Почему ленский был завидным женихом. Cочинение «Описание характера Ленского в романе «Евгений Онегин

Произведение:

Евгений Онегин

Владимир Ленский – антипод Онегина, призванный оттенить качества этого героя.

Л. приезжает в свое имение «из Германии туманной», где он стал поклонником философа Канта и романтическим поэтом.

Л. довольно близко сходится с Онегиным, вводит его в дом Лариных, знакомит с Татьяной и своей невестой Ольгой. Раздраженный Онегин начинает притворно ухаживать за Ольгой за две недели до их свадьбы с Л. Из-за этого герой вызывает Онегина на дуэль, на которой погибает.

В романе Л. 18 лет, он богат и хорош собою. Все поведение Л., его речь, облик («кудри черные до плеч») указывают на свободомыслие, на новомодный романтизм героя. Большим романтизмом отличается и поэзия Л.: он поет «нечто и туману даль», пишет «темно и вяло».

Л. влюбляется в Ольгу, видит в ней романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. Но герой жестоко ошибается в своей возлюбленной и платит за это жизнью.

Несмотря на все модные веяния, которые Л. привез из Германии, в душе он остается милым, простым, не слишком утонченным и не слишком глубоким русским помещиком.

Такая раздвоенность личности героя привела к трагическому финалу: Л. умирает на дуэли, т.к. совместить противоположности его характера невозможно. Если бы Л. стал поэтом или героем, он все равно бы не утратил худших помещичьих черт; если бы он стал уездным помещиком, то все равно бы пописывал стишки. Но в любом случае, не был бы счастлив.

Ленский - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.

Не только общие интересы сближают Онегина и Л, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».

В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.

Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.

Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».

Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «…Он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звезды, и Луну…» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.

Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой; // Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный…» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний // И гармонических затей // Читаю только старой няне…» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули, // Гремит о шомпол молоток…» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.

В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства.

Читая роман “Евгений Онегин”, восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной молодежи того времени - это разочарование в окружающей их действительности, в пустой светской жизни. К числу таких разочарованных людей относится и Онегин.
А вот другой романа герой: Владимир Ленский. Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы.
Давайте узнаем этого героя поближе. Это был

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, “под небом Шиллера и Гете”, где “их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”. Ленский - поэт-романтик, “от хладного разврата света еще увянуть не успев”, “он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет”. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковьих, буяновых, петушковых и харликовых:

...Ему не нравились пиры,
Бежал он их беседы шумной.

Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несмотря на то, что “меж ними все рождало споры и к размышлению влекло”, эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, доброй зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:

Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.

Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. “Сердцем милый невежда”, герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь “глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...” По словам Белинского, Владимир “украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было”. Да, так оно и есть. Но он любил:

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…

Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура.
Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. “Не в силах снесть обмана”, Ленский вызывает Онегина на дуэль, “решась кокетку ненавидеть”.
И вот:

Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет”.

Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть - это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.
А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

Задачи и тесты по теме "Образ Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»"

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Вид, возвратность и переходность глаголов - Глагол 5 класс

Онегин и Ленский - две ключевые фигуры бессмертного творения Пушкина. И осознать авторскую концепцию, уяснить замысел поэта невозможно, если не обратиться к анализу этих персонажей. Цитатная и Ленского - цель данной статьи.

«Мы все учились понемногу»

Каково было воспитание главных героев? Начнем с Евгения, который рос без матери, был поручен гувернерам и получил типичное образование для аристократии позапрошлого века. Он «совершенно по-французски мог изъясняться», тогда как глубокое знание русского, родного, языка в те времена было необязательным. Евгений умел вести себя в свете, который признал, что «он умен и очень мил». Пушкин не без иронии говорит о некой неупорядоченности образования главного героя. Онегин «знал довольно по-латыни», дабы подписывать письмо и разобрать парочку эпиграмм. Читал античных классиков, однако «не мог он ямб от хорея... отличить». В то же время он был образованней своих современников. Евгений читал труды Адама Смита, а значит, интересовался политэкономией. И хотя он был восемнадцатилетним философом (как свидетельствует ироническая цитатная характеристика Онегина), его критическое восприятие действительности выгодно отличало его среди юношей, ограничивающихся «джентльменским набором» книг для чтения.

«Хандра его ждала на страже»

Цитатная характеристика Онегина из первой главы доказывает: характер у пушкинского героя был сложен, неоднозначен. Евгений, как и большинство современников, проводили свое время на балах, в поисках любовных приключений, пытаясь заполнить чем-то свою «тоскующую лень». Онегину не чуждо было притворство («как рано мог он лицемерить»), лесть, однако противника Евгений был способен обдать холодом едких эпиграмм. Но вскоре он понимает тщетность окружающего мира. Как говорил лирический герой одного стихотворения Лермонтова: «И жизнь... такая пустая и глупая шутка».

Кстати, цитатная характеристика Онегина и Печорина из «Героя нашего времени» обнаруживает немало общего между двумя персонажами, включая их особое отвращение к человеческому существованию («Жизнь не стоит того, чтобы о ней так... заботиться»). Роднит героев и стремление найти себя в каком-то деле. Только если у Григория Печорина выливается в практически демонические эксперименты над судьбой отдельных людей, то Евгений действует по-другому. Сначала он обращается к творчеству, однако «ничего не вышло из-под пера его». Во второй главе герой даже пробует себя в практической деятельности, но также безуспешно: упорный труд вызывает в нем чувство отвращения.

Иное дело - Ленский, который не успел увянуть от «хладного разврата света». Он очень открытый, искренний человек. В то же время и его фигура небезупречна: повествователь подмечает, что «цель жизни... для него была загадкой». То есть, как показывает цитатная характеристика Онегина и Ленского, в характере и судьбе молодых людей было много общего. И тот, и другой не имели твердой почвы под ногами, дела, которому могли бы посвятить всю жизнь.

«...Глядим в Наполеоны»

На идеалы Онегина косвенно указывает описание его комнаты с изображением Наполеона и портретом Байрона. Оба деятеля были властителями умов молодого поколения той эпохи (вспомним хотя бы Андрея Болконского из романа-эпопеи Толстого). В их упоминании можно усмотреть некое своеобразное прощание повествователя с уходящей, романтической эпохой.

Ленский же остается верен вечным ценностям - любви и дружбе, ведь герой считал, что «душа родная соединиться с ним должна». Истинные приятели же, по мнению Владимира, способны «за честь его приять оковы».

«Поклонник Канта. И поэт»

Из всего вышесказанного вытекает отношение героев к поэзии. Приведенная выше цитатная характеристика Онегина о ямбе и хорее показывает, что Евгений, если и собирался приступить к написанию литературного шедевра, точно не обратился бы к стихотворной форме. Поэзии он не чуждался, хотя и вряд ли понимал ее истинное предназначение. Что же касается Владимира, то повествователь слово «поэт» использует в качестве характеристики и даже пророчит ему судьбу, связанной с этой

«Тому уж нет очарований...»

Цитатная характеристика Онегина продолжается. Особое внимание привлекают отношения героя с противоположным полом, и не только потому, что история Евгения и Татьяны является для сюжета романа стержневой. Оценка главным героем этого великого чувства оказывается прямым свидетельством того, насколько пусто было его существование. Автор в первой главе упоминает, что «тверже всех наук» Онегин знал «науку страсти нежной». В амурных делах Евгений считался инвалидом и подходил к отношениям с большой долей прагматизма. Ради очередной любовной победы он использовал различные уловки: взгляд, который был «быстр и нежен, шутки и лесть. Однако вскоре «в красавиц он уж не влюблялся» и их «оставлял без сожаления», об этом повествует цитатная характеристика Онегина. И Татьяны чувства, такие нежные, наивные, пусть даже возникшие под влиянием сентиментальных тронули.

Ответом же на письмо девушки стал отказ возлюбленного (страшное «Я вас люблю любовью брата») и даже более того - проповедь с его стороны. «Учитесь властвовать собою», - снисходительно, дидактично изрекает он, не думая, насколько жестокими являются его слова. Конечно, если любви не существует, из-за нелепой шутки разрешено убить друга на дуэли, а семья только в тяжесть, могут ли чувства совсем юной девушки считаться чем-то подлинным? И совсем по-иному в любовных делах проявляет себя Владимир, который «любви послушный». Он находится постоянно со своей избранницей, гуляет с ней и даже готов писать ей оды, да только Ольга «не читает их».

Заключение

Цитатная характеристика Онегина и другого персонажа, Ленского, подходит к концу. В качестве заключения остается добавить, что принцип контрастности в построениях этих образов не случаен (помните: «Они сошлись, волн и камень» и т.д.). При наличии большого количества общих черт - оба помещики, оба в какой-то степени являются «лишними людьми» - Онегин с Ленским являются полными противоположностями. И это обусловлено спецификой метода Пушкина. Если Владимиру присущи черты исключительно романтического героя, то образ Евгения свидетельствует о новом методе - реализме.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»

Каждый, кто хоть раз читал «Евгения Онегина», обязательно восхитится совершенством его содержания, красотой языка и легкостью восприятия. Но и это еще не все. В данном произведении прослеживаются проблемы русского общества начала XIX века. Ведь свободолюбивая и прогрессивная молодежь того времени испытывала большое разочарование в том, что она видела и что ожидало ее в пустой светской жизни. И Онегин как раз один из таких людей.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»

Сочинение на данную тему предполагает ответ на вопрос: а кто же тогда такой Владимир Ленский? Этот герой получил у Пушкина необычайно яркую и живую характеристику. Он поражает своей порядочностью, искренностью и незащищенностью. Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» как раз и олицетворяет некую противоположность искушенному и балованному барчонку, воспитанному без строгой морали и получившему домашнее образование, - Онегину, который уже утомлен и разочарован жизнью и видит в ней лишь лживость и бесцельность.

Сам автор описывает Ленского красавцем в полном расцвете лет, который долгое время жил и учился за границей и был далек от России. Ленский был окутан поэзией Шиллера и Гете, его душа тянулась ко всему нравственному и чистому. Он еще не успел увянуть в хладном разврате света, ведь ему было без малого восемнадцать лет. Для сравнения: возраст Онегина - 26 лет, он совсем не интересовался поэзией и не писал стихи.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» - это яркий типаж образованного культурного и совсем еще юного мечтательного и романтичного человека, который все свои эмоции и переживания стремился выплеснуть в своих стихах. Он совершенно чужой в светском обществе, ему не нравились пиры и шумные бестолковые беседы. Поэтому ему сложно было найти себе единомышленников и близких по духу людей.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»: краткое содержание взаимоотношений между главными героями

И вот сама судьба приводит Ленского в дом к Онегину. Между ними сразу зарождается дружба, хоть и столь странная и необычная. Сошлись две противоположности, очень разные между собой, как волна и камень, как лед и пламень. И даже несмотря на то, что они постоянно спорили, эти люди все равно испытывали друг к другу взаимную симпатию. Ленский очень дорожил этой дружбой, она имела для него огромное значение, так как он нуждался в Онегине и хотел делиться с ним своими переживаниями, а иногда и пофилософствовать на разные темы. Ленский глубоко верил, что всегда придут на помощь и по справедливости осудят обидчика.

«Сердцем милый невежда»

Пушкин не раз обращает свое внимание на то, что Ленский живет в мире грез и несбыточных желаний. Он глубоко не вникает в сущность вещей и поэтому буквально сразу же влюбляется в Ольгу, как только видит ее улыбку, светлые локоны и легкий стан. И как очень романтичная личность, Ленский для себя дописывает ее образ совершенствами и достоинствами, чувствами и мыслями, которых в ней абсолютно не было. Так безумно он полюбил Ольгу. Но она отнюдь не была идеальной.

Так был задуман автором роман «Евгений Онегин». Образ Ленского представлен там слишком чистым и бескорыстным, ведь его главными приоритетами в жизни были вера в свободу, дружбу и, конечно же, любовь, которая его же и погубит.

Из-за своего такого острого восприятия и амбиций он очень болезненно воспринял вызывающее поведение ловеласа Онегина, который решил назло ему пофлиртовать с его невестой Ольгой. Теперь же Ленскому показалось, что его жестоко обманули, и он не в силах вынести этот позор и поэтому вынужден вызвать Онегина на дуэль. Роковой поединок состоялся, и Онегин убил бедного Ленского.

Случайность или закономерность?

Смерть юноши очень даже символична и наталкивает на мысль, что чистые романтичные и мечтательные натуры, далекие от действительности, зачастую погибают из-за столкновений с суровыми реальностями жизни. Наверное, Пушкин именно таким видит выход из царящей в моральной пустоты и безнравственности.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» - это яркий представитель передовой молодой аристократии, погибший от рук товарища. Так ли все случайно получилось? Ведь он был человеком с прекрасными задатками, полный надежд поэт и мечтательный романтик.

Заключение

Ленского приводит к погибели непонимание людей. От него требовалось быть сдержанным и включить вместо максималистских принципов и эмоциональности всего лишь здравый смысл. Но он не смог примириться, помешало его честолюбие и горячность. И поэтому он погиб, причем именно тогда, когда нужно было показать твердость и стойкость характера. Так решил закончить судьбу Ленского Пушкин.

Если бы остался жив, то, скорее всего, он превратился бы в обычного обывателя, разочарованного в людях, без той сентиментальности, которую бы заменил цинизм. Пушкин, задумав образ Ленского в романе «Евгений Онегин», понимал, что у таких людей в то время не было будущего, потому так печальна судьба этого героя.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...