Виниловые пластинки коллекционирование. Невероятные коллекции виниловых пластинок и их владельцы

Ноя 8, 2013

Коллекционирование винила - это увлекательное и… безумно финансово затратное занятие. Виниловые пластинки могут быть ужасно, баснословно, невероятно дорогими. Это, как правило, сверхценные экземпляры, находящиеся в редчайших коллекциях истинных и отчаянных собирателей.

Обладание таким винилом можно сравнить с владением дорогими картинами величайших мастеров живописи или с коллекционированием редких автомобилей лимитированных серий. Таких, по-настоящему, особенных экземпляров по всему миру совсем не много, что в свою очередь еще больше увеличивает их инвестиционную привлекательность. Но как, каким образом виниловая пластинка приобретает статус коллекционного, редкого винила? За счет чего? Об этом сегодня и пойдет речь. Давайте рассмотрим 7 основных аспектов , благодаря которым пластинка «обречена» стать коллекционной редкостью.

Самые важные аспекты для коллекционера виниловых пластинок:

  • год издания пластинки - обычно, чем старше винил, тем он ценнее;
  • лимитированность тиража - например, обладать редким винилом, тираж которого не превышал 500, 300 или 100 (!) экземпляров - однозначно почетно;
  • популярность и мировая востребованность исполнителя/группы/музыканта - никому не известные музыканты не пользуются успехом у собирателей пластинок;
  • состояние самой виниловой пластинки и ее конверта - редкий винил, к примеру, 68 года в великолепно сохранившейся упаковке, без царапин и сколов - настоящая коллекционная жемчужина;
  • лейбл компании-издателя - в этом вопросе есть свои приоритеты: винил таких лейблов, как Blue note, Columbia Records, Parlophon, Vertigo ценится очень высоко и по сей день;
  • изображение на виниловой пластинке (редкое фото или уникальная иллюстрация знаменитого мастера, художника) также влияет на ее высокую стоимость и уровень редкости такого винила в целом.

№1: Ограниченный тираж

Лимитированность тиража привлекает ценителей и коллекционеров не только уникальностью каждой «выжившей» копии, но и такими приятными бонусами, как вручную пронумерованные экземпляры, единичный выпуск серии специального picture-винила , оригинальный, неповторимый дизайн конверта или обложки в отличие от оформления традиционного тиража релиза, а также всяческие аксессуары.

Пример :

Группа Queen

Bohemian rhapsody/I’m in love with my car

Выпуск: 78 год

Стоимость: 5 000 ФУНТОВ

Жарким летом 78 года состоялось торжество в честь получения звукозаписывающим британским лейблом EMI почетной награды Queen’s Award to Industry for Export Achievement. На празднике вручались прелестные памятные сувениры - авторучки, наборы бокалов с логотипом фирмы, шарфики. Но самым ценным подарком был специально выпущенный, лимитированный ярко-синий винил легендарного сингла Queen. Таких ценных сувениров было ровно две сотни и ни экземпляром больше! Попав в руки людям, заинтересованным в коммерческой привлекательности этого издания, пластинка стала безумно редкой и сумасшедше дорогой. Еще бы 5000 фунтов (ее актуальная цена на сегодняшний день) - огромные деньги.

№2: Бутлег

Бутлеги в некоторых ситуациях и временных промежутках становились единственно возможным вариантом приобрести альбом любимого исполнителя или группы.

Такие виниловые издания создавались порой чуть ли не «на коленках» в атмосфере повышенной секретности. Знали о них лишь «избранные», а купить их можно было только, так сказать, по блату. И, несмотря на конспирацию и противозаконность сего деяния, шли они нарасхват! К примеру, концерт Джими Хендрикса в Лос-Анджелесе (70-го года) - именно такой вариант.

С течением времени и с развитием индустрии, легальные издательства стали доминировать над бутлегами, поэтому вся на тот момент еще создаваемая контрабанда стала являться лишь примитивным размещением неофициальных композиций, синглов, альбомов и ремиксов в глобальной паутине. А романтики бутлега и след простыл…

Пример:

I Feel Love (remix by Patrick Cowley)

Выпуск: 78 год

Стоимость: 650 долларов

Речь идет о ремиксе (конечно же, о неофициальном) исполнителя Patrick Cowley на Donna Summer. Несмотря на то, что винил, мягко говоря, не вызвал бурных аплодисментов продюсера Donna Summer, пластинка стала считаться редкой и востребованной в андеграундной тематике. Patrick Cowley лично нарезал свою композицию на виниловый диск, и сам (даже без посредников) вручал ее представителям различных радиостанций для распространения.

Меломаны и поклонники смогли купить издание лишь в 82 году (ранее в открытую продажу он так и не поступил) уже в несколько сокращенной версии, а на компакт-диске издание появилось только 10 лет назад. Сейчас одну из первых сохранившихся виниловых пластинок 78 года можно купить за 650 долларов.

№3: Личный автограф музыканта

Это один из самых естественных, почти «природных» способов сделать пластинку легендой и в разы увеличить ее цену. Ведь, спустя некоторое время, экземпляр с подписью автора релиза станет уже частью истории.

На данный момент продажа таких редких виниловых дисков весьма распространена. Главное при их покупке - это всегда проверять подлинность росписи знаменитости и требовать специальный сертификат, подтверждающий это на юридически согласованных основаниях.

Пример:

John Lennon & Yoko Ono

Выпуск: 80 год

Стоимость: 850 000 долларов

Самая, пожалуй, дорогая из всех существующих в мире пластинок с автографом музыканта - это одна из немногочисленных копий релиза Йоко Оно и Джона Леннона под названием Double Fantasy. Цена бьет все рекорды, господа - 850 000 долларов!

Она стала настоящим артефактом, несущим на себе часть истории трагического дня. Дело в том, что на ней есть подлинные отпечатки пальцев убийцы Леннона - Марка Чепмена. Ведь, как известно, за пять часов до собственноручного уничтожения легенды, Чепмен получил от музыканта автограф на новом альбоме. Это и была пластинка Double Fantasy.

В 99 году она ушла «с молотка» за 150 000 долларов, но спустя 11 лет ее снова выставили на аукцион, где начальная цена торгов представляла собой сумму, уже превышающую первоначальную стоимость в разы.

Во-первых, начинайте формировать свою персональную коллекцию с нового оригинального (не переизданного!) винила, востребованного на мировом рынке. А если вы располагаете достаточными финансами, то можно начать и с покупки старых оригинальных изданий. Такие пластинки есть как в специализированных магазинах, так и на интернет-аукционах.

Во-вторых , если вы любите (хотя бы изредка) путешествовать, то не ленитесь посетить несколько лавок или даже тематических барахолок с интересными вещами. Там часто можно найти ценный клад для своей виниловой коллекции по смешным ценам.

В-третьих , не забывайте, что с каждым годом инвестиционная значимость пластинки растет, поэтому обращайтесь с ней максимально аккуратно (в первую очередь - правильно храните и ухаживайте за ней). Многие коллекционеры никогда не прослушивают свои «сокровища», а лишь бережно хранят их на полочках в ожидании уместного момента для продажи, или просто для наслаждения чувством обладания редким экземпляром.

№4: Первопресс

First press - это настоящий клад для коллекционера. Мы, кстати, упоминали как-то в своей статье, посвященной современным виниловым пластинкам, о первопрессе и его особенностях .

Главное отличие первопресса от последующих копий - великолепное звучание, ни с чем несравнимая широта звуковой картины. Но и тут могут быть исключения из правил. Ведь случались ситуации, когда First press был издан по каким-либо причинам бракованным. Но во всех остальных моментах такие пластинки ценятся боле, чем просто высоко. При покупке первопресса коллекционер должен убедиться в его подлинности - проверить по базе данных истинный год выпуска издания и узнать его персональный цифро-буквенный код (такой обязательно должен быть).

Кстати, любой актуальный и оригинальный альбом на виниле, являясь первопрессом, со временем обретет статус коллекционной пластинки. Об этом не стоит забывать меломанам при покупке свеженького релиза любимой группы или исполнителя.

Пример:

Выпуск: 68 год

Стоимость: 19 201 фунт

Этот винил часто называют просто «белым альбомом Beatles». И в чем же редкость сего издания? В том, что на каждой обложке тиража есть персональная нумерация, созданная путем штамповки. Ну, первые четыре номера естественно достались самим музыкантам, а вот пятая пластинка тиража в 2008 году была продана на аукционе за 19 201 фунт!

№5: Уникальность конверта пластинки

Обложка, упаковка винила - это неотъемлемая и очень важная часть релиза. А уникальный дизайн конверта расценивается коллекционерами как произведение искусства. Особенно тогда, когда мастер - знаменитый художник.

Иллюстрированием виниловых дисков занимался Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Питер Блейк и многие другие легендарные творцы своей эпохи.

Пример:

The Velvet Underground

The Velvet Underground & Nico

Выпуск: 66 год

Стоимость: 25200 долларов

Этот релиз по праву считается одним из самых важных винилов в истории мировой рок-музыки. Причина тому - огромное влияние на развитие современной рок-тематики и рок-культуры.

Дизайн конверта разработал лично Энди Уорхол (будучи первым продюсером коллектива). На внешней стороне конверта нарисован банан ярко-желтого оттенка, а рядом с ним подпись рукой Уорхола - Peel slowly and see (аккуратно сними шкурку и посмотри). Под желтой шкуркой этого банана находится нежная, «розовая начинка» фрукта - этакий очищенный банан. Данную художественную концепцию можно воспринимать как символизм, как шутку, как гениальное оформление, как загадку - в общем, кому как нравится. Забавно и оригинально, особенно учитывая, что такая идея была разработана дизайнером в далеком 66 году.

№6: Ацетат

К нему относятся особые издания - диски, произведенные из алюминия с тончайшим напылением в виде специализированного ацетатного лака.

Можно воспринимать такие релизы как эксперимент в контексте поиска лучшего звучания. Но, так или иначе, эти релизы очень ценятся знатоками коллекционирования.

Пример:

Antonio Carlos Jobim/Frank Sinatra

Выпуск: 69 год

Стоимость: 9000 долларов

Это ацетат одного из самых популярных релизов Френка Синатры во 2-ой половине 60-х годов.

В 67 году Синатра записал пластинку совместно с ярчайшим представителем босановы - с Антонио Карлосом Жобимом. Сработались они великолепно. Поэтому, спустя пару лет, они твердо решили продолжить совместное творчество и записать новый альбом SinatraJobim. Альбом был протестирован на ацетате и издан. Но через некоторое время непроданные экземпляры были сняты магазинами с продажи без объяснения причин.

Но как раз из-за этой непонятной ситуации релиз и стал истинным сокровищем.

№7: Пластинки знаменитостей

Как и любые другие вещи, принадлежащие известным персонам и выдающимся личностям, виниловые пластинки также приобретают дополнительную значимость, а вместе с ней - и эксклюзивность, когда бывший владелец - звезда. И им для этого даже не нужно быть раритетом. Отпечаток славы известного человека - вот за счет чего вырастет цена таких релизов.

Например, у писателя Харуки Мураками огромная коллекция великолепных пластинок (порядка 50000 единиц), большую часть которой занимают раритетные джазовые альбомы легендарных музыкантов. Представляете, сколько может стоить какой-нибудь экземпляр из этой коллекции?

Бил Клинтон также считается знатным собирателем виниловых дисков. У него есть альбомы самых разных исполнителей, групп, направлений, жанров и, конечно же, присутствуют жемчужины коллекции - подарки известных деятелей, друзей и личные приобретения. По словам самого господина Клинтона, он уже давно сбился со счета…

И, кстати, Боб Марли, Бьорк, Мэрелин Монро, Эми Вайнхаус, Клаудия Шиффер, Джими Хендрикс, Принц Чарльз, Стив Джобс - все они когда-то коллекционировали винил.

Можно долго вспоминать известных личностей, которые любят и уважают аналоговый звук, а также собирают редкие виниловые диски. Главное то, что их увлечение с каждым днем увеличивает инвестиционную значимость релизов, которыми они владеют.

Поэтому, покупая безумно дорогую пластинку из коллекции звезды, будьте уверены, что ее ценность будет только расти, и она вам со временем принесет немало финансовых радостей. Большой вклад - большая отдача.

На этом все. Хороших и ценных вам покупок! =)

Расскажите друзьям:

Купить или продать виниловые пластинки очень просто!!!

Доска объявлений по продаже виниловых пластинок, CD дисков, аппаратуры и прочих коллекций.! У нас Вы можете подать объявление легко и абсолютно бесплатно. С помощью нашего сайта объявлений Вы сможете купить или продать виниловые пластинки , CD Диски, виниловые проигрыватели, магнитофоны, колонки, усилители, монеты, марки, модели и прочее...

Виниловые пластинки продать!!!

Хотите продать виниловые пластинки?

Для любителей музыки и тех, у кого имеются родственники из числа меломанов, есть отличная возможность заработать. Достаточно просмотреть личную фонотеку или разобрать пыльные антресоли, а заодно и дачные чердаки. Предмет поисков - старые виниловые пластинки . Следующий вопрос на повестке дня, где продать виниловые пластинки СССР цена на отечественные грамзаписи на современном рынке.

Если вы относитесь к старшему поколению, которое застало очереди в магазин "Мелодия", знает, как менять иголку в проигрывателе и с щемящей теплотой в сердце вспоминает о записывании на винил поздравлений к празднику для родных и близких, вам будет особенно приятно узнать, что после непродолжительного изгнания аналоговые носители опять восстановили своё доброе имя. Если некогда вами была собрана коллекция виниловых пластинок, продать её на сегодняшний день не составит труда, кроме того, за хорошо сохранившиеся экземпляры можно получить очень приличные деньги. Ведь стоимость старой грампластинки возрастает пропорционально ее возрасту. Если вы бережно сохранили свой маленький музей музыки на виниле , сейчас самое время совершить выгодную сделку и, обратившись к нашей доске объявлений, продать виниловые пластинки СССР и не только .

В данный момент наблюдается спрос на отечественные музыкальные записи военных лет, а также вырезки из радиопередач. Высоко ценятся граммофонные пластинки с выступлениями Петра Лещенко и Федора Шаляпина. А вот дорого продать виниловые пластинки мелодия уже сложнее. Российский музыкальный рынок перенасыщен продукцией советского монополиста, единолично выпускавшего грамзаписи на территории СССР с 1964 года. Пластинки "Мелодия" были в каждом доме, и подавляющее большинство из них выпускалось огромными тиражами. Хотя и среди этой группы винила встречаются неплохие экземпляры, в основном это записи классической музыки в оркестровом исполнении.

Если вы молоды настолько, что слово "винил " для вас ассоциируется лишь с работой ди-джеев в ночных клубах, а старинные грамзаписи вкупе с патефоном вы получили по наследству, мы поможем решить терзающий вас вопрос, куда продать виниловые пластинки . То, что казалось вам бесполезными, утратившими всякий смысл вещами, обретет реальную цену. Вы будете приятно удивлены, узнав, за сколько можно продать старые виниловые пластинки . Вполне вероятно, вы ничего не знаете о творчестве Клавдии Шульженко, и не можете назвать имя Утесова. Но когда у вас в руках зашелестят денежные купюры после того, как удастся продать виниловые пластинки б у , вы мысленно горячо поблагодарите своих родственников за то, что они, сами того не подозревая, сделали в своё время такое неожиданное капиталовложение.

Для счастливых обладателей грампластинок с альбомами западных исполнителей будет полезно узнать, что сейчас, как и прежде, в цене джаз (например, Фредди Хаббард, Джордж Бенсон, Гровер Вашингтон), bootlegs или, говоря современным языком, пиратка, то есть записи, сделанные с концертов и выступлений, 10-дюймовые долгоиграющие LP по причине своей редкости, а также оригинальные (не переизданные) записи. Композиции старого Бродвея, первые записи в стиле ритм-энд-блюз, оркестровые выступления - все это вновь оживает, благодаря винилу , и привлекает внимание увлечённых коллекционеров.

Почему продать старые виниловые пластинки лучше всего у нас? Потому что мы готовы предложить раскрученную площадку для Вашего объявления. Ваше объявление увидят тысячи любителей виниловых пластинок по всему миру и это абсолютно бесплатно. Мы хорошо знаем музыкальный рынок и устанавливаем актуальную стоимость виниловых пластинок продать которые предлагаем на самых выгодных условиях. Вам необходимо только разместить объявление типа "Хочу продать виниловые пластинки " и ждать пока откликнется заинтересованный меломан. Наши эксперты с нетерпением ждут, когда вы обратитесь к нам со словами: "Породам виниловые пластинки дорого " и продемонстрируете вашу подборку музыкальных сокровищ на виниле на нашем сайте. А мы, в свою очередь, порадуем вас максимально высоким и качественным обслуживанием.

Раздумывая, за сколько можно продать виниловые пластинки , для начала их следует внимательно изучить в соответствии с маленьким списком, который поможет определиться с ценностью грамзаписи:

  • - степень изношенности пластинки и конверта;
  • - дата производства;
  • - название фирмы и страны-производителя;
  • - музыкальный стиль;
  • - популярность исполнителя;
  • - редкость пластинки.

Продать виниловые пластинки цена за которые будет составлять значительную сумму легко, если в далёком прошлом они приобретались, как дефицитный товар. Те записи, которые тоннами заполняли прилавки и не представляли интереса для истинных меломанов, сегодня также не способны пробудить в коллекционерах и любителях настоящий азарт, подстегивающий эту категорию поклонников винила расстегнуть свой кошелёк. Ценность подобных грамзаписей не велика, они всего лишь являются характерным свидетельством минувшей эпохи, что само по себе не так уж и мало. Но продать лишенные коллекционной привлекательности старые виниловые пластинки СССР цена умеренная тоже можно, особенно, если грамзаписи находятся в идеальном состоянии.

Истинные меломаны знают, что пластинки должны храниться в вертикальном положении, необходимо регулярно стирать с них пыль, следует использовать качественную иглу на проигрывателе. Если все перечисленные условия соблюдались, вполне вероятно, что грампластинка превосходно сохранилась.

Для редких записей состояние пластинки также играет важную роль в формировании их цены. Важную, но не решающую. Уникальные виниловые пластинки СССР цена высокая продать реально даже при наличии значительных дефектов. Повышенный спрос на данную продукцию со стороны коллекционеров снижает требования к их физическим характеристикам и влечёт за собой увеличение их стоимости. Фанатичные собиратели грампластинок способны приобрести раритетный экземпляр с царапинами и сколами за очень большие деньги не ради прослушивания записи, а ради самого факта обладания заветным дезидератом.

Если вы являетесь новичком, самостоятельно определить стоимость винила для вас весьма проблематично. Вы, конечно, можете оценить степень изношенности пластинки и найти на конверте ее тираж, но установить рыночную цену каждой записи поможет только эксперт. Пока вы не будете обладать достоверными данными, сколько стоит виниловые пластинки продать выгодно вашу подборку вряд ли удастся. Специалисты нашего интернет магазина не вводят клиентов в заблуждение. Каждый желающий может продать виниловые пластинки б у цена за которые будет соответствовать их реальной стоимости на сегодняшний день. Сравнить цены можно в нашем интернет магазине Виниловых пластинок!

Не смотря на стремительно возрастающий интерес к аналоговым носителям звукозаписи, и постепенный возврат ценителей музыки к прослушиванию винила , подавляющее большинство современной музыкальной продукции продолжает выходить в цифровом формате. Довольно сложно продать или приобрести качественный винил не по причине его невостребованности, а потому что отсутствует отрегулированная система взаимодействия между продавцами и покупателями. Частные объявления на не специализированных сайтах по типу виниловые пластинки куплю продам не в состоянии наладить стабильное взаимодействие между спросом и предложением. Если с новыми пластинками дело обстоит проще, и их можно найти на полках музыкальных салонов, то грамзаписи б у проходят непростой путь от своих предыдущих владельцев до фонотек коллекционеров. Без участия посредника в лице интернет магазина винила или специализированной доски объявлений просто не обойтись. Где продать виниловые пластинки б у , а также приобрести грамзаписи без риска быть обманутыми? Где можно продать виниловые пластинки быстро и в любом количестве? Где продать виниловые пластинки цена за которые не вызовет в вас разочарования? Ответ на все вопросы один. В нашем интернет магазине виниловых пластинок.

Мадонна, Кевин Спейси, Адриано Челентано и многие другие именитые звезды признаются в том, что черпают вдохновение, прослушивая музыку на виниле . С каждым годом все большее число людей возвращается к живым записям аналоговых носителей. Магия виниловых пластинок имеет свое объяснение. Грампластинка - это своего рода механический слепок голоса или звука музыкального инструмента. Запись производилась при помощи звукособирающей трубы, на ее конце находилась чувствительная мембрана, которая вырезала музыкальную дорожку на восковом диске. Мембрана улавливала колебания, непосредственно исходившие от исполнителей. Восковой диск служил формой для дальнейшего производства грампластинок . Так рождалось удивительно глубокое акустическое звучание, которое с упоением слушают тонкие ценители эмоциональной музыки спустя многие-многие годы.

Если вы не признаете старую музыку или пока ещё остаетесь сторонниками цифрового формата, а, может, среди вашей коллекции случайно оказался не формат, не спешите отправлять грамзаписи в утиль. Ведь гораздо выгоднее виниловые пластинки продать , чем выбросить. То, что лишь загромождало полки в вашем доме, станет источником пополнения вашего бюджета или средством для последующих приобретений в вашу личную коллекцию. Ведь теперь, узнав, где продать виниловые пластинки , которые вам не нужны, вы также осведомлены, что в нашем интернет магазине можно купить грамзаписи на любой вкус как новые, так и б/у. У нас вы можете, к примеру, пластинки виниловые советские продать , а взамен приобрести редкую запись Queen или Луи Армстронга. Да и мало ли ещё жемчужин можно отыскать среди богатой сокровищницы винила , регулярно пополняемой нашими менеджерами и частными лицами, которые обращаются на наш ресурс с предложением "Продам старые виниловые пластинки цена договорная".

Так что не откладывайте дела в долгий ящик, приступайте к поиску лишних виниловых пластинок и направляйтесь в наш интернет магазин, где вас ждут самые выгодные условия сотрудничества. У нас на сайте Вы можете продать все: инструментальную, камерную музыку, альбомы рок- и поп-исполнителей, джаз, фолк, блюз, кантри, оперные арии и романсы. Помните, что иногда запись на виниле может стоить целой фонотеки, состоящей из современных CD-дисков.

Музыкальный номер — это отчасти номер о том, чего нет. В мире mp3, блогов и коллекций, измеряемых сотнями гигабайт,собственно музыка мало кого волнует. Новые альбомы не вызывают душевного трепета, от свежескачанного хочется поскорее избавиться.Единственным предметом, который по-прежнему вызывает в людях нежность, зависть и простой человеческий интерес, оказывается давно забытая виниловая пластинка. Алексей Мунипов выяснил, как устроен московский мир винила, и встретился с главными коллекционерами.

«Я старался ни с кем никогда не меняться. И слушать свои пластинки не давал. Есть деньги — покупай, нет — иди на х…». В подвале «Трансильвании» жарко, над головой — торговый зал с тоннами CD: виниловых пластинок там нет, но это главная меломанская точка в Москве, и где начинать расспросы о коллекционерах, как не здесь?

Владелец «Трансильвании» Борис Николаевич Симонов когда-то был президентом Московского общества филофонистов и, по идее, должен знать каждого. О его собственной коллекции ходят легенды. Говорят, что все там только на виниле. Что по размерам она не уступает, а то и превосходит собрание «Трансильвании». Что под нее отведена отдельная квартира. И что, разумеется, доступа в нее нет никому.

Все это оказывается правдой.

«Собирать пластинки я начал в середине 60-х, — рассказывает Симонов. — Я точно знал, что пластинки мне никто не подарит, клянчить послушать тоже не хотелось. По лесам, по толчкам я не бегал — только покупал и продавал, и только у проверенных людей. В Москве было несколько серьезных фарцовщиков. Они-то зарабатывали на другом — на мохере, плащах болоньях, платках, часах, джинсах. Разгружали моряков, артистов, журналистов, спортсменов, дипломатов разных. Винил привозили тоже, но что с ним делать — никто толком не знал. С одной стороны, вроде модная вещь, с другой — в музыке никто не разбирался. Ну знали Тома Джонса, оркестр Поля Мориа, The Beatles… Наши люди из жадности покупали винил на распродажах, а там, как ни странно, попадались интересные вещи. Вот я их и подбирал. Лучшее оставлял, остальное продавал — за те же деньги. Это не было бизнесом — просто я мог очень много слушать и много оставлять себе. Ну накопилось кой-чего».

О том, что именно там накопилось, остальные коллекционеры говорят со смесью зависти и восхищения. «Я бы какую сорокапятку не упоминал, Борис тут же — да у меня таких семь! — рассказывал диджей Миша Ковалев. — Ну раз семь — продай одну, говорю. А он — не-ет, как же я ее продам? Она же хорошая! У Бориса такая логика: вот он выпустит из рук хорошую пластинку — так ее ж загубят потом дураки всякие! Лучше уж пусть полежит».

Что компакты — это для лохов, Симонов вслух не произносит, но в общем подход понятен. Винила в «Трансильвании» нет принципиально. «А как торговать самым дорогим? Придут эти людишки, начнут смотреть, трогать, послушать захотят, не дай бог, поцарапают… Ну не убивать же их за это? Опасно!»

В Советском Союзе жизнь пластинки была причудливой и часто скоротечной. «Свежий лонгплей стоил 50-55 рублей. Но в первые дни мог стоить и 100. Приходит какой-нибудь Creedence «Cosmo’s Factory» — тут же хватают «писатели», которые записывают музыку за деньги, с утра до ночи перегоняют на пленку и многократно оправдывают свои деньги. После этого пластинка превращается в кашу». Никакого представления о редкостях, курьезах, коллекционных изданиях — короче, о том, что сейчас называется collectables и описывается в толстенных каталогах, — не было. «Даже я тогда не понимал, что первый тираж ценнее, потому что звучит лучше. То, за что сейчас люди отдают громадные деньги — какой-нибудь оригинальный King Crimson, The Beatles на желтом Parlophone, — раньше можно было просто ногой пнуть».

Это был мир сложных схем, бесконечных цепочек, пунктиров «от солиста Большого к композитору Артемьеву», звонков и перепродаж, честных завмагов, тихих надувал и серьезных коллекционеров — Доси Шендеровича, Рудика рыжего и Рудика черного, Василий Львовича и Василий Дмитрича. Если верить Симонову, в Москве было как минимум несколько коллекций на порядок больше, чем его собственная. Но мир этот вроде бы давно и безвозвратно кончился. Сложно представить себе молодого человека, который сейчас ездит за винилом по чужим квартирам. Зачем и кому это может понадобиться?

***

Вова Терех, гитарист группы «Ривущие струны», человек вполне молодой, про двух Рудиков слышал едва ли. Терех стоит в шортах посреди своей двухкомнатной квартиры, в воздухе висит сигаретный дым, вокруг пластинки, пластинки, одни пластинки. Из мебели только кровать, стол и штанга. Терех наливает чай, ставит на проигрыватель пластинку группы Edgar Broughton Band 1969 года и, дождавшись первых аккордов, говорит о том, о чем первым делом говорит каждый коллекционер: «Ну сам послушай — совсем же по-другому звучит!»

Звук — это то, ради чего люди, по идее, покупают винил. У винила — аналоговое звучание, у компакта — цифровое: коллекционеры называют его плоским, зажатым, неестественным — каким угодно, главное, что жизни в нем нет. «Я ж не был маньяком, — говорит Терех. — Слушал компакты, собрал прилично. И однажды из ностальгических соображений решил послушать альбом Deep Purple «In Rock» — любил я его в детстве. Купил фирменный компакт — вроде все на месте, а музыка какая-то не такая. Достал другое издание, потом ремастированное, потом дорогущее японское — все не то. Ну и один раз в гостях наткнулся на старую пластинку, поставил ее на проигрыватель — и понял, что нас обманывают».

«Тогда ведь не было ни CD, ни DVD, ни кассет — винил был единственным носителем, — говорит Терех, копаясь в коробках. — Все лучшие инженерные умы мира занимались только тем, что добивались идеального звука. Некоторые пластинки так звучат — невозможно поверить, что они записаны в 68-м». Слово «ремастеринг» коллекционеры ненавидят особенно люто: «Какой-то дядька сидит и решает, как улучшить старый альбом. Да откуда он знает-то?! Ну да, там можно услышать детали, которых раньше не было слышно, — так их, может, и не надо слышать!»

Терех собирает гараж, психодел, панк и краут-рок; понятно, что для него даже подержать в руках оригинальное издание легендарной пластинки «Nuggets» — уже приключение. Или найти на бросовом сборнике Лу Рида — под псевдонимом, еще до The Velvet Underground. Все это затягивает: у одних и тех же альбомов есть разные тиражи, разные версии, английские, американские и прочие издания. Самое неприятное, что звук у них тоже разный. «У американских дубовая такая масса, глубокая дорожка, и звук прямо давит. Мне такой нравится. Английские совсем по-другому звучат — не лучше, не хуже, просто по-другому». Первого альбома The Velvet Underground у Тереха поэтому семь штук, и все разные.

***

Ну и, конечно, дизайн. Чтобы поразить неофита, ему всегда показывают чудеса и красоты. Все это проходит под лозунгом «На CD такого не бывает». У пластинки группы The Faces вращаются глаза. В «Сержанта Пеппера» вкладываются сержантские усы и эполеты. К EP «Jesus Loves the Stooges» прилагаются специальные очки — в них виден трехмерный дохлый осел на одной стороне конверта и трехмерный губастый Игги на другой. В конверте Jethro Tull «Stand Up» внутри бумажные фигуры участников. Конверты из кожи, золотое тиснение, цветной винил, окошки из пластика, постеры и вкладки — довольно много всего.

У Дмитрия Казанцева, дизайнера и по совместительству блюзового музыканта, пластинок около 5 тысяч — по большей части старых, американских. Места они, вопреки ожиданию, занимают не так уж много — два больших стеллажа, то есть полкомнаты. Хозяин не глядя достает компакт-диск: «Что тут сравнивать? Он почти в 9 раз меньше пластинки. Если уменьшить картинку в 9 раз, все детали потеряются. Компакт вообще не может являться предметом коллекционирования. Цена ему — тьфу, ничего. В производстве он стоит копейки. А у пластинки — вон одной бумаги сколько ушло».

На полу, на кресле, на шкафу лежат неразобранные стопки. Дмитрий подцепляет верхнюю пластинку и показывает: «Ну вот. Альбом The Beach Boys «Love You». Ты его сперва берешь, рассматриваешь — какой дизайн гениальный, как тут все до мелочей придумано, прорисовано. Потом переворачиваешь, а там посреди этого гениального дизайна — какая-то идиотская любительская фотография. И вот ты думаешь, что за идиотизм, смотришь имя фотографа, думаешь: ну как так можно, это фотограф му…к или кто? То есть… Понимаешь? Ты пластинку еще даже не начал слушать, а уже столько удовольствия!»

Казанцев демонстрирует редкостное здравомыслие: за разными версиями одного альбома не гоняется, collectables видал в гробу, обращает внимание только на музыку и качество записи. «У тех же The Velvet Underground на первых альбомах — ну ужас же что творится! И играют кое-как, и записано чудовищно. Или первые тиражи The Beatles: они сейчас стоят диких денег, достать их очень сложно, при этом они же почти всегда убиты, а большинство — вообще монофонические. Меня и поздние переиздания устраивают». Но под конец вдруг признается: «Тут, конечно, надо понимать… Пластинок становится все меньше, а нас все больше. Почти весь винил на свете уже собран, описан, цены растут. И вот сидишь и думаешь: может, купить впрок? Потом-то не будет».

***

С этого «впрок», с размышлений о разнице звука, с фраз «Возьму две, одну на всякий случай» в голове у людей начинает биться безумная коллекционерская жилка. В Москве есть магазины винила, но настоящие коллекционеры в них не ходят. По крайней мере не в те, что на виду. Есть две-три точки на Горбушке, есть страннейший магазин при «Мелодии» — с нераспечатанной Пугачевой со склада, и конечно, есть «Звуковой барьер» на Ленинском и его владелец Паша. К Паше у всех куча претензий, но со «Звуковым барьером» не может тягаться никто: пластинок тут более ста тысяч — и такой коллекции советского винила ни в одном месте больше нет.

Тихий собиратель любит законспирированные места — вроде точки в 1-м Смоленском переулке, которой управляет Андрей Михайлов, также известный как Андрей Дальтоник. Это комната, от пола до потолка забитая пластинками, — ни вывески, ни звонка, ни намека. Тут будто сами собой рождаются душераздирающие истории — о спившихся коллекционерах, сгинувших коллекционерах, о людях, питавшихся только консервами и кукурузой без масла. Ходил один художник — спился. Ходил один химик — спился, утонул. Ходила пара, мать и сын, по прозвищу Акулы-каракулы — цепкие, как черти. Собирали только классику, и только старинные пластинки, на 78 оборотов. Однажды показали пластинку Бэллы Врубель — это жена художника Врубеля, она немного пела, записала 3 или 4 пластинки. Цена такой — 1500 долларов, как минимум. А они ее купили у старушки за 50 рублей.

«Джаз которые собирают или рок — те еще ничего, — говорит местный консультант, худой, беззубый, в свитере, помнящем еще Андропова. — А вот если начал собирать классику — это все. С концами. Вот возьми кларнетный концерт Моцарта: там то в минор, то в мажор, а потом раз — и в бездны тебя бросает. Адовы. Начало в середине, середина в конце, конец в начале — ничего не понятно. Как у Блаватской. Начнешь такое собирать — пиши пропало. Классика — она людей душит».

А еще есть марочники или каталожники — они собирают целиком каталогами: скажем, все пластинки, выпущенные на лейбле Vertigo. Про Андрея Дальтоника, который очень любит итало-диско, рассказывали, что у него в коллекции 5000 пластинок немецкого лейбла ZYX Music. Андрей цифру отверг: «Да там и вышло всего тысячи три. И все-таки позиций 70 у меня не хватает. Пять тысяч — это если вообще все мое евродиско посчитать». Всего в его коллекции 12 с половиной тысяч пластинок. «Стоят в отдельной комнате, никаких проблем. Семья не возражает. Но без меня туда никто не входит».

По всем признакам — винил сейчас на подъеме. Растет рынок, увеличиваются продажи, люди готовы платить большие деньги. Продавцы должны бы этому радоваться — но их это, похоже, только раздражает. «С теми же олигархами я не люблю работать. — Владелец магазина морщится. — Они все на суете, сами не знают, чего хотят. Утомительные люди».

Те, кто не знают, чего хотят, покупают свой Deep Purple «In Rock» и уходят прочь. Остаются свои — и с ними уже можно иметь дело. Это тонкая, но прочная сеть — такой коллекционерский Web 2.0, система знакомых между собой людей, с которой никакой аукцион eBay не сравнится. К тому же Михайлов говорит, что на eBay цены зачастую выше, чем у него. «С тех пор как стало можно покупать из России, все взлетело невероятно. Налетели изголодавшиеся. Я это просто вижу». Сложнее, но и надежнее, пользоваться личными связями: где-то в Сассексе нашлась коробка с нераспечатанным винилом, а в Красноярске на нее есть покупатель. И ни на какой eBay она не попадет. Аукцион — это анонимность, а собирательство — это всегда общение. На eBay, не дай бог, обманут, а человек, если и обманет, — то вот он, рядом. Лучше найти своего продавца где-нибудь в Америке или людей, которые ездят за пластинками в Англию, Японию, Финляндию и Голландию. Главное — наладить контакт».

***

Сеть знакомств — она же и сеть презрения. Здесь все всех знают и все друг друга терпеть не могут. Коллекционеры оркестров и музыки 50-х — коллекционеров панка и психодела. Джазмены — собирателей «Мелодии». Любители прог-рока 1968-1971-го — тех, кто любит еще и 1972-1973-й. Меломаны — барыг. Барыги — студентов. Студенты — фанатов Nazareth. Знатоки краут-рока — знатоков итало-диско. Покупатели старого винила — покупателей современного. Узкие специалисты — широких. Ценители классики — всех остальных.

Ниже всех на лестнице ненависти стоят те, кто собирает экзотику — японскую эстраду, голландский рок, африканские твисты. В маленькой квартире, где нет места, а есть только тропинки — к кровати, проигрывателю и электрооргану, Миша Ковалев ставит мне семидюймовку каких-то идиотических голландцев: куплена на барахолке за один евро. Ковалев — преподаватель ГИТИСа и диджей. Собирает всякое веселье. Тем, что здесь за таким никто не гоняется, очень доволен: однажды в «Звуковом барьере» удалось урвать часть коллекции Цветова, главного советского япониста-международника, — никому больше японская эстрада не понадобилась. В другой раз там же появился шкаф с кубинской музыкой: умер главный в Москве специалист по латино, вдова принесла все «к Паше». На каждой пластинке был вручную нарисован экслибрис, кое-где — даже самодельные обложки. Шкаф простоял пару дней, удалось кое-что нарыть, потом коллекция ушла в Англию — на Западе кубинцы на виниле ценятся страшно дорого. Коллекции покойников вообще богатая тема. Родственники их, бывало, выкидывали, иногда грузовиками свозили на Горбушку и продавали на вес. «Много добра так досталось, — рассказывал Симонов. — Но вот у меня недавно был потоп — залило только от мертвецов пластинки. Больше не буду у покойников брать, ну их к черту».

Ковалев произносит все положенные слова про звук, про чувство времени, про то, что этой музыки попросту нет на CD, — группы, которые выпустили три сингла и развалились, никто не помнит, и в интернете про них ничего нет. Главное же говорит под конец: в этих пластинках каким-то образом сохранилась собственно музыка. Жизнь, теплота, дуновение — черт его знает что. И свои семидюймовки он слушает, а их же, переписанные на CD, не может. Без обложки, без конверта — даже вспомнить не может, что это. «Я в Амстердаме как-то зашел в диджейский магазин: тысячи пластинок, все в белых конвертах и с замазанными названиями. Чуть не умер там».

И потом, на виниле ведь не купишь лишнего: и дорого, и муторно, и устанешь тащить. Винил — это селекция, а селекция — это как раз то, что сейчас нужно. Без поиска, без приложения усилий, без этих вроде бы нелепых барьеров музыка чахнет, скукоживается, исчезает. Вроде и гигабайты всего — а слушать нечего. Не хочется.

«Сходи, — посоветовал Ковалев на прощание, — на Горбушку. Там люди годами одни и те же пластинки друг другу перепродают. Вот это да — коллекционеры».

***

Красная палатка во дворе завода «Рубин» — сильное место. Люди, которые собирают по списку и по каталогу только The Beatles или только «кентерберийцев», меняют Sweet на Slade и Slade на Boney M, — все они здесь. Это московское общество филофонистов в том виде, в каком оно живо до сих пор. Суббота и воскресенье — сбор по утрам. Симонов, услышав о нем, сказал только: «Ну это конченые».

Вот человек, у которого 4000 пластинок, и все — только Deep Purple: все издания, и все сольные альбомы, и сольники всех, кто играл на сольниках. Вот ходит спец по битлам: бывают ведь, молодой человек, коллекции по восемь тысяч — и только битлы. Посредине стоит экземпляр в очках: он мало что может сказать, он еле стоит, и соседи гонят его прочь, потому что он, похоже, обделался — но авоську с пластинками он держит крепко. «Старейший клиент», — полуизвиняясь, говорит нынешний президент общества.

Здесь пахнет ветхостью, алчностью и перцовкой. И еще безволием: под этим красным тентом собираются не люди, а овладевшие ими коллекции. Любое собирательство — это, в сущности, нелепая тяга к порядку; к возможности обустроить, собрать, сохранить и описать хотя бы крохотный клочок жизни. В конце концов, Deep Purple не бесконечен, и ничто не бесконечно — рано или поздно закроются все самые редкие позиции, и коллекция станет полной, идеальной, совершенной.

Но полных коллекций не бывает. Можно всю жизнь собирать «Мелодию», найти редкий советский джаз, записи спившихся пианистов — и совершенно случайно узнать, что на тбилисском филиале «Мелодии» по ночам, в третью смену, за деньги писали и печатали модную музыку вроде кавер-версий на Нино Ферреру. Этих пластинок нет в официальном каталоге «Мелодии», а значит, их не существует — но они есть. Или услышать о фонотеке скромного кагэбэшника из 5-го отдела, куда присылали по 20 копий каждой (каждой!) мелодиевской пластинки — в том числе и запрещенные. Где она и что там — неизвестно.

«На самом деле никто ничего не знает, — говорит Казанцев. — Бывает конверт из одной страны, а пластинка сделана в другой. Выпущена в Голландии, написано «Made in Sweden», а сделана в Англии. Или начали печатать на одном лейбле, а допечатали на другом. Звучат по-разному, а отличаются только тем, что там какая-нибудь крохотная R стоит. Или даже не стоит. Никакой интернет тебе не поможет, ни в каких каталогах это не описано. У меня есть пластинка Донована — никто вообще понять не может, где она сделана».

Где-то в глубине Горбушки толстый человек, окруженный пластинками, почти кричит: «Ты не знаешь, что такое коллекции! Ты не знаешь, что такое раритеты! Это не коллекционеры, а пфуй! Настоящие раритеты не продают, не меняют, не показывают, о них не говорят. Настоящие коллекции не помещаются в квартиры! Их хранят — в ангарах! Их перевозят — фурами!» Мне, очевидно, их никогда не увидеть — под разговоры о лейблах, репринтах, редкостях и джазовой фонотеке Евстигнеева воображаемые фуры медленно уходят вдаль. Как мечты о спокойствии, как призрак мира, где нет ничего, кроме музыки. Как Моби Дик, которого совершенно невозможно догнать.

У вас есть парочка припрятанных старых пластинок, которые вы бы хотели продать? Найдется немало коллекционеров, готовых купить стопку старых записей, которые вы бережно хранили на протяжении многих лет. Что ж, мало какие пластинки стоят много денег, так что внимательно прочитайте эту статью - возможно, вы находитесь в нескольких шагах от получения за них приличного вознаграждения!

Шаги

Поиск и продажа записей

    Переберите свою фонотеку - чердаки, подвалы и шкафы. Возможно, так вы сможете немного заработать и освободить ценное пространство в вашем доме для других целей. Ценными могут оказаться: LP (LP (англ. Long Play , LP от long-playing - долгоиграющие 25 и 30-сантиметровые диски, играют на 33 1/3 оборотов в минуту), 78-е (несколько хрупких дисков, играют на 78 оборотов в минуту с каждой стороны) и 45-е (17- сантиметровые диски, играют на 45 оборотов в минуту).

    Отложите все записи, от которых вы хотите избавиться, и приготовьтесь получить пользу от вашего прошлого.

    Изучите спрос и предложение. Насколько редкая запись? Если изначально именно таких пластинок было продано миллионы, вполне вероятно, что покупатель охотнее купит ее в музыкальном магазине с хорошими условиями хранения или еще у кого-нибудь. Дефицит - вот что важно! На эту запись должен быть спрос по таким причинам: особенный исполнитель (например, великий талантливый музыкант, который умер молодым и не успел сделать много записей), лейбл, на который он был записан (в оригинальной записи, в отличие от «переиздания»), или необычная особенность пластинки (например, V-образный диск, запись военных времен, вырезки, взятые из радиопередач, оригинальная картинка или 10-дюймовый LP). Дефицитной считается также запись «out-of-print» (больше не выпускается), таких предложений на рынке меньше. Так называемые «бутлеги» (записи, сделанные незаконно c живых концертов или передач) тоже представляют ценность для коллекционеров.

    Проверьте состояние записи. Если грампластинка как новенькая или ее состояние близко к идеалу, запись будет иметь наивысшую ценность. В записи в «очень хорошем» состоянии не должно быть никаких искаженных звуков или ухудшения качества звука. «Хорошее» - означает, что могут быть некоторые дефекты, но это терпимо. «Приемлемое» - означает, что пластинка может играть, но будут звучать помехи и отвлекать внимание от прослушивания, что снижает ценность записи. Пластинки с царапинами на поверхности стоят мало или вообще ничего. У некоторых продавцов есть и свои критерии оценки.

    Подумайте о содержании записи. Говоря в целом, интерес к музыке гораздо выше, чем к сфере юмористических записей, и стоимость музыкальных пластинок, как следствие, будет тоже выше. Некоторые виды музыкальных записей продаются очень дорого. Наибольшую рыночную и денежную ценность, как правило, представляют джазовые пластинки, оригинальные композиции старого Бродвея и саундтреки к фильмам. Кроме того, коллекционными считаются ранние записи в стиле ритм-энд-блюз. Среди классических записей наиболее ценными считают оркестровые выступления, за ними следуют инструментальная, камерная музыка и концерты, сольные вокальные и оперные арии и, наконец, полная опера. Для некоторых коллекционеров важен тип записи - моно или стерео, что, соответственно, влияет на конечную стоимость пластинки. Советы смотрите ниже.

    Найдите подходящего покупателя для своего сокровища. Записи приобретают коллекционеры, заказывают по почте дилеры, используют музыкальные магазины и просто обычные люди (иногда из-за ностальгии или от любви к артисту; кроме того, некоторые меломаны считают, что звук качественной виниловой записи лучше, чем на CD-диске или другом носителе). Для действительно редких записей лучшие ценовые предложения могут поступить от перекупщиков, которые знают этот рынок как свои пять пальцев, а также то, за сколько они могут их перепродать. Коллекционеры эмоциональны, иногда доходят до фанатизма, чтобы пополнить свою коллекцию. Они могут много заплатить за особенный экземпляр. Получить редкую запись популярного исполнителя за приемлемую цену, включающую в себя только себестоимость без наценки перекупщиков - большая редкость.

    Сначала исследуйте рынок. Внимательные наблюдения, наряду со знаниями звукозаписывающей индустрии и ее исполнителей, необходимы для определения стоимости конкретной записи. Когда (и если) вы определите, что запись действительно редкая, вам будет легче определить ее стоимость. Для того, чтобы глубже разобраться в ценообразовании, прочтите приведенные ниже советы.

  1. С недавних пор на рынке начали пользоваться спросом рок-записи эпохи «ранний винтаж», особенно таких умерших культовых личностей, как Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Джим Моррисон. Кроме того, оживленная торговая сейчас бурлит среди коллекционеров 45-х, особенно 1950-х годов ритм-энд-блюза и раннего рока. Большой интерес вызывают редкие и необычные записи (в вопросах внешней политики и так далее), композиции Элвиса Пресли и the Beatles. Также значительный интерес представляют записи, которые продаются с постерами исполнителей.

В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства__

Героями этого выпуска стали Тимур и Соня Омар, ди-джеи, занимающиеся коллекционированием разных вещей с самого детства, но все же главное их увлечение - винил.

Тимур: «Коллекционированием я увлекаюсь с самого детства: сначала были этикетки от спичечных коробков, тогда они продавались наборами, потом я собирал пробки от бутылок, а где-то в середине восьмидесятых у меня была большая коллекция марок (порядка четырех больших альбомов) и коллекция машинок, которая сохранилась и до сегодняшнего дня - в основном это два бренда: Siku и Matchbox .

В период начала увлечения пост-панком собирал любые статьи и вырезки о Sisters of Mercy и Souxsie and The Banshees . Я даже ходил в Ленинскую библиотеку, где была подборка журналов Melody Maker и New Musical Express с момента открытия изданий. Мы тогда с приятелем просмотрели все выпуски за восьмилетний период, а они выходили еженедельно, находили страницы, связанные с этими группами и ксерили»

Соня : «Моя история несколько отличается от истории Тимура: я никогда не была склонна к коллекционированию, но с самого детства страшно завидовала мальчишкам, которые всегда что-то собирали - вкладыши, машинки или еще что-то, поэтому я все время пыталась что-то коллекционировать, хотя у меня никогда не получалось»

Тимур: «С приходом DVD я собрал все VHS -кассеты в коробки и раздарил. Оставил себе только оригинальные видеокассеты с каким-то старым трэшем. Я до сих пор собираю DVD, в них наибольшую ценность для меня представляет неотечественная часть коллекции - кино класса B, которое мне нравится: я обожаю обложки, плакаты того периода, это все великолепно, высочайший стиль в моем понимании»

Тимур: «С пластинками все началось году в 1986, до этого у меня была вполне внушительная коллекция аудиокассет. Их привозили родители - это была исключительно поп-музыка: итальянцы, Джексоны, что-то даже из рок-музыки, была кассета Nazareth . Потом я регулярно стал посещать субботние встречи филофонистов, которые проходили в ДК Горбунова, «Толкучки» по четвергам на Преображенке. Так я втянулся во всю эту историю и так начал формироваться мой вкус: сначала волна Depeche Mode , Yello , Art Of Noise , Tangerine Dream , дальше все это перешло в панк-рок, из панк-рока в пост-панк, потом пошел индастриал, параллельно easy listening, exotica . В итоге в коллекции чего только нет: тут не представлены только классический рок и отдельные жанры танцевальной музыки - progressive house, jungle, drum"n"bass.

Точно на счет количества пластинок мне сказать сложно, к тому же здесь есть определенная динамика - временами увеличения, временами уменьшения. Я даже анализировал, это носит сезонный характер - временами меня бесит вся музыка, я снимаю с полок огромное количество пластинок, выставляю их на продажу, а временами наоборот, скупаю очень много музыки. Я думаю, что приблизительно тысяч пять пластинок у меня сейчас есть»

Избранные пластинки Тимура Омара

Пластинка 1977 года с несколькими интервью и документальной записью старта корабля «Восток» - настоящий артефакт советской космической программы. Рекомендуется для начала техно и электро сэтов.

Семейная пластинка Joy Division с Сониным любимым треком группы She"s Lost Control и моим Atmosphere .

Британский дует Chris&Cosey и их второй номерной альбом 1982 года Trance . Оба участника C&C были в составе первой индустриальной группы Throbbing Gristle , основателей Industrial Records .

Casino Music Amour Sauvage . LP -релиз легендарного Ze Records , специалистов по New York Disco, No Wave и Electro . Покупал исключительно из-за обложки Richard Berstein , здесь, как мне кажется, эстетика Pierre et Gilles под exotica/new wave соусом.
Мой любимый и он же первый LP Bohannon - Keep On Dancin" . Минимальный нерасторопный дискофанк с очень жирной басовой линией, знаковая и пожалуй инновационная работа повлиявшая на детройтскую хаус-сцену.
«Главный шаман и оленевод» СССР - Кола Бельды. Единственная долгоиграйка с территории СССР, попавшая в энциклопедию Incredibly Strange Music .

Пластинка, доставшаяся по наследству, привезенная папой в 1967 году из Франции.

Самое малотиражное издание в моей коллекции винила, 7" австрийцев Novy Svet . Этот настоящий индустриальный артефакт был добыт благодаря дружбе с с владельцем лейбла Ars Benevola Mater - Mauro Casagrande .
Swans - Love Of Life . Представители Нью-Йоркской андерграунд сцены начала 80-х, чей саунд сильно изменился за десятилетие с начала карьеры он индастриала до фольк рока.

Exotica - не просто музыка, а часть культурного феномена Tiki , захватившего США в конце 50-х годах. На фото первый альбом Martin Denny – Exotica LP - совершенный продукт эпохи spage age .

Jean-Jacques Boyer и Bernard Paul Boyer Ничего примечательного с точки зрения музыки, но великолепная обложка французcкого фэшн-фотографа и клипмейкера Jean-Baptiste Mondino .

Cosey Fanni Tutti на фасаде сборника лучших треков Throbbing Gristle – Greatest Hits – Entertainment Through Pain LP . Издание было подготовлено для американского рынка, отсюда и оформление обложки - британская версия уже упомянутого Martin Denny – Exotica LP .

Соня: «У меня коллекционирование пластинок началось с тех пор, когда я сильно увлеклась электронной музыкой. Я начала все это слушать с двенадцати лет, но источники, из которых можно было получать представление о том, что происходит в мире музыки, появились позже - радиостанции «Субстанция», «Радио 106.8» и журнал «Птюч ». Первый свой винил я купила где-то в тринадцать лет, когда ездила с родителями в Прагу. В общем, страсти к коллекционированию у меня не было, но была огромная страсть к музыке, и когда мне в руки начали попадать пластинки, я поняла, что это возможность структурировать музыку для себя каким-то образом, тактильно ее ощущать. Мою коллекцию с Тимуром сравнивать бессмысленно, но в ней те пластинки, которые мне безумно нравятся. Наверное, пластинок шестьсот или около того»

Избранные пластинки Сони Омар

Тимур: «В Москве коллекционированием винила занимается достаточно много людей, я думаю, что массу коллекционеров я просто не знаю, но при этом знаю людей, по сравнению с которыми моя коллекция просто ничтожна - у них винилом забиты целые квартиры. Один из достаточно мощных коллекционеров - это Борис Симонов, владелец магазина «Трансильвания», у него как раз из серии тех вариантов, когда пластинками заставлена квартира. Но тут другая история - он коллекционирует определенную эпоху. Достаточно концептуальный акт»

Соня: «Я думаю, что для того, чтобы что-то собирать, нужно этим болеть. Наверное, людям, которые собирают вкладыши или еще что-то подобное, они нравятся - нравится, как они выглядят или какие-то тактильные ощущения. Я не думаю, что люди делают это от скуки. У человека может быть множество задач в жизни, но ему нужно на что-то отвлекаться: хобби для того и существует, чтобы человек мог отвлечься от окружающей его действительности безболезненным способом, пока это в разумных масштабах»

Посмотреть коллекцию Тимура и Сони можно .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...