В бианки по следам какой жанр. Конспект по литературному чтению В

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!
- Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?
- Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.
Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся.

Литературное чтение

Урок 60.

Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

1. Задания 2, 3 в тетради (с. 38).

2. Выставка иллюстраций к стихотворению Д. Самойлова «Город зимний...».

3. Чтение стихотворений наизусть.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться на развороте учебника.

II . Развитие умений.

2 4 2 2 4

Работа с текстом рассказа В. Бианки.

Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А хочется ли вам совершить путешествие в зимний лес вместе с автором В. Бианки в произведении?..

Откройте учебник на с. 66, прочтите название.

1. Работа с текстом до чтения.

О чём пишет В. Бианки? Какие его произведения вы читали? Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.)

Как называется произведение? Кто его герои? (Дети предполагают по иллюстрации. ) Где будут происходить события? Как догадались?

А хотите совершить путешествие по следам? Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идём.

« Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу.

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был?

(Зайцы.)

Идём дальше по белой равнине. Вот попалась какая-то стёжка – мелкие-мелкие следы. Стёжка вела к корням непролазного тальника. Кто же здесь скрывается? (Горностай, маленький продолговатый зверёк с дорогим белым мехом.)

Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал ... (Лось.) »

(По В. Алфёрову)

А какой след в лесу может оставить человек?

По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (комбинированное).

Часть 1 учащиеся читают про себя.

Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить 1-ю часть.

Вопрос после чтения части 1:

Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…)

Словарная работа .

Объясните следующие слова и выражения:

стадо куропачей (стая куропаток);

сапоги валеные (валенки);

без дела валандался (бездельничал);

охота пуще неволи (очень желать чего-то);

фузея, бердана (объяснения в тексте).

Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради.

Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение.

Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)

Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)

Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)

Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)

Воууу-уу!

Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)

Из лесу опять:

Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!

Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?

2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»

Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.

По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.

Мышковать – охотиться на мышей.

Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

Натропили – наделали тропинок из следов.

Предложения для озаглавливания.

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой приключилось за ночь».

5. «…подранка разве охотник бросит?»

6. «…Волки! Настигли, проклятые!»

Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение.

При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова, чтобы передать состояние отца, напряжённость момента.

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

Егорушка! – простонал лесник.

Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся...

На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:

Тять, бердану мою подбери, бердану.. . (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!)

Часть 8 читают дети.

Словарная работа.

Объясните, как вы понимаете следующее выражение:

мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.

Предложения для озаглавливания:

7. «Сними, тять!»

8. «Здоровый барсучище…»

2. Обобщающая беседа .

а) – Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия.

б) – Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких читали?

в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)

г) – Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же.

д) Задание III в тетради (с. 47). Завершение цитатной характеристики: дети комментируют, какие черты характера лесника названы в каждом предложении.

4. «…не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге».

6. «Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов».

8. «Барсук, говоришь? А мне и невдомёк».

е) – Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я? Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…)

Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формирова ли?

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

2. Записать заголовки частей рассказа (выписать подчёркнутые предложения).

© ООО «Баласс», 2013

Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Суровые законы жизни зимнего леса

Цель: Познакомить учащихся с произведением В. Бианки «По следам». Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.

Задачи:

    Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки

    Содействовать формированию типа правильной читательской деятельности

    Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевым словам

    Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка

    Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.

Тип урока: урок работы с новым материалом

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация

Учебная литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» учебник для 3 класса, 2 часть

Ход урока:

Этап урока

Учитель

Учащиеся

Организационный момент

Ребята, проверьте свою готовность к уроку

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей на своих рабочих местах. Настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания

Сегодня мы продолжим разговор о зимней красоте природы. И начнем мы его с прослушивания тех стихотворений, которые вы выбрали для заучивания наизусть

Чтение стихотворений наизусть (слайд 1)

1 этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация

Спасибо ребята, стихи прекрасны.

Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А давайте совершим путешествие в зимний лес. У В. Бианки есть произведение об этом. Называется оно «По следам» (слайд 2) .

О чем пишет В. Бианки?

Какие произведения вы уже читали?

Что мы знаем о В. Бианки

(слайд 3)

Опираясь на название произведения «По следам» предположите, о ком или о чем оно?

Посмотрите на иллюстрацию, можно еще что-нибудь сказать о содержании рассказа? (слайд 4)

А вы хотите совершить путешествие по следам? Тогда слушайте мой рассказ, называйте зверей, по чьим следам мы идем.

По чьим следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

В.Бианки пишет о природе, о животных

«Неслышимка», «Лесная газета», «Хвосты»…

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Отец, ученый работал в Зоологическом музее. А в квартире Бианки расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий в возрасте 5-6 лет впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Бианки закончил факультет естественных наук в университете. Главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет записи преобразились в увлекательные рассказы и сказки. В журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В 1923 году вышла первая книжка Бианки («Чей нос лучше»).

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. 35 лет писал Виталий Валентинович о лесе. Умер Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде.

Ответы учащихся

Учитель читает рассказ. дети делают свои дополнения (См. приложение №1)

По следам разных зверей в поисках какого-то особенного зверя.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение 1 части и озаглавливание

Чтение 2 части вслух «по цепочке»

Чтение 3-6 части хорошо читающими детьми

Чтение 7 части учителем

Чтение 8 части самостоятельно детьми

Прочитайте первую часть самостоятельно про себя.

Кто герои рассказа?

Что о них узнали?

Словарная работа

Объясните слова, которые встретились в тексте:

    стадо куропачей,

    сапоги валенные,

    без дела валандался

    охота пуще неволи

    фузея, бердана

Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 1 часть, подчеркните

Как вы представляете «диковинного зверя». Кто это может быть?

Словарная работа:

    Починять

Какое настроение мы видим в этой части?

Как нарастает тревога отца?

Какие действия лесника мы видим?

Словарная работа

    Мышковать (слайд 6)

    Натропили

Давайте рассмотрим следы, которые увидел на снегу отец мальчика.

Как озаглавим эти части?

Чтение 7 части учителем.

Прослушайте эту часть.

Представьте себе состояние отца, напряженность момента.

Как вы озаглавите эту часть?

Словарная работа

    Мне невдомек

Озаглавьте последнюю часть, подчеркните в тексте

Давайте прочитаем план рассказа, который у нас получился.

Чтение1 части «про себя».

Герои рассказа Егорка – сын лесника и его отец.

Егорке 13 лет, он любит охотиться. Сам лесник – опытный охотник.

Стая куропаток (слайд 5)

Бездельничал

Очень желать чего-то

Ружье (объяснение в тексте)

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

Ответы учащихся

Чинить, ремонтировать

Волнение, тревога

Прислушивается – ничего не слыхать

Заскочил в избу, выбежал, вскинул ружье к плечу, полыхнул, грохнули, сорвался с места

2. «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?»

Охотиться на мышей

Прокладка из войлока. которая отделяет порох от пули

Наделали тропинок из следов

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге…»

5. «…..подранка разве охотник бросит?»

6. «Волки! Настигли проклятые!»

7. «Сними, тять!»

Самостоятельное чтение.

Не могу догадаться

8. «Здоровый барсучище…»

Обобщающая беседа

Объясните смысл названия рассказа «По следам»

Кто из вас сумеет по памяти назвать всех птиц и зверей, которые встречались в этом рассказе?

Согласны ли вы с фразой, что лес живет по своим суровым законам?

Что нового вы узнали для себя из этого рассказа?

3 этап. Работа с текстом после чтения

Задание 3 в тетради (с.47) –закончить цитатную характеристику лесника – отца Егорки

Домашнее задание

Ребята, дома вам нужно будет записать план рассказа в тетрадь на с. 47 задание №1 и подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

Приложение №1

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка. Сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое где обглодана. Кто тут был?

Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал….

Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький.

Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его – другой след, побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след. А по другую сторону

заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт.

Заячий дал круг по полю; лисий – тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля.

А вот в стороне – опять заячий след. Пропадает, дальше идёт…

Идёт, идёт, идёт – и вдруг оборвался – как под землю ушёл! И где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

Куда лиса делась?

Куда заяц пропал?

Конспект урока по чтению.

Тема: В. Бианки «По следам».

Учебник «В океане света» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 3
класс, 2 часть.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки.

Задачи:
Образовательная:
Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
Закрепить умения учащихся работать с художественным произведением (выделять в тексте главное и составлять план);
Совершенствовать навыки чтения;
Развивающая:
Развить память, мышление, воображение;
Способствовать развитию устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности);
Воспитывающая:
Воспитать читательскую самостоятельность, внимательность.

Метод обучения: словесный, работа с книгой.

Форма обучения: беседа, чтение, составление плана.

Этапы урока:
I Оргмомент (30 с).
II. Проверка домашнего задания (5 - 7).
III. Сообщение темы урока (1 - 2 мин).
IV Подготовительная работа к восприятию текста (5 – 7 мин).
V. Анализ произведения (15 мин).
VI. Физминутка (1 мин).
VII Итог урока (5 мин).
VIII Домашние задание (1-2).
Ход урока:
Оргмомент.
- Здравствуйте, дети! Давайте подготовимся к уроку. Встанем все красиво:
выпрямим спинки, поднимем головки, ручки опустим. Теперь я вижу, что
вы готовы к уроку. Можете садиться!
Проверка домашнего задания.
- Ребята, скажите, что вам было задано на дом? (выучить наизусть стихотворение).
- Кто хочет рассказать стихотворение? Выходи к доске. А остальные внимательно слушают. (Потом читают стихотворение Слюсоренко Оля, Мендарева Ксюша, Санин Егор, Трифанов Дима, Бородина Маша).
- Молодцы! Остальных я спрошу попозже.
III. Сообщение темы урока.
- На прошлых занятиях мы читали с вами стихи о зиме в городе. Сегодня на уроке мы отправимся в загадочный, таинственный зимний лес вместе с автором В. Бианки.
IV. Подготовительная работа.
- Вы уже немного знакомы с этим писателем. Скажите, пожалуйста, о чем же пишет В. Бианки? (о природе, животных). Какие его произведения вы читали? (ответы детей). Я смотрю, вы хорошо знаете произведения В. Бианки, и вам не составит труда ответить на такой вопрос: «Какой же идеей проникнуты его произведения?» (Знайте и любите свою природу.)
- Верно! В. Бианки обращает наше внимание на то, как живут животные в лесу, что интересного может происходить в природе.
- Ребята, давайте откроем учебники на стр. 80. С каким произведением В. Бианки мы познакомимся сегодня на уроке? Прочитайте название? (По следам)
- Как вы думаете, кто его герои? (дикие животные) А где будут происходить события? (в лесу) Как вы догадались? (потому что в лесу мы можем увидеть следы диких животных) Ребята, а каких диких животных можно увидеть зимой в лесу? (лису, зайца, волка, лося и др.)
-Сейчас мы совершим путешествие по следам. Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.
«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.
Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был? (зайцы).
Идем дальше по белой равнине Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал (лось)».
(По В. Алферову)
- Кому понравилась лесная прогулка, поднимите руки? Хорошо.
- А какой след в лесу может оставить человек? Как вы думаете? (Он может оставить след на снег)
- Ребята, сейчас мы узнаем по чьим следам и зачем отправляются герои произведения В. Бианки «По следам». Мы с вами будем читать рассказ, и по ходу чтения озаглавливать части. Так что будьте внимательны!
V. Анализ текста.
- Читаем первую часть про себя.
- А теперь ответьте на мой вопрос: «Почему Егорке стало скучно?» (потому что целый день сидит в избушке)
- Где живут Егорка и отец? (В лесу) Почему? (Потому что отец Егорки работает лесником)
- Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика? (следы у этого зверя были интересные) Что он решил? (выследить диковинного зверя)
- Что еще вы узнали о Егорке и его отце7 Какие у них были отношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы по снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоится о его безопасности.)
VI. Физминутка.
Словарная работа.
- Ребята, объясните, как вы понимаете следующие слова:
стадо куропачей (стая куропаток);
сапоги валенные (валенки);
без дела валандался (бездельничал);
охота пуще неволи (очень желать чего-то);
фузея, бердана (ружье, одноствольное)
- Подумайте, какими словами из текста можно озаглавить первую часть? (ответы детей)
- А я озаглавила первую часть так: «Следы таинственного зверя.»
- Читаем вторую часть про себя. (дети готовят вопросы по ходу чтения. Затем перечитывают вслух и задают вопросы).
Возможные вопросы:
- Когда лесник заволновался, что нет дома сына?
- Какие слова выражения доказывают, что отец беспокоится и ждет сына?
- Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?
- От чего вздрогнул лесник?
- Почему отец поспешил в лес?
- Ребята, подчеркните в тексте слова-действия отца(Поел, вышел, прислушался, стоит, вздрогнул, екнуло в груди, заскочил в избу, выбежал, вскинул двустволку). Почему в такой последовательности автор использует эти слова? (нарастает напряжение, волнение)
- Ребята, какие слова вам не понятны? (предполагаемые ответы детей)
- Как можно озаглавить вторую часть?
- Посмотрите как озаглавила эту часть я:
- Третью часть читает вслух Катя Царева.
- Продолжает читать Санин Егор.
- О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына).
- Какие слова повторяются много раз? (тихо, темно). Чем это объясняется?
- В этой части автор использует очень короткие предложения, с разной интонацией. Почему?
- Что вы почувствовали прочитав эту часть? О чем задумались?
- Давайте озаглавим эту часть.
- Четвертую часть начинает читать Волабуева Настя. Остальные внимательно следят по тексту.
После первого предложения.
- Ребята, как можно сказать по-другому? (начало рассветать) Как вы думаете, почему авторский вариант удачнее? (рассвет мы видим глазами лесника, который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)
- Настя, продолжай дальше читать.(после первого абзаца)
- Почему так изменился лесник?
- Зачем отправился лесник в лес?
- Почему он мог «читать по снегу, как по книге» ?
- Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?
- А у белки какие следы? (Вытянутые, продолговатые следы, а за ним точки)
- Что такое наст?
- Что это за малики?
- Продолжает читать Люкина Даша.
- Какие чувства отец испытывает, идя по следу сына? (тревогу, надежду, гордость за сына).
- Повторите путь лесника, по каким следам он шел? (Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, куропаток, обгорелый пыж)
- Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?
- Озаглавьте 4-ю часть.
- Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?
- Ребята, сядьте все ровненько. Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте.
- Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.
- Что такое подранок? Как вы поняли? (Раненный охотником зверь)
- Почему эта часть кончается словами: «Ходу! Ходу!»?
- Как можно озаглавить 5-ю часть?
VII. Итог урока.
- Ребята, произведение какого автора мы только что прочитали? (В. Бианки)
- Как называется его рассказ? (По следам)
- Что вы узнали нового и интересного из прочитанных частей? (кто шел по следам, почему, но еще не узнали, куда приведут следы)
- Это вы узнаете дома.
VIII. Домашнее задание.
- откройте свои дневники и запишите задание на следующий урок:
Дочитать рассказ, озаглавить части (задание 1 в тетради, с. 36).
Ответить на вопросы (с. 87)
- Спасибо вам большое за работу. Вы сегодня хорошо поработали.


Приложенные файлы

Урок литературного чтения

В.Бианки «По следам»

3 класс

Тема: В.Бианки «По следам»

Цели: I Познавательные цели:

  1. продолжать работу по формированию правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;
  2. совершенствовать умение составлять цитатный план;
  3. учить размышлять и делать открытия по прочитанному

произведению.

II Развивающие цели:

  1. развивать наблюдательность при работе с художественным словом;
  2. способствовать развитию умения находить эмоционально – выразительные средства в художественном произведении;
  3. обогащать словарный запас учащихся.

III Воспитательные цели:

1) воспитывать любовь к родной природе;

2) воспитывать чувство сопереживания, доброты и любви к людям.

Ход урока

I. Орг. момент

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

II. Проверка домашнего задания

а) В каком из трёх прочитанных на прошлом уроке стихотворений передаётся ощущение движения?

Б.Пастернак. «Первый снег» (Чтение)

б) В каком стихотворении поэту удалось по-детски почувствовать и передать ощущение праздника?

А.Башлачев. «Рождественская» (Чтение)

В) К какому стихотворению вы сделали иллюстрации?

Прочитайте стихотворение Давида Самойлова.

Рассматривание детских рисунков к стихотворению Д. Самойлова. Краткий анализ.

III. Cообщение темы урока

Мы читали с вами стихотворения о зиме в городе. А хочется ли вам совершить путешествие в зимний лес?

IV. Актуализация знаний

Портрет писателя.

О чем пишет В.Бианки?

Какие его произведения вы читали?

Выставка книг.

Чему учат книги В.В.Бианки? (Знать и любить природу).

Откройте учебник на с.66.

Как называется произведение?

Рассмотрите иллюстрации. Кто его герои?

Где будут происходить события? Как догадались?

А хотите совершить путешествие по следам? Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

1)В стороне на снегу крестики тонких пальцев. (Птицы)

2) Кругом петли-дорожки (Мышь)

3) Вот кто-то по насту прыгал. Задние ноги у зверя длинные – следок от них тоже длинный. А передние ноги короткие, маленькие, - следок от них точечками. (Белка)

4) А эти следы густо натропили: тут у них и петли, и прыжки. (Зайцы)

5) Что за диковина? Невелика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди. (Барсук)

6) Машистые, словно собачьи следы.» (Волки)

Понравилась ли вам лесная прогулка?

А сейчас мы узнаем, по чьим же следам и зачем отправятся герои

Рассказа В.Бианки.

V. Первичное чтение и анализ частей

а) Чтение 1-й части (про себя)

Почему Егорке стало скучно?

Где живут Егорка и папа? Почему?

Чем заинтересовали мальчика неизвестные следы? Что он решил? Докажите словами из текста.

Что еще узнали о Егорке и его отце?

Какие у них были взаимоотношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы на снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоился о его безопасности).

Объясните, как вы понимаете следующие слова и выражения:

стадо куропачей (стая куропаток);

Сапоги валеные (валенки);

Без дела валандался (бездельничал);

охота пуще неволи (очень желать чего-то);

фузЕя, бердана (прочитайте в тексте).

Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

(«Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя».

«Охота пуще неволи»).

б) Чтение 2-й части.

Прочитайте текст второй части про себя и подготовьте вопросы к этой части.

Когда лесник заволновался, что сына нет дома?

Какие слова и выражения доказывают, что отец беспокоится и ждёт сына?

Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?

Отчего вздрогнул лесник?

Почему отец поспешил в лес?

Вопросы и задания учителя:

Найдите слова – действия отца.

Отложил, пошел починять, кончил стучать, зашел, поправил, зажег, вынул,

Поел, вышел, прислушался, вздрогнул, заскочил, выбежал, вскинул, слушает, сорвался, подвязал.

(Нарастает напряжение, волнение).

Как озаглавите эту часть?

(«… Не иначе на Егоркин след напали звери».)

А у вас напряжение и волнение возросло? Вы волнуетесь за Егорку?

Давайте отдохнем.

Физкультминутка

(поморгать глазами)

(посмотреть в окно)

(посмотреть влево – вправо)

(посмотреть вверх)

(посмотреть вниз)

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

в) Чтение 3-й части вслух без комментариев.

О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына.)

Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объясняется? (Тихо. Темно.)

Что вы почувствовали, прочитав эту часть? О чем задумались?

Озаглавьте эту часть.

(«Пропал парнишка!»)

д) Чтение 4-ой части. (Чтение с комментированием).

После 1 – го предложения:

Как можно сказать по-другому? (Начало рассветать).

После 2–го абзаца:

Почему так изменился лесник?

«Приладил лыжи и побежал по следу.»

Зачем отправился лесник в лес?

«Читает по снегу, как по книге»

«Мышковали тут…»

Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?

«А передние ноги короткие…»

А у белки какие следы? (Вытянутые, продолговатые следы, а за ними точки.)

Что такое наст? (Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели).

«На поляне Егорка…»

Что это за малики?

Пыж , кусок войлока, кожи, картона, которым в охотничьем ружей отделяют порох от дроби или пули.

Вопросы и задания после чтения:

Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына? (Тревогу, надежду, гордость за сына.)

Повторите путь лесника, по каким следам он шел. (Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, следы куропаток, обгорелый пыж.)

Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

Озаглавьте 4-ю часть.

(«Эх, лихой рос охотник…»)

Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?

Е) Чтение 5-й части. (Читает учитель).

Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.

Кто такой подранок? (Раненный охотником зверь).

Почему эта часть кончается двумя словами: «Ходу! Ходу!»

Озаглавьте её.

«Ходу! Ходу!»

VI. Итог урока

Что особенно взволновало вас в рассказе?

Вам стало страшно за жизнь мальчика? Почему?

Рассказ В. Бианки называется «По следам». Что мы узнали из прочитанных частей? (Кто шёл по следам, почему. Но ещё не узнали, куда приведут следы.)

Дом. задание:

  1. Дочитать рассказ, озаглавить части.
  2. Ответить на вопросы после текста.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...