Библия о еде и здоровье. Питание христианина

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию » (1Кор.10:31)

Разбирая данную тему нужно помнить о любви друг ко другу и о взаимном терпении… Рассуждение о пище не должно нас поссорить или нанести обиду. Пусть то, что Библия не ставит во главу спасения, никогда не станет разделяющей стеной в нашем братском общении.

Зачем человеку питание? Зачем человеку есть?
Наличие такого элемента в жизни, как пища, производит осознание зависимости человека от внешних материй и факторов. Даже в совершенном мире, созданный по подобию Божию, человек иногда должен был ощущать себя нуждающимся.
При таком положении вещей, когда продолжение жизни зависит от еды, человек никогда не может сказать – «я ни в чем не нуждаюсь», «я сам по себе», «проживу без этого».
Взаимосвязь всего в сотворенном мироздании создает ощущение созависимости друг от друга.
Давать и принимать – идеальный принцип жизни во вселенной. Нельзя только брать или только давать. Необходимо быть участником и в том и другом.

В памятном тексте есть такие слова – «делайте в славу Божию ». Что же это такое «в славу »?
Само выражение содержит в себе направление действия, обусловленное предлогом «в » (т.е. «куда»).
Что же должно происходить со славой Божией от всего того, что я делаю в своей жизни?
Все, что я делаю должно умножать славу Божию, расширять территорию этой славы. Это и есть «делать в славу Божию ».

Все же дела или слова, которые отрезают от славы Божией куски и уменьшают периметр славы – не есть дела «в славу Божию », но бесславие.

Поэтому, рассуждая о питании, мы должны задуматься – «является ли мое питание умножением славы Божией или ее бесславием?»

Повеления человеку о питании, исшедшие из славы Божией и исполняемые человеком, умножают славу Божию.

Первоначальная диета

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так » (Быт.1:29,30)

Созданный из праха земного должен был поедать произращенное из земли.
Однако в вышеприведенном тексте мы видим, что рацион человека и зверей различен, хоть в общих чертах и являющийся вегетарианским.
Людям – трава сеющая семя и дерево у которого плод.
Зверям – зелень травная.

Человеку плоды травы и дерев, а зверям ботву от плодов травы и дерев. Из этого следует, что не все, что ест скот, может есть и человек. Различное физиологическое устройство определяет и различное меню в питании.

Пища после потопа

Размышляя о пище после потопа необходимо обратить внимание на следующий текст:
«Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе » (Быт.3:17,18)

Вполне очевидно, что после этих слов Божиих в растительном мире земли произошли физические перемены, добавились новые виды растений, осложняющие жизнь человека. К истории земли добавился как бы еще один дополнительный день творения.
Физические изменения коснулись не только флоры, но и самого человека – «в болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16) Что-то недоброе произошло и в мире животных – «да страшатся и да трепещут вас все звери земные» (Быт.9:2)

Это не описано в Библии, но предположу, что именно тогда часть животных была выведена в группу хищников, чистых и нечистых. У некоторых животных выросли клыки, а у других рога, для защиты от хищников.

Человек стал постепенно деградировать. И уже через время не мог потреблять большие объемы растительной пищи для восполнения всех своих жизненных функций.

Разделился рацион питания и у животных. Тигр, если ему давать в пищу только траву, умрет. Корова, если ей предлагать только мясо, умрет. Человек, в отличие от животных, стал способным есть, как зелень, так и мясо. У человека передняя часть зубов выглядит, как у хищников, а задняя как у травоядных.

По какой же причине мясо животных вошло в рацион питания человека?

Чтобы поедая другого помнил – моя жизнь, это чья-то смерть. И это ссылка на Иисуса Христа, смертью которого мы получили жизнь. Его смерть есть наша жизнь.
Смерть животных всегда должна напоминать об ужасных последствиях греха. Человек должен так наубиваться животных, чтоб в вечности и сама мысль о возможности согрешить не пришла даже и на ум.

Питание мясом это своеобразная терапия огрубевшего сердца. Каждый кусок мяса должен был напоминать согрешившему человеку – «есть смерть, кто-то умирает, чтобы я ел, почему есть смерть? и я умру». И это должно было побудить задумываться человека о причинах и следствиях, о жизни и смерти.
Пища стала своеобразным проповедником правды бытия – «возмездие за грех – смерть».
«Что же делать, чтобы не умирать?!» - и тут приходит ответ – «верующий в Сына имеет жизнь вечную».
Проклятие оборачивается благословением.

Необходимо учесть и следующее – есть мясо чистых животных сказал Сам Бог.
Это повеление содержится в благословении Ноя Богом и включено в Завет, который Бог с ним заключил.
И как Бог не отменял завета с человечеством данное Ною, так Он и не отменял указания есть мясо, которое заключено в этот завет.

Бог говорит:
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; ; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
» (Быт.9:1-17)

И как до сих пор актуален Завет Бога данный Ною и до сих пор является радуга в небе, так до сих пор и актуальны слова Бога – «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все ».

Пища в Новом Завете

В Новом Завете взгляд на систему питания человека не претерпел никаких изменений. Иисус Христос живя на земле, ел мясо, Апостолы тоже ели мясо. Нет ни одного текста, который бы указывал на то, что мясо должно выйти из рациона человека.

Поставить вопрос питания, как один из путей спасения для вечности, Апостолами пресекался:
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою » (1Тим.4:1-5)

Из этого текста видим - то, что Богом допущено к питанию и четко оговорено в Библии, не может запрещаться к употреблению.

Принцип вегетарианского питания появляется только в книге Откровение, где описано древо жизни – «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов » (Откр.22:2)

Только на Новой Земле человечество возвращается к системе питания, которая была у Адама до грехопадения.

Определенно можно сказать, что употребление мясной пищи человеком закончится на этой земле, незадолго до Второго Пришествия. Бегство из городов и малых населенных пунктов, жизнь в лесах и горах, вряд ли будет подходящим временем для разведения птицы и скота. Овечку и курочку с собой в пещеру не возьмешь.

Думаю, что если кто-то хочет уже сейчас возвратиться к меню Адама до грехопадения, то он и тело должен иметь, как у Адама до грехопадения.

Сбалансированная диета

«Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит.23:19-21)

Этот текст показывает уникальный принцип причинно-следственной связи.
Все начинается со слушания, слушание приводит к мудрости, мудрость будет направлять сердце на прямой путь. Тот кто на прямом пути не будет упиваться и пресыщаться. Пресыщающийся долго спит, а кто долго спит будет беден и нищ.
В этом тексте представлена не идея отказа от чего-либо, но принцип воздержания. Пресыщение плохо даже в изначально хороших вещах. Если съесть много клубники, то будет раздражение ротовой полости, если выпить много воды, то можно умереть от интоксикации. Однако это не значит, что нужно отказаться от клубники или воды. Во всем должна быть мера.

Диета сегодня

Все мы разные. У каждого из нас свое кровяное давление, своя желудочно-кишечная флора, свои физиологические особенности.
У кого-то рабочее давление 180, а кто-то с таким давлением звонит в скорую, кто-то спокойно себя чувствует при давлении 90, а кто-то от этого теряет сознание.
Некоторые дети не могут есть апельсины, это для них опасно, а кто-то их съедает по несколько в день.

Поэтому в вопросе питания должен сохранятся принцип индивидуальности, конечно в рамках дозволенного Священным Писанием. Не может существовать единый шаблон абсолютно для всех.

Многие страдающие болезнями могут переходить на питание травами и соками и это принесет им исцеление и облегчение.

Все мы придем к единому знаменателю в вопросах питания. На Новой Земле будут вегетарианцами все, от жучка, до человека.

Но живя сегодня будем помнить следующие слова Библии:
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Всякий поступай по удостоверению СВОЕГО ума. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:3-6)

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе » (Рим.14:17)

Адвентисты проповедуют принципы заботы о здоровье, изложенные Богом на страницах Библии. Заботиться о своем здоровье - святая обязанность верующих людей, поскольку "тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа... и вы не свои?, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий" (1 Кор. 6:19,2б).

Поговорим о питании.

Существует основные принципы рационального питания:

В пищу употреблять лишь натуральные продукты разнообразных цветов, ароматов, состава;

Продукты должны быть свежими, богатыми питательными веществами: предпочтение отдавайте предпочтение бурому рису, хлебу с отрубями, свежим сокам. Свести к минимуму употребление рафинированных и консервированных продуктов (особенно покупных с применением синтетических консервантов и усилителей вкуса);

Очень ценна пища растительного происхождения. Она содержат пищевые волокна – клетчатку, которая содержится в листьях, корнях, клубнях, плодах. Клетчатка действует на кишечник, подобно щетки для уборки мусора, т. е. это природный очиститель. Клетчатка удерживает воду, благодаря чему облегчается работа кишечника, усиливается его перистальтика, повышается скорость транспортировки веществ через толстый кишечник, тем самым быстрее удаляются токсичные вещества, ведь наш кишечник длинный.

Продукты животного происхождения не содержат клетчатки.

Наиболее эффективные источники клетчатки:

Фрукты с семенами и кожурой, ягоды, бобовые, семена, отруби, цельное зерно, корнеплоды, капуста. Потребление клетчатки должно составлять 16 – 20 грамм в день.

Употребляйте пищу не в избыточном количестве, а в достаточном, чтобы поддерживать вес в зависимости от возраста так, чтобы количество потребляемых калорий было равно количеству затраченной организмом энергии. Из-за стола нужно вставать с ощущением неполного насыщения, небольшого голода, которое через несколько минут проходит.

За стол садитесь в один и тот же час.

Исключите из рациона все жареное, а сахар по возможности, заменяйте медом. Ограничьте потребление соли, сахара, жиров.

Избегайте потребления животных жиров, молочных продуктов, алкоголя, чая, кофе, десертных напитков.

Не ешьте множество продуктов, даже полезных, за один прием.

Выпивайте в день 1,5 – 2 литра воды.

В последние годы из-за распространения онкозаболеваний и болезней сердечно-сосудистой системы во всем мире произошло смещение акцентов количественной ценности продуктов в рационе питания: большую часть рациона должны составлять – зерновые, хлеб с отрубями, макаронные изделия из муки грубого помола. Меньшее количество – овощи и фрукты, на 3-ем месте - бобовые, орехи, семена. 4 – место - растительные жиры, масла, сладости, соль – ешьте в очень небольших количествах.

Сегодня диетологи утверждают, что самым здоровым является двухразовое питание. Но, если вы не можете без ужина, то необходимо помнить 3 правила, касающиеся ужина: - ужинайте не позднее 18 час.; ешьте ровно столько, чтобы не испытывать голод; избегайте употребление жирной пищи.

Завтрак должен представлять собой самую обильную еду дня. Многие, без привычки, говорят: утром мне не хочется есть. Но, во-первых, завтракать лучше через 2-3 часа после сна, когда организм окончательно проснется. Во-вторых, если вы не голодны за завтраком, причиной может быть плотный поздний ужин. Съешьте вечером 1 яблоко, и через пару дней завтрак покажется вам желанным. Фрукты быстрее всего усваиваются, поэтому лучше подходят для ужина (если вы ужинаете). А жиры заставляют ваш желудок работать до поздней ночи.

Правила здорового питания:

Ешьте только при ощущении голода.

Чтобы не перепутать чувство голода с аппетитом, за 30 мин до еды приучайте себя выпивать 1-2 стакана воды.

Не пейте воду во время и сразу после еды (минимум через 3 часа после еды).

Никогда не принимайте пищу при недомоганиях, болях, повышенной температуре. Заменяйте еду водой.

Не ешьте между приемами пищи. Интервал 5-6 часов.

Давайте посмотрим, что происходит, когда желудок получает новую порцию пищи, когда предыдущая еще не выведена из желудка. В адвентистском госпитале в Вашингтоне был проведен эксперимент с группой медсестер, которым в пищу во время стандартного завтрака добавляли сульфат бария (который дает возможность видеть на рентгене пищу в желудке). В среднем желудку потребовалось 4 часа, чтобы освободиться от обычной пищи.

Одной из групп стали давалась пищу через 2 часа после завтрака: 1 стаканчик мороженого и банан. Оказалось, что остатки пищи еще находились в желудке спустя 8 часов!

Другой группе через каждые 2 часа после завтрака давались пол- ломтика хлеба с маслом, и так несколько раз, но при этом они не получали обеда в обычное время. Было обнаружено, что спустя 9 часов в желудке еще оставалась более половины завтрака. Доктора, проводящие эксперимент утверждают, что «никакой орган, постоянно работающий сверх меры, не может функционировать нормально. Усвоение пищи замедляется и при этом замедляется общий процесс питания организма, что открывает путь болезням». Постоянная еда истощает организм и приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и других органов.

Е.Уайт пишет: «между приемами пищи должен быть интервал 5-6 часов. Не разрешайте, чтобы даже самый маленький кусочек пищи вошел в ваши уста в запрещенное время».

Как мы видим, предложения некоторых диетологов о приемах пищи, особенно больным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, необоснованны.

Для приготовления завтрака лучше всего подходят хлеб грубого помола, каши, фрукты.

Люди, потребляющие фрукты и бобовые в достаточном количестве, защищены от риска возможного развития рака.

Потребляющие орехи и продукты из цельного зерна, подвержены меньшему риску заболеть ишемической болезнью сердца.

У потребляющих красное мясо и птицу более 3 раз в неделю увеличивается риск заболевания ишемической болезнью сердца.

Даже одна порция говядины в неделю увеличивает риск заболевания раком толстого кишечника на 37%.

Переедание и правильное питание

Цивилизованный человек набивает себя пищей так, что органы пищеварения и выделения не в состоянии ее переварить и эвакуировать из организма.

Предпримите небольшой эксперимент. Приготовленную порцию обеда положите в кастрюлю и поставьте ее в воду и постоянно поддерживайте температуру 380С (что соответствует температуре кишечника). А потом посмотрите, что будет с вашей пищей через 10 часов. Первое, что вы заметите – это неприятный запах. Вскоре вы заметите, что пища начинает бродить и выделять газы. Когда в организме такое количество перебродившей пищи непрерывно вырабатывает токсины, (а наш кишечник длинный), они вызывают головную боль и др. неприятности, особенно вредят печени, которая является очистителем организма.

Но и это не все. Несдержанность в еде приводит к слишком интенсивной и продолжительной работе пищеварительной системы. Органы пищеварения во время выполнения этой работы требуют усиленного притока крови, поэтому наступает ее дефицит в головном мозге. Следовательно, нарушаются интеллектуальные и нервные процессы. Е. Уайт пишет: «чрезмерное количество даже здоровой пищи парализует нервы головного мозга и снижает их жизнедеятельность. Переедание причиняет гораздо более вреда, нежели чрезмерный труд».

Отсутствие умеренности в еде - грех (Гал.5.21), «Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими…».

Этот грех настолько неприятен Богу, что Он сказал Моисею, что такие «обжоры» пусть будут побиты камнями. Положение человека, алчного в еде, считалось безнадежным.

Соблюдайте простоту и умеренность в подборе продуктов питания.

Употребляйте только свежие и натуральные продукты.

Разнообразие прекрасно, но принимать множество разнообразных продуктов надо не в один прием.

Разнообразие – толчок к прожорливости. Слишком много продуктов осложняет процесс пищеварения и стимулирует аппетит (все хочется попробовать).

Не спешите во время еды, тщательно пережевывайте пищу. В этом случае вы не только облегчаете процесс пищеварения, но еще и съедите меньше.

Употребляемая нами пища включает в себя углеводы, белки, жиры, минералы, витамины, клетчатку – вещества, которые дают разнообразное питание организму.

Углеводы - самый лучший источник энергии. Существует два типа углеводов: простые, это различные типы сахара: глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (плодовый сахар) и сахароза (свекловичный сахар и тростниковый сахар) и которые требуют незначительного переваривания до того, как будут усвоены организмом. Простые углеводы (сахара) в организме усваиваются быстро и при отсутствии клетчатки поступают в кровь в виде глюкозы в считанные минуты.

Второй вид углеводов называют сложными. Он хорошо знаком нам как крахмал. Все углеводы в пищеварительном тракте перерабатываются до получения из них глюкозы. Эта глюкоза всасывается в кровь из кишечника и используется организмом как источник энергии. Углеводы в основном содержатся в растительных продуктах. Цельные зерна, хлеб с отрубями, бобовые, овощи и фрукты, а также сделанные из них продукты питания (макаронные изделия, крупы) – это продукты с большим содержанием углеводов.

Сложные углеводы (крахмал) построены из очень длинных молекул, которые в организме расщепляются на более простые составные части. Поскольку размер молекул сложных углеводов гораздо больше, чем у молекул сахаров, то и времени на переваривание требуется больше, а также благодаря большому содержанию клетчатки в крахмалах расщепление сложных углеводов вводит в организм глюкозу постепенно и не происходит резкое повышение уровня сахара в крови.

Но разве крахмал не способствует ожирению больше, чем другие продукты?

Белки необходимы для роста и обновления клеток тела. Наибольшее количество белков содержится в бобовых, орехах, семечках, и в меньших количествах – в злаковых.

Жир – следующий источник энергии, но не самый лучший. Только 10% жира могут превратиться в сахар в крови. Все остальное количество сохраняется в жировых тканях – депо.

Клетчатка – необходимый компонент хорошего здоровья. Клетчатка поддерживает нормальную функцию кишечника и помогает выводить отходы пищеварения из организма. Клетчатка содержится во всех зерновых, фруктах, овощах, орехах. Обычно люди потребляют только 15 гр. Клетчатки ежедневно, хотя норма – 25 -30 г. К сведению: 200г бобовых содержит 15г клетчатки, яблоко-3г, банан – 2г.

Витамины и минералы, необходимые для нас, в большом количестве содержатся в зерновых, фруктах и овощах.

Следует ли есть раздельно белки, жиры и углеводы? Природа не поддерживает эту, получившую довольно широкое распространение, идею. Все растительные и многие из животных продуктов представляют собой смесь этих веществ.

Как желудок переваривает эти разные компоненты пищи?

Процесс пищеварения происходит сначала во рту при смачивании пищи слюной, затем в желудке и в кишечнике. Съедите ли вы белки, жиры и углеводы вместе или по отдельности, каждый компонент будет переварен там, где ему положено. В удивительно строгом порядке углеводы начинают расщепляться сначала во рту под действием слюны, затем в желудке и кишечнике. Белки перевариваются сначала в желудке и затем в кишечнике. Расщепление жиров происходит только в кишечнике.

Имеет ли значение для переваривания кислотная или щелочная реакция пищи?

Желудок выполняет две основные функции:

Доводит все поступающие куски пищи до одинакового размера с помощью работы мышц желудка.

Путем добавления или всасывания жидкости приводит пищевую массу к определенной консистенции.

Придает содержимому желудка необходимую степень кислотности с помощью секреции желудочного сока. На этой стадии завершается тот раздел пищеварения, который требует кислой реакции среды.

После перехода содержимого из желудка в кишечник оно приобретает щелочную реакцию под действием соков поджелудочной железы и желчи. В кишечнике процесс пищеварения завершается.

Какие виды пищи перевариваются с трудом?

Труднее всего организму приходится с содержащими большое количество жиров продуктами. Переваривание жиров может начаться только после образования из них эмульсии под действием щелочных соков кишечника (также, как вы не сможете удалить жир с рук, если не образуете из него эмульсию с помощью мыла и теплой воды). Специальные защитные механизмы обеспечивают постепенное поступление жиров из желудка в кишечник, чтобы процесс образования эмульсии проходил успешно. Если пища содержит большое количество жиров, то может потребоваться много времени на ее переход из желудка в кишечник и в желудке на длительное время задержится пища.

После этого пища поступает в двенадцатиперстную кишку, где содержимое желудка приобретает щелочную реакцию под действием соков поджелудочной железы и желчи. Далее в кишечнике процесс пищеварения завершается.

Естественным стимулятором выработки желудочного сока является пища. Благодаря действию соляной кислоты и ферментов пепсина и гастриксина, происходит начальное расщепление белковой пищи, а окончательное переваривание осуществляется в двенадцатиперстной кишке. Все остальные компоненты потребляемой нами пищи перевариваются в двенадцатиперстной кишке: жиры – соками поджелудочной железы и ферментами желчи, и углеводы – соками поджелудочной железы.

Как же перевариваются эти разные компоненты пищи?

Пищеварение – это процесс, в ходе которого пища в организме расщепляется на составные части. Углеводы становятся глюкозой, жиры – жирными кислотами, белки – аминокислотами. Эти вещества в кишечнике всасываются в кровь.

Съедите ли вы белки, жиры и углеводы вместе или по отдельности, каждый компонент будет переварен там, где ему положено. Белки в желудке почти не перевариваются (только в начальной стадии под действием ферментов пепсина и гастриксина). В желудке в основном происходит санитарная обработка всех компонентов пищи кислотой, а окончательное переваривание белков осуществляется в двенадцатиперстной кишке, где среда только щелочная. Расщепление жиров происходит только в двенадцатиперстной кишке. Углеводы (сахара, но не крахмал) в начальной стадии расщепляются сначала во рту под действием ферментов слюны, и затем в двенадцатиперстной кишке. Т.е. практически вся наша пища в основном переваривается в двенадцатиперстной кишке с помощью щелочного панкреатического сока, вырабатываемой поджелудочной железой в большом количестве. В двенадцатиперстную кишку поступает и желчь, которая облегчает переработку жиров, эмульгируя их (так же, как вы не сможете удалить жир с рук, если не образуете из него эмульсию с помощью мыла и теплой воды).

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Современному читателю Библии может показаться, что во многих местах это писание поощряет мясоедение. Но так ли это на самом деле?

Более важной диетой является не крайнее средство Ноя (связанное с наводнением, уничтожившим всю растительность), как сказано в Бытие Гл. 9:3, а изначальная диета, провозглашенная Господом в Бытие Гл. 1:29:

Это очень ясно выделено, однако, опять же, все следует изучать в контексте.

Например, случай с перепелами, посланными Богом для детей Израиля после того, как они вкусили его манны (Числа 11:31) - это хороший пример цитаты, не соответствующей контексту.

Действительно, стихи 31 и 32 (Числа) описывают этот момент появления перепелов и последующий пир. Но необходимо прочитать и стих 33, чтобы понять все содержание абзаца:

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою».

Т.е. Он был отнюдь не рад их мясоедению.

Кроме того, при изучении ранней истории Церкви становиться ясным, что ее отцы-основатели признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний, Ориген, Св. Иоанн Златоуст - этот список можно продолжать и продолжать. А обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до её переработки на различных Вселенских соборах и дальнейшей в так называемом "Синодальном переводе" ...

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою»

Числа 11:33

С наступлением эпохи императора Константина (4-й век) христиане-вегетарианцы вынуждены были оставаться в подполье, поскольку Константин был мясоедом. К тому же, он был маньяком, и книги по истории христианства изобилуют рассказами о том, как он вливал расплавленный свинец в горло христиан-вегетарианцев за избранную ими диету. Между прочим, он умертвил и свою жену, бросив её в жбан с кипящей водой.

Что значит «не убий»?

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Библия ясно говорит «Не убий» (Исход 20:13). Невозможно сказать это проще. Точное еврейское слово: tirtzach, что буквально переводится: «Не убий».

Один из величайших ученых еврейско-английской лингвистики (в 12-м веке) доктор Рубен Алкалей написал в своем величайшем труде, полном еврейско-английском словаре, что слово «tirtzach» относится «к любому виду убийства вообще». Слово «1о», как вы можете догадаться, означает «Не».

НЕ УБИВАЙТЕ! Посмотрим правде в глаза, Библия очень ясно говорит по этому поводу.

Ведическая литература также дает здесь ясные указания. На самом деле, Веды говорят о том, что находится выше обычного вегетарианства - ведь даже убийство растений влечет греховные последствия. Поэтому Веды предписывают молочно-растительную диету, или лакто-вегетарианство , которая приносит наименьший вред живым существам, а также особый процесс , освобождающий человека от минимальных греховных последствий убийства растений.

В элементарной форме этот процесс дается в Бхагавад-Гите , а подробно описывается в Шримад-Бхагаватам . Применение этого процесса, который сосредотачивается вокруг воспевания Святого Имени Господа с любовью и преданностью, превращает пищу в прасадам, что в переводе с Санскрита означает «милость Господа».

Христос, Библия и мясо

Многие исследователи Библии, настаивающие на том, что Христос ел плоть животных, очевидно, руководствуются в своих суждениях личными привычками и убеждениями. Желание уступать предрассудкам и поддерживать существующую традицию характерно для людей на протяжении многих столетий, но сегодня истина ещё более важна, ибо сейчас человек все больше проявляет свою независимость.

Уважаемый исследователь Библии В.А. Холмс-Гор исследовал частое употребление слова «meat» /мясо/ в Евангелиях Нового Завета, которое очень часто встречается в английских версиях Библии. Он проследил его значение до изначального греческого оригинала.

Таким образом, каноническая версия стиха 21:5 Иоанна «Есть ли у вас пища (meat) - неверна. Это надо перевести: «Есть ли у вас еда».

Рыба - не мясо. А что говорит об этом Библия?

«Рыба» - другое слово Библии, часто переводимое неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, а символ, с помощью которого ранние христиане могли узнавать друг друга. Проще говоря, это был секретный знак, очень необходимый в эпоху тотального преследования, до признания христианства государственной религией.

Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» - рыба. Поэтому он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theou Uios Soter» - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться больше на смерти Иисуса , чем на его выдающейся жизни. Возможно, что это одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть из Его первых 30-ти лет.

Сколько же поклоняющихся прямо из церкви направляются к себе домой и садятся за пир есть зарезанных животных, нарушая те самые заповеди, которые они только что защищали?

Приводимые стихи в статьях Библия и вегетарианство. Цитаты из Ветхого завета и Библия и вегетарианство. Цитаты из Нового завета должны рассеять все сомнения читателя в этой связи.

По материалам книги Стивена Роузена «

В начале первого века новой эры работник винодельни получал один денарий в день. Человеку, ухаживающему за больным, платили 2 динария в день.

В библейские времена динарий составлял ежедневную плату римскому воину (как драхма – греческому). Кроме того, динарий составлял обычную дневную плату солдата или рабочего - поденщика. Как правило, работнику платили один динарий за 12-часовой рабочий день или трудиться почти целый день.

Хлеб. В первом-втором веках буханка хлеба стоила одну двенадцатую часть денария. Маленькая буханка - одну двадцать четвертую часть денария.

Оливковое масло. Одна амфора оливкового масла из Галилеи стоила одну тирскую драхму (или один денарий)

Фрукты. В первом-втором веках гранаты стоили между одной и восемью прутами за штуку. Виноградная гроздь или 10 инжирин - 8 прут, огурец (который должен был быть превосходен) - целый денарий

Недорогая еда для свадебного стола обходилась в 1 денарий (видимо, на человека)

Дешевая еда , включающая небольшую булку, тарелку чечевицы, два стакана вина стоила одну двенадцатую денария.

● Живой скот. В первом-втором веках бык стоил 100 денариев, а теленок - всего 20 денариев. Новорожденный осленок - 2-4 денария. Баран - 8 денариев, а ягненок - 4 денария.

Израильтяне не знали сахара. Вместо него обычно использовали мед диких пчел (см. истории Ионафана в 1 Цар. 14:25-27 и Самсона в Суд. 14:8). «Медом» называли также сироп, который варили из фиников и плодов рожкового дерева.

Вином, смешанным с оливковым маслом, обрабатывали раны. (Добрый самарянин возливал масло и вино на раны человека, пострадавшего от разбойников (см. Лук. 10:34).

" и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино ; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем "(. Лук. 10:34)

На Святой Земле в библейские времена: фиги, финики, оливки, виноград, пшеницу, ячмень и гранаты. Плоды этих растений составляли основную часть рациона местных жителей.

Знаменитый повар из Израиля смогла восстановить рецепты блюд библейских времен. По ее словам, одно из самых древних блюд - "ашишим", оладьи из дробленых бобов красной чечевицы и семян кунжута, политые медовым сиропом. Это лакомство ели при дворе царя Соломона, оно упоминается и в "Песне песен".

Употребление в пищу сырого зерна есть в Палестине и в наши дни. Современные арабы часто срывают верхушки растений, трут их в руках и едят.

Жареное зерно - еще один вид пищи, которую часто если в библейские времена. Это блюдо готовится из зерна пшеницы, которая еще не полностью созрела. Его жарили в сковороде или на железном блюде.

В библейские времена кроме пшеницы и ячменя, выращивали также просо и спельта. Предпочтение отдавали пшенице, ячмень считался пищей для бедных. Спельта являлась низким сортом пшеницы.

В некоторых местах Палестины хлеб настолько почитают, что люди не встают приветствовать пришедшего гостя, если в этот момент они преломляют хлеб. Гостю придется подождать, пока они закончат. Все, что касается хлеба: от посева зерна и до выпечки, осуществляется во имя Бога.

На Востоке существует традиция преломления, а не нарезки хлеба. Резать хлеб там означает разрушать жизнь. Так как Христос преломлял хлеб во время Вечери Господней, то выражение "преломление хлеба" стало использоваться в отношении причастия.

Выпечка хлеба занимала до 4-х часов, так как сначала зерна ячменя или пшеницы нужно было перемолоть в муку, а вымешанное тесто должно было подняться без дрожжей.

Пекли хлеб по-разному. Выкапывали в земле яму и разводили в ней огонь. Когда все дрова сгорали, золу убирали и лепили по краям ямы, которая от огня была очень горячей, плоские лепешки из теста. Иногда хлеб пекли на раскаленных камнях или на широкой, но неглубокой глиняной миске, которую вверх дном клали на огонь.

В Палестине часто делали временные печки т.к. народ часто кочевал с места на место. Обычно такие печки делали из глины и были довольно удобны для выпечки хлеба. Студенты христиане из университета (William Jessup) воссоздали одну из таких печей.

В богатых домах имелись глиняные духовки, внешне очень похожие на пчелиный улей. В нижней части духовки разводили огонь, а в верхнюю помещали хлеб. Пользовались популярностью и просто поджаренные на металлическом противне молодые хлебные зерна. К праздникам готовили пирожные и печенье.

Наиболее распространенными овощами в библейские времена были бобы и чечевица. Исав продал своему брату первородство за чечевичную похлебку.

Из фруктов в пищу употребляли оливки и виноград, которые ели свежими, сушили изюм (1Ц. 25:18) или делали вино. Гранаты выращивали для получения сока.

Смоквы упоминаются в Библии довольно часто. За год с дерева собирали три урожая. Несмотря на необычный вкус и сочность, ранние смоквы долго не хранились, зато поздние смоквы сушили и хранили в связках. Использовали смоквы также и в медицинских целях.

В библейские времена пищу подавали обычно на стол. Отдельных тарелок для каждого не было. В Библии сказано, что Гедеон положил мясо в корзину, а бульон налил в горшок. Мясо, как правило, если руками.

Хлеб обычно пекли каждый день . Сначала женщины отделяли зерна ячменя или пшеницы от семян плевел (этот сорняк растет вместе с пшеницей и ячменем и очень похож на них). Затем зерно мололи. В раннюю эпоху его просто растирали камнями, позднее стали молоть с помощью двух жерновов, один из которых был закреплен неподвижно, а второй вращался на оси. Потом замешивали тесто, добавляя в муку воду или оливковое масло.

Мытье рук имело большое значение для израильтян . Они внимательно следили за этим при каждом приеме пищи. Воду лили (в большинстве случаев это делал слуга) на руки, которые держали над умывальницой. Такая необходимость возникла потому, что евреи не пользовались столовыми приборами. Елисей лил воду на руки Илии (4 Цар. 3:11). Это было важной обязанностью слуги.

Пищу принимали на коврах, которые расстилали на земле или ели за низким столом.

Молитву благодарности произносили после принятие пищи. В книге Втор. 8:10 говорится " И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе". Это мог сказать один человек, а остальные говорили "Аминь".

В крестьянском доме трапезы были очень простыми. Как такового завтрака не было вообще. В лучшем случае перекусывали по пути на работу. В середине дня обычно ели хлеб с оливками. Вечером подавали овощное пюре. «Ложками» служили куски хлеба, которые макали в общий котел. Если в доме были важные гости, в горшок с овощами могли положить мясо. Ели сидя на полу.

В богатом доме все было по-другому. В новозаветные времена за обедом гости возлежали на ложах, с трех сторон окружавших квадратный стол. И если меню бедняков, как правило, состояло из единственного блюда, то у знатных людей выбор был достаточно широк.

Жившие в шатрах кочевники всегда предлагали гостю остаться у них на три дня и четыре часа (ни больше, ни меньше): именно столько времени, считали они, нужно для того, чтобы гость смог подкрепиться. Питались они в основном хлебными лепешками и молоком.

Простые люди мясо ели очень нечасто. Изредка они закалывали овцу или козу, чтобы накормить гостя. Обеспеченные люди могли позволить себе телятину или говядину.

В Галилейском, а также в Средиземном море ловили рыбу. Часто рыбу готовили на углях. Рыбу также сушили - так удобно было брать ее с собой в дальнюю дорогу. В Иерусалиме были Рыбные ворота. Название ворот, скорее всего, говорит о том, что поблизости было место, где торговали рыбой.

В качестве приправ служили в основном укроп, мята, тмин, листья горчицы и рута. Чаще всего из приправ употреблялась соль. В Мишне (Шаббат 6:5) еще упоминается перец. Для возбуждения аппетита употреблялись каперсы. Мед считался изысканной едой и очень ценился.

Чеснок использовался израильтянами в пищу и как лекарство задолго до того, как Моисей вывел народ Израиля из Египта. Изображения головок чеснока были найдены на стенах египетских гробниц, построенных около 3200 лет до Рождества Христова, то есть за долгие века до времен Иосифа.

Считалось, что чеснок придавал силы строителям пирамид и отвагу римским легионерам. Чеснок используется в профилактике некоторых видов ра-
ка. Люди, которые регулярно едят чеснок, реже заболевают раком желудка, прямой кишки и пищевода.

    ВОПРОС ОТ АЛЕКСЕЯ
    Хотелось бы задать один вопрос по отношению Библии к мясу. Посмотрите какие есть тексты Библии:
    «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29, 31).
    «Режущий вола - то же, что убивающий человека» (Исайя 66:3).
    «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом». (Притчи 23:20).
    Получается, вегетарианцы правы, что не едят мяса?

Действительно, в Библии есть тексты, которые, как с первого взгляда кажется, запрещают кушать мясо. Однако, в той же Библии есть стихи, которые прямо разрешают и даже предписывают есть мясо (ниже мы их рассмотрим). Получается, либо Библия себе противоречит (чего быть не может), либо какие-то тексты Библии говорят об ином.

Давайте сначала рассмотрим те стихи Библии, где Бог явно разрешает есть мясо. И заметьте Он не говорит, чтоб его варили или жарили - это и так понятно.

«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в ПИЩУ » (кроме нечистых животных, запрещенных отдельно) (Быт. 9.2,3).

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот ЖИВОТНЫЕ, которые МОЖНО вам есть из всего скота на земле: ...» (Лев. 11:1,2) далее перечисляются чистые и нечистые животные.

Пророк Давид ел овец.

«… и меду, и масла, и ОВЕЦ , и сыра коровьего, принесли Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне» (2 Цар. 17:29).

А вот здесь говорится о том, что Бог Сам через ворона кормил великого пророка Илию мясом, хотя конечно, если бы мясо было есть нельзя по закону Божьему, Сам бы Творец мясо не давал Илии:

«И вороны приносили ему хлеб и МЯСО поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Цар. 17:6).

Иоанн Креститель пришел в духе Илии («и предъидет пред Ним в духе и силе Илии », см. Лук. 1:17), поэтому нет ничего странного, что Иоанн ел саранчу.

«Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса… , а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф. 3:4).

Иисус дважды кормил людей рыбой (см. Евангелие от Матфея 14 и 15 главы), чудным образом сотворив ее для нескольких тысяч людей! Он мог сотворить что угодно, но сотворил именно рыбу.

Также после Своего воскрешения Иисус давал ученикам есть рыбу в пищу:

«Иисус говорит им: принесите рыбы , которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами … Иисус говорит им: придите, обедайте. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан. 21:10-13).

Кроме этого, в ветхозаветное время народ Божий, должен, а точнее обязан был вкушать Пасхального агнца и мирные жертвы (Исх. 12 глава, Лев. 7 глава)… Это было актуально вплоть до жертвы Христа (см. Мар. 14:12, 1 Кор. 5:7).

Библия показывает, что первые христиане ели мясо. Им было запрещено Богом есть лишь мясо удавленены, мясо с кровью и идоложертвенное, то есть приносимое в жертву идолам. Запрет удавленены (при удавлении кровь не сливалась, поэтому пропитывала мясо) и мяса с кровью был связан с запретом законом Божьим употреблять в пишу кровь (см. Быт. 9:4, Лев. 3:17). А запрет на идолжожертвенное был дан, чтоб оградить людей от приобщения к языческим обрядам (см. Исх. 34:15)

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины…» (Деян. 15:28,29).

Поэтому в Новом завете апостол Павел часто поясняет, что мясо есть можно, но от идоложертвенного стоит воздержаться:

«Все, предлагаемое вам, ЕШЬТЕ без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но ЕСЛИ кто скажет вам: это ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (1 Кор. 10:27,28).

«ЕСЛИ пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8.13).

Здесь тоже идет об идоложертвенном мясе, а не просто о мясе. Речь о том, что мы не имеем право искушать слабых в вере братьев, которые думали, что посвященное идолам является нечистым. Раньше язычники перед своими идолами приносили жертвы и им их посвящали, а потом мясо продавали. Павел же говорил, что идол в мире ничто - ибо нет иных богов.

«Итак об употреблении в пищу ИДОЛОЖЕРТВЕННОГО мы знаем, что ИДОЛ В МИРЕ НИЧТО, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).

Поэтому в принципе и есть идоложертвенное можно. Но для некоторых христиан - это будет выглядеть как идолопоклонство, или как разрешение есть посвященное идолам... Для их веры в Бога это будет ударом! Так как некоторые из них недавно были язычниками и верили в идолов и приносили им жертвы... Поэтому Павел говорит, что готов совсем отказаться от мяса, лишь бы не соблазнить немощного в вере брата - христианина.

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а НЕМОЩНЫЙ ЕСТ ОВОЩИ» (чтобы случайно не съесть идоложертвенного) (Рим. 14:1)

Видите Павел того, кто не ест мяса называет НЕМОЩНЫМ. Это будет иметь смысл только, если речь идет об идоложертвенном мясе - именно об этом речь идет в данных главах Нового Завета. Перечитайте их и в этом убедитесь. Павел об этом говорил и другими словами:

«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, ОТЧЕГО брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Видите здесь Павел четко поясняет свою позицию. То есть нужно понимать контекст - о чем писал апостол Павел. Во всех вышеперечисленных главах Павел вел речь только об идоложертвенном, что не сложно проверить просто внимательно перечитав эти главы и рядом с ними расположенные. Дело в том, что в то время очень ОСТРО стояла проблема идоложертвенного мяса, которое продавали повсеместно на торгах - на рынках, поэтому об этом много написано в Новом завете.

Что касается указанных Вами текстов, то в контексте, то есть по общему смыслу всей главы, речь там идет совсем об ином.

Быт 1 глава. Да. Библия говорит, что до потопа люди не если мясо. Но после потопа Бог его разрешил есть (см. выше Быт. 9:2,3).

Ис 66 глава. Вся книга пророка Исаии посвящена обличению Израиля в религиозном формализме, и духовной деградации. По Божьему закону (книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) человек должен был перекладывать свой грех на жертвенное животное и затем убивать его, что представляло собой прообраз жертвенной смерти Христа за грехи людей. Во времена Исаии люди впали в формализм, принося много жертв, но делая это без того смысла, который вкладывал Господь в обряд заместительной жертвы. Поэтому народ морально деградировал - был жесток, развращен и удалялся в язычество. Посмотрите, что пишет Исаия сразу в следующем тексте:

«Так и Я … НАВЕДУ на них ужасное…: потому что Я звал, И НЕ БЫЛО ОТВЕЧАЮЩЕГО, говорил, и они НЕ СЛУШАЛИ, А ДЕЛАЛИ ЗЛОЕ в очах Моих и избирали то, что НЕУГОДНО Мне» (Ис. 66.4).

Посмотрите с чего начинается книга пророка Исаии:

«Слушайте слово Господне... ВНИМАЙ ЗАКОНУ Бога нашего...! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. .... БЕЗЗАКОНИЕ - И ПРАЗДНОВАНИЕ! ... Омойтесь, очиститесь; УДАЛИТЕ ЗЛЫЕ ДЕЯНИЯ ВАШИ от очей Моих; ПЕРЕСТАНЬТЕ ДЕЛАТЬ ЗЛО; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 ТОГДА ПРИДИТЕ - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю» (Ис. 1.10-18).


В Притчи 23:20 речь идет о переедании, то есть об обжорстве, излишествах... Что видно из следующего стиха:

«Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:21).

Эта же мысль повторяется не раз в Библии том числе и в Новом завете:

«Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь … излишеству в пище и питии» (1 Пет. 4:3, см. также Лук.6:25).

Итак... Многие люди ищут в Библии подтверждения своим устоям, тому, что им кажется правильным… И конечно они находят в ней такие тексты. Только при этом они зачастую вырывают их из контекста и закрывают глаза не тексты Священного Писания, которые прямо говорят против их богословской позиции. Естественно, так поступать неправильно и нельзя. Нужно не искать в Библии подтверждений своему мнению, а нужно изучать Библию и вникать чему она учит.

Изучайте Библию и живите по заповедям Божьим, среди которых нет сыроедения и вегетарианства!

Напоследок отмечу, что безусловно, лучше не есть мяса, а питаться растительной пищей, как это было в Эдеме! Однако при вегетарианстве, нужно следить за составом еды, чтобы получать все требуемые микроэлементы.

Наша церковь пропагандирует ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ МЯСА, а именно ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ с учетом требуемых микроэлементов!


Валерий Татаркин


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...