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не станут частью пузыря. Если участников игры много, то можно образовать вначале два маленьких пузыря.

«Змейка»

Ведущий под быструю музыку пробегает между участниками и выхватывает одного из них, тот выхватывает второго и ставит впереди себя, и т.д. Если аудитория мало знакома, то участники стараются вытянуть того человека, которого не знают и знакомятся с ним.

«Я - змея»

Участники стоят в кругу. Выбираются двое (трое) ведущих. Они становятся «головами змей». Ведущие выбирают себе еще по одному участнику -«хвосту». Каждая змея передвигается внутри круга со словами:

Я - змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом?

На последних словах змея подходит к любому участнику. На вопрос он должен ответь: «Да, хочу!» Этот участник пролезает между ногами у змеи и встает в ее хвост. И так далее, пока все участники не станут частями змей. Затем змеи таким же образом могут поймать любую другую змею. В конце игры должна образовать одна большая змея , состоящая из всех участников игры.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...