Хронологические периоды и эпохи в истории человечества. Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем Ш

Слайд 2

Что такое Средневековье?

Средневековье - это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников. Средневековье - это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье - это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом...

Слайд 3

ЗАМКИ

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    РЫЦАРИ

    Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. В начале это были кольчуги, сплетенные из колец. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. Голова защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

    Слайд 7

    Средневековые города

  • Слайд 8

    Голод

    От голода страдали прежде всего бедняки. Случалось, вымирали деревни на многие километры вокруг! Однако бывали и такие бедственные годы, когда нехватка продовольствия поражала "целиком всю нацию". Вот свидетельство очевидца страшного голода, обрушившегося на Европу в 1032 году: "...Когда же съели и диких зверей, и птиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такие вещи, о каких и сказать страшно. Некоторые, чтобы избежать смерти, ели лесные коренья и траву. Ужас охватывает меня, когда я перехожу к рассказу о том, какие преступления царили тогда в роду человеческом. Увы! О горе! Вещь неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людей пожирать человеческую плоть..."

    Слайд 9

    ЧУМА

    А тут (1347-1350 гг.) грянула еще одна беда - "черная смерть"! В Европу пришла чума. Особенно лютовала эпидемия в городах. Порой некому было хоронить мертвецов. Люди в ужасе бежали из зачумленных городов, разнося смертельную заразу. Неслыханная эпидемия чумы, по одним подсчетам, уменьшила население Европы на треть, а по другим - чуть ли не вполовину!

    Слайд 10

    РЕЛИГИЯ

    Средневековье – эпоха развития большинства мировых религий, а также раскола христианства на православие, католицизм и протестанство

    Слайд 11

    Жанна д "Арк «ФРАНЦИЮ СПАСЕТ ДЕВА!»

    Когда в 1412 году в небольшой шампанской деревеньке Домреми родилась девочка Жанна, война длилась уже 75 лет. Глубоко религиозную, искреннюю, впечатлительную и умную Жанну стали посещать видения, она начала слышать "голоса". По словам самой Жанны, ей было тринадцать лет, когда она стала понимать, что ей необходимо предпринять для спасения страны и в чем должна состоять ее собственная миссия. И вот, когда к Жанне явился Архангел Михаил и приказал идти к дофину престолонаследнику, чтобы помочь ему спасти королевство, она уверовала в свою особую судьбу и пошла ей навстречу. А было ей всего семнадцать лет! Наконец, Жанне поверили! Для нее изготовили специальные доспехи белого цвета, из старинной часовни привезли древний меч. И вот в числе других военачальников она стала во главе войска, двинувшегося на помощь осажденному Орлеану. Теперь под ее белым знаменем, украшенным королевскими лилиями, шли преданные ей люди, готовые отдать за нее жизнь.

    Методическая разработка урока по окружающему миру

    для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем.

    Образовательная программа «Школа 2100»

    УчительШербаковаЕ.С.

    Форма урока: урок – исследование.

    Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.

    Цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.

    Задачи: 1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.

    2. Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию прошлых поколений.

    3. Учить детей уважать религиозные чувства и традиции представителей разных религиозных конфессий.

    4.Развивать умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, договариваться, анализировать, обобщать, делать выводы.

    I . Актуализация знаний и мотивация.

      С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).

      В какую эпоху появились первые цивилизации? (В эпоху Древнего мира)

      С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? (Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).

      О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.

      Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).

    II . Формулирование темы урока:

      Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).

      Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)

    1-е значение : Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.

    2-е значение : То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.

      Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)

      Это и будет темой нашего урока.

    Слайд №1.

    Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. ( V XV век)

    Ш. Выдвижение гипотезы:

    Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.

    Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).

    Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)

    Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.

    Гипотеза:

    Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества. (Табличка на доску).

    Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)

    IV . Исследование предлагаю провести в группах.

      Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:

    Слайд №2

    1. Католическая Европа

    2. Православный мир

    3. Исламский мир

    4. Индийская цивилизация и близкие ей страны

    5. Китайская цивилизация и близкие ей страны

    6. Цивилизация Американских индейцев

    Слайд №3

    План исследования Средневековой цивилизации

    1. Географическое положение

    2. Достижения

    3. Религия

    4. Понятие о добре и зле (мораль)

      Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.

      У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.

      Время групповой работы 10-12 минут

    V . Межгрупповая работа. Обмен информацией.

      Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).

      Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)

    VI .Оценивание информации, вывод:

    Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?

    1. Отметь знаком «+» правильные утверждения.

    • Средние века - это время между Первобытным миром и Древним миром.
    • Средние века - это время между Древним миром и Новым временем.
    • Все цивилизации, возникшие в Древнем мире, продолжали существовать и в эпоху Средних веков.
    • К V веку н.э. многие цивилизации древности исчезли, на их месте появились новые.

    Выбери правильный ответ и обведи его.

    Используя дополнительную литературу, впиши в таблицу или нарисуй, какими достижениями прославились цивилизации эпохи Средних веков.

    2. Реши кроссворд.

    1. Основное занятие жителей эпохи Средних веков (земледелие) .
    2. Так называют себя западные христиане (католики) .
    3. Так называют себя восточные христиане (православные) .

    Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «ислам» и запиши, кто создал эту религию.

    Арабские племена

    3. Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Средневековья. Впиши в рамку год завоевания Иерусалима крестоносцами.

    1099 г - завоевание Иерусалима крестоносцами.

    Отметь дату на «реке времени».

    Эти изобретения эпохи Средних веков повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем «на реке времени» в нужном месте.

    Изобретение огнестрельного оружия (XIV в.)
    Появление в городах механических часов (XIII в.)

    4. Выполни задания на контурной карте ().

    • Подпиши названия цивилизаций Средневековья.
    • Обведи границу цивилизованного мира.
    • Раскрась разными цветами


    Напиши, в каких частях света расположены цивилизации эпохи Средних веков.

    Европа, Азия, Африка, Америка

    Продолжи предложение.

    В Средние века цивилизации существовали во всех частях света, кроме Австралии и Антарктиды

    Придумай символические изображения архитектурных памятников Средневековья (см. стр. 62-63 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

    5. Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в далёком прошлом. Объясни и напиши, почему они относились враждебно друг к другу.

    Эти люди поступали так потому, что такова была мораль в Средние века. “Поступать по божески”, то есть соблюдая все заветы религии, надо было только по отношению к людям своей веры. Например, католики считали, что мусульмане нечестивцы, что они верят в неправильного бога и поэтому их надо убивать. В свою очередь мусульмане называли христиан “неверными” и также казнили и убивали их при первой же возможности. Во имя веры объявлялись священные Крестовые походы. Участвовать в них считалась почетным, за это прощались все грехи. Также особым гонениям подвергались язычники - люди, верившие в “старых” богов, а не в единого бога. Но их сначала старались обратить в свою веру.

    Продолжи предложение.

    Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, стали преследовать за мою веру
    Аргумент(ы) потому, что должны относиться терпимо друг к другу и с уважением относиться к последователям разных религий.

    Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в наши дни. Объясни их поведение.

    Все люди очень спокойно воспринимают особенности других религий и часто с интересом изучают их. Например, многие люди специально едут в Тибет и Непал, чтобы изучить буддизм. В Китай едут изучать конфуцианство. Католики и православные также стали ближе друг другу. В 2016 году даже произошла личная встреча Папы Римского и Патриарха русской православной церкви.

    Сделай вывод.

    Позиция (мнение) В похожей ситуации я, современный человек, постараюсь не помешать религиозным обрядам, а тихонечко понаблюдаю за ними со стороны.
    Аргумент(ы) потому что если я хочу, чтобы уважали мою религию, то я буду уважать религию других людей.

    Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья. В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы. К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам. Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.

  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...