Некрасов кому на руси жить хорошо счастливые. Николай алексеевич некрасов кому на руси жить хорошо

В толпе горластой, праздничной

Похаживали странники,

Прокликивали клич:

"Эй! нет ли где счастливого?

Явись! Коли окажется,

Что счастливо живешь,

У нас ведро готовое:

Пей даром сколько вздумаешь -

На славу угостим!.."

Таким речам неслыханным

Смеялись люди трезвые,

А пьяные да умные

Чуть не плевали в бороду

Ретивым крикунам.

Однако и охотников

Хлебнуть вина бесплатного

Достаточно нашлось.

Когда вернулись странники

Под липу, клич прокликавши,

Их обступил народ.

Пришел дьячок уволенный,

Тощой, как спичка серная,

И лясы распустил,

Что счастие не в пажитях,

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях.

"А в чем же?"

- "В благодушестве!

Пределы есть владениям

Господ, вельмож, царей земных,

А мудрого владение -

Весь вертоград Христов!

Коль обогреет солнышко

Да пропущу косушечку,

Так вот и счастлив я!"

- "А где возьмешь косушечку?"

- "Да вы же дать сулилися..."

"Проваливай! шалишь!.."

Пришла старуха старая,

Рябая, одноглазая

И объявила, кланяясь,

Что счастлива она:

Что у нее по осени

Родилось реп до тысячи

На небольшой гряде.

"Такая репа крупная,

Такая репа вкусная,

А вся гряда - сажени три,

А впоперечь - аршин!"

Над бабой посмеялися,

А водки капли не дали:

"Ты дома выпей, старая,

Той репой закуси!"

Пришел солдат с медалями,

Чуть жив, а выпить хочется:

"Я счастлив!" - говорит.

"Ну, открывай, старинушка,

В чем счастие солдатское?

Да не таись, смотри!"

- "А в том, во-первых, счастие,

Что в двадцати сражениях

Я был, а не убит!

А во-вторых, важней того,

Я и во время мирное

Ходил ни сыт ни голоден,

А смерти не дался!

А в-третьих - за провинности,

Великие и малые,

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай - жив!"

"На! выпивай, служивенький!

С тобой и спорить нечего:

Ты счастлив - слова нет!"

Пришел с тяжелым молотом

Каменотес-олончанин,

Плечистый, молодой:

"И я живу - не жалуюсь, -

Сказал он, - с женкой, с матушкой

Не знаем мы нужды!"

"Да в чем же ваше счастие?"

"А вот гляди (и молотом,

Как перышком, махнул):

Коли проснусь до солнышка

Да разогнусь о полночи,

Так гору сокрушу!

Случалось не похвастаю,

Щебенки наколачивать

В день на пять серебром!"

Пахом приподнял "счастие"

И, крякнувши порядочно,

Работничку поднес:

"Ну, веско! а не будет ли

Носиться с этим счастием

Под старость тяжело?.."

"Смотри, не хвастай силою,-

Сказал мужик с одышкою,

Расслабленный, худой

(Нос вострый, как у мертвого,

Как грабли руки тощие,

Как спицы ноги длинные,

Не человек - комар).-

Я был - не хуже каменщик

Да тоже хвастал силою,

Вот бог и наказал!

Смекнул подрядчик, бестия,

Что простоват детинушка,

Учал меня хвалить,

А я-то сдуру радуюсь,

За четверых работаю!

Однажды ношу добрую

Наклал я кирпичей,

А тут его, проклятого,

И нанеси нелегкая:

"Что это?- говорит.-

Не узнаю я Трифона!

Идти с такою ношею

Не стыдно молодцу?"

-"А коли мало кажется,

Прибавь рукой хозяйскою!"-

Сказал я, осердясь.

Ну, с полчаса, я думаю,

Я ждал, а он подкладывал,

И подложил, подлец!

Сам слышу - тяга страшная,

Да не хотелось пятиться.

И внес ту ношу чертову

Я во второй этаж!

Глядит подрядчик, дивится,

Кричит, подлец, оттудова:

"Ай, молодец, Трофим!

Не знаешь сам, что сделал ты:

Ты снес один по крайности

Четырнадцать пудов!"

Ой, знаю! сердце молотом

Стучит в груди, кровавые

В глазах круги стоят,

Спина как будто треснула...

Дрожат, ослабли ноженьки.

Зачах я с той поры!...

Налей, брат, полстаканчика!"

"Налить? Да где ж тут счастие?

Мы потчуем счастливого,

А ты что рассказал!"

"Дослушай! будет счастие!"

"Да в чем же, говори!"

"А вот в чем. Мне на родине,

Как всякому крестьянину,

Хотелось умереть.

Из Питера, расслабленный,

Шальной, почти без памяти,

Я на машину сел.

В вагоне - лихорадочных,

Горячечных работничков

Нас много набралось,

Всем одного желалося,

Как мне: попасть на родину,

Чтоб дома помереть.

Однако нужно счастие

И тут: мы летом ехали,

В жарище, в духоте

У многих помутилися

Вконец больные головы,

В вагоне ад пошел:

Тот стонет, тот катается,

Как оглашенный, по полу,

Тот бредит женкой, матушкой.

Ну, на ближайшей станции

Такого и долой!

Глядел я на товарищей,

Сам весь горел, подумывал -

Несдобровать и мне

В глазах кружки багровые,

И всё мне, братец, чудится,

Что режу пеунов

(Мы тоже пеунятники,

Случалось в год откармливать

До тысячи зобов).

Где вспомнились, проклятые!

Уж я молиться пробовал,

Нет! всё с ума нейдут!

Поверишь ли? вся партия

Передо мной трепещется!

Гортани перерезаны,

Кровь хлещет, а поют!

А я с ножом: "Да полно вам!"

Уж как господь помиловал,

Что я не закричал?

Сижу, креплюсь... по счастию,

День кончился, а к вечеру

Похолодало,- сжалился

Над сиротами бог!

Ну, так мы и доехали,

И я добрел на родину,

А здесь, по божьей милости,

И легче стало мне..."

"Чего вы тут расхвастались

Своим мужицким счастием?-

Кричит, разбитый на ноги,

Дворовый человек.-

А вы меня попотчуйте:

Я счастлив, видит бог!

У первого боярина,

У князя Переметьева,

Я был любимый раб.

Жена - раба любимая,

А дочка вместе с барышней

Училась и французскому

И всяким языкам,

Садиться позволялось ей

В присутствии княжны...

Ой! как кольнуло!.. батюшки!.."

(И начал ногу правую

Ладонями тереть.)

Крестьяне рассмеялися.

"Чего смеетесь, глупые,-

Озлившись неожиданно

Дворовый закричал.-

Я болен, а сказать ли вам,

О чем молюсь я господу,

Вставая и ложась?

Молюсь: "Оставь мне, господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!"

Не вашей подлой хворостью,

Не хрипотой, не грыжею -

Болезнью благородною

Какая только водится

У первых лиц в империи,

Я болен, мужичье!

По-да-грой именуется!

Чтоб получить ее -

Шампанское, бургонское,

Токайское, венгерское

Лет тридцать надо пить...

За стулом у светлейшего

У князя Переметьева

Я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал...

Ну, наливай!"

-"Проливай!

У нас вино мужицкое,

Простое, не заморское -

Не по твоим губам!"

Желтоволосый, сгорбленный,

Подкрался робко к странникам

Крестьянин-белорус,

Туда же к водке тянется:

"Налей и мне маненичко,

Я счастлив!"- говорит.

"А ты не лезь с ручищами!

Докладывай, доказывай

Сперва, чем счастлив ты?"

"А счастье наше - в хлебушке:

Я дома в Белоруссии

С мякиною, с кострикою

Ячменный хлеб жевал;

Как роженица корчишься,

Как схватит животы.

А ныне, милость божия!-

Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую - не нажуюсь!"

Пришел какой-то пасмурный

Мужик с скулой свороченной,

Направо всё глядит:

"Хожу я за медведями,

И счастье мне великое:

Троих моих товарищей

Сломали мишуки,

А я живу, бог милостив!"

"А ну-ка влево глянь?"

Не глянул, как ни пробовал,

Какие рожи страшные

Ни корчил мужичок:

"Свернула мне медведица

Маненичко скулу!"

-"А ты с другой померяйся,

Подставь ей щеку правую -

Поправит...." - Посмеялися,

Однако поднесли.

Оборванные нищие,

Послышав запах пенного,

И те пришли доказывать,

Как счастливы они:

"Нас у порога лавочник

Встречает подаянием,

А в дом войдем, так из дому

Проводят до ворот...

Чуть запоем мы песенку,

Бежит к окну хозяюшка

С краюхою, с ножом,

А мы-то заливаемся:

"Давай, давай - весь каравай,

Не мнется и не крошится,

Тебе скорей, а нам спорей...."

Смекнули наши странники,

Что даром водку тратили,

Да кстати и ведерочку

Конец. "Ну, будет с вас!

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!"

"А вам бы, други милые,

Спросить Ермилу Гирина,-

Сказал, подсевши к странникам,

Деревни Дымоглотова

Крестьянин Федосей.-

Коли Ермил не выручит,

Счастливцем не объявится,

Так и шататься нечего..."

"А кто такой Ермил?

Князь, что ли, граф сиятельный?"

"Не князь, не граф сиятельный,

А просто он - мужик!"

"Ты говори толковее,

Садись, а мы послушаем,

Какой такой Ермил?"

"А вот какой: сиротскую

Держал Ермило мельницу

На Унже. По суду

Продать решили мельницу:

Пришел Ермило с прочими

В палату на торги.

Пустые покупатели

Скоренько отвалилися,

Один купец Алтынников

С Ермилом в бой вступил,

Не отстает, торгуется,

Наносит по копеечке.

Ермило как рассердится -

Хвать сразу пять рублей!

Купец опять копеечку,

Пошло у них сражение:

Купец его копейкою,

А тот его рублем!

Не устоял Алтынников!

Да вышла тут оказия:

Тотчас же стали требовать

Задатков третью часть,

А третья часть - до тысячи.

С Ермилом денег не было,

Уж сам ли он сплошал,

Схитрили ли подьячие,

А дело вышло дрянь!

Повеселел Алтынников:

"Моя, выходит, мельница!"

"Нет! - говорит Ермил,

Подходит к председателю. -

Нельзя ли вашей милости

Помешкать полчаса?"

"Что в полчаса ты сделаешь?"

"Я деньги принесу!"

"А где найдешь? В уме ли ты?

Верст тридцать пять до мельницы,

А через час присутствию

Конец, любезный мой!"

"Так полчаса позволите?"

"Пожалуй, час промешкаем!"

Пошел Ермил; подьячие

С купцом переглянулися,

Смеются, подлецы!

На площадь на торговую

Пришел Ермило (в городе

Тот день базарный был),

Стал на воз, видим: крестится,

На все четыре стороны

Кричит: "Эй, люди добрые!

Притихнете, послушайте,

Я слово вам скажу!"

Притихла площадь людная,

И тут Ермил про мельницу

Народу рассказал:

"Давно купец Алтынников

Присватывался к мельнице,

Да не плошал и я,

Раз пять справлялся в городе,

Сказали: с переторжкою

Назначены торги.

Без дела, сами знаете,

Возить казну крестьянину

Проселком не рука:

Приехал я без грошика,

Ан глядь - они спроворили

Без переторжки торг!

Схитрили души подлые,

Да и смеются нехристи:

"Что часом ты поделаешь?

Где денег ты найдешь?"

Авось найду, бог милостив!

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А всё не устоять ему

Против мирской казны -

Ее, как рыбу из моря,

Века ловить - не выловить.

Ну, братцы! видит бог,

Разделаюсь в ту пятницу!

Не дорога мне мельница,

Обида велика!

Коли Ермила знаете,

Коли Ермилу верите,

Так выручайте, что ль!.."

И чудо сотворилося:

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Крестьянство раскошелилось,

Несут Ермилу денежки,

Дают, кто чем богат.

Ермило парень грамотный,

Да некогда записывать,

Наклали шляпу полную

Целковиков, лобанчиков,

Прожженной, битой, трепаной

Крестьянской ассигнации.

Ермило брал - не брезговал

И медным пятаком.

Еще бы стал он брезговать,

Когда тут попадалася

Иная гривна медная

Дороже ста рублей!

Уж сумма вся исполнилась,

А щедрота народная

Росла: "Бери, Ермил Ильич,

Отдашь, не пропадет!"

Ермил народу кланялся

На все четыре стороны,

В палату шел со шляпою,

Зажавши в ней казну.

Сдивилися подьячие,

Позеленел Алтынников,

Как он сполна всю тысячу

Им выложил на стол!..

Не волчий зуб, так лисий хвост,-

Пошли юлить подьячие,

Да не таков Ермил Ильич,

Не молвил слова лишнего,

Копейки не дал им!

Глядеть весь город съехался,

Как в день базарный, пятницу,

Через неделю времени

Ермил на той же площади

Рассчитывал народ.

Упомнить где же всякого?

В ту пору дело делалось

В горячке, второпях!

Однако споров не было,

И выдать гроша лишнего

Ермилу не пришлось.

Еще, он сам рассказывал,

Рубль лишний - чей бог ведает!-

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал:

Чей рубль? да не нашел.

Уж солнце закатилося,

Когда с базарной площади

Ермил последний тронулся,

Отдав тот рубль слепым...

Так вот каков Ермил Ильич".

"Чуден! - сказали странники.-

Однако знать желательно -

Каким же колдовством

Мужик над всей округою

Такую силу взял?"

"Не колдовством, а правдою.

Слыхали про Адовщину,

Юрлова-князя вотчину?"

"Слыхали, ну так что ж?"

"В ней главный управляющий

Был корпуса жандармского

Полковник со звездой,

При нем пять-шесть помощников,

А наш Ермило писарем

В конторе состоял.

Лет двадцать было малому,

Какая воля писарю?

Однако для крестьянина

И писарь человек.

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует

И справку наведет;

Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!

Худую совесть надобно -

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать.

Таким путем вся вотчина

В пять лет Ермилу Гирина

Узнала хорошо,

А тут его и выгнали...

Жалели крепко Гирина,

Трудненько было к новому,

Хапуге, привыкать,

Однако делать нечего,

По времени приладились

И к новому писцу.

Тот ни строки без трешника,

Ни слова без семишника,

Прожженный, из кутейников -

Ему и бог велел!

Однако, волей божией,

Недолго он процарствовал,-

Скончался старый князь,

Приехал князь молоденький,

Прогнал того полковника,

Прогнал его помощника,

Контору всю прогнал,

А нам велел из вотчины

Бурмистра изобрать.

Ну, мы не долго думали,

Шесть тысяч душ, всей вотчиной

Кричим: "Ермилу Гирина!"-

Как человек един!

Зовут Ермилу к барину.

Поговорив с крестьянином,

С балкона князь кричит:

"Ну, братцы! будь по-вашему.

Моей печатью княжеской

Ваш выбор утвержден:

Мужик проворный, грамотный,

Одно скажу: не молод ли?.."

А мы: "Нужды нет, батюшка,

И молод, да умен!"

Пошел Ермило царствовать

Над всей княжою вотчиной,

И царствовал же он!

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил..."

"Стой!" - крикнул укорительно

Какой-то попик седенький

Рассказчику. - Грешишь!

Шла борона прямехонько,

Да вдруг махнула в сторону -

На камень зуб попал!

Коли взялся рассказывать,

Так слова не выкидывай

Из песни: или странникам

Ты сказку говоришь?..

Я знал Ермилу Гирина..."

"А я небось не знал?

Одной мы были вотчины,

Одной и той же волости,

Да нас перевели..."

"А коли знал ты Гирина,

Так знал и брата Митрия,

Подумай-ка, дружок".

Рассказчик призадумался

И, помолчав, сказал:

"Соврал я: слово лишнее

Сорвалось на маху!

Был случай, и Ермил-мужик

Свихнулся: из рекрутчины

Меньшого брата Митрия

Повыгородил он.

Молчим: тут спорить нечего,

Сам барин брата старосты

Забрить бы не велел,

Одна Ненила Власьева

По сыне горько плачется,

Кричит: не наш черед!

Известно, покричала бы

Да с тем бы и отъехала.

Так что же? Сам Ермил,

Покончивши с рекрутчиной,

Стал тосковать, печалиться,

Не пьет, не ест: тем кончилось,

Что в деннике с веревкою

Застал его отец.

Тут сын отцу покаялся:

"С тех пор, как сына Власьевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!"

А сам к веревке тянется.

Пытали уговаривать

Отец его и брат,

Он всё одно: "Преступник я!

Злодей! вяжите руки мне,

Ведите в суд меня!"

Чтоб хуже не случилося,

Отец связал сердечного,

Приставил караул.

Сошелся мир, шумит, галдит,

Такого дела чудного

Вовек не приходилося

Ни видеть, ни решать.

Ермиловы семейные

Уж не о том старалися,

Чтоб мы им помирволили,

А строже рассуди -

Верни парнишку Власьевне,

Не то Ермил повесится,

За ним не углядишь!

Пришел и сам Ермил Ильич,

Босой, худой, с колодками,

С веревкой на руках,

Пришел, сказал: "Была пора,

Судил я вас по совести,

Теперь я сам грешнее вас:

Судите вы меня!"

И в ноги поклонился нам.

Ни дать ни взять юродивый,

Стоит, вздыхает, крестится,

Жаль было нам глядеть,

Как он перед старухою,

Перед Ненилой Власьевой,

Вдруг на колени пал!

Ну, дело всё обладилось,

У господина сильного

Везде рука: сын Власьевны

Вернулся, сдали Митрия,

Да, говорят, и Митрию

Нетяжело служить,

Сам князь о нем заботится.

А за провинность с Гирина

Мы положили штраф:

Штрафные деньги рекруту,

Часть небольшая Власьевне,

Часть миру на вино...

Однако после этого

Ермил не скоро справился,

С год как шальной ходил.

Как ни просила вотчина,

От должности уволился,

В аренду снял ту мельницу

И стал он пуще прежнего

Всему народу люб:

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал,

Приказчик, управляющий,

Богатые помещики

И мужики беднейшие -

Все очереди слушались,

Порядок строгий вел!

Я сам уж в той губернии

Давненько не бывал,

А про Ермилу слыхивал,

Народ им не нахвалится,

Сходите вы к нему".

"Напрасно вы проходите,-

Сказал уж раз заспоривший

Седоволосый поп.-

Я знал Ермилу Гирина,

Попал я в ту губернию

Назад тому лет пять

(Я в жизни много странствовал,

Преосвященный наш

Переводить священников

Любил)... С Ермилой Гириным

Соседи были мы.

Да! был мужик единственный!

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Да только, повторяю вам,

Напрасно вы проходите,

В остроге он сидит..."

"Как так?"

-"А воля божия!

Слыхал ли кто из вас,

Как бунтовалась вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки?..

Как о пожарах пишется

В газетах (я их читывал):

"Осталась неизвестною

Причина" - так и тут:

До сей поры неведомо

Ни земскому исправнику,

Ни высшему правительству,

Ни столбнякам самим,

С чего стряслась оказия,

А вышло дело дрянь.

Потребовалось воинство,

Сам государев посланный

К народу речь держал,

То руганью попробует

И плечи с эполетами

Подымет высоко,

То ласкою попробует

И грудь с крестами царскими

Во все четыре стороны

Повертывать начнет.

Да брань была тут лишняя,

А ласка непонятная:

"Крестьянство православное!

Русь-матушка! царь-батюшка!"

И больше ничего!

Побившись так достаточно,

Хотели уж солдатикам

Скомандовать: пали!

Да волостному писарю

Пришла тут мысль счастливая,

Он про Ермилу Гирина

Начальнику сказал:

"Народ поверит Гирину,

Народ его послушает...."

-"Позвать его живей!"

......................

Вдруг крик:" Ай, ай! помилуйте!",

Раздавшись неожиданно,

Нарушил речь священника,

Все бросились глядеть:

У валика дорожного

Секут лакея пьяного -

Попался в воровстве!

Где пойман, тут и суд ему:

Судей сошлось десятка три,

Решили дать по лозочке,

И каждый дал лозу!

Лакей вскочил и, шлепая

Худыми сапожнишками,

Без слова тягу дал.

"Вишь, побежал, как встрепанный!-

Шутили наши странники,

Узнавши в нем балясника,

Что хвастался какою-то

Особенной болезнию

От иностранных вин.-

Откуда прыть явилася!

Болезнь ту благородную

Вдруг сняло, как рукой!"

"Эй, эй! куда ж ты, батюшка!

Ты доскажи историю,

Как бунтовалась вотчина

Помещика Обрубкова,

Деревня Столбняки?"

"Пора домой, родимые.

Бог даст, опять мы встретимся,

Тогда и доскажу!"

Под утро все поразъехались,

Поразбрелась толпа.

Крестьяне спать надумали,

Вдруг тройка с колокольчиком

Откуда ни взялась,

Летит! а в ней качается

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту.

Крестьяне разом бросились

К дороге, сняли шапочки,

Низенько поклонилися,

Повыстроились в ряд

И тройке с колокольчиком

Загородили путь....

Текст сочинения:

Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, которого глубоко волновала тема крестьянской жизни. Свои произведения он создавал в трудные для России годы. Уже всем было ясно, что крепостное право изжило себя и далее существовать не может. Но и реформа 1861 года не облегчает положение крестьян. Как человек революционно-демократических взглядов, Некрасов прекрасно понимает оставшуюся кабальную зависимость крестьянства от землевладельцев.
В 1863 году Некрасов начинает работу над одним из самых значительных своих произведений. Это поэма Кому на Руси жить хорошо. Вся жизнь крестьянина прослеживается в поэме. Мы видим и рождение ребенка, и свадьбу, и рекруҭчину, и похороны, и труд на поле. Поэма отражает духовный мир крестьянства, его радости и горести, сомнения и надежды. Через все произведение проходиҭ вопрос: Кто же счастлив на земле русской?
Много персонажей в поэме. Но какие же все они разные! Измученные голодом и нуждой бедняки, которые всю свою жизнь терпят унижение и бесправие, счастливы тем, что остались жить после всех невзгод, счастливы, что умруҭ на родной земле. Совсем другое счастье у Савелия и Ермилы Гирина. По своему духу они бунтари. Они не смиряюҭся с невзгодами, пытаюҭся по- своему сделать жизнь лучше. Но и их крепостное право убивает. Савелий всю свою жизнь проводиҭ на каторге, а единственная его радость на старости Демушка погибает. Ермило Гирин попадает в острог во время крестьянского бунта, и нетрудно предположить, как сложиҭся его дальнейшая судьба. Но в крестьянском мире нет единства: крепостное право коверкает не только судьбы людские, но и личности. Мы видим счастливых рабов, которые счастливы быть холопами у господ. Это и лакей Ипат, который с радостью и умилением рассказывает о жестокости своего барина по отношению к нему, это и лакей князя Переметьева, совершенно исковерканная личность, в которой абсолюҭно не осталось человеческого достоинства. Но даже в среде таких рабов растет протест. Пример тому Яков, который мстиҭ своему барину собственной смертью.
Да и дворяне-помещики тоже по-своему несчастны. Они чувствуюҭ, что их время на исходе, чувствуюҭ, что зарождается протест и недовольство среди крестьянства. Но они не могуҭ изменить себя, не могуҭ изменить образ жизни.
Нет счастливых и среди духовенства. Многие священники понимаюҭ, что они обуза для крестьян-СТВР., ведь и без них народу живется нелегко. Так и говориҭ поп, которого мужики встречаюҭ на своем пуҭи. Он сочувствует крестьянам, но в то же время ему жалко, что перевелись помещики.
Несчастливы и женщины-крестьянки. Поэҭ рисует прекрасный образ величавой славянки Матрены Тимофеевны. Видела ли она счастье в жизни? Была счастлива в годы детства, но с малых лет она работает, помогает родителям. Было счастье материнства, но и с ее детьми жизнь обходиҭся жестоко. Какой ни возьми персонаж поэмы, у каждого своя трагедия. Кому же на Руси жить хорошо? Вопрос остается без ответа.
Таким образом, получается, что поистине счастливых людей в поэме нет. Нет их и в жизни. Крепостное право ломало судьбы и личности. Оно уничтожило человеческие черҭы во многих дворянах, в духовенстве и других людях. О каком счастье может идҭи речь, если крестьянство бесправно и жизнь полна ҭягот и бедствий, а у крепостников нечеловеческие души.

Права на сочинение "Счастливые в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо*" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семь странников-крестьян ищут на Руси счастливого. Поэт писал эту поэму несколько десятилетий, так и не завершил её. Странники не встретили счастливого и поэма осталась с открытым финалом. Но можно ли кого-то из героев произведения назвать счастливым? Что нужно для счастья, с точки зрения героев и самого поэта?

В поэме показано кризисное состояние русского мира. Во-первых, это нищета и голод. Вспомним названия деревень, из которых пришли странники: Дырявино, Заплатово, Неурожайка… Во-вторых, после отмены крепостного права «порвалась цепь великая», и ударила «одним концом по барину, другим по мужику»: никто не знает, как обустроить свою жизнь, на какую систему ценностей опереться.

Именно поэтому многие герои поэмы несчастливы – даже те, кто этого достоин. Например, Савелий, который был «богатырем святорусским» сильным, упорным, отбыл каторгу, просмотрел, как свинья погубила правнука Демушку, и долго отмаливал свой грех и т.п. Утрачены на Руси и «ключи от счастья женского». Матрена Тимофеевна, крестьянка, которая была доброй, хорошей женой, прекрасной матерью, из-за всех забот, возложенных на ее плечи по дому, по хозяйству, из-за голодной жизни, отсутствия опоры была лишена счастья.

Но и у тех, кто чувствует себя счастливым, представления о счастье часто убогие. Странники в поисках счастливого человека обошли всю Русь. Некрасов использует прием «поэтического многоголосия», словно «предоставляя слово» самим русским людям. Как выяснилось, для одних счастье заключается в покое, богатстве и чести, у других в возможности залить водкой свою «счастливую» жизнь. В главе «Счастливые» мы видим как за возможность «хлебнуть вина бесплатного» люди меряются счастьем, если это можно назвать таковым. У кого-то уродилось реп до тысячи, кто-то видит счастье в признании хозяев: «Я счастлив, видит бог! У первого боярина, у князя Переметьева, я был любимый раб.» Счастье помещика это праздная жизнь, пиры, охота, власть над людьми. Автор пишет: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Это примитивное представление о счастье, о котором говорил каждый «счастливый», истинного счастья ни одному из них не приносит.

Обладателем истинного счастья в поэме является Гриша Добросклонов. Несмотря на жизнь «беднее захудалого последнего крестьянина» и тяжелую каждодневную работу в нем есть стремление к духовному развитию. В нем есть тяга к прекрасному, к творчеству, к мечтаниям. Гриша – поэт, он сочиняет песни о России, о народе, и готовится посвятить себя борьбе за счастье народное. Это то, что отличает его от других героев этой поэмы. Но странники так и не встретились с Гришей и не нашли счастливого.

«Кому на Руси жить хорошо?» — это эпическая поэма. В ней благодаря образу дороги и сюжету-путешествию возникает панорамная картина русской жизни, картина народного горя, разлада и пр. По-настоящему счастливых людей не может быть, если жизнь в целом устроена неразумно, находится в состоянии кризиса. Но в целом поэма не носит трагического характера, поскольку, по мнению автора, в русской жизни все равно сохраняются здоровые и крепкие начала, надо дать им только возможность созреть и проявиться.

Таким образом, Н. Некрасов считает, что счастье заключается в постоянном движении, развитии, творчестве. Это то, что наделяет смыслом жизнь человека. Именно поэтому счастливым в поэме становится Гриша Добросклонов.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» русский народ обрисован яркими красками, подробно рассмотрен и описан до мельчайших подробностей.

Данное произведение - откровение, пытающиеся донести все чаяния и горести русского крестьянства, надежды и страхи, ужасы и печали, в которых не смотря на всю безвыходность, люди пытаются найти лучик счастья в несправедливом, заправлямым жадными купцами и боярами мире…

В главе «Счастливые» поиски странников увенчиваются неким неоднозначным успехом. К путешественникам подходят люди их самых

Низов, считающие себя счастливыми.

Каждый из них не прочь пригубить винца и исповедаться перед мужичками.

Со всех сторон только и слышатся споры и препирания на тему счастья. У каждого оно своё, однако не лишено горькой иронии:

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…»

Их счастье и счастьем то и не назовешь!

Но в конце главы, однако, звучит рассказ о человеке счастливом,

Его счастье на ступень выше, благороднее, он знаменует более развитую идею представлений о настоящем счастье, которое только может быть у простого крестьянина.

Представитель счастливого крестьянского народа - простой деревенский мужик по имени Ермил Гирин. Он авторитет крестьянского мира, оказывает на него влияние, вызывает уважение многих. Его сила заключена в доверительном и дружественном отношении поддержке всем народом.

Когда дело с мельницей принимает серьёзные обороты, и вот-вот кончится для героя плохо, Ермил призывает народ помочь ему.

И вдруг, сам того не ожидая, народ оказывает поддержку, кидается на помочь обыкновенному бедному мужику, и дружно справляются с боярской несправедливостью.

Несмотря на прошлый свой нехороший поступок (выгородил от солдатской службы рекрутом своего младшего брата), Ермил пример для подражания. Он совестлив и честен до самого конца, и когда с собранных на выкуп мельницы денег остается рубль, мужик ходит и ищет бывшего обладателя денег, пытаясь вернуть ему.

И казалось бы, у Ермила есть всё что нужно простому человеку-любимое дело, уважение и почёт, разве не счастье?

Однако, за своё счастье и народную любовь мужику приходится выстрадать - он отправляется в острог, жертвуя всем былым.

СЧАСТЛИВЫЕ В ПОЭМЕ. Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, которого глубоко волновала тема крестьянской жизни. Свои произведения он создавал в трудные для России годы. Уже всем было ясно, что крепостное право изжило себя и далее существовать не может. Но и реформа 1861 года не облегчает положение крес­тьян. Как человек революционно-демократических взглядов, Не­красов прекрасно понимает оставшуюся кабальную зависимость крестьянства от землевладельцев.

В 1863 году Некрасов начинает работу над одним из самых зна­чительных своих произведений. Это поэма «Кому на Руси жить хо­рошо». Вся жизнь крестьянина прослеживается в поэме. Мы видим и рождение ребенка, и свадьбу, и рекрутчину, и похороны, и труд на поле. Поэма отражает духовный мир крестьянства, его радости и горести, сомнения и надежды. Через все произведение проходит во­прос: «Кто же счастлив на земле русской?»

Много персонажей в поэме. Но какие же все они разные! Изму­ченные голодом и нуждой бедняки, которые всю свою жизнь терпят унижение и бесправие, счастливы тем, что остались жить после всех невзгод, счастливы, что умрут на родной земле. Совсем другое «счастье» у Савелия и Ермилы Гирина. По своему духу они бунта­ри. Они не смиряются с невзгодами, пытаются по-своему сделать жизнь лучше. Но и их крепостное право убивает. Савелий всю свою жизнь проводит на каторге, а единственная его радость на старос­ти - Демушка - погибает. Ермило Гирин попадает в острог во время крестьянского бунта, и нетрудно предположить, как сложит­ся его дальнейшая судьба. Но в крестьянском мире нет единства: крепостное право коверкает не только судьбы людские, но и лич­ности. Мы видим счастливых рабов, которые счастливы быть холо­пами у господ. Это и лакей Ипат, который с радостью и умилением рассказывает о жестокости своего барина по отношению к нему, это и лакей князя Переметьева, совершенно исковерканная личность, в которой абсолютно не осталось человеческого достоинства. Но даже в среде таких рабов растет протест. Пример тому Яков, который мстит своему барину собственной смертью.

Да и дворяне-помещики тоже по-своему несчастны. Они чувст­вуют, что их время на исходе, чувствуют, что зарождается протест и недовольство среди крестьянства. Но они не могут изменить себя, не могут изменить образ жизни.

Нет счастливых и среди духовенства. Многие священники понимают, что они обуза для крестьянства, ведь и без них народу жи­вется нелегко. Так и Говорит поп, которого мужики встречают на своем пути. Он сочувствует крестьянам, но в то же время ему жалко, что перевелись помещики.

Несчастливы и жецщины-крестьянки. Поэт рисует прекрасный образ величавой славянки Матрены Тимофеевны. Видела ли она счастье в жизни? Была счастлива в годы детства, но с малых лет она работает, помогает родителям. Было счастье материнства, но и с ее детьми жизнь обходится жестоко. Какой ни возьми персонаж поэмы, у каждого своя трагедия. Кому же на Руси жить хорошо? Вопрос остается без ответа.

Таким образом, получается, что поистине счастливых людей в поэме нет. Нет их и в жизни. Крепостное право ломало судьбы и личности. Оно уничтожило человеческие черты во многих дворя­нах, в духовенстве и других людях. О каком счастье может идти речь, если крестьянство бесправно и жизнь полна тягот и бедствий, а у крепостников нечеловеческие души.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...