Черниговская земля в 12 13 веках. Древнерусские княжества

>> Чернигово-Северское княжество

На левом берегу Днепра (Левобережье) расположилось Чернигова-Северское княжество. Оно было большим и могучим. Его земли занимали нынешние территории северо-восточной Украины, юго-восточной Беларуси и западной России. Границей между Черниговским и Киевским княжествами считался Днепр. Северо-восточные владения Черниговского княжества доходили до Москвы. На юго-востоке черниговские земли граничили с половецкой степью, что вынуждало местных князей часто воевать с половцами. С другой стороны, черниговские князья неоднократно вступали с ними в союзы, заручались их поддержкой в междоусобных столкновениях и даже могли породниться. Так, в 1094 г. Олег Святославич с половецкой ордой напал на Чернигов и захватил его. Ценой такого союза было разграбление половцами Черниговской земли. Женой Олега Святославича, прозванного Гориславичем, была дочь половецкого хана Осалука.

Черниговское удельное княжество сформировалось ещё в XI в., когда Ярослав Мудрый посадил там своего сына Святослава. Новгород-Северское княжество было образовано решением Любечского съезда. Политическое развитие Черниговского и Новгород-Северского княжеств в XII - первой половине XIII вв. было связано с деятельностью сыновей Святослава Ярославича. Олегу досталось Новгород-Северское, а Давиду - Черниговское княжество.

Формально новгород-северские князья подчинялись Чернигову, но фактически они нередко проводили самостоятельную политику. Если черниговские князья династии Давидовичей ориентировались на Киев, то новгород-северские князья династии Ольговичей хотели отделения от Киева и поэтому вступали в союзы с его политическими противниками. Земли княжеств часто становились ареной междоусобных столкновений и к середине XIII в. распались на многочисленные мелкие уделы.

В Черниговской земле было 46 городов. Самыми крупными среди них были Чернигов, Новгород-Север- ский, Путивль, Курск, Рыльск и другие. Крупнейшие города стояли на Десне.

Фрагмент мозаичного пола в Благовещенской церкви Чернигова. 1186г. Реконструкция Ю. Асеева

Серебрянная чаша XII века

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Современная фотография

Строительство этого собора было начато в 30-е годы XI в. при княжении Мстислава Храброго.

В интерьере собора сохранились до наших дней мраморные фрагменты колонн византийского происхождения. В соборе похоронены некоторые черниговские князья, в частности, вероятно, и князь Игорь один из главных героев «Слова о полку Игореве»

Чернигов был важным политическим и экономическим центром Руси. Это - большой город, защищённый двумя линиями оборонительных валов. Его окружали сёла, феодальные замки, боярские и княжеские усадьбы. В городе сходилось много дорог, имевших военное и экономическое значение. Так, с Киевом Чернигов соеди¬няли две дороги. Большое значение имели дорога на север - к Любечу, Стародубу. Из города также выходила дорога, ведшая в степь за пределы Руси. Всё это способствовало тому, что Чернигов стал важным центром тор¬говли и ремесла. В городе изготавливали оружие, ювелирные изделия, орудия труда, изделия из дерева и многое другое. Об экономическом росте Чершнова свидетельствует также интенсивное строительство, которое велось на протяжении XII - в начале XIII вв. Здесь был построен один из лучших соборов древней Руси - Борисоглебский. Михайловская и Благовещенская церкви, украшенные разноцветными глазурованными плитками, мозаиками, фигурной плинфой, свидетельствовали о высоком мастерстве местных зодчих. Вызывала восхищение современников стройная, украшенная орнаментами, выложенными из кирпича, Пятницкая церковь.

Борисоглебский собор в Чернигове. Современная фотография

Апсида - полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене церковного или античного здання.

В записную книжку эрудита
Юрьева божница - это условное название апсиды и фрагмента стены Михайловской церкви (1098 г.), не сохранившейся до наших дней. Божница принадлежит к переяславской архитектурной школе. Это - единственный памятник переяславской монументальной архитектуры дошедший до наших дней. Названа по имени князя Юрия Долгорукого. Упоминается в летописи около 1151 г. В 1240 г. пострадала от набегов монголов.
Строение состоит из плинфы с вкраплением красного местного песчаника. Техника кладки с использованием цемеикового раствора (смеси истолчённого кирпича и извести). Плинфа тёмно-красного и жёлтого цветов, кое-где на её рёбрах видны характерные клейма мастеров, повторяющие клейма древнерусских памятников Чернигова. Божница покрыта металлической крышей. Значительный интерес представляет стенопись апсиды, принадлежащая к школе киевской монументальной живописи XII в. Настенная живопись размещена в три яруса. Выполнена она между 1098-1125 гт., колорит рисунков выдержан в тёплых тешах с преобладанием красного и охристого цветов.

1. Почему на землях черниговского княжества построена церковь переяславской архитектурной школы? О чём это свидетельствует?

Юрьева божница. Памятник древнерусского зодчества, расположенный в г. Остёр Козелецкого района Черниговской области

Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Украина, Чернигов

Город Чернигов впервые упоминается в русских летописях под 907 г. в тексте договора между князем Олегом и Византией. Однако очевидно, что к этому времени город уже существовал как поселение северян. Черниговское княжество было образовано в 1023 или 1024 г., когда тмутараканский князь Мстислав Владимирович занял Чернигов. Мстислав попытался завладеть и Киевом, но предпочел заключить мир с Ярославом Мудрым. По договору 1026 г. Русская земля оказалась фактически разделена Днепром на две части: правобережье принадлежало киевскому князю, а левобережье – черниговскому. Мстислав умер бездетным, и Чернигов вновь оказался присоединен к Киеву. Однако Ярослав Мудрый, незадолго до смерти раздавая уделы сыновьям, вновь выделил Чернигов в отдельное княжество. Досталось оно Святославу, с которого пошел род черниговских князей. От двух сыновей Святослава Ярославича – Давыда и Олега – пошли две ветви черниговских князей, Давыдовичи и Ольговичи. В XI – XII вв. их представители претендовали на старшинство среди Рюриковичей и участвовали в междоусобной борьбе за Киевский великий стол. Старшая ветвь, Давыдовичи, пресеклась в 1166 г. Младшая, Ольговичи, разделилась еще на две: потомков Всеволода и Святослава.

Черниговский стол считался вторым по "престижности" княжеским столом Древней Руси после киевского. На нем обычно сидел князь, второй по старшинству среди Рюриковичей согласно лествичному праву. По размерам же Чернигов практически не уступал Киеву. Взорам приходящих в город путников открывался величественный и необычайно красивый вид: над низкой бревенчатой застройкой возвышались, сверкая золотом, купола храмов, башни теремов и княжеских дворов.

К началу XIII в. Черниговское княжество занимало обширную территорию, в основном, на левом берегу Днепра. Его владения простирались на северо-восток до Мурома и Рязани и на юго-восток до Великой степи. Кроме Чернигова на территории княжества были такие крупные города как Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Глухов, Чечерск и Гомель. В 1239 г. Чернигов был разорен монголо-татарами и пришел в упадок. После гибели князя Михаила Всеволодовича в 1246 г. Черниговское княжество распалось на уделы: Брянский, Новосильский, Карачевский и Тарусский. Разоренный татарами Чернигов уже не мог выполнять функции стольного города, и княжеский стол был перенесен в Брянск: местные правители стали носить титул князей брянских и великих князей черниговских. В XIV в. продолжилось дробление Чернигово-Северских земель на мелкие уделы. В 1357 г. Брянск был захвачен великим литовским князем Ольгердом. Брянское княжество лишилось самостоятельности, но еще некоторое время сохраняло автономию в составе Великого княжества Литовского. Последним князем брянским и великим князем черниговским был Роман Михайлович, убитый в 1401 г. во время восстания в Смоленске.

В течение XIV в. были ликвидированы и остальные уделы Черниговского княжества, а их правители стали служилыми князьями великого литовского князя. В середине XV в. некоторые бывшие черниговские земли были пожалованы князьям, бежавшим в Литву из Москвы, в результате чего были восстановлены такие удельные княжества как Рыльское, Новгород-Северское, Брянское, Пинское. Однако уже в XV – XVI вв. потомки удельных князей вернулись под юрисдикцию Московского государства, сохранив свои владения, но став простыми служилыми князьями.

Территория и главные города

· Это княжество окончательно сформировалось в 11 веке, по воле Ярослава Мудрого, хотя земли Черниговщины принадлежали к древнейшему ячейки Русского государства.

· В начале 12 в. территория Черниговского княжества охватывала левобережные земли в бассейнах Десны и Сейма, Сожа и верхней Оки. От Киевской земли Черниговщину отделял Днепр.

· До второй половины 12 в. черниговским князьям принадлежал город Тмутаракань - крупный порт в Керченском заливе.

· В эпоху разработанности Черниговское княжество распалось на меньшие уделы. Самым влиятельным из среды их было Новгород-Северское княжество

· В Черниговском княжестве было немало городов. Крупнейшие среди них - Чернигов, Новгород-Северский, Путивль, Брянск, Курск, Стародуб - упоминаются в источниках в связи со многими событиями русской истории.

· Стольное г. Чернигов уступало размерам лишь Киеве.

o Чернигов был хорошо укрепленным и имел хорошее сообщение с другими городами.

o Черниговские князья ревностно заботились о развитии города.

o течение 12 в. в городе было построено славный Борисоглебский собор - один из лучших на Руси, Михайловскую, Благовещенске, Пятницкую, Успенскую церковь, каждая из которых была достойна называться жемчужиной древнерусской архитектуры

Черниговские князья

· Черниговские земли, по завещанию Ярослава Мудрого, принадлежали Святославу

· Его сыновья Олег и Давид стали основателями династий черниговских князей - Олегович (летопись их называет Ольговичами) и Давидовичей

· Именно представителями этих династий вершилась судьба черниговских земель.

· Да еще от Святослава Ярославича черниговские князья не оставляли мечты получить Киев.

· О силе Черниговского княжества свидетельствует тот факт, что некоторым из князей и вправду повезло править в Киеве. Таким был, в частности, Всеволод Ольгович, правивший в Киеве от 1139 до 1146 г.

· Интересную обстоятельство политической жизни Черниговщины скрывает определенная враждебность, с которой киевские летописцы сообщают о княжении в Киеве черниговских князей.



· Восточные черниговские земли непосредственно граничили с миром кочевников.

· Черниговские князья, стремясь мирных отношений, часто прибегали к династических браков с половецкими княжны.

· Связанные с кочевниками территориально, а иногда и кровно, они охотно привлекали половецкие орды для осуществления своих тщеславных планов.

· Такая политика не находила поддержки у киевлян, поэтому часто они встали, не желая признавать черниговских князей за своих. И все же на общем фоне древнерусской истории такие события случались нечасто. Значительно больше упоминаний о упорную оборону черниговцами родной земли от кочевых нападавших

«Слово о полку Игореве»

С Черниговщине непосредственно связана событие, что его увековечено в выдающемся произведении древней украинской литературы - поэме «Слово о полку Игореве»

· Главным участником происшествия был новгород-северский князь Игорь

· Года 1185 он с женами брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава двинулся походом на половцев.

· Но одного рыцарского рвение оказалось мало. Игорь намеревался заскочить половцев врасплох.

· Однако уже с начала пришлось менять план битвы, так кочевники были готовы к схватке.

· первый день битва принесла победу русичам. Половцы стали отходить в степи.

· Игорь опрометчиво приказал преследовать их. Поэтому ночевать русские дружины были вынуждены в половецких степях.

· Это имело трагические последствия. Половцы собрали большие силы и утром начали атаку. Поход закончился полным поражением - такой позорной, что подобных не помнила Русская земля: войско почти все погибли, а четверо князей попали в плен

· Последствия похода были тем трагичными, что он открыл путь половцам на Черниговскую, Переяславскую и Киевскую земли

· Относительное затишье на южных рубежах Русской земли, добытое совместными усилиями многих князей, возглавляемых киевскими князьями Святославом и Рюриком, было перечеркнуто.

Гениальный поэт 12 в. воспользовался неудачного похода тщеславного новгород-северского князя Игоря, чтобы обратиться к русичей с призывом единства и оговорками о беде, что к нему подталкивали Русскую землю межкняжеские распри и раздоры.

Переяславское княжество

Территория

· Переяславское княжество сформировалось за Ярослава Мудрого.

· Его территория по сравнению с другими княжествами была небольшой.

· На востоке и юге земли Переяславщины непосредственно граничили со Степью.

· Такое географическое положение во многом определяло жизнь переяславцев, ведь их земля служила щитом для Киева и остальных русских территорий.

· Именно поэтому в Переяславском княжестве мерами великих князей киевских сооружались мощные оборонительные укрепления.

· основном как военные крепости возникали и города Переяславщины.

· неприступной твердыней был, в частности, и Переяславль.

· Город располагался недалеко от Днепра, там, где река Альта впадала в реку Трубеж, и имело столь надежные укрепления, половцы, которые часто врывались в Переяславскую землю, сам город так и не смогли взять

Чернигово-Северская земля представляет равнину, которая чем ближе к Днепру, тем низменнее, а на северо-востоке она постепенно поднимается и незаметно переходит в Алаунскую возвышенность. Последняя начинается собственно на верховьях главных днепровских притоков, именно: Сожи, Десны с Семью, Сулы, Псела и Ворсклы. По всем этим верховьям проходит водораздельная возвышенность, отделяющая их от притоков верхней Оки и верхнего Дона. Низменную, ровную поверхность Приднепровской полосы нарушают только речные ложбины и множество примыкающих к ним извилистых оврагов, которые легко образуются вешнею водою в рыхлой черноземно-глинистой почве. Между тем как южная часть этой полосы напоминает близость степи, северная имеет довольно много болот, озер и лесу; а на нижнем течении Сожи характер природы почти не отличается от влажного Припятского Полесья. Прилегающая к водоразделу часть Алаунского пространства имеет характер сухой возвышенной плоскости, взволнованной пригорками и долинами, обильно орошенной текучими водами и богатой густым лесом.

Всю эту широкую полосу от среднего Днепра до верхнего Дона и средней Оки занимали сплошные славянские племена, а именно: северяне, жившие по рекам Десне, Семи и Суле, Радимичи – по Сожи и Вятичи – по Оке. Наш первый летописец говорит, что племена эти еще в IX веке отличались дикостию своих нравов, что они жили в лесах наподобие зверей, ели все нечистое, имели по нескольку жен; последних похищали, впрочем, по взаимному согласию, во время игрищ, происходивших между селениями. Мертвых сожигали на большом костре, потом собирали кости в сосуд и насыпали над ним курган, причем совершали тризну, или поминальное пиршество. По словам летописца, радимичи и вятичи пришли с своими родоначальниками из земли ляхов; отсюда можно заключить, что эти два племени имели свои отличия в говоре; вероятно, они более приближались к северной группе русских Славян, тогда как Северяне примыкали к южнорусскому говору.

В Северской земле рассеяно множество языческих могильных курганов, которые, кроме сожженных трупов, заключают в себе принадлежавшие покойникам разнообразные предметы домашней утвари, вооружения и убора. Эти предметы убеждают нас, что, вопреки словам летописца, в том краю еще задолго до принятия христианства находились уже значительные начатки гражданственности; что здесь господствовало предприимчивое, воинственное население. Остатки тризны, каковы кости рыб, барана, теленка, гуся, утки и других домашних животных, а также зерна ржи, овса, ячменя, не только свидетельствуют о земледелии, но и указывают на некоторую степень зажиточности. Все это противоречит приведенному выше известию о дикости Северян, обитавших в лесу и пожиравших все нечистое. Многочисленные городища, т.е. земляные остатки укрепленных мест, ясно говорят о том, что население умело оградить себя от беспокойных соседей и упрочить за собою обладание страною открытою, мало защищенною естественными преградами.

Два главные средоточия Северянской земли, Чернигов и Переяславль, упоминают в договоре Олега наряду с Киевом. Следовательно, к началу X века это были уже значительные торговые города, происхождение которых восходит к векам еще более отдаленным. По разделу Ярослава I, подтвержденному на Любецком съезде, княжение Черниговское досталось роду Святослава, а Переяславское сделалось отчиною в потомстве Всеволода Ярославича или его сына Мономаха.

Владения Черниговских князей в конце XII и начале XIII века – в эпоху наибольшего обособления – приблизительно имели следующие пределы. На востоке, т.е. на пограничье с Рязанью, они шли по верхнему течению Дона, откуда направлялись к устью Смядвы, правого притока Оки, и оканчивались на Лопасне, ее левом притоке. На севере они сходились с землями Суздальскою и Смоленскою, пересекая течение Протвы, Угры, Сожи и упираясь в Днепр. Эта река служила гранью Черниговского княжения от Киевского почти до самого устья Десны. Левый приток последней, Остер, отделял его на юге от Пзреяславского удела; а далее на юго-востоке Чернигово-Северская земля сливалась с Половецкою степью.

В Черниговском княжестве существовал такой же удельно-волостной порядок, как и в других русских областях, т.е. наблюдалось обычное право старшинства при занятии столов, и нарушение этого права вызывало иногда междоусобия. Впрочем, последние встречаются здесь реже, чем в иных землях Руси. По старшинству столов за Черниговом следовал Новгород-Северский, и в течение XII века мы не раз видим следующее явление. Новгород в соединении с другими уделами, лежавшими между Десною и Семью, каковы особенно Путивль, Рыльск, Курск и Трубчевск, обнаруживает наклонность выделиться из общего состава Черниговских владений и образовать особое, собственно Северское княжение, под властию младшей линии княжеского рода; подобно тому, как в первой половине этого века от Чернигова отделилась область Рязанская. Однако разные обстоятельства, особенно географическое положение и энергия некоторых северских князей, успевших не только завладеть Черниговским столом, но и перейти отсюда на великий Киевский, воспрепятствовали такому выделению и обособлению.

Обладание Черниговом некоторое время колеблется между двумя отраслями Святослава Ярославича: Давидовичами и Ольговичами. Последние в качестве младшей линии наследуют собственно удел Новгород-Северский; но это честолюбивое племя не довольствуется второстепенною ролью. Известно, что Всеволод Ольгович не только изгнал из Чернигова своего дядю Ярослава (Рязанского), но потом занял и самый Киев, предоставив Черниговскую область Владимиру и Изяславу Давидовичам, а Северскую – своим братьям Игорю и Святославу. Младшие, в свою очередь, стремятся по следам старшего брата. Игорь, добиваясь великого стола, погиб жертвою киевской черни; а Святослав, после сражения на Руте, только потому не занял Чернигова, что Изяслав Давидович успел ранее его прискакать туда с поля битвы. Однако он достиг своей цели с удалением Изяслава Давидовича в Киев. Вскоре затем и самый род Давидовичей пресекся. Ольговичи остались владетелями всей Чернигово-Северской земли. Тогда не замедлило повториться прежнее явление: род Ольговичей двоится на старшую, или Черниговскую, линию и младшую, или Северскую. Последняя снова не успевает обособиться благодаря преимущественно тому, что старшие родичи стремятся постоянно за Днепр в Киев, и иногда очищают Чернигов для младшей линии. Таким образом, Новгород-Северский довольно долгое время служит как бы переходным столом, т.е. переходною ступенью в Чернигов.

15 февраля 1164 г. скончался в Чернигове последний из сыновей Олега Гориславича, Святослав. Старшинство в роде Ольговичей принадлежало теперь его племяннику Святославу Всеволодовичу, князю Новгород-Северскому. Но бояре черниговские желали доставить свой стол старшему сыну умершего князя Олегу Стародубскому (известному нам по московскому свиданию 1147 г.). Вдовая княгиня, сговорясь с боярами и епископом Антонием, три дня таила от народа смерть своего мужа; а между тем отправила гонца за своим пасынком Олегом в его удел. Все соучастники присягнули на том, чтобы до его приезда в Чернигов никто не извещал Святослава Всеволодовича. Но между присягнувшими нашелся клятвопреступник, и это был сам епископ. Тысяцкий Юрий даже не советовал брать с него клятву, как с святителя и притом известного своею преданностию покойному князю. Антоний сам захотел поцеловать крест. А вслед затем он послал тайком грамоту в Новгород-Северский к Святославу Всеволодовичу с известием, что дядя умер, дружина рассеяна по городам, а княгиня находится в смущении со своими детьми и оставшимся от мужа великим имуществом; епископ приглашал князя поспешить в Чернигов. Летописец объясняет такое поведение епископа только тем, что он был грек, т.е. подтверждает распространенное в то время мнение о нравственной испорченности византийских греков. Следовательно, повторялось то же явление, которое произошло после битвы на Руте: Чернигов должен был достаться тому из двоюродных братьев, кто ранее в него прискачет. Получив грамоту Антония, Святослав Всеволодович немедленно отправил одного из сыновей захватить Гомель-на-Сожи, и разослал своих посадников в некоторые черниговские города. Но сам он не поспел вовремя в Чернигов; Олег предупредил его. Тогда князья вступили в переговоры и начали "ладиться о волостях". Олег признал старшинство Святослава и уступил ему Чернигов, а сам получил Новгород-Северский. Спор о волостях, однако, скоро возобновился, потому что старший князь, вопреки условию, не наделил как должно братьев Олега, будущих героев "Слова о полку Игореве", и дело доходило до междоусобия северских князей с черниговскими. Епископ Антоний, преступивший клятву из усердия к Святославу Всеволодовичу, недолго ладил с этим князем. Четыре года спустя он, как известно, был лишен епископии за то, что воспрещал Черниговскому князю вкушать мясо в Господские праздники, которые приходились на середу или пятницу.

Когда Святослав Всеволодович после долгих стараний добился, наконец, великого Киевского стола и поделил Киевскую область со своим соперником Рюриком Ростиславичем, он передал Чернигов родному брату Ярославу. Около того же времени (в 1180 г.) скончался Олег Святославич, и главою младшей линии Ольговичей остался родной его брат Игорь, который и получил в удел Новгород-Северский. Известны его подвиги в борьбе с Половцами, и особенно поход 1185 г., предпринятый совокупно с братом удалым Всеволодом Трубчевским, сыном Владимиром Путивльским и племянником Святославом Ольговичем Рыльским – поход, столь прославленный неизвестным нам северским поэтом.

Нельзя сказать, чтобы Ярослав Всеволодович с большою честью занимал старший Черниговский стол; так, в оживленной тогда борьбе южнорусских князей с Половцами он не обнаружил ни энергии, ни охоты. Летопись, вопреки обычаю, даже не нашла ничего сказать в похвалу этого князя, упоминая о его смерти под 1198 годом. Представитель младшей ветви, Игорь Северский, получил теперь старшинство в целом роде Ольговичей и беспрепятственно занял Черниговский стол, но ненадолго: в 1202 году он скончался, не достигши еще преклонных лет. Тогда Чернигов снова переходит к старшей ветви, именно к сыну Святослава Всеволодича, Всеволоду Чермному. Этот беспокойный, честолюбивый князь, верный стремлениям старшей линии, как известно, после упорной борьбы добился Киевского стола; но потом был изгнан оттуда союзом князей волынских и смоленских. При появлении татар мы находим в Чернигове его младшего брата Мстислава; а в Северском уделе княжили потомки знаменитого Игоря Святославича и супруги его Евфросинии Ярославны Галицкой. Мы видели, какой трагический конец имела их попытка наследовать землю Галицкую, когда там пресеклось мужеское колено Владимирка. Только старший Игоревич, Владимир, успел вовремя бежать из Галича.

Таким образом, несмотря на родовые счеты, возводившие иногда младшую линию Ольговичей на Черниговский стол, история, однако, вела к некоторому обособлению Новгород-Северского удела, пока татарский погром не нарушил естественного хода в развитии Чернигово-Северского края. Впрочем, этому обособлению мешало и самое положение Северской области; вся юго-восточная половина ее лежала на пограничье с Половецкою степью и должна была постоянно бороться с хищными кочевниками. В борьбе с ними удалые северские князья совершили много подвигов; но при этом они нуждались в деятельной поддержке своих старших родичей. Мы видели, как после поражения северского ополчения на берегах Каялы только энергичные меры главы Ольговичей, Святослава Всеволодовича Киевского, спасли Посемье от грозившего ему погрома.

Ядро Чернигово-Северской земли составлял угол, заключающийся между Десною, с одной стороны, и ее притоками Остром и Семью – с другой, а также примыкающая к нему полоса правого Подесенья. Если будем подниматься вверх по Десне от ее низовьев, то первые черниговские города, которые здесь встречаем, назывались Лутава и Моравийск. Они были расположены на правом берегу реки, как и другие подесенские города, потому что правый ее берег обыкновенно господствует над левым. Лутава находилась почти насупротив Остерского устья, а Моравийск несколько выше ее. Последний известен нам по миру, заключенному здесь в 1139 году после жестокой войны между Мономаховичами и Ольговичами. Вообще оба названных города упоминаются обыкновенно по поводу междоусобий этих двух княжеских поколений из-за Киевского стола. Находясь на прямом судоходном пути между Киевом и Черниговом, они, вероятно, принимали деятельное участие в торговом движении. Это географическое положение их объясняет, почему они нередко служили местом княжеских съездов при заключении мира, а также оборонительного или наступательного союза. Но то же положение подвергало их частым неприятельским осадам и разорениям во время междоусобий черниговских и киевских князей. Однажды (в 1159 г.) Изяслав Давидович, временно владевший Киевом, разгневался на своего двоюродного брата Святослава Ольговича, которому уступил Чернигов. Он велел сказать Святославу, что заставит его уйти обратно в Новгород-Северский. Услыхав такую угрозу, Ольгович сказал: "Господи! видишь смирение мое. Не желая проливать кровь христианскую и погубить отчину, я согласился взять Чернигов с семью пустыми городами, в которых сидят псари и Половцы; а он с своим племянником держит за собою всю волость Черниговскую, и того ему мало". Первым из этих пустых городов Святослав назвал Моравийск; но в его презрительном отзыве о них видно несомненное преувеличение.

Поднимаясь далее вверх по Десне, мы пристанем к стольному Чернигову, который красуется на ее правом берегу, при впадении в нее речки Стрижня. От устья этой речки направо вниз по Десне, на расстоянии нескольких верст, идут довольно значительные береговые холмы, оставляя небольшую луговую полосу, заливаемую вешнею водою. Это так называемые Болдины горы, по гребню которых и раскинулся самый город, с своими двумя древнейшими монастырями. Внутренний город, или "детинец", огороженный валом и деревянными стенами, был расположен на довольно плоском возвышении, ограниченном с одной стороны долиною Десны, с другой – Стрижня, а с остальных сторон лощинами и оврагами. Лицом он был обращен к Десне или к своей судовой пристани. С противоположной стороны к нему примыкает город "внешний", или "окольный", иначе называемый "острог"; последний был опоясан земляным валом, который одним концом упирался в Стрижень, а другим в Десну. Ворота этого окольного города, обращенные к Стрижню, судя по летописи, назывались "Восточными". Остатки еще третьего окружного вала, отстоящего на значительное расстояние от города, подтверждают, что насыпка валов долго служила в Южной Руси обычным способом защиты от соседних народов, особенно от хищных кочевников, которых набеги в те времена простирались не только до Чернигова, но и далее его к северу. Внутри этого последнего вала, вероятно, находились загородные дворы, княжеские и боярские, а также подгородные хутора, огороды и пастбища. В случае нашествия степной конницы за этими валами укрывались, конечно, окрестные сельские жители с своими стадами и хлебными запасами.

Главную святыню Чернигова и главное его украшение составлял изящный соборный храм Спаса Преображения, построенный, если верить преданию, на месте древнего языческого капища. Храм этот есть современник Киевской Софии и даже несколькими годами старше ее. Основание ему положено Мстиславом Тмутараканским. При кончине сего князя стены собора, по словам летописи, были сложены уже на такую вышину, что человек, стоя на коне, едва мог достать рукою верх, следовательно, сажени на две. Вероятно, он был заложен года за два, вскоре после удачного похода Мстислава с братом Ярославом на ляхов: поход этот (предпринятый в 1031 году) окончился завоеванием Червонной Руси. Может быть, и самый храм задуман в память сего славного события, подобно Киевской Софии, которая спустя лет пять заложена в память великой победы Ярослава над Печенегами. Построение Спасского собора, по всей вероятности, докончено племянником Мстислава и его преемником Святославом Ярославичем. Мы знаем обычное желание русских князей быть погребенными в храмах, ими самими построенных. А в Спасском соборе погребены не только Мстислав Владимирович, но и Святослав Ярославич, хотя последний скончался, занимая великий стол Киевский.

Архитектурный стиль, кладка стен и украшения Черниговского собора совершенно те же, что и главных киевских храмов; бесспорно, его строили также византийские зодчие. По своему основному плану и трем алтарным полукружиям он более подходит к киевской Десятинной церкви, нежели к Софийской; но много уступает в размерах и той, и другой. Число верхов, или куполов, по-видимому, не превышало обычных пяти. Киевскую Софию он напоминает своею вежею, или круглою башнею, которая примыкает к северо-западному углу здания, т.е. по левую сторону главного входа. Эта вежа заключает в себе каменную витую лестницу, ведущую на полати храма, или на хоры, назначавшиеся для женского пола и особенно для княжеского семейства. Как и в Киевском соборе, хоры огибают три внутренние стены, т.е. за исключением восточной, или алтарной. Восемь стройных колонн из красноватого мрамора, по четыре на северной и южной сторонах, поддерживают эти полати; восемь других колонн меньшего размера составляют верхний ярус, т.е. обрамляют хоры и, в свою очередь, поддерживают верхи храма. Стенное расписание, по-видимому, исключительно составляла фресковая иконопись. Незаметно, чтобы стены алтаря и предалтария когда-либо украшались мозаичными изображениями. Мозаика в те времена была на Руси весьма дорогим украшением, доступным только главнейшим храмам первопрестольного города.

В Спасском кафедральном соборе, кроме его строителей Мстислава и Святослава, погребены: сын последнего Олег, внук Владимир Давидович и правнук Ярослав Всеволодович, а также киевский митрополит Константин, соперник известного Климента Смолятича. Любопытно следующее известие. В 1150 году, когда Юрий Долгорукий временно занимал Киевский стол, союзник его Святослав Ольгович взял из киевского Симеонова монастыря тело своего брата Игоря, убитого киевлянами, и перенес его в родной Чернигов, где оно было погребено, по словам летописи, "у святого Спаса втереме", следовательно, не в самом соборе, а в его пристройке. И действительно, на южной стороне храма видно основание какого-то здания с абсидом, или алтарным полукружием. Может быть, это и был упомянутый терем, т.е. небольшой придельный храм с покоем, предназначенным удовлетворять каким-либо нуждам кафедрального собора или епископии.

Главный княжеский дворец стоял тут же неподалеку от св. Спаса. На восточной стороне последнего находилась каменная церковь во имя архангела Михаила, основанная Святославом Всеволодичем, когда он сидел на Черниговском столе. Тот же князь, очевидно, усердный храмоздатель, построил и другую церковь на княжем дворе, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; она отстояла от св. Спаса несколько далее, чем св. Михаил, и ближе к берегу Стрижня. В этой Благовещенской церкви в 1196 году был погребен двоюродный брат ее основателя Всеволод Святославич Трубчевский, известный Буйтур "Слова о полку Игореве". Летопись замечает по сему поводу, что он всех Ольговичей превосходил добротою своего сердца, мужественным характером и величественною наружностию. Погребение Всеволода совершили с великою честию епископ и все черниговские игумены, в присутствии "всей его братьи Ольговичей". Владимир Мономах в "Поучении детям" вспоминает, что однажды, в бытность свою князем Черниговским, он угощал у себя на Красном дворе отца своего Всеволода и двоюродного брата Олега Святославича, причем поднес отцу в дар 300 гривен золота. Не знаем, где находился этот Красный двор: был ли он то же, что главный княжий терем в детинце, или, что вероятнее, особый загородный дворец.

Почитание и прославление двух князей-мучеников началось в Чернигове так же рано, как и в Киеве. Между тем как Олег Святославич докончил каменный Борисоглебский храм, начатый его отцом в Вышгороде, а Владимир Мономах сооружал такой же под Переяславлем, черниговский храм во имя этих мучеников, по всем признакам, был построен старшим братом Олега, Давидом. Он был соименником св. Глебу, в крещении Давиду, и любопытно, что Черниговский храм назывался не Борисоглебским, как везде, а Глебо-Борисовским. При нем был устроен и монастырь. Давид Святославич, известный своим кротким, незлобивым характером и благочестием, погребен здесь, конечно, как его основатель. Тут же нашел успокоение и сын его Изяслав Давидович, неудачный князь Киевский, своим беспокойным нравом и честолюбием составлявший противоположность отцу. Был в самом городе и женский монастырь во имя Параскевы Пятницы, может быть, основанный княжною Предиславою, сестрою того же Давида Святославича; по крайней мере известно, что она скончалась монахиней. Храм св. Параскевы своими высокими арками, столбами и куполом и теперь еще напоминает характер византийско-русской архитектуры домонгольской эпохи. Но главное место между черниговскими монастырями всегда занимали обители Ильинская и Елецкая. Обе они расположены на Болдиных горах: Елецкая – возле самого города, посреди садов и огородов, а Ильинская – в расстоянии от него около двух верст, на крутом лесистом обрыве в долине Десны. Происхождение Ильинской обители предание приписывает св. Антонию Печерскому и относит его именно к тому времени, когда Антоний вследствие клеветы подвергся гневу великого князя Изяслава Ярославича и нашел покровительство у его брата Святослава в Чернигове. Здесь он поселился также в пещере, которую сам ископал в Болдиных горах, и около него не замедлила собраться пещерная братия. После его возвращения в Киев Черниговский князь построил над этими пещерами монастырский храм во имя св. Илии. Следовательно, происхождение черниговского Ильинского монастыря было одинаковое с Киево-Печерским. Тому же князю Святославу предание приписывает и основание Елецкой обители с главным храмом в честь Успения Богородицы, может быть, также по примеру Печерской в Киеве. Елецкий Успенский храм и доселе сохраняет общие архитектурные черты с Киево-Печерским. Как Спасский кафедральный собор, так и упомянутые монастыри были щедро наделены землями, разными угодьями и доходами от своих благочестивых основателей и их преемников.

Вершины Болдиных гор усеяны могильными курганами языческих времен. Из них по своим размерам в наше время выдавались особенно два кургана: один подле Елецкого монастыря, носивший название "Черной могилы", а другой подле Ильинского – "Гульбище". Предание народное связывало их с памятью о своих древнейших князьях. Недавно произведенные раскопки извлекли из них предметы вооружения, охоты, домашнего быта и разные украшения, сильно испорченные огнем, но в некоторых образцах сохранившие следы изящной работы, отчасти греческой, отчасти восточной. По всем признакам эти курганы действительно скрывали в себе останки русских князей или вельмож, сожженных на костре вместе с их оружием и утварью согласно с обычаями языческой Руси. Что же касается до окрестностей Чернигова, то в эпоху домонгольскую они, по-видимому, изобиловали поселками и хуторами. Из ближних сел, судя по летописи, самым значительным было Боловес или Белоус; оно лежало на западе от Чернигова за так называемым "Ольговым полем", на речке Белоус, правом притоке Десны. На этом Ольговом поле обыкновенно располагалась станом та неприятельская рать, которая во время княжеских междоусобий поступала к Чернигову с Киевской стороны .


Кроме названных выше сочинений, путешествий, словарей, карт и прочих трудов, обнимающих Европейскую Россию или значительную ее часть, для Черниговской земли укажем еще следующие пособия: "Историко-Статистическое описание Черниговской епархии" (преосв. Филарета). 7 книжек, Чернигов. 1873 г. (См. "Заметки" на этот труд Н. Константиновича в Записках Черниговского статистического комитета. Кн. 2. вып. 5.) "Черниговская губерния" подполк. Домонтовича. СПб. 1865. и "Калужская губерния" подполк. Попроцкого. СПб. 1864 (матер, собран, офицерами генер. штаба). "Извлечение из археологического путешествия по России в 1.825 г." Свиньина (Труды Об. Ист. и Др. ч. III. кн. 1). "Книга Большого Чертежа". М. 1846. "Описание рек Черниговского наместничества" в 1785 г. и "Описание рек Черниговского наместничества" в 1781 г. Пащенка (то и другое в Записках Черниг. стат. ком. кн. 2. Вып. 1–4). "Топографическое описание Черниговского наместничества в 1781 году" А. Шафонского. (Издан. Судиенко. Киев. 1851.) Любецкий синодик в Чт. О. И. и Д. 1871. кн. 2. "Древние земляные насыпи" Самоквасова (Древняя и Новая Россия. 1876. 3 и 4). "Северянские курганы и их значение для истории" его же. (Труды Третьего Археологического съезда. К. 1878.) О том же его рассуждение. (Известия Археол. Общества. СПб. 1878.) В 1878 году в Чернигове на берегу речки Стрижня в подмытой почве обнаружились остатки храма, и раскопки, произведенные Самоквасовым, открыли в нишах фундамента большое количество гробов. Очевидно, под этим храмом находилась усыпальня. Вероятно, это и была церковь Благовещения, в которой погребен буй-тур Всеволод Святославич. П. Голубовского "История Северской земли до половины XIV столетия". Киев. 1881. Монография проф. Багалея "История Северской земли до половины XIV ст.". К. 1882. Его же "Ответ" на рецензию названной монографии г. Линниченка. Харьков. 1884. Исследование Зотова "О Черниговских князьях по Любецкому Синодику и о Черниговском княжестве в татарское время". (Летоп. Археол. Комиссии. IX. СПб. 1893).

ЧЕРНИГОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - древнерусское княжество, включавшее земли по среднему Днепру, Десне, Сейму и верхней Оке.
Возникло во 2-й пол. XI в. Ядро княжества составляли земли, на которых в IX в. жили славянские племена северян. В X-XI вв. Черниговская земля управлялась воеводами из Киева и местной знатью. Княжество обособилось в 1024 г., после того как на княжение в Чернигове сел брат Ярослава Мудрого тмутараканский князь Мстислав Владимирович Храбрый. После его смерти территория Черниговского княжества вновь отошла к Киеву. По завещанию Ярослава Мудрого, Черниговская земля вместе с Муромом и Тмутараканью в 1054 г. перешла к его сыну Святославу Ярославичу . В XII в. черниговские князья имели достаточно внушительный вес в политической жизни Руси. Они вмешивались в дела других княжеств, неоднократно занимали киевский стол, расширяли свои владения в северном направлении за счет земель вятичей.
С кон. XI в. в Черниговской земле начались усобицы. В 1097 г. выделилось Северское княжество, в XII в. обособились Курск, Путивль, Рыльск, Трубчевск и др. В 1239 г. княжество было опустошено монголо-татарскими завоевателями и прекратило существование.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...