Вороны какие птицы перелетные оседлые или зимующие. Интересные факты о зимующих птицах

Началась осень. И с ее приходом есть о чем рассказать ребенку. Одно из таких наших занятий – это игры на тему «Перелетные и зимующие птицы».

1. Вспоминаем с ребенком, каких птиц мы видели и знаем. Говорим о том, что птицы бывают перелетные и зимующие.

Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.

Когда прилетают птицы? Весной.

Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

2. Перелетные птицы.

Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.

Как летят перелетные птицы?

Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки.
Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.


3. Зимующие птицы

Рассказываем малышу, чем питаются зимой птицы и почему не улетают.

4. Физкультминутки

Цапля и лягушки

Определяем с ребенком границы болота, в нем живут лягушки. А цапля гуляет вокруг болота. Когда она становится на одну ногу, лягушки прыгают возле нее, и тут цапля начинает их ловить.

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Кошка и птички

Как и в предыдущей игре, определяем, где у нас будет гнездо. Мы для него с ребенком брали обруч и клали на пол. В гнезде сидят птички. Кошка ходит вокруг гнезда и хочет поймать птичек. Она может притвориться спящей. Птички вылетают, а кошка пытается их поймать.

Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.

5. Игра «Кто как говорит»

Воробей — чирикает
Кукушка — кукует
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Соловей — поет
Сорока — трещит

6. Какие ты знаешь сказки с названием птиц?

«Гуси-лебеди»
«Гадкий утенок»

7. Один – много

Предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете предмет, а он должен сказать, как он называете, когда его много. Например:

Много цветов – букет
Много птиц – стая
Много сена – стог
Много воды – речка, море

8. Какой домик выберет себе птичка и почему?




9. Сложи целое яйцо из скорлупок


10. Разложи птичек по величине


11. По какой тропинке нужно идти?

Это игра-ходилка. Выбираем героя-игрушку. Бросаем кубик. Чтобы не попасть к змее, отгадываем загадку про нее. Вьется веревка, на конце – головка (Змея). Если отгадали, идем дальше. Чтобы не попасть в сети к паучку, нужно вспомнить, кого ест паук. При подходе к муравейнику, нужно назвать, на какую букву начинается слово «муравей». Когда подходим к дереву, то отгадываем загадку. Чёрный, проворный, кричит «крак» — червякам враг (Грач). А как же называются детеныши птички (птенцы).

Еще находим самую узкую и самую широкую дорожку. Говорим о том, какая из них самая безопасная дорога и почему.


12. Посчитайте, сколько птиц на каждой картинке, зачеркни ту цифру, на которой правильное количество.


13. Найди двух одинаковых птичек.


14 . Спрячь слоги в ладошки.

Называем слово, а ребенок должен прохлопать количество слогов в нем. Например: сова – хлопаем 2 раза, воробей – 3 раза.

15. Пальчиковая гимнастика.

Координация речи с движением. Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой – клюв дятла.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

16.

Марина Позднякова
Конспект «Птицы перелетные» для детей средней группы

Конспект

по теме «Птицы перелетные » для детей средней группы

Цели : познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком, объяснить, почему этих птиц называют перелетными . Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы ". Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» . Активизировать употребление в речи детей существительных , имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Материалы и оборудование : фонограмма с шумом леса и пением птиц , картинки с изображением зимующих и перелетных птиц , мяч.

Интеграция образовательных областей : познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа :

Беседы о птицах , наблюдение за птицами , чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах , рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия.

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева :

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/ .

А как называются птицы , которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/ .

Назовите перелетных птиц ? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

2. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись.

Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)

А как вы догадались, что это лес?

Каких птиц вы знаете ?

Почему некоторых птиц зовут зимующими , а некоторых перелетными ?

3. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие » .

Предложить детям разделить картинки на две группы (на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных )

4. Показ слайдов

Почему эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, А вы знаете, какие заботливые родители ласточки –касатки? Они, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом . Один конец волоса они наматывают на лапку, а другой прикрепляют к стенке гнезда. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят , ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби – переносят зимние холода . А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы ? Они всеядны : могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Ребята, а вы знаете, что не все птицы отправляются в теплые края? Есть такие перелетные птицы , которые прилетают к нам зимовать. (Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображением снегирей) .

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочевок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клена, рябины, причем у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Также они склевывают семена из еловых и сосновых шишек, упавшие на землю. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят здесь зимой птенцов. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

5. Физминутка :

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

(проводится под фонограмму веселой музыки.)

6. - Упражнение «Закончи предложение»

Весной птицы строят гнезда , потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…. они питаются насекомыми.

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…. водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что…. он замечательно поет.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…. птицы их уничтожают .

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…. они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т. д.)

7. Пальчиковая гимнастика

(Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей ). По ходу физ. минутки дети выполняют соответствующие тексту движения. - Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал : Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка (одна ладошка широко открыта – «ротик птенца» , пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.

8. Загадки о перелетных птицах

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней ,

чистит пашню от червей.

(Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

(Жаворонок)

Спереди - шильце ,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец-

Он и летчик, и певец.

(Скворец)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт : ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

9. Беседа «Люди и птицы »

Почему птиц называют пернатыми друзьями?

Зачем нужны птицы ?

Что люди делают для птиц ?

Что случится, если птицы исчезнут ?

За что вы любите птиц ?


Сорока Сороки обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сороки живут парами. Сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у них. Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях. 5


Пищуха Похожая на мышонка серовато-бурая птичка с белым шелковым брюшком, юрко бегающая по стволу дерева закрученной спиралью. Правда, пищуха - это совсем не мышонок, да и зачем мышонку забираться так высоко на дерево? Эта птица обычно летает и пищит. Пролетит немного, сядет попищать и вновь улетит. Гнездо устраивает в полуразвалившемся дупле дерева, аккуратно скрепляя каждую ветку, выкладывая дно своего домика злаковыми и мелкими перьями. За птенцами ухаживают и самка, и самец. В конце лета, когда птенцы подрастут, эту синичку легко заметить кочующей по лесу в поисках пищи. Ей необходимо прокормить всю семью. Тихая птичка и совсем неприметная среди шумной и говорливой стайки. Но мы-то уж с вами всегда узнаем этот скромный серый комочек с длинным упругим хвостиком и характерным писком, увидев птицу рядом с парком или лесом, по берегам реки. Основная пища пищухи - жуки, гусеницы, клопы, тля, пауки. Уничтожая зимующих вредителей, птица приносит большую пользу садам и лесам. 6


Дятел Большой пестрый дятел - самый главный доктор наших лесов. Где и как его найти - знают все: и сидит он выше всех, и окрашен ярче всех. Красная шапочка, белый халат, черные штанишки, праздничный желтый пиджак - чем не красавец?! Сидит на стволе эта птица своеобразно, не так как все - «солдати­ком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей. Но клюв у дятла - это еще и музыкальный инструмент. Стоит ему весной постучать по сухому суку -так и разрежет тишину барабанная дробь: «Тра- та-та». Летают дятлы хорошо и быстро, однако предпочитают больше лазать по дереву, используя крылья лишь для перелета на "соседнее дерево. Гнездятся эти птицы в дуплах, которые выдалбливают сами же. 7


Синица Московка Самая маленькая синичка. Главное ее отличие от своих сестер-синиц - это прекрасный голос, потому и прозвали московку певуньей. Окрас у нее серо-коричневый, только белые щечки виднеются по бокам головы. Московка селится в основном в еловом или сосновом лесу. Гнездо она обустраивает в старых дуплах, в корнях упавших деревьев, в щелях деревянных домов. Не найдя подходящего дупла, занимает также брошенные норы грызунов. Гнездо сооружает из мха, клочков шерсти различных животных; во внутреннем слое гнезда всегда присутствуют паутина и пуховые перья. Летом, когда появляются птенцы, московки и другие синички объединяются в шумные стайки и вместе кочуют по лесу в поисках пищи. Эти птицы кормятся исключительно насекомыми, гусеницами, бабочками, а зимой употребляют семена хвойных деревьев. Любят синички московки делать запасы, причем пойманную гусеницу, бабочку они прячут с внутренней стороны ветви, чтобы выпавший зимой снег не мешал подобраться к кладовой. 8


Снегирь Красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем, красногрудыми бывают исключительно самцы, да и то лишь в зрелом возрасте. Эта птица всегда рядом с нами. В апреле снегири приступают к строительству гнезда, которое помещают на ветвях деревьев невысоко над землей. Самка свивает его из веточек лиственных и хвойных деревьев, затем выстилает слоем тонких корешков, лишайников и шерсти. В скором времени в новом гнезде вылупятся первые птенцы. Бережливые родители выкармливают их поочередно семенами и насекомыми, в остальное время эта птица питается исключительно семенами. Эту маленькую неприглядную птичку, беспрестанно поющую «же-же- же», можно узнать по ее характерному пению. Но снегирь - не только краса и гордость наших лесов - это еще и галантный кавалер, у которого могут поучиться многие птицы. Лучшие грозди рябины снегирь, будь он трижды голоден, все равно уступит самке. Облепят эти птицы деревцо, потом перелетят на другое, затем откочуют к югу. И только с первым снегом они опять появятся в городе, недаром «сне г» и «снегирь» - однокоренные слова. 9


Свиристель Это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их совсем близко, разрешает полюбоваться собой. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Здесь самочка будет терпеливо высиживать будущих птенцов, а самец бережно кормить их. Питаются эти птицы плодами рябины, шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников. Прилетают к нам свиристели из холодных краев, едва ли не из царства вечной мерзлоты, владений Снежной Королевы - из Лапландии. Ученые-орнитологи обнаружили это совсем недавно. До середины XX века появление этих птиц считалось дурным предзнаменованием. Но теперь- то, увидя крупную птицу с длинным золотым хвостом и алым хохолком на голове, мы знаем, что ничего плохого встреча с этой птицей не сулит. Просто наступила осень. 10


Клёст Крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста -клюв, сложенный крестиком. Этот своеобраз­ный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую очень любят клесты, она им совершенно не вредна для здоровья. Летают клесты довольно быстро, хотя и не делают больших перелетов; они превосходно лазают по деревьям, причем, привешиваясь вниз головой, редко спускаются на землю. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда «под рукой» недюжие запасы корма. Селится клест в хвойных и смешанных лесах, но не в кедровых. Гнездо строит на верхушке ели или сосны под прикрытием густых ветвей, защищающих постройку от снега и дождя. Только с первыми холодами и морозами клест приступает к строительству, поэтому родимый дом у него всегда крепкий, добротный: внизу теплая подстилка, а стены прочные и толстые. 11


Воробей Селится вблизи с человеком, в скворечниках или в дуплах других птиц. Питаются воробьи семенами растений, являясь главным образом зерноядными птицами. Употребляют также в пищу мелких насекомых. Гнёзда устраивают в дуплах, норах, строениях или сооружают шарообразные гнёзда на деревьях. Являются птенцовыми птицами, птенцов первое время кормят насекомыми, затем семенами. 12


Ворона Ворона осторожная птица. Умеет хорошо передвигаться по земле. Всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами. 13


Поползень Такое название само говорит за себя: значит, кто-то ползает. Но так может сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а* бегает, притом очень ловко. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Ноги у поползня сильные. Спинка голубовато-серая, брюшко - белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками. Бегая, поползень постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечко или зернышко. Еще любит полакомиться орехами и желудями. Будучи запасливой птицей, он их бережно складывает в просторном гнезде. Гнездо поползня - это кладовая, в которой может уместиться до двух килограммов провизии. Устроено оно в дупле и отличается тем, что вход, а нередко даже потолок и стены в нем до блеска отштукатурены размоченной слюной или же просто водой и глиной. В таком уютном домике, особенно когда «под рукой» богатые запасы пищи, нипочем и лютый мороз. Ведь сытой птице не страшны холода. В первые весенние дни появляются у счастливой пары птенчики, за которыми на протяжении месяца ухаживают оба родителя. 14


Сова Едят совы животную пищу – мелких и средних млекопитающих, птиц, насекомых. В их рацион часто попадают полевые или лесные мыши, кроты или землеройки, лягушки или бабочки. Филин, самая большая сова, питается зайцами У совы крупная голова, большие круглые глаза спереди головы, клюв короткий, хищный. Охотится ночью, оперение мягкое, полёт бесшумный, когти длинные и острые, окрас маскирующий. 15


Ласточка Это маленькая птичка, которая прилетает к нам в конце весны начале лета из далекой Африки, Индокитая, а также Малайских островов. Распространена птица в Европе, Азии, на Сахалине, Японских и Курильских островах. Отличает ласточку от других птиц черный шелковый фрак, белая грудка и острый раздвоенный хвост. Это ловкая, изящная птица, беспрестанно парящая в воздухе, способная на лету напиться и даже на мгновение окунуться в воду. Ласточка гнездится в долинах горных рек, где селится в каменистых пещерах и расселинах скал, реже в норах. Большинство ласточек, приспособленных к жизни в городах и больших селах, селится под балконами и крышами зданий. 16


Горихвостка Птица, хвост у которой как будто горит. Потому и заметить ее несложно: сидит на зеленой ветке и помахивает ярким рыжим хвостиком с черными полосками. Такая яркая отличительная окраска - особый сигнал: «Я здесь! Я здесь!» Горихвостки селятся в дуплах или в других закрытых местах смешанных и лиственных лесов, в парках и садах. Зимуют в Африке, на Британских островах, в Европе и в Сибири, на Кавказе и на территории Ирана и Ирака. Места зимовок покидают только в конце марта, но летят доволь­но быстро и уже в конце апреля появляются в районах своего гнездования в лиственных и хвойных лесах. Для устройства гнезда занимают всевозможные дупла в стволах деревьев, под кучами валежника, пустоты под корнями деревьев или кустарников, неглубокие пещерки по обрывам, места за камнями. За появившимися птенцами ухаживают оба родителя. С наступлением осени - в сентябре - горихвостки начинают отлетать в теплые края. Пролет происходит ночью. В начале октября многие горихвостки уже достигают Африки. Питаются горихвостки весьма разнообразно: жуками, комарами-долгоножками, мухами, личинками, бабочками и их гусеницами, клопами, пауками, а в конце лета - ягодами и семенами растений. 17


Скворец Скворец Скворцы зимуют на севере Африки, в Западной и Южной Европе, на юге Средней Азии и в Передней Азии. Первые дни после прилета птицы держатся стаями. Ежедневно много времени скворцы тратят на отыскивание подходящих для устройства гнезд мест, а найдя, начинают петь около них. Песня у скворца громкая и по- весеннему веселая. Скворцы искусные пересмешники: в их песне можно услышать отрывки из песен других птиц, кваканье лягушек, хлопанье кнута и даже рычание и лай собак. Весной скворцы вместе с грачами «ходят за плугом» во время вспашки полей, выбирая из перевернутых пластов земли дождевых червей и личинок жуков, обитающих в почве (проволочников и др.). Скворцы охотно поедают также и растительную пищу, особенно часто в конце лета и осенью, когда птицы нередко прилетают в сады покормиться сочными ягодами вишен, черешен, а также ягодных кустарников. Во время осенних перелетов и на зимовках часто питаются виноградом. 18


Зяблик Самая многочисленная птица наших лесов. Только- только растаял снег, показались первые нежно- белые головки подснежников, а уже слышна азартная, звучная песнь этой птицы. Зяблики прилетают к нам с далеких берегов Африки рано: первыми - самцы, за ними подтягиваются самочки. Узнать этих птиц можно по красивой окраске: буровато-серой спинке, как будто опаленной солнцем грудке и белым с черными полосками крыльям. Селится зяблик чаще всего в лиственных лесах; любит также негустые ельники и сосновый бор. Глухих, заросших мест избегает, так как часто опускается за кормом на землю. Здесь его привлекают семена различных кустарников, сорняков, растений, злаки. Гнездо зяблика - это искусное сооружение в виде глубокой чаши с плотными стенками, облицованными лишайниками и тонкими пленками бересты. Для особой прочности оно опутывается еще и паутиной. Изнутри пол очень похож на пушистое, мягкое, теплое одеяло, собранное из конских волосков, шерсти, перьев и пуха. Помещается гнездо в развилке ствола или на суку. Появившиеся в скором времени птенцы держатся поначалу обособленно, но уже в июле начинают вместе со взрослыми птицами кочевать по опушкам лесов и полян. С холодами, когда листья с деревьев облетят, молодая и шумная семья покинет наши леса и снова улетит в далекую солнечную и жаркую Африку. 19


Цапля Серая цапля способна часами неподвижно стоять на одном месте, иногда на одной лапе, поджав вторую под себя. Шея в это время вжата в себя, и только горизонтально расположенная голова и клюв торчат из тела. Если её что-либо беспокоит, она вытягивает шею и остаётся неподвижной, но способна сорваться и улететь в любой момент. На зиму перелетают в Африку и Индию. Рацион серой цапли в основном состоит из рыбы, угрей и бесхвостых амфибий. Она также может употреблять в пищу небольших грызунов, насекомых, ракообразных и рептилий. 20


Жаворонок полевой Некрупная, величиной с воробья птица. Окраска верхней стороны тела охристая, с черными пестринками, низ - желтовато-белый, под цвет жухлой травы и земли. Прилетает к нам с юга Европы, причем возвращается с зимовки рано, иногда уже в марте, и остается до ноября. Распространены жаворонки у нас по всей стране, доходя на севере до зоны тундр. Жаворонок - позывной весны. Вскоре после прилета жаворонков можно услышать звонкие трели их самцов. С первыми дуновениями тепла раздастся песня жаворонка. Начинает петь жаворонок, взлетая: чем выше, тем звонче его песнь. Но со второй половины летнего сезона уже не услышишь замысловатой песенки этих птиц: самочки и самцы заняты потомством. Полевым жаворонок назван недаром: гнездо располагает в лугах и полях с высокой травой. Основным строительным материалом служит солома, а лоток выстилается тонкими стеблями. Насиживают яйца птицы усердно, не взлетают даже от проходящих мимо людей. Отбегают от гнезда только тогда, когда убедятся, что их обнаружили. Обратно в гнездо птица возвращается с хитростью: сядет где-либо поблизости, а потом перебежками двигается к гнезду. У жаворонка много врагов - диких животных: ласки, горностаи, хорьки, лисы, землеройки, мыши-полевки, ястребы, вороны, а также змеи. Питаются жаворонки семенами и насекомыми. 21


Причины перелета птиц и способ полета Птицы боятся морозов. Зимой очень короткий день. Отсутствие нужного корма. У каждой стаи – свои законы. Журавли летят клином. Гуси и цапли – шеренгой. Утки – прямой линией или дугой. Дрозды и скворцы летят скученной стаей. 22

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Выполнение налепа «Птицы на ветке».
  • Конструирование из кефирных коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.
  • Костюм фотоохотника.
  • Картонные медали «Друзья птиц».
  • Энциклопедия «Птицы».
  • Фотоснимки «Птицы».
  • Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход НОД

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.


Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Раздается стук в дверь. Входит фотоохотник с фоторужьем.

Фотоохотник: Здравствуйте! Я правильно пришел туда, где ребята считают себя друзьями птиц?

Воспитатель: А Вы кто? И почему у Вас ружье?

Фотоохотник: Это фоторужье. При помощи его я наблюдаю за птицами, животными, растениями и фотографирую интересные моменты из их жизни.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто это?

Дети: Фотоохотник!

Фотоохотник: Ребята, а вы много знаете о жизни птиц?

Фотоохотник: Давайте это проверим. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «В мире птиц».

Проводится игра на интерактивной доске «В мире птиц».

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)


По окончании игры фотоохотник хвалит детей и вручает им медали «Друзья птиц».

Воспитатель: Фотоохотник, а сейчас мы тебя приглашаем поиграть.

Проводится физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате,
За метелью, за метелью! взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Дорогой, фотоохотник, ты наверное устал. Присядь, отдохни. Ребята хотят кое-чем порадовать тебя. Они не такие хорошие фотографы, как ты, но зато очень любят рисовать. Сейчас они нарисуют для тебя своих любимых птиц.

Дети рисуют цветными карандашами на тему «Моя любимая птица». Выполненные рисунки дарят фотоохотнику.

Фотоохотник беседует с детьми по вопросам:

  • Почему ты нарисовал эту птицу?
  • Где ты ее встречал?
  • Что ты о ней знаешь?
  • Что хочешь о ней узнать? (Ответы детей.)

Фотоохотник: А я на прощание хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые я наблюдал, и энциклопедию «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, фотоохотник, тебе за твои фотографии. Мы с удовольствием будем их рассматривать и ждать новых.

Фотоохотник прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Воспитатель: А новые знания мы получим из той книги, которую подарил нам фотоохотник.

Список используемой литературы:

  1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
  2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
  3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
  4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Нравится 0 Плохо 0

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...