Каковы причины политики разрядки международной напряженности. Период разрядки в международных отношениях

Разрядка международной напряжённости

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Разря́дка междунаро́дной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну , продемонстрировав свой выигрыш - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в окончились неудачей.

США

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский . Китайские переговоры Никсона (см. Визит Никсона в Китай (1972)). Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон ».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • , 17 ноября, Хельсинки : начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • , 30 сентября, Вашингтон , подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в );
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.
    • Был закрыт финансировавшийся американцами .

Культурное и экономическое сотрудничество

Окончание разрядки

  • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа , а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан .
  • 1980
    • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США ; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
    • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
    • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
  • 1981
    • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия .
    • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
    • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота » в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Артем Кречетников. «Перезагрузка-1959»: первая попытка - BBC-Russian.com, 29 сентября 2009

Категории:

  • Холодная война
  • История США
  • Внешняя политика СССР
  • Эпоха застоя
  • Конфликты 1972 года
  • 1972 год в СССР
  • 1972 год в США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Разрядка международной напряженности

Но уже появление атомного оружия почти исключило опасность крупномасштабной войны. А сразу после смерти Сталина опасность вторжения стала быстро уменьшаться. До 1960-х еще продолжались какие-то международные провокации: взрывы в штаб-квартирах белогвардейских организаций, угрожающая риторика, попытки поддерживать «свои»»… Но масштаб уже был совсем не тот.

Последний крупномасштабный эпизод, заставивший Запад содрогнуться, был Карибский кризис… В октябре 1962 года СССР разместил на Кубе. Поэтому на Кубе его называют «Октябрьский кризис» (Crisis de Octubre), а в США – «Кубинский ракетный кризис» (Cuban missile crisis).

14 октября 1962 года, когда самолет-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские расредней дальности Р-12 и Р-14. Президент США Джон Кеннеди создал специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Америка начала «карантин» (блокаду) Кубы.

СССР сначала отрицал, что на Кубе есть эти ракеты… потом доказывал, что это он от США так защищается. А над миром нависла реальная угроза атомной войны. Тем более реальная, что Кеннеди уже был готов начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску. Стало понятно, что бомбардировка приведет к одному: ракеты запустят на Америку.

Тогда Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли. Взамен: гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро.

Правительство Хрущева согласилось. 28 октября 1962 года начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

38 дней мир балансировал на грани войны, и это стало переломным моментом всей «холодной войны». И после этого Хрущев колотил ботинком по трибуне ООН, орал, что покажет Западу «кузькину мать» и что весь вопрос в том, кто кого быстрее закопает: СССР или Запад.

Но худшее было позади, началась разрядка международной напряженности.

Сам термин появился в начале 70-х годов 20 века. Это калька с французского detente (разрядка). Суть же разрядки в том, что после Карибского кризиса обе стороны окончательно поняли: уничтожить врага и остаться невредимыми не удастся. Доктрина гарантированного взаимного уничтожения (Mutual Assured Destruction) звучала так: «невозможно уничтожить стратегического врага без того, чтобы он нанес удар, последствия которого будут для нас неприемлемыми».

СССР догнал США в мощи ядерных сил.

Война во Вьетнаме потребовала колоссальных затрат, вызвала к жизни политическую оппозицию, поляризовала общество.

В ФРГ пришел к власти социал-демократ Вили Брандт, который суетливо «каялся» за все преступления немцев, совершенные и несовершенные. Он же начал «новую восточную политику». Московский договор между СССР и ФРГ (1970 г.) зафиксировал нерушимость послевоенных границ, и отказ от территориальных претензий ФРГ на Восточную Пруссию и германские земли, отошедшие Литве, Польше и Чехословакии.

Отмена отсрочки призыва студентов в армию США вызвала массовые студенческие выступления. В 1970 году в Кентском университете полиция расстреляла студенческую демонстрацию. 4 человека, в их числе 2 девушки, были убиты.

Все эти факты свидетельствовали: гонку вооружений и конфронтацию лучше свернуть.

Для СССР Карибский кризис показал, что начать наступление на США через территорию «друга Фиделя» не удастся.

Реализация американской программы «Аполлон» привела к высадке американцев на Луне в 1969 году. Значит, и через космос не удается.

А тут еще разрыв с Китаем: взрыв агрессивной демагогии Мао, «культурная революция», обзывательство «ревизионистами», территориальные претензии на Дальний Восток и Сибирь. В 1972 году дело дошло до пограничного конфликта на острове Даманский, на Амуре. Лишившись такого важного стратегического союзника, СССР загрустил.

Как следствие всех этих изменений 17 ноября 1969 года начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений в Хельсинки.

До 1979 года потоком шли соглашения между СССР и США, устанавливавшие все более тесные отношения между этими странами, практически исключавшие начало военных действий.

18 июня 1979 г. в Вене Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписали договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II).

До смерти Сталина и во время Карибского кризиса пугать союзников советской угрозой было легко и просто. В период разрядки международной напряженности – куда труднее. Не случайно же именно в это время Европа начала вести себя намного более независимо.

Из книги Криминальная психология автора Познышев Сергей Викторович

Профессор Международной Академии Наук в Тулузе Криминальная Психология Преступные типы Предисловие ВВЕДЕНИЕ. Криминально-психологическое изучение преступника, его задачи, необходимость и значение.Преступление всегда имеет два корня: один лежит в личности

Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий

«ВНУТРЕННИЙ СМЕХ» ГЛУБИННАЯ РАЗРЯДКА ПРОГРАММ СМЕХ ТОНКИМИ ОБОЛОЧКАМИ Уникальность технологии «Внутреннего смеха» заключается в её доступности, высокой эффективности, а главное - естественности, хотя по поводу последнего наши ментальные программы ещё могут выражать

Из книги Масса и власть автора Канетти Элиас

Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан Боб

2. Полная разрядка Первая сила плато, или Когда вы видите помидор, то говорите себе: «Это будет вкус помидора». Но что если его вкус напомнит… малину?«Я вообще не понимаю, что здесь происходит. Я в шоке, я зла и даже не знаю, что сказать».Дженнифер Лопез была невероятно

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка И.Ю. Хамитова клинический психолог, индивидуальный и семейный психотерапевт, работающий в системной модели, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Международной ассоциации

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

ПРИМЕР № 60 (продолжение). НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ Если посмотреть на невротическую симптоматику как на проявление напряженности, вызывающее ту же напряженность, как на страдание по поводу собственного страдания,

Из книги Макиавелли для женщин. Искусство управления мужчинами для Принцессы автора Рубин Гарриет

О НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСГИ ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ - МОТИВАЦИОННОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ОБ УСЛОВИЯХ, ЭТОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СПОСОБСТВУЮЩИХ Природная потребность в активности и движении при жизни может развиваться, приводя к формированию большего или

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

НЕВКЛЮЧЕННОСГЬ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ В СИСТЕМУ ЛИЧНОСТНЫХ ЗНАЧИМОСТЕЙ Речь может идти и о невключении потребности в напряженности в систему личностных значимостей, о неосознании потребности в ней (что очень часто бывает).Незнание о напряженности как об объекте

Из книги автора

ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ Недостаточная сформированность потребности в напряженности проявляется всегда в конкретных обстоятельствах. Недостаточная в одних, она может быть чрезвычайно развита в других.ПРИМЕР № 65.

Из книги автора

ПРИМЕРЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСГИ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ КАК СИГНАЛЕ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДРУГИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1. Неадекватная обстоятельствам импульсивность, когда едва возникшая неудовлетворенность требует сиюминутной реализации.ПРИМЕР № 66.

Из книги автора

2.2. Психологические механизмы самопроизвольного нарастания напряженности Ловушки восприятия Всякий человек «реагирует только на свой опыт, но его опыт – это совсем не то, что может обнаружить объективный сторонний наблюдатель, – это только то, что сам индивид там

Из книги автора

X. Четыре вида стратегической напряженности Помните, конфронтация – это еще одна форма отношений. Это один из немногих видов отношений, где власть не скрыта. Вступая в конфронтацию, в которой вы стремитесь выиграть, найдите верный тон. Напряженность стратегического типа

Из книги автора

Динамика свободных черт: адаптация, притворство и разрядка Я думаю, что длительное проявление нехарактерных свободных черт может иметь психологические и физиологические последствия. Это предположение подтверждено рядом научных исследований.Ситуации

К исходу 60-х годов обозначились новые сдвиги в положении СССР на международной арене. Страна была на взлете своего могущества, создав ценой неимоверных для себя усилий ядерный потенциал, примерно равный американскому. Были сглажены наиболее острые углы в отношениях СССР со странами социалистического содружества, неуклонно расширялось советское влияние в странах третьего мира. СССР стал воистину великой державой, США вынуждены были это признать. Процесс разрядки с обеих сторон в 70-е годы носил взаимовыгодный характер. Стратегия ядерного устрашения перестала работать. Мир продолжал оставаться двухполюсной конструкцией, oпpeдeлявшeйcя противостоянием ракет СССР и США, которые при этом заявляли о неприменении первыми ядерных ударов. Полоса разрядки международной напряженности, охватившая почти все 70-е годы, была самой глубокой, продуктивной и длительной.

Программой мира называют комплекс предложений советского руководства, который оно выдвинуло в 1971-1981 годах. Основные положения ее касались следующего круга задач СССР на международной арене: 1) запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия; 2) ядерное разоружение всех государств, обладающих этим видом оружия; 3) прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия; 4) обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты; 5) обеспечение свободы и независимости народов мира; 6) углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

Конечно, декларации не всегда соответствовали реальным действиям обеих сторон. В оборонной сфере продолжали иметь место секретные акции, противоречившие публичным декларациям. Классическим примером являлась проблема химического оружия. И советским, и американским дипломатам и военным специалистам приходилось уклоняться от ответа на вопрос, имеют ли стороны химическое оружие. Уязвимым местом советских мирных инициатив было отстаивание принципа самоконтроля за вооружением, который не пользовался широкой международной поддержкой. Западные партнеры выдвигали требование обязательных международных инспекций, с чем СССР ни за что не соглашался. Стратегический паритет стал рассматриваться не по принципу оборонной достаточности, а по формуле: «припрятать баллистических ракет чуть-чуть про запас».

Огромную лепту в процесс разрядки внесли советские дипломаты. С конца 50-х годов Министерство иностранных дел возглавлял А.А. Громыко, профессиональный дипломат, человек широкого кругозора, последовательный защитник советских идеологических и стратегических приоритетов. Его роль в углублении процесса разрядки являлась определяющей. Функция представлять страну на международной арене перешла к Генеральному Секретарю. Советская пресса закрепила в 70-е годы за Л.И. Брежневым громкое звание «архитектора перестройки».

Первыми шагами на пути разрядки было подписание в 1968 г. СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия . В 1971 г. те же стороны подписали Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах. Вскоре оба договора были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

12 августа 1970 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, согласно которому стороны обязались разрешать все свои споры исключительно мирным путем и признали нерушимость европейских послевоенных границ. Вскоре канцлер ФРГ Вилли Брандт от имени своей страны заключил аналогичные договоры с Чехословакией, Польшей и ГДР. Затем последовало четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) об урегулировании статуса Западного Берлина. Эта серия договоров закрепила послевоенный раздел Европы на две части. Она носила компромиссный характер. Аналитики Запада были убеждены, что неустойчивость восточноевропейских просоветских режимов уже в скором времени оттолкнет их от СССР без вооруженного вмешательства.

В ходе визитов президента США Р. Никсона в Москву в 1972 и 1974 гг. и Л.И. Брежнева в Вашингтон в 1973 г. были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО ) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 ). Согласно договору по ПРО системой противоракетной обороны защищались Москва и американская база межконтинентальных баллистических ракет Гранд Фос в штате Северная Дакота, обе точки в радиусе 150 км (от МКАД в Москве и от места расположения шахтных установок в Дакоте). Договор ОСВ-1 предусматривал ограничение числа современных подлодок с МБР и обязательство не начинать строительство в течение 5 лет новых стационарных установок МБР.

В 1972 г. были подписаны Основы взаимоотношений между СССР и США . В них указывалось, что различие идеологий и социальных систем не является препятствием для развития нормальных отношений. В том же году представители СССР подписали в Москве, Вашингтоне и Лондоне Конвенцию о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического ) и токсинного оружия и об их уничтожении .

Последний рубеж советско-американской разрядки был связан с подписанием 18 июня 1979 г. в Вене Л.И. Брежневым и президентом США Дж. Картером Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2 ). Он шел дальше первого договора и устанавливал равные предельные уровни средств доставки ядерного оружия для обеих сторон. Также предусматривал сокращение существующих ядерных вооружений, налагал существенные ограничения на модернизацию стратегических наступательных систем и создание новых систем.

Пиком процесса разрядки стало Международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работавшее в Хельсинки в составе делегаций 33 стран Европы, США и Канады. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан его главный документ - Заключительный акт Совещания .

Его важнейшей составляющей стала Декларация принципов взаимоотношений между государствами . Она провозглашала: суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость границ, территориальную целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религий и убеждений, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, принцип сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Советское руководство подписало хельсинские документы, правда, не могло обеспечить выполнения некоторых его положений, особенно в отношении инакомыслящих. Идеологические приоритеты соблюдались тогда неукоснительно.

Хельсинкская нормализация подтолкнула развитие торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими странами. СССР заключил целый комплекс соглашений о торговых, культурных и научных контактах. Правда, из состояния «сырьевого придатка» Запада наша страна так и не вышла: 80% нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы, минеральное сырье и лес.

Политическое сотрудничество стран социалистического содружества развивалось по линии двух- и многосторонних встреч руководителей коммунистических и рабочих партий, глав правительств. Поездки Л.И. Брежнева в соцстраны со второй половины 70-х годов выливались в словесные демонстрации дружбы и носили парадный характер. Это не мешало советскому руководителю проявлять жесткость в экстремальных случаях.

Начавшийся весной 1968 г. процесс политического обновления в Чехословакии был встречен советским руководством с осторожностью, но вскоре заявления чехословацких товарищей о строительстве «социализма с человеческим лицом» были расценены как проявление ревизионизма. 21 августа 1968 г. части Советской армии вместе с армиями Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии перешли границу ЧССР.

Болевой точкой социалистического мира продолжали оставаться советско-китайские отношения, разрыв их на всех уровнях усугублялся пропагандистскими обвинениями друг друга и открытыми вооруженными столкновениями на границе в 1969 г. Это заставляло СССР концентрировать на Дальнем Востоке большой воинский контингент. Создание же укреплений на советско-китайской границе обошлись в 200 млрд рублей. Значительные силы и средства оттягивала у советской стороны военно-техническая и материальная помощь Демократической Республике Вьетнам, особенно в 1965-1973 годах, во время кровопролитной войны ее с США.

Не успела разрядка набрать нужные обороты, как мир уже в конце 70-х годов был отброшен в новую полосу международной «мерзлоты». Утверждения о том, что СССР - виновник этого похолодания, безосновательны. 27 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г. советское руководство начало войну в Афганистане. В ответ США не ратифицировали ОСВ-2. Вскоре там к власти пришли республиканцы во главе с Р. Рейганом.

С начала 80-х годов США развернули программу СОИ, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений и саму возможность ядерной войны против «империи зла» - так американские политики называли СССР. Советский ответ на вызов формулировался так: «ракета на ракету», «танк на танк», поскольку по численности армии и размерам танковой армады СССР намного превосходил США.

Другая советская инициатива была связана с размещением ракет среднего радиуса действия в Европе и прекращением переговоров по ним. Это обеспечило советское военное преимущество на европейском направлении, одновременно сказалось на падении международного авторитета СССР. СССР и США выступали партнерами в осуществлении курса на вооруженное вмешательство в зонах своего влияния. В 1982 г. интересы двух мировых держав вновь столкнулись на Ближнем Востоке, в Ливане. В 1983 г. США развернули широкомасштабную аннексию против Никарагуа, Панамы и Гренады. СССР участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене.

Итак, годы, традиционно называемые в советской истории застойными, отличались весьма противоречивыми явлениями и процессами. С одной стороны, была достигнута максимальная управляемость обществом, упор на социальную политику заставлял власть считаться с интересами трудящихся масс, которые впервые за советскую историю начали жить более или менее сносно. Экономика страны отнюдь не находилась в состоянии кризиса, и хотя она не могла обеспечить изобилия и разнообразия товарами, как западная, но оказывалась при этом в состоянии решать сложнейшие проблемы комплексного многоотраслевого и широкого регионального развития. В эти годы ценой больших перенапряжений был создан военно-стратегический паритет, и с СССР стали считаться на международной арене как с реальной силой.

С другой стороны, слои общества начала разделять глубокая пропасть. Она межевала их по линии принадлежности к власти. Управленческая элита все более самозамыкалась. Добившись конституционного оформления исключительности своей власти, она получила широкие возможности действовать почти бесконтрольно. Отделившись от общества, верхушка обречена была вести свою деятельность под покровом тайны и превращать в тайну даже самые обыденные вещи, дабы они обрели в глазах общества особую значимость. Налет парадности и выспренности характеризовал официальную идеологию. Престиж власти в глазах рядовых людей неукоснительно и необратимо падал, а вместе с ним советское общество подошло к пределу использования традиционных для себя стимулов развития - опоры на массовый энтузиазм и веру в руководителей. Нарастание олигархических элементов в системе верховной власти не встретило серьезного сопротивления со стороны народа в силу превращения общества в «песчаноподобное». Для него были характерны процессы деклассирования и размывания наций, что даже отразила Конституция 1977 г. в понятии «советский народ». Привычка широких масс безоглядно доверять руководителям наслаивалась на конформизм советской интеллигенции. Отдельные же вспышки инакомыслия не могли в такой среде обрести организованных форм и легко подавлялись органами безопасности.

Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для котрого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.

Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.

Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973 гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июля 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 В настоящее время его подписали более 160 стран.

Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.

3 сентября 1971 между СССР,США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ

ОСВ-I - общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США - вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.

Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.

2. Неприменение силы или угрозы силой.

3. Нерушимость границ.

4. Территориальная целостность государств.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Невмешательства во внутренние дела.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.

Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.

54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.

Кэмп-Дэвидские соглашения - заключение израильско-египетского мирного договора.

В 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, (США) было заключено предварительное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне Менахем Бегин и Анвар Садат подписали договор о мире между Израилем и Египтом.

В 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А. Садата и М. Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора. Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения.

По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и признал «законные права палестинского народа». Было также достигнуто обоюдное принципиальное согласие на предоставление автономии жителям контролируемых Израилем территорий до окончательного решения вопроса об их будущем политическом статусе.


Похожая информация.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО РАЗРЯДКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ…………………………………………………………….….6

1.1 Причины разрядки и цели сторон………………………………….…………......6

1.2 Московский договор 1963г. и Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г………………………………………………………………….….11

1.3 Договор об использовании космического пространства в мирных целях 1967г……………………………………………………………………......16

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ 1972-1979ГГ. И КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО….…18

2.1. Соглашение ОСВ–1 и Договор по ПРО…………………………………....…..18

2.2. Договор ОСВ-2……………………………………………………………..........23

2.3. Хельсинские соглашения 1975г…………………………………….…….….....28

2.4. Культурно-экономическое сотрудничество СССР и США…………..…..…...34

ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРЯДКИ…………………………………………………...….…38

3.1. Причины недолговечности разрядки…………………………….……..……....38

3.2. От разрядки к конфронтации……………………………………………..…......41

3.3. Влияние процесса разрядки на развитие международных отношений…........45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………......…48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………….....51

ВВЕДЕНИЕ

Советско-американские отношения представляют собой сложное и многогранное явление в мировой политической истории. Интерес к феномену советско-американского взаимосотрудничества не ослабляется и в настоящее время. Причины здесь не только в научном интересе взаимоотношений первой в мире страны социалистического строя и крупнейшей, наиболее богатой и экономически сильной страны капитализма, как принято считать в советской историографии. Интерес к проблеме советско-американских отношений проявляется в той степени, что ключ к пониманию современных российско-американских отношений находится именно в советском периоде.

Если внимательно проследить отношения между СССР и США в ретроспективе, то становится ясным, что отношения между ними представляются ярким примером борьбы за лидерство на мировой арене. Если сравнивать СССР и США между собой по ряду показателей (экономический потенциал, ресурсный, научно-технический, территориальный и др.), то становиться объективным, что обе стороны обладали достаточным потенциалом для претензий на мировое господство, причем и Советская Россия и Соединенные Штаты это прекрасно понимали. Страх, что одна страна преуспеет в чем-либо или будет иметь больше влияния в мире, чем другая постоянно витал в правящих кругах как СССР, так и США(например, стремление Советского Союза "догнать и перегнать Америку").

Наиболее ярким проявлением борьбы за мировое господство является так называемый период "холодной войны". Именно здесь отчетливо просматриваются стремления обоих сторон доминировать в мировом пространстве. А после Карибского кризиса мир вступил в новый этап "холодной войны". Обе стороны вполне отчетливо сознавали взаимную уязвимость блоков. Постепенно приходило понимание невозможности использования ядерного оружия в мировой войне, того, что в ней "не может быть победителя". Поэтому основным содержанием начавшегося этапа стало последовательное выравнивание уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД, складывание стратегического равенства - паритета - СССР и США. Принято считать, что достижение паритета составляло суть процесса "разрядки международной напряженности". Разрядка международной напряжённости - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Термин используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 50-х до конца 70-х годов. Вместе с тем важно оценивать это явление во всей полноте исторического контекста. "Разрядка"- явление гораздо более многоплановое, охватившее не только военно-стратегическую область, но и весь комплекс отношений Восток - Запад от охраны окружающей среды и культурных связей до внешней торговли, породившее новый климат в международных отношениях и определенные надежды в советском обществе. Стержнем "разрядки" стали как никогда благоприятные советско-американские отношения, впервые после войны вышедшие за рамки сугубо дипломатических контактов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса советско-американского сотрудничества во время разрядки международной напряженности.

В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:

1. Рассмотреть предпосылки начала разрядки международной напряженности;

2. Изучить советско-американские соглашения и договора, заключенные в период разрядки;

3. Проанализировать причины недолговечности разрядки и ее влияние на развитие международных отношений.

Предметом исследования выступает советско-американские отношения в годы разрядки международной напряженности.

Для достижения поставленной цели в работе использовались следующие методы: статистический, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (19 наименований), Общий объем работы 52 страницы.

Для написания работы использовались различные источники: учебно-методические пособия и монографии, сборники документов.

Г ЛАВА 1

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО РАЗРЯДКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

1.1 Причины разрядки и цели сторон

Во второй половине 60-х годов обе сверхдержавы нуждались в некоторой передышке и перегруппировке сил. СССР и США стремились сохранить свое преобладание в биполярной системе международных отношений. В то же время они пытались выработать какие-то «правила игры»: после Карибского кризиса, который едва не привел к началу III мировой войны, Восток и Запад осознали необходимость постепенного смягчения напряженности в двусторонних отношениях. 1962 год заставил осознать, какими ужасными будут последствия ядерной войны.

Кроме того, именно к началу «брежневской эпохи» СССР достиг военного паритета с США и теперь мог разговаривать с американцами на равных. Это стало причиной того, что вся вторая половина 60-х и все 70-е годы вошли в историю советско-американских отношений как время «разрядки», некоторого потепления отношений. При этом советское руководство добивалось установления подлинного стратегического паритета и его признания Вашингтоном, а американское - сохранения своего технологического отрыва от СССР.

В американской исторической и политической литературе весьма активно используется тезис о том, что разрядка в советско-американских отношениях в первой половине 70-х годов стала возможной, прежде всего, в результате «изменений» в советском подходе к отношениям с США. Однако такие утверждения не соответствуют реальной действительности.

Советскому Союзу не нужно было вносить какие-либо коррективы в свою политику, поскольку он постоянно прилагал целенаправленные усилия для улучшения советско-американских отношений, международной обстановки в целом. С трибуны XXIV съезда КПСС со всей определенностью было заявлено о готовности СССР к поддержанию нормальных отношений с США. «Мы исходим из того, - говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду, - что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними. Но нам приходится учитывать, имеем ли мы дело с действительным стремлением решать вопросы за столом переговоров или с попытками проводить политику с «позиции силы». Т.е. при этом мирное сосуществование по-прежнему трактовалось как форма классовой борьбы.

Соединенным Штатам на рубеже 60-70-х годов действительно пришлось подвергнуть значительной переоценке внешнеполитические установки периода «холодной войны». Интервенционистский курс обернулся для США дальнейшим ослаблением их международных позиций, крахом попыток остановить объективные процессы исторического развития, развернувшиеся в мире. В этих условиях США в начале 70-х годов были вынуждены вступить на путь определенного улучшения отношений с СССР, развития мирного сотрудничества с ним в ряде сфер, и прежде всего в области ограничения стратегических вооружений.

Среди объективных причин, в силу которых Соединенные Штаты пошли на определенную нормализацию отношений с СССР, можно назвать следующие:

    изменение соотношения сил в мире в пользу социализма, и прежде всего установление военно-стратегического паритета между СССР и США, между Организацией Варшавского Договора и НАТО; рост военно-экономического и политического могущества всех социалистических стран, их влияния на ход мировых событий;

    углубление общего кризиса капитализма, обострение межимпериалистических противоречий, возросшее стремление ряда крупных государств Запада проводить более самостоятельный внешнеполитический курс;

    исчезновение стратегической «неуязвимости» Соединенных Штатов в результате появления на вооружении СССР эффективных средств доставки ядерного оружия на межконтинентальные расстояния;

    общий кризис концептуальных установок послевоенного внешнеполитического курса США на «сдерживание», «оттеснение» социализма, что наиболее ярко выразилось в провале агрессии США в Юго-Восточной Азии, которая не только серьезно подорвала международный престиж Соединенных Штатов, сузила для них возможности внешнепо­литического маневрирования, но и породила глубокий раскол в стране.

«Потребность в изменении нашей политики, - отмечалось во внешнеполитическом посланий конгрессу тогдашнего президента США Р. Никсона от 3 мая 1973 г., - диктовалась целесообразностью приведения ее в соответствие не только с новыми реальностями в мире, но и с новыми настроениями в Америке. Многие американцы больше не желали безоговорочно поддерживать все аспекты послевоенной деятельности США в мире, которая истощала наши финансовые и особенно психологические ресурсы... В нашей стране стали высказываться мнения, что Соединенным Штатам следует умерить глобальные аппетиты и повернуться лицом к внутренним проблемам, поискам путей их решения. Следовательно, сам фундамент, на который опиралась наша политика, оказался в опасности, существовавший в прошлом двухпартийный консенсус относительно активного американского глобализма в настоящее время распался».

Республиканская администрация Никсона - Киссинджера, пришедшая к власти в США в 1969 году, была вынуждена взять курс на более активное приспособление к новой расстановке сил в мире, на устранение разрыва между глобальными внешнеполитическими амбициями США и их реальными возможностями за счет некоторого сокращения американских внешнеполитических обязательств. Главным направлением такого приспособления стала нормализация отношений с Советским Союзом. Заявления тогдашних американских политических деятелей о том, что США «вынуждены сосуществовать» с СССР, что они «обречены» на такое сосуществование, в течение длительного периода времени отражало понимание в Вашингтоне глубины и масштабов происшедших в мире перемен.

После отстранения от власти Н. Хрущева в октябре 1964 г. Кремль стал проводить более осторожный и реалистичный курс на международной арене. Разрядка призвана была содействовать закреплению сложившегося территориально-политического устройства в Европе и признания Западом господства СССР в его сфере влияния. В начале 70-х годов важным стимулом к разрядке стало наметившееся сближение США с Китаем. В сложившейся ситуации Москва была заинтересована в установлении стабильных советско-американских отношений.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...