Завязка действия. Завязка, что это такое завязка. Завязка в литературе это

Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Это противостоит истинная детская литература, изначальные народы, и она героическая. Воспитать истину, красоту и героизм. Между тем, человек не живет достаточно, когда нужно жить; в то время как он отсутствует, когда он должен быть более настоящим. В то же время в школах комментарий был исключен подпрограммой сциентизма и нечувствительность, но мы должны восстановить в задаче спасения мира, который требует человечества.

Она - мать, с которой мы всегда можем повернуть, когда мы счастливы или пустыне, чтобы найти защиту, комфорт и мудрость. Давайте сделаем это так, как есть, и должны быть нерушимой истиной. В этой связи детская литература - это ключевая вещь, инструмент и оружие в наших руках.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Сюжеты древнерусской литературы

В этот период Бразилия еще не была страной, а только одной из колоний Португалии и не имела какого-либо подлинно бразильского художественного или интеллектуального производства. Кинхентизм отмечен европейской точкой зрения о Бразилии, то есть впечатлениями о фауне, флоре и, особенно, коренным народам, коренным народам «новых открытых земель».

Рассказы рассказывали истории, посвященные амбициям, намерениям и целям европейского человека, в поисках новых земель и богатства. Эти тексты были подготовлены в основном авантюристами, иезуитами и миссионерами, которые проходили через бразильские земли.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Этот тип литературы рассматривается многими учеными как паратерапевт, поскольку он противоречит общепринятым нормам литературы. Информационная литература была ориентирована на описание и отчетность всех вещей, найденных на бразильских землях, с целью информирования правителей и знати Португалии об их доменах.

Каминья был главным клерком корабля Педро Альвареса де Кабрала и рассказывал в богатых текстах прилагательных физические характеристики новой открытой земли, помимо жителей, которые там жили, и их обычаев. В настоящее время производственные материалы, созданные для информационной литературы, имеют решающее значение для историков, чтобы понять, как Бразилия была до полного включения европейской культуры в страну.

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.


Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.


Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.


Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».


Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

что такое ЗАВЯЗКА

завязка

завя ́зка

ж.

1) Тесемка, веревка, которой что-л. завязывается.

а) Исходный момент, начало каких-л. событий, действий.

б) Эпизод, с которого начинается развитие сюжета (в литературном произведении).

3) разг. Действие по знач. глаг.: завязать (3*1а1), завязаться (1а1).

ЗАВЯЗКА - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

2. То, чем завязывают (тесьма, лента, верёвка). Фартук с ~ми.

3. Начало, исходный пункт каких-н. действий, событий; начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой. З. боя. З. драмы. З. романа.

По завязку, под самую завязку (прост. ) по горло, до предела. Наелся по (под) завязку.

| прил. завязочный , -ая, -ое (ко 2 знач. ).

ЗАВЯЗКА - Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка

что такое ЗАВЯЗКА

завязка

ЗАВЯ́ЗКА, завязки, ·жен.

1. только ед. Действие по гл. завязывать - завязать 1 в 1 ·знач. (·разг. ). Необходимо улучшить и ускорить завязку пакетов.

2. Предмет, служащий для завязывания чего-нибудь; то, чем завязывают, тесемка, ленточка. Халаты бывают на пуговицах и с завязками.

3. только ед. Начало, основание, исходный пункт каких-нибудь событий и действий (в жизни или в описании ее - романе, драматическом произведении). Завязка драмы. «Читая "Рославлева"..., увидел я, что завязка его основана на истинном происшествии.» Пушкин. Завязка боя.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...