Биография листа кратко. Жизненный и творческий путь ференца листа

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве он был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец был управляющим имения графа Эстерхази Он был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; Он преподал Ференсу основы фортепианной игры . В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре его пригласили в великолепный дворец Эстерхази. Игра Ференса поразила гостей графа, и несколько венгерских дворян решили оплатить дальнейшее обучение Ференца. Его послали в Вену, где он обучался композиции у Сальери, фортепиано у Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы.

От известного издателя А. Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, ему пришлось продолжать образование частным образом. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же он познакомился с молодыми Берлиозом и Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние:

Лист сумел "перевести на язык фортепиано" колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. Ференц Лист был хорош собой, его концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, "романами". В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей - сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г. фон Бюлова, а потом стала женой Рихарда Вагнера.



(За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)

Лист выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда - отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Рихард Вагнер в центре, Ференц Лист, его дочь Козима

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Шопену и Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа - Грезы любви (Liebestraum).



Среди других сочинений Френсиса Листа для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) . Некоторые из них позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH. Среди транскрипций Листа - фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.



Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды, Орфей и Идеалы. Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы, оратория, легенда о святой Елизавете.



Оценки творческого наследия Листа - композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Лист и Вагнер были приверженцами идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.



Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Ноавторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, классик венгерской музыки Лист , внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Европы.

Жизнь Ференца Листа закончилась в возрасте 75-ти лет . Он умер во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен 31 июля 1886г. на Байройтском городском кладбище.

Музыкант, достигший вершины мирской славы – и ставший монахом… Венгр, слабо знавший венгерский язык – и ставший символом венгерской музыки… Жизнь Ференца Листа словно соткана из противоречий – что как нельзя более отвечало его страстной натуре.

Первым учителем музыки для Ференца Листа стал его отец – чиновник в администрации князя Эстергази. Он же позаботился о начале его исполнительской карьеры: с 9-летнего возраста «маленький чудо-музыкант» покоряет своим искусством знатных слушателей… Но отец понимает, что не может дать многое талантливому сыну – и везет мальчика в Вену, где Ференц не только вызывает восторги публики, но и учится фортепианной игре у К. Черни, теории – у А. Сальери.

Свои первые произведения Ф. Лист создал в подростковом возрасте. Была среди них и опера – «Дон Санчо, или Замок любви» – но не этот жанр определил творческий облик композитора. На первом плане всегда была для него фортепианная музыка – очень часто программная. Композитор словно стремится «схватить» и зафиксировать в звучании фортепиано все богатство мира, в котором он живет – будь то литература (соната-фантазия «После чтения Данте»), живопись («Обручение» по картине Рафаэля), природа («У родника»).

Но назвать Ф. Листа исключительно композитором-пианистом – как Ф. Шопена – все же нельзя: его симфоническое творчество не уступает фортепианному. В определенной степени это связано с его исполнительским стилем. Этому пианисту, который – по свидетельству современников – мог за один концерт разбить три рояля, словно было тесно в рамках своего инструмента: фортепиано звучало у него, как оркестр, не случайно он создавал фортепианные транскрипции симфонических произведений и фрагментов из опер. Симфоническое же его творчество тоже тяготеет к программности – нередко философской («Прелюды», «Фауст-симфония», «От колыбели до могилы»). Стихия страсти, проявляющаяся здесь не в меньшей степени, чем в фортепианной игре, сметает границы сонатно-симфонического цикла, рождается новый жанр – симфоническая поэма.

Как истинный сын эпохи романтизма, Ф. Лист испытывал глубокое благоговение к национальным корням: 19 «Венгерских рапсодий», Венгерские национальные мелодии для фортепиано, фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», симфоническая поэма «Венгрия»…

Жизнь Ференца Листа могла бы стать сюжетом приключенческого романа. В ней было все: слава, встречи с другими гениями – Г. Берлиоз, Ж. Санд, романтическая любовь, ставшая вызовом обществу, противостояние филистерской косности, подлинные трагедии – например, ранняя смерть сына и дочери… и наконец – принятие духовного сана в 54 года. Впрочем, ни это обстоятельство, ни жизненные невзгоды не мешали творчеству – ни композиторскому, ни исполнительскому. Свой последний концерт Ференц Лист дал в 1886 году – за 12 дней до смерти.

Музыкальные Сезоны

Крупнейший композитор-романтик, пианист феноменального дарования и дирижер, музыкально-общественный деятель неиссякаемой энергии и педагог, воспитавший многочисленных учеников, музыкальный писатель, Ференц Лист внес огромный вклад в мировую культуру. Разные страны могут гордиться тем, что его имя неотделимо от их культуры: Венгрия - родина Листа, Франция, где прошла его юность, и где он стал великим артистом, Швейцария и Италия, где он с особой силой ощутил в себе не виртуоза, но прежде всего художника, Германия, с которой связан центральный, наиболее плодотворный период его творчества. Менялся характер его деятельности, но неизменно сохранялась ее просветительская направленность. И как дирижер, и как пианист-исполнитель, и как музыкальный критик, Лист без устали пропагандировал лучшие сочинения мировой музыки, стремясь приобщить к ним самого широкого слушателя, а также сделать известным творчество композиторов-новаторов.

Лист прожил не просто долгую (75 лет), но необыкновенно интенсивную творческую жизнь. Жанры, к которым он обращался, весьма разнообразны. В его наследии есть опера и оратории, в том числе духовные, симфонии и симфонические поэмы, множество фортепианных сочинений, хоры и сольные песни, а общее число сочинений превышает 1200.

Детские годы Листа прошли в Доборьяне , одном из венгерских поместий князей Эстергази, где отец будущего композитора служил смотрителем овчарни. Ференц Лист рос вундеркиндом. Исключительные музыкальные способности, проявившиеся в очень раннем возрасте, он унаследовал от отца, который и стал его первым учителем. В 9 лет Лист уже дал свой первый сольный концерт, сыгравший в его судьбе решающую роль: несколько богатый венгерских магнатов решили спонсировать обучение гениального ребенка в одном из европейских культурных центров. В конце 1820 года отец повез его в Вену .

В Вене учителем Листа по фортепиано стал знаменитый педагог Карл Черни , ученик Бетховена, занимавшийся с ним бесплатно в течение полутора лет, а по композиции — 70-летний Антонио Сальери, учитель Бетховена. Встретился Лист и с самим Бетховеном, присутствовавшим на одном из его концертов. Бетховен, угадавший в ребенке гениальный талант, подойдя к роялю, при всех поцеловал его (Лист гордился этим всю свою жизнь).

Парижский период (1823 - 35)

Мечтая учиться в прославленной Парижской консерватории, Лист вместе со своим отцом переезжает в столицу Франции. Однако ему, как иностранцу, было отказано в приеме . Юноше пришлось довольствоваться частными уроками. Он стал заниматься у известного итальянского композитора и оперного дирижера Фердинандо Паэра и профессора консерватории Антонина Рейхи .

Очень скоро имя Листа, благодаря его многочисленным концертным выступлениям в разных городах и странах, стало широко известно. Его опера «Дон Санчо, или Замок любви», написанная под руководством Паэра (самое крупное из ранних сочинений Листа), была поставлена в крупнейшем парижском театре Grand Opera .

В августе 1827 года Листа постигло тяжелое горе — во время отдыха на море (в Булони) внезапно умер отец. Теперь ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками. И тут Листа ждал новый удар, на этот раз - на любовном «фронте». Среди знатных учениц модного пианиста была 17-летняя графиня Каролина де Сен-Крик. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, но граф отказал музыканту от дома и поспешил выдать дочь замуж за аристократа. Лист заболел, перестал выступать в концертах, погрузился в религию и даже был готов отречься от мира. По Парижу распространился слух о его смерти, в одной из газет даже был помещен некролог. «Излечила» юношу Июльская революция 1830 года. Подобно Берлиозу, который обработал «Марсельезу» «для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах», Лист задумывает Революционную симфонию. Он намеревался использовать в симфонии три знаменитые мелодии - гуситскую героическую песню XV века, протестантский хорал «Господь - твердыня наша» и «Марсельезу». Симфония так и не была написана, хотя композитор частично использовал ее материал в других сочинениях.

Бурная атмосфера романтического Парижа захватывает Листа. Он увлекается театром, литературой, философией, в том числе христианским социализмом аббата Ламенне, часто общается с Гюго, Жорж Санд, Ламартином, и все эти впечатления находят позднее отражение в его фортепианных и симфонических программных сочинениях.

В становлении художественного мировоззрения Листа огромную роль сыграли три музыканта. Это Паганини , находившийся в зените своей славы (его игра произвела на Листа «впечатление сверхъестественного чуда» ), Шопен , которому он впоследствии посвятил книгу (это была самая первая монография о Шопене) и Берлиоз . Лист, присутствовавший на исполнении , сразу стал активным сторонником французского новатора. Вскоре он переложил Фантастическую симфонию для фортепиано, сумев передать все богатство оркестрового звучания. Это была его первая «фортепианная партитура», за которой последовал «Гарольд в Италии», а затем все девять симфоний Бетховена.

В конце 1833 года Лист познакомился с графиней Мари д"Агу, писавшей романы под псевдонимом Даниель Стерн. Ради молодого музыканта она оставила мужа и детей, уехав с ним в Швейцарию.

Годы странствий (1835 - 47)

Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д"Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) - одно из значительных, новаторских произведений Листа.

В конце 1839 года Лист расстается с графиней д"Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.

На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его , сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.

В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.

Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.

Веймарский период (1847 — 1861)

Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.

Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.

Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.

Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни - Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.

Последний период творчества

Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.

Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.

Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них - оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория - «Христос» - и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда - «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.

Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.

Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.

К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 - 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16-19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».

Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя - Изольда - была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.

Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории - итальянец Л. Керубини

В октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.

ФЕРЕНЦ ЛИСТ – ЧЕЛОВЕК-КОМЕТА

Прожил 75 лет. Это много или мало? Мог бы и больше, но, видимо, сжег себя, стремясь успеть слишком много. И успел. написал 647 произведений. Он неистово учился, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, которые должны были изменить жизнь его народа. Комета, пронесшаяся над венгерскими селениями 1811 года как бы отметила жизнь только что родившегося Ференца Листа . Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь.

Любящие родители Ференца Листа

Адам Лист служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». До 14 лет играл на виолончели в оркестре князя, руководимом . Адам сочинял произведения. В 1805 он добился назначения в Эйзенштадт, где в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами. В доме у него висел портрет , который был кумиром Адама и впоследствии стал кумиром его сына.

Мать Франца Листа , урожденная Анна Лаггер, осиротев в 9 лет, поехала работать горничной в Вену, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году сюда же приехал Адам Лист навестить отца. Молодые люди познакомились и в январе 1811 поженились. Уже в октябре у них родился сын, ставший их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц , хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Уроки музыки маленького Ференца

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам рано начал учить сына музыке, давая ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. После трехлетних занятий, Ференц в восемь лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьезная школа, отец везет его в Вену. Здесь с 1821 года Лист занимался игрой на фортепиано у Карла Черни. Он согласился учить мальчика безвозмездно.

Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж и Лондон

Зимой 1823 года Листы перебираются в столицу Франции. Отец молодого дарования надеялся на поступление сына в консерваторию. Однако туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как Ференц играл во дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

Однажды он играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа в Итальянском оперном театре. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть, свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: “…маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел”.

Этот триумф окончательно закрепил за Листом славу нового . Его музыкальную карьеру в Париже можно было считать обеспеченной. У Паэра возникла мысль ошеломить Париж: его 12-летний ученик напишет оперу. Работа над ней прервалась поездкой в Англию, куда Листов пригласил друг семьи, фабрикант роялей – Эрар. У него в Лондоне был филиал фабрики, и он хотел, чтобы Ференц опробовал новые инструменты.

Лондон оказал парижской знаменитости теплый прием. К нему отнеслись здесь не просто как к баловню салонов, а как к истинному артисту, настоящему маэстро. После нескольких выступлений Ференц вернулся в Париж, чтобы закончить оперу. Сдав ее, Ференц отправился во второе концертное турне в Англию и на юг Франции.

Как же без любви

Немалую роль в творчестве Ференца сыграло его путешествие с по Швейцарии и Италии, предпринятое во второй половине 1830-х годов. Эта Диана парижских салонов сразу пленила Листа. Она во имя любви отказывается от семьи, дома и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине. В декабре 1835 года у них рождается первый ребенок – дочь Бландина. Через несколько лет они расстались. Но в то время счастье взаимной любви, яркие впечатления от природы, знакомство с шедеврами искусства – все это, очевидно, с особой силой заставило Листа ощутить в себе не виртуоза, а прежде всего художника. Он много размышляет об искусстве и делится мыслями со своими друзьями в форме открытых писем (“Путевые письма бакалавра музыки”), публиковавшихся в одной из парижских музыкальных газет.

Ненасытный голод

Жажда творчества обуревает Листа . Но его друзья ошибаются, думая, что, перестав быть исключительно пианистом-виртуозом, Лист начнет писать симфонии и оперы. Лист пишет одну за другой фортепианные пьесы, пишет под впечатлением увиденного, услышанного, прочитанного, под влиянием лирических и философских размышлений. Так, параллельно “Путевым письмам” рождается цикл “Альбом путешественника”, превращенный более поздней редакцией в знаменитое и единственное в своем роде собрание программных фортепианных пьес . Замысел романтичен. Лист стремится запечатлеть картины природы и все то, что его захватывает в его путешествии, привнося в свое творчество значительную долю романтического лиризма. В окончательном виде пьесы, созданные во время “странствий”, группируются в две тетради с подзаголовками: “Швейцария” и “Италия”.

Фортепианная игра Листа и его творчество не могли не мешать друг другу, так как требовали огромной затраты сил и времени. Творческое уединение середины 1830-х годов сменилось гастролями. Лист объехал за десять лет (1837-1847 годы) всю Европу. Только в Россию Лист приезжал трижды. Своеобразные творческие контакты возникли у него с четырьмя русскими композиторами – Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым. Из всех великих западноевропейских музыкантов XIX века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как. Он был уверен в блестящем ее будущем.

Конец гастролей Ференца Листа

После очередной поездки в Россию в 1847 году Лист наконец прервал свою карьеру концертного пианиста, чтобы всецело отдаться творчеству. Композитор взял реванш у исполнителя… В дальнейшем Лист не отказывался вовсе от выступлений, но они происходили от случая к случаю и уже никогда не носили систематического характера. Период 1848-1861 годов – веймарский – самый яркий, самый плодотворный в творчестве Листа . В это время он осуществляет многие крупные замыслы. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра и несколько реже – концертного дирижера.

Между тем жизнь дарила не только радости. Лист восхищался творчеством Вагнера. Однако как пропагандист музыки Вагнера он оказался не столь удачлив, как творец собственных произведений. Кроме “Лоэнгрина” он так и не смог добиться постановок других опер друга. Все чаще при дворе задевают его самолюбие, выказывая неуважение к его возлюбленной – княгине Каролине Витгенштейн, которую он полюбил еще будучи совсем молодым.

После отъезда из Веймара на Листа обрушиваются новые беды. Не успел еще залечить раны, нанесенные ему в городе, который он пытался превратить в Афины новой музыки, а судьба уже готовила новые тяжелые удары. Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь.

Не судьба

Каролина после неустанных хлопот в столице католической церкви, длившихся более полутора лет, получила, наконец, согласие папы римского на расторжение брака с князем Витгенштейном. Каролина хотела, чтобы венчание их состоялось в Вечном городе. Все было готово к предстоящему бракосочетанию. Оно должно было произойти на второй день после приезда Листа , 22 октября 1861 года, в день его пятидесятилетия. Но накануне, поздно вечером, княгине сообщили, что по велению папы дело о ее разводе вновь откладывается на неопределенный срок. Это был страшный удар. В течение четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все возможное, чтобы получить право на брак, на нормальную семейную жизнь, защищенную от косых взглядов, осуждения светского общества.

Фанатично религиозная, склонная к мистицизму Каролина решает, что ей не предназначено судьбой быть счастливой в этом мире. Она полностью отдается изучению богословия, отказываясь от личного счастья. Затворница по собственной воле, она в течение долгих лет не покидает своей римской квартиры, где работает с утра до ночи над богословскими трактатами, при наглухо закрытых окнах и ставнях, при свете свечей. По вечерам ее навещают Лист и близкие друзья.

Лист устал от вечных неудач и разочарований. Он душевно надломлен смертью горячо любимого сына Даниэля, умершего от скоротечной чахотки. Композитор очень медленно возвращается к творчеству, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию “Легенда о святой Елизавете”. Его настигает новый удар судьбы – умирает его старшая дочь Бландина.

Римская церковь оказывает ему все большее внимание. В Ватикане в торжественные дни исполняются его “Папский гимн” в переложении для органа. Листа уговаривают посвятить себя церкви. 25 апреля 1865 года Лист принимает малый постриг и поселяется в Ватикане. Решение Листа вызывает недоумение и испуг друзей, злобные выпады врагов. Впрочем, эта власть церкви над Листом была весьма относительной. Композитор не отошел от своих друзей-вольнодумцев, горячо сочувствовал гарибальдийскому движению и, не стесняясь, позволял себе самые свободолюбивые высказывания.

Одиночество в море любви

Не прекращается и творческая деятельность композитора. Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие впечатления от пребывания в Италии Листа-аббата, Листа – умудренного годами мастера, составили третью тетрадь цикла . И снова в неустанных трудах протекает жизнь Листа . Для своего возраста он исключительно живой и подвижный. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним спешат его ученики. Неугомонный музыкант выступает во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся “листовские недели”, программы которых состоят из его симфонических и фортепианных произведений. Часто его можно увидеть на эстраде вместе со своими учениками.

Идут годы, и хотя Лист больше чем когда-либо окружен учениками и поклонниками, он все больше начинает испытывать щемящее чувство одиночества. Многих его сверстников – друзей и врагов – уже нет. Двое его детей умерли, а дочь Козима бесконечно далека от него; подруга жизни – единственная опора на склоне лет – ушла в религию, и он остался один в бурном жизненном водовороте. Он борется изо всех сил, старается сохранить свое жизнеутверждающее кредо, но течение уносит его.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. Между тем здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение, беспокоит сердце. Из-за отеков ног временами он передвигается лишь с посторонней помощью. Ночью 1886 года он скончался. Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Ференц Лист (1811-1886) – венгерский музыкант, великий виртуоз-пианист ХIХ века, дирижёр и композитор, педагог и публицист, считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в музыке. Он основал Веймарскую музыкальную школу. Им написано 647 музыкальных произведений, а также работы по литературе – книги о музыкальном наследии венгерских цыган и о великом композиторе Шопене.

Детство

Ференц появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городе Доборьян.
Мама будущего музыканта, Анна-Мария (девичья фамилия Лаггер), родилась в Кремсе-на-Дунае. Её отец занимался пекарным производством, умер он очень рано, когда дочке было всего лишь 9 лет. Осиротевшая девочка переехала в Вену, где поступила на работу в качестве горничной. Ближе к 20 годам Анна-Мария уехала к брату в город Маттерсбург. В 1810 году в этом городе оказался и Адам Лист, приехавший навесить папу. Молодые люди встретились, а уже в начале 1811 года стали мужем и женой.

Папа музыканта, Георг Адам Лист, состоял на службе у князя Эстерхази в должности надсмотрщика за поголовьем овец. Эта работа считалась ответственной и почётной, потому что в княжеской семье овечьи стада были главным богатством. Семья Эстерхази очень почитала искусство. В княжеском оркестре, которым руководил Йозеф Гайдн, до 14 лет занимался и Адам, он был виолончелистом. Отец прожил недолгую жизнь, всего 50 лет, но всегда он сохранял любовь к музыке, что и передалось по наследству его единственному сыну Ференцу. Куда бы ни забрасывала судьба Адама Листа (в Айзенштадт или Райдинг), в свободные часы от работы он обязательно участвовал в местных оркестрах, благодаря чему знакомился со многими приезжими знаменитыми музыкантами, например, с Бетховеном.

Формирование Ференца Листа в музыкальном направлении принадлежит исключительно его отцу. Он сам с ранних лет стал обучать своего ребёнка музыке.

Пению Ференц обучался в церковном хоре, а местный органист давал мальчику уроки игры на музыкальном инструменте.

Когда Ференцу Листу было 8 лет, состоялось его первое публичное выступление. Отец часто организовывал ему концерты в знатных вельможных домах, где ребёнок музицировал на рояле, чем вызывал у публики положительные эмоции.

Обучение музыке

Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.

Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.

Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.

В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.

Париж

Чтобы заработать денег на проживание во Франции и еду, Ференцу нужно было постоянно выступать с концертами. Так в столь юном возрасте вместо учёбы мальчику пришлось заняться профессиональной деятельностью.

К этому периоду относятся первые музыкальные сочинения Листа, в большей степени это были этюды для его концертного репертуара. Уже в 14-летнем возрасте он написал первую оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которую в 1825 году даже поставили в Гранд-опере.

В 1827 году скончался отец композитора. Лист крайне тяжело пережил эту потерю, около трёх лет он не мог выбраться из подавленного состояния, у юноши часто стало проявляться мистическое настроение, которое прежде наблюдалось очень редко. В связи с этими событиями Ференц пропал из парижской жизни, да так, что в одной из газет даже написали на него некролог.

Вернулся он к жизни во время французского восстания в 1830 году. События вокруг бурлили, все призывали к справедливости, у Листа даже появилась идея написать «Революционную симфонию». Ференц начал активно концертировать, сошёлся с другими музыкантами (Берлиозом и Паганини) и литераторами (Гюго, Жорж Санд, Дюма, Мюссе), снова принялся за оттачивание своего исполнительского совершенства.

В 1835 году Ференц занялся педагогической и литературной деятельностью. Были изданы его публикации о Шумане и о социальном статусе французских артистов.

Путешествие по Европе

В 1835 году Лист уехал в Швейцарию, где занялся преподавательской деятельностью в Женевской консерватории. Редко он ездил с концертами в Париж, но там уже появились другие виртуозные гении, и выступления Ференца не пользовались прежней популярностью.

В Женеве композитор продолжал писать музыку (там появились его пьесы, которые потом вошли в сборник «Годами странствий») и литературно-публицистические статьи.

В 1837 году Ференц отправился путешествовать в Италию, он ездил по городам, писал очерки о местной музыке, посылал их потом на публикацию в журналы Парижа. Здесь состоялось его первое сольное выступление, которое прошло без участия других музыкантов.

В течение десяти лет Ференц Лист объехал с концертами почти все европейские страны, побывал на родине в Венгрии, с 1842 по 1848 годы выступал в Австрии, Испании, Португалии, России, Турции. Это была вершина его концертной и просветительской деятельности.

Веймар

В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.

Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.

Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.

Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.

Последние годы жизни

В 60-х годах ХIХ века Лист уехал в Рим, где принял малый постриг в церковнослужители Римской католической церкви, он исполнял ряд литургических служений в должности аколита. Отныне его стала интересовать только духовная музыка, это отразилось и на его творчестве, в это период он написал:

  • ораторию «Легенда о Святой Елизавете»;
  • реквием;
  • ораторию «Христос»;
  • четыре псалма;
  • венгерскую коронационную мессу.

В 1875 году в Венгрии была создана Высшая школа музыки, Листа избрали её президентом, и он снова начал заниматься преподавательской деятельностью.

Его средняя дочь Казима к тому времени уже была женой знаменитого композитора Вагнера. Когда её муж скончался в 1883 году, в память о нём Казима стала устраивать Байройтские фестивали, где ставились написанные мужем оперы в полном соответствии с композиторским замыслом. На эти мероприятия она всегда приглашала отца. В 1886 году во время очередного фестиваля в Байройте Ференц подхватил простуду. Позже простуда прогрессировала в воспаление лёгких. Самочувствие с каждым днём становилось всё хуже, появились боли в сердце, отекли ноги. Композитор уже не мог двигаться без посторонней помощи.

19 июля 1886 года состоялось его последнее выступление, меньше чем через две недели, 31 июля, музыканта не стало.

Его имя носит венгерская Национальная музыкальная академия в Будапеште и главный международный аэропорт Венгрии.

Его знаменитые «Венгерские рапсодии» спустя сто лет прозвучали в мировом кинематографе – в оскароносных сериях знаменитых мультфильмов «Том и Джерри» и «Багс Бани», а также в музыкальной советской комедии «Весёлые ребята».

Личная жизнь

В начале 30-х годов ХIХ века Жорж Санд познакомила Ференца со своей подругой Мари д’Агу.

Женщина обожала современное искусство, пробовала себя в литературе, сочиняла романы и издавала их под именем Даниель Стерн. Она любила творчество Жорж Санд и постоянно находилась в состоянии романтической влюблённости. Между Ференцом и Мари завязались любовные отношения, в 1835 году она бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию.

Там они жили в отелях Женевы, иногда снимали домик в каком-нибудь живописном местечке. У Ференца и Мари родилось трое детей:

  • в 1835 году дочь Бландина, она вышла замуж за французского политика Эмиля Оливье, скончалась в возрасте 27 лет;
  • в 1837 году дочь Казина, она была замужем за немецким пианистом Гансом Бюловом, во втором браке её супругом стал Рихард Вагнер, прожила 93 года;
  • в 1839 году сын Даниель, юноша подавал очень большие надежды в музыке, к сожалению, им не суждено было сбыться, он скончался в 20-летнем возрасте от туберкулёза.

В скором времени после рождения сына Мари и Ференц расстались.

В 1847 году во время концерта в Киевском университете Святого Владимира Ференц повстречался с княгиней Каролиной Витгенштейн.

Её брак с князем был неудачным, супруги вместе не проживали. Каролина пригласила Листа погостить в подольском имении Воронинцы, откуда через год они уехали вместе в Европу. Соединиться в законную семью у Каролины и Ференца не получалось, потому что её законный супруг не давал развода. Женщина обращалась за помощью к папе римскому и русскому императору.

В течение 14 лет они жили гражданским браком в Веймаре. Хлопоты о разводе забрали столько сил и времени, что, когда он наконец-то был оформлен и можно было узаконить свои отношения с Листом, княгиня наотрез отказалась это делать. Она посчитала недостойными законного брака свои греховные отношения с Листом, с этого момента между ними осталась лишь платоническая любовь, которая выражалась в постоянной переписке.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...