Естественный отбор. Естественный отбор — это не эволюция

Две тысячи десятый год стал знаковым для российской индустрии настольных игр. В этом году свет увидела «Эволюция» кандидата биологических наук Дмитрия Кнорре. Оригинальная идея управления эволюционными процессами и выведения адаптирующихся к изменяющимся условиям животных принесла игре популярность и множество наград. Вдохновившись успехом, в следующем же году издательство «Правильные игры» выпустило ее на мировой рынок. Иностранные партнеры оценили необычную тематику игры, но остались неудовлетворенны механикой и оформлением. И вот в 2014 году компания «North Star Games» выходит на kickstarter с переработанной версией «Эволюции», в которой решены основные проблемы оригинала: большое влияние случайности на формирование кормовой базы, зависимость финала партии от решающего последнего хода и слабое оформление. В этом году новая «Эволюция», наконец-то, добралась и до нас!

Эволюционируй это!

В игре используется одна колода карт, отвечающих за свойства животных. Она же отвечает за условие окончания игры – как только иссякнет запас карт, закончится и партия. Животные же представлены удобными эргономичными планшетами, на которых деревянными кубиками отмечается их популяция и размер тела. Со старта каждый участник получает по одному такому планшету. Игровой процесс поделен на несколько простых фаз:

Все игроки получают по три карты свойств из колоды, а затем добирают еще по одной за каждый имеющихся у них вид животных (планшет).

Затем участники создают резерв доступной травоядной пищи на текущий ход, взакрытую выкладывая одну из своих карт свойств на поле водопоя. Значения на картах могут быть как положительные, так и отрицательные, что позволяет искусственно регулировать популяцию животных конкурентов.

Начиная с первого игрока, все по очереди разыгрывают любое количество карт свойств с руки, либо присоединяя их к животным, либо сбрасывая для того, чтобы создать новый вид или увеличить характеристики уже существующего. Размер тела отвечает за защищенность — хищники могут атаковать только животных, которые меньше их. А популяция за количество потребляемой пищи, то есть за победные очки, получаемые в процессе игры.

После того, как все участники разыграли желаемое количество карт, начинается фаза кормления. Ранее выложенные на водопой карты переворачиваются, производится подсчет доступного количества пищи, и игроки по очереди начинают кормить своих питомцев. Травоядные берут пищу с водопоя, хищник же атакуют других существ, за раз получая столько еды, каков был размер тела жертвы. То есть чем упитанней зверь, тем труднее на него охотиться, но и пищи он приносит больше, позволяя строить агрессивную стратегию. Если пищи на всех не хватило, за каждую недополученную единицу еды популяция вида уменьшается на один. Вся же съеденная еда отправляется в персональные мешочки игроков – в конце игры она принесет победные очки.

Эту простую механику украшает хорошее взаимодействие различных свойств, позволяющее создавать причудливые, но эффективные гибриды и даже выращивать существ на корм собственным хищникам. Ограничение на количество свойств тоже пошло игре только на пользу — создать идеальное существо не получится, но все свойства конкурентоспособны. Механика популяции и размеров тела работает отлично – приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям и следить за планшетами соседей. Интересно, что если кто-то из игроков чрезмерно увлечется агрессией, экосистема сбалансирует себя сама – сожрав последнего травоядного, хищникам придется есть друг друга.

Не больше трех свойств в одни лапы!

Качество компонентов в российской версии отличное – карты плотные, приятные на ощупь. Жетоны пищи и планшеты выполнены из толстого картона, вырубка близка к идеальной. Не могу не отметить и оригинальный жетон первого игрока, выполненный в виде пластикового динозавра одного из шестнадцати видов. Мне, например, достался семейства цераптопсидовых. А вот фанерную ящерицу, идущую бонусом к boomstarter-изданию, я не оценил. Да, она символ серии и сделана на совесть. Но слишком громоздкая и ее обязательно нужно склеивать, тщательно подгоняя половинки, так как без клея в подставке она не держится.

К минусам отечественного издания так же можно отнести отсутствие органайзера (в европейской он был), бюджетные мешочки и даже отсутствие пакетиков для карт и жетонов. К слову, карты отечественного издания отличаются от западного отсутствием черной рамки по краям и русским текстом на рубашке. Поэтому если надумаете покупать англоязычное дополнение, позаботьтесь и о цветных протекторах, скрывающих различия.

В остальном новая «Эволюция» отличная крепкая семейка – простая, невероятно красивая и затягивающая. А главное, что в ней соблюден баланс преемственности и нововведений. Поэтому ее оценят как поклонники оригинала, так и те, кому оригинал не понравился. Ставлю игре большой жирный плюс за атмосферу – наконец-то можно почувствовать, что один зверь у тебя ловкий, хитрый и опасный хищник, а другой, например, неповоротливый и толстый добряк, заслоняющий собой от опасности более мелкие виды. Если вы были в раздумьях, стоит ли брать новую версию — берите, не пожалеете. Тем более, что у вас еще есть возможность заказать себе игру через boomstarter .

А мне уже не терпится освоить дополнение , которое добавляет в игру птиц, как отдельный вид — со своими уникальными планшетами и отдельной кормовой базой, а так же карты событий. Вот бы и его еще локализовали!

Соперники редко могут что-то сделать.

Во-первых, чтобы атаковать необходим хищник с массой тела 2, а это -2 карты из трех, имеющихся на руке в первом раунде, да и то, если повезет. Далеко не всегда при раздаче попадает хищник, а возможность обменять карты на планшеты есть независимо от раздачи.

Во-вторых, даже если кто-то и сделает хищника на 2 карты, то я теряю всего 1 животное и в конце второго раунда имею 3х, а игрок с хищником и остальные всего 2. Мое игровое преимущество +1 карта в следующую раздачу.

В-третьих что-бы соперники начали что-то активно предпринимать необходимо что-бы такой игрок ходил первый и все это видели.

Итого: соперникам необходима изрядная доля везения, чтобы противостоять, и они отстают в развитии.

Вы видимо, играли в какую-то иную версию игры..
Как вам расписали выше - всё в игре нормально с балансом.
1. не обязательно. Достаточно карты "атака стаей" - и уйти в наращивание популяции. Вероятность ее выпадения - такая же, как и любой другой карты. Чего нельзя сказать про карту "Хищник" - их в колоде большинство.
2. Парочку раз вашего зверя съедят (не обязательно один человек) - и вы и вовсе останется без карт и ПО. А хищники - их на вас благополучно набьют.
3. Совершенно не обязательно. Вам ведь слово "планирование" о чём-то говорит? Хороший игрок видя, что творится на столе - знает, какие карты и куда ему играть. Соперник наращивает массу - пытаемся превзойти его. Если это невозможно - ищем другие возможности. Да, случайности никто не отменял - и удачно сыгранная соперником карта может порушить планы, но ставить всё ва-банк... та еще затея. Совершенно не важно- будут ли карты разыгрывать по очереди, либо одновременно.

Итого: не ваша игры и вы просто не умеете её "готовить". То есть как и было сказано выше - проблемы не игры, а участников.

Устал неоднократно повторять, или вы не внимательно слушаете. Все, что описано выше относится к 1-2 раунду!!! Даже Radoslav написал черно по белому: "Если в самом начале игры массированно выкладывать новые планшеты зверей..." О каком "достаточно атаки стаей" идет речь? На руках у каждого игрока ПО 4 КАРТЫ, а после сброса ВСЕГО ТРИ! Возьмите в руки колоду, вытяните из нее 4 карты наугад, с какой попытки у вас окажется "хищник+атака стаей"? Да и хищника то получите одного много меньше чем в 50% случаев. Вы так рассуждаете, как будто в самом начале игры у вас есть какой-то выбор из всевозможных агрессивных стратегий, и любые карты на любой вкус. Да и далеко не все, кто его получает играют эту карту в первом же раунде. Ну а если сыграют съедят максимум одного. И то не факт что у вас.

Играл с разными игроками, различного уровня опытности. +3 и +2 планшета в самом начале дают очень большое преимущество над остальными, как и в любое компьютерной стратегии, где на первых минутах важнее получить больше ресурсов. Наверно надо научиться "готовить" как-то правильно, чтобы начать проигрывать, буду стараться.

А вот статистика с Вами ну совсем не согласна. Сыграйте онлайн и сравните;) Сколько таких попыток было на старте выложить 4-5 животных, и такие игроки просто стабильно занимают 3+ место. Может в игре на двоих, конечно, всё обстоит иначе, но 3+, просто без шансов. Кстати, на удивление стратегия от одно большого зверя даже весьма эффективно может работать, пусть и не всегда. Если вас не съедят, то заморят голодом, а если вы будете предусмотрительны в плане голода (длинношеесть + кооперация + норность), то всё же съедят в итоге уже наверняка)

Идёт сбор средств на издание локализации американской версии отечественного хита. =) Такие хитрозакрученные регалии пришлось получить игре вследствие того, что самая первая, наша, "Эволюция" завоевала любовь не только отечественного, но и иностранного игрока. А иностранцы, в данном случае подрузамевается американский издатель North Star Games, для продажи на своём рынке придали игре лоска и причесали игровой процесс так, чтобы как можно меньше препятствий было для знакомства как можно большего количества игроков мира. И вот теперь "Эволюция" возвращается в родные пенаты. Что ждать от игры нам, читайте в этой заметке.

.

ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЁЖКЕ.

Открыв коробку, нашему взору предстаёт полностью заполненное компонентами пространство. Многие заметят, что рабочее пространство коробки занимает треть от всего объёма. Сколько я на своём веку слышал негатива типа "нам продают воздух", "сколько было бы сэкономлено места на полке" и тд, столько же я прихожу во мнении, что такая коробка размером 30х30см - правильный выбор.

Первая причина - психологическая. Если мы ориентированы на более широкую аудиторию, включающую не только опытных игроманов, то покупателю будет сложно заставить себя потратить 2700 рублей (РРЦ) на маленькую коробочку. Также мои многочисленные наблюдения за игроками разной степени вовлечённости показали, что большой коробке оказывается больше внимания и уважения: целое торжество видно в глазах будущих участников, когда несёшь коробку к столу. =)

Вторая причина - эргономическая. Американским издателем уже выпущена пара дополнений, а значит, очень возможен выход и у нас. Вот тогда и понадобится весь объем!

Третья причина - ... ну нельзя, просто преступление, такую красивую обложку делать на маленькой коробочке. =)

Содержимое коробки богатое и разнообразное. Тут тебе и мешочки под замшу, и кубики из дерева, и жетончики еды, и планшеты видов (плотные с дырочками), и поле-водопой, и динозавр. Главный атрибут - это конечно же карты эволюции. Всё это богатство располагает игрока, концентрирует и побеждает. =) Первый приятно-шоковый удар, так сказать.

Пройдёмся по компонентам более подробно. Планшеты биологического вида с отверстиями под кубики предназначены для обозначения количества популяции и размера тела животного, а также степени накормленности. Планшеты вида - это один из результатов "причёсывания" (читай - оптимизации) игры для игрока: в первой версии игры, отличающейся минимизацией игровых компонентов, параметры популяции и размера отмечались картами свойств. Как следствие, восприятие процесса было затруднено. Теперь для этого введены дополнительные компоненты, которые на визуальном уровне помогают быстро оценить ситуацию на столе.

Буклет с правилами очень приятный, имеет размер небольшого журнала. Что немаловажно, весь процесс разложен по полочкам, всё понятно с первого прочтения.

Листы-подсказки, близкие по размеру к А4, игрокам понадобятся лишь на первую партию, когда ещё не усвоен порядок хода игры и свойства карт. Если со стороной со свойствами всё понятно, то на обратной стороне есть указатель этих свойств с переводом на научно-английский язык. Авторы предлагают в качестве развлечения пофантазировать, придать своим видам определённые свойства и соответственно назвать их по-научному.

А ведь можно и в процессе игры заморочиться. =) Мне почему-то сразу представляются герои сериала "Теория большого взрыва" с фирменным переводом от Кураж-Бомбей и подобный диалог:

Я атакую своим Мега-сварма-номном"ом твоего Ларго-нибл-прика.

Ты не можешь его атаковать, у тебя не хватает размера, чтобы пробиться сквозь панцирь.

Да, ну тогда мне придётся съесть своего кроху Диго-пипса. =(

Жетоны еды здесь двухсторонние: одна сторона для травоядных, другая - для хищников. В принципе, игра не требует вот прямо жёсткого использования сторон (ваши травоядные тушканчики легко могут на "визуальном" уровне кушать ногу бронтозавра =)), но для антуража хорошо.

Ну и, наконец, карты. С них начинается история игры, на них и закончится обзор компонентов. =) Карты свойств были и остаются главным механизмом игровой механики. Уберите все остальные компоненты и вы всё равно сможете сыграть в эту игру (если их применять по правилам первой, аскетичной, версии). Также карты свойств несут главную визуальную составляющую игры и уже на этапе просмотра начинают покорять сердца игроков. Художник-оформитель, Катрин Гамильтон, создавала эту группу шедевров вручную, без использования компьютера, то есть по старинке. И только потом все изображения переносились на компьютер.

Всё, что сделано американским издателем, оформление и оптимизация, сделано с одной единственной целью - помочь потенциальному игроку добраться до самого центра игрового процесса. Да простят меня наши издатели, мы только сейчас начинаем понимать на подсознательном уровне важность представления продукта, и работать в этом направлении нам ещё долго. И кто, как не американцы, сделают всё на высшем уровне?

А вот когда мы с вами покорены визуальной, тактильной и эстетической частью игры, очередь за игровым процессом...

КАК ИГРАТЬ?

Цель игры - творить и приумножать свои творения. В наших руках невиданная сила - создавать разнообразных животных и приспосабливать их к угрозам извне. Для того, чтобы сообщить игре соревновательный элемент между игроками, а не просто играться с эволюционным конструктором, предусмотрена система очков, поощряющая количество видов, их популяцию, набор свойств и степень сытости. Больше, круче и в достатке - вот лозунг игровой цели.

Каждый игрок получает 1 планшет вида с предустановленными популяцией и размером в количестве 1, 3+1(за планшет) карты свойств и мешочек для хранения "съеденной еды". =) Каждый игровой раунд делится на 4 фазы: получение карт, выращивание пищи, розыгрыш карт и кормление. В первую фазу игрок получает 3 карты плюс столько карт, сколько разных видов у него есть на этот момент.

Во второй фазе работает нижний правый угол карт, который указывает, сколько еды будет на водопое, если сыграть карту сейчас.

Все игроки выбирают по карте и одновременно вскрывают.

На примере выше получается, что в этом раунде на водопое будет 4+3-2=5 единиц еды.

Брать еду с водопоя могут только нехищные существа. Хищникам придётся искать пропитания, атакуя другие виды.

В третьей фазе игроки по очереди могут разыграть сколько угодно карт с руки несколькими способами.

1 вариант - сбросить карты и взять ещё один планшет вида, знаменуя появление нового типа животного.

2 вариант - сбросить карту и переместить один из маркеров размера или популяции на одном из ваших видов на 1.

3 вариант (я его называю основным) - наделить один из ваших видов индивидуальной характеристикой. Для этого нужно положить карту свойства взакрытую рядом с планшетом одного из ваших видов.

Свойства вскрывают одновременно после того, как все игроки сделают свой ход.

В четвёртой, последней фазе, для выживания каждый вид надо покормить. Травоядные виды игроков могут есть из водопоя, по очереди таская оттуда по одной фишке еды. В свою очередь можно и хищника покормить, если есть на кого напасть (незащищённое существо меньшего размера, чем сам хищник). Все фишки еды, полученные в результате этой фазы, помещаются в персональный мешочек, в конце каждая фишка будет стоит одно победное очко.

Ввиду того, что хищники бродят повсюду, можно стремиться создавать очень трудные для нападения виды типа того, что на фото выше (стадо рогатых тушканов или в простонародии ФлокаЛокиДиггеры =)).

Или делать ставку на поиск пищи любой ценой и размножении, где и как попало. =)

Хищникам в этой игре приходится туго, так как травоядные быстро приспосабливаются и заловить дичь - тот ещё труд.

Когда заканчивается колода карт, объявляется последний раунд, после которого мы приступаем к подсчёту очков. Игрок получает по одному очку за:

Каждый жетон еды в мешочке;

Каждую выжившую единицу (сумма популяций всех видов игрока);

Каждую карту свойства.

У кого больше очков, тот и победил.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Интеллект! Главная польза, которую вы должны вынести из прочитанного, - если у вас есть хищник, старайтесь наделять его интеллектом. Именно интеллект сделал нас, именно ему в игре главная роль. "Дааа, только с интеллектом можно выжить в этом мире" - далеко не праздная фраза, которая звучала не один раз из уст сыгравших в "Эволюцию. Естественный отбор". На наших глазах гибли целые популяции хищников из-за того, что другие животные очень щепетильно относились к своей безопасности. Вот как одолеть панциреподобное, если не включать мозг? Как обмануть рогатого или целое стадо? Головой!!!

Покорить и сохранить интерес. По визуальному восприятию и общей эргономике, которая позволила плавно, но уверенно погрузить новичков в процесс, игра получает твёрдое "отлично". Когда после партии игроки начинают пристально вчитываться в планшет-подсказу и размышлять над разными комбинациями свойств - это уже победа игровой механики. Ей оказалось под силу удержать и распалить интерес к игре. Кто-то может сказать, что это цель любой игры (и даже не настольной), но в конкретном случае это более актуально, так как на моих глазах "Эволюция" эволюционировала в два весомых скачка: 1) появление первой версии от Правильных игр, "рождение организма", и 2) появление версии от NSG, "рождение оболочки".

Что касается интереса к игре, то лично я остался "голодным": общее впечатление о съеденном отличное, но всего оказалось мало. Мало свойств можно сообщить виду, мало свойств становится в принципе, мало динамики в процессе игры из-за ограниченного прихода карт в руку и их "таяния" на глазах, мало драматизма в вымирании травоядных вследствие нехватки еды на водопое и тд. Когда начинаешь мыслить более глобально (после третьей партии примерно =)), ловишь себя на мысли, что для простоты процесса пришлось пожертвовать очень многим, ведь по сути "Эволюция. Естественный отбор" - это борьба за жизнь травоядных и хищников между собой и ничего больше. А как же борьба с климатом? Как же взаимодействие водных, сухопутных и летающих существ? Где наши любимые микробы?

И вот здесь мы приходим к двум выводам. Первое - игра без дополнения загнётся. Дополнения просто жизненно необходимы для этой игры (а ведь они уже есть, надо только локализовать). Надо кормить "животных" (в смысле нас с распалённым аппетитом к расширению мира).


ДОМАШНИЕ ПРАВИЛА (bonus).

Я вам указал на нюансы в игре, которых мне оказалось мало, поэтому некоторые из них мне хочется своими силами простимулировать. У меня ещё не было возможности их внедрить, так как мы ещё не исчерпали весь потенциал игры по оригинальным правилам, но в некотором будущем всё возможно.

  1. Начало игры и раскручивание спирали эволюции для меня оказалось вялотекущим, поэтому я бы предложил уже на старте давать игрокам по 2-3 планшета видов. Тут и в руку сразу придёт больше карт, и кормить придётся больше народу, оттого и еда на водопое будет примерно в таком количестве, чтобы съесть всё без остатка.
  2. Почему бы не добавить драматизма в игре при помощи случайного фактора, а в простонародии кубиков? Нападает, к примеру, хищник на беззащитное существо, оба бросают кубики в количестве, равном размеру вида. если у хищника на одном из кубиков большее значение, чем у жертвы, то скушал, а если нет - то нет. =) Или таким же макаром нападает на панцирьное, но жертва бросает на 4 кубика больше. Добавление подобного случайного фактора мне навеял документальный фильм, где были показаны удачные побеги жертв от хищников. Над полной системой взаимодействия придётся покумекать. Кстати, чтобы не использовать ничего сверх того, что есть в коробке, вместо кубиков можно применять карты свойств, а точнее, числа еды на них.

За сим откланиваюсь. Спасибо вам за внимание и отдельное спасибо тем, кто прочитает это полностью. =)


«Эволюция. Естественный отбор» — локализация мирового хита Evolution . Два года назад, когда Evolution была издана впервые, она стала одним из наиболее существенных событий года. С тех пор ее популярность по всему миру уверенно растет. В этой игре вам придется отбиваться от хищников, или самим становиться ими, находить пропитание и выживать в конкуренции с другими видами. Развивайтесь и побеждайте!

Особенности

  • Получив широчайшее признание, создатели «Эволюции» продолжили дорабатывать и улучшать игру. Это вторая редакция, прошедшая через два года — тут лучше не скажешь! — естественного отбора наиболее удачных игровых особенностей.
  • «Эволюция» — очень красочная игра! Все карты нарисовала известнейшая художница Катрин Гамильтон. Уникальные цвета получились благодаря тому, что Катрин рисовала не на компьютере, а вживую, акварельными красками. Верится с трудом, но это действительно так! Перед вашими глазами — «живые» рисунки.

Для кого эта игра

«Эволюция» рассчитана как на опытных игроков, так и на новичков. Это не просто слова! Правила «Эволюции» элементарно рассказываются за десять-пятнадцать минут. Независимо от опыта в настольных играх, игроки мгновенно усваивают, что и как нужно делать. А вот дальше — все зависит от вас. Освоить-то легко, но победа потребует сообразительности, умения «просчитать» оппонентов и верного тактического расчета!

В комплекте:

  • 24 планшета видов животных
  • 24 коричневых маркера размера тела
  • 24 зеленых маркера размера популяции
  • 129 карт свойств животных
  • поле "Водопой"
  • 180 фишек еды
  • 6 памяток игроков
  • 6 мешочков для еды
  • знак Первого игрока
  • правила игры

Которая продемонстрировала потенциал отечественных геймдизайнеров и начала победное шествие по всему миру. Со временем игра немного выдохлась и перед изданием в Америке ей понадобились новые краски, чтобы привлечь избалованных настольщиков. Новая версия удалась настолько круто, что получила несколько престижных наград за рубежом и кучу восторженных отзывов. В итоге круг замкнулся и теперь Естественный Отбор вновь выходит на русском языке:)

Ваша цель в игре - создание и размножение разнообразных видов животных. В свой ход, сбрасывая карты, участники могут создать новый вид или увеличить размер или популяцию уже имеющихся особей. Также карты можно выкладывать перед собой, наделяя своих зверей всевозможными полезными свойствами от панциря и рогов до возможности стать хищником и охотиться на своих собратьев. В конце раунда вам предстоит прокормить всех, кого вы приручили, сбрасывая еду в специальный мешочек. Побеждает участник с самой прожорливой и многочисленной фауной.

Восхитительная игра для всей семьи

Перед нами прекрасный пример работы над ошибками: авторы учли все небольшие претензии к оригинальной игре и выдали настолько совершенный продукт, насколько это вообще возможно. Естественный Отбор - это одна из самых атмосферных стратегий про животный мир, когда вы собственными глазами сможете наблюдать, как ваши особи постепенно размножаются и обретают все новые и новые полезные мутации. Новая Эволюция станет прекрасным выбором и для семейного вечера, и для хардкорных настольщиков.

В создании оригинальной игры принимал участие самый настоящий кандидат биологических наук, что привело к созданию реалистичного игрового процесса. Для оформления новой версии создатели пошли еще дальше и пригласили Кэтрин Гамильтон , которая специализируется именно на рисунках животных. Результатом этого симбиоза стали чудесные акварельные иллюстрации, которые показывают нам, какие виды могли бы существовать пойди эволюция по другому пути.

Помимо великолепного оформления мы имеем солидное наполнение коробки, которая значительно выросла в размерах. Внутри нашлось место и для симпатичного поля водопоя, и для картонных жетонов пищи, и даже для тряпичных мешочков, куда так удобно складировать съеденные припасы. Забота об участниках видна во всем, вплоть до двухсторонних планшетов видов, которые можно располагать горизонтально или вертикально в зависимости от количества свободного места. Не обошлось и без приятного сюрприза - фишка первого игрока выполнена в виде одного из шестнадцати уникальных динозавриков, которые попадаются случайным образом.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...