Филимоновская игрушка материал. Особенности филимоновской игрушки

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки.

Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню - Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины - глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна - гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета - желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

16. Основные герои - барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка - это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

17. А это все стадии изготовления

Богайцева Софья

В данном проекте прослеживается история филимоновской игрушки от её возникновения и до сегодняшних дней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОЕКТ по Искусству « Древние образы в произведениях народного искусства. Связь времен». ЖЕМЧУЖИНА НАРОДНОГО ИСКУССТВА. ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА. Выполнила ученица 6 класса МКОУ «СОШ №15» Богайцева Софья Руководитель: Л.А.Сизоненко

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон. Н. Денисов

Из истории Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

Старый Одоев

Из истории Есть в Одоевском районе Тульской области деревня Филимоново. По одной из легенд названа она так по имени деда Филимона, беглого каторжника, основавшего поселение. Рассказывают, что дедушка был гончаром «от бога», делал прекрасную посуду и не гнушался лепить свистульки и незатейливые игрушки из глины.

Из истории Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки, да и странным он показался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил. Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Из истории Официально же считается, что игрушечный промысел зародился в середине 19 века. Те места богаты особой глиной, « синикой ». Достаточно жирная, пластичная, она идеально подходила для гончарных целей.

ИСТОКИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Занимались этим традиционно мужчины-гончары. Но у них были жены и дети, а также оставалась глина, которую жадный до творчества народный ум тут же приспособил для детской забавы. Так произошло разделение труда – мужчины занимались серьезным гончарным промыслом, а изготовление игрушек, которые быстро нашли спрос и популярность в округе, отдали в женские руки. Внучки и дочки мастериц привлекались к этому интересному труду с семилетнего возраста. Девочек, которых любя называли «свистульками», учили лепить фигурки из жирной пластичной « синики ». При высыхании такая глина наиболее подвержена растрескиванию, и ее требуется разглаживать, разравнивать руками в процессе подсушивания. Отсюда «технологично» возникают вытянутые длинные, несколько непропорциональные силуэты традиционных филимоновских народных игрушек. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая удивительно изящную форму. После обжига, изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Игрушки, сделанные девочками, продавались на ярмарке, а на вырученные деньги приобреталось приданое. Так что, хорошая «свистулька» помогала стать еще и богатой невестой.

Облик всех этих барынь, мужиков с гусями, да и самих коней, оленей, уток и прочей живности достаточно примитивен, скуп на детали и близок к древним примитивным фигуркам, которые использовались более для культовых целей, чем для развлечения детей.

Роспись игрушки, символы. Заострить внимание стоит на росписи. Она немногоцветна. Для раскраски филимоновской игрушки используются малиновый, желтый и зеленый оттенки. Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕ Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.

Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки ­ это птицы. Петушки ­ излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. Птицы - знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – Земли и обязательные спутники женских изображений.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В экспозиции Одоевского музея Тульской области представлены, как филимоновские игрушки, так и образцы из других регионах России и даже из-за рубежа. В музее есть редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода. Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины, и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. Здесь можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц. Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.

Народная игрушка - явление в русской культуре очень значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою родную деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. В наше время промысел испытывает очередную волну интереса. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Чернятинская средняя общеобразовательная школа №15»

Ефремовского района

Тульской области

«Наше культурное наследие – национальное достояние России».

Проект (творческий)

Жемчужина народного искусства.

Филимоновская игрушка.

Выполнила: Богайцева Софья 6класс

Руководитель: Сизоненко Людмила Анатольевна

Учитель ИЗО

Д.Чернятино 2015

  1. Введение
  • Актуальность выбранной темы
  • Проблема (идея)
  • Цель проекта
  • Задачи, поставленные для реализации проекта
  • Вид проекта
  1. Этапы проекта и ожидаемые результаты
  • I этап –подготовительный
  • II этап – исследовательский
  • III этап – практический
  • IV этап – итоговый
  1. Выводы
  2. Приложение

Актуальность проекта:

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы я хотела узнать об этом? Чему бы хотела научиться? Выполняя проект, я поставила перед собой задачу не только ответить на все вопросы, но и узнать много полезного и интересного.

Проблема проекта

Что же такое филимоновская игрушка? Сувенир? Детская игрушка? Магический предмет? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить в сувенирных магазинах, увидеть на фотографиях, в журналах, в музеях народного творчества. Филимоновская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки.

Цель проекта:

  1. Познакомиться с народным промыслом «Филимоновская игрушка» (возникновение народного промысла в Филимоново, основные сюжеты игрушки, что главное в игрушке, почему такая форма, история промысла, современная жизнь игрушки).
  2. Научиться выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.


Задачи проекта:

  1. Изучить истоки филимоновской игрушки.
  2. Выявить разнообразие росписи, символов, цветовую гамму.
  3. Развивать художественный вкус, умение видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.
  4. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

Вид проекта:

Творческий.

Формы работы:
1. Подбор литературы о народном промысле "Филимоновская игрушка", иллюстраций.

2. Рассматривание иллюстраций изделий мастеров филимоновской игрушки.
3. Чтение стихотворений о филимоновских игрушках.
4. Роспись игрушки.

Этапы проекта

I этап –подготовительный

Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия.

Создание презентации «Филимоновская игрушка».

II этап –исследовательский

Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

Изучить историю филимоновской игрушки, проследить её развитие.

Изучить узоры при росписи игрушки.

III этап – практический

Применить знания об узорах при росписи игрушки.

Нарисовать эскизы игрушек.

IV этап – итоговый

Обобщение результатов работы.

Ожидаемые результаты:

Овладеть знаниями и умениями по теме проекта.

Уметь выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов.

Уметь использовать при росписи игрушки знания об узорах.

Уметь последовательно вести работу.

Воспитание художественного вкуса, трудолюбия.

Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками, может принести радость и быть полезной.

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым.

Народная игрушка - явление в русской культуре очень значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская игрушка, прославившая свою родную деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и сохраняется. Мне кажется игрушка нужна, она несет радость.

Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным.

Были прочитаны стихи об игрушке, изучена история игрушки, техника росписи.

Считаю, что проект достиг цели.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М.: Искусство, 1975.
  2. П. И. Уткин, Н. С. Королева. Народные художественные промыслы. Москва: Высшая школа, 1992.
  3. Большой Энциклопедический словарь. Филимоновская игрушка.
  4. http://www.viktur.ru/regions/tula-region/filimonovo-3513-936.html
  5. http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/filimonovckaa_igru6ka.htm
  6. Фотографии с сайта: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
  7. http://www.filimonovo-museum.ru/toy/history.html
  8. http://www.71r.ru/novosti/kultura/921/
  9. Стихи с сайта:http://www.comgun.ru/repair/4883-filimonovskaya-igrushka.html

Приложение №1 Истоки филимоновской игрушки .
Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.
Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.
Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?
Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.
В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.
О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

Филимоновской игрушке более 700 лет.
Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.
Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.
В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.
Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.
Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.
Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

Приложение № 2 Технология изготовления игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная и сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне того большого оврага, что разделяет две деревни, строили из кирпича печи, в которые плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Закрывали все сверху черепицей, обкладывали березовыми дровами и поджигали. По рассказам очевидцев, обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая добела раскаленные горшки и игрушки.

Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием - итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые мужики, бабы, ребятишки. Все ожидали чуда - появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенными взорами в виде игрушечных коней, медведей, всадников, во время обжига поменявших свой естественный серо-синий цвет на нежно-белый с розовым или желтоватым отливом. Игрушки открывались во всей своей первозданной красоте: великолепная длинная шея с маленькой головкой плавно переходит в упругое, крепкое туловище зверя с высокими ножками и вздернутой вверх укрупненной задней частью с коротким хвостиком-свистком.

Но почему все-таки столь длинная шея у филимоновских зверушек? Дело в особых свойствах местной глины, которую за свой цвет прозвали "синикой". Глина эта удивительно пластична и податлива. Быстрыми движениями игрушечница сминает, вытягивает, сглаживает формы будущей свистульки. То из короткого толстого куса прямо на большом пальце формует юбку-колокол для барыни, а затем и всю ее фигурку ловко лепит из оставшегося сверху материала. То так изгибает жгут, что получается туловище животного, из которого вырастают четыре ножки и длинная шея с маленькой приплюснутой головкой на конце, а в полом утолщении задка острой палочкой-"пичужкой" протыкает две дырочки для свистка. Затем во время первоначальной просушки мастерица то и дело подправляет, удлиняет просевший и подсохший материал. Фигурки становятся от этого еще более изящными и легкими с виду.

Но красота и оригинальность не только в особых качествах местной глины, пластичность которой мастерицы прекрасно используют. Народные художники не просто видят в игрушке какого-то конкретного зверя или птицу, но пытаются через свои творения выразить особое отношение ко всему на свете. И в этом - глубокие традиции крестьянского искусства. Своим фантастическим обликом свистульки деревни Филимоново дают людям возможность увидеть повседневную жизнь в другом - праздничном и сказочном виде.

Приложение № 3 Роспись филимоновской игрушки и символы.

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. До сих пор игрушечницы пользуются для росписи куриными и утиными перышками, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно",- говорят женщины. Поначалу краску разводили "на полном яйце", и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон - краски стали более прочными, но и яркими, даже несколько пронзительно-ядовитыми.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным;
затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира

Приложение №4 Стихи о филимоновской игрушке.

Филимоновской игрушке

Ты родилась на свет давно,
никто не знает точно,
но дорога ты всё равно
и память держит прочно.

Быть может, старый Филимон,
идя сквозь лес широкий,
решил построить себе дом,
где был овраг глубокий.

Деревни строили тогда
в местечках неудобных
и где скрывались иногда
от войн междоусобных.

И вот построил он свой дом,
решил сложить и печку.
Пошёл в овраг, где видел он
ручей, бегущий в речку.

На берегу ручья нашёл
он то, что нужно было.
Нашёл он глину и пошёл
кусочек мня, как мыло.

И вдруг из этого куска,
что мял он неумело,
вдруг появилась голова,
потом рука и тело.

А рядом внук его бежал,
и он просил уж деда:
" Дед, я свирель свою сломал,
ты можешь что-то сделать?"

И дед ни слова не сказав,
проделал в глине дырку,
потом другую, послюнявив,
глядя на ту поделку.

И вот бежит, свистит внучок,
в что дед из глины сделал,
почти, как маленький сверчок,
что ночью дома бегал.

И получилась у него
забавнейшая штука:
"Хоть не свирель, а всё ж свистит",-
порадовал он внука.

И вот ту синюю "свирель",
что дед случайно сделал,
забрал с собою внук в постель,
к печи, что дед приделал.

А утром бабушка взяла
игрушку внука смело
и в печку жаркую клала,
чтоб крепче её сделать.

Тогда ведь делали горшки
и обжигали в печке,
чтоб были прочными они,
варить уху из речки.

Когда же внук свирель искал,
проснувшись лишь к обеду,
игрушку жаркую достал
и подал её деду.

Игрушка белая была,
и синь её пропала,
и стала крепкою она,
заливисто свистала.

Вот так игрушка и пошла
по всей Руси Великой,
и филимоновской она
явилась многоликой.

А ведь свистком пугали зло,
что век жило на свете,
не потому ль сейчас темно
в душе от злости этой?!

Давайте вместе посвистим,
назло всем тёмным силам,
и будет солнце на Руси,
а человек - счастливым!!!

Приложение № 5 Связь времен

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло. Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

Денисов
Николай Васильевич

Дербенева
Анна Иосифовна

Зайцева
Анна Гавриловна

Евдокимова
Елена Кузьминична

Лукьянова
Евдокия Ильинична

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.
В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве - поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.
Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. «А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаиди. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает».

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.
С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.
Музей «Филимоновская игрушка» - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке.
Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.
В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.
Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве -
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты - от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья -
Колокольной Руси перезвон.

Н.Денисов

Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни - потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX - XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона - беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки - женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах - френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.

Но самым настоящим шедевром стала композиция «Любота».

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края - Туле, где с упоением и радостью трудятся Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.. К сожалению, в 2015 году ушли из жизни Марченкова М.Н. и Першин В.Б., оставившие заметный след в истории промысла. Но жизнь продолжается и промысел продолжает развиваться. Молодые мастера Орлова М.С. (жена Орлова Р.В.) и их дети, и Кехаиди Платон (сын Кехаиди К.Н. и Кехаиди Е.И.) перенимают секреты мастерства от родителей и бабушек. Постоянно экспериментируют и работают над формированием своего собственного авторского стиля. Надеемся, что и талантливые ученики Одоевской школы искусств со временем тоже найдут свое место в промысле.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области.

Филимоновская игрушка

Филимо́новская игру́шка - русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 -х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Возникновение

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Особенности производства

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Особенности филимоновской игрушки

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Роспись игрушек

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент .
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова , А. О. Дербенева , А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Литература

  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М .: Искусство, 1975.
  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М .: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. - М .: Просвещение, 1979.

Ссылки

  • Сайт народных мастеров филимоновской игрушку Кехаиди, Тульская область, пгт. Одоев, ул.Советская, д.32
  • Официальный сайт музея «Филимоновская игрушка», Тульская область, пгт. Одоев.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Филимоновская игрушка" в других словарях:

    Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки… … Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение… … Энциклопедический словарь

    Филимоновская топоним: Филимоновская деревня, Вельский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Холмогорский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Тарногский район, Вологодская область… … Википедия

    игрушка - и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. игрушечка 1) Вещь, служащая детям для игры. Игру/шка из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная игру/шка. Пластмассовая, резиновая игру/шка. Ды … Словарь многих выражений

    И; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Вещь, служащая детям для игры. И. из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная и. Пластмассовая, резиновая и. Дымковская, филимоновская, каргопольская и. Положить игрушку на место. Купить, беречь, сломать… … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Саратовская игрушка один из малых русских народных глиняных художественных… … Википедия

    - … Википедия

    Коник Мазыкская игрушка русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. «Топорщина», «болвашка», «тарарушка» … Википедия

    - … Википедия

Мастер-класс "Филимоновская игрушка"

Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старших и средних групп.
Назначение: использование для наглядного пособия и для художественного развития детей.

Цель: изготовление игрушки из глины.
Задачи:
– Научить работать с глиной, лепить из глины игрушки;
– Учить составлять простой узор по образцу, умению детей ориентироваться на плоскости;
– Формировать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки;
– Формировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству;
– Развивать мелкую моторику рук, образное мышление;
– Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
Материал:
- Глина (кембрийская);
- Индивидуальные доски для лепки;
- Баночки с водой;
- Стека;
- Салфетки бумажные;
- Грунт (акриловый-художественный);
- Кисти для рисования №1, №3;
- Гуашь(зеленого, желтого, красного цветов);
- Ватные палочки;
- Лак для волос.

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. Далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из неё разные фигурки: петушков, курочек, уточек, барышень, коней, козликов, солдат … Все эти игрушки забавные, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления вытянули. У барышень свистульки спрятаны в кувшин, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. В давние времена всей семьей всю зиму изготавливали игрушки, а весной выходили с ними на праздник «Свистуньи».
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. А когда игрушки остынут, их расписывают. Украшают игрушки чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, простыми ягодками, волнистыми линиями. Используют цвета: красный, зеленый, белый, желтый, иногда розовый. Филимоновские узоры означают разное, например: замкнутые полосы – доброе начало; треугольник или полуовал с полосками – солнце; в середине полоса, а по бокам полоски вверх или вниз – дерево.
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
Детям дошкольного возраста трудно слепить игрушку-свистульку, чтоб она внутри была полая, поэтому я для своих детей упростила филимоновскую игрушку. Сегодня я хочу познакомить вас как лепить из глины уточку и петушка.


Для работы потребуется.

Ход работы:


Чтобы глина была мягкая, на три дня заверните её в мокрую хлопчатобумажную ткань. Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска глины: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.


Катаем два шарика.


Пока работаем с большим шаром, маленький шар положим в мокрую тряпку, чтобы глина не сохла. Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.


Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.


Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.


Делаем гребень и бороду: из глины скатаем два шарика, для гребня немного больше.
Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.


Для скрепления деталей глину надо смачивать водой. Окунув палец в воду, затем коснитесь им до салфетки (чтобы не было много воды) и только потом до глины.
Так как детали мелкие, мне удобней прикреплять их стекой.


Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара (который у нас лежит в ткани) ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.


Вот что должно получиться.


Катаем из глины шнурок.


Смачиваем водой верхнюю часть подставки, ставим туловище петуха, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.


Выравниваем место шва влажным пальцем.


Лепить курочку, также как и петуха, только хвост не надо приплющивать.


Слепим для петушка другую подружку – уточку.
Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. Катаем шар, затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого.


Согнем колбаску, чтобы получилась дуга. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.


Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.

Игрушки из кембрийской глины не обязательно сушить в муфельной печи, поэтому при комнатной температуре игрушки высохнут за 3 дня.


Покрываем игрушки акриловым грунтом, сушим не менее двух часов.


Наносим гуашь разного цвета, чтобы разделить части тела.


Прорисовываем детали на голове и наносим полосы для будущей росписи.



Расписываем полосками разного цвета.


Рисуем снежинки и ватными палочками круги.


Рисуем зигзаги и волнистые линии.


Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

Петя, Петя, Петушок -
Золоченый гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...