Организация работы кружка «Логика для дошкольников
Ирина Малиновская
Кружок «Логика для дошкольников » начал работу в сентябре . В нем обучались дети среднего дошкольного возраста .
Обучение детей в кружке велось в соответствии с задачами учебной программы дошкольного образования , Методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года, перспективным и календарным планами.
Цель организации кружка :
Стимулирование познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста ;
Раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка;
Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук.
В процессе работы с детьми решались следующие задачи :
Развитие мыслительных действий и операций : обобщения, классификации, анализа, синтеза, различных видов памяти, процессов запоминания;
Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;
Обучение владению графическими навыками, навыками работы с бумагой и пластилиновой техникой;
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Для решения поставленных задач с детьми проводились занятия 3 раза в неделю (2 занятия по развитию познавательных процессов, 1 занятие по развитию мелкой моторики рук). Процесс обучения проходит в игровой занимательной форме. Во время занятий максимально реализуется ситуация успеха, деятельность детей проходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Активизация детей на занятиях достигается путем отбора содержания, методов, приемов, форм организации деятельности детей :
Практические методы предлагают специальные упражнения (в форме заданий, действий с демонстрационным материалом, в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом, сюрпризные моменты, имитационные движения, появление сказочного персонажа, соревнования;
Игровые приемы : пальчиковая гимнастика, элементы драматизации;
Метод предварительной ошибки (наример : Хрюше дается задание - построить квадрат из палочек. Он строит фигуру из 3-х палочек. Дети сразу же замечают ошибку и исправляют ее. Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное);
Словесные указания, пояснения, разъяснения,
Развивающие дидактические игры, игровые упражнения
Занимательная проблемная ситуация сказочного характера (например, Мальчик – с – пальчик может освобожден из темницы только при условии, если решит задачу бабы Яги,
Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением,
Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений,
Вопросы к детям,
Моделирование (модель частей суток, недели, модели геометрических фигур, объемных фигур и т. д. ,
Наглядные методы – мультимедийные презентации, использование отрывков из мультипликационных фильмов (например : отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» используем для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять? Что вы можете предложить, для решения данной проблемы);
Контроль и оценка.
Выбранные методы и приемы позволяют детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет смены видов деятельности, форм организации воспитанников .
Организацию занятий определяют следующие принципы : системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, постепенность и систематичность в освоении и формировании познавательных процессов, индивидуализация темпа работы , цикличность повторения материала.
На занятиях кружка по развитию познавательных процессов использовались игровые блоки, образовательного комплекса «Учимся, играя» . Занятия традиционно начинаются с «Зарядки для ума» . Например :
«На что это похоже?»
«Эй, ребята, не зевайте, быстро-быстро отвечайте – сколько солнышек на небе? Сколько хвостов у двух котов? Сколько ушей у двух мышей? и т. п.
Назови круглые (тяжелые, пушистые, огромные) слова» и т. п.
Занятие по развитию познавательных процессов включает :
Развитие интеллекта и навыков общения,
Развитие математических способностей,
Развитие речевых навыков,
Развитие познавательных процессов,
Организационные и здоровьесберегающие аспекты (логоритмические игры, тематические физкультминутки, пальчиковые игры) .
Использую различные типы заданий :
«закрытые» задачи, т. е. имеющие точные решения;
Открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
Лабиринты;
Задания на поиск лишнего, недостающего, отличий;
Задания на классификацию
На сравнение
Загадки
Небылицы в стихотворной форме, путаницы, картинки – путаницы.
Игры в нелепицы. Например : Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько нелепиц, ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример : Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня : "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугалась и убежала. А вы бы испугались?
Математические сказки с заданиями. Например сказка «На рыбалке» :
Жили-были волк и лиса. Собрались они однажды на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал : «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской - больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать : то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
Задания детям : Кто больше наловил рыбы? Почему? Сколько всего рыб наловили волк и лиса? Нарисуйте удочки лисы и волка.
Для успешной организации процесса обучения мной изготовлены развивающие логические игры «Построй башню» ,
«Танграм» ,
«Подбери пару» ,
«Подбери пару каждой рукавичке» ,
«Поиск общего» ,
«Подбери к знаку» .
В течение учебного года составлена картотека логических заданий «Веселая математика» .
Для развития мелкой моторики рук и координации движений разработаны тематические игровые комплексы. Основу занятий по развитию мелкой моторики составили игры и задания «Тренируем пальчики» , «Учимся рисовать фигуры» , «Азбука письма» .
В игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук включены следующие виды деятельности : массаж кистей рук (карандашом, шишками, каштанами, горохом, массажным мячиком,
пальчиковая гимнастика, логоритмические игры,
рисование пластилином,
конструирование из бумаги в технике оригами,
различные виды аппликации,
задания на развитие графических навыков,
рисование с помощью трафаретов,
работа с шаблонами и силуэтами,
вырезывание ножницами, штриховка, дорисовка,
составление изображений из счетных палочек,
работа с крупой , фасолью, горохом,
нанизывание бус и пуговиц на проволоку,
выкладывание силуэтов из круп, семян,
работа с индивидуальными прописями,
театр «Сказка на ладошке » .
Большой интерес у ребят вызвали сказки на кончиках пальцев. Например : сказка на кончиках пальцев по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса» .
Жили Котик с Петушком у лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к их избушке. («Колечки» .)
Утащила Петушка за высоки горы,
Утащила Петушка («Кулачки» )
В свою лисью нору. («Лучики» .)
Смелый Котик в лес пошел
И нору Лисы нашел. («Колечки» ) Умный Котик спас дружка
Петю-Петю-Петушка. («Гребешок» .)
Живут Котик с Петушком
У лесной опушки («Здравствуй» .)
И теперь уже Лиса
Не ходит к их избушке. («Маятник» .)
Для этого нужно выучить положение пальцев и кистей рук, необходимых для сказки.
Для успешной реализации задач по подготовке руки ребенка к письму течение года изготовлены дидактические игры по развитию моторики рук : «Из чего это сделано?» ,
«Составь картинку» ,
«Веселые прищепки» ,
«Картинная галерея» ,
«Укрась предмет» .
Составлена электронная база графических игр и заданий : «Обведи по точкам» , «Дорисуй картинку по образцу» , «Рисование по опорным точкам» , «Дорисуй вторую половину» , «Рисунки по образцу» , «Дорожки» , «Пиктограммы» , «Узоры» , «Лабиринты» , «Ходилки» , «Копируем изображения» , «Заштрихуй» , картотека графических упражнений «Послушный Карандаш» , схемы конструирования из бумаги оригами, составления бус, узоров из геометрических фигур.
На занятиях использовались составленные ранее картотеки тематических логоритмических и пальчиковые игр.
Работа по развитию познавательных процессов и мелкой моторики рук проходила в тесном взаимодействии с родителями. Был составлен перспективный план взаимодействия с семьей.
Цель работы с родителями : организация консультативной помощи родителям по вопросам образования детей дошкольного возраста , повышения их педагогической грамотности по проблеме развития познавательных процессов на основе развивающих игр, развития мелкой моторики рук.
В процессе работы с родителями решались следующие задачи :
1. Создать творческую площадку для формирования у родителей опыта по развитию логического мышления и математических способностей на основе занимательных игр и упражнений.
2. Наладить взаимодействие с родителями для осуществления задач развития мелкой моторики рук.
3. Создать образовательную среду, стимулирующую творческую активность ребенка в семье и в учреждении дошкольного образования .
5. Формировать представления, взгляды родителей на образование дошкольников в современных условиях.
6. Соблюдать единство в работе детского сада и семьи в целях всестороннего развития детей.
При взаимодействии с семьей использовались следующие формы сотрудничества : информационные листки, консультации, рекомендации, советы, открытые просмотры деятельности с детьми, тематические папки, выставка пособий и игр. Родители принимали активное участие в пополнении предметно-развивающей среды по развитию мелкой моторики рук детей.
Совместно с родителями собрали коллекции прописей, раскрасок, тематических трафаретов, мелких игрушек для театра «Сказка на ладошке » .
Внедрена новая форма взаимодействия с семьей «Педагогическая копилка кружка «Логика для дошкольников » .
В этой рубрике собрана база консультативных материалов, в которой содержатся ответы на наиболее важные вопросы по проблеме развития детей дошкольного возраста : Что такое познавательные процессы детей дошкольного возраста ? Как развить руку для письма? Как развить нестандартное мышление ребенка? Как развить память у ребенка? Чем занять ребенка в дороге?
В течение периода для родителей подготовлены :
Консультации «Ум на кончиках пальцев» , «Домашний игровой уголок» , «Развивающие игры на кухне» ;
Памятки «Приемы, помогающие запоминанию» , «Познавательная литература для детей» ;
Советы «Влияние телепередач на развитие ребенка» . «Чтобы лето было полезным для ребенка» .
Данные материалы составили основу базы консультативных материалов по педагогическому просвещению родителей.
В результате работы родители приобрели знания по вопросам развития познавательных процессов и подготовки руки ребенка к письму. Изменились их взгляды на организацию образовательного процесса. Они стали союзниками, с которыми можно решать задачи следующего этапа обучения.
Итоги работы кружка «Логика для дошкольников » были представлены родителям на открытом занятии «Путешествие в сказку «Теремок» с использованием мультимедийной презентации.
Отчет о работе кружка «Логика для дошкольников » заслушан на итоговом педагогическом совете в мае.
В заключении хочу сказать, что развивая логическое мышление и моторику рук у дошкольников , мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики (воображения, мышления, памяти, внимания, восприятия, хорошо развитая моторика – залог успешного овладения школьной программой и дальнейшего развития личности ребенка в целом.