Илья Ильич Обломов в романе “Обломов”: материалы для сочинения (цитаты). Роман «Обломов» Гончарова: анализ, характеристика героев, эпизоды и цитаты Обломов имеет дворянское происхождение

Роман «Обломов», написанный Иваном Александровичем Гончаровым, вышел в свет в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это лучшее произведение автора, и даже сейчас оно пользуется успехом среди читателей. Иван Александрович в «Обломове» изобразил традиционный тип русского человека, воплощением которого в произведении стал Илья Ильич.
Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает образ Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытания и дружбой, и любовью, и, тем не менее, обречен ли он на исчезновение?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем его жизнь. Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице, но в течение романа узнаем о нем все больше и больше, и поэтому можем представить себе довольно внятную картину, его прошлой жизни. Детство Ильи Ильича прошло в родовом имении – Обломовке. Илюша был резвым мальчиком. Он, как и все дети, хотел движения, новых впечатлений, но родители его всячески оберегали от лишних переживаний, ничем не обременяли, но запрещали проявлять какую-либо свободу.
Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему. Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах! подержите, остановите! упадет, расшибется! Стой, стой…»
Не зря Добролюбов пишет: «Он с малых лет видит, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение. Поэтому он себя над работой убивать не станет, что бы ему ни толковали о необходимости и святости труда. И вот у него уже первое понятие – что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться за работою…» Действительно, все решения в доме принимались без его участия, а судьба Ильи решалась за его спиной, поэтому он не имел представления о взрослой жизни, в которую попал совсем неподготовленный.
Итак, приехав в город, Илья Ильич пытался найти род занятий себе по душе. Пробовал писать, служить чиновником, но все это показалось ему пустым, не имеющим смысла, потому что там нужно было заниматься делом, чего он в силу своего воспитания не любил, тем более смысла этих занятий Обломов не знал да и понять не стремился, потому и посчитал, что это не жизнь, ведь она не соответствует его идеалам, которые заключаются в мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еде и безмятежном сне. Как раз такой образ жизни и ведет Обломов в начале романа. Он не уделял много внимания своему внешнему виду: на нем был халат, имевший особое значение для Ильи Ильича. Это была одежда, которую он считал лучшей для себя: халат “мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Мне кажется, халат – ключевая деталь в портрете Обломова, так как он символизирует образ жизни этого человека, в какой-то мере открывает нам его характер: ленивый, спокойный, задумчивый. Илья Ильич – домосед. Нет в Обломове ни деспотичности, свойственной владельцам крепостных, ни скупости, ни каких-либо резко отрицательных качеств. Это добрый ленивец, склонный к мечтаниям.
Многое о характере главного героя говорят нам его портрет и интерьер комнаты. Обломов - человек лет тридцати двух-трех, “среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”, что говорит об отсутствии цели в жизни. На первый взгляд казалось, что комната его прекрасно убрана, но, приглядевшись, замечаешь слой пыли на всех вещах, недочитанные книги, остатки трапез, что говорит о том, что человек, живущий здесь, пытается создать видимость приличий того времени, но ни одного дела не доводит до конца.
Таким было впечатление об Илье Ильиче только на начало романа, ведь, встретив Ольгу, он сильно преобразился, бывший Обломов остался лишь в воспоминаниях, а новый стал много читать, писать, работать, ставить перед собой цели и стремиться к ним. Он, словно, пробудился от долгой спячки и начал наверстывать упущенное. Вот что с человеком делает любовь! Тем более Ольга все время побуждала Илью к действию. Наконец-то, полнокровная жизнь заиграла в нем.
Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. “Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!” Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить его отказаться от мирной, покойной, беззаботной жизни. Илья Ильич переехал на Выборгскую строну, которую можно назвать «новой Обломовкой», ведь там он вернулся к своему прежнему складу жизни. Вдова Пшеницына – как раз тот идеал жены, который представлялся Обломову во время мечтаний, она не заставляет его что-либо делать, ничего не требует. А Илья Ильич от такой жизни вновь начинает деградировать. Но, я считаю, нельзя во всем винить его. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - восклицает Ольга при прощании. “Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал он.
Сам Обломов прекрасно осознавал, что жизнь, которую он ведет, не принесет ничего будущим поколениям, но не существовало такой двигательной жизненной силы, которая могла бы вывести его из состояния апатии ко всему окружающему. Илья Ильич “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища”.
Обломов добр и гостеприимен: его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.
А любовь к Ольге выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”.
Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Причины для возникновения подобных качеств могут быть разными. Некоторые люди считают, что вся их жизнь - сплошная череда неудач и разочарований, поэтому и не стремятся изменить ее к лучшему. Другие боятся трудностей, поэтому стараются по возможности себя от них ограждать. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, узнавать ее жестокие стороны, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека.
Если же человек решает оградить себя от всех возможных и невозможных трудностей, тогда его жизнь постепенно превращается в нечто совершенно чудовищное. Именно это и произошло с Обломовым. Нежелание жить по существующим законам жизни приводит к постепенной, но очень быстрой деградации. Сначала человек думает, будто все еще можно изменить, что пройдет совсем немного времени и он “воскреснет”, сбросит с себя лень и уныние, как старое платье, и возьмется за дела, которые его давно ждут. Но время идет, силы истощаются. А человек все также остается на прежнем месте.


Роман «Обломов», написанный Иваном Александровичем Гончаровым, вышел в свет в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это лучшее произведение автора, и даже сейчас оно пользуется успехом среди читателей. Иван Александрович в «Обломове» изобразил традиционный тип русского человека, воплощением которого в произведении стал Илья Ильич.

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает образ Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытания и дружбой, и любовью, и, тем не менее, обречен ли он на исчезновение?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем его жизнь. Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице, но в течение романа узнаем о нем все больше и больше, и поэтому можем представить себе довольно внятную картину, его прошлой жизни. Детство Ильи Ильича прошло в родовом имении – Обломовке. Илюша был резвым мальчиком. Он, как и все дети, хотел движения, новых впечатлений, но родители его всячески оберегали от лишних переживаний, ничем не обременяли, но запрещали проявлять какую-либо свободу.

Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему. Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах! подержите, остановите! упадет, расшибется! Стой, стой…»

Не зря Добролюбов пишет: «Он с малых лет видит, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение. Поэтому он себя над работой убивать не станет, что бы ему ни толковали о необходимости и святости труда. И вот у него уже первое понятие – что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться за работою…» Действительно, все решения в доме принимались без его участия, а судьба Ильи решалась за его спиной, поэтому он не имел представления о взрослой жизни, в которую попал совсем неподготовленный.

Итак, приехав в город, Илья Ильич пытался найти род занятий себе по душе. Пробовал писать, служить чиновником, но все это показалось ему пустым, не имеющим смысла, потому что там нужно было заниматься делом, чего он в силу своего воспитания не любил, тем более смысла этих занятий Обломов не знал да и понять не стремился, потому и посчитал, что это не жизнь, ведь она не соответствует его идеалам, которые заключаются в мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еде и безмятежном сне. Как раз такой образ жизни и ведет Обломов в начале романа. Он не уделял много внимания своему внешнему виду: на нем был халат, имевший особое значение для Ильи Ильича. Это была одежда, которую он считал лучшей для себя: халат “мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Мне кажется, халат – ключевая деталь в портрете Обломова, так как он символизирует образ жизни этого человека, в какой-то мере открывает нам его характер: ленивый, спокойный, задумчивый. Илья Ильич – домосед. Нет в Обломове ни деспотичности, свойственной владельцам крепостных, ни скупости, ни каких-либо резко отрицательных качеств. Это добрый ленивец, склонный к мечтаниям.

Многое о характере главного героя говорят нам его портрет и интерьер комнаты. Обломов - человек лет тридцати двух-трех, “среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”, что говорит об отсутствии цели в жизни. На первый взгляд казалось, что комната его прекрасно убрана, но, приглядевшись, замечаешь слой пыли на всех вещах, недочитанные книги, остатки трапез, что говорит о том, что человек, живущий здесь, пытается создать видимость приличий того времени, но ни одного дела не доводит до конца.

Таким было впечатление об Илье Ильиче только на начало романа, ведь, встретив Ольгу, он сильно преобразился, бывший Обломов остался лишь в воспоминаниях, а новый стал много читать, писать, работать, ставить перед собой цели и стремиться к ним. Он, словно, пробудился от долгой спячки и начал наверстывать упущенное. Вот что с человеком делает любовь! Тем более Ольга все время побуждала Илью к действию. Наконец-то, полнокровная жизнь заиграла в нем.

Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. “Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!” Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить его отказаться от мирной, покойной, беззаботной жизни. Илья Ильич переехал на Выборгскую строну, которую можно назвать «новой Обломовкой», ведь там он вернулся к своему прежнему складу жизни. Вдова Пшеницына – как раз тот идеал жены, который представлялся Обломову во время мечтаний, она не заставляет его что-либо делать, ничего не требует. А Илья Ильич от такой жизни вновь начинает деградировать. Но, я считаю, нельзя во всем винить его. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - восклицает Ольга при прощании. “Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал он.

Сам Обломов прекрасно осознавал, что жизнь, которую он ведет, не принесет ничего будущим поколениям, но не существовало такой двигательной жизненной силы, которая могла бы вывести его из состояния апатии ко всему окружающему. Илья Ильич “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища”.

Обломов добр и гостеприимен: его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.

А любовь к Ольге выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”.

Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Причины для возникновения подобных качеств могут быть разными. Некоторые люди считают, что вся их жизнь - сплошная череда неудач и разочарований, поэтому и не стремятся изменить ее к лучшему. Другие боятся трудностей, поэтому стараются по возможности себя от них ограждать. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, узнавать ее жестокие стороны, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека.

Если же человек решает оградить себя от всех возможных и невозможных трудностей, тогда его жизнь постепенно превращается в нечто совершенно чудовищное. Именно это и произошло с Обломовым. Нежелание жить по существующим законам жизни приводит к постепенной, но очень быстрой деградации. Сначала человек думает, будто все еще можно изменить, что пройдет совсем немного времени и он “воскреснет”, сбросит с себя лень и уныние, как старое платье, и возьмется за дела, которые его давно ждут. Но время идет, силы истощаются. А человек все также остается на прежнем месте.

Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком. В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

1 ) Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение.
Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие.
У него было еще три комнаты. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
В комната, где лежал Илья Ильич, стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти видение неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.
Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

2) Внешний облик героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о внешности главного героя? “Среднего роста”, “приятной наружности”, “глаза темно-серые”, “цвет лица... безразличный”, “пухлые руки”, “обрюзг не по летам”. Кроме того, отмечается, что это был человек “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...” И какое же впечатление производил Обломов на людей? “Добряк, должно быть, простота!” - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же “поглубже, посимпатичнее”, говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова “отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой”.
3) Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: “...как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно.
В первых главах автор знакомит нас с посетителями Обломова, мы видим, что гостей у нашего героя бывает много. Волков забежал похвастать новым фраком и новой влюбленностью, он радовался тому и другому, а чему больше – сказать трудно, у него посещениями расписан весь день, среди посещений – приезд к Обломову. Судьбинский, бывший сослуживец, приезжает похвастать продвижением по службе (“у вице-губернатора обедаю”), скорой выгодной женитьбой. Пенкин просит поехать с ним на гулянье, т.к. ему надо написать статью о гулянье, “вместе наблюдать будем, чего бы не заметил я, вы бы сообщили мне”. Алексеев и Тарантьев – “два самые усердные посетителя Обломова” – ходили к нему “пить, есть, курить хорошие сигары”. Автор неслучайно описывает гостей Обломова во второй главе, сразу после того, как познакомил читателя с главным героем и его слугой. Он сравнивает героя с его знакомыми, и создается впечатление, что симпатии автора на стороне Ильи Обломова: он по своим человеческим качествам лучше гостей, он щедр, снисходителен, искренен. А то, что он не служит в государственном учреждении, И.А. Гончаров объясняет тем, что его герою не надо зарабатывать на хлеб насущный: “у него есть Захар и еще триста Захаров”
Поступки героя.
Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лежа.
Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал ее.
Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать.
“Прочту письмо, потом встану”.
“Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”.
Он повернулся на спину.
Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

4)Что можно сказать об отношении автора к своему герою? Какими приемами это раскрывается? Вот он утром просыпается, “ а ум еще не явился на помощь”. “Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен”. Автор подсмеивается над своим героем, используя прием иронии.
Обрюзгший, слишком толстый для своих лет, с отсутствием какой-либо определенной идеи в глазах, с маленькими руками, этот человек компенсировал, по мнению Гончарова, все эти малоприятные факты одним: он просто светился добротой. За это качество писатель способен простить ему многое.
В соответствии с этой задумкой и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность подать своего героя с той или иной стороны, в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.

5) характеристика этих героев строится по принципу антитезы, т.к. каждая историческая эпоха рождает "новых дюдей" и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое. Рассмотрим типологизацию подробнее, Обломов: "Мысль вольной птицей гуляла по его лицу"
Штольц: "Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа"
Обломов: "Человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами", "обрюзг не по летам"
Штольц: "Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь", "худощав"
Обломов: "переходил из объятий в объятия родных, друзей", "патриархальное воспитание"
Штольц: "получил от отца трудовое, практическое воспитание"
Обломов: "лежание у Ильи Ильича было его нормальным занятием"
Штольц: "он беспрестанно в движении"
Обломов: "учился по необходимости"
Штольц: "учился отлично"

Антиподом Обломова в романе является Штольц. Он изображен Гончаровым как своего рода “новый человек”. Это делец, чуждый и дворянской лени, и служебного карьеризма, отличающийся такой активностью и таким уровнем культуры, которые не были свойственны тогда русскому купечеству. Не зная, видимо, где найти такого человека среди русских деловых людей, Гончаров сделал Штольца отпрыском полунемецкой семьи, получившим, однако, воспитание у своей русской матери-дворянки и в столичном университете. По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Характер Обломова не исчерпывается одной апатией. Илья Ильич пытается “философствовать”. Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного чиновничье-дворянского общества. Он осуждает его за отсутствие серьезных интересов, за стремление к карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое показной любезностью. В этом отношении я согласна с Обломовым, впрочем, как и автор романа.
Обломов - романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. Штольц же - враг “всякой мечты”, всего “загадочного и таинственного”. Но под “мечтою” он разумеет не только розовую романтику, но и всякий идеализм. “То, что не подвергается анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или иное отражение лучей и красок на сетке органа зрения, или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта”,- так разъясняет автор убеждения Штольца.
Гончаров вводит своих главных героев в любовный конфликт, чтобы самой жизнью испытать, чего стоит каждый из них. Поэтому героиня “ Обломова” должна была явиться незаурядной личностью. В Ольге Ильинской нет ни барских причуд, ни светского кокетства, ничего манерного, сделанного с умыслом для успеха в жизни. Она отличается “красотой и естественной свободой взгляда, слова, поступка”. В любовных отношениях с такой женщиной оба главных героя Гончарова, Обломов и Штольц, каждый по-своему, терпят поражение. И это обнаруживает несостоятельность авторских иллюзий в оценке каждого из них. “Золотое”, “честное и верное” сердце Обломова оказывается под сомнением, как и его порядочность, впрочем, этот человек с “глубоким, как колодезь, сердцем” позорно лукавит перед девушкой, ссылаясь на то, что он ее “предупреждал” о своем характере. Ольга понимает, что Обломов “уже давно умер”.
Штольц вновь появляется в романе, чтобы встать на место Ильи Ильича. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя, потому что интересоваться всем - значит ничем не интересоваться всерьез, углубленно, систематически, значит все брать из чужих рук, узнавать с чужих слов. Штольца едва-едва хватало поспевать за томительной торопливостью мысли и воли Ольги. Повествование о жизни с Ольгой Ильинской, которое должно было стать хвалой Штольцу, оказалось, вопреки воле автора, средством разоблачения этого “положительного” героя. В конце романа Штольц представляется мне самоуверенным резонером, и только. Я не верю этому герою, не сумевшему дать счастья любимой женщине, спасти друга. Лишь тенденциозность Гончарова спасает Штольца от полного краха.
Помимо своего желания, автор сумел показать, что вырождается не только старое русское барство, но и добропорядочные предприниматели исторически не могут стать преемниками старого барства, так как они ограниченны, слабы и не способны взять на себя разрешение коренных вопросов национальной жизни.
Вот и получается, что ни Обломов, ни Штольц не могут вызвать симпатию, каждый по-своему.

6) На протяжении всего произведения, нас сопровождает описание природы. Начинается повествование об
идиаллицистическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых
интересных моментов этой части романа. Здесь автор описывает природу обломовского края. Гончаров
описывает нам её безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья.
Нам хорошо видна природа, когда Обломов гуляет с Ольгой в саду.
-А вот ландыши! Постойте я нарву,-говорил он, нагибаясь к траве, - те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше.

    Вроде Обломов – постоянно лежащий на диване, говорит о цветах, и природе, хотя и редко бывает на улице.
Однако, что интересно, по замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что пейзаж во
многом отражает его взгляд на природу. На протяжении романа мы видим, что Гончарову чужды
лермонтовские описания грозных стихий. В его идиаллицистическом месте «нет дремучих лесов – нет ничего
грандиозного, дикого и угрюмого».
Зато в «мирном уголке», обрисованном им для Обломова, даже «небо… как родительская надежная кровля».
и т.д.................

Жизнь всегда преподносит людям неприятные сюрпризы, порой в виде жизненных ситуаций, порой виде сложностей выбора пути своего следования. Плыть по течению или против, порой становится предопределяющим событием всей жизни.

Детство и семья Ильи Ильича Обломова

Детские годы всегда оставляют значительный след на процессе формирования и развития личности. Маленький ребенок подражает поведению своих родителей, перенимает их модель восприятия мира и его сложностей. Родители Обломова были потомственными аристократами. Отец его Илья Иванович был человеком хорошим, но очень ленивым. Он не стремился улучшить жалкое положение своей обедневшей семьи, хотя, если бы он преодолел свою лень, то это было бы возможно.

Жена его, мать Ильи Ильича была под стать своему мужу, поэтому сонная и размеренная жизнь была обычным явлением. Естественно, что родители не поощряли активности своего единственного ребенка – вялый и апатичный Илья их вполне устраивал.

Воспитание и образование Ильи Ильича

Воспитанием Ильи Ильича в основном занимались его родители. Особого усердия в этом плане они не придерживались. Родители во всем опекали своего сына, часто жалели его и старались лишить его жизнь всяческих забот и активности, поэтому в результате Илья Ильич вырос несамостоятельным, ему сложно организовать себя, приспособиться и реализовать себя в обществе.

Предлагаем проследить за в романе Ивана Гончарова “Обломов”

Будучи ребенком, Илья время от времени пренебрегал желанием родителей – он мог без их ведома уйти играть с деревенскими мальчишками. Такое поведение не поощрялось родителями, но это не огорчало любознательного мальчика. Со временем Илья Ильич втянулся в жизнь родителей и отказался от своей любознательности в пользу Обломовщины.

У родителей Обломова сложилось скептическое отношение к образованию, но все же они осознавали степень его необходимости, поэтому отдали своего сына на обучение в пансион к Штольцу, когда сыну исполнилось тринадцать. Об этом периоде жизни у Ильи Ильича остались крайне негативные воспоминания – жизнь в пансионе была далека от родной Обломовщины, такие перемены Илья Ильич переносил с трудом, со слезами и капризами. Родители, старались всячески минимизировать стресс ребенка, поэтому часто Илья оставался дома, вместо того, чтобы отправиться на занятия. В пансионе Обломов не отличался трудолюбием, часть заданий вместо него выполнял сын директора пансиона – Андрей, с которым Обломов был очень дружен.

Предлагаем ознакомиться с в одноименном романе И. Гончарова.

В 15 лет Илья Ильич покидает стены пансиона. На этом его образование не закончилось – за пансионом последовал институт. О точной профессии Обломова неизвестно, Гончаров не детализирует этот период. Известно, что в числе изучаемых предметов были юриспруденция и математика. Несмотря ни на что качество знаний Обломова не улучшилось – учебное заведение он закончил «кое-как».

Гражданская служба

В возрасте двадцати лет Илья Ильич приступает к гражданской службе. Работа его не была такой уж сложной – составление записок, выдача справок – все это было посильным занятием даже для такого ленивого человека, как Илья Ильич, но со службой дело не заладилось. Первое, что категорически не понравилось Илье Ильичу – это каждодневность его службы – хотелось ему или нет, но он должен был отправляться на службу. Вторая причина заключалась в наличии начальника. На самом деле Обломову очень повезло с начальником – им оказался добрый, спокойный человек. Но, несмотря ни на что, Илья Ильич до ужаса боялся своего начальника и поэтому работа стала для него настоящим испытанием.

Однажды Илья Ильич допустил ошибку – он отправил документы не по тому адресу. В результате бумаги пошли не в Астрахань, а в Архангельск. Когда это было обнаружено, Обломовым овладел невероятный ужас.

Страх его перед наказанием был настолько велик, что он взял сначала больничный, а затем и вовсе подал в отставку. Таким образом, он пробыл на службе 2 года и вышел в отставку в должности коллежского секретаря.

Внешность Обломова

Гончаров не пускается в детализацию внешности своего героя до момента развития основных событий романа.
Основной массив событий приходится на возраст героя 32-33 года. С момента приезда в город прошло 12 лет, другими словами вот уже 10 лет как Обломов бросил какую-либо службу. Чем же занимался Илья Ильич все это время? Ничем! Он наслаждается абсолютным бездельем и все дни напролет пролеживает на диване.

Конечно, такой пассивный способ жизни сказался на внешнем виде персонажа. Обломов располнел, лицо его обрюзгло, хотя все еще сохраняло привлекательные черты, дополняет этот образ выразительные глаза серого цвета.

Свою полноту Обломов воспринимает как Божий дар – он считает, что его полнота предопределена Богом и его способ жизни и гастрономические привычки не имеют никакого отношения к ним.

Лицо его не имеет никакого цвета, кажется, что он бесцветный. Так как Илье Ильичу не нужно куда-либо выходить (он даже не ходит в гости), то потребности в покупке и содержании костюма нет. Такого же отношения заслуживает и домашняя одежда Обломова.

Его любимый домашний халат уже давно потерял цвет, он неоднократно поддавался ремонту и выглядит не самым лучшим образом.

Обломова не волнует его неопрятный вид – такое отношение к гардеробу и внешности в целом было характерно для его родителей.

Цель жизни

Человек так или иначе следует определенной цели в жизни. Порой это небольшие, промежуточные ориентиры, порой – дело всей жизни. В ситуации с Обломовым, на первый взгляд, кажется, что дело обстоит наоборот – у него полное отсутствие цели жизни, но это не так – его цель заключается в размеренной жизни, он считает, что только таким образом можно почувствовать её вкус.


Илья Ильич старается полностью соответствовать этой своей цели. Он искренне недоумевает, как его знакомые могут стремиться получить повышение, работать допоздна, а порой еще и писать статьи ночью. Ему кажется, что это все убивает человека. Когда же жить? Задается он вопросом.

Илья Обломов и Андрей Штольц

Исходя из позиции Ильи Ильича, сложно представить, что у такого апатичного человека могут быть настоящие друзья, но оказывается это не так.

Таким настоящим и бескорыстным другом Обломова является Андрей Штольц.

Молодых людей связывают воспоминания о годах, проведенных в пансионе, где они сдружились. Кроме того, их роднят и некоторые черты характера. Так, например, они обладают добрым нравом, чистосердечные, честные и искренние.

И Штольц, и Обломов любят искусство, в частности музыку и пение. Их общение не прервалось после окончания пансиона.

Время от времени Андрей наносит визиты Обломову. Он врывается в его жизнь подобно урагану, сметая на своем пути излюбленную Обломовщину друга.

Во время очередного визита Штольц озадаченно наблюдает, как бесцельно проводит дни его друг и решается кардинально реформировать его жизнь. Конечно, такое положение вещей не нравится Илье Ильичу – его диванный способ жизни ему очень импонировал, но отказать Штольцу он не может – Андрей обладает уникальной степенью влияния на Обломова.

Обломов появляется в общественных местах и со временем замечает, что такой способ жизни имеет свои прелести

Обломов и Ольга Ильинская

Одним из поводов изменить свое отношение стала влюбленность в Ольгу Ильинскую. Привлекательная и обходительная девушка привлекла внимание Обломова и стала предметом до сих пор не ведомого чувства.


Именно из-за своей влюбленности Обломов отказывается от поездки за границу – его роман набирает обороты и пленяет Илью Ильича с большей силой.

В скором времени последовало и признание в любви, а затем и предложение руки и сердца, но, нерешительному Обломову, не переносящему любые, даже самые незначительные изменения, довести дело до конца не удалось – любовный пыл его неутомимо угасает, ведь роль мужа для него слишком кардинальное изменение. В результате возлюбленные расстаются.

Влюбленность в Агафью Пшеницыну

Разрыв отношений не прошел мимо впечатлительного Обломова, но долго убиваться он не стал. Вскоре, как-то незаметно для себя, он вновь влюбляется. На сей раз предметом его очарования стала Агафья Пшеницына – хозяйка снимаемого Обломовым дома. Пшеницына не была знатной дамой, поэтому ей было не известен общепринятый в аристократических кругах этикет, да и требования у нее к Обломову крайне прозаичны. Агафья была польщена вниманием к своей персоне такого знатного человека, а остальное мало интересовало эту глупую и необразованную женщину.

Благодаря Штольцу, Обломову не нужно было думать о своем финансовом положении – Андрею удалось навести порядок в родовом поместье и доходы Ильи Ильича значительно возросли. Это создало еще одну причину для беззаботности и беспечности. Обломов не может жениться на Агафье – это будет непростительно для аристократа, но жить с Пшеницыной как с женой вполне может себе позволить. У них рождается сын. Мальчика назвали Андреем, в честь Штольца. После смерти Ильи Ильича маленького Андрея Штольц забирает к себе на воспитание.

Отношение к слугам

Жизнь аристократа неотъемлемо связана с взаимоотношениями с прислуживающими ему людьми. У Обломова также есть крепостные. Большинство их них находятся в Обломовке, но не все. Слуга Захар в свое время покинул Обломовку и последовал за своим хозяином. Такой выбор слуги для Ильи Ильича бал предопределен. Дело в том, что Захар был закреплен за Обломовым еще во времена детства Ильи. Обломов помнит его еще активным молодым человеком. Фактически вся жизнь Обломова неразрывно связана с Захаром.

Время состарило слугу, сделало его похожим на своего хозяина. Жизнь в Обломовке не отличалась живостью и активностью, дальнейшая жизнь только усугубила это положение вещей и превратила Захара в апатичного и ленивого слугу. Захар может смело огрызаться в адрес своего хозяина – он прекрасно осознает, что любые замечания в его адрес – это временное явление, не пройдет и пару часов, как Обломов все простит и забудет. Дело заключается не только в добросердечности Ильи Ильича, но и в его безразличии к атрибутам жизни – Обломов комфортно себя чувствует в пыльном, плохо убранном помещении. Его мало волнует качество его обеда или ужина. Поэтому порой возникающие сетования становятся мимолетным явлением, на которое можно не обращать внимание.

Илья Ильич не относится предвзято к своим слугам, он добр и снисходителен к ним.

Особенности ведения хозяйства

Как единственный наследник Обломовых после смерти своих родителей он должен был перенять бразды правления родовым поместьем. Во владении Обломова было приличное поместье душ в 300. При налаженной системе работы поместье приносило бы значительный доход и обеспечило бы безбедное существование. Однако Обломов, при всей видимой заинтересованности в улучшении дел, не спешит реформировать Обломовку. Причина такого отношения крайне проста – Илье Ильичу лень вникать в суть дела и поддерживать установленный порядок, а дорога в Обломовку для него совсем непосильная задача.

Илья Ильич то и дело пытается переложить это занятие на плечи других людей. Как правило, наемные работники удачно пользуются доверием и равнодушием Обломова и работают не на обогащение Ильи Ильича, а на обогащение своего кармана.

После открытия скрытых махинаций Обломов доверяет дела в поместье Штольцу, который так же и продолжает заниматься Обломовкой и после смерти друга, во благо его сына.

Таким образом, главный персонаж одноименного романа Гончарова не лишен положительных качеств характера. У него определенно был потенциал для развития своих талантов и способностей, но Илья Ильич не использовал его. Результатом его жизни стало бесцельно проведенное время, лишенное каки-либо прогрессивных стремлений.

Образ Ильи Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера

5 (100%) 1 vote
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...