О сколько нам открытий чудных готовит. О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! И опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадо

И гений парадоксов друг.

Опыт это масса знаний о том, как НЕ надо поступать в ситуациях, которые больше никогда не повторяться.

В нашей жизни есть некоторые закольцованные ситуации, когда одно и то же регулярно с нами происходит, несмотря на то, что, казалось бы, мы всеми способами от этого абстрагировались, и волево сказали - "всё, больше никогда!"

Знаете - бывает так, что бежишь от чего-то, бежишь, а потом все равно к этому возвращаешься. И стоишь ошарашенный над пожарищем - "ну как же так?!".
Бывает встречаешь в жизни разных людей, а через некоторое время они все начинают вести себя одинаково. И думаешь - надо человека сменить. Меняешь человека - а он опять становится таким же. Ситуация закольцовывается.

Не хочу сильно лезть в дебри ("глубоко не копай - там кабель зарыт"), но это все от того, что мы своим действием или бездействием постоянно привлекаем в нашу жизнь определенных людей. И через некоторое время, осознанно или неосознанно, делаем так, что они начинают поворачиваться к нам какой-то своей определенной стороной.
Есть у них и другие стороны - но к нам они повернуты этой.

Если нам это не нравится, то есть только один способ что-то изменить - разобраться в себе, осознать, почему и зачем я привлекаю в свою жизнь именно это.
Что я такое транслирую в мир, что он мне зеркалит именно это? А мир - большое зеркало. Когда мы испытываем гамму токсических переживаний - это ведь не мир нам подножку сделал, это мы в зеркало глядим.
Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Когда ситуация осмысленна - поведение меняется. Меняется поведение - меняются люди. Либо поворачиваются иной стороной, либо одни уходят а другие приходят.

Когда ситуация полностью завершена и осмысленна - мы знаем, что с ней делать. И тогда она превращается в опыт. Тот самый, сын ошибок трудных.

Да, любой опыт идет через ошибки. Если не позволять себе ошибаться - опыта не будет.
Будет масса умных цитат, правил, отсылок на мысли житие великих мира сего, но собственного опыта не будет. И все эти россыпи мудрых мыслей никому не помогут.
Можно, конечно, дать андаманскому туземцу учебник тригонометрии, сказав (совершенно не кривя душой), что это нужная, умная и полезная вещь - но андаманскому туземцу она будет совершенно до одного места.
С опытом точно так же.
Чего-чего? "Умный учится на чужих ошибках, дурак на своих?". Есть ошибки которые необходимо пройти только самому. Чтобы запомнить опыт телом. Чтобы тело помнило и не напоминало.
Если в нашем теле этого опыта не прошито - никакой золотой мозг не поможет трансформировать чужую ошибку в свой опыт.

Когда есть опыт - ситуация перестает закольцовываться. Когда приходит схожая ситуация и есть опыт - уже ясно, что можно сделать, и какой результат в этом получить.
И тогда можно поступать по разному, появляется выбор, уже нет необходимости бегать белкой в одном колесе, ходить за собственным хвостом.

В каком-то смысле это такой лицей - сдал экзамен, закрыл тему - поднимаешься на уровень выше.
Провалил экзамен - пройдет немного времени и будет пересдача. Жизнь обязательно подбросит точно такую же ситуацию - с другим человеком, в другом месте, в других, казалось бы, условиях - но ситуация вновь повторится.
И будет продолжаться, если постоянно валить экзамен, хоть бесконечно - у -то, в отличие от нас, времени много.

Ах ты лукавый старый черт!

Одно радует - кого Бог любит, то того и испытывает. Бог дает задания точно зная, что у меня есть силы его пройти.
Иногда я как нерадивый школьник встречаю его в коридоре. Он щурится своими серыми глазами, подмигивает мне - "что, опять завалил экзамен?". Я киваю. "Ну, отдохни и приходи на пересдачу" - усмехается он.

Да приду, блин! Куда я денусь.

Избранное (выстраданное):

Дата публикации: 29.11.2016

Пример: Проверенное итоговое сочинение на тему «И опыт, сын ошибок трудных…» по направлению «Опыт и ошибки»

Когда я читаю такие сочинения, мне становится обидно до слез. Автор этой работы очень тонко чувствует красоту нашего языка, использует изящные речевые обороты, но структура сочинения построена неправильно. Напрашивается только один вывод: это не вина ученика, человек недополучил знания в школе. Видимо, никто прежде не указывал на ошибки…. А ведь с таким творческим мышлением можно было бы получить зачет по всем пяти критериям.

Введение (вступление):


Что такое жизненный опыт и важен ли он для человека? Есть ли взаимосвязь между ним и ошибками, совершаемыми людьми на протяжении жизни? Над этими вопросами задумывались многие писатели и поэты разных эпох. Так, Александр Сергеевич Пушкин был убежден в том, что жизненный опыт тесно связан с ошибками, которые человек допускает на протяжении своего существования. По моему мнению, этот литературный деятель в своем высказывании был абсолютно прав: житейский опыт - прямое следствие совершенных человеком ошибок. Порой они бывают непоправимые, а горечь от осознания невозможности ничего изменить может захлестнуть человека и оставить в его душе глубокую рану, которая, со временем, быть может, перестанет болеть, но до конца, увы, никогда не заживет. С каждой такой отметиной человек становится мудрее и опытнее, и когда появляется риск повторения уже совершенной когда-то ошибки, рана, успокоившаяся, но не зажившая, напоминает хозяину о себе, тем самым предостерегая его, не давая наступить на одни и те же грабли. Такой опыт, безусловно, важен, ведь без него человеческую жизнь нельзя назвать полноценной. Мне искренне жаль тех людей, которые, боясь совершить оплошность, не могут получить истинное наслаждение от жизни и почувствовать ее неповторимый вкус.


Комментарий: похвально, что тебе есть, что сказать, но 181 слово - слишком много для введения (Оптимальный объем введения - 50-80 слов). Из-за этого нарушаются пропорции: основная часть должна быть в три раза больше введения, а заключение - равно вступлению. Ты же не станешь писать заключение на 180 слов?

Написано очень много, но нет самого главного - определения ключевых понятий. Что такое опыт? Что значит совершить ошибку?

Тезис затерялся на фоне остальных мыслей, а это равнозначно его отсутствию. Непонятно, какую именно мысль ты собираешься аргументировать. Чтобы избежать подобной ошибки, лучше писать тезис в самом конце введения и делать на нем акцент с помощью вводных слов «я думаю», «мне кажется», «по моему мнению» и т.д.

Причем тезис должен либо раскрывать тему, либо являться умозаключением, основой которому послужила тема.

В любом случае, обязательно ответить на вопрос: «Почему опыт - сын ошибок трудных». То есть твоя за дача не согласиться с автором цитаты, а разобраться, почему он пришел к таким мыслям.

В связи с тем, что я не смогла разобраться какая именно мысль служит тезисом, я не могу судить о том, насколько убедительны приведенные тобой аргументы. Попробуй сократить и исправить введение, и я перепроверю твою работу)

Аргумент 1:


Рассуждая на тему получения жизненного опыта методом проб и ошибок, я не могу не вспомнить антиутопию американского писателя Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Гай Монтэг - пожарный. Он, как и его коллеги, сжигает все, что может оживить сознание людей, побудить их к восстанию против новой власти и царствующего тоталитаризма. Однако после встречи с юной Клариссой, мужчина начинает осознавать всю трагичность выбранного обществом пути развития. Он понимает, насколько ошибочно было сжигать книги, ведь в них - кладезь знаний, весь опыт предыдущих поколений. Не желая жить в такой реальности, мужчина сбегает из города и встречает множество образованных людей. Они тоже не смогли жить в новом обществе, в котором ни во что не ставят опыт отцов и уничтожают любые источники знаний, способные разбудить спящее сознание большинства живущих. Так, Гай Монтэг в корне изменил свою судьбу. Те ошибки, которые он совершал в прошлом, помогли ему осознать всю абсурдность современной реальности, именно благодаря им он приобрел бесценный жизненный опыт и нашел свое место в новом странном мире. Таким образом, можно утверждать, что ошибки - это не что иное, как неотъемлемая составляющая жизненного опыта, и, раз за разом совершая их, даже абсолютно запутавшийся в себе и в окружающем мире человек сможет осознать неправильность своих поступков и станет работать над собой, чтобы не допустить их в будущем.

Аргумент 2:


Еще одним произведением, которое хочется вспомнить, рассуждая на тему познания человеком мира, обретения жизненного опыта через ошибки, является роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Главную героиню, Скарлетт О’Хару, никак нельзя назвать безгрешной: она не ценила преданность окружающих, была эгоцентрична, не умела признавать свою неправоту, ломала судьбы влюбившихся в нее молодых людей, а порой даже разрушала отношения. Однако все ее неправильные поступки и связанные с ними неудачи закалили ее характер, что в конечном итоге помогло ей выжить в хаосе Гражданской войны и в трудное послевоенное время. Скарлетт до войны и после - будто два абсолютно разных человека. Благодаря этому произведению, я еще раз убедилась в справедливости высказывания А.С.Пушкина: накопление жизненного опыта, действительно, можно считать прямым следствием совершенных человеком ошибок, которые не только делают нас мудрее, а еще закаляют характер и помогают нам стать более сильными.

Заключение:

В заключение хотелось бы сказать, что люди не должны бояться совершать ошибки, ведь вместе с ними приходит бесценный жизненный опыт, благодаря которому мы можем самосовершенствоваться, принимать более осознанные и мудрые решения в различных ситуациях, избегать совершения ошибочных поступков и даже поменять свое отношение к окружающей действительности.

Собственный опыт - лучшая школа жизни даже для маленьких детей. Если родители осознают это, им больше не придется прибегать к наказаниям.

Кто хоть раз прикоснулся к горячей плите, запоминает на всю жизнь: это больно и опасно. В народе говорят: "На ошибках учатся". Кажется, легче легкого, но потребовалось много времени, чтобы в детское воспитание вошел принцип воспитания посредством естественных и логических последствий.

Например, из-за своей извечной несобранности мальчик вернулся домой без любимой игрушки, - теперь весь остаток лета будет брать на прогулку старые. Пусть учится следить за своими вещами, потому что того красивого грузовика в магазине уже просто нет. Такова действительность. Воздействие логичной ситуации на ребенка сильнее, чем если бы родители отругали его, обозвали растяпой, посокрушались по поводу дороговизны утерянной вещи - и в конце концов скрепя сердце купили новую дорогую игрушку. Чему можно научиться при такой реакции взрослых? В лучшем случае, тому, что родители отвечают за все. Известно, что упреки, ругань, нотации или крик на многих детей совершенно не действуют.

Воспитание логическими или естественными последствиями может существенно разрядить отношения между родителями и детьми. Ведь часто в семье налицо явное противоборство, и кажется, что вопрос лишь в том, кто победит: мать, подгоняющая медлительного ребенка, или ребенок, который своей нарочитой медлительностью хочет привлечь ее внимание. В итоге проигрывают оба, потому что в момент спора исчезает гармония их отношений.

Воспитание последствиями означает переход к нейтралитету. Матери надо обдумать, что произойдет, если не вмешаться? И - в зависимости от ситуации - либо дать этому произойти, либо объяснить ребенку суть дела и предоставить ему возможность выбора. Например: "Если будешь и дальше копаться, опоздаешь в детский сад". Или: "Я сейчас же отведу тебя в детский сад, даже если ты еще не собрался". Говорить надо спокойно, без ярости и быть всерьез готовой сделать именно это. Не всякий сможет пойти на то, чтобы его ребенка воспитательница перед всеми детьми отругала за опоздание, чтобы другие дети осмеяли его за то, что он явился непричесанным и в шлепанцах. Но если ребенок в каких-то пределах будет нести за себя ответственность, родителям будет легче приучить его действовать с сознанием этой ответственности. Чем меньше слов будут тратить родители, тем лучше. К тому же лаконичность позволит им избежать возникновения у ребенка "глухоты" - на родительские призывы.

Единственное, чему учат детей наказания, это вывод: "Взрослые сильнее меня. В следующий раз надо быть осторожнее, чтобы мне опять не досталось". Наказания чаще порождают страх, а вот осознание вины возникает только в редких случаях.

  • Последствия показывают силу действительности, наказания - превосходство взрослого.

Маленькие дети уже хорошо понимают принцип ответственности за причиненный ущерб: разлил сок - должен помочь устранить беспорядок, не убрал свои игрушки - не удивляйся, что мелкую деталь затянуло пылесосом и фигура из конструктора теперь не собирается, сидишь и играешь с едой - значит, не голоден, выходи из-за стола. Примеры показывают: отрицательные последствия логически вытекают из соответствующих действий. Даже малые дети в состоянии понять: в этом я сам виноват.

  • Последствия прямо связаны с неправильным поведением, у наказания такой логической связи нет.

Лишение карманных денег, "мораторий" на телевизор, новую игрушку, "домашний арест", - таковы стандартные наказания за проступки или ошибки. Но с какой стати надо запрещать пятилетнему ребенку смотреть телевизор, если он отрезал уши у плюшевого зайца своей младшей сестренки? Возможно, это будет для него тяжелым ударом, но усвоит он одно: родители принимают решения о наказании, и против этого я ничего не могу поделать. А логическое последствие могло бы быть таким: "Ты испортил зайца, значит, купишь сестре нового на деньги из своей копилки". Или таким: "Пусть она возьмет себе то, что нравится, из твоих игрушек".

  • Последствия не несут никакой моральной оценки. Наказания часто служат "моральным приговором".

Если ребенок плачет, хнычет, канючит, есть два варианта вашего поведения: отправить его в детскую, сказав: "Иди хнычь в другом месте, не надоедай!" Но это будет наказание, которого ребенок не может понять. Правильней - объяснить, что, когда он так громко хнычет, мама не может сосредоточиться, поэтому пусть отправляется в свою комнату, если хочется поныть, а когда успокоится, может возвратиться.

Таким образом, против собственно хныканья и тем более против ребенка ничего не сказано, но мать четко показывает, где проходит граница. А ребенок волен решать, как ему теперь поступить: хныкать в одиночку в своей комнате или играть возле матери.

  • В разговоре о последствиях тон спокойный и твердый, при наказании - раздраженный.

Это самый щекотливый пункт. Интонацией мы демонстрируем разницу между последствием и наказанием (в результате определенного поведения ребенка). Родителям надо стараться держать себя в руках. Если во время чистки зубов каждый раз разыгрывается спектакль, а мать недовольно заявляет: "Будешь копаться, не буду читать тебе сказку", - это, скорее всего, ухудшит настроение и ее, и ребенка - возникнет взаимное недовольство.

Используя прием логических последствий, лучше было бы сказать: "Будешь тратить попусту время, его совсем не останется на сказку". Так ребенок быстрее поймет, что мать вовсе не давит на него, и от него самого зависит, каким будет сегодняшний вечер.

  • Воспитание логическими последствиями - не рецепт на все случаи, а, скорее, установка для родителей, которые хотят работать над собой.

Каким бы соблазнительным в своей простоте ни казался этот принцип, он не так уж прост.

Если вы хотите воспитать ребенка, отвечающего за свои действия, надо верить в его способность к этому. Это нелегко: естественно, родители стремятся предохранить свое дитя от возможного негатива, внутренне противятся тому, чтобы дать ему возможность усвоить что-либо на собственном горьком опыте. Им тяжело потому, что они несут за него ответственность. Предел "самостоятельности" - очевидность опасности: понятно, что нельзя позволять ребенку выбегать на проезжую часть улицы, чтобы он осознал, как опасны машины.

Но и в других ситуациях нелегко соблюдать внутреннюю дистанцию по отношению к детям и говорить себе: "Это его дело, не надо вмешиваться, мой ребенок сам способен решить, что предпочесть - поспешить или опоздать. Четыре года - достаточно взрослый возраст для того, чтобы отвечать за последствия". Конечно, такой подход возможен лишь тогда, когда матери действительно безразлично, каким будет выбор. Если же, к примеру, ребенка надо вовремя привести в детский сад, потому что ей самой нельзя опаздывать на работу, тогда стоит доходчиво объяснить, почему сейчас следует торопиться.

Спокойствие, необходимое для воспитания последствиями, дается нелегко, прежде всего потому, что использование этого метода - вместо нажима и наказания - особенно часто требуется как раз в стрессовых обстоятельствах. Поможет только одно: заранее подумать, как реагировать в ожидаемой трудной ситуации, например в вечном противостоянии из-за уборки, одевания, еды - и действовать по составленному плану.

Использование логических последствий требует от родителей терпения. Ребенку надо привыкнуть к личной ответственности за самого себя, это происходит не сразу и возможно только в тех областях, в которых родители действительно могут считать его способным принимать решения. Чтобы предотвратить солнечный ожог, на пляже нужно смазать кожу солнцезащитным кремом - это, конечно, проблема родителей. А вот потратить ли у киоска сразу все карманные деньги - и потом остаться ни с чем - задачка вполне посильная для шести-семилетнего ребенка.

И снова Пушкин. Кажется, что гения русской поэзии можно цитировать на все случаи жизни. Он настолько точно запечатлел в своих бессмертных стихотворениях чувства и мысли, которые переживает каждый из нас, что дальше, вроде, нечего добавить лучше. Все написано о том, что нас ждет наперед так полно, что остается лишь просто прожить это. Рождение, крещение, взросление, учение, работа, женитьба, рождение детей, работа, старость, рождение внуков, смерть – «Жизнь в вопросах и восклицаниях» А.П.Чехова подтверждает невеселый жизненный прогноз.

Но нет, тот самый неуемный «просвещенья дух» толкает нас на новые свершения и «открытия». И в данной фразе, мне кажется, содержится ключевое понимание смысла жизни: относиться к ней как к удивительному путешествию, полному открытий и приключений, или как к скучному однообразному течению времени, где ты постоянно кому-то что-то должен. С одной стороны, познание – это огромный труд, который не всегда приносит человеческое счастье. Еще один русский классик А.С.Грибоедов в своем известном произведении «Горе от ума» наглядно проиллюстрировал библейскую цитату царя Соломона: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Не всегда мы готовы к открытиям, требующим от нас перемен. И не всегда мы признаем «благую весть» при жизни несущего ее нам. «Меньше знаешь, крепче спишь» - девиз обывателей, защищающих право на безмятежное существование в неведении реального положения дел.

С другой стороны, просвещение – постоянное и повсеместное распространение знаний и культуры – способно менять жизнь человека к лучшему. Знание способно человека делать свободным от пут невежества. Греческий философ Сократ утверждал, что «есть только одно благо - знание, и только одно зло - невежество». Он пришел к мысли, что «я знаю, что я ничего не знаю», однако добавлял, «но другие не знают и этого». Он не просто доказывал необходимость просвещения, но и наделял его огромной моральной силой, способной дарить радость от трудов своих и чувство собственной значимости в этом мире.

Главное же, что открывая для себя новые горизонты, мы нравственно совершенствуемся. Культурное саморазвитие и самореализация – нелегкий, но необходимый путь для каждого из нас, носящих гордое звание «человек». Тем более в 21 веке, когда за плечами долгие-долгие тысячелетия цивилизации. Тысячи умнейших людей прошлого признавали цитату, указанную в теме эссе, непреложной истинной для себя. «Sapere aude» (с лат.яз. «дерзай знать») - лозунг для всех ученых и просветителей на все времена. Они следовали этому девизу просвещения, делая настоящую жизнь интереснее и многообразнее, но отнюдь, не легче.

Кто как не мы, учителя, должны это осознавать и вести за собой детей по пути просвещения?! Наш долг – не поддаваться сиюминутному малодушию, не искать виноватых в своих бедах – а быть и всегда оставаться примером, «горящим сердцем» в глазах детей. Пафосно, но кто, если не мы сегодня! Иначе культура тысячелетий, как дамба, прорвется, уступая место всепроникающему невежеству и, как следствие, злу.

Для меня данная истина открылась при изучении генеалогии своего рода в силу своей специальности «история». Когда я стала собирать по крупицам информацию обо всех своих родственниках от бабушек и по письменным источникам, то я поразилась миру, который открылся передо мной. Подобно айсбергу, увеличивалось число родственников, которые как-то жили, трудились – и все ради того, в конечном счете, чтобы на вершине оказалась крошечная я. Чем глубже я «копала» информацию о своем роде, тем больше крепло чувство долга перед всеми предками рода моего. Дойдя до пятого колена, до прапрадеда Максима Демьяновича Аржанова, крестьянина Смоленской губернии, 1852 года рождения, я поняла, насколько ничтожны порой наши желания и поступки. Я просто обязана как минимум сохранить достигнутый уровень культуры своих родителей, а как максимум, преумножить его для своего сына Димочки. И данное открытие для меня не в тягость, а, наоборот, в радость от чувства сопричастности огромному семейному клану Малаховых.

Просвещение не всегда носит добровольный характер, но это не делает его не обязательным для каждого из нас. Лично я воспринимаю свою деятельность в роли учителя не как ежедневную работу, а как служение высоким идеалам. В конце концов, «не хлебом единым жив человек». Я верю в высшую справедливость знаний. Как учила меня моя мама, если человек умный профессионал, то это рано или поздно будет замечено и вознаграждено.

Оказывается, если при изучении человечества использовать методы квантовой механики, получаются неожиданные результаты...
"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! И опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг," - эти пушкинские строки мы все знаем не от большой любви к классику и не из школьной программы, а исключительно благодаря Сергею Петровичу КАПИЦЕ, откопавшему их в пушкинских черновиках. Тому самому Капице, который во времена тягучей советской власти был бессменным ведущим программы "Очевидное-невероятное". Помните его тысячекратно пародируемое "Добрый де-ень"?
Теперь научпоп не в моде, раздумчивая программа ушла с телеэкранов, а потомственный физик Капица увлекся, как ни странно, демографией. Говорит, что демография - самое важное и интересное на сегодняшний момент. В науку о социуме Капица внес нечто такое, чем ранее демографы не пользовались - математические методы, применяемые в физике элементарных частиц. Люди ведь те же частицы - такие же принципиально непредсказуемые и такие же атомарные - мельчайшие неделимые частички общества. И у Капицы получилась картина мира вовсе не такая, к которой мы все привыкли.

Лет двадцать назад человек по фамилии Хантингтон написал статью о том, что ХХ1 век будет веком военных столкновений не стран, но цивилизаций. Мусульманской и христианской. Идея показалась ученым, психологам, социологам, журналистам и политологам интересной, но до 11 сентября сего года известностью у широкой публики не пользовалась. А теперь все кому не лень говорят о столкновении цивилизаций.
Повылазили изо всех дыр мрачные геополитики, предупреждающе и грозно вздымающие кривые указательные персты. Наконец-то мы увидели в газетах и на телеэкранах благообразное лицо черного мистика Дугина, о коем доселе писала лишь так называемая "патриотическая" пресса, которая по бюджетной скудости не особо тратится на фотографии персонажей. А теперь геополитик-христианин Дугин стал узнаваем. Вот она, бесовская сила телевидения!
Меня все это страшно раздражает... Как представитель точных наук по образованию и гуманист по складу души, я всегда с недоверием относился и к теории столкновения цивилизаций, и к гумилевским бредням о пассионарности, а геополитику вообще считал и считаю лженаукой. Но - каюсь! - сам порой использовал все эти термины. Такова сила информационной среды, когда культурный шторм захватывает и несет, поневоле наглотаешься.
Наверное, смутное беспокойство нарастающим общественным психозом, а также врожденная тяга к простым рациональным объяснениям и привели меня к Капице. Правда, простых объяснений я не услышал, поскольку "квантовая физика народонаселения" оказалась наукой непростой. Да и сам Капица - человек сложный. Хорошо еще, что заканчивал я не журфак, иначе после первых же неласковых слов, типа "инвариант", "аддитивность" и "сходимость функции" был бы вынужден уйти несолоно хлебавши, размазывая горючие слезы по всей морде.
…Я начал изучение «квантовой демографии» с внимательного разглядывания графика, под чутким руководством Сергея Петровича. График изображал изменение численности населения на планете за последние несколько тысяч лет… Надо сказать, до ХХ века численность населения на планете взрывообразно росла по гиперболической кривой. Если бы все шло так и дальше, то в первой половине ХХ1 века человечество должно было бы попасть в большую неприятность - на так называемую область сходимости функции, то есть на тот участок графика, где кривая асимптотически устремляется в бесконечность. В реальности это означало 100, 200, 500 миллиардов населения, чего планета, конечно, не выдержала бы. Это означало бы катастрофу и закат цивилизации на Земле. Но что-то произошло. Вмешались некие ограничивающие факторы, функция вышла за пределы области определения, гиперболическая кривая затормозила свой рост. В общем, случилось то, что Капица называет демографическим переходом.
Сначала в Швеции, потом в других европейских странах скорость роста населения сначала замедлилась, а потом стала равной нулю. В Швеции этот процесс начался в начале ХХ века и длился примерно до середины ХХ века. В других странах демографический переход начался позже, зато и проходил быстрее, как бы по накатанной колее.
Расчеты Капицы показывают, что примерно через 45 лет кривая численности населения планеты выйдет на насыщение, рост прекратится и стабилизируется на уровне 10-11 миллиардов человек. В исторических масштабах процесс происходит практически мгновенно, линия графика буквально ломается о 2000-й год, словно ветка о колено.
…Смотрел я, смотрел на функцию и вдруг что-то древнее, первобытное шевельнулось в мозгу, и я воскликнул: "Да это же типичный фазовый переход!"
- Да, - ничуть не удивившись моим глубочайшим познаниям жизни, кивнул Капица. - Самое точное определение.
…Я вам скажу, милые читатели, что такое фазовый переход, я это хорошо знаю... В институте Стали и сплавов, каковой я успешно закончил, мы долго и упорно учили металловедение, а там сплошные фазовые переходы. Фазовый переход - это когда температура образца постепенно повышается, повышается - и ничего с образцом не происходит. Не происходит, не происходит, а потом вдруг раз - и весь массив образца мгновенно меняет структуру. Была одна фаза, с одними свойствами, а стала совсем другая, с другими свойствами. Химически вещество осталось прежним, а физические свойства образца резко изменились. Бывают такие удивительные штуки в нашем мире. И не только с металлами и сплавами, оказывается, но и с населенными планетами...
Взволнованный этим открытием, я некоторое время обдумывал его последствия, после чего спросил:
- А с чем связан этот фазовый переход? Что такое случилось в мире в начале ХХ века, что положило конец количественному изменению населения на планете и положило начало изменению качественному?
- Не в ХХ веке, все случилось раньше... Смотрите, если продолжить график влево, начало кривой роста населения находилось бы в километре отсюда! Примерно полтора миллиона лет назад начался рост населения, кривая плавно пошла вверх. Потом темпы роста увеличились, период особо бурного набухания длился последние 4 тысяч лет - на графике он занимает несколько сантиметров длины временной оси. После чего рост населения резко - в течении сотни-полутора сотен лет - прекратится. На графике этот перегиб займет полсантиметра. Почувствуйте разницу масштабов: километры - сантиметры - миллиметры. Типичный фазовый переход - словно ударная волна прошла! Вернее, еще проходит - мы в ней живем.
До демографического перехода рост населения был автомодельным, то есть пропорциональным квадрату числа людей на Земле. И если бы продолжался дальше, гиперболическая кривая разошлась бы в 2025 году - число людей стало бы бесконечным.
Я думаю, и бурный рост населения, и фазовый перегиб на кривой связаны с информационными процессами в обществе. Если бы люди находились в равновесии с природой, как все остальные животные, нас было бы сто тысяч. Всего. Как прочих животных, аналогичных человеку по массе и типу питания. Но человек примерно полтора миллиона лет назад взял в руку палку, начал совершенствовать язык, транслировать информацию по вертикали и по горизонтали.
- То есть?
- По вертикали - передача знаний будущим поколениям, от родителей детям. А по горизонтали… Новые решения, новые изобретения быстро распространялись географически, синхронизируя разные сообщества людей в историческом времени... Когда появилась письменность, информационные процессы ускорились. Одновременно росла инструментальная мощь человека... О чем вообще говорит тот факт, что рост количества людей на планете зависел от квадрата числа самих людей? О том, что это был рост, обусловленный взаимодействием самих людей. N2 - это параметр коллективного взаимодействия, сетевая функция.
- Нептун, как известно, был открыт на «кончике пера», расчетно. И только потом обнаружен на практике с помощью телескопа. А вашу теорию практика подтверждает?
- Да. Если бы население размножалось как раньше, в соответствии с гиперболической кривой, нас было бы сейчас 10 миллиардов, а не 8. Налицо тенденция замедления роста. Включился некий регуляторный механизм, который имеет информационную природу. Человечество накопило столько информации, что ее количество перешло в качество, отразившись на демографической кривой.
Раньше человек мог жениться, становился самостоятельным в 16-18-20 лет. Сейчас цивилизованный человек достигает аналогичного уровня самостоятельности к 30 годам. И все чаще говорят о том, что учиться нужно всю жизнь, чтобы поспевать за меняющимися технологиями. То есть с образованием мы уже уперлись в некоторый биологический предел.
Недавно я был в Англии в музее викторианской эпохи, это вторая половина Х1Х века. Там экспонировалась табличка из паба. На ней написано: "Спиртные напитки отпускаются лицам, достигшим 13 лет." В то же время, когда я гулял по музею, в США разразился скандал. Дочерей Буша, двух великовозрастных 18-летних дур в Техасе арестовали за то, что они пили пиво. Потому что в Техасе пиво отпускается только с 21 года. Викторианская Англия при всей строгости тогдашних порядков считала, что с 13 лет человек уже взрослый. В бурном современном Техасе полагают, что человек до 21 лет - ребенок. А ведь физиологически люди современные ничем не отличаются от тех, что были 150 лет тому назад!
- Исходя из ваших таблиц и данных получается, что в среднем по планете демографический переход начался примерно с 60-х годов ХХ века. И продлится он примерно 90 лет. Из них 45 лет уже прошло, и 45 осталось. Этот процесс связан с урбанизацией. За оставшиеся полвека процесс урбанизации во всем мире окончательно завершится. А в Европе, США, России процесс перехода сельского населения в города уже завершился... Получается, что по всем признакам Россия - развитая страна?
- Да, в России, только 25% населения живет в селах. По этому признаку она, конечно, развитая страна. И форма пирамиды населения (половозрастная диаграмма) России характерна для развитых стран, а не для развивающихся... У нас процесс урбанизации завершился приблизительно к середине семидесятых.
А в этом веке процесс урбанизации завершится и в мусульманских странах, в Индии, в Китае. В Индии и Китае, кстати, рост населения уже замедлился. Так что все разговоры о том, что в Третьем мире люди неимоверно размножаются - сильно устарели. Население Китая растет теперь всего на 1,2% в год, Индии – на 1,3%, а в среднем по миру рост населения составляет 1,4% в год. Если взять кривую демографического перехода для мира в целом, то станет видно, что скорость роста населения падает и через полвека станет нулевой во всем мире. А в развитых странах демографический переход уже совершился. Население там стабилизировалось и расти больше не будет НИ ПРИ КАКИХ условиях. И всякие разговоры о политике стимуляции рождаемости, которые у нас ведутся – пустая болтовня. Против физик не попрешь.
- В вашей математической модели рост населения зависит только от квадрата численности уже существующего населения?
- Да. И от времени, естественно. Между прочим, во время демографического перехода в формулах происходит изменение переменных. Грубо говоря, население уже начинает управлять временем.
- Не понял.
- Ну, это такой довольно тонкий чисто математический эффект, связанный с нелинейностью функции. Функция-то квадратичная. Поэтому, кстати, модель нельзя применять в одной, отдельно взятой стране, ведь сумма квадратов не равна квадрату суммы.
- И что это означает?
- Что человечество едино. Оно не делится ни на конфессии, ни на противоборствующие цивилизации, а представляет из себя единый образец, в котором идут объективные процессы. Так что все разговоры о войне цивилизаций, войне бедных и богатых - ерунда. Человечество развивается как единая система. Квантовая демографическая модель позволяет увидеть, как глобальное развитие влияет на отдельную страну, но не наоборот.
Знаете, вся современная наука и общественное восприятие основано на редукционизме, то есть люди полагают, что если они разберутся в психологии человека, общины, города, региона, страны… то из этих кирпичиков сложат общемировую картину. Это ошибка. Общую картину дают только общие законы. В чем была основная слабость демографов? Они никогда не придавали значения развитию человечества в целом, как общепланетарного феномена. Они всегда рассматривали демографию отдельных стран. Поэтому общая картина и ускользала.
Меня часто упрекают, что рассматривая систему в целом и пренебрегая отдельными странами, я ввожу «среднюю температуру по больнице». Но средняя температура – вовсе не бессмысленная вещь! Для главного врача она может служить сигналом, потому что главный врач занимается не здоровьем отдельных пациентов, а состоянием дел в больнице, и если средняя температура по больнице увеличилась, значит, в больнице эпидемия.
- А если средняя температура упала градусов до двадцати, значит все уже умерли… Правильно ли я понял, что причиной демографического перехода являются процессы урбанизации? Современные образованные горожанки не хотят рожать, прирост населения падает… Так?
- Нет. В нелинейных системах нельзя рассуждать в терминах причинно-следственных связей. Здесь причина и следствие перепутаны. Даже само строение формул не позволяет сказать - население зависит от параметра времени или время от населения.
- Во, блин, как… Но если отбросить всю эту математическую тряхомудию, то ясно, что население зависит от времени. Чем больше времени прошло - тем больше народу успело народиться.
- Молодой человек, историческое время и физическое время существенно отличаются друг от друга! Историческое время – это логарифм астрономического времени, преобразование Фурье. Это элементарно... Здесь нужно рассуждать не в терминах причин и следствий, а терминах инвариант. Произведение времени на население – величина постоянная…
- Хорошо, хорошо, не будем ссориться… Вернемся к причинам…
- Так вот, демографический переход происходит не по какой-то определенной причине, а просто потому, что он происходит. Таковы общие свойства системы! Здесь все перемешано - и наука, и религия, и войны... Очень многофакторное пространство. И нет главной причины. Но есть главная переменная – общая численность населения. Точнее, ее квадрат. Чем нас больше, тем больше мы взаимодействуем друг с другом – общаемся, смотрим кино, летаем на самолетах, производим товаров и ученых, воюем, покупаем, создаем секты, конфессии и комиссии… Мы - тесто. Наше общение между собой - дрожжи.
Нужно учесть одно важное соображение - если раньше система развивалась адиабатически, медленно, в квазистатическом режиме, то при теперь, при распространении ударной волны фазового перехода, система находится в крайне неравновесном состоянии. Так называемого нормального распределения свойств в ней не происходит, классической кривой Максвелла не получается, потому что на ее формирование нужно время. Отсюда разрыв между богатыми и бедными; отсюда профессора из нашего академического дома, которые раньше были людьми обеспеченными, теперь ищут булку хлеба у помойки. Весь раздрай наш - прямое следствие физической неустойчивости системы.
Мы разбирали это на примере Первой мировой войны. Демографическая система тогда находилась на грани устойчивости, благодаря страшно интенсивному развитию. Экономики России и Германии развивались по 10% в год. Это слишком много. Соответственно, и в России, и в Германии складывалась предреволюционная ситуация. Вообще, ситуация в Европе была накаленной. Любой звук мог спровоцировать сход лавины. И такой звук раздался - выстрел в Сараево. Началась Первая мировая война, которая плавно перетекла во Вторую мировую - это ведь на самом деле два боя одной войны.
- А не спровоцирует ли что-нибудь нынче Третью Мировую войну?
- Вряд ли сейчас что-либо спровоцирует Третью мировую войну в том смысле, как ее понимают. Во всяком случае это не будет война между Севером и Югом или Западом и Востоком. Потому что в Западном мире нет демографических ресурсов для войны. Россия, например, которая тоже часть западного мира, едва укомплектовывает свою армию. Не лучше ситуация и в других цивилизованных странах с аналогичными половозрастными характеристиками (пирамидами населения). Очень много стариков, мало молодежи – длительность жизни высокая, рождаемость маленькая. Кем воевать-то?
- Зато у мусульман есть, кем воевать…
- Есть. Только не с Западом. Мусульмане хорошо бегают с калашниковыми по своим горам. Но в глобальной мировой войне побеждают ядерные баллистические ракеты. Которых у мусульман практически нет. Да и обычное оружие мусульманским странам тоже продаем мы – Запад. В случае Третьей мировой, мы же не будем врагу продавать оружие. У них патроны кончатся…
- Угу. Вы сказали, что мы живем сейчас в эпоху неустойчивости. А как это отражается на психологии людей?
- Психология вообще меняется медленно - поколениями. А сейчас время изменений в системе сравнимо со временем человеческой жизни. То есть изменения происходят быстрее, чем сменяются поколения. Отсюда разрыв между поколениями в ценностных установках. Проблема отцов и детей в острой форме. Поскольку структура общества меняется быстро, раскалываются даже пласты одного поколения.
- Ну, хорошо, пройдет 45 лет, все утрясется. Что же будет дальше, после того, как численность населения планеты стабилизируется на отметке 10-11 миллиардов?
- Количественный рост закончился. Начнется качественное совершенствование человечества. Будет совсем другая временная структура истории. Начнется бурный рост расти продолжительности и качества жизни, подъем культуры, науки.
- Золотой век.
- Не век. И не тысячелетие. Эра. Новая эра. Это можно совершенно четко сказать.
- Та-ак. Вот, что я подумал… Если в планетарных масштабах система развивается объективно, как физический процесс, значит, что бы мы ни делали, избежать счастья все равно не удастся?
- Да. Главное - не попасть под колесо Фортуны. Процесс-то, конечно, объективный. Но он, как и все процессы, может идти в пределах определенных допусков – плюс-минус. В нашей ситуации эти допуски могут обернуться миллионами жизней.
Пользуясь критерием Ляпунова можно просчитать устойчивость системы. Для западных стран, у которых демографический переход начался раньше, чем у стран Востока, пик неустойчивости приходился как раз на мировые войны. То есть для нас, западников кризис миновал. Но сейчас ударная волна демографического перехода как раз дошла до стран третьего мира. И у них тоже вполне может случиться потеря устойчивости. В виде огромной войны
- Ага, значит, Третья мировая война все-таки возможна, но уже не для нас - мы свое отхлебали в ХХ веке, - а для стран третьего мира? Но их «мировая» война не может отразится на нас в такой степени, что мы уйдем с исторической арены? Захлестнет…
- Отразится, конечно. Но с исторической сцены мы не уйдем. Мы не ушли с не во время своих мировых войн, почему должны уйти из-за чужих? Но если «мировая» война в третьем мире и случится, и они между собой передерутся, могут погибнуть уже не сотни миллионов, как в ХХ веке, а миллиарды людей. Естественно, это не может не задеть западный мир. Если такое случится, нам будет нелегко, поверьте. А случится может -Китай и Индия находятся сейчас на взводе. И могут взорваться. Все признаки этого есть, в том числе и бурный экономический рост… Но если взрыва удастся избежать в течении ближайших 20 лет, считайте, что пронесло: сама возможность войн тогда сойдет на нет, потому что демографическая кривая минует участок неустойчивости и выйдет на плато насыщения. Вероятность военных конфликтов будет стремиться к нулю. И дальше нас ждет счастливое будущее.
- Нам бы только 45 лет простоять да 45 зим продержаться…

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...