Смысл названия гроза островский презентация. Презентация "история создания пьесы "гроза"

1 слайд

Драма А.Н.Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие

2 слайд

Цель урока: Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины

3 слайд

1. Творческая история драмы «Гроза» Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов XIX века.

4 слайд

По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

5 слайд

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.

6 слайд

В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.

7 слайд

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года. Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.

8 слайд

Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.

9 слайд

Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.

10 слайд

В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.

11 слайд

2. Тема, идея, конфликт пьесы В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно-бытовыми порядками

12 слайд

Частные темы: - рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи; - излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

13 слайд

Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; - отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве; - наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

14 слайд

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».

15 слайд

В чём заключается конфликт? А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

16 слайд

К нему присоединяются конфликты: Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

17 слайд

3.Система художественных образов. «Темное царство»: Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша. Жертвы «тёмного царства»: Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон

18 слайд

Значение имён в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

19 слайд

4.Композиция пьесы. Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д.I, явление 1-4).

20 слайд

Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение. (Д.I, явление 5).

Презентация по слайдам

Текст слайда: История создания драмы «Гроза».

Текст слайда: Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. “С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

Текст слайда: “Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

Текст слайда: В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

Текст слайда: А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Текст слайда: Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Текст слайда: Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

Текст слайда: Спасибо за внимание!


  • А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
  • В его пьесах вместилась вся Россия - её быт, нравы, история.
  • Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

1850 г.

Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»


1853 г.

И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»


1854 г.

Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении

г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »


1860 г.

М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ».


1868 г.

« Островский

почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера ».



1879 г.

  • В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
  • («Новое время», 26 января 1879 г.).

Пьеса «гроза»


История создания пьесы

  • На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
  • Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.

Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»


Смысл названия пьесы «Гроза»

Природное явление

Гроза как природное явление становится

Социальное столкновение

фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Столкновение убеждений консервативно

настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы


Городок Калинов

  • Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности

  • В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
  • Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
  • Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...

(Кулигин)


Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

«Тёмное царство»

Жертвы «тёмного царства»

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать, приспосабливаться.
  • Олицетворяют гнетущую власть.
  • Враги всего живого и нового.
  • Кабаниха, Дикой.
  • Угнетённые и бесправные
  • Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
  • Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

герои

«самодуры

цитаты

русской жизни»

смирившиеся

приспособившиеся

Катерина


Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”

«самодуры

герои

цитаты

русской жизни»

Кабаниха

смирившиеся

приспособившиеся

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»

Катерина

«Где уж мне своей волей жить»

«Лишь бы всё шито-крыто было…»

«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»


Что привело к трагедии Катерины

Жизнь Катерины

в родительском доме

Жизнь Катерины

Сердечное отношение родных

в доме Кабановой

Жестокое отношение Кабанихи

Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок

Постоянный духовный бунт

Относительная свобода

Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная

впечатлительность,

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

романтическое отношение к жизни

осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни;

страстное стремление к свободе, любви, счастью


Явление природы

Наказание господне

Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова…

ГРОЗА

«грозовая» стихия любви Катерины

Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет


Нравственные проблемы:

  • Проблема человеческого достоинства
  • Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
  • Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
  • Проблема семьи и семейных отношений

Темы для сочинения

  • Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
  • Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье?

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе

  • Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
  • М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
  • “ Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Кострома.

Государственный драматический театр

им. А.Н.Островского


Государственный академический Ма́лый театр России - драматический театр в Москве.

1 слайд

История создания драмы «Гроза».

2 слайд

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. “С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

3 слайд

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

4 слайд

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

5 слайд

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

6 слайд

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

1 слайд

История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»

2 слайд

История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

3 слайд

Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

4 слайд

Значение названия пьесы «Гроза» Вывод. Смысл заглавия: гроза в природе - освежает, гроза в душе - очищает, гроза в обществе - освещает (убивает).

5 слайд

Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

6 слайд

Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.

7 слайд

Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Возраст героев «Хозяева жизни» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

8 слайд

Система действующих лиц пьесы Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

9 слайд

Система действующих лиц пьесы Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

10 слайд

11 слайд

Особенности раскрытия характеров героев Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...