Как трактуется в статьях образ обломова кратко. Цитатный портрет ильи обломова

Вовсе не случайно Иван Александрович Гончаров писал свой знаменитый роман "Обломов", признанный современниками классикой уже после издания, через целых десять лет. Как он сам писал о нем, этот роман - о «его» поколении, о тех барчуках, которые приезжали в Петербург «от добрых мамочек» и пытались сделать там карьеру. Им, чтобы действительно сделать карьеру, следовало изменить свое отношение к труду. Сам Иван Александрович прошел через это. Однако многие поместные дворяне и во взрослой жизни оставались бездельниками. В начале XIX века это не было редкостью. Художественно-целостное отображение представителя вырождающегося в условиях крепостного права дворянина для Гончарова стало главной идеей романа.

Илья Ильич Обломов - типичный персонаж в начале XIX века

Внешность Обломова, сам образ этого поместного дворянина-лодыря вобрал в себя столько характерных черт, что стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, во времена Гончарова даже неписанным правилом стало не называть сына "Ильей", если такое же было и имя его отца... Причина в том, что таким людям не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя Им можно и не служить, ведь капитал и крепостные ему уже обеспечивают определенный вес в обществе. Это - помещик, владеющий 350 душами крепостных, однако абсолютно не интересующийся сельским хозяйством, которое его кормит, не контролирующий вора-приказчика, который его безбожно грабит.

Дорогая мебель красного дерева покрыта пылью. Все его существование проходит на диване. Он заменяет ему всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.

Внешность главного героя

Описание внешности Обломова свидетельствует об особой - сатирической роли этого образа в русской литературе. Сущность его в том, что он продолжил классическую традицию лишних людей в своем Отечестве вслед за пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным. Илья Ильич имеет облик, соответствующий такому образу жизни. Свое нестарое полное, но уже рыхлое тело, он одевает в довольно заношенный халат. Его взгляд - мечтателен, его руки - неподвижны.

Главная деталь внешности Ильи Ильича

Не случайно, многократно описывая внешность Обломова по ходу романа, Иван Александрович Гончаров акцентирует внимание именно на пухлых его руках, с небольшими кистями, совершенно изнеженных. Этот художественный прием - мужские руки не занятые работой, - дополнительно акцентирует пассивность главного героя.

Мечты Обломова никогда не находят своего реального продолжения в делах. Они - его личный способ лелеять свою лень. И занят ими он с самого пробуждения: показанный Гончаровым, например, день из жизни Ильи Ильича, начинается с полуторачасового неподвижного мечтания, естественно, при этом не слезая с дивана…

Положительные черты Обломова

Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.

Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами. Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.

Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе "Обломов" нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности. Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность - беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения. Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности...

Внешность Обломова - зеркало деградации...

Заметим, что даже внешность Обломова в романе "Обломов" могла бы быть совершенно иной, - получи он другое домашнее воспитание... Ведь он был энергичным, любознательным ребенком, не склонным к полноте. Как и положено для своего возраста, он интересовался происходящим вокруг него. Однако маменька приставила к ребенку недремлющих нянь, не дающих ему брать ничего в руки. Со временем Илья Ильич также воспринял любой труд, как удел низшего класса, мужиков.

Внешности противоположных персонажей: Штольца и Обломова

Почему наблюдатель-физиономист придет к такому выводу? Да потому, что, например, внешность Штольца в романе "Обломов" - совершенно другая: жилистая, подвижная, динамичная. Андрей Ивановичу не свойственно мечтать, он вместо этого, скорее, планирует, анализирует, формулирует цель, а затем работает на ее достижение... Ведь Штольц, его друг с юных лет, мыслит рассудочно, имея юридическое образование, а также богатый опыт службы и общения с людьми.. Происхождение его - не столь знатное, как у Ильи Ильича. Его отец - немец, работающий приказчиком на помещиков (в нашем теперешнем понимании - классический наемный менеджер), а мать - русская женщина, получившая хорошее гуманитарное образование. Он с детства знал, что карьеру и положение в обществе следует зарабатывать трудом.

Диаметрально противоположны в романе эти два персонажа. Даже внешность Обломова и Штольца совершенно разные. Ничего похожего, ни одной сходной черты, - два совершенно разных человеческих типажа. Первый - прекрасный собеседник, человек открытой души, однако лентяй в последней ипостаси этого недостатка. Второй - деятельный, готовый помогать друзьям, попавшим в беду. В частности, он знакомит своего друга Илью с девушкой, способной "вылечить" его от лени - Ольгой Ильинской. Кроме того, он наводит порядок в помещичьем сельском хозяйстве Обломовки. А после смерти Обломова усыновляет его сына Андрея.

Отличия в способе изложения Гончаровым внешности Штольца и Обломова

Различным образом мы узнаем черты внешности, которыми обладает Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича автором показана классическим образом: со слов рассказывающего о нем автора. Черты облика Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Именно так мы начинаем понимать, что Андрей обладает худощавым, жилистым, мускулистым телосложением. Его кожа - смугла, а зеленоватые на цвет глаза - выразительны.

По разному относятся и к любви Обломов и Штольц. Внешность их избранниц, а также и отношения с ними у двух героев романа различны. Обломову достается жена-мать Агафья Пшеницына - любящая, опекающая, не утруждающая. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской - жене-соратнике, жене-помощнике.

Не удивительно, что этот человек, в отличии от Обломова, разбазаривающего свое состояние.

Внешность и уважение людей, связаны ли они?

Внешность Обломова и Штольца по-разному воспринимаются людьми. Размазня-Обломов словно мед притягивает мух, - влечет к себе мошенников Михея Тарантьева и Ивана Мухоярова. Он периодически ощущает приступы апатии, ощущая очевидный дискомфорт от своей пассивной жизненной позиции. Собранный, дальновидный Штольц подобного упадка духа не испытывает. Он любит жизнь. своей проницательностью и серьезным подходом к жизни пугает негодяев. Не зря, после встречи с ним "пускается в бега" Михей Тарантьев. Для

Заключение

Внешность Ильича вполне вписывается в концепцию «лишнего человека, т.е личности, которая не может себя реализовать в обществе. Те способности, которыми он обладал в юности, были впоследствии загублены. Вначале -неправильным воспитанием, а затем - бездельем. Прежде шустрый мальчонка обрюзг к 32 годам, потерял интерес к окружающей жизни, а к 40 годам заболел и умер.

Иван Гончаров описал типаж дворянина-крепостника, имеющего жизненную позицию рантье (деньги ему регулярно достаются трудом других людей, а трудиться самому - такого желания у Обломова не возникает.) Совершенно очевидно, что люди, обладающие подобной жизненной позицией будущего не имеют.

В то же время энергичный и целеустремленный разночинец Андрей Штольц добивается в жизни очевидных успехов и положения в обществе. Его внешность является отражением его деятельной натуры.

Введение

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением русской литературы 19 века, описывающим характерное для российского общества явление «обломовщины». Ярким представителем в книге данной социальной тенденции является Илья Обломов – выходец из семьи помещиков, чей семейный уклад был отражением норм и правил Домостроя. Развиваясь в подобной атмосфере, герой постепенно впитывал ценности и приоритеты своих родителей, что в значительной степени повлияло на формирование его личности. Краткая характеристика Обломова в романе «Обломов» дается автором еще в начале произведения – это апатичный, интровертный, мечтательный мужчина, который предпочитает проживать жизнь в мечтах и иллюзиях, представляя и переживая выдуманные картины настолько ярко, что иногда может искренне радоваться или плакать от тех сцен, которые рождаются в его сознании. Внутренняя мягкость и чувственность Обломова словно отразились на его внешности: все его движения, даже в моменты встревоженности, сдерживались внешней мягкостью, грациозностью и изнеженностью, чрезмерными для мужчины. Герой был не по летам обрюзгшим, имел мягкие плечи и маленькие пухлые руки, а малоподвижный и неактивный образ жизни читался в его сонном взгляде, в котором отсутствовало какое-либо сосредоточение либо какая-то основная идея.

Быт Обломова

Словно продолжением мягкого, апатичного, ленивого Обломова в романе описывается быт героя. На первый взгляд его комната был прекрасно убранной: «Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей». Однако если присмотреться лучше, то становилась заметна паутина, запыленные зеркала и давно открытые и забытые книги, пятна на коврах, неубранные предметы обихода, хлебные крошки и даже забытая тарелка с обглоданной косточкой. Все это делало комнату героя неухоженной, заброшенной, производило впечатление, будто тут давно никто не живет: хозяева давно покинули жилье, не успев прибраться. В какой-то мере это было верно: Обломов давно не жил в реальном мире, заменив его на мир иллюзорный. Это особенно ярко видно в эпизоде, когда к герою приходят его знакомые, но Илья Ильич даже не удосуживается протянуть им руку для приветствия, и, тем более, подняться с постели навстречу посетителям. Кровать в данном случае (как и халат) является пограничным звеном между миром грез и реальности, то есть, встав с постели, Обломов в какой-то мере бы согласился пожить в реальном измерении, но герой этого не хотел.

Влияние «обломовщины» на личность Обломова

Истоки всеохватывающего эскапизма Обломова, его непреодолимого желания сбежать от реальности, лежат в «обломовском» воспитании героя, о котором читатель узнает из описания сна Ильи Ильича. Родное поместье персонажа, Обломовка, находилось далеко от центральной части России, расположившись в живописной, умиротворяющей местности, где никогда не было сильных бурь или ураганов, а климат отличался спокойствием и мягкостью. Жизнь в деревне текла размеренно, а время измерялось не секундами и минутами, а праздниками и обрядами – рождениями, свадьбами или похоронами. Однообразная тихая природа отразилась и на характере жителей Обломовки – самой важной ценностью для них были отдых, леность и возможность досыта поесть. Труд же рассматривался как наказание и люди всячески старались его избегать, оттягивать момент работы либо заставлять ее делать кого-то другого.

Примечательно, что характеристика героя Обломова в детстве значительно отличается от образа, который предстает перед читателями в начале романа. Маленький Илья был активным, многим интересующимся и открытым к миру ребенком с прекрасным воображением. Ему нравилось гулять и познавать окружающую природу, однако правила «обломовской» жизни не предполагали его свободы, поэтому постепенно родители перевоспитали его по своему образу и подобию, растя его как «тепличное растение», охраняя от невзгод внешнего мира, необходимости трудиться и познавать новое. Даже то, что они отдали Илью учиться, скорее было дань моде, чем реально необходимостью, ведь по любому малейшему поводу они сами оставляли сына дома. В итоге герой рос, словно закрытым от общества, не желающим работать и во всем полагающийся на то, что с возникновением любых трудностей можно будет крикнуть «Захар» и слуга придет и все сделает за него.

Причины стремления Обломова уйти от действительности

Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Ильи Ильиче, как человеке, прочно отгородившемся от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова. Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и героях, которые рассказывала ему няня, а затем представлять себя одним из таких персонажей – личностью, в жизни которой в один момент произойдет чудо, которое изменит текущее положение вещей и сделает героя на голову выше других. Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса не происходят сами по себе, а для достижения успеха в обществе и карьере необходимо постоянно трудиться, переступать через падения и настойчиво двигаться вперед.

Тепличное воспитание, где Обломова приучали, что все дела за него будет делать кто-то другой, совместившись с мечтательной, чувственной натурой героя, привело к невозможности Ильи Ильича бороться с трудностями. Эта особенность Обломова проявилась еще в момент первой неудачи на службе – герой, опасаясь наказания (хотя, возможно, его бы никто и не наказывал, а дело решилось бы банальным предупреждением), сам увольняется с работы и не хочет больше сталкиваться с миром, где каждый сам за себя. Альтернативой жесткой реальности для героя становится мир его грез, где он представляет прекрасное будущее в Обломовке, жену и детей, умиротворяющее спокойствие, напоминающее ему его собственное детство. Однако все эти мечты остаются только мечтами, в реальности Илья Ильич всячески откладывает вопросы обустройства родной деревни, которая без участия разумного владельца постепенно разрушается.

Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?

Единственным человеком, который мог вытащить Обломова из его постоянного полусонного безделья, являлся друг детства героя – Андрей Иванович Штольц. Он представлял собой полную противоположность Ильи Ильича как по внешнему описанию, так и по характеру. Всегда деятельный, стремящийся вперед, умеющий достигать любых целей, Андрей Иванович все же дорожил дружбой с Обломовым, так как в общении с ним находил то душевное тепло и понимание, которого ему очень не хватало в окружении.

Штольц наиболее полно осознавал разрушительное влияние «обломовщины» на Илью Ильича, поэтому до последнего момента, всеми силами пытался вытащить его в реальную жизнь. Один раз Андрею Ивановичу это почти удалось, когда он познакомил Обломова с Ильинской. Но Ольгой в ее желании изменить личность Ильи Ильича двигал исключительно собственный эгоизм, а не альтруистическое желание помочь любимому человеку. В момент расставания, девушка говорит Обломову, что не могла бы вернуть его к жизни, потому что он уже был мертв. С одной стороны это так, герой слишком прочно погряз в «обломовщине», и чтобы изменить его отношение к жизни, требовалось нечеловеческих усилий и терпения. С другой же стороны, активная, целеустремленная по натуре Ильинская не понимала, что для преображения Илье Ильичу нужно время, и он не может одним рывком изменить себя и свою жизнь. Разрыв с Ольгой стал для Обломова еще большей неудачей, чем ошибка на службе, поэтому он окончательно погружается в сети «обломовщины», уходит от реального мира, не желая больше переживать душевную боль.

Заключение

Авторская характеристика Ильи Ильича Обломова, несмотря на то, что герой является центральным персонажем, неоднозначна. Гончаров обнажает как положительные его черты (доброту, нежность, чувственность, умение переживать и сочувствовать), так и отрицательные (лень, апатию, нежелание что-либо решать самостоятельно, отказ от саморазвития), изображая перед читателем многогранную личность, которая может вызывать как симпатию, так и отвращение. При этом Илья Ильич, несомненно, является одним из наиболее точных изображений истинно русского человека, его натуры и черт характера. Именная эта неоднозначность и многогранность образа Обломова позволяют даже современным читателям открывать в романе что-то важное для себя, ставя и перед собой те вечные вопросы, которые затронул в романе Гончаров.

Тест по произведению

Герой романа, Илья Ильич Обломов, молодой человек, не лишенный положительных качеств. Он добрый, умный, простодушный. Главным его недостатком является впитанная с молоком матери инертность и нерешительность. Его характер есть прямое следствие воспитания. С детства не приученный к труду, разбалованный мальчик, не познал радости деятельности. Идеальная жизнь, в его понимании, это беззаботный промежуток времени между сном и приемом пищи. Повзрослев, он не видит смысла в работе, она приносит ему лишь чувство досады. Под смешным предлогом он увольняется с должности.

Трагедия героя состоит в том, что он лишен острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Родовое имение приносит ему небольшой реальный доход. Оно, собственно, и является предметом его ежедневных бессмысленных мечтаний.

Ещё ярче бездейственность героя проявляется на контрасте с его деятельным другом Штольцем, потомственным немцем. О таких говорят, что волка ноги кормят. Хлеб насущный достается ему кропотливым трудом. В то же время он пожинает не только трудности, но, вместе с тем, прелести насыщенной действием жизни.

В романе автор задает себе вопрос о том, что же такое «обломовщина»? Это трагедия детей потомственных помещиков, привитая им с детства или исконно русская черта характера? Можно ли вырваться из порочного круга усилием воли или закончить бессмысленную для общества жизнь, так ничего и не предприняв? В чем смысл существования пораженного патологической ленью? И лишь думающий читатель поймет-автора волнует будущее державы на фоне собирательного образа его персонажа.

Написав свой роман об инертном помещике средней руки, И. А. Гончаров ввел в русский язык термин «обломовщина», от имени его главного героя. Он означает миролюбиво-пассивное ничегонеделанье, бессмысленное, праздное времяпровождение. Боязнь выйти за рамки комфортного состояния полудремы.

Вариант 2

Илья Обломов – главный герой в романе «Обломов» И.А. Гончарова.

Обломову тридцать два-тридцать три года. Имел он средний рост, маленькие руки, полноватое тело и темно-серые глаза. В целом, внешность у него была приятная.

Илья потомственный дворянин. В детстве был активным и энергичным ребенком, но родители это пресекали. Его не обременяли никакими проблемами. Не давали ему ничего делать самостоятельно, даже носки надевали слуги. Обломов образованный человек по праву и судопроизводству. Сейчас он чиновник в отставке. Служил в Петербурге, но ему это надоело, и Илья ушел. Романов с женщинами у Обломова никогда не было. Они начинались, но сразу заканчивались. У него был только один близкий друг – полная противоположность Ильи – Андрей Штольц. Главный герой задумчивый и меланхоличный человек. Он часто о чем-то думает, лежа на диване. Ничего не доводит до конца: изучал английский и бросил, учился математике – тоже бросил. Учебу считает пустой тратой времени. Его развитие давно остановилось.

Сейчас у Обломова есть свое имение, но он им не занимается. Иногда за него берется Штольц и решает некоторые вопросы. Илья часто и тщательно продумывает, как можно было его улучшить, но до практики дело не доходит.

В свет он выходить не любит. Вытащить в люди удается только его другу – Андрею. Также только из-за него Обломов может прочитать пару книг, но без интереса, лениво.

Главный герой очень заботится о своем здоровье, боится заболеть. Однако большую часть своего времени он проводит дома в лежачем положении. Все дела за него делает его старый слуга – Захар. Обломов часто переедает. Он знает, что это вредно для организма, но он всю жизнь так делал и привык к этому. Его часто обследуют врачи и советуют ему полностью сменить образ жизни, чтобы чувствовать себя лучше. Но Илья только использует это как оправдание, чтобы ничего не делать, утверждая, что он болен.

Обломов имеет очень доброе сердце, способен помогать людям. Позже он женится на Агафье Пшенициной и усыновит ее детей, которых будет воспитывать на свои деньги. Она не принесет ему ничего нового, будет только дополнением в его привычном укладе жизни. Иногда Илья думает о себе таком, и его мучает совесть. Он начинает завидовать другим людям, которые имеют интересную и шикарную жизнь. Все пытается обвинить кого-то в своем образе жизни, но никого не находит.

Сочинение про Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.

На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.

Первый посетитель - Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем. Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.

После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.

Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин. Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев. Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.

Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем. Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской. Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.

Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

Вариант 4

Главному герою одноименного романа "Обломов" А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.

Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная - патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова. Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным - Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. "Как бы само собой все сделалось!" - вот его жизненное кредо.

Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали. Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар. А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать - эдакий "диванный мечтатель".

Мечты его заводят очень далеко - в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.

Да что там поместье - Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет - ему это лениво и неинтересно.

Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской. Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви - Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты. Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.

Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца. Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов - так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление "обломовщина". Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот "Обломовы".

Несколько интересных сочинений

  • Почему важно уметь прощать? Итоговое сочинение

    Всем и каждому известна обида, злость на обидчика, разочарование. Это прожигающее изнутри, болезненное, ядовитое чувство, которое отравляет хорошее отношение к человеку. Данную эмоцию чаще всего можно испытать к человеку

  • Природа не напрасно разделила людей на мужчин и женщин. В результате, получились два совершенно разных существа, отличающихся как логикой, так и принципами и убеждениями. Тем не менее, эти отрицательные полюса созданы

  • Сочинение Духовные искания героев романа Война и мир Толстого

    «Война и мир» - роман-эпопея, написанный Львом Николаевичем Толстым в 1863 году. В данном произведении автор затронул множество проблем, актуальность которых не угасает спустя 150 лет

  • Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс

    Знаменитая и даже героическая повесть знаменитого русского писателя Николая Гоголя Тарас Бульба - это уникальнейшее произведение, в котором рассказывается о знаменитом и известном народе - казаках

Илья Ильич Обломов — это главный герой известного романа И. А. Гончарова «Обломов». Роман входит в трилогию с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв». Иван Гончаров очень точно и подробно сумел описать портрет главного героя: его внешность, одежду, поведение, характер, отношение к окружающим.
Цитатный портрет Ильи Обломова представленный ниже более детально раскроет характер персонажа.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

…Конечно, вы; все дома сидите: как при вас станешь убирать? Уйдите на целый день, так и уберу…

…Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью…» «…Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво…

мягкость, которая была господствующим и основным выражением.

…Без этих капризов он как то не чувствовал над собой барина.

…Ты ли это, Илья? – говорил Андрей. – А помню я тебя тоненьким, живым мальчиком…

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

…Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника, с дружеским на одной и вражеским на другой стороне лицом, друга – чем меньше веришь ему, и врага – когда уснешь доверчиво под его сладкий шепот…

…на долю Ильи Ильича тоже выпало немало мягких, бархатных, даже страстных взглядов из толпы красавиц…

Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Обломов, дворянин родом…

Странен человек! Чем счастье ее было полнее, тем она становилась задумчивее и даже… боязливее…

Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге.

…талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет…

…Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.

1. Образ жизни Ильи Ильича,
2. Штольц как антипод Обломова.
3. Что такое обломовщина?

Слово это - обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни...
Н. А. Добролюбов

Герой романа И. А. Гончарова «Обломов» - тридцатидвухлетний помещик Илья Ильич Обломов, «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица...». Как не было идеи в его чертах лица, так и не было ее в его жизни. Когда-то он ежедневно ходил на службу, но после того как отправил документ вместо Астрахани в Архангельск, уволился. Его пугали возможные выговоры от начальства. Ранее он думал, что чиновники - это одна семья, а начальник всегда заботится о подчиненном. Он жестоко обманулся, а писать на службе бесконечные бумаги ему надоело. После увольнения он сначала перестал надевать фрак вместо халата, а потом и бриться. Постепенно лежание на диване стало для этого молодого человека необходимостью, иногда он не вставал с дивана даже для того, чтобы умыться.

Вокруг Обломова кипит жизнь - приходят бывшие коллеги, приятели, люди женятся, ходят в гости, работают, но Илью Ильича это не волнует. Он не может даже сделать над собой усилие и написать старосте в деревню, чтобы разобраться с долгами или переехать с арендованной квартиры. Обломов «гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, его воображению». Но этот простор для воображения Илья Ильич тоже никак не использует. Лишь только загорится чем-то, мгновенно охладевает. Пока он мечтает, его можно хоть обворовать, что и делает ушлый Тарантьев. Свое предназначение Обломов видит в семейном счастье и заботах об имении. Как много планов было построено им лежа на диване! И как воздушные замки, они рушились, не воплотившись в жизнь. Илья Ильич считает, что его внутренняя жизнь очень богата, но никто этого не видит, лишь друг Андрей Штольц и слуга Захар, который ленив так же, как и его барин, и к тому же лгун.

Герой не в силах решить своих проблем, а все «приятели» пропускают его просьбы мимо ушей, спеша куда-то. Одна надежда у Ильи Ильича - старинный друг Штольц - он может все уладить. Штольц, ровесник и друг Обломова, наполовину немец, наполовину - русский, «добрый бурш», как называл его отец, был энергичным и деятельным с самого детства. Это полный антипод главного героя. Выучившись, он работал у отца в пансионе репетитором за жалованье. К тридцати двум годам Андрей успел выйти в отставку, обзавестись домом, заработать капитал. Этому человеку не нужны советчики, он сам все рассчитает, по-немецки педантично. Поэтому для Обломова он - решение многих проблем. Иногда друг даже может подвигнуть Обломова выйти из дома и разъезжать по гостям целую неделю. Визит врача к Обломову приносит неприятные известия: при таком образе жизни он умрет от удара года через два-три. Штольц будит у Обломова мысли объехать мир, Илья Ильич полон решимости и сил, воодушевлен как никогда. Но только стоит уехать Андрею, его снова одолевает апатия. Он не уехал за границу, но еще по инерции встает в семь утра, надевает фрак, пишет и читает.

Познакомившись через Штольца с Ольгой Ильинской, Илья Ильич влюбляется. Но после объяснения он решает, что совершил ошибку. Хотя Ольга разубеждает его в этом, равновесие уже нарушено. Вскоре Обломов снова возвращается к прежнему образу жизни. Он откладывает свадьбу на год, переезжает в квартиру. Ольга видит, что с ним происходит, и они расстаются. От потрясения у Обломова начинается горячка, и спустя несколько лет мы видим Илью Ильича в прежнем положении - он устраивает Обломовку у себя в квартире. Хозяйка Агафья Матвеевна Пшеницына становится его женой. Ольга же выходит за Штольца. Через два года Обломов умирает от своего образа жизни.

Так что же такое обломовщина? Ключ к характеру героя нам дает его сон. Ему снится деревня Обломовка, где даже грозы идут по расписанию, а все родственники угощают его, семилетнего, сладостями. Всеобщий послеобеденный сон валит всех, как болезнь. Никого в Обломовке не тревожат страсти. Жить так уютно. Ее хозяева не обременены ничем. Даже четырнадцатилетнему барчуку надевает чулки Захар. Обломовка - идеал и норма для Ильи Ильича. И он возвращается к ней. С ней проще, чем с Ольгой - она не требует от Обломова измениться.

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» (1859) назвал главного героя символом крепостнической России. Именно в крепостническом укладе кроются истоки этой болезни, в отсталом технически дворянском хозяйстве, в эксплуатации крестьян. Этот уклад вступает в конфликт с новым обуржуазившимся дворянством. Добролюбов говорит о таких характерных чертах этого явления, как нравственное рабство, барство, безделье, дармоедство, общественная бесполезность. По мнению критика, Обломов - этот тот же «лишний человек», только другого возраста и темперамента, последний из них. Автор показал нам эволюцию и деградацию Ильи Ильича, и можно назвать это явление национальным. Добролюбов определил его как «коренной народный наш тип». Как ни прискорбно, это путь большинства людей, не имеющих цели в жизни. Иван Александрович Гончаров считает своего героя «воплощением сна, застоя, неподвижности, мертвой жизни, - переползание изо дня в день, в одном лице и одной обстановке, и при этом Обломов вобрал главные черты национального характера, нельзя относиться однозначно к Обломову, в котором воплотились как лучшие, так и худшие стороны национального характера, мы призираем, не приемлем обломовщину (лень, апатия, бездействие), но видим в нем и великодушие, и благородство, и честность, и чистоту».

Обломова погубила привычка получать желаемое без труда, и он стал более зависим от Захара, чем сам слуга от него, хозяина. У Штольца Обломов просит помощи даже в мелких делах, потому что ничего не может решить самостоятельно. У Обломова изначально было все, чего не было у Штольца, поэтому ему не нужно трудиться, добывая положение в обществе. В этом герое, по мнению Добролюбова, отражен распад крепостничества.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...