Скр ярослав мудрый проекта 11540. Отечественное оружие и военная техника

Вся история российского военного флота тесно связана с боевыми кораблями, основной задачей которых была сторожевая служба. В настоящее время сторожевые корабли являются самым многочисленным классом во всём российском ВМФ. Данные фрегаты — одни из самых универсальных кораблей, так как круг задач, которые им приходится выполнять, необычайно широк. Сторожевые корабли в случае вражеской агрессии примут на себя первый удар, поэтому их маневренность и вооружение должно отвечать всем современным параметрам.

Причина появления сторожевых кораблей проекта 11540

К концу 1970-х годов перед Советским союзом остро встала задача активной обороны своих морских рубежей. Холодная война, которая хотя и немного затихла после Карибского кризиса, всё ещё заставляла правительство СССР опасаться вражеского нападения, а особенно диверсий, которые могли исходить со стороны США. Для надёжной обороны морских границ требовалось создать новые современные сторожевые корабли, которые не только бы не уступали, а превосходили американские корабли по всем параметрам.

Появление в Европе и США новых моделей сторожевых кораблей заставили Высшее командование военно-морского флота СССР срочно искать выход из сложившейся ситуации. Ответом Европе и США послужил проект 11540, согласно которому на судостроительных заводах должны были производиться военные сторожевые корабли под кодовым названием «Ястреб».

Основные цели, которые ставились перед фрегатами «Ястреб»

Новые сторожевые судна проекта 11540 «Ястреб» планировалось передать в распоряжение Балтийского флота, где они должны были обеспечить превосходство СССР на Балтийской морской арене. Основной целью ещё не созданных сторожевых фрегатов должен был стать полный контроль всей акватории Балтийского моря. Не исключалась также возможность выхода новых сторожевых судов в открытый океан для эскорта гражданского или торгового судоходства и для внезапных ударов по кораблям противника.

Такие глобальные цели потребовали от новых сторожевых кораблей значительного увеличения водоизмещения и размеров, так как их огневая мощь должна была превосходить все существующие на тот момент аналоги.

Первой «ласточкой» в классе стали сторожевые корабли проекта 1135, которые наглядно продемонстрировали, в каком направлении должны развиваться новые сторожевые суда. Проект 11540 планировалось построить, используя базу сторожевых кораблей проекта 1135, но их размеры должны были быть значительно увеличены. Новый проект получил ряд конструктивных изменений, а самое главное – новые сторожевые суда настолько увеличились, что их можно было переместить в класс фрегатов.

Сформировав техническое задание для строительства нового типа сторожевых кораблей, руководство военно-морского флота СССР отправило его на разработку. Это событие произошло в 1981 году. Для разработки проекта 11540 было выбрано Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В начале 1980-х годов доки Советского Союза позволяли построить корабли водоизмещением в 4 тонны в больших количествах.

Новый сторожевой корабль СССР должен был строиться с учётом всех новшеств, которые имелись у всех аналогичных сторожевых кораблей иностранного производства. В качестве образцов, на которые должны были равняться конструкторы, были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий военный корабль типа «Бремен». Кроме того, перед конструкторами ставилась задача по возможности создать такие корабли, которые бы по всем параметрам превосходили зарубежные аналоги.

После окончания разработки, проект 11540 получил название «Ястреб». Это были не просто сторожевые суда, а настоящие многоцелевые фрегаты, радиус действия которых значительно превышал возможности стандартных сторожевых судов, которые производились в СССР до сих пор. После окончания строительства, сторожевые фрегаты нового типа должны были заменить сторожевики предыдущего поколения. Новые фрегаты проекта 1540 должны были выполнять следующие задачи:

  • Осуществлять охрану всех морских коммуникаций;
  • Находить и уничтожать вражеские подводные лодки;
  • Осуществлять дальнее патрулирование;
  • Поддерживать сухопутные войска во время десантных операций;
  • Осуществлять удары по различным береговым объектам противника.

Для более эффективного поиска и уничтожения подводных лодок должен был использоваться вертолёт КА-27ПЛ, который планировалось разместить на базе кораблей проекта 11540. Если фрегаты участвовали в масштабных боевых действиях, в их задачу должна была входить операция по обеспечению флота от ударов боевых кораблей и подводных лодок противника.

История выпуска кораблей проекта 11540

Новые сторожевые корабли, строительство которых началось в советское время, должны были полностью заменить собой боевые корабли проекта 1135. Во второй половине 1980-х годов планировалось сделать новые многофункциональные фрегаты самыми массовыми во всём советском военно-морском флоте. Изначально планировалось построить около 70 подобных кораблей, благо мощностей судостроительных заводов в СССР хватало для осуществления этого масштабного плана. Строительством новых кораблей должны были заняться 7 судостроительных заводов по всей территории СССР.

Первый боевой корабль проекта 11540 получил номер 401 и был спущен на воду в 1988 году, а после двух лет доработок был принят на боевую службу. В 1991 году корабль получил имя «Неустрашимый».

Следующий корабль серии был в 1988 году, его спуск на воду произошёл в плановом порядке через 2 года, однако развал СССР надолго остановил доработку этого фрегата. Только в 2009 году данный корабль окончательно доработали и приняли на службу под именем «Ярослав Мудрый».

Третий и последний корабль серии был заложен в 1993 году, однако недостаток финансирования привёл к тому, что его так и не спустили на воду. В 2016 году последний корабль проекта 11540, представлявший из себя один недостроенный корпус, был утилизирован. Так бесславно закончил свои дни последний корабль проекта 11540.

Особенности кораблей проекта 11540

Корабли проекта 11540 отличались от предыдущей серии сторожевых кораблей своим водоизмещением. По проектной документации все корабли «Ястреб» должны были иметь водоизмещение не менее 3, 500 тонн. Первый фрегат серии имел следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина нового корабля была 117 метров;
  • Ширина – 14 метров;
  • Расходы на строительство первого фрегата проекта 11540 составили 80 млн. советских рублей.

Новый фрегат существенно отличался от сторожевых кораблей предыдущей серии и подходом к своему строительству. Новые технологии, которые использовались при строительстве, были направлены на увеличение мореходных качеств боевого судна и уменьшение вибрации и шума от работающего силового агрегата.

Уже на стадии проектировки в конструкцию фрегата вносились многочисленные изменения, которые касались следующих нюансов:

  • Увеличения мощности двигателей;
  • Наращивания боевой мощи корабля;
  • Компоновки основных узлов фрегата.

Все данные модернизации и изменения привели в конечном итоге к созданию экспортных вариантов данной модели – кораблям проекта 11541 типа «Корсар».

Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»

Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.

Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.

Внешне корабли типа «Ястреб» имеют характерную отличительную особенность – наличие двух мачт и двух дымовых труб. Все основные узлы и системы жизнеобеспечения были сосредоточены в отдельных цитаделях, которых имеется 4 штуки. В случае повреждения одной из них, корабль сохранит свои боевые и прочие свойства.

Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.

Силовая установка фрегатов проекта 11540

Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.

Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.

При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.

Вооружение фрегатов типа «Ястреб»

В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:

  • Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
  • РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
  • Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.

Также в качестве оружия мог рассматриваться вертолёт КА-27, который служил для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Вертолёт мог действовать на удалении до 200 км от фрегата.

Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.

Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.

Судьба проекта 11540 в наши дни

Так как проект 11540 было решено закрыть, корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» так и остались в единичных экземплярах. Первый корабль типа «Ястреб» сейчас находится на длительном ремонте, включающем в себя серьёзную модернизацию. Второй корабль проекта 11540 находится на боевом посту, исправно неся службу в рядах боевых кораблей Балтийского флота. В настоящее время постройка фрегатов признана несоответствующей духу времени, поэтому далее предполагается строить более универсальные корветы.

Сторожевые корабли проекта 11540 служат напоминанием о том, что затягивание сроков постройки самой современной модели может со временем превратить её в никому не нужный хлам.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сторожевые корабли проекта 11540
Проект
Страна
  • СССР 22x20px СССР → Россия 22x20px Россия
Изготовители
  • Флаг России Прибалтийский ССЗ «Янтарь»
Операторы
  • Флаг ВМФ России ВМФ России
Годы постройки с 1986
Годы в строю с 1990
Годы в эксплуатации с 1991
Построено 2
Строится 1
В строю 2
Основные характеристики
Водоизмещение 3590 тонн (стандартное)
4350 тонн (полное)
Длина 129,8 (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)
Ширина 15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)
Осадка 8,35 м (по бульбу)
4,8 м (на миделе)
Двигатели 2 × маршевый ГТА М-70
2 × форсажный ГТА М-90
Мощность 2 × 10000 л.с. (маршевый)
2 × 18500 л.с. (форсажный)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 30 узлов (полная)
Дальность плавания 3000 миль ходом 18 узлов
3500 миль ходом 16 улов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 214 человек (27 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-212 «Вайгач»
НК «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС типа «Фрегат»
РЛС ЗРК МР-352 «Позитив»
РЛС УО МР-145 СУО «Лев»
Радиоэлектронное вооружение КС Р-782 «Буран»
ГАК МГК-365 «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25
2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16
8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10
БИУС «Трон-11540»
СУО АУ «Лев-145»
СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»
Артиллерия 1 × АК-100
Зенитная артиллерия 2 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 2 × ПУ ПКРК «Уран»
4 × ПУ ЗРК «Кинжал»
Противолодочное вооружение 1 × РБУ-6000
2 × РПК-6М «Водопад-НК»
Минно-торпедное вооружение 2 × трёхтрубных 533-мм ТА
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27
15px []

Сторожевые корабли проекта 11540 (шифр «Ястреб» , по кодификации НАТО – Neustrashimyy ) - тип сторожевых кораблей (по западной классификации – фрегатов) российского флота .

Корабли проекта предназначены для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах , поддержки боевых действий сухопутных войск , обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле . Оба корабля на 2012 год входят в состав Балтийского флота . Третий корабль планировалось достраивать по изменённому проекту, но в 2015 году от его достройки отказались, недостроенный корпус будет утилизирован.

История

Проектирование

Сторожевые корабли проекта 11540 (шифр «Ястреб») в окончательном варианте должны были заменить сторожевые корабли проекта 1135 .

Строительство

Головной корабль проекта был начат строительством в мае 1986 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» , а официально заложен 25 марта 1987 года . На воду был спущен 25 мая 1988 года . Вступил в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года вошёл в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота, а 24 января 1993 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России . Со 2 февраля 1993 года корабль входит в состав Балтийского Флота ВМФ России. По ценам 1988 года «Неустрашимый» обошёлся бюджету СССР в 80 млн. рублей .

Второй корабль – «Неприступный» (позднее переименован в «Ярослав Мудрый») – был заложен там же 27 мая 1988 года и спущен на воду в июне 1990 года. 19 июня (июля ) 2009 года вошёл в состав ВМФ России и 24 июля 2009 года над кораблём был поднят Военно-морской флаг Российской Федерации.

После закладки «Неприступного», на «Янтаре», также, было начато строительство третьего корабля – «Туман», но позже было остановлено. На основе недостроенного «Тумана» планируется создание противолодочного корабля для борьбы с неатомными подводными лодками . Начало достройки намечено на 2014 год .

Как сообщил в сентябре 2015 года журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников: «Командование ВМФ России не будет заказывать достройку СКР проекта 11540 «Туман». Несмотря на то, что корпус судна уже длительное время находятся на воде, востребованности в нем нет. Он уже не только устарел, но и не вписываются в современную тактику и стратегию развития Военно-морского флота» .

Служба

С момента вхождения в состав ВМФ корабли проекта неоднократно участвовали в различных учениях , в том числе совместных с НАТО ;

Сопровождали официальные визиты Президента РФ В. В. Путина в Лондон и Лиссабон , обеспечивая безопасность с российской стороны;

Заходили с дружественными визитами в порты Франции , Испании , Бельгии и других государств;

За время службы экипажи кораблей проекта неоднократно отмечались различными призами в соревнованиях Балтийского флота и ВМФ России.

Конструкция

Корпус и надстройка

Сторожевики проекта представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой , занимающей более половины длины верхней палубы . Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Энергетическая установка

Вооружение

Артиллерийское

Противолодочное

Противокорабельное

Для поражения надводных кораблей и судов на сторожевиках предусмотрено размещение в центральной части корпуса противокорабельного ракетного комплекса «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок , расположенных перпендикулярно продольной оси корабля с углом возвышения 35°. Суммарный боезапас составляет восемь ПКР Х-35 .

Несмотря на то, что ПКРК «Уран» неоднократно упоминался в СМИ в составе вооружения «Неустрашимого», с момента принятия комплекса на вооружение в 2003 году , он так и не был установлен на корабль, вступивший в строй в 1993-м (1990 ). Таким образом, на всём протяжении своего существования СКР «Неустрашимый» не оснащён основным противокорабельным вооружением.

Зенитное

Средства связи включают автоматизированный комплекс связи Р-782 «Буран», а на «Ярославе Мудром» дополнительно установлен комплекс спутниковой связи Р-768 «Центавр» .

Мореходность и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями , способствующими улучшению мореходности .

Автономность кораблей по запасам провизии оценивается в 30 суток.

Модификации

Представители

Название б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Примечания
Неустрашимый 712 Прибалтийский ССЗ «Янтарь»
(Калининград)
401 25.03 . 25.05 . 28.12 . ДКБФ В строю;
в ремонте
По данным на 24.01 . находится на доковом ремонте у причала Прибалтийского ССЗ «Янтарь» .
Ярослав Мудрый 727 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 402 27.05 . 06. 19.07 . ДКБФ В строю Штатно установлен ПКРК «Уран» .
Туман - Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 403 н/д - н/д ожидает утилизации 15.04.2016 принято решение об утилизации .

Цвета таблицы:
Белый - не достроен или утилизирован не спущенным на воду
Зелёный - действующий в составе ВМФ
Жёлтый - действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Красный - списан, утилизирован или потерян

Фотографии

Напишите отзыв о статье "Сторожевые корабли проекта 11540"

Примечания

Литература

  • Павлов А. С. Сторожевой корабль «Неустрашимый». - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. - 40 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сторожевые корабли проекта 11540

Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...
– Ну вот, – довольно произнесла Вэя, – теперь ты сможешь это смотреть когда захочешь!
– А почему этот кристалл у меня на груди, если ты поставила его в лоб? – наконец-то я решилась задать мучивший меня несколько дней вопрос.
Девочка очень удивилась, и чуть подумав, ответила:
– Я не знаю почему ты спрашиваешь, тебе ведь известен ответ. Но, если тебе хочется услышать его от меня – пожалуйста: я тебе просто дала его через твой мозг, но открыть его надо там, где должно быть его настоящее место.
– А откуда же мне было знать? – удивилась я.
Фиолетовые глаза очень внимательно несколько секунд меня изучали, а потом прозвучал неожиданный ответ:
– Я так и думала – ты ещё спишь... Но я не могу тебя разбудить – тебя разбудят другие. И это будет не сейчас.
– А когда? И кто будут эти – другие?..
– Твои друзья... Но ты не знаешь их сейчас.
– А как же я буду знать, что они друзья, и что это именно они? – озадаченно спросила я.
– Ты вспомнишь, – улыбнулась Вэя.
– Вспомню?! Как же я могу вспомнить то, чего ещё нет?..– ошарашено уставилась на неё я.
– Оно есть, только не здесь.
У неё была очень тёплая улыбка, которая её необыкновенно красила. Казалось, будто майское солнышко выглянуло из-за тучки и осветило всё вокруг.
– А ты здесь совсем одна, на Земле? – никак не могла поверить я.
– Конечно же – нет. Нас много, только разных. И мы живём здесь очень давно, если ты это хотела спросить.
– А что вы здесь делаете? И почему вы сюда пришли? – не могла остановиться я.
– Мы помогаем, когда это нужно. А откуда пришли – я не помню, я там не была. Только смотрела, как ты сейчас... Это мой дом.
Девчушка вдруг стала очень печальной. И мне захотелось хоть как-то ей помочь, но, к моему большому сожалению, пока это было ещё не в моих маленьких силах...
– Тебе очень хочется домой, правда же? – осторожно спросила я.
Вэя кивнула. Вдруг её хрупкая фигурка ярко вспыхнула... и я осталась одна – «звёздная» девочка исчезла. Это было очень и очень нечестно!.. Она не могла так просто взять и уйти!!! Такого никак не должно было произойти!.. Во мне бушевала самая настоящая обида ребёнка, у которого вдруг отняли самую любимую игрушку... Но Вэя не была игрушкой, и, если честно, то я должна была быть ей благодарна уже за то, что она вообще ко мне пришла. Но в моей «исстрадавшейся» душе в тот момент крушил оставшиеся крупицы логики настоящий «эмоциональный шторм», а в голове царил полный сумбур... Поэтому ни о каком «логическом» мышлении в данный момент речи идти не могло, и я, «убитая горем» своей страшной потери, полностью «окунулась» в океан «чёрного отчаяния», думая, что моя «звёздная» гостья больше уже никогда ко мне не вернётся... Мне о скольком ещё хотелось её спросить! А она так неожиданно взяла и исчезла... И тут вдруг мне стало очень стыдно... Если бы все желающие спрашивали её столько же, сколько хотела спросить я, у неё, чего доброго, не оставалось бы время жить!.. Эта мысль как-то сразу меня успокоила. Надо было просто с благодарностью принимать всё то чудесное, что она успела мне показать (даже если я ещё и не всё поняла), а не роптать на судьбу за недостаточность желаемого «готовенького», вместо того, чтобы просто пошевелить своими обленившимися «извилинами» и самой найти ответы на мучившие меня вопросы. Я вспомнила бабушку Стеллы и подумала, что она была абсолютно права, говоря о вреде получения чего-то даром, потому что ничего не может быть хуже, чем привыкший всё время только брать человек. К тому же, сколько бы он ни брал, он никогда не получит радости того, что он сам чего то достиг, и никогда не испытает чувства неповторимого удовлетворения оттого, что сам что-либо создал.
Я ещё долго сидела одна, медленно «пережёвывая» данную мне пищу для размышлений, с благодарностью думая об удивительной фиолетовоглазой «звёздной» девчушке. И улыбалась, зная, что теперь уже точно ни за что не остановлюсь, пока не узнаю, что же это за друзья, которых я не знаю, и от какого такого сна они должны меня разбудить... Тогда я не могла ещё даже представить, что, как бы я не старалась, и как бы упорно не пробовала, это произойдёт только лишь через много, много лет, и меня правда разбудят мои «друзья»... Только это будет совсем не то, о чём я могла когда-либо даже предположить...
Но тогда всё казалось мне по-детски возможным, и я со всем своим не сгорающим пылом и «железным» упорством решила пробовать...
Как бы мне ни хотелось прислушаться к разумному голосу логики, мой непослушный мозг верил, что, несмотря на то, что Вэя видимо совершенно точно знала, о чём говорила, я всё же добьюсь своего, и найду раньше, чем мне было обещано, тех людей (или существ), которые должны были мне помочь избавиться от какой-то там моей непонятной «медвежьей спячки». Сперва я решила опять попробовать выйти за пределы Земли, и посмотреть, кто там ко мне придёт... Ничего глупее, естественно, невозможно было придумать, но так как я упорно верила, что чего-то всё-таки добьюсь – приходилось снова с головой окунаться в новые, возможно даже очень опасные «эксперименты»...
Моя добрая Стелла в то время почему-то «гулять» почти перестала, и, непонятно почему, «хандрила» в своём красочном мире, не желая открыть мне настоящую причину своей грусти. Но мне всё-таки как-то удалось уговорить её на этот раз пойти со мной «прогуляться», заинтересовав опасностью планируемого мною приключения, и ещё тем, что одна я всё же ещё чуточку боялась пробовать такие, «далеко идущие», эксперименты.
Я предупредила бабушку, что иду пробовать что-то «очень серьёзное», на что она лишь спокойно кивнула головой и пожелала удачи (!)... Конечно же, это меня «до косточек» возмутило, но решив не показывать ей своей обиды, и надувшись, как рождественский индюк, я поклялась себе, что, чего бы мне это не стоило, а сегодня что-то да произойдёт!... Ну и конечно же – оно произошло... только не совсем то, чего я ожидала.
Стелла уже ждала меня, готовая на «самые страшные подвиги», и мы, дружно и собранно устремились «за предел»...
На этот раз у меня получилось намного проще, может быть потому, что это был уже не первый раз, а может ещё и потому, что был «открыт» тот же самый фиолетовый кристалл... Меня пулей вынесло за предел ментального уровня Земли, и вот тут-то я поняла, что чуточку перестаралась... Стелла, по общему договору, ждала на «рубеже», чтобы меня подстраховать, если увидит, что что-то пошло не так... Но «не так» пошло уже с самого начала, и там, где я в данный момент находилась, она, к моему великому сожалению, уже не могла меня достать.
Вокруг холодом ночи дышал чёрный, зловещий космос, о котором я мечтала столько лет, и который пугал теперь своей дикой, неповторимой тишиной... Я была совсем одна, без надёжной защиты своих «звёздных друзей», и без тёплой поддержки своей верной подружки Стеллы... И, несмотря на то, что я видела всё это уже не в первый раз, я вдруг почувствовала себя совсем маленькой и одинокой в этом незнакомом, окружающем меня мире далёких звёзд, которые здесь выглядели совсем не такими же дружелюбными и знакомыми, как с Земли, и меня понемногу стала предательски охватывать подленькая, трусливо пищащая от неприкрытого ужаса, паника... Но так как человечком я всё ещё была весьма и весьма упёртым, то решила, что нечего раскисать, и начала осматриваться, куда же это всё-таки меня занесло...
Я висела в чёрной, почти физически ощутимой пустоте, а вокруг лишь иногда мелькали какие-то «падающие звёзды», оставляя на миг ослепительные хвосты. И тут же, вроде бы, совсем рядом, мерцала голубым сиянием такая родная и знакомая Земля. Но она, к моему великому сожалению, только казалась близкой, а на самом деле была очень и очень далеко... И мне вдруг дико захотелось обратно!!!.. Уже не хотелось больше «геройски преодолевать» незнакомые препятствия, а просто очень захотелось вернуться домой, где всё было таким родным и привычным (к тёплым бабушкиным пирогам и любимым книгам!), а не висеть замороженной в каком то чёрном, холодном «безмирье», не зная, как из всего этого выбраться, да притом, желательно без каких-либо «ужасающих и непоправимых» последствий... Я попробовала представить единственное, что первое пришло в голову – фиолетовоглазую девочку Вэю. Почему-то не срабатывало – она не появлялась. Тогда попыталась развернуть её кристалл... И тут же, всё вокруг засверкало, засияло и закружилось в бешеном водовороте каких-то невиданных материй, я почувствовала будто меня резко, как большим пылесосом, куда-то втянуло, и тут же передо мной «развернулся» во всей красе уже знакомый, загадочный и прекрасный Вэйин мир.... Как я слишком поздно поняла – ключом в который и являлся мой открытый фиолетовый кристалл...
Я не знала, как далеко был этот незнакомый мир... Был ли он на этот раз реальным? И уж совершенно не знала, как из него вернуться домой... И не было никого вокруг, у кого я могла бы хоть что-либо спросить...
Передо мной простиралась дивная изумрудная долина, залитая очень ярким, золотисто-фиолетовым светом. По чужому розоватому небу, искрясь и сверкая, медленно плыли золотистые, облака, почти закрывая одно из солнц. Вдалеке виднелись очень высокие, остроконечные, блестящие тяжёлым золотом, чужие горы... А прямо у моих ног, почти по-земному, журчал маленький, весёлый ручеек, только вода в нём была совсем не земная – «густая» и фиолетовая, и ни чуточки не прозрачная... Я осторожно окунула руку – ощущение было потрясающим и очень неожиданным – будто коснулась мягкого плюшевого мишки... Тёплое и приятное, но уж никак не «свежее и влажное», как мы привыкли ощущать на Земле. Я даже усомнилась, было ли это тем, что на Земле называлось – «вода»?..
Дальше «плюшевый» ручеек убегал прямо в зелёный туннель, который образовывали, сплетаясь между собой, «пушистые» и прозрачные, серебристо-зелёные «лианы», тысячами висевшие над фиолетовой «водой». Они «вязали» над ней причудливый рисунок, который украшали малюсенькие «звёздочки» белых, сильно пахнувших, невиданных цветов.
Да, этот мир был необычайно красив... Но в тот момент я бы многое отдала, чтобы оказаться в своём, может и не таком красивом, но за то таком знакомом и родном, земном мире!.. Мне впервые было так страшно, и я не боялась себе честно это признать... Я была совершенно одна, и некому было дружески посоветовать, что же делать дальше. Поэтому, не имея другого выбора, и как-то собрав всю свою «дрожавшую» волю в кулак, я решилась двинуться куда-нибудь дальше, чтобы только не стоять на месте и не ждать, когда что-то жуткое (хотя и в таком красивом мире!) произойдёт.
– Как ты сюда попала? – послышался, в моём измученном страхом мозгу, ласковый голосок.
Я резко обернулась... и опять столкнулась с прекрасными фиолетовыми глазами – позади меня стояла Вэя...
– Ой, неужели это ты?!!.. – от неожиданного счастья, чуть ли не завизжала я.
– Я видела, что ты развернула кристалл, я пришла помочь, – совершенно спокойно ответила девочка.
Только её большие глаза опять очень внимательно всматривались в моё перепуганное лицо, и в них теплилось глубокое, «взрослое» понимание.
– Ты должна верить мне, – тихо прошептала «звёздная» девочка.
И мне очень захотелось ей сказать, что, конечно же – я верю!.. И что это просто мой дурной характер, который всю жизнь заставляет меня «биться головой об стенку», и этими же, собственноручно набитыми шишками, постигать окружающий мир... Но Вэя видимо всё прекрасно поняла, и, улыбнувшись своей удивительной улыбкой, приветливо сказала:
– Хочешь, покажу тебе свой мир, раз ты уже здесь?..
Я только радостно закивала головой, уже снова полностью воспрянув духом и готовая на любые «подвиги», только лишь потому, что я уже была не одна, и этого было достаточно, чтобы всё плохое мгновенно забылось и мир опять казался увлекательным и прекрасным.
– Но ты ведь говорила, что никогда здесь не была? – расхрабрившись, спросила я.
– А я и сейчас не здесь, – спокойно ответила девочка. – С тобой моя сущность, но моё тело никогда не жило там. Я никогда не знала свой настоящий дом... – её огромные глаза наполнились глубокой, совсем не детской печалью.
– А можно тебя спросить – сколько тебе лет?.. Конечно, если не хочешь – не отвечай, – чуть смутившись, спросила я.
– По земному исчислению, наверное это будет около двух миллионов лет, – задумчиво ответила «малышка».
У меня от этого ответа ноги почему-то вдруг стали абсолютно ватными... Этого просто не могло быть!.. Никакое существо не в состоянии жить так долго! Или, смотря какое существо?..
– А почему же тогда ты выглядишь такой маленькой?! У нас такими бывают только дети... Но ты это знаешь, конечно же.
– Такой я себя помню. И чувствую – это правильно. Значит так и должно быть. У нас живут очень долго. Я, наверное, и есть маленькая...
У меня от всех этих новостей закружилась голова... Но Вея, как обычно, была удивительно спокойна, и это придало мне сил спрашивать дальше.
– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар... Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»...
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек... Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза... И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно... что я не знаю, где мой дом... и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит...
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:

Вся история российского военного флота тесно связана с боевыми кораблями, основной задачей которых была сторожевая служба. В настоящее время сторожевые корабли являются самым многочисленным классом во всём российском ВМФ. Данные фрегаты — одни из самых универсальных кораблей, так как круг задач, которые им приходится выполнять, необычайно широк. Сторожевые корабли в случае вражеской агрессии примут на себя первый удар, поэтому их маневренность и вооружение должно отвечать всем современным параметрам.

Причина появления сторожевых кораблей проекта 11540

К концу 1970-х годов перед Советским союзом остро встала задача активной обороны своих морских рубежей. Холодная война, которая хотя и немного затихла после Карибского кризиса, всё ещё заставляла правительство СССР опасаться вражеского нападения, а особенно диверсий, которые могли исходить со стороны США. Для надёжной обороны морских границ требовалось создать новые современные сторожевые корабли, которые не только бы не уступали, а превосходили американские корабли по всем параметрам.

Появление в Европе и США новых моделей сторожевых кораблей заставили Высшее командование военно-морского флота СССР срочно искать выход из сложившейся ситуации. Ответом Европе и США послужил проект 11540, согласно которому на судостроительных заводах должны были производиться военные сторожевые корабли под кодовым названием «Ястреб».

Основные цели, которые ставились перед фрегатами «Ястреб»

Новые сторожевые судна проекта 11540 «Ястреб» планировалось передать в распоряжение Балтийского флота, где они должны были обеспечить превосходство СССР на Балтийской морской арене. Основной целью ещё не созданных сторожевых фрегатов должен был стать полный контроль всей акватории Балтийского моря. Не исключалась также возможность выхода новых сторожевых судов в открытый океан для эскорта гражданского или торгового судоходства и для внезапных ударов по кораблям противника.

Такие глобальные цели потребовали от новых сторожевых кораблей значительного увеличения водоизмещения и размеров, так как их огневая мощь должна была превосходить все существующие на тот момент аналоги.

Первой «ласточкой» в классе стали сторожевые корабли проекта 1135, которые наглядно продемонстрировали, в каком направлении должны развиваться новые сторожевые суда. Проект 11540 планировалось построить, используя базу сторожевых кораблей проекта 1135, но их размеры должны были быть значительно увеличены. Новый проект получил ряд конструктивных изменений, а самое главное – новые сторожевые суда настолько увеличились, что их можно было переместить в класс фрегатов.

Сформировав техническое задание для строительства нового типа сторожевых кораблей, руководство военно-морского флота СССР отправило его на разработку. Это событие произошло в 1981 году. Для разработки проекта 11540 было выбрано Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В начале 1980-х годов доки Советского Союза позволяли построить корабли водоизмещением в 4 тонны в больших количествах.

Новый сторожевой корабль СССР должен был строиться с учётом всех новшеств, которые имелись у всех аналогичных сторожевых кораблей иностранного производства. В качестве образцов, на которые должны были равняться конструкторы, были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий военный корабль типа «Бремен». Кроме того, перед конструкторами ставилась задача по возможности создать такие корабли, которые бы по всем параметрам превосходили зарубежные аналоги.

После окончания разработки, проект 11540 получил название «Ястреб». Это были не просто сторожевые суда, а настоящие многоцелевые фрегаты, радиус действия которых значительно превышал возможности стандартных сторожевых судов, которые производились в СССР до сих пор. После окончания строительства, сторожевые фрегаты нового типа должны были заменить сторожевики предыдущего поколения. Новые фрегаты проекта 1540 должны были выполнять следующие задачи:

  • Осуществлять охрану всех морских коммуникаций;
  • Находить и уничтожать вражеские подводные лодки;
  • Осуществлять дальнее патрулирование;
  • Поддерживать сухопутные войска во время десантных операций;
  • Осуществлять удары по различным береговым объектам противника.

Для более эффективного поиска и уничтожения подводных лодок должен был использоваться вертолёт КА-27ПЛ, который планировалось разместить на базе кораблей проекта 11540. Если фрегаты участвовали в масштабных боевых действиях, в их задачу должна была входить операция по обеспечению флота от ударов боевых кораблей и подводных лодок противника.

История выпуска кораблей проекта 11540

Новые сторожевые корабли, строительство которых началось в советское время, должны были полностью заменить собой боевые корабли проекта 1135. Во второй половине 1980-х годов планировалось сделать новые многофункциональные фрегаты самыми массовыми во всём советском военно-морском флоте. Изначально планировалось построить около 70 подобных кораблей, благо мощностей судостроительных заводов в СССР хватало для осуществления этого масштабного плана. Строительством новых кораблей должны были заняться 7 судостроительных заводов по всей территории СССР.

Первый боевой корабль проекта 11540 получил номер 401 и был спущен на воду в 1988 году, а после двух лет доработок был принят на боевую службу. В 1991 году корабль получил имя «Неустрашимый».

Следующий корабль серии был в 1988 году, его спуск на воду произошёл в плановом порядке через 2 года, однако развал СССР надолго остановил доработку этого фрегата. Только в 2009 году данный корабль окончательно доработали и приняли на службу под именем «Ярослав Мудрый».

Третий и последний корабль серии был заложен в 1993 году, однако недостаток финансирования привёл к тому, что его так и не спустили на воду. В 2016 году последний корабль проекта 11540, представлявший из себя один недостроенный корпус, был утилизирован. Так бесславно закончил свои дни последний корабль проекта 11540.

Особенности кораблей проекта 11540

Корабли проекта 11540 отличались от предыдущей серии сторожевых кораблей своим водоизмещением. По проектной документации все корабли «Ястреб» должны были иметь водоизмещение не менее 3, 500 тонн. Первый фрегат серии имел следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина нового корабля была 117 метров;
  • Ширина – 14 метров;
  • Расходы на строительство первого фрегата проекта 11540 составили 80 млн. советских рублей.

Новый фрегат существенно отличался от сторожевых кораблей предыдущей серии и подходом к своему строительству. Новые технологии, которые использовались при строительстве, были направлены на увеличение мореходных качеств боевого судна и уменьшение вибрации и шума от работающего силового агрегата.

Уже на стадии проектировки в конструкцию фрегата вносились многочисленные изменения, которые касались следующих нюансов:

  • Увеличения мощности двигателей;
  • Наращивания боевой мощи корабля;
  • Компоновки основных узлов фрегата.

Все данные модернизации и изменения привели в конечном итоге к созданию экспортных вариантов данной модели – кораблям проекта 11541 типа «Корсар».

Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»

Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.

Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.

Внешне корабли типа «Ястреб» имеют характерную отличительную особенность – наличие двух мачт и двух дымовых труб. Все основные узлы и системы жизнеобеспечения были сосредоточены в отдельных цитаделях, которых имеется 4 штуки. В случае повреждения одной из них, корабль сохранит свои боевые и прочие свойства.

Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.

Силовая установка фрегатов проекта 11540

Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.

Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.

При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.

Вооружение фрегатов типа «Ястреб»

В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:

  • Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
  • РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
  • Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.

Также в качестве оружия мог рассматриваться вертолёт КА-27, который служил для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Вертолёт мог действовать на удалении до 200 км от фрегата.

Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.

Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.

Судьба проекта 11540 в наши дни

Так как проект 11540 было решено закрыть, корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» так и остались в единичных экземплярах. Первый корабль типа «Ястреб» сейчас находится на длительном ремонте, включающем в себя серьёзную модернизацию. Второй корабль проекта 11540 находится на боевом посту, исправно неся службу в рядах боевых кораблей Балтийского флота. В настоящее время постройка фрегатов признана несоответствующей духу времени, поэтому далее предполагается строить более универсальные корветы.

Сторожевые корабли проекта 11540 служат напоминанием о том, что затягивание сроков постройки самой современной модели может со временем превратить её в никому не нужный хлам.

Сторожевые корабли проекта 11540

СКР «Неустрашимый»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки с 1986
Годы в строю с 1990
Годы в эксплуатации с 1991
Построено 2
В строю 2
Отменено 1
Основные характеристики
Водоизмещение 3590 тонн (стандартное)
4350 тонн (полное)
Длина 129,8 (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)
Ширина 15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)
Осадка 8,35 м (по бульбу)
4,8 м (на миделе)
Двигатели 2 × маршевый ГТА М-70 или D090
2 × форсажный ГТА М-90
Мощность 2 × 10 000 л.с. (маршевый)
2 × 18 500 л.с. (форсажный)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 30 узлов (полная)
Дальность плавания 3000 миль ходом 18 узлов
3500 миль ходом 16 улов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 214 человек (27 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-212 «Вайгач»
НК «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС типа «Фрегат»
РЛС ЗРК МР-352 «Позитив»
РЛС УО МР-145 СУО «Лев»
Радиоэлектронное вооружение КС Р-782 «Буран»
ГАК МГК-365 «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25
2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16
8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10
БИУС «Трон-11540»
СУО АУ «Лев-145»
СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»
Артиллерия 1 × АК-100
Зенитная артиллерия 2 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 2 × ПУ ПКРК «Уран»
4 × ПУ ЗРК «Кинжал»
Противолодочное вооружение 1 × РБУ-6000
2 × РПК-6М «Водопад-НК»
Минно-торпедное вооружение 2 × 3 × 533-мм ТА
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27
Медиафайлы на Викискладе

Корабли проекта предназначены для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах , поддержки боевых действий сухопутных войск , обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле . Оба корабля на 2018 год входят в состав Балтийского флота . Третий корабль планировалось достраивать по изменённому проекту, но в 2015 году от его достройки отказались, недостроенный корпус будет утилизирован.

История

Конструкция

Корпус и надстройка

Сторожевики проекта представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой , занимающей более половины длины верхней палубы . Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Энергетическая установка

Вооружение

Артиллерийское

Противолодочное

Противокорабельное

Для поражения надводных кораблей и судов на сторожевиках предусмотрено размещение в центральной части корпуса противокорабельного ракетного комплекса «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок , расположенных перпендикулярно продольной оси корабля с углом возвышения 35°. Суммарный боезапас составляет восемь ПКР Х-35 .

Несмотря на то, что ПКРК «Уран» неоднократно упоминался в СМИ в составе вооружения «Неустрашимого», с момента принятия комплекса на вооружение в 2003 году , он так и не был установлен на корабль, вступивший в строй в 1993-м (1990 ). Таким образом, на всём протяжении своего существования СКР «Неустрашимый» не оснащён основным противокорабельным вооружением.

Зенитное

Средства связи включают автоматизированный комплекс связи Р-782 «Буран», а на «Ярославе Мудром» дополнительно установлен комплекс спутниковой связи Р-768 «Центавр» .

Мореходность и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями , способствующими улучшению мореходности .

Второй корабль - «Неприступный» (позднее переименован в «Ярослав Мудрый») - был заложен там же 27 мая 1988 года и спущен на воду в июне 1990 года. 19 июня(июля ) 2009 года вошёл в состав ВМФ России и 24 июля 2009 года над кораблём был поднят Военно-морской флаг Российской Федерации.

После закладки «Неприступного», на «Янтаре», также, было начато строительство третьего корабля - «Туман», но позже было остановлено. На основе недостроенного «Тумана» планировалось создание противолодочного корабля для борьбы с неатомными подводными лодками . Начало достройки намечалось на 2014 год. Как сообщил в сентябре 2015 года журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников: «Командование ВМФ России не будет заказывать достройку СКР проекта 11540 „Туман“. Несмотря на то, что корпус судна уже длительное время находятся на воде, востребованности в нем нет. Он уже не только устарел, но и не вписывается в современную тактику и стратегию развития Военно-морского флота» .

Служба

С момента вхождения в состав ВМФ корабли проекта неоднократно участвовали в различных учениях , в том числе совместных с НАТО ;

Сопровождали официальные визиты Президента РФ В. В. Путина в Лондон и Лиссабон , обеспечивая безопасность с российской стороны;

Заходили с дружественными визитами в порты Франции , Испании , Бельгии и других государств;

За время службы экипажи кораблей проекта неоднократно отмечались различными призами в соревнованиях Балтийского флота и ВМФ России.

В сентябре 2006 года СКР «Неустрашимый» принимал участие в мероприятии по перезахоронению императрицы Марии Фёдоровны (сторожевик встречал и сопровождал корабль КВМС Дании «Эсберн Снаре» с прахом императрицы).

В июле 2010 года сообщалось, что корабли проекта в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной , будут перебазированы на Черноморский флот и будут ориентированы командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота - Чёрном и Средиземном морях . Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога .

С 7 декабря 2011 года по 10 февраля 2012 года участвовал в совместном походе межфлотской объединенной группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» .

25 апреля 2012 года СКР «Ярослав Мудрый», с согласия Командующего Балтийским флотом

СКР проекта 11540 - это многоцелевой корабль, обеспечивающий противовоздушную оборону оперативного соединения кораблей от судов и подводных лодок противника. Сторожевой корабль этого класса был разработан и построен на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Первым в серии стал СКР "Неустрашимый", который был спущен на воду в 1993 году. Два других заложены - "Ярослав Мудрый" (в некоторых сообщениях он несет имя "Неприступный") заложен в 1991 и "Туман" заложен летом 1993. Данный корабль является дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавших себя сторожевых кораблей проекта 1135, 24 из которых были построены в период с 1969 по 1993 года. СКР проекта 11540 является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов.

Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом "Водопад-НК", производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас - 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°.

Комплекс противокорабельных ракет "Уран" включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР К-35 и автоматизированную систему управления. Ракета K-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели. Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м выше уровня моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 метров в секунду снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км. Полетный вес - 603 кг.

Комплекс ПВО "Клинок" обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Комплекс состоит из автоматизированной системой управления стрельбой и подпалубную пусковую установку с четырьмя барабанами, каждый с восемью ракетами 9M330 (32 ракеты). Ракета является морской версией ракеты СА-15.

Для получения данных для стрельбы комплекс имеет в составе РЛС обнаружения и интерфейс с корабельной системой боевого управления. В РЛС применена антенна с фазированной решеткой и электронным управлением. Дальность - от 12 до 15 км и высота цели - от 10 до 6000 метров. Ракета снабжена 15 кг боеголовкой, может поражать 4 цели одновременно на скорости до 700 метров в секунду и скорострельности 3 ракеты в секунду.

Ракетно-артиллерийский комплекс ПВО "Каштан" - разработан Тульским Конструкторским бюро. Система обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда. Система выполнена модульной конструкцией. Один командный модуль и два модуля - комбинированная ракетно-артиллерийская установка с боезапасом в 64 ракеты и 600 выстрелов, расположенные с каждой стороны купола спутниковой связи. Командный модуль обеспечивает полностью автономное обнаружение целей, выдачу данных по целям и целераспределение пусковым установкам. Комбинированная ракетно-артиллерийская установка автоматически получает целеуказание, сопровождает цель, вычисляет параметры цели и применяет оружие. Ракеты класса "Земля-воздух" запускаются из контейнера (пусковой установки), артиллерийская установка представляет собой спаренный 30 мм зенитный автомат. Система обеспечивает радиолокационный и лазерный (для ракет) режимы сопровождения целей. Дальность стрельбы - от 1,5 до 8 км и артиллерийской установкой - 0,5-1,5 км для высот от 5 до 4000 метров. Скорость цели до 600 м/с. Скорострельность артиллерийской установки до 1000 выстрелов в минуту.

Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны "Смерч-2". Неподвижная пусковая установка РБУ-6000 установлена на верхней палубе за четырьмя крышками ПУ комплекса "Клинок". Пусковая установка из двенадцати радиально размещенных труб, данные для стрельбы поступают от системы управления огнем "Буря". Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой. Ракеты загружаются автоматически через элеватор. Когда последняя трубка загружена, пусковая установка автоматически переключается на стрельбовой режим. Использовав все ракеты, пусковая установка автоматически возвращается в позицию загрузки. Максимальная дальность стрельбы - 6000 метров и максимальная глубина цели - 500 метров. Вес ракеты - 110 кг и вес боевой части - 25 кг.

Система AK-100 с боезапасом в 350 снарядов, установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Артиллерийская установка AK- 100-MР-145 разработана Конструкторским бюро "Аметист" в Москве, конструкторским бюро "Арсенал" и Промышленной ассоциацией в Санкт-Петербурге. Система включает в себя также вычислительный комплекс с радиолокационным и телевизионным каналом обнаружения и слежения. Артиллерийская установка оборудована оптическим прицелом "Конденсор". Управление стрельбой может быть в автоматическом - от комплекса управления стрельбой, в полуавтоматическом - от оптического прицела "Конденсор" и в ручном режиме, причем подача боеприпасов в ручном режиме обеспечивается через элеваторы и автоматические механизмы подачи. Артиллерийская установка обслуживается командой из 5 или 6 человек. Скорострельность 30 - 50 выстрелов в минуту, дальность 20 километров.

Корабль оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для обеспечения защиты против оружия с тепловыми головками самонаведения. Производит стрельбу 120мм снарядами тепловых помех. Подрыв снарядов может быть в автоматическом или одиночно в ручном режиме. Также корабль оснащен двумя 16-трубными установками ПК-16 для постановки помех оружию с радиолокационными и оптическими системами самонаведения. Производит стрельбу снарядами калибра 82 мм одиночно в ручном режиме. В автоматическом режиме может производить стрельбу одиночно с интервалом от 20 до 100 секунд. Дальность стрельбы от 200 до 1800 метров.

Вертолетная площадка занимает всю ширину кормовой части корабля. В ангаре размещен палубный вертолет Ка-27. Боевой вертолет Ka-27, один из семейства противолодочный вертолетов фирмы Камова, по классификации НАТО - "Helix". Вертолет может действовать в плохих условиях погоды и состоянии моря вплоть до 5 баллов и на расстояниях до 200 км от судна. Вертолет обеспечен РЛС для обнаружения и сопровождения надводных целей, гидролокационную систему для обнаружения и сопровождения подводных целей, систему постановки акустических буев. Системы оружия включают противолодочные торпеды, противолодочные ракеты, глубинные бомбы и донные мины.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...