Елена Маликова, жена Дмитрия Маликова: биография и личная жизнь. Биография дмитрия маликова и интересные факты из жизни Личная жизнь маликова

Дмитрий Маликов – советский и российский певец и композитор, продюсер, телеведущий, народный артист РФ (2010). Известен песнями собственного сочинения, преимущественно романтического содержания: «Звезда моя далекая», «Ты моей никогда не будешь» и «Ты одна, ты такая». Успешно сочетает в своей музыкальной карьере занятия классической и поп-музыкой, является талантливым и успешным пианистом.

Детство и семья

Дмитрий Маликов родился 29 января 1970 года в творческой московской семье. Его отец – заслуженный артист России Юрий Федорович Маликов, создатель и руководитель популярного в свое время ВИА «Самоцветы». Мама, Людмила Михайловна Вьюнкова, была солисткой балета, а затем стала концертным директором сына. Также у Дмитрия есть родная, младшая на 7 лет сестра – певица Инна Маликова .


В детстве Дима был очень спортивным и много времени посвящал уличным играм – например, футболу. А когда родители пригласили преподавателя музыки заниматься с Димой дома, то юному спортсмену настолько это не понравилось, что он постоянно сбегал с уроков. Семья жила на первом этаже, поэтому Дмитрий выпрыгивал в окно, как только слышал звонок в дверь. Учитель постоянно ругал и выговаривал бабушке, большую часть времени занимавшуюся воспитанием Маликова, что ее внук никогда не станет музыкантом.


Несмотря на первое нежелание заниматься, Дима быстро добился в музыкальной сфере больших высот, виртуозно овладел фортепиано. В 14 лет будущий популярный артист сочинил свою первую песню, которую назвал «Железная душа». Музыка в жизни Маликова вскоре заняла первое место, и мысли о спортивной карьере отошли на второй план.


Начало музыкальной карьеры

В 1985 году Дмитрий Маликов окончил 8 классов школы и поступил в музыкальное училище при Московской консерватории. Одновременно с этим он начал делать свои первые шаги на российской эстраде – играл на клавишных в отцовском коллективе ВИА «Самоцветы» и сочинял музыку. Песни молодого композитора Дмитрия Маликова даже вошли в репертуар коллектива, а его композицию «Дом на облаке» пела Лариса Долина .


Его теледебют случился в 1986 году: Дмитрий Маликов выступил на передаче «Шире круг» с песней «Я пишу картину» на стихи Лилии Виноградовой. Позже, в 1987 году, в программе «Утренняя почта Юрия Николаева » Маликов спел песню «Терем-теремок».

Дмитрий Маликов и Олег Слепцов («Самоцветы») – «Терем-теремок»

Его первыми композициями на большой эстраде стали «Лунный сон» на слова Лилии Виноградовой и «Ты моей никогда не будешь» на слова Давида Самойлова. Тогда к нему и пришел первый крупный успех – композиция «Лунный сон» стала рекордсменом хит-парада «Звуковая дорожка», в котором продержалась на протяжении года. Слушателей заворожили романтический образ Маликова и его трогательные песни, в этом же году он был признан «Открытием года».


Спустя год на «Новогоднем огоньке-89» юный музыкант спел свою новую композицию под названием «До завтра». Она и сейчас считается его визитной карточкой, и Дмитрий традиционно включает ее в свои концертные выступления. В этом и следующих годах Маликов был признан «Певцом года». Его следующие песни – «Студент», «Спой мне», «Сторона родная», «Все вернется», «Бедное сердце» – тоже возглавляли вершины хит-парадов.

Дмитрий Маликов – «Ты одна, ты такая»

После окончания музыкального училища, в 1989 году, Дмитрий Маликов стал студентом фортепианного отделения Московской государственной консерватории им. Чайковского, где стал обучаться у профессора Валерия Кастельского.


Летом выпускника в качестве гостя пригласили на международный фестиваль музыки в Сопоте, Польша. Через год артист уже начал выступать с сольными концертами – первое масштабное выступление прошло в ноябре 1990 года в КСС «Олимпийский» в Москве, куда пришла не одна тысяча слушателей.

Расцвет музыкальной карьеры

В 1993 году Дмитрий Маликов продемонстрировал свой актерский талант, сыграв в фильме Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть». В этом же году в Германии он выпустил сингл Don"t Be Afraid («Не бойся»), который исполнил вместе с певицей Оскар в дуэте под названием Baroque. В следующем году Маликов получил красный диплом Московской консерватории.


Параллельно с эстрадной карьерой Дмитрий Маликов всегда находил возможность уделять время классической музыке и игре на рояле. В 1995 году артист исполнил на фортепиано концерт Ференца Листа с оркестром под управлением дирижера Константина Кремца в телепрограмме «Парадиз-коктейль». Спустя два года Дмитрий Маликов дал концерт в Штутгарте.


Чуть позже вышел альбом инструментальной музыки под названием «Страх полета», благосклонно воспринятый его поклонниками. В 1999 году Дмитрий Маликов стал Заслуженным артистом России, а спустя год получил премию «Овация» в номинации «За интеллектуальный вклад в развитие молодежной музыки».


Его второй инструментальный альбом вышел в 2001 году под названием «Игра». На пластинку вошли фортепианные обработки разных популярных песен отечественной эстрады. Кстати, инструментальные композиции Дмитрия Маликова постоянно звучат в телепрограммах, а также становятся саундтреками документальных и художественных фильмов. В 2004 году вышло переиздание популярного альбома «Страх полета».


В 2007 году артист представил на суд слушателей свой авторский проект PIANOMANIЯ. Телеверсия концерта в рамках проекта была показана в эфире канала НТВ, а после вышел в свет и одноименный альбом, который разошелся тиражом более 100 тысяч экземпляров. Премьерные концерты шоу прошли дважды при полных аншлагах на сцене театра «Московская опера». Режиссером-постановщиком стал Дмитрий Черняков.

Дмитрий Маликов – «С чистого листа»

В 2010 году Дмитрий Маликов снова выступил с сольным фортепианным концертом, на этот раз на сцене Московского Международного Дома Музыки (ММДМ), а в конце года представил во Франции шоу Symphonic Mania, в котором приняли участие такие именитые коллективы, как цирк дю Солей, оркестр и хор «Новой оперы» и Имперский русский балет Г. Таранды. В этом же году певец получил звание Народного артиста РФ.


В 2012-м Маликов создал социально-образовательный проект для помощи юным пианистам по всей России, который назвал «Уроки музыки». В 2013 году певец выпустил свой очередной альбом под названием «25+», приуроченный к юбилейной дате в его творчестве. А в 2015-м музыкант порадовал поклонников 15 пластинкой «Cafe Safari», на которую записал свою новую инструментальную музыку.


Отдельный аспект в творчестве Дмитрия Маликова – это видеоклипы, многие из которых стали классикой отечественного клипмейкерского искусства. Всего в копилке певца около 20 видеоклипов, и большая их часть была снята известными постановщиками – Олегом Гусевым, Федором Бондарчуком , Юрием Грымовым, Ириной Мироновой. Видео на песни «Выпью до дна» и «Звезда моя далекая» становились лауреатами российского фестиваля видеоклипов «Поколение». Всего же к 2018 году Дмитрий Маликов записал 14 альбомов, а также три сборника песен и два сингла.

Личная жизнь Дмитрия Маликова

Первой супругой Маликова, правда, гражданской, стала популярная в свое время певица Наталья Ветлицкая . Их отношения продлились 6 лет, после чего Ветлицкая оставила Дмитрия в депрессии от расставания.

Маликов и Ветлицкая – «Какая странная судьба»

Сейчас артист женат на Елене Маликовой (Изаксон), которая работает дизайнером. С 1992 года пара жила в гражданском браке, а после рождения дочки Стефании в 2000 году влюбленные уже официально оформили отношения. Кроме того, Дмитрий Маликов воспитывал Ольгу Изаксон – дочку супруги от первого брака. Елена старше супруга на 7 лет.

Маликов - неоднократный призер конкурса видеоклипов, он работает в стиле романтической поп-музыки с элементами классики и фольклора.


Родился 29 января 1970 года в Москве. Отец - Маликов Юрий Федорович, заслуженный артист России, художественный руководитель ВИА "Самоцветы". Мать - Вьюнкова Людмила Михайловна, в прошлом - танцовщица, сейчас работает директором коллектива Д. Маликова. Сестра - Маликова Инна, окончила актерский факультет РАТИ, в 2000 году дебютировала как певица альбомом "Кто был прав". Супруга - Елена. Дочь - Стефания (2000 г. рожд.).

Родители рано приобщили сына к музыке и до сих пор с улыбкой вспоминают, как полуторагодовалый Дима надевал наушники и бесконечно долго мог слушать пластинки "Битлз", привезенные отцом из-за границы. С детства его окружала творческая атмосфера обсуждения новых песен и концертных выступлений. На его глазах пришли громкая слава и успех к родителям, которые всегда были и остаются для него ярчайшим примером трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

В детстве Дмитрий мечтал быть хоккеистом, при этом с пяти лет занимался в музыкальной школе по классу фортепиано, много ездил на гастроли с родителями. Первые выступления Дмитрия в качестве пианиста состоялись на школьных праздниках. В восемь лет он со своим другом Володей Пресняковым, который играл на барабанах, организовал маленький ансамбль. В 14 лет Дмитрий сочинил свою первую песню "Железная душа". Именно тогда он окончательно оставляет свою детскую мечту о хоккее, решив стать профессиональным музыкантом. Отныне желание заниматься музыкой переросло в потребность души. Рояль становится второй частью его "я".

В 1985 году, после окончания 8-го класса средней школы, Дмитрий поступает в музыкальное училище при консерватории. Одновременно он делает первые самостоятельные шаги на эстраде, играет на клавишных в концертных программах ВИА "Самоцветы". Уже тогда песни молодого композитора вошли в репертуар ансамбля, а также Ларисы Долиной. Теледебют Дмитрия состоялся в 1986 году в передаче "Шире круг" с песней "Я пишу картину". В программе Юрия Николаева "Утренняя почта" в 1987 году Д. Маликов представил новую песню "Терем-теремок".

Первые выступления Дмитрия Маликова на большой эстраде состоялись в июне 1988 года в Московском Дворце молодежи и в Парке Горького на концерте "Звуковой дорожки" с песнями "Лунный сон" и "Ты моей никогда не будешь". Эти композиции сразу возглавили всевозможные хит-парады, а песня "Лунный сон" стала рекордсменом "Звуковой дорожки", продержавшись в списке лучших композиций в течение 12 месяцев. В "Новогоднем огоньке" 1989 года Дмитрий представил свою новую песню - "До завтра", которая по сей день считается его "визитной карточкой". В ней наиболее полно выражена суть его творчества - красивая мелодия, тщательно выполненная аранжировка, легкий оптимистичный текст. Так пришел настоящий успех - песни Маликова. Среди них, помимо уже упомянутых, - "Студент", "Спой мне", "Золотые косы", "Брачный кортеж", "Бедное сердце", "Небо голубое", "Все вернется", "Сторона родная" и др., которые возглавили ведущие хит-парады страны, его выступления собирали полные концертные залы, появились толпы поклонников. В августе 1989 года в первую двадцатку "Звуковой дорожки" вошли сразу пять его песен.

После окончания музыкального училища в 1989 году Дмитрий поступил на фортепианное отделение Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс В.В. Кастельского). От эстрадной сцены не отказался, занятия в консерватории совмещал с гастрольной деятельностью. Классическое образование стало тем необходимым фундаментом, на котором теперь строилось все его творчество.

Летом 1989 года Диму пригласили в качестве почетного гостя на польский фестиваль популярной музыки в Сопоте. Песни Д. Маликова имели успех и здесь. Отмечая большую популярность певца и широкий интерес к его творчеству, газета "Сопот ньюс" писала также: "Дмитрий Маликов - про

фессионал в той музыке, которую в Европе с удовольствием слушают в дискотеках". Широкую известность на Западе певцу принес выпущенный в 1993 году на студии "Coconut" (Германия) сингл "Don"t be afraid" в исполнении дуэта "Baroque", состоящего из негритянской певицы Оскар и Дмитрия Маликова, где он выступил в роли композитора, аранжировщика и клавишника - пианиста. Дуэт неоднократно принимал участие в телевизионных шоу второго канала немецкого TV.

Первые сольные концерты Д. Маликова прошли в 1990 году в СКК "Олимпийский", вмещающем 18 тысяч зрителей. В "Звуковой дорожке" писали: "Концерт продолжительностью час сорок минут представил Диму во всех амплуа. Были проданы все билеты. И если бы сделать еще 3-4 концерта, то и на них был бы аншлаг - это однозначно".

В 1992 году Дмитрий Маликов дебютирует на новом для себя - актерском - поприще, сыграв роль пианиста, выпускника консерватории в художественном фильме "Увидеть Париж и умереть" режиссера А. Прошкина. В том же году он выпускает сборник первых хитов "Поиски души" (позже они переиздаются еще дважды: в 1993 году вышел альбом "С тобой", в 1994 году - альбом "До завтра").

В 1994 году Дмитрий Маликов с отличием заканчивает консерваторию, одновременно записывает новый альбом - "Иди ко мне". С этого момента он регулярно выпускает альбомы, на которых издана большая часть его песен. У каждого альбома - своя концепция, и это не случайно, так как певец находится в постоянном творческом поиске, никогда не останавливаясь на достигнутом. Весной 1997 года Дмитрий резко меняет имидж. Его песня "Ты одна, ты такая" стала хитом года, уверенно и долго держалась во всевозможных хит-парадах.

В апреле 1998 года вышел новый песенный альбом Д. Маликова "Звезда моя далекая". В его творчестве появляются новые мотивы - в песнях звучит больше проникновенной душевной лирики и иронии. На этом диске Д. Маликов впервые исполнил несколько песен, написанных другими композиторами. После окончания работы над этим альбомом Дмитрий обратился к композитору и аранжировщику П. Есенину с предложением записать несколько песен. В результате этого сотрудничества появился новый хит "До завтра" с яркой стильной аранжировкой и новой, неожиданной, мало похожей на "прежнего" Маликова манерой исполнения. Сейчас в репертуаре певца есть песни В. Резникова, Н. Шипилова, С. Сорокина и других композиторов. Постоянными соавторами поэтами-песенниками Д. Маликова являются Лилия Виноградова, Александр Шаганов, Владимир Баранов, Лара Д" Элия.

Исполнительское мастерство Дмитрия Маликова как пианиста зрители могли оценить в 1995 году в телепрограмме "Парадиз-коктейль", где он исполнил концерт Ф. Листа с оркестром под управлением Константина Кремеца. Позже прошли его фортепианные концерты в Штутгарте (Германия). Весной 1997 года он исполнил свое давнее желание выпустить альбом инструментальной музыки, получивший название "Страх полета". Этот заведомо некоммерческий эксперимент стал удачным проектом и привлек к его творчеству внимание многих новых слушателей.

В 2000 году состоялся дебют Маликова в роли продюсера. В новом проекте "Plazma", продюсируемом Дмитрием, танцевальные песни исполняются на английском языке. В 2000 году в компании "Танцевальный рай" вышел первый альбом "Take My Love".

В 1995 году на VII международном фестивале "The World Music Awards" в Монте-Карло Дмитрий Маликов был награжден в категории "Worlds best-selling recording-artist of the year". Он неоднократно признавался лауреатом программы "Песня года"; становился обладателем народной премии "Золотой граммофон" радиостанции "Русское радио" (1996, 1997, 1998, 1999). Трижды получал премию "Стопудовый хит" от радио "Хит-FM"(1998, 1999,2000).

Давайте поговорим о жене известного российского автора и исполнителя песен, интеллигента и необычного и очень одаренного человека Дмитрия Маликова, которой является Елена Маликова.

В городе Казань, в 1965году родилась девочка Лена, будущий сценарист, актриса и художник. Она закончила Казанское художественное училище, а затем отправилась покорять Москву. В 1987г. поступила в Московский институт культуры, а после в 1990году стала студенткой режиссерского факультета ВГИКа в мастерской С. Соловьева.

Знакомство Елены и Дмитрия было необычным и можно сказать заочным. Он впервые увидел не саму Елену а ее фотографию в альбоме у друзей. Девушка настолько понравилась певцу, что он во чтобы то ни стало решил обязательно ее увидеть. Это была любовь с первого фото. Согласитесь, что такая ситуация была бы невозможна без замысла божьего и в 1992году молодые люди узнали друг друга. К тому моменту у Елены уже была 7-ми летняя дочь, а с первым мужем она как раз разводилась.

Следует отметить, что Дмитрия это ничуть не останавливало, хотя он и был младше своей избранницы на 6 лет. Все мы знаем Д. Маликова как человека, тонко чувствующего красоту, превосходно разбирающегося во всех видах искусства, интеллектуала с отличным воспитанием. Дочь Елены не сразу приняла нового супруга мамы, но спустя некоторое время, увидев, как трепетно и нежно Дмитрий относится к ее маме, Ольга (дочь Елены), впрочем, как и любой ребенок все же нашла с ним общие темы.

Вначале супруги жили гражданским браком. Я уверена, что любая девушка ни на секунду бы не сомневалась в чувствах такого мужчины, как Дмитрий Маликов. Но, через несколько лет, Елена, как и следовало ожидать, забеременела. Дмитрий, едва узнав об этом, сразу же предложил гражданской супруге официально оформить отношения. Что же касается распространенного мнения о разрушительной силе штампа в паспорте, то на отношения Дмитрия и Елены он нисколько не повлиял, и они вместе вот уже 20 лет.

Сегодня Елена сильная и успешная женщина. Она превосходно совмещает роль бизнес вумен и верной жены. В Италии у нее есть личная линия по изготовлению пляжной одежды. Елена также является исполнительным продюсером в продюсерском центре Дмитрия. Она красивая, изящная женщина, ее всестороннее развитие позволяет ей преуспевать во многом. У нее есть опыт работы художником-модельером, и преподавателем в художественной школе для детей. Также она попробовала себя и в роли актрисы, сыграв главную роль в фильмах «Убить скорпиона» и «Кара».

Елена постоянно следит за своей внешностью и фигурой. Может вовремя закрыть рот на замок, в одежде полагается на свой безупречный вкус, в этом, наверное, вся ее женственность. По-поводу последнего приведу ее выражение: «Женственность – это не только внешний вид, но и хорошее настроение, отсутствие комплексов и у веренность в себе. Тогда и глаза горят, и улыбка неотразима.»

Лена Маликова очень печется о репутации. Ей важнее быть правильной, чем искренней, и это осознанный выбор. Не знаю, верный ли.

Но мне всегда трудно, когда человек настолько держит себя в руках, что с ним невозможно говорить о том, что волнует, тревожит, ранит. Зато чета Маликовых – безукоризненно стабильная, да еще и безупречная внешне. Про Диму и Лену никто не скажет плохого. Но есть опасность: в безупречности можно захлебнуться, ведь, как у любого живого человека, у Маликовой есть настоящие драмы и проблемы. Просто она не намерена о них говорить. Лена – мудрая женщина и идеальная жена творческого человека. Интервью обернулось просто разговором. А Маликовых я по-прежнему люблю.

Елена Маликова: Запись уже идет?

Ксения Собчак: Да.

Е. М.: А, ну все тогда. Надо молчать. (Смеется.)

К. С.: Почему? Расскажи, ты по-прежнему занимаешься всеми Димиными (певец Дмитрий Маликов – супруг Елены. – Прим. SNC) делами?

Е. М.: Я костюмер.

К. С.: Ну ладно, не скромничай! (Смеется.) Ты же реально и менеджер, и директор, и костюмер, и советчик – незаменимый человек. По сути, та самая жена, которая даже не правая рука, а обе руки творческого супруга.

Е. М.: Да нет. Мы просто вместе очень давно под одной крышей. И со временем я для Димы стала таким... Богом. Пожелания мои он не слышит, а когда ему что-то нужно – тут же ко мне обращается. (Смеется.) Так получилось. Люди, которые живут вместе двадцать три года, либо по-настоящему вместе, либо так – видятся исключительно на семейной прогулке с детьми в парке.

К. С.: Ты не устаешь от административной работы? Ты же помимо того, что жена, еще и мама большого творческого ребенка.

Е. М.: Тебе ли меня не понять. (Смеется.)

К. С.: Уже да. (Смеется.)

Е. М.: Нет, помощь Дмитрию для меня – не обуза, а творческий процесс. Процесс интересный, нескучный. Он помогает жить, постоянно открывать себя заново, в новых ракурсах. Если бы я не получала удовольствия, я бы этим не занималась. Нашла бы себе другое применение.

К. С.: Ты сильный человек?

Е. М. : Хотела сказать: «К сожалению, да», но, наверное: «К счастью, да». Я такой хитро-сильный человек. Никогда не доминирую. Не скажу мужу: «Слышь, иди сделай что хочешь, но принеси мне золотую рыбку». И в принципе мужчине так говорить нельзя ни в коем случае. Он этого не простит. Рано или поздно терпение лопнет... Со всеми вытекающими... Или муж станет, что еще хуже, подкаблучником с затаенным ощущением несчастья. Сильный ли я человек? Я все держу под колпаком (за исключением мужа): что будет есть ребенок? Куда она поехала? Есть ли бензин в машине, сметана в холодильнике? А ведь это вещи, которые надо бы отпустить. Вещи, которые люди состоявшиеся...

К. С.: …уже могут не решать.

Е. М.: Не то что «могут». Они обязаны уже не решать. А у меня постоянно: контроль, контроль, контроль. Это мой недостаток.

К. С.: Насколько я знаю, ты старше Димы (на пять лет. – Прим. SNC). Это такая редкость! Обычно популярные, скажем так, мужчины, выбирают девушек моложе. Ты чувствуешь разницу в возрасте? Переживаешь? Или, наоборот, гордишься тем, что у тебя такая нестандартная история?

Е. М.: Гордость – вообще не мое. Что до разницы – просто так случилось. Когда познакомились, никто не заглядывал в паспорт. Смешная история: Дима увидел меня в фотоальбоме, в гостях. Возраст в том альбоме подписан не был.

К. С.: Выглядишь ты настолько потрясающе, что, я думаю, ему даже не пришла в голову мысль спросить, сколько тебе.

Е. М.: Я думаю, что ему в голову совсем другая мысль пришла в день нашей встречи. Извини меня, дело было в 92-м году! (смеется).

К. С.: Я почему, кстати, этот вопрос задаю. Вчера сидели с подружками и увидели человека: «Какой симпатичный парень!» Подруга говорит: «Я как раз не замужем. Сколько ему лет?» Отвечают: «Тридцать два». Я-то не в поисках – у меня с мужем все хорошо. Но мне тридцать четыре, и ощущение, что ему тридцать два, как-то смущает. Нет, я бы сама об этом не подумала и не спросила... Просто мне важно психологически, чтобы мужчина был старше.

Е. М.: Наверное, правильно. Хоть у меня до Дмитрия и никого не было.

К. С.: В смысле – никого не было?

Е. М.: Были мужчины, которые пытались за мной ухаживать. (Смеется.)

К. С.: А, так говорят мудрые женщины. (Смеется.)

Е. М.: Они были старше – на пять-семь лет. Всё. Больше не пытались ухаживать за мной мужчины (Смеется.) Я никогда не думала, что выберу в спутники юнца. К тому моменту, когда мы с Димой познакомились, я была зрелым человеком. С ребенком (старшая дочь Елены – фотограф Ольга Изаксон. – Прим. SNC).

К. С.: Сколько тебе было?

Е. М.: Двадцать семь. Я успешно работала в австрийской компании. На дворе перестройка. Мы торговали не пойми чем: китайские куртки, кипрские костюмы, турецкие пиджаки, узбекский хлопок.

К. С.: Спекулировала?

Е. М.: Нет, не спекулировала. К тому времени это уже называлось бизнесом. Я постоянно ездила за границу в командировки, готовила контракты. В принципе спекуляция – это то же самое, но без контрактов. В общем, была такой бизнесвумен. Намечалась хорошая карьера, я находила общий язык как с иностранцами, так и с бравыми ребятами в том 92-м. И вдруг появляется Дима. Мне звонит подруга: «Лен, ты меня прости, я понимаю, что сейчас нелепость скажу, но прошу, не отказывай». – «Что такое? В чем дело?» – «Знаешь певца Маликова?» – «Ну знаю. Симпатичный парень. Поет песни красивые про любовь». – «Он очень хочет с тобой познакомиться! Лена, я тебя умоляю, сходи с нами куда-нибудь!»

К. С.: Он тебя увидел в том самом альбоме?

Е. М.: Да, в чужом семейном альбоме. Смешная история.

К. С.: А вы с ним похожи внешне.

Е. М.: Мы совсем не были похожи.

К. С.: Выходит, с годами стали?

Е. М.: У меня на этот вопрос есть заготовленная шутка. «Раньше я была красавицей, а теперь мы стали похожи». (Смеется.)

К. С.: В общем, Маликов не оставил тебе выбора...

Е. М.: Не оставил! Так подруга моя взмолилась! Я говорю: «Да хорошо, Оксана, надо так надо. Четверг? » Я даже помню этот день: 21 марта. «Маликов приглашает нас на съемку». – «Ну на съемку так на съемку». 92-й год, телевидение, какой-то концерт... Помню, я еще спросила: «Да он же совсем мальчик. Ему хоть двадцать пять есть?» А подруга: «Да есть, точно есть!» Диме на тот момент было двадцать два года. Я собралась на съемку. Пришла. А Оксана еще не подъехала. Мы должны были с ней встретиться заранее, как приличные девушки. И вижу – стоит, ждет меня высокий, красивый, длинноволосый мальчик, жутко одетый.

К. С.: Так тогда все одевались.

Е. М.: Да, все. Джинса, заплатки... (Смеется.) Необыкновенной чистоты молодой человек. Я о таких только в сказках читала. И то когда они пили какую-нибудь живую воду и становились красавцами. В жизни таких, как Дима, не встречала ни в детстве, ни в отрочестве, ни в зрелом возрасте.

К. С.: Ты имеешь в виду чистоту? Наивность?

Е. М. : Да. Он был таким чистым, незащищенным. Немного напомнил моего отца. У меня отец интеллигентный, очень тонкий. К сожалению, его уже нет... О таких говорят: «Он в жизни мухи не обидел». И вот этой своей нелепой по тем ревущим 90-м годам, прелестной тонкостью, скромностью – хотя этот мальчик собирал стадионы, и толпы девочек дежурили у его подъезда, – он прямым ударом попал мне в сердце.

К. С.: Прямо сразу, на той съемке? Ты так быстро поняла, что это твой человек?

Е. М.: Не могу сказать, поняла – не поняла, но что-то екнуло. А потом я много ездила, он гастролировал. Основные Димины заработки приносили не корпоративы, а выступления на стадионах за четыре копейки. Поэтому виделись мы редко, зато долго говорили по телефону. Мобильных тогда, как ты понимаешь, еще не было: «Але-але, девушка, Мурманску ответьте».

К. С.: То есть вы не стали сразу жить вместе.

Е. М.: Ну, не в тот день, конечно, не 21 марта. Впрочем, Дима как-то быстро переехал ко мне, захватив с собой огромную собаку. (Смеется.)

К. С.: Когда пришли первые большие деньги? Все-таки раньше же артисты много не зарабатывали. Потом случились нулевые. Рустам Тарико, корпоративы, безумные гонорары.

Е. М. «Пришли нулевые, Рустам Тарико...» Как из поэмы. (Смеется.) Нет, на самом деле деньги пришли ко мне раньше, чем Дима. Сравнительно большие по тем временам. Да и Дима не был бедным студентом.

К. С.: Почему перестала заниматься бизнесом?

Е. М.: Потому что стала жить с Дмитрием. Мы не захотели расставаться. Я с ним поехала в Германию на какие-то очень длительные гастроли для военнослужащих и эмигрантов.

К. С.: Но сейчас-то не жалеешь? Ты, собственно, человек талантливый, мудрый, системный. По сути пожертвовала карьерой в интересах мужа.

Е. М.: У жизни нет прошлого, есть настоящее.


К. С.: Но ты считаешь отказ от карьеры ошибкой?

Е. М.: Нет, боже мой. Не считаю. Да, для сегодняшнего дня это выглядит несовременно и «упущенной выгодой», но это настоящая любовь, моя девочка!

К. С.: Сейчас поступила бы так же?

Е. М. : Я об этом не думаю. Когда начинается: «Мы не сделали того, сего» – надо сказать: стоп! Прошлого нет. Сожаления о нем нас разлагают.

К. С.: Смотри, некоторые женщины прямо созданы для семейного очага. Они получают от этого кайф. Хотят жить домашней жизнью, и им комфортно. Мне кажется – может, я ошибаюсь, – ты не такая. Ты сильная. Ты хочешь самореализации. И по сути ты все это сублимировала в проект под названием «Дима Маликов».

Е. М.: Ну да, где-то так – я в тени звезды. Мы привыкли, что любовь – это когда нас любят. «Любите нас, таких хороших, красивых, молодых, у нас длинные ноги, голубые глаза»... Но на самом деле любовь – это умение отдавать и не думать, что получишь взамен. А взамен получаешь то, что должен получить.

К. С.: У вас очень крепкая семья. Столько лет вместе, и нет страшных историй в журнале «Караван» или в студии у Малахова про расходы и любовниц. Как ты умудрилась так все обставить?

Е. М.: Я Диме иногда говорю: «У нас с тобой такая карта не сыграна! Мы с тобой такой развод можем устроить, что будет плакать вся Россия». (Смеется.) Как я смогла? Не знаю, как смогла. Наверное, мы вместе смогли. Это тоже своего рода талант.

К. С.: Слушай, ну любой мужчина через какое-то время теряет интерес к женщине: мужик склонен к промискуитету. Всегда нравятся разные, хочется попробовать многое. Как ты удержала Диму?

Е. М.: Не знаю. Эмоциональные отношения никто не отменял. Они-то и влияют на физические. С одной стороны – да, мужчины так устроены. С другой – все по-разному. Одни видят в женщинах только тело и меняют пассий по разным причинам: усталость на работе, стрессы, эгоизм, невысокий уровень сознания, падение гормонального статуса...

К. С.: В сорок пять лет? Диме, кстати, сколько сейчас?

Е. М. : Сорок пять. (Смеется.)

К. С.: Наступает, слушай. Бойся, сейчас он купит красный «феррари». Это первый признак, говорят. Спортивная машина.

Е. М.: Нет. Красный «феррари» не купит. Боже упаси! (Смеется.)

К. С.: И на фитнес начинает упорно ходить.

Е. М.: На фитнес ходит, хотя раньше протестовал: «Я пианист, мне нельзя нагружать руки».

К. С.: Знаешь, когда сорокапятилетний мужик начинает играть бицепсами, одеваться как-то не так – это первый признак того, что наступает глобальный *** (конец отношений. – Прим. SNC).

Е. М.: Да-да-да.

Е. М.: Ну падает тестостерон. Можно, конечно же, к врачу, а они – в бар! Так веселее. Я их понимаю.

К. С.: Но ты своего отправила к врачу?

Е. М.: Нет, пока нет необходимости!

К. С.: Как понять, что гормональный статус упал?

Е. М.: Это уже не к Елене Маликовой, а к Елене Малышевой!

К. С.: Ну как? Я не знаю.

Е. М.: Что «не знаю»? Ты молодая, образованная девушка.

К. С.: Ну у нас вот Локтев. Сколько тебе лет, Локтев? Вот тебе как раз где-то за сорок уже.

Влад Локтев: Да. Сорок один.

К. С.: Ну вот как определить, какой у Локтева гормональный статус? Кровь же не возьмешь на анализ.

Е. М.: По нему все ясно.

К. С.: Как это – все ясно? Подожди. Вот девушка прочтет статью. У нее мужчине – сорок пять. Она посмотрит, какая Лена Маликова офигенная, какая у нее семья прекрасная, и подумает: а как бы мне понять, будет ли мой сейчас покупать «феррари»?

Е. М.: Слушай, я не закончила. Есть мужчины, которые всю жизнь мечтают о «феррари» и всю жизнь будут бегать. Их недолюбили или они не нашли своей женщины.

К. С.: Хорошо. Как понять, что мужу пора к врачу? Вот у женщин это понять легко. Наступает климакс. Надо пить гормоны. А у мужчин-то это как поймешь?

Е. М.: Нет желания.

К. С.: То есть это связано с пониженной сексуальной...

Е. М.: Тестостероновой... Давай заканчивать эту тему. Еще бывает, когда пара долго живет вместе, женщина начинает пилить мужчину – куда-то его отправлять, посылать. И взрослый нормальный мужчина говорит: «Зачем мне это все? Я могу найти человека, который будет встречать меня с работы с улыбкой и радостью». Понимаешь? Улыбаться и говорить: «Как хорошо, что ты пришел».

К. С.: И радоваться всему.

Е. М.: Кто хочет грузиться: «А почему это случилось?», «А почему она меня пилит?», «А почему он такой?» Не изводить себя и мужчину – талант.


К. С.: Это правда. Еще талант – хорошо выглядеть. Ты выглядишь потрясающе. Как у тебя получается? Что делаешь? Ты жестко следишь за питанием?

Е. М.: Жестко не слежу. Я не вегетарианка, люблю рыбу, ем много овощей, но питаюсь просто. Отварное, что-то на пару, никаких изысков. А вообще-то все в голове: я не думаю, что мне пятьдесят, и что тридцать – тоже не думаю. Как доказал один умный еврей, все относительно.

К. С.: Но об этом же нельзя не думать. Даже я размышляю о возрасте. Становится страшно. Понимаешь, что приближаешься к старости, смерти.

Е. М.: Ой, какой ужас. Ксюша, я не могу это слышать. Для чего об этом думать? Настроение себе портить... Меня не посещают такие мысли. К счастью, у меня хорошее здоровье – спасибо родителям и Господу Богу. Я в меру занимаюсь спортом. Иногда гуляю на свежем воздухе. Но чаще стою в пробках. (Смеется.)

К. С.: Почему ты неожиданно решила основать собственный бренд пляжной одежды Honeymoon? Помню, присылала мне очень красивые парео, я удивилась. Красиво и прикольно, но с чего вдруг?

Е. М.: Спасибо. Пока дети росли, мы по пол-лета находились в Италии: витамин D, йод, солнце, море, макароны, пицца. Эта жутко бесконечная, монотонная жизнь наскучила до безобразия. У меня есть подруга Аня Попова (издательница журнала Prime Russian Magazine, жена Романа Попова, председателя правления Первого Чешско-Российского Банка. – Прим. SNC): кстати, у меня вообще очень много подруг твоего возраста. Так вот, мы встретились, и я говорю: «Аня, скучно мы живем. Надо нам найти пару фабрик в Италии и заняться делом. Хватит лежать на солнце. Вредно!» Мы так и сделали. Взяли переводчика, сели в автомобиль и поехали под Флоренцию, где фабрика на фабрике. Постучались в одну дверь, другую, за третьей согласились сотрудничать. Потом мы освоили европейские профессиональные выставки. И закрутилось. Как-то так. Легким движением руки, ноги, головы. (Смеется.)

К. С.: И где вы продаетесь? Развиваетесь?

Е. М.: В Италии, России, Монако. Мы бы уже, наверное, развились в большое предприятие, но и у Ани, и у меня есть дополнительные доходы. Это нас расслабляет в какой-то степени.

К. С.: То есть лень, условно говоря, вкладывать больше энергии.

Е. М.: Honeymoon – наше хобби. Как большой бизнес это, к сожалению, не выстроено. Наверное, зря, потому что потенциал есть.

К. С.: Слушай, ты наверняка думаешь о том, что времена меняются. Эпоха больших корпоративов уже прошла.

Е. М.: Прошла. Да. И корпораций становится все меньше.

К. С.: Сейчас мы живем в другой реальности, где нет шальных денег: кризис. И первое, на чем экономят, – свадьбы, дни рождения. Дмитрий Маликов уже далеко не всем по карману. Более того, есть ощущение, что жирные времена могут и не вернуться. А вы привыкли к определенному уровню жизни: отдыху на Мальдивах, дорогой одежде, хорошему дому. Обсуждали с Димой, как будете жить дальше?

Е. М.: Мы поняли, что времена меняются, значительно раньше – года три назад. И обсуждали перспективы – но не в том ракурсе, о котором ты говоришь. А в том, что не хочется народному артисту России Дмитрию Маликову, сорока лет от роду, человеку, окончившему консерваторию, пианисту, композитору, скакать по сцене и постепенно становиться пародией на самого себя. Понимаешь? Куда уйти? В классику – тяжело и больно рубить огромный, толстый хвост поп-карьеры. Что делать? Да простит меня Дима, что я сейчас это говорю, но мне в голову пришла странная идея: «Сделай проект для детей, которые занимаются музыкой». И он запустил «Уроки музыки». С «Уроками» он за два года объехал 108 городов России. Награжден орденом Дружбы.

К. С.: Что за проект? Люди покупают билеты?

Е. М.: Нет. Проект поддерживает правительство.

К. С.: Министерство культуры?

Е. М. : Нет. Все на уровне губернаторов, мэрии. Дима приезжает в город, собирает детей, которые занимаются музыкой, в местную филармонию. Дает мастер-класс, играет сам с ними в четыре руки, дети заранее готовятся. Рассказывает, как сам начинал заниматься, о композиторах, о том, что музыка развивает, и так далее. Дети счастливы!

К. С.: Это приносит стабильный доход?

Е. М.: Нашлись спонсоры. Это хороший, благородный, красивый, честный проект.

К. С.: А бизнес? Я знаю, Дима пытался вкладывать – он мне рассказывал – в недвижимость, во что-то еще. Это выгорело?

Е. М.: Вопрос к Диме. Он человек искусства, и ему надо заниматься искусством.

К. С.: Но на искусстве сейчас много не заработаешь.

Е. М. : Ну, слушай, у каждого своя дорога. Кто-то хорошо делает пельмени. Кормит с удовольствием. Это тоже труд и благое дело.

К. С.: А все-таки ты не советовала Диме заняться чем-то еще, кроме шоу-бизнеса? Многие артисты, я знаю, покупают квартиры. Куда-то распределяют свои деньги, чтобы они приносили доход.

Е. М.: Я советую, но не настаиваю. С одной стороны, я очень сильный, с другой – очень мягкий человек. Иногда он упрекает меня: «Ты советовала, но не настояла».

К. С.: А ты сама не думала, что могла бы заниматься предпринимательской деятельностью? Раз уж такая история. В стране кризис. Китайские вещи. Какие-нибудь рынки. Это огромный заработок, огромные деньги.

Е. М.: Время китайских рынков прошло. Это не мой уровень, и мне это совершенно не интересно.

К. С.: Деньги не пахнут, какая разница?

Е. М.: Пахнут. Зачем? Мне интересно как продюсеру поставить спектакль для подростков (чем я сейчас и занимаюсь), чтобы поднять их интеллектуальный и духовный уровень. Дмитрий будет рассказчиком. Бог даст, у нас получится. Сценарий уже есть. Этот проект мне интересен. «Товар–деньги–товар» – нет.


К. С.: Были ли случаи, когда ты Диме сказала: «Нет. Этого делать не нужно», а он пошел и наперекор сделал? Например: «Не надо участвовать в спектакле» или «Не надо записывать песню».

Е. М.: Конечно. Но опять же я не настаиваю, говорю правду, что я чувствую. Иногда критикую песни, за что получаю кучу раздражения в ответ. Я считаю, что он уже перерос девчачьи песни, он этого не хочет понимать. Ой, можно это все останется на нашей кухне? (Смеется.)

К. С.: Ну, я согласна. Мне тоже кажется, что Дима глубже, чем его образ. Как-то узнала, что он увлекается Бродским.

Е. М.: Да, Дима знает Бродского практически наизусть. Он очень глубокий, разносторонний. Хорошо разбирается в живописи.

К. С.: И конечно, это не соответствует образу такого милого, солнечного, романтичного мальчика. У Димы никогда не было плохого имиджа. Несмотря на то, что он в попсе, его этим, в отличие от Николая Баскова, никогда не попрекали. У Маликова образ не пошлый. Скажи, а правда, что вы очень тщательно следите за пиаром? Потому что со стороны вы выглядите даже слишком безупречными. Настолько, что в это не очень веришь. За всю историю – ни одного скандала.

Е. М.: Был скандал – в преддверии концерта в Кремле. Один журнал брал у меня интервью о нашей безупречной жизни – я рассказала, ничего не тая. Звонит главред – не мне, а Диме: «Все пресно, так сладко, противно читать». Мы были на отдыхе, и Дима попросил: «Допиши что-нибудь, чтобы не так сладко было. Иначе вообще ничего не выпустят». – «Дима, отстань. Сам потом будешь не рад, если я допишу». – «Нет, допиши». Думаю: «Ну держись!» И дописала, как он пришел бухой после дня рождения, сорокалетия, и шибанул меня где- то. (Смеется.).

К. С.: ...Что он тебя ударил.

Е. М. : Я ему – претензию, а он мне: «Отста- а-а-ань от меня, отстань! Мне сорок лет лет, я с ребятами поплясал» – и «меня ка-а-ак шибанет!» Вся Россия до сих пор обсуждает, специалисты по маникюру рассказывают, как Дима Маликов бьет свою несчастную жену. На самом деле такого не было.

К. С.: Он обалдел, наверное.

Е. М.: Я еще написала про какую-то участницу конкурса красоты, которая звонила ближе к полуночи – желала сладких снов. Указала имя той девушки.

К. С.: Сухинова, что ли?

Е. М.: Нет-нет-нет. Сухинова – друг семьи. Я уже и не помню, как ее звали. Немножко опустила ее, бедную, – может она ничего и не имела в виду, пожелав женатику «cпокойной ночи» (Смеется.)

К. С.: А были еще истории, когда девушки при тебе клеились к Диме?

Е. М.: Бывает, и часто: сидит напротив в ресторане какая-нибудь девчонка полукрасивая, провинциальная. А мы – в компании за соседним столом. И начинаются плохие исполнения сцен Шэрон Стоун из кинофильма «Основной инстинкт» (Смеется.) – ногу на ногу под столом, трансляция знаками «Я типа выйду в туалет»... Это очень смешно.

К. С.: Вашей дочке Стеше скоро шестнадцать. Что скажешь про это поколение? Чем оно отличается от твоего и моего?

Е. М.: Я видела, как росла старшая дочь – ей сейчас тридцать. Она мой дружок, никогда не шла вразрез с моей жизнью, моими желаниями – мне порой казалось, что эта маленькая девочка мудрее меня. Мне так повезло. Надо отдать должное – спасибо ей большое, не просто для красного словца. Все, кто знают Олю, говорят: «Лен, какая же у тебя дочь». Это интеллигентнейший человек, который никогда не скажет о ком-то плохо. Умный, образованный, очень тонкий.

К. С.: А младшая?

Е. М.: Кто такая Стефания Маликова на сегодняшний день? Это персонаж. Персонаж непростой, умный, к счастью, добрый. В свои шестнадцать она – трендсеттер для молодежи. У нее двести с лишним тысяч подписчиков в «Инстаграме». Она ведет ask.fm. Ей задают миллион вопросов.

К. С.: А чем она хочет заниматься?

Е. М.: Совсем недавно хотела поступать в МГУ на факультет фундаментальной медицины. Мы пригласили преподавателя, он объяснил, чему там научат. Cтеша и говорит: «Лягушек и мышей препарировать не буду даже ради науки». Пришлось резко переквалифицироваться и увлечься литературой. Я рада, что она много читает.

К. С.: А по-моему, она хочет в шоу-бизнес.

Е. М.: И мне казалось, что нас не обойдет телевизионная карьера. Уже есть предложения, но пока в духе: «Давайте Стеша будет ходить по тусовкам и брать интервью». Я отвечаю: «Спасибо, пока нет». Мне хотелось бы найти ей более серьезное применение. Буквально не- давно разговаривали. «Может быть, философский при МГУ?» – «А мо- жет, – предлагаю я, – ВГИК? Правда, будешь всю жизнь ждать звонка режиссера». Стеша отвечает: «Тогда я хочу сама быть режиссером». В общем, это девочка, которая умеет добиваться своего. Она настойчивая, трудолюбивая. Напоминает мне еще одну девочку, которая сейчас сидит напротив (смеется). Но, правда, не такая эпатажная пока, к моему счастью. (Смеется).

К. С.: Все впереди. Если бы дочки спросили тебя: «Мам, дай три совета, как вести себя с мужчинами и вообще с людьми». Что бы ты сказала?

Е. М.: Первая мудрость – любить. Именно с мужчинами? Не назидать, не наезжать, быть доброй и веселой. Обязательно веселой. С хорошим чувством юмора. Любой мужчина, если не дурак, это оценит. Надо иметь здравый смысл – это обязательное условие. Доброе сердце, терпение. Список можно продолжить.

К. С.: Ты всем этим обладаешь?

Е. М.: Ну, мне тяжело говорить о себе. Но, во всяком случае, пытаюсь. У меня есть один недостаток.

К. С.: Ну, давай скажи, а то у нас тоже какой-то елей получится.

Е. М.: Я нетерпима к глупым людям. К сожалению. Срываюсь на них. Это моя недоработка как личности. Человек достойный не имеет права этого делать. Он должен быть всегда спокоен и доброжелателен, а меня разрывает. Правда, уже через пять секунд после срыва я могу пожалеть, поплакать и извиниться сто раз.

К. С.: Мне муж все время говорит: «Вот в компьютере есть процессор «Пентиум 1», а у тебя – «Пентиум 5». Ты не можешь кричать на человека из-за того, что у него «Пентиум 1». Он просто медленнее соображает». Мне почему-то еще кажется, что женихам твоей дочери придется непросто с тобой.

Е. М.: Нет. Ни в коем случае. Я же не сумасшедшая. Что это мы – начали за здравие, заканчиваем за упокой (Смеется.

К. С.: Мне кажется, ты строгая.

Е. М.: Нет. Я никогда не буду вмешиваться в личную жизнь дочерей. У Ольги есть молодой человек. У нас прекрасные отношения. Никогда не позволю себе их испортить. Я ни разу за все двадцать три года не зашла в офис к мужу, предварительно не позвонив.

К. С.: И телефон ни разу не смотрела, эсэмэски его не читала?

Е. М.: Нет.

К. С.: Врешь.

Е. М.: Нет, это ниже моего достоинства. Если надо будет что-то проверить, я покопаюсь внутри себя. Вот так!


Повезло Дмитрию Маликову с женой?

Стать популярным музыкантом Дмитрию Маликову было написано на роду: отец — основатель популярного ВИА «Самоцветы», мать — солистка этого ансамбля. Но, как всякий нормальный мальчишка, Дима занятия музыкой бойкотировал: когда в дом приходил педагог по фортепиано, он сбегал в окно их квартиры на первом этаже, оставляя бабушку объясняться с учителем.

Ранняя слава

Игрой на пианино Маликов увлекся только в 14 лет: во многом благодаря тому, что ему разрешили давать в школе настоящие концерты. Заметив, что сын, наконец, проникся музыкой и даже стал сочинять, родители сделали все, чтобы поддержать это увлечение. Когда Диме было 15, его песни уже пела Лариса Долина, а сам он играл на клавишных все в тех же «Самоцветах». Но настоящая слава к Маликову пришла, когда его пригласили на телевидение. После участия в «Утренней почте» Юрия Николаева в адрес 17-летнего исполнителя стали приходить письма мешками. Писали, в основном, девочки — его ровесницы, которые вскоре дважды полностью заполнят главную концертную площадку страны — СК «Олимпийский».

Сольные концерты, к которым многие исполнители идут годами, Маликов дал в 20 лет. К тому моменту в его репертуаре уже было множество хитов: «Лунный сон», «Ты моей никогда не будешь», «До завтра». Поклонницы знали их наизусть, рвались к сцене, не обращая внимания на охрану, и продолжали заваливать своего кумира признаниями в любви.

Столкнувшись с таким обожанием в 20 лет, легко «зазвездить». Но Маликова уберегло от «звездной болезни» серьезное образование. Параллельно с исполнением попсовых песен он учился в консерватории, где вся мишура эстрады не считалась чем-то серьезным. Вскоре певцу и вовсе стало не до поклонниц: он влюбился. В женщину, которая в начале 90-х сама была объектом желания многих мужчин.

Песни для любимой

Наталья Ветлицкая Длинноногая блондинка Наталья Ветлицкая была старше него на 6 лет. Но оба не видели в этом препятствий для страстного романа. «Я был очень молод — 17−18 лет. В таком возрасте обычно и становятся жертвами роковых женщин», — вспоминал Маликов через много лет после их отношений.

Ветлицкая к тому времени уже ушла от своего первого мужа Павла Смеяна, и они с Маликовым быстро стали жить вместе, в гражданском браке.

Для нее этот союз оказался еще и выгодным профессионально: именно Дмитрий написал один из самых известных хитов Натальи — песню «Душа». «Мне моя душа на исходе дня пропоет о том, что любовь прошла» — эти слова для их отношений оказались пророческими.

Вскоре Маликов выяснил, что любимая ему изменяет — с певцом Женей Белоусовым. Ни разу он не позволил себе обвинить ее в этом прямо. «В какой-то момент Наташа поняла, что ей нужен другой мужчина — не такой зацикленный на себе. Она дала мне это понять и в итоге вынудила меня поставить в наших отношениях точку», — дипломатино объясняет Маликов их разрыв. Порвав с Ветлицкой, он понял, что белая полоса в его жизни прервалась: первая волна славы уже сошла на нет, в личной жизни — только письма от фанаток, но и тех стало существенно меньше. Нужно было двигаться дальше.

Серьезная музыка


Елена Маликова и Дмитрий Маликов В середине 90-х Маликову уже не интересно просто петь на сцене. Он начинает экспериментировать: дает фортепианные концерты, выпускает дебютный альбом инструментальной музыки, сочиняет мелодии для фильмов.

Да, это творчество уже не для массовой, а для более искушенной публики — но Дмитрию по‑настоящему нравится воплощать в жизнь то, чему он научился в консерватории.

Совершенно случайно судьба свела его с женщиной, которая будет во всем поддерживать его идеи. Ею стала дизайнер Елена Изаксон.

Она тоже была старше и тоже разведена, воспитывала дочь от первого брака. Они прожили вместе несколько лет, а когда Елена забеременела, официально зарегистрировали свои отношения.

Дочь Стефания родилась в 2000-м году, став главным подарком к 30-летию певца. А недавно семья Маликовых по‑настоящему удивила не только своих поклонников, но и близких. Втайне от всех Дмитрий и Елена вновь стали родителями: мальчика супругам выносила суррогатная мать.

#Тяжеловато

Сейчас Дмитрию Маликову 49 — и в интервью он иногда признается, что находится в творческом кризисе. Угнаться за современными тенденциями его ровесникам непросто, но Дмитрию, кажется, удалось.

В 2015 году Маликов стал активным пользователем социальной сети Твиттер. В октябре один из его твитов стал настоящим хитом. «Как у вас дела вообще? Тяжеловато приходится? Или ничего?», — написал певец. Блогеры мгновенно превратили #тяжеловато в популярный хештег и стали сопровождать им ответы Маликову. Подростки внезапно вспомнили о существовании такого певца, и вскоре Дмитрий стал желанным гостем на популярных рэп-баттлах и прочих молодежных тусовках.

Сам Маликов относится к этому с присущей ему иронией, но моментом пользуется: он выпустил клип вместе с видеоблогером Юрием Хованским «Спроси у своей мамы», а затем сам прочитал рэп в песне «Император Твиттера». При этом Дмитрий Маликов остается востребован и у своей основной аудитории: его по‑прежнему приглашают на все праздничные концерты и музыкальные премии, которые транслирует телевидение. Разве что писем мешками певец больше не получает. Теперь поклонницы (к которым прибавились и поклонники) пишут ему напрямую в соцсетях.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...