История любви евгения базарова и анны одинцовой. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

Тургенев в своем романе «Отцы и дети» достаточно красочно описал главную сюжетную линию романа – любовную. Любовная линия показана нам на примере отношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Оба героя романа достаточно сильные и волевые личности, которые обладают общими интересами, и как итог: их дружба перерастает в любовь.

Итак, автор как будто делит настроение романа на две части: Жизнь Базарова до встречи с Одинцовой, и после встречи с ней. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно отметить то, что любящим оказывается только Евгений. Хотя это и не очень на него похоже, ведь Евгений до встречи с Анной Сергеевной полностью опровергал существование такого чувства, как любовь, и постоянно смеялся над влюбчивым Аркадием. До встречи с Одинцовой Евгений представляется нам как достаточно сильный, уверенный в себе, возможно, даже слегка самовлюбленный юноша, но после встречи ситуация изменилась.

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, считал их чем-то вроде уродства или болезни…»

Одинцова же в свою очередь, не так любит Евгения, как хочет проникнуть в его душу. Ей интересны все происходящие с ним изменения, и она хочет знать, что же так влияет на Базарова. Но Базарову достаточно тяжело открыть свои истинные чувства потому, что в жизни он достаточно одинокий и независимый человек, который даже пред близкими не проявляет своих слабостей. И любовь он считает наибольшей из всех возможных слабостей. Анна постоянно наблюдает над происходящими событиями, но все же не хочет торопиться и строить отношения.

Переломным моментом отношений молодых людей было то, что Анна все же добилась признания и откровения от Евгения, но немного не в той форме, в которой она этого ожидала. Евгений под влиянием эмоций высказал Одинцовой все, что у него накопилось, и высказал это достаточно резко. Это скорее можно назвать обвинением Одинцовой в том, что она своей красотой и умом свела с ума Базарова и романтичным признанием считать уж точно нельзя. Сделав это признание, Евгений под влиянием эмоций решает уехать навсегда.

Спустя несколько лет, снова происходит встреча Одинцовой и Базарова. Они уже слегка постарели, набрались опыта и смогли в полной мере проанализировать их отношения. Евгений пытался все эти годы показать Аркадию, что для него все чувства «напускные» и он абсолютно не способен на них, однако он пытался обмануть сам себя. Чувства Базарова только окрепли с годами, однако Анна Сергеевна поняла, что все же в роли мужа его не может видеть.

Перед своей смертью, Базаров понимает, что их отношения не сложились именно из-за его характера и из-за того, что он все-таки не смог в полной мере проститься со своим одиночеством. Ему очень грустно за то, что он так бесцельно потратил свою жизнь и на смертном одре остался в одиночестве. Но даже, если бы судьба решила дать ему еще один шанс на то, чтобы все изменить, Базаров бы все равно остался верен себе и вряд ли бы изменил своим принципам.

Ведь на самом деле, отношения Базарова и Одинцовой с самого начала их знакомства были обречены на провал. В финале романа показаны несколько свадеб, но они показаны какими-то слишком постановочными и отношения напоминают скорее договорные, чем любовные. А Одинцова после смерти Базарова снова выходит замуж по расчету.

«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви…»

Этапы развития отношения Базарова и Одинцовой:

1.Предыстория знакомства

Слухи, которые дошли до Базарова об Одинцовой

«Есть здесь хорошенькие женщины? - Например, Одинцова, недурна. Жаль, что репутация у нее какая-то»

«Умница, богачка, вдова. Я вас представлю»

Заинтересованность Базарова Одинцовой

2.Знакомство и развитие любовных отношений

2.1 Первое впечатление Базарова от Одинцовой

«Что за фигура? На остальных баба не похожа» (индивидуальность)

«Мне тут один господин сказывал, что эта госпожа ой-ой-ой»

2.2 Базаров заинтересовался Одинцовой

«Ведь ты говоришь, что она холодна. Ведь в этом-то самый вкус и есть»

«С кем это вы стояли»

«Только у ней такие плечи, каких я не видывал давно»

3. Встреча Базарова и Одинцовой (у нее в комнате)

«Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто бы сконфузился»

«заговорил преувеличенно развязно»

«явно старался занять свою собеседницу»

«По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывает впечатления»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее… но тогда же она поняла его смущение, и это ей даже польстило»

«Он заметил, что приятель его покраснел»

«Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»

«Сказано - первый сорт!»

4. Второе посещение Базарова

«все больше разговаривал с Одинцовой»

«баба с мозгом»

«а та - тертый калач»

Мнение о Базарове:

«Базаров понравился ей… резкостью суждений»

«она.. может быть, бросилась бы в битву, узнала страсть»

«Одинцова была равнодушна к природе, так же как и Базаров»

5. Влюбленность Базарова в Одинцову

«Чувство, которое его мучило и бесило»

«Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его легко загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость»

«Он поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала»

«Она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла, что бы это значило»

6. Прощание

«Мне будет скучно, когда вы уедете»

«Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела»

«Сердце у него так и рвалось»

«Ему показалось, что лицо ее слегка побледнело за ночь»

7. Признание

«Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились»

«Сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей»

8. Перед смертью

«Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его действительно любила»

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.

Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.

Базаров и Одинцова.

1. Первое появление Анны Одинцовой.

2. Визиты к Анне и признание Евгения.

3. Что значат эти отношения для Базарова и Анны?

Евгений Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети», - нигилист, не признающий ничего, а уж тем более любви, все-таки узнал это чувство. Объектом его любви стала Анна Одинцова . Впервые, когда он увидел Анну на балу у губернатора, она произвела на него впечатление. «Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа». Аркадия она тоже поразила «достоинством своей осанки», он заметил, что глаза ее смотрят «спокойно и умно», от лица веет «ласковой и мягкой силой», все в ней красиво. Нос, по мнению Аркадия, немного толст, но такой прелестной женщины он никогда не встречал. Он заговаривает с Анной, рассказывает ей о Базарове, Одинцова приглашает их к себе в Никольское. Ей любопытно познакомиться с человеком, который ни во что не верит.

Базарову же говорят, что «эта госпожа ой-ой-ой!», Евгения привлекает ее красота, но он отрицает ум у красивых женщин, думая, что «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Анне двадцать девятый год, «характер у нее был свободный и довольно решительный». Она дочь афериста-игрока и обедневшей княгини, получила блестящее воспитание, вышла замуж по расчету за влюбленного в нее пожилого мужчину, который умер через шесть лет и оставил ей состояние. Сейчас это самостоятельная, властная, независимая и умная женщина.

Друзья приезжают к Анне. Три часа длится визит, во время которого Базаров говорит о ботанике, медицине и гомеопатии, Анна поддерживает разговор и напоследок приглашает друзей приезжать еще. На Базарова она теперь произвела впечатление замороженной герцогини, «владетельной особы». Не остается незамеченной и ее внешность. «Экое богатое тело! - сказал Базаров по дороге. - Хоть сейчас в анатомический театр». В следующий визит Евгений характеризует ее как «тертый калач», «бабу с мозгом». Ей же он понравился «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений».

После замужества Одинцова считала мужчин «неопрятными докучливыми существами», но Базаров поразил ее воображение. Когда он собирается уехать, чтобы повидаться с родителями, Анна внезапно для себя бледнеет, «словно ее что в сердце кольнуло», уговаривает не уезжать.

Пятнадцать дней в Никольском Базаров провел рядом с этой женщиной и почувствовал, что любит ее. Решительным признанием он отвечает на вопрос Одинцовой, почему он напряжен и сдержан. Это не юношеская влюбленность, а сильная страсть. Одинцовой от этого признания «стало и страшно и жалко его». Ее порыв жалости Евгений принимает за ответное чувство, но она пугается и говорит, что он не понял ее. Базаров уезжает, а Одинцова решает для себя, что дороже всего ей спокойствие, поэтому на слова Евгения перед отъездом, что она не любит его и не полюбит никогда, она молчит и думает про себя, что боится Базарова. Когда, прощаясь, Анна спросила, увидятся ли они еще. Евгений ответил: «Как прикажете. В таком случае мы увидимся».

Читатель понимает, что грубые фразы Базарова об Одинцовой были вызваны его смущением переД ней, отвращением к красивым словам, а не цинизмом. В герое идет напряженная внутренняя борьба: «Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Это, по-видимому, его первое чувство. Несмотря на сплетни, которые ходили в «свете», Базаров увидел перед собой незаурядную женщину. Одинцовой польстило его внимание и уважение, «одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Базаров в своей безответной любви проявляет свои лучшие качества, он предстает перед читателем как глубокая, сильная натура. Это иная любовь, чем сентиментальное увлечение Аркадия Одинцовой, чувство Аркадия к Кате, Кирсанова-старшего к Фенечке. Кто-то считает отношение Базарова к женщине циничным, но это не так.

Одинцова достойна Базарова. Она замечает их похожесть, и это увлекает ее, но она боится чувства. Базаров видит в ней равную собеседницу: понимающую, умную. Он избегает в разговорах с ней злости и сарказма. Базарова захватывает романтическое чувство, до сих пор ему, материалисту, незнакомое. И природа, обычная летняя ночь, озаряется этим поэтическим чувством. Полюбив, Базаров отнюдь не изменяет своим убеждениям, он только становится духовно богаче. В разговоре с Анной он не рисуется, называя ее аристократкой. Это трезвые мысли честного человека. Он осуждает в Анне чуждое ему, а на ее вопрос, может ли он полностью отдаться чувству, честно отвечает, что не знает. Тем не менее мы видим, что он способен на это. Но Одинцова вполне понимает, что Базаров не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Для него дороже любви оказались убеждения, для нее - спокойствие и комфорт, размеренный привычный порядок жизни.

Автор спорит с убеждениями Базарова, показывает несостоятельность его неверия в любовь. В этой истории Базаров выше «аристократки» Одинцовой, она слишком холодна и эгоистична для любви. Одинцова пытается очаровать Евгения, подталкивает его к признанию. Но в Базарове происходит перемена, он видит, как рушатся его убеждения, ищет в Анне ответное чувство. Потеря любимой становится для него ударом. Анна расстается с ним, потому что считает, что они не нуждаются друг в друге и в них слишком много однородного.

Базаров забывается в работе, но ему суждена еще одна встреча с любимой. Евгений препарируя мужика, порезался, в ранку попал трупный яд. Одинцова Приехала к нему с доктором, но только для того, чтобы отдать последний долг умирающему. Евгений ожидал слов любви, но Анна «просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Назаров умирает на руках любимой, отвергнутый ею: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Он жалеет на смертном одре, что не поцеловал тогда Анну, и она целует его в лоб. Для Базарова любовь явилась испытанием его жизненных ценностей, и он выдержал его с честью, не поступившись убеждениями. Но свою любовь к Анне он тоже сохранил в своем сердце на всю жизнь.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...