Факторы развития детей дошкольного возраста. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка

мать влияние личность ребенок

Развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2011 - С. 167..

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи считали, что развитие психики происходит постепенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности данного человека, несколько поколебали этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не позволяли подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием. Так, П.П. Блонский, связывавший развитие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность его ускорения, так как темп умственного развития, по его мнению, пропорционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. прокиньте и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Педагогика, 2010. - С. 104..

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоаналитиков показали, что нервная система человека является продуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, а также работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и других ученых, которые установили наличие достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды можно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существенно ускорить его психическое развитие (например, при обучении определенным знаниям и умениям).

Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида) Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. прокиньте и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Педагогика, 2010. - С. 105..

Развитие психики человека происходит по определенным законам. Л. С. Выготский в своих исследованиях установил четыре закона развития психики ребенка:

1. Развитие психических функций осуществляется неравномерно во времени (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних функций ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).

2. Закон метаморфозы: развитие не сводится лишь к количественным изменениям; это цепь качественных изменений, превращения изменений количественных в качественных.

3. Закон неравномерности: разные психические функции и стороны личности ребенка имеют свой оптимальный (сенситивный) период развития.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции сначала возникают как форма коллективного поведения, а лишь потом они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - С. 18..

Например, Л. С. Выготский считал, что главной движущей силой психического развития человека является обучение. При этом он отмечал, что обучение еще не является развитием. Оно должно быть правильно организовано: ориентироваться на новые возможности ребенка, способствовать развитию. При таких условиях обучение создает "зону ближайшего развития" - расстояние между уровнем актуального развития (задачи, которые ребенок уже может решить самостоятельно) и уровнем возможного развития (задачи, которые ребенок может решать под руководством взрослых) Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - С. 23..

Другой психолог, Г. С. Костюк, рассматривал в качестве движущих сил психического развития человека противоречия (противоречие), которые возникают в его жизни. Причем они сначала возникают как внешние (которые еще не являются движущей силой), а потом в процессе интериоризации (превращения внешнего во внутреннее) превращаются во внутренние противоречия, которые уже становятся источником активности индивида, направленной на их решение через выработку новых способов поведения Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 2009. - С. 96..

В соответствии с динамической концепцией сексуального развития 3. Фрейда все стадии психического развития человека сводятся к превращению и перемещению по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Психоаналитические стадии психического развития - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка, в которых отображено развитие трех основных компонентов личности: "Оно", "Я", "Сверх-Я" и их взаимовлияние Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 144..

Оральная стадия (0-1 год) характеризуется тем, что основным источником удовольствия является питание. Она включает две фазы: раннюю (0-6 мес.) и позднюю (6-12 мес.) и характеризуется двумя последовательными либидозными действиями: сосание и укус. Ведущей эрогенной зоной на этой стадии является рот. Мать воспринимается как объект, который может защитить от внешнего мира и ребенок проявляет недовольство и тревожность, когда ее долго нет рядом. Биологическая связь с матерью порождает потребность в любви, которая живет в человеке всю жизнь.

Анальная стадия (1-3 года) характеризуется перемещением детской сексуальности в область ануса в связи с овладением функциями выделения, дефекации, образованием "Я", которое способно контролировать импульсы "Оно" и "Сверх-Я" как части "Я", где закладываются запрещения и требования взрослых к поведению ребенка. В зависимости от отношения ребенка к телесным, естественным функциям, которыми она овладевает, у него развиваются такие черты, как аккуратность, точность или же упрямство, агрессивность, замкнутость и др.

Фаллическая стадия (3-5 лет) - это наивысший уровень детской сексуальности, на котором дети сосредоточены на генитальных органах и чувствуют стремление к другим взрослым и, прежде всего, к родителям. Это, по мнению 3. Фрейда, Эдипов комплекс у мальчиков (влечение к матери) и комплекс Электры у девочек (влечение к отцу). Освобождение от этого комплекса и образования "Сверх-Я" происходит в конце этой стадии, которая играет значительную роль в психическом развитии ребенка. До пяти лет у ребенка уже сформированы основные структуры личности, главную среди которых играет "Я", которое борется с влечениями "Оно" и запрещениями "Сверх-Я", закладывается рациональное мышление, самонаблюдение, рассудительность.

В латентной стадии (5-12 лет) "Я" уже полностью контролирует потребности "Оно", половой интерес снижается, энергия либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта и установление дружеских отношений с ровесниками и взрослыми.

На генитальной стадии (12-18 лет) детские сексуальные стремления опять возвращаются, и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Но если по каким-то причинам оно усложняется, наблюдается регрессия на одну из предыдущих стадий, может возникнуть, например, Эдипов комплекс в форме гомосексуальности. "Я" борется с "Оно", используя такие механизмы психологической защиты, как аскетизм и интеллектуализация, которые помогают затормозить поезда.

Основная ценность теории 3. Фрейда заключается в выявлении значения для развития ребенка других людей.

Психоанализ 3. Фрейда получил свое развитие в работах его дочки А. Фрейд, которые освещают закономерности развития ребенка, трудности в учебе и воспитании, природу и факторы нарушений нормального развития. Каждая фаза, по мнению А. Фрейд, является результатом решения конфликта между внутренними инстинктивными стремлениями и требованиями окружения. Нормальное развитие ребенка происходит скачкообразно с прогрессивными и регрессивными процессами, и является процессом постепенной социализации, переходом от принципа удовольствия к принципу реальности Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 2009. - С. 219..

Э. Эриксон, исходя из структуры личности согласно 3. Фрейду, разработал психоисторическую теорию развития личности с учетом конкретной культурной среды. По его мнению, каждой стадии отвечает ожидание данного общества, которое индивид может оправдывать или не оправдывать и соответственно этому приниматься или не приниматься им Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 2009. - С. 221..

Концепция социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард) показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как она усваивает нормы общества, то есть как происходит ее социализация.

Социализация - это процесс вхождения ребенка в общество, становление его полноценным его членом Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2010. - С. 69..

Сторонники этой теории утверждают, что все индивидуальные отличия в развитии ребенка являются результатом научения.

Теория социального научения разрабатывается тремя поколениями ученых. Представители первого - Н. Миллер и Дж. Доллард - трансформировали идеи 3. Фрейда, заменив принцип удовольствия принципом подкрепления, под которым они понимают все, что стимулирует повторение ранее возникшей реакции. Научение - это усиление связи между основным стимулом и ответом, который возникает благодаря подкреплению. Любую форму поведения можно приобрести через наследование Там же. - С. 71..

Задачу родителей они видели в социализации детей, в подготовке их к жизни, и особенную роль в этом процессе играет мать, которая подает первый пример человеческих отношений.

Отношения между родителями и детьми в рамках этой концепции изучал американский психолог Р. Сире. Он считал, что природу детского развития определяет практика детского воспитания.

Р. Сире выделяет три фазы развитию ребенка:

Фаза рудиментарного поведения, - базируется на врожденных потребностях и научении в первые месяцы жизни;

Фаза первичных мотивационных систем - научение в семье (основная фаза социализации);

Фаза вторичных мотивационных систем - научение вне семьи в связи с поступлением в школу Смирнова Е.О. Детская психология: Уч. для вузов. - М.: Владос, 2011. - С. 185..

Ж. Пиаже - один из самых выдающихся психологов XX века, который сделал несколько значительных открытий в отрасли детского развития, и основное из них - это открытие эгоцентризма ребенка.

Эгоцентризм ребенка проявляется в своеобразии детской логики, детской речи, представлений о мире. Так, например, исследуя детские представления о мире, Пиаже показал, что ребенок на определенной стадии развития рассматривает вещи такими, как он их непосредственно воспринимаете. Это явление он назвал "реализмом" Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 2009. - С. 102..

До определенного возраста дети не различают субъективного и внешнего мира и только постепенно из социального взаимодействия развивается знание о себе.

В системе психологических взглядов Ж. Пиаже есть также понятие социализация. Социализация - это процесс адаптации к социальной среде, который заключается в том, что ребенок, достигая определенного уровня развития, приобретает способность к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной (7-8 лет) Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 2009. - С. 104..

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение трех основных структур:

Сенсомоторных операций;

Конкретных операций;

Формальных операций Там же. - С. 105..

Развитие он рассматривает как переход от низшей стадии к более высокой. Предыдущая стадия готовит следующую. Порядок чередования стадий является неизменным, а это дает возможность сделать предположение, что он обусловливается биологическим фактором, созреванием организма как открытием возможностей развития, которые следует реализовать. Средний хронологический возраст появления той или другой стадии определяется активностью ребенка, его опытом, учебой и культурной средой.

Ж. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, вещание) и их связь с интеллектом и выявил, что развитие других психических функций на всех этапах зависит от интеллекта и определяется им, а это значит, что стадии интеллектуального развития, выделенные им, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Он утверждал, что "мышление ребенка обязательно проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, учится ребенок или нет" Лысина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во МГУ: 2009. - С. 147..

От рождения до конца раннего возраста ребенок достигает значительных успехов в психическом и личностном развитии. В течение этого времени он преодолевает такие относительно самостоятельные и разные по продолжительности периоды, как новорожденность, период младенца, раннее детство.

Период новорожденности, невзирая на свою относительную непродолжительность, является особенно важным в развитии ребенка, которому с первым дыханием необходимо прежде всего приспособиться к новым условиям. А уже на третью неделю жизни он начинает реагировать на социальные агенты (факторы).

Современный новорожденный ребенок несколько отличается от новорожденного десятки тысяч лет тому. При подобных естественных условиях уровень психического развития (изменение психических процессов, выраженное в количественных, качественных и структурных превращениях), которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, неодинаков. Это объясняется тем, что процесс его психического развития не подчиняется вечным законам природы, законам дозревания организма.

В психологической литературе есть определенные расхождения относительно длительности периода новорожденности: одни исследователи ограничивают его до 10 дней, другие - до 2 месяцев. Очевидно, более аргументированной есть мысль, согласно которой периодом новорожденности считают период от рождения до двух месяцев, поскольку на втором месяце жизни происходит не только адаптация ребенка к новым условиям, но и проявляется первая форма человеческого поведения - "комплекс оживления", которое является очень важным в психическом развитии ребенка Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2011 - С. 47..

Период новорожденности является промежуточным между внутриутробным и внеутробным образом жизни, когда ребенок адаптируется к внешнему физическому миру. Из относительно постоянной среды организма матери он попадает в мир, где есть звуки, запахи, цвета, движение и разные неожиданности. В это время происходит изменение функционирования всех процессов организма: дыхания, кровообращения, питания. Появляясь на свет, ребенок наделен лишь элементарными механизмами для поддержания жизни, у него отсутствуют любые самостоятельные формы поведения. их он приобретает в процессе дальнейшей жизни Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2011 - С. 48..

Переход организма новорожденного к новому типу функционирования обеспечивают взрослые. Они защищают ребенка от яркого света, холода, шума, обеспечивают питанием. В момент своего рождения ребенок полностью беспомощен. Если бы рядом с ним не было взрослого человека, то через несколько часов он бы погиб.

Ребенок рождается с готовой к функционированию системой безусловных рефлексов (врожденных реакций организма на определенные влияния): сосательный, защитный, ориентировочный. Однако их недостаточно для того, чтобы обеспечить его активное взаимодействие с окружением. Основой развития новорожденного является непосредственный контакт (взаимодействие) с матерью, в процессе которого начинают производиться первые условные рефлексы (приобретенные), в частности положение тела при кормлении Лысина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во МГУ: 2009. - С. 68..

Наблюдения за новорожденным дали основания для выводов, что первой формой человеческой активности являются эмоции ребенка, выраженные плачем, криком. Условная эмоциональная реакция, которой является улыбка, появляется на втором месяце жизни при звучании человеческого голоса или в связи с появлением в поле зрения ребенка знакомого человека. Улыбка новорожденного является обращением к близкому человеку, узнаванием его, радостью открытия другого человека. Она сопровождается мимикой, оживленными движениями, поворачиванием головы к взрослому. Все это представляет целый комплекс проявлений радости, который называют комплексом оживления Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под редакцией С.Ю. Циркина, СПб: Питер, 2009. - С. 241..

Комплекс оживления - позитивная эмоционально-действенная реакция новорожденного на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лица, прикосновения Там же. - С. 242..

Появление комплекса оживления в этот период является свидетельством нормального психического развития. Эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым - это фундаментальный фактор развития его личности и психического здоровья во взрослом возрасте. Психологи называют комплекс оживления первой формой человеческого поведения. Именно в период новорожденности ребенок начинает выделять человеческое лицо как социальный объект, на который направляет свое поведение, проявляя движения, которые реализуют эту направленность. Ребенок обращается к взрослому всем своим естеством. Родители становятся центром мира, средством понимания его и других людей. Созревание и развитие ребенка в период новорожденности зависят от того, насколько взрослый умеет ответить на ее поведение, поощрение к взаимодействию.

Комплекс оживления является началом психической жизни, свидетельствам того, что сложилась благоприятная социальная ситуация развития, которую Л. Выготский назвал ситуацией Мы (пра-Мы), единством матери и ребенка Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 17.. Суть ее заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослого, который присматривает за ним. Новорожденный максимально нуждается во взрослом, но способами влияния на него еще не владеет. В этом и заключается главное противоречие этого периода, который разрешается путем обеспечения особенного вида деятельности - непосредственного эмоционального общения взрослого и ребенка, начало которого заложено в комплексе оживления.

Новорожденный быстро учится различать знакомые и незнакомые лица, следить за движениями взрослого. Эксперименты подтверждают выборочную направленность ребенка на разные изображения: если ему предлагают на выбор несколько изображений, то человеческое лицо он рассматривает дольше всего Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М.: Педагогика, 2010. - С. 348..

Следовательно, специфика психики новорожденного заключается в ориентации его индивидуальной организации на развитие в социальном окружении. Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания периода новорожденности. Физиологичным критерием завершения этого периода является появление зрительного и слухового сосредоточений, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Адаптация организма ребенка к внешней среде, возникновение зрительного и слухового сосредоточения, появление комплекса оживления является основой психического развития младенца.

Возраст младенчества охватывает период от 2 месяцев до 1 года. Социальная ситуация общей жизни ребенка со взрослым предопределяет возникновение нового типа деятельности - их непосредственного эмоционального общения (установления и развития социальных контактов) Авдеева Н.Н. Вы и младенец: у истоков общения. -М.:Прайм-Тайм, 2009. - С. 165.. Специфическая особенность этого типа деятельности заключается в том, что ее объектом является другой человек. Для взрослого объектом влияния есть ребенок, в то же время ребенок начинает проявлять первые формы влияния на взрослого. Так, очень быстро его голосовые реакции приобретают характер эмоционально-активного призыва, всхлипывания превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Однако это еще не является языком, а только эмоциональными реакциями.

Общение в период младенца должно быть эмоционально позитивным. Благодаря этому у ребенка создается эмоционально позитивный тонус, который является признаком его физического и психического здоровья. Эмоции (страстные переживания) становятся своеобразным ориентиром ребенка в его поведении: чем более богат мир позитивных эмоций, тем более он имеет возможностей для действий с предметом, взаимодействия с взрослыми. Поэтому любая ситуация, при которой младенец получает позитивные эмоции, не менее важна для его жизни, чем качественное питание или свежий воздух и тепло Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред, О. С. Андрианова. М.: Педагогика, 2008. - С. 53..

Первые проявления общения ребенка с матерью начинаются без слов во время кормления, когда он кладет руку на ее грудь и пытается заглянуть в глаза. До 6-7 месяцев арсенал средств и форм взаимодействия значительно расширяется. Даже плач младенца приобретает разнообразные оттенки: плач от страха, от дискомфорта, плач-призыв.

Первые "вопросы", которые задает ребенок взрослому, выражаются в форме действия, взгляда, жеста. Понять их можно только в ситуации действия. Выполнение просьб младенца, его обращений к взрослому является новой формой диалога, которая появляется в конце первого полугодия Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 2007. - С. 174..

Для ребенка диалог - это возможность видеть мир глазами других людей, сопереживания, сочувствия, направленность на другого человека, побуждение ее к взаимодействию. Она может добиваться этого самыми разнообразными доступными средствами: плачем, заглядыванием в глаза, умышленным действием, направленным на привлекание внимания.

Недостатки общения, отрыв ребенка от матери в период младенчества порождает замедленное эмоциональное развитие ребенка. При таких обстоятельствах происходят значительные нарушения в психическом развитии ребенка, травмируется личность, что неисправимо отражается на его дальнейшей жизни. По наблюдениям американского психолога К. Береса, из 38 взрослых, которые в детстве испытывали недостаток общения, только семеро смогли хорошо приспособиться к жизни и были обычными, нормальными людьми; остальные имели разные психические дефекты Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2007. - №2. - С.16..

Опасным и наиболее уязвимым является возраст от 6 до 12 месяцев, поскольку младенцу особенно необходимо общение со взрослым, человеческое тепло. В этот период ребенка никоим образом нельзя лишать общение с матерью. А если это невозможно, необходимо позаботиться об общении ее с другим человеком. Способность ребенка любить тех, кто его окружает, зависит от того, сколько любви и в какой форме он получает.

Следовательно, благоприятной социальной ситуацией психического развития ребенка периода младенчества является его неразрывное единение со взрослым, эмоциональный комфорт.

Самую общую картину изменений периода младенчества дает изучение познавательного развития ребенка. В течение первого года жизни дети не только приобретают двигательные навыки, но и учатся играть, мыслить, понимать окружающий мир.

Хоть процесс познания в это время чрезвычайно многогранен, важнейшими психическими механизмами в нем являются развитие восприятия, распознавания информации, выделения категорий, развитие памяти.

Восприятие заключается в целостном отображении предметов и явлений, способности ребенка получать много наглядных, звуковых, тактильных и вкусовых впечатлений. Младенцам присуще большинство человеческих ощущений. Они видят, слышат, чувствуют боль, прикосновение.

Дети не обязательно ожидают от взрослых стимулов к двигательной и перцептивной деятельности, они сами активно ищут информацию. Привлекают и удерживают внимание младенцев по большей части перемещение предметов, цветные (например, черно-белые) контрасты, разные по громкости, протяжности и высотой тона звуки. Дети до одного года уделяют больше внимания изображениям концентрической формы, из согнутых элементов, чем из прямолинейных, интересуются переходом прямой линии в кривую. Контраст для них более привлекателен, чем однотонное поле Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2009. - С. 276..

Дети учатся проявлять изменения в одинаковых явлениях, сопоставлять полученную информацию с приобретенными раньше знаниями. Согласно гипотезе ученых, у младенца с первых дней жизни возникает отображение полученных впечатлений (перцептивных схем) как абстрактное отображение внешних элементов представления и их взаимосвязей. Генетически перцептивные действия связаны с практическими действиями. В движении руки, которая ощупывает предмет, в движении глаза, который обследует видимый контур, в движениях гортани, которая воссоздает звук, происходит сопоставление ситуативного образа с оригиналом, осуществляется его коррекция. Дальнейшее развитие сопровождается сокращением двигательных компонентов перцептивного действия, в результате чего процесс восприятия становится одномоментным актом "созерцания". Это значит, что ребенок завладел оперативными единицами восприятия и сенсорными эталонами (эталонами ощущений). Вероятно, перцептивная схема является идентичным отображением одного объекта или явления, поскольку сознание не может формировать все (много) признаки представления или объекта, даже такого значимого, как лицо матери, а следующее восприятие того же объекта или явления никогда не бывает абсолютно идентичным первому. Теперь младенец соотносит второе впечатление с первым, одновременно различая отличия между ними, оно, скорее всего, объединяет эти подобные впечатления. Такое объединение называется схематическим прототипом Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - С. 235..

Умение выделять общие для разных впечатлений свойства, способность объединять подобные по свойствам предметы или явления свидетельствуют, что младенец может выделять категории.

Эти свойства могут быть физическими (статическими) или действенными (умение есть, бросать). Позже в процессе развития дети отображают свойства предметов в словах и мыслях Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 186..

Большинство младенцев различают такие категории предметов: мебель, животные, еда. Годовой ребенок даже может отнести изображение предмета к соответствующей категории. Если младенцу показать изображение разных людей, а затем - собаки, он начнет разглядывать последнее с большим вниманием и лицо его заметно оживится. Изменение в поведении ребенка удостоверяет, что собак она относит к другой категории, чем людям.

До 3-х месяцев младенцы проявляют большой интерес к явлениям, которые несколько отличаются от воспринятых раньше, обращая меньше внимания на хорошо знакомые или совсем новые. Интерес ребенка к конкретному явлению обусловлен его отличием от перцептивной схемы, которое у него сложилось (принцип различения). У ребенка до полутора лет изменение второстепенных признаков объекта восприятия (например, уши у человека, усы у кота) вызывает менее стойкое внимание (сосредоточение определенное время на определенном объекте), чем изменения самых характерных признаков (голова у человека). Умеренные изменения вызывают более стойкое внимание, чем очень резкие или очень незначительные.

В конце первого года жизни у детей появляются признаки мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Они замечают, усваивают и используют в своих практических действиях элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс в развитии мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Дети способны помнить прошлый опыт, и чем они старше, тем больше помнят пережитое. Младенцы соотносят новые впечатления с существующими у них образами. Эту способность называют опознаванием - отождествлением объекта или события, которое воспринимается, с одним из зафиксированных в памяти образов (эталонов) Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М.: Педагогика, 2010. - С. 402.. Например, ребенок, получив новую куклу, на следующий день опознает ее. Как правило, он начинает переводить взгляд с нового объекта на знакомый, будто сравнивает их, давая понять, что объект опознан.

Во втором полугодии жизни в развитии памяти младенца появляются две новых особенности. Во-первых, возникает способность к воссозданию - припоминанию (возобновление в памяти) вида объекта даже при отсутствии рядом подобного. Уже 4-месячные дети могут отличить знакомое лицо от незнакомого, но сомнительно, что они способны возобновить в памяти образ отца, если его нет в комнате. Способность к воссозданию образа в памяти без непосредственного восприятия развивается после 8 месяцев Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2009. - С. 165..

Приблизительно в 8 месяцев у младенца начинает развиваться рабочая (оперативная) память - вид памяти, которая охватывает процессы запоминания, сохранения и воссоздания информации, которая прорабатывается во время выполнения конкретного действия и необходимая только для достижения цели этого действия.

Когда старшие дети или взрослые читают или разговаривают, младенец способен воспринять информацию и сопоставить ее с воспринятой раньше.

В конце первого года жизни ребенок поднимается на ноги, начинает ходить. Главным в акте ходьбы является не только расширение пространства существования младенца, но и то, что он отделяет себя от взрослого. Происходит распад единственной ситуации Мы, в результате которого уже не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба является первым основным новообразованием периода младенца, который свидетельствует о преодолении ребенком пределов предыдущей ситуации развития Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 154..

Следующим важным новообразованием этого возраста является развитие речи, которое, как и другие новообразования, имеет переходный характер. Она автономная, ситуативная, эмоционально окрашена, понятная только близким, специфическая по своей структуре (состоит из частиц слов) и еще не связная. Чтобы понять такую речь, необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится ребенок и которой он непосредственно касается. Речь является новым свойством, показателем того, что предыдущая социальная ситуация развития ребенка распалась. Вместо единства родителей и младенца, появились двое: взрослый и ребенок.

В целом, главными приобретениями возраста младенца являются познавательное развитие, взаимодействие с неживыми предметами и людьми, которые его окружают, ходьба, появление вещания. Преодоление кризиса первого года жизни предопределяет дальнейшее развитие ребенка. На этом этапе происходят переход от биологического к социальному типу развития, овладения "диалогом" со взрослым, значительные сдвиги в познавательном развитии (распознавание информации на основе оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, развитие опознавания и оперативной памяти), формирование речи, структур взаимодействия с предметами и окружающими людьми, расширение социальной ситуации развития благодаря овладению ходьбой, проявляются первые аффектные реакции.

Ранний детский возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития, поскольку на этом этапе его жизни ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, которая замещает эмоциональное общение со взрослым (ведущую деятельность младенца), возникают важные новообразования Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - С. 93..

Особенное значение раннего детского возраста заключается в том, что он непосредственно связан с ходьбой. Способность к перемещению, будучи физическим приобретением, имеет ощутимые психические последствия. Благодаря ней ребенок начинает более свободно и самостоятельнее общаться с внешним миром. Ходьба развивает умение ориентироваться в пространстве, расширяет возможности ознакомления с окружением, а также обеспечивает переход к самостоятельной предметной деятельности. Малыш полностью захвачен предметами, в результате чего изменяются его отношения со взрослыми. Все реже становится эмоциональное общение с ними, уступая место ситуативно-действенному общению, практическому сотрудничеству, общим действиям с предметами. Взрослый, как правило, побуждает к общению благодаря своим деловым качествам, а не эмоциональности. Социальная ситуация развития в раннем детстве имеет такую структуру: "ребенок - предмет - взрослый" Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - С. 265..

Для раннего детства основными видами деятельности являются предметная деятельность, речь и игра. Развитие предметной деятельности связано с овладением выработанными человечеством способами пользования предметами. Ребенок учится использовать предметы, постигает значение вещей. Отличие предметной деятельности от характерного для периода младенца простого манипулирования предметами заключается в подчинении способов действию ребенка с предметами функциональному их назначению в жизни культурного человека.

Ранний детский возраст является сенситивным (благоприятным) периодом для развития речи, поскольку именно в это время овладение языком является самым эффективным. Если ребенок по определенным причинам не имеет необходимых условий для развития речи, то позже наверстать потерянное очень трудно. Поэтому на 2-3-ом годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься его речевым развитием Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 301..

Для развития малыша особенное значение имеет игра - деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности.

Элементы игры используют уже младенцы, манипулируя предметами (игрушками, сосками). На втором году жизни игра становится более спонтанной и содержательной. Она является не просто манипуляцией, а разворачивается как действия с предметами, в которых ребенок воссоздает то, что делают взрослые (например, разговор по телефону, питье чая). Это первые шаги на пути к символическим действиям. Самыми распространенными в этом возрасте видами игр являются игра-исследование (игровое исследование особенностей предметов), игра-конструирование (самостоятельное возведение сооружений и обыгрывание их), ролевая (взятие ребенком на себя роли взрослого) игра Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2007. - №2. - С.17..

Игровая деятельность ребенка является основой формирования будущих умений и навыков, умственных действий. В процессе игрового экспериментирования формируется много его новых сложных способностей. С развитием символической (условное обозначение в игре предметов, событий, явлений) игры изменяется отношение ребенка к другим детям. На первом году жизни они почти не взаимодействуют между собой. Десятимесячные дети относятся друг к другу, как к живым игрушкам: дергают за волосы, касаются пальцами глаз и тому подобное. На 18-20 месяце они начинают взаимодействовать с партнерами по игре, стремятся играть друг с другом.

Следовательно, предметная деятельность, речь и игра свидетельствуют о психическом развитии малыша. В этих видах деятельности проявляются определенные психические новообразования раннего детства.

Следовательно, на этапе раннего детства главным в социальной ситуации развития является ситуативно-действенное общение ребенка со взрослым, ведущей становится предметная деятельность. Этот период благоприятен для овладения речью, возникновения символической игры, способности к наследованию, развитию самосознания.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

Каждый человек проходит одинаковые возрастные этапы психического развития, но при этом переживает их индивидуально, поскольку имеет свои особенности нервной системы, умственные способности, физические свойства и так далее.

Человеческая психика не развивается лишь за счет созревания мозга. Существуют движущие силы психического развития человека. В каждой теории психического развития человека, которые разработаны научными работниками психологами, есть разные версии относительно движущих сил и факторов развития.

Например, Л. С. Выготский считал, что главной движущей силой психического развития человека является обучение. Г. С. Костюк рассматривал в качестве движущих сил психического развития человека противоречия (противоречие), которые возникают в его жизни. Э. Эриксон, исходя из структуры личности согласно 3. Фрейду, разработал психоисторическую теорию развития личности с учетом конкретной культурной среды. По его мнению, каждой стадии отвечает ожидание данного общества, которое индивид может оправдывать или не оправдывать и соответственно этому приниматься или не приниматься им.

Статья «Социальные факторы развития ребенка»


Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет полезным для воспитателей детского сада
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задача: раскрыть значимость социального фактора в развитии детей дошкольного возраста.
Наряду с биологическим фактором, имеется ещё один немало важный фактор, социальный фактор. Для того чтобы стать человеком обладать биологическим фактором недостаточно.
В современном мире известны многие случаи, когда ребенок проходил своё развитие среди обитателей животных. К сожаленью, попадая в человеческое окружение, такие дети становятся чужаками.
Развитие биологического представителя в социальном окружении происходит в процессе социализации. Человек в своём развитии попадает в различные типы социальных групп.


Социализация - это глубокий процесс получение индивидом определенных навыков, которые необходимы для выживания человека в окружающей среде.
Процесс социализации долгий и ёмкий процесс, проходящий на протяжении всей жизни человека. Первая социализация происходит в семье.
Один из известных психологов процесс социализации сравнивал со строительством некого объекта. Он считал, что ранний возраст является первоначальным фундаментом для дальнейшего строительства. От того каким будет фундамент зависит и качество готового объекта.
Известно, что личностью становятся, проходя развитие. Становление личности в своем развитие соприкасается в процессе взаимодействия с социальной средой. Именно в процессе взаимодействия с окружающими личность проявляет себя и свои достоинства и недостатки.
Рассмотрим факторы социализации личности подробно. Первой ступенью микрофактора является семья.
Семья является узким институтом, в которой ребенок получает первоначальные знания, обретает знания, умения которые ему передают его родители. Ребенок, который по неким причинам лишен родителей, с самого детства лишен бесценного обмена, взаимоотношений с близкими.
Микросоциум оказывает глубокое значение для развития ребенка. Под микросоциумом следует рассматривать ближайшее окружение, при котором находится ребенок на протяжении всей жизни. Микросоциум оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности.
Мезофакторы в своем содержание отражают те факторы, которые влияют на развитие личности. Не маловажное значение имеет место нахождения личности, т.е. где он проживает, его место жительства.
В каждом поселение развитие проходит по-разному. В той местности, где инфоструктура развита в ускоренном темпе, развитие протекает в ускоренном темпе. Местность, в которой различные инновации раскрываются в неполном объеме, найдут своё отражение на развитии личности. Развитие будет протекать замедленно.
Средства массовой информации, через которую личность получает информацию из различных источников, таких как радио, телевизор, газеты влияют на мировоззрение человека. За чистую в средствах массовой информации предоставляемая информация, деформированная и человек получает не правильную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы определяющие общение детей дошкольного возраста

Для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребенок.

Факторы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях;

2) потребностью в активной деятельности;

3) потребностью в признании и поддержке.

Общение со взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Всякий, кто наблюдал ребенка, поражается его неуемной активности. Непоседливость детей, переход их в течение дня от одной деятельности к другой говорят об остроте испытываемого ими голода активности. Вялость ребенка, его пассивность служат безошибочным признаком его болезненного состояния или дефектов развития. Возможно, потребность детей в активной деятельности представляет собой частный случай того явления, которое обозначают как «нужду органа в функционировании».

На протяжении первых семи лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме, и по содержанию. Но для достижения максимальной эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Это приводит к тому, что в деятельности детей появляется взаимодействие со взрослым, а среди разных видов взаимодействия постоянное место устойчиво занимает тот его вид, который мы называем общением. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения ко взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве – как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Потребность детей в признании и поддержке подчеркивается многими исследователями. О наличии такой потребности у детей школьного возраста пишет Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, на нее указывает Л.И. Божович. При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке – это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.

Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребенка – познавательной или продуктивной, а обособлено от остальных видов взаимодействия и замыкается на себе. Характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей – на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому мы и назвали мотивы третьей группы личностными. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребенком предстает взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы.

Описанные группы мотивов, перечисленные выше, были выделены применительно к контактам ребенка со взрослыми. Можно предполагать, что при общении сверстников перечисленные мотивы тоже имеют значение, хотя, по–видимому, отличаются некоторым своеобразием. Так, некоторые работы заставляют думать, что маленькие дети, общаясь с ровесниками, мало видят их самих, но зато очень пристально всматриваются в свое собственное отражение в их «зеркале». Л.Н. Галигузова (1980) установила, например, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех товарищей того, с кем 15 раз (!) перед этим встречались наедине и подолгу играли. Даже дошкольники после 3–5 совместных занятий не всегда могут сказать, как зовут их друга; почти никогда не расспрашивают ровесников об их жизни (Р.А. Смирнова, 1981). Если ребенок этого возраста встречается со взрослым, то личный интерес к нему оказывается неизмеримо более глубоким.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.


ЛИЧНОСТЬ - это человек как общественное существо, носитель общественного сознания.

Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т. д.) Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:

Физическое развитие - изменение роста, веса, объема человеческого тела;

Физиологическое развитие - изменение физиологических процессов (например, половое созревание);

Психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

Социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: Наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

Анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.);

Безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

Физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т. п.);

Функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

Аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);

Особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

Задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Введение

Стремительно меняется жизнь вокруг нас, неизменно одно – люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и будет всегда чудом, самым удивительным и прекрасным событием в жизни каждой семьи.

Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, т.е. обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту изменений социальной ситуации развития человека.

Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают кризисность современного детства. Как пишет И.Д. Фрумин, сегодняшние дети отличаются от детей, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, сказывается и кризис, испытываемый современной семьей. И, конечно, детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушения здоровья детей. В целом для современных условий характерно широко масштабная социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. И безусловно, социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.

Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.


1. Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития человека.

В 1971–74 гг. в Праге подвергалась исследованию группа из 220 детей, родившихся в 1961–63 гг. на основании достоверно нежелательных случаев беременности. Попарно с ними соотносилась группа контрольных детей. Критерием при этом были возраст и пол ребенка, далее, дети посещали тот же самый класс. Возраст матерей и отцов приблизительно был схож, причем эти родители занимали сходное социально-экономическое положение.

Хотя статистическая значимость сравнительно невыразительна, однако различия все же существуют и свидетельствуют о фактах вполне определенным образом. Что касается биологического вступления в жизнь (беременность, роды, масса тела при родах), то нежеланные дети не отличаются от положительно или хотя бы нейтрально принимаемых детей. У этих детей был, однако, существенно более короткий период кормления грудью, они чаще становились объектом врачебной помощи и отличались тенденцией к менее гармоничному физическому развитию (т.е. к несоответствующей полноте).

Матери усматривали у своих «нежеланных» детей в дошкольном возрасте и в период обследования менее благоприятные личностные свойства. Также учителя, сравнивая их с контрольными одноклассниками, давали менее благоприятную оценку, а сами одноклассники (при социометрическом обследовании) значительно чаще отвергали их как друзей, оценивая их поведение в коллективе в качестве менее приемлемого. Что касается уровня умственного развития, то между группами не отмечалось никаких различий. Что касается школьной успеваемости и способности приспосабливаться к фрустрационным ситуациям, то «нежеланные» дети явно отставали от контрольных детей. Различия между детьми, выявлялись у мальчиков более четко, чем у девочек – по заболеваемости, школьной успеваемости, оценке личных свойств матерями, учителями и одноклассниками.

Независимые наблюдатели также считали, что у «нежеланных» мальчиков интеллект ниже, чем у девочек.

Выяснилось также, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности «нежеланных» детей весьма значимо превышает сумму подобных признаков у детей контрольной группы. Это значит, что «нежеланных» детей характеризует не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое в социально невыгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений можно назвать, скорее всего, картиной психической «супердепривацией», которая при благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться отрицательным образом. Несомненно при неблагоприятных условиях она может принести пострадавшему индивиду в будущем серьезные жизненные осложнения.

Предупреждение нежелательной беременности отличается, следовательно, далеко идущим как психологическим, так и общественным значением.

Обследования в педопсихиатрических и педагогическо-психологических консультациях показали, что дети, родившиеся после нежелательной беременности, значительно чаще входят в контакт с данной службой и что их проблемы там принимаются в качестве более серьезных. Различия в школьной успеваемости – при условии одинакового интеллектуального развития – с переходом в высшие классы школы становятся более выраженными скорее не в пользу «нежеланных» детей. Значительно чаще эти дети оцениваются своими матерями и учителями как менее добросовестные, однако более импульсивные, как менее послушные, а также хуже приспосабливающиеся в детском коллективе. Сами «нежеланные» дети в тестах семейных связей усматривают существенно менее положительной заинтересованности со стороны своих матерей чем контрольные дети. Они отмечают также значительно меньше директивности и больше несистематичности. В то время как в контрольных семьях отмечается значительно высокая корреляция воспитывающего поведения матери и отца в отношении ребенка, в семьях с «нежеланным» ребенком данная корреляция весьма низка. Последнее означает, что в таких семьях дети воспринимают поведение своих родителей чаще как отмечающееся несогласиями или противоречиями.

Подобно результатам первоначального обследования многие установленные данные свидетельствуют о том, что ситуация нежеланных мальчиков более затруднительна, чем ситуация девочек. Например, нежеланные мальчики чаще предполагают, что с течением времени отношение к ним их матерей начинает, скорее, ухудшаться. Менее часто они воспринимают мать как наиболее значительное лицо своего детства. В отличие от данных, устанавливаемых у контрольных детей, они считают, что их характер больше похож на отцовский, чем на материнский. Брак своих родителей они чаще расценивают как несчастливый.

Хотя с течением времени в большинстве случаев наступает, по-видимому, далеко идущее компенсирование, которое занимает первоначально совершенно отрицательные позиции к существованию данного ребенка, однако сам факт, что различия все-таки имеются, причем со временем они скорее возрастают, свидетельствуют о том, что «нежелательность беременности» безусловно не представляет фактора, которым можно было бы в жизни ребенка пренебречь. Картина психической субдепривации, как она была показана выше, остается и далее сохранной.

Возникает вопрос: будут ли отмеченные отклонения в развитии личности нежеланных детей отражаться на сексуальном поведении, отношениях партнеров и, наконец, также на родительских позициях. Можно обсуждать гипотезу, что данная субдепривация также будет отличаться тенденцией передавать свои неблагоприятные последствия дальнейшему поколению, как это, кстати, можно отметить и в случае других психо-патологических единиц.

В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И.), психофизиологией (Батуев А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В.), психологией материнства (Радионова М.С., Филиппова Г.Г.), психотерапевтическими (Коваленко Н.П., Скобло Г.В., Шмурак Ю.И.) и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. Выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...