Стилистика и описательные дисциплины. Предмет и объекты стилистики

В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т.е. язык изучается "по всему разрезу его структуры сразу" (Г.О. Винокур).

В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокур и др. На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей, т.е. она изучает "диалектику языка в речи" (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.

Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определенным видом деятельности, и разрабатываются на практике те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания.

Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка.

Кроме того, функциональная стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов.

Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Знания о функциональном аспекте языка, а, следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру.

Кроме того, имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т.д.

В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т. е. язык изучается «по всему разрезу его структуры сразу» (Г. О. Винокур).

В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования A. M. Пешковского, Л. В. Щербы, Г. О. Винокура, В. В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах М. Н. Кожиной, А. Н. Васильевой, О. Б. Сиротининой, М. Н. Шмелева, Т. Г. Винокур и др. На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей, т. е. она изучает «диалектику языка в речи» (А. Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.

Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определенным видом деятельности (биосоциальной, преобразовательной, гносеологической, эстетической, коммуникативной и др.), и разрабатываются на практике те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания.

Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями — это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка.

Кроме того, функциональная стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов.

Главная задача стилистики — изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры.

Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи 1 и методики преподавания языка в средней школе, она имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т. д.

Задачами стилистики являются: изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи, 2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

Примечание:

1. Значимость стилистики как теоретической базы культуры речи неоднократно подчеркивали Г. О. Винокур и В. В. Виноградов, заложившие основы научной культуры речи, опираясь именно на функциональный подход. Функционально-стилистическую направленность имеют и современные разработки проблем культуры речи (см., например, исследования Л. И. Скворцова, В. Г. Костомарова, А. Н. Васильевой и др.).

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Предмет изучения стилистики

Иностранные языки, филология и лингвистика

Существуют стилистика языка и стилистика речи лингвостилистика и литературоведческая стилистика стилистика от автора и стилистика восприятия стилистика декодирования и др. Стилистика языка исследует с одной стороны специфику языковых подсистем называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря фразеологии и синтаксиса и с другой стороны экспрессивные эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты рассматривая каким образом...

Стилистикой называется наука об употреблении языка, отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения. Существуют стилистика языка и стилистика речи, лингвостилистика и литературоведческая стилистика, стилистика, от автора и стилистика восприятия, стилистика декодирования и др.

Стилистика языка исследует, с одной стороны, специфику языковых подсистем, называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря, фразеологии и синтаксиса, и, с другой стороны, — экспрессивные, эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты, рассматривая, каким образом они передают содержание, не только следуя нормам, известным грамматике и стилистике языка, но и на основе значащих отклонений от этих норм.

Предмет изучения стилистики – эмоциональная экспрессия языка, все выраз.ср-ва языка. -> стилистика – наука о выраз.ср-вах языка+ наука о функц.стилях

Объект стилистики – язык.

Предмет – проблемы языкового употребления, функционирования и всей системы в целом.

Задачи стилистики:

1) Исследование комплекса спец. языковых средств, которые обеспечивают достижение желаемого эффекта исследования

2) Изучение экспрессивных ресурсов различных уровней языка

3) Описание национальной нормы языка

4) Изучение и описание функциональных стилей

Разделы стилистики и связь стилистики с другими дисциплинами

Стилистику принято подразделять на лингвостилистику и литературоведческую стилистику.

Лингвостилистика, основы которой были заложены Ш. Балли, сравнивает общенациональную норму с особыми, характерными для разных сфер общения подсистемами, называемыми функциональными стилями и диалектами (лингвостилистика в этом узком смысле называется функциональной стилистикой) и изучает элементы языка с точки зрения их способности выражать и вызывать эмоции, дополнительные ассоциации и оценку.

Интенсивно развивающейся отраслью стилистики является сопоставительная стилистика, параллельно рассматривающая стилистические возможности двух и более языков. Литературоведческая стилистика изучает совокупность средств художественной выразительности, характерных для литературного произведения, автора, литературного направления или целой эпохи, и факторы, от которых зависит художественная выразительность.

ЛингвоС. и лит.С подразделяются по уровням на лексическую, грамматическую и фонетическую стилистику.

Лексическая стилистика изучает стил.функции лексики и рассматривает взаимодействие прямых и переносных значений. Лекс.стилистика изучает разные составляющие контекстуальных значений слов, их экспрессивный, эмоциональный и оценочный потенциал и их отнесенность к разным функционально-стилистическим пластам. Диалектные слова, термины, слова сленга, разговорные слова и выражения, неологизмы, архаизмы, иностранные слова и т.д. изучаются с т.зр. их взаимодействия с разными условиями контекста. Важную роль в стилистическом анализе играет разбор фразеологических единиц и пословиц.

Грамматическая стилистика подразделяется на морфологическую и синтаксическую. Морф.стилистика рассматривает стилистические возможности различных грамматических категорий, присущих тем или иным частям речи. Здесь рассматриваются, например, стилистические возможности категории числа, противопоставлений в системе местоимений, именной и глагольный стили речи, связи художественною и грамматического времени и т.д. Синт.стилистика исследует экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи. Важное место здесь занимают фигуры речи — синтаксические, стилистические или риторические фигуры, т.е. особые синтаксические построения, придающие речи добавочную выразительность. Как в лингво., так и в лит.С много внимания уделяется разным формам передачи речи повествователя и персонажей: диалог, несобственно-прямая речь, поток сознания и др.

Фоностилистика, или фонетическая стилистика, включает все явления звуковой организации стихов и прозы: ритм, аллитерацию, звукоподражание, рифму, ассонансы и т.п. — в связи с проблемой содержательности звуковой формы, т.е. наличия стилистической функции. Сюда же относится рассмотрение нестандартного произношения с комическим иди сатирическим эффектом для показа социального неравенства или для создания местного колорита.

Практическая стилистика учит умению правильно выражаться. Советует использовать слова, значения к-х мы знаем. Не злоупотреблять такими словами как staff, избегать фр. слов (faux-pas вместо mistake), тавтологии (decline to accept). Учит правильно обращаться с языком. Все должно употребляться согласно случаю.

Функциональная стилистика изучает стиль как фун.разновидность языка, особенно в худ.тексте.

Связь стилистики с древними дисциплинами:

Литературоведение (изучение содержания)

Семиотика (текст – система знаков, можно по-разному прочитывать знаки) Эко, Лотман

Прагматика (изучает воздействие)

Социолингвистика (отбор яз.ср-в в отличие от ситуации общения, статус общения, отношения)

Связь стилистики с нелингвистическими науками

Психология

Социология

Гносеология (познание о познании)

Логика (наука о формах, методах и законах интеллектуальной деятельности)

Герменевтика (направление в философии 20 века)

Связь стилистики с общефилологическими дисциплинами

Риторика

Поэтика (теория поэзии)

Словесность (литература)

Прагматика (раздел семиотики, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использовал)

Связь стилистики с речеведческими науками(лингвистическими)

Культура речи

Лексикология

Грамматика

Паралингвистика

Лингвострановедение


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82276. Роль СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ 32.11 KB
Социальногуманитарные науки являются социальнокультурным феноменом изменяются вместе с обществом. Социальногуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества для понимания человеком своего места в социальной среде. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке так как первая лишь излагает определенные идеалы а вторая мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий М. Социальногуманитарные науки развиваются в настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с...
82277. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания в современных условиях. Смена лидирующих дисциплин 35.88 KB
Вместе с тем региональные и функциональные различия науки обусловленные уровнем экономического технологического развития природными ресурсами вносят определенную спецификацию в совокупный потенциал развития науки. Одним из бесспорных мировоззренческих итогов науки начала XXI в. В основе научного мировоззрения лежит представление о возможности научного постижения сущности многообразных явлений современного мира о том что прогресс развития человечества связан с достижениями науки. Острые споры ведутся вокруг проблемы взаимоотношений...
82278. Возрастание роли гуманитарных знаний в современном обществе. «Сообщество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков 31.17 KB
Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Важнейшими функциями социальных наук в современном обществе является критика действительности и ее проблематизация. Изучаются явления лежащие на стыке социальных и экономических сфер жизнедеятельности общества.
82279. Проблема глобализации в социально-гуманитарных науках 32.66 KB
Учение интенсивно развивается и в рамках биологии исследование механизмов эволюции на молекулярном клеточном организменном уровнях. Для того чтобы описать движущие силы эволюции любого объекта нашего мира был создана синергетика новая междисциплинарная область Н исследований новое направление решения Н проблем. В настоящее время в Н в целом и в синергетике в частности используется принцип нелинейности многовариантности альтернативности путей темпов эволюции необратимости эволюции возможность непредсказуемых изменений. Поновому...
82280. Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре и человеке. (Аристотель, Гегель, Гоббс) 36.04 KB
Ее называли наукоучением метанаукой наукой о науке а в западной традиции эпистемологией учением о знании или философией науки. Философия фундаментальное основание теоретической науки. Философия науки это область лежащая на границе философии и конкретного научного математического естественнонаучного гуманитарного социального технического знания. Как известно существуют различные науки: математика естествознание гуманитарные социальные и технические науки.
82281. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе и культуре. Природа, общество и культура в социальном познании 36.36 KB
Появление научного знания не отменило и не упразднило не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке философии мифологии политике религии и т. соответствуют специфические формы знания.
82282. Зарождение и формирование научных дисциплин социально- гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания 37.28 KB
Проблема истории науки не была предметом специального рассмотрения ни философов ни ученых работавших в той или иной области научного знания и только в трудах первых позитивистов появляются попытки анализа генезиса науки и ее истории создается историография науки. Разработка истории науки началась только в XIX в. Признание истории науки как специальной научной дисциплины произошла только в 1892 г. когда во Франции была создана первая кафедра истории науки Одна из главных проблем характерных для истории науки понять объяснить как...
82283. Зависимость научных знаний от социального контекста: классическая, неклассическая и постклассическая наука 38.73 KB
создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как таковой как целостного триединства т. Тот переворот который совершил в астрономии польский астроном Николай Коперник 1473-1543 имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. характеризуется торжеством опытного экспериментального подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем 1628 установление магнитных свойств Земли Гильбертом...

3) Стилистика текста

Понятие нормы, как одно из важнейших в стилистике. Норма языковая и функционально-стилевая. Вариативность нормы.

Стилистическая норма – это правила регулирующие применение стилистически и экспрессивно окрашенных языковых средств. В соответствии с целью, ситуацией, содержанием, условием общения, требованиями жанра. Проблема норма, тем более стилистической нормы, теснейшим образом связана с проблемой соотношения культуры речи как самостоятельной научной дисциплины, с одной стороны, и стилистически – с другой. Ни та ни другая проблема не нашла еще, к сожалению, в языкознании однозначного решения. Они важны для практики, для методики обучения языку, для определения стилистических и иных речевых ошибок. «Литературная норма – это некоторая совокупность коллективных реализаций языковой системы, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые» - Скворцов вводит понятие динамичной нормы, включая в него и признак потенциальных возможностей реализаций языка. Он настаивает на необходимости четкого отличия явлений собственно нормы от кодификации. Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Бывает вариативность нормы. Вопрос о стилистической норме тесно связан с вопросом соотношения культуры речи и стилистики, первая область исследований имеет дело прежде всего с понятием языковой нормы. Порой эти науки отождествляются. Предметом культуры речи считается не только правильность, но и искусство речиЮ а стилистика включается в культуру речи. Культура речи пересекается с проблематикой стилистики и даже включает в себя некоторые ее аспекты. У каждой из этих наук свои специальные задачи и свой предмет исследования. Большинство исследователей различают языковые нормы литературного языка с одной стороны, и нормы стилистические – с другой. По мнению Петрищевой речевые стилистические нормы – это коллективные привычки употребления окрашенных элементов языка в тех или иных условиях, не остающиеся неизменными. Ризель под стилистическими нормами понимает обязательные в данное время закономерности отбора и организации языковых норм в функциональных стилях и жанровых подстилях.

Функционально-стилистические нормы имеют более свободный характер, чем общеязыковые. Степень допустимости отхода от правил организации речи меняется в зависимости от того, какое место центральное или периферийное имеет данное высказывание. В первом случае нормы строже и определеннее, а во втором свободнее и вариативнее. Эта свобода оставляет простор для творческих возможностей. Понятие нормы обычно связано с единством стиля – недопустимость столкновения в контексте средств с различными стилистическими маркировками. Недопустимо заполнять разговорную речь книжными высокими словами или научную и деловую – разговорными. Но в частности столкновение разностилевых элементов издавна считается эффективны приемом публицистической речи.

Основные понятия и категории стилистики: стилистический уровень, стилистические ресурсы, методы стилистических исследований.

Предметом стилистики являются выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, закономерности употребления языка в разных ситуациях общения и своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы. Стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте, в процессе функционирования. Стилистические приемы могут твориться заново, строиться по известным моделям и использоваться в готовом виде. Они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими, а так же собственно текстовыми сущностями. Особого уровня стилистические приемы не образуют, составляют неравнозначные единицы и явления. Все эти средства объединяются единой функцией в речи – направленностью на эффективность высказывания. «Стилистика приемов» представляет собой аспект употребления языка, относится к функционированию языка.

Стиль теснейшим образом связан с текстом и т.к. он связан с функционированием языка, особый угол зрения на язык в качестве стилистического – это и есть текстовый аспект. Понятия стиля и текста нельзя отождествлять. Текст является лишь материалом, откуда извлекается стиль. Текст – это своего рода место приложения стиля. Текстовая ткань, единицы и категории текста являются лишь средствами реализации стиля. Стиль не отождествляется с текстом, последний не составляет особого стилистического уровня в системе языка. Стиль – это лишь одно из свойств текста. Предметом лингвостилистики не является само по себе содержание, выраженное в речи, в тексте. Лингвостилистический анализ теснейшим образом связан с анализом содержания. Стилистический анализ состоит в выявлении того, в какой степени адекватно речевая ткань передает адресату содержание высказывания, цели и намерения говорящего и каким образом стиль речи помогает глубже проникнуть в содержание. При анализе разных функциональных стилей значимость фактора содержания оказывается неодинаковой: наиболее велика она в художественной речи. Сами по себе задачи анализа даже художественного текста могут быть различными. Для выявления общей специфики художественной речи в отличие от других функциональных стилей, достаточна опора на тип содержания, на общие принципы использования языка для передачи образной мысли. Стилистика в отличие от других отделов лингвистики, изучает выразительные возможности языка. Стилистика имеет свой особый предмет исследования. Эта наука имеет свой специфических понятий и категорий: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилевая черта… У стилистики обширная проблематика неизвестная другим лингвистическим наукам: 1) определение стиля, так же функционального стиля, соотношение стиля языка и стиля речи. Специфика и речевая системность стиля речи. 2) определение закономерности функционирования языка в разных сферах общения. 3) классификация функциональных стилей. 4) проблема объективного и субъективного в стиле. 5) соотношение функциональных стилей и форм речи. 6) проблема диахронии и синхронии в стилистике. И др.

В стилистической области исследования разработаны свои методы анализа материала. В последнее время при исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных факторов приобрели широкое применение стилистико-статистические методы исследования.

Стилистика как раздел языкознания. Объект и предмет стилистики. Современное состояние стилистики как науки. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики.

Стилистика – это раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования языка в процессе речевой коммуникации, функционирование языковых единиц и категорий в рамках литературного языка, в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а так же функционально стилевая система или система стилей литературного языка в их современном состоянии и в диахронии.

Бельчиков выделил подразделы стилистики:

1) функциональная стилистика – это и есть система стилей русского языка.

2) Стилистика языковых единиц – это может быть: практическая стилистика и стилистика ресурсов.

3) Стилистика текста

4) Стилистика художественной речи.

Предмет стилистики включает следующие компоненты:

Выразительные возможности и средства разных уровней языка;

Стилистическое значение языковых единиц (коннотации);

Коммуникативно-обусловленные закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения;

Речевая организация, специфичная для каждой сферы.

Стилистическая структура языка:

Это такая организация языковых средств, нейтральных и стилистически маркированных, которая как бы накладывается на общую систему языка, имеющую уровневое строение, и служит для выполнения языком различных функций, сопровождающих основную коммуникативную функцию языка.

Коннотация – функционально-стилистическая или эмоционально-экспрессивная окраска языковой единицы узуального или окказионального характера: волосенки.

В самом общем виде язык определяют как средство общения. При изучении языка делается акцент на слово «средство». Определение сущности всякого научного объекта, тем более такого сложного, как язык, представляющего собой динамичную систему, требует не только структурной его характеристики, но и функциональной. Еще Аристотель определял всякий объект изучения с 2х сторон: с точки зрения его структуры и в аспекте его функциональных признаков.

Функционирование языка – это не просто сложение по правилам синтагматики знаний языковых единиц. Взаимопонимание с учетом проявляющихся в контексте общения «речевых прибавок». Например, когда кто-то из медиков впервые употребил выражение «лицо болезни», то здесь проявились возможности языковой системы для такого употребления (перенос значения). Однако именно такое значение у слова лицо и такое словосочетание не закодированы заранее в системе языка и потому до определенного момента не известны слушающему, хотя он, впервые услышав это словоупотребление, понимает смысл высказывания. Язык и речь, точнее собственно системный и функциональный аспекты языка, составляют единство, но не тождество.

Будаков писал: «стилистика – душа любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место, как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе.»

Степанов следующим образом определяет значение стилистики для теории языкознания и др. отраслей науки: «исследование национальной культуры, языка и психологи стали гораздо определеннее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания».

Предмет стилистики:

1)Стилистика изучает фонетические, лексические, словообразовательные, синтаксические, морфологические средства с точки зрения их экспрессии, устанавливая их стилистическую окраску и возможности, несвязанные с определённым стилем речи

2)изучает все средства языка с точки зрения их соответствия их определённым условиям и целям общения

3)изучает системы языковых средств с определённой стилистической окраской, формулирующейся в определённых сферах общественной реальности

Задачи стилистики:
1.Изучение языковых средств всех уровней с т. зр. экспрессивности, то есть выразительных возможностей.
2.Изучение языковых средств всех уровней с т. зр. их принадлежности к определенным подсистемам языка (функциональным стилям).
3.Изучение языковых средств с т. зр. их соответствия определенным условиям, целям и особенностям общения.
4.Изучение и описание функциональных стилей русского языка (научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный, художественный).

В круг задач стилистики входит анализ языковых средств со стороны их значения и экспрессивных возможностей, а также со стороны их принадлежности к тому или иному функциональному стилю языка.

Виды стилистик :1)Стилистика ресурсов



Изучает стилистические ресурсы языка, это относительная стилистика, которая характеризует стилистически-окрашенные средства языка

2)функциональная стилистика

Исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего изучает стилистику и речевую системность функциональных стилей. включает стилистику текста, стилистику художественной речи.

3)стилистика художественной литературы

Носит лингво-литературоведческий характер, изучается индивидуальная речь, стиль писателя и отдельных художественных произведений

4)практическая стилистика

Изучает использование языковых единиц в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения носителей литературного языка.

5)стилистика текста

Изучает текстовый уровень языка и его структуру

3.Язык и стиль. функционирование языка как основа стилистики.

Основные признаки стиля - социальная сущность, коммуникативная функция, отражательная и познавательная способность, системный. Язык определяют как средство общения. Язык - это не просто система знаков. Его социальная природа проявляется в изначальной связи с человеческой деятельностью и общением.

Язык исследуется обычно не в целом, а с какой-либо одной стороны: логической, структурно-системной, психологической и т.д.

Стилистика изучает то, как использ. ед. и категор. яз.для выраж. мыслей, эмоций, обмена мнениями для передачи инфо. Стилистика выясняет: как используется язык в целях выполнения потребности общества – наладить общение людей, как функционирауют те или иные яз. средства, как они соотносятся и взаимодействуют в тексте, в условиях общения. Стил. разрабатывает проблему яз-ого употребления. С.изучает вопросы использования, функций яз, яз средств в ходе речевой коммуникации, она относится к функц.-коммуникативным дисциплинам языкознания.

4. Понятие "стиль" в лингвистической стилистике.

1) Стиль – разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой.

2) Стиль – общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов: ораторская речь, статья в газете, научная лекция, судебная речь, бытовой диалог.

3) Стиль – индивидуальная манера, способ, которым исполнен данный речевой акт или литературно-художественное произведение.

4)Функциональный стиль - разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями .

При характеристике функционального стиля важно определить

Сферу общения (бытовая, официальная, эстетическая, общестенно-политическая, общественная)

Функцию речи (общение, сообщение, воздействие)

5)языковая парадигма или система эпохи, т.е. состояние языка в стилевом отношении в данное

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...