«Жизнь Галилея. Бертольт брехт - жизнь галилея Краткое содержание жизнь галилея

Что такое нравственная ответственность перед собой и обществом? Известный немецкий драматург Бертольд Брехт, публицист и теоретик искусства, поднял связь личности и общества в своём творчестве. Бертольд Брехт родился в Аугсбурге в 1898 году в семье директора фабрики. В 1917 году Бертольд поступил в университет, год спустя был призван в армию, где прослужил несколько лет в качестве санитара госпиталя. Нашёл и аудиторию слушателей - раненых, перед которыми читал свои стихи. Особой популярностью пользовалась "Легенда о мёртвом солдате", за которую пришедшие в 1933 году к власти фашисты лишили Брехта немецкого гражданства. В 1918 году Бертольд Брехт принял участие в немецкой революции, стал членом Аугсбургского Совета солдатских и рабочих депутатов.

В 20-е - 30-е годы Бертольд Брехт - уже известный автор политических пьес оппозиционного содержания, многие из которых представляли инсценировку известных романов мировой литературы. В театре был поставлен роман М. Горького "Мать" в обработке Бертольда Брехта, а также "Бравый солдат Швейк" Я. Гашека. Под влиянием М. Горького были созданы оригинальные пьесы "Мамаша Кураж и её дети", "Винтовки Терасы Карар", историческая драма "Жизнь Галилея".

С приходом Гитлера к власти Брехт эмигрирует, много лет проводит в изгнании. Живёт попеременно во Франции, Дании, Финляндии, Америке. Отъезд из США на родину в 1947 году был ускорен премьерой драмы "Жизнь Галилея", из-за которой сенатская комиссия начала расследование антиамериканской деятельности драматурга. Брехт неоднократно принимал участие в работе Международных конгрессов писателей в защиту мира. Правдивое слово писателя-антифашиста звучало со многих европейских сцен. После окончания второй мировой войны Бертольд Брехт жил в ГДР, основал театр "Берлинер ансамбль", на сцене которого ставилась немецкая и зарубежная классика, вёл активную борьбу за мир.

Бертольд Брехт создал теорию "эпического театра":

1. Эпическая драма предполагает пробуждение интереса зрителя не к исходу
действия, а к ходу его, так как интерес к развязке всегда усиливает эмоциональное восприятие спектакля, а ИНТЕРЕС К ХОДУ ДЕЙСТВИЯ стимулирует
аналитическую позицию зрителя. Вслед за Шиллером Бертольд Брехт осуждает
произведения, в которых человек становится игрушкой страстей, в то время как природа наделила его мыслью и интеллектом.

2. Один из главных приёмов Бертольда Брехта - эффект "отчуждения". Драматург объясняет это так: "Что такое отчуждение? Произвести отчуждение определенного события или характера - это значит лишить это событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и, напротив, - вызвать по его поводу удивление и любопытство".

3.Актеру не нужно перевоплощаться: он должен суметь вынести справедливый суд своему персонажу. Спектакль нужно ставить так, чтобы он воздействовал не только на чувства, а прежде всего на разум зрителя. Желательно активизировать зрителя, который должен не только оценивать, но и действовать...

4. Предметом драматического конфликта должно быть не столкновение отдельных индивидов (пусть трагически великих Лир, Гамлет), а борьба идеологий, различных социальных систем, классов, морали, взглядов на окружающий мир.

В пьесе "Жизнь Галилея" Бертольд Брехт поднял много важных вопросов: гражданский дух ученого, наука и мораль, соотношение понятий *ученый и подвиг*, моральная ответственность ученого перед обществом за открытия и за их использование миром, наука и власть. В пьесе Бертольда Брехта нет прямолинейных ответов на поставленные вопросы. Бруно, Коперник - ученые-герои, а вот поступок Галилея определить трудно. Был ли Галилео Галилей титаном науки? Своим отречением Галилей выиграл время и написал книгу о механике, но в то же время заставил других ученых повременить со своими открытиями, спрятать результаты исследований под сукно. Была ли это капитуляция истины перед властью?! Сам Галилео, потерявший зрение из-за тайной научной работы в лунные ночи, осуждает себя резко и не позволяет пожать руку Андреа Сарти, не принимая его прощения. Объективно же оценивая обстоятельства, в пьесе перед зрителем проясняется такая истина: ученый, оказавшийся бессильным перед лицом церковной реакции, отступил, чтобы найти другой путь войны с инквизицией. Подвиг Галилео Галилея велик, а сама жизнь его - страшный пример всевластия Ватикана. Примечателен тот факт, что драматург, десятилетия спустя после первых постановок пьесы, убрал известный зрителям и читателям финал, чтобы они сами определили историческое значение поступка Галилео Галилея...

Материалы:

1. Затонский Д. Споры о реализме Бертольда Брехта // Затонский Д. Зеркала
искусства: Статьи о современной зарубежной литературе.-М.:Сов. писатель, 1975.

2. Днепров В. Реализм и мораль Б Брехта // Днепров В. Идеи времени и формы
времени. - Л.: Сов. писатель, 1980.

3. Оклянский Ю. М. Осторожная мудрость Галилея: Историческое и биографическое в пьесе Б. Брехта "Жизнь Галилея" // Оклянский Ю.М. Биография и творчество: Портреты. Встречи. Рассказы литературоведа, - М.:
1986.

4. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: Путь и метод. - М.: Наука, 1965.

5. Статьи литературоведов: Е.А. Быковой, Л.К. Оляндэр, Л.П. Смольяновой,

Брехт Бертольд

Жизнь Галилея

Бертольд Брехт

Жизнь Галилея

В сотрудничестве с М. Штеффин

Перевод Л. Копелева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Галилео Галилей.

Андреа Сарти.

Госпожа Сарти, экономка Галилея, мать Андреа.

Людовико Марсили, богатый молодой человек.

Приули, куратор университета в Падуе.

Сагредо, друг Галилея.

Вирджиния, дочь Галилея.

Федерцони, шлифовальщик линз, помощник Галилея.

Советники.

Козимо Медичи, великий герцог Флоренции.

Маршал двора.

Математик.

Пожилая придворная дама.

Молодая придворная дама.

Лакей великого герцога.

Две монахини.

Два солдата.

Толстый прелат.

Двое ученых.

Два монаха.

Два астронома.

Очень тощий монах.

Очень старый кардинал.

Патер Кристофер Клавиус, астроном.

Маленький монах

Кардинал-инквизитор.

Кардинал Барберини - он же затем папа Урбан VIII.

Кардинал Беллармин.

Два монаха, писцы.

Две молодые дамы.

Филиппо Муциус, ученый.

Гаффоне, ректор университета в Пизе.

Уличный певец и его жена,

Ванни, владелец литейной.

Чиновник.

Высокопоставленный чиновник.

Некий субъект.

Крестьянин.

Пограничный страж.

Мужчины, женщины, дети.

Галилео Галилей, учитель математики в Падуе, хочет доказать правильность

нового учения Коперника о строении вселенной

В году тысяча шестьсот девятом

Свет истинного знания

Излился на людей,

Из города Падуи, из скромной хижины,

Исчислил Галилео Галилей,

Что движется Земля, а Солнце неподвижно.

Небогатая рабочая комната Галилея в Падуе. Утро. Мальчик Андреа, сын

экономки, приносит Галилею стакан молока и булочку.

Галилей (умывается; обнажен до пояса, фыркает, весел). Поставь молоко на стол, но не тронь там ни одной книги.

Андрея. Мать говорит, что нужно заплатить молочнику, а то он скоро будет описывать круг вокруг нашего дома, господин Галилей.

Галилей. Нужно говорить: "описывать окружность", Андреа.

Андреа. Как вам угодно. Если мы не заплатим, он и опишет окружность вокруг нас, господин Галилей.

Галилей. А вот судебный исполнитель господин Камбионе идет прямо к нам и при этом избирает... какое он избирает расстояние между двумя точками?

Андреа (ухмыляясь). Кратчайшее.

Галилей. Хорошо! У меня есть кое-что для тебя. Погляди там, за звездными таблицами.

Андреа (вытаскивает из-за таблиц большую деревянную модель солнечной системы. Птолемея). Что это такое?

Галилей. Это астролябия - такая штука, которая изображает, как планеты и звезды движутся вокруг Земли. Так думали в старину.

Андреа. Что значит - так думали?

Галилей. Давай исследуем это. Прежде всего опиши, что видишь.

Андреа. Посередине находится маленький шар...

Галилей. Это Земля.

Андреа. А вокруг него, одно над другим, кольца.

Галилей. Сколько их?

Андреа. Восемь.

Галилей. Это кристаллические сферы.

Андреа. На этих кольцах приделаны шары.

Галилей. Это планеты и звезды.

Андреа. Тут полоски, а на них написаны слова.

Галилей. Какие слова?

Андреа. Названия звезд.

Галилей. Например?

Андреа. Самый нижний шар это Луна, тут так и написано. А над ним Солнце.

Галилей. А теперь двигай Солнце.

Андреа (вращает кольца). Красиво получается. Только вот... Мы так закупорены.

Галилей (вытираясь). Да, и я ощутил то же, когда впервые увидел эту штуку. Некоторые чувствуют это. (Бросает Андреа полотенце и подставляет спину, чтобы тот вытер.) Стены, и кольца, и неподвижность! Две тысячи лет кряду люди верили, что и Солнце и все небесные тела вращаются вокруг нашей Земли. Папа, кардиналы, князья, ученые, капитаны, купцы, торговки рыбой и школьники верили, что неподвижно сидят в этом кристаллическом шаре. Но теперь мы выбираемся из него, Андреа. Потому что старые времена миновали и наступило новое время. Вот уже сто лет, как человечество все как будто ждет чего-то.

В городах тесно и в головах тесно. Есть суеверия, есть и чума. Но теперь говорят: есть, но не будет, не останется. Потому что все движется, друг мой.

Мне хочется думать, что началось все с кораблей. С незапамятных времен корабли все ползали вдоль побережий, но внезапно они покинули берега и вышли в открытое море. На нашем старом материке возник слух: где-то есть новые материки. И с тех пор как наши корабли добираются, до них, на всех материках, смеясь, говорят о том, что великий грозный океан - только Маленький водоем. Возникла великая задача, люди хотят понять причины всего, что есть на свете. Почему камень, если его выпустить из рук, падает, а если подбросить - подымется вверх? Каждый день приносит что-нибудь новое. Даже столетние старцы требуют, чтобы юноши кричали им в уши о новых открытиях.

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Бертольт Брехт «Жизнь Галилея»

Бертольт Брехт (1898-1956) - немецкий драматург и поэт XX в., считается основателем эпического театра («диалектического театра»).

Родился в небольшом баварском городке Аугсбург в зажиточной буржуаВНОй семье. В литературе выступил в 1918 г. В 1920-х сблизился с КПН; работал театральным режиссером. Драмы этих лет отмеченные влиянием экспрессионизма. Брехт разрабатывал теорию «эпического театра», который имел целью воспитание передовой сознания. Исходя из этой теории, Брехт ставил по роману Максима Горького пьесу «Мать» (1932) и др. В 1933-1948 гг. находился в эмиграции. В эти годы написал произведения, направленные против милитаризма и фашизма («Трьохкопійчаний роман», 1934; «Винтовки Тересы Каррар», 1937; пьесы: «Матушка Кураж и ее дети», 1938; «Жизнь Ґалілея», 1939; «Страх и отчаяние в Третьей империи», 1939; «Швейк во второй мировой войне», 1944, и др.). 1949 основал театр «Берлинский ансамбль». Произведения последних лет - стихотворный памфлет «Свобода» и «демократия» (1947), пьеса «Кавказский меловой круг» (1949), сборник «Сто стихотворений. 1918-1950» (1952) и др.

Начиная со второй половины 20-х лет, в творческом развитии Брехта намечается перелом. Он охватывает все уровни его духовной жизни. Он сближается с коммунистическим движением и привлекается к его пропаганды, тем самым повторяя путь многих авангардистов, которые начинали с тотального отрицание старого мира и приходили к утверждению нового тоталитарного режима. В это время художник разрабатывает концепцию новаторской драмы и успешно апробирует ее в ряде пьес. Б. Брехт и Г. Вайгель, что блестяще играла ведущие роли в его драмах, становятся знаменитостями.

1933 г. заставил художника покинуть «коричневую» родину. Начался период эмиграции, который длился долгих пятнадцать лет. Талант опального на родине Брехта находит признание за рубежом. Растет количество его сторонников; его пьесы успешно ставят на сценах Парижа, Амстердама, Копенгагена. Однако даже в уютной Дании он испытывает психологическое давление. Ведь датские нацисты время от времени публикуют списки с именами самых известных эмигрантов, а датская полиция постоянно информирует о них нацистскую службу безопасности и зарубежный отдел гестапо. В первый же месяц своего пребывания в Дании Брехт узнал из газет, что датчане передали немецкой полиции активиста коммунистической партии Германии Функе, хотя и знали, что на родине он сразу же попадет в концлагерь. К тому же, как и другие эмигранты, Брехт был вынужден дать письменное обещание не вступать в какие-либо политической деятельности. Одно слово, в предвоенной Европе он отнюдь не чувствовал себя защищенным и свободным.

Дважды на протяжении 30-х годов Брехт посетил Москву, где как член редколлегии приобщился вместе с Лионом Фейхтвангером в издание немецкого журнала «Дас ворт». Впрочем, несмотря на свою «прокомуністичну» ориентацию, местом своего дальнейшего пребывания он избрал не Советский Союз, а США.

Здесь Брехт продолжает интенсивно работать - и как драматург, и как сценарист, и как режиссер-постановщик. Однако условий для полноценной творческой реализации в Америке он не имел, ведь был здесь малоизвестным драматургом, к тому же - подозрительным через свои симпатии к коммунистическому движению. Некоторое время Он работал для Голливуда, однако так и не вписался в тогдашнюю американскую киноиндустрию, что, пытаясь удовлетворить потребности массовой аудитории, ориентировалась прежде всего на производство сенсационных боевиков. Один из брехтовских сценариев был грубо искажен. Возмущенный драматург разорвал взаимоотношения с фирмой, перекрыв себе пути к участию в других, интересных для него кинопроектах. За шесть лет пребывания в Америке появилось лишь несколько его публикаций в газетах и журналах. Ни одной книги Брехт здесь не выдал.

По завершении войны Брехт переехал в Берлин, надеясь, что в социалистической Германии он будет иметь лучшие возможности для творчества. И действительно, в конце концов он и его жена впервые в жизни получили собственный театр - «Берлинер ансамбль», который быстро завоевал славу новаторского. Впрочем, этот «неортодоксальный марксист» и здесь стремился сохранить независимость от советской власти. Поэтому и не принял немецкого гражданства, а продолжал жить на родине с зарубежным (австрийским) паспортом, готов в любой момент оказаться по ту сторону «желеВНОго занавеса».

В последний период творчества признании Брехта стремительно возрастает: он становится лауреатом национальных и международных премий, его избирают членом Академии искусств бывшей социалистической Германии и президентом немецкого ПЕН-центра; его книги выходят большими тиражами; его драмы приобретают все большую популярность. Однако на фоне интенсивной режиссерской труда резко ухудшается здоровье писателя. Врачи свидетельствуют, что его больное сердце может остановиться в любую минуту. Несмотря на патологическую слабость и мысли о близкой смерти, Он до последних дней работает. 10 августа в 1956 году он еще посещает репетицию в Берлинском ансамбле. Впрочем, плохое самочувствие заставляет его покинуть зал. Еще несколько дней он проводит дома, просматривая свои рукописи. 14 августа Он ушел из жизни.

Брехт хотел создать театр, который бы побуждал зрителя к размышлениям и рассуждениям, а не к співвідчуття. Для этого, он значительно «отдалил» и дезілюзіонував игру актеров, чтобы сделать игру похожей на обычное жизни (Брехт называл это «эффектом очуження»). Актеры имели бы анализировать и синтезировать, то есть, смотреть на роль извне, чтобы, впоследствии, вполне сознательно действовать точно так, как действовал определенный персонаж.

С начала, Брехт дал своей концепции название «эпический театр», но, впоследствии, он предложил использовать название «диалектический театр». Диалектичность театра Брехта заключается в том, что он побуждает к конфликту между развлечением и обучением, должен уничтожать «эмоциональной причастности» у зрителей, достигая, таким образом, «эффекта отдаление».

«Эпический театр» Брехта. 1924 года выдающийся немецкий режиссер Макс Рейнгардт пригласил Брехта драматургом в свой театр в Берлине. А в 1927 году Брехт сближается еще с одним выдающимся театральным деятелем - Эрвином Піскатором, создателем «политического театра». В этом же году Брехт выпустил отдельным сборником свои стихи, написанные в течение десятилетия - «Домашние проповеди». Тогда же драматург создает злободневные сатирические пьесы, из которых самой известной была антивоенная комедия «Человек есть человек» (1926). Б. Брехт считал эту комедию своим первым произведением, написанным с новых идейно - эстетических позиций. В ней впервые отразились его принципы «эпического театра».

Исходным пунктом теории Брехта было противопоставление двух форм театра: 1) «драматического», или «арістотелівського» и 2) «эпического», или «неарістотелівського». Он отмечал, что драматический театр стремится подчинить себе эмоции зрителя, чтобы тот пережил катарсис (очищение) через страх и сострадание, чтобы он сопереживал, волновался, отдался тому, что происходит на сцене, всем существом, потерял ощущение грани между театральным действием и настоящей жизнью, и чувствовал бы себя не зрителем, а лицом, привлеченным к настоящих событий. Эпический театр, по Брехту, напротив, должен апеллировать к разуму и учить, он превращает зрителя на наблюдателя-аналитика, рассказывает о ситуации и проблемы, так что тот сохраняет контроль над своими чувствами, не поддаваясь иллюзии сценического действия, определяет свою принципиальную позицию и принимает решение. Сам Брехт составил сравнительный перечень признаков драматического и эпического театра.

Для осуществления положений «эпического театра» Брехт использует художественный прием, который называет «эффектом очуження» ( V е rfremdungseffekt , или V -эффект). Смысл этого эффекта заключается в том, чтобы представить зрителю хорошо знакомое и обыденное явление странным, непонятным, «чужим», тем, что провоцирует на дискуссию и размышления. Он был призван нарушить автоматизм зрительского восприятия. Брехт объяснял: «Выполнить очуження события или характера означает прежде всего лишить событие или характер всего, что само собой является понятным, знакомым, очевидно, и вызывает по поводу этого события удивление и любопытство». Драматург говорил, что зритель узнает определенный предмет изображения, однако воспринимает его образ как нечто необычное, то есть «очужене». Эффект очуження помогает драматургу, режиссеру, актеру показать те или иные явления не в их привычном виде, а с определенного неожиданной и новой стороны, что заставляет зрителя посмотреть на старые и, казалось бы, хорошо знакомые вещи по-новому, а значит - активнее ими заинтересоваться и глубже постичь. «Смысл техники эффекта очуження, - отмечал Он, - заключается в том, чтобы внушить зрителю аналитическую, критическую позицию относительно изображаемых событий».

Одним из источников брехтівського эффекта очуження был традиционный театр Японии и Китая. Он писал, что «эффект есть очуження старым законом искусства, известным благодаря народным комедиям и практике азиатского театра». Но проявления этого эффекта мы найдем, например, в античной драме и в театре Шекспира, Мольера и Гете, Пушкина и Шоу. «Эффект очуження» - это объективный и универсальный закон искусства, что при разных времен имеет свои проявления. В театре Брехта формы его раВНОобразны. Это знаменитые песни (зонги), которые провозглашаются непосредственно в зал и прямо не связанные с сюжетом пьесы. Это и использование такой древней, известной с античных времен театральной формы, как хор. Это и чередование стихов и прозы, диалога и песни, применение масок и плакатов, изменение оформления при открытой завесе т.д.

Брехт стремится к глубинному обновлению театра, к поискам новых художественных форм. Так, на раннем этапе своего творчества он заинтересовался драмой-притчей как поучительным, дидактическим жанром. Однако притчи был присущ общечеловеческий характер, а ее мораль - универсальная, вневременная. Брехт расширил рамки и возможности притчи. Он переводит ее из общечеловеческого в конкретный социально-политический план. Позаісторичний характер притчи не удовлетворял драматурга, и благодаря этой принципиальной смене акцентов пьеса-притча трансформируется в Брехта в пьесе-параболу. Брехтівським параболам присуще активное вмешательство в настоящем, они направлены на формирование мировоззрения зрителей. К ним относятся такие его произведения, как «Круглоголовые и гостроголові», «Восхождению Артуро Уи можно было помешать», «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой круг» и др.

Вопросом теории «эпического театра» Б. Брехт посвящал многочисленные статьи, трактаты, выступления: «Об опере» (1930), «О экспериментальный театр» (1939), «Малый органон для театра» (1949), «Диалектика в театре» (1953).

Бертольт Брехт под влиянием исторических обстоятельств сделал три редакции этой пьесы, в результате которых полностью изменилась идея произведения и толкования образа выдающегося итальянского ученого XVI-XVII вв. Пьеса «Жизнь Галилея» (1938-1957) была откликом на приход к власти в Германии нацистов, на репрессии, которые происходили в Советском Союзе в 30-х годах, на события Второй мировой войны, на нахождение учеными новых видов оружия против человечества.

В первой редакции (1938-39 гг.) выдающийся ученый предстает не только как деятель науки, но и как борец против насильственной системы инквизиции, борец, стремится продолжить свое дело. Во второй редакции (1945^46 гг.) автор поднимает проблему ответственности ученого за свои открытия; Галилео Галилей изображается как обычный человек, который не хочет жертвовать своей жизнью во имя науки. За его отречение наука была отброшена далеко назад. В третьей редакции (1956 г.) из образа Галилея снят ореол высокой самопожертвования, появляется мотив противопоставления революционных изменений и эволюционного развития общества, поднимается проблема сущности цивилизации.

По жанру «Жизнь Галилея» - философская драма, которая может иметь различные толкования, побудить к просмотру собственной позиции и мировоззрения, ведь писатель подчеркивал, что стремится создавать «полезный театр - полезен всем и каждому».

Действие в произведении происходит в течение 1609-1642 гг. в Италии, что была колыбелью эпохи Возрождения. Образ Галилея стал символом поворота не только в науке, но и в сфере человеческого духа. Его открытие имели большое значение как для науки, так и для пробуждения сознания народа, освобождение его от власти церковных предрассудков и стремление к свободе.

Галилей показан прежде всего как создатель. Подобно Богу, он видел то, о чем другие и не догадывались, открыл не только модель солнечной системы, но и нашел точку опоры, что может превратить весь мир.

В пьесе подчеркивается огромная роль «света знаний», что может преодолеть мрак реальности, изменив жизнь человечества.

Во многих сценах детально показано научная деятельность Галилея, его объяснения своих исследований (наблюдение за движением Солнца, открытие телескопа, создание модели вселенной и т.п.). Эти эпизоды имеют не только научный, но и философский характер. «Я верю в человека, а следовательно, и в ее ум!»- провозглашает ученый. Всей своей жизнью он доказывает, что человек способна творить, то есть собственными силами изменять окружающую действительность. «А где же Бог?» - спрашивает его Сагредо, на что ученый отвечает: «В нас самих или нигде». Главный конфликт пьесы не религиоВНОго, а мировоззренческого плана.

Б. Брехт описывает жизнь Галилея как поэтическую борьбу за победу истины: «Истина - дитя времени, а не авторитета. Наше невежество безгранично. Так уменьшим его хотя бы на чуток! К чему считать себя умниками, если мы должны наконец стать менее глупыми!» - говорит он.

В пьесе показано постепенную эволюцию образа главного героя. Его конфликт с кардиналом и инквизицией обостряется. Кульминацией произведения является суд над Галилеем и отречение им от своего учение 22 июня 1633 года. Церковные колокола возвещают о победе инквизиции.

Когда Галилей, уставший и постаревший, возвращается домой, ученики отрекаются его.

Сцена встречи с учениками Галилея напоминает соответствующие библейские сюжеты о разговоре Христа с апостолом во время Тайной вечери. Подобная ассоциация позволяет автору утвердить мысль, что все выдающиеся личности: и Христос, и Коперник, и Галилей и другие имеют одну общую черту: они до конца идут своим путем, несмотря на отношение окружающих.

Пьеса не случайно называется «Жизнь Галилея». Б. Драматург создает пьесу житійного характера, но не о жизни церковного святого, а о человеке, который защищает священные идеалы - право на знания, свободу, творчество.

Поэтика пьесы отмечается сочетанием научного, социального и морально-философского аспектов. Разговор о творческие открытия постепенно переходят в дискуссию о судьбе человека и общества. Это драма идей. Каждый из героев имеет свое мнение и позицию, создает особую полифонию произведения. Автор предпочитает диалогическом поиска истины.

Большую роль в раскрытии образа главного героя играют его монологи, особенно последний, что воспринимается как его духовное завещание. Речи Галилея полны героического пафоса и одновременно осознание собственной трагедии, преодолеть которую ему помогает ироничное отношение к себе и окружающему миру.

В пьесе сочетается земной, обыденный и высокий, космический план. Лирический подтекст пьесы создают небольшие стихотворные эпиграфы, предшествующие каждой картине.

Финал этой философской драмы остается открытым, что было характерным для «эпического театра» Бертольта Брехта. Нерешенные проблемы философского и морально-этического планов заставляют зрителей задуматься над произведением, определить свою позицию в поставленных автором вопросов.

Владимир Высоцкий о спектакле «Жизнь Галилея»

…И вдруг я сыграл Галилея. Я думаю, что это получилось не вдруг, а вероятно, режиссер долго присматривался, могу я или нет. Но мне кажется, что есть тому две причины. Для Любимова основным является даже не актерское дарование, хотя и актерское дарование тоже. Но больше всего его интересует человеческая личность.

Значит, мы играем без декораций. Но мы с самого начала спектакля как бы договариемся со зрителями, что вот мы сегодня покажем вам таких-то людей, без грима, немножко намекая на костюмы. И зритель принимает эти правила игры. Через пять минут никого уже не смущает, что, например, Галилея я играю без грима, хотя в начале пьесы ему сорок шесть лет, а в конце семьдесят.

А мне, когда я начал репетировать роль Галилея, было двадцать шесть или двадцать семь лет. Я играл со своим лицом, только в костюме. У меня вроде балахона, вроде плаща такая накидка коричневая, очень тяжелая (как в то время были материалы), очень грубый свитер.

И, несмотря на то, что в конце он дряхлый старик, я очень смелу беру яркую характерность в Галилее и играю старика, человека с потухшим глазом совершенно. Его ничего не интересует, такой немножечко в маразме человек. И он медленно двигает руками. И совершенно не нужно гримироваться в связи с этим. Ну, мне так кажется.

Спектакль этот сделан очень своеобразно. У нас в этом спектакле, например, два финала. Первый финал: вот Галилей, который абсолютно не интересуется тем, что произошло, ему совершенно не важно, как в связи с его отречением упала наука.

А второй финал — это Галилей, который прекрасно понимает, что сделал огромную ошибку: он отрекся от своего учения и это отбросило назад науку. Последний монолог я говорю от имени человека зрелого, но абсолютно здорового, который в полном здравии и рассудке и прекрасно понимает, что он натворил.

Любопытная деталь: Брехт этот второй монолог дописал. Дело в том, что пьеса была написана раньше сорок пятого года, а когда была сброшена бомба на Хиросиму, брехт дописал целую страницу: монолог об ответственности ученого за свою работу, за науку, за то, как будет использовано то или иное изобретение.

После этого звучит музыка Шостаковича. Вбегают дети с глобусами и крутят глобусы перед зрителями, как бы символизируя то, что а все-таки Земля вертится. Фраза, которую приписывает молва Галилею, будто он сказал ее перед смертью.

Вот это моя очень серьезная и любимая роль — Галилей в пьесе Брехта .

Спектакль "Жизнь Галилея" по лучшей пьесе Б.Брехта вышел летом 1966 года. Гигантские ворота, закрывающие и открывающие сцену, остроумно и рельефно декорированы картонными ячейками из-под яиц (художник Э.Стенберг). Над зрителем - звезды Большой Медведицы. Мальчишка в школьной форме стреляет из рогатки, пересчитывая звезды. За ним гонится консерватор-монах. Время старых событий сомкнулось с нашим, "догнало" его. Телескопами служат световые пистолеты на штативах. Они реально излучают "свет новых истин". Когда осатанелый от косности чиновников папской церкви Галилео Галилей будет бешено вращать свой "телескоп" в поисках несуществующей небесной тверди, "небесного отца" и т.п. - свет прибора будет чувствительно резать глаза сидящих в партере, как больно режет открытие Галилея дух и уши консерваторов. В левом портале просунуты в дырки головы черных монахов, в правом - хор детей в белых кружевных воротничках. Дети невинно упрашивают взрослых внять просьбам Галилея. Монахи в черном грубо обрывают детские псалмы - таково двоякое сопровождение фабулы Брехта. Композитор спектакля - Д.Шостакович, а музыку к псалмам-зонгам детей и монахов сочиняли "наши собственные" Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. Перевод пьесы Льва Копелева. Стихотворные вставки придуманы Наумом Коржавиным. Покаяние Галилея застает его в центре сцены: "Я отдал свои знания власть имущим, чтобы те употребили их или злоупотребили ими, и человека, который совершил то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей Науки" Но театр возвращает яркий праздничный свет. Площадку заполняют дети. Они яростно раскручивают маленькие глобусы. Земля весело вращается.

Постановка Юрий Любимов
художник Энар Стенберг
переводчик Лев Копелев
Стихи в переводе Давид Самойлов
Музыка из произведений Дмитрий Шостакович
Музыка к стихам Борис Хмельницкий ,
Анатолий Васильев
Балетмейстер Ной Авалиани

Галилео Галилей

Владимир Высоцкий,
Александр Калягин
Андреа Сарти (в молодости) Агария Власова
Андреа Сарти
(в молодости)
Людмила Комаровская,
Валерий Погорельцев
Госпожа Сарти
экономка, мать Андреа
Инна Ульянова,
Марина Полицеймако
Людовико Марсили
богатый молодой человек
Дальвин Щербаков
Приули
куратор университета в Падуе
Вениамин Смехов
Сагредо
друг Галилея
Леонид Буслаев
Вирджиния
дочь Галилея
Елена Корнилова,
Людмила Возиян ,
Таисия Додина
Федерцони
шлифовальщик линз, помощник Галилея
Борис Голдаев
Дож Готлиб Ронинсон
Высокая сеньория Александр Сабинин,
Борис Буткеев ,
А. Хлюпин ,
Юрий Смирнов,
Е. Шумский ,
Эдуард Кошман ,
Н. Хощанов
Высокая сеньора Рамзес Джабраилов
Советник Александр Сабинин,
Владимир Климентьев
Козимо Медичи
великий герцог Флоренции
Зинаида Славина
Маршал двора Готлиб Ронинсон
Теолог Рамзес Джабраилов
Философ Всеволод Соболев
Математик Игорь Петров
1-я придворная дама Татьяна Махова
2-я придворная дама Т. Корунова
Филиппо Муциус
ученый
Арнольд Колокольников
Гаффоне
ректор университета в Пизе
Игорь Петров
Очень тощий монах Рамзес Джабраилов
Очень старый кардинал Готлиб Ронинсон
Патер Кристофер Клавиус
астроном
Юрий Медведев
Маленький монах Валерий Золотухин
Кардинал-инквизитор Э. Арутюнян ,
Арнольд Колокольников
Кардинал Барберини Всеволод Соболев
Кардинал Беллармин Вениамин Смехов
1-й монах, писец Рамзес Джабраилов
2-й монах писец Леонид Буслаев
4 дамы Таисия Додина ,
Т. Корунова ,
Татьяна Лукьянова ,
Нина Шацкая
Уличная труппа Валерий Золотухин,
В. Беляков ,
Юрий Медведев ,
Татьяна Лукьянова ,
Виктория Радунская ,
А. Хлюпин
Ванни
владелец литейной
Юрий Смирнов
Некий субьект Н. Хощанов
Монах-тюремщик Юрий Медведев
Монахи Э. Арутюнян ,
Борис Буткеев ,
В. Беляков ,
Леонид Буслаев ,
Борис Голдаев
Высокопоставленный чиновник Юрий Медведев
Монахи Валерий Золотухин,
Владимир Климентьев ,
Эдуард Кошман ,
Арнольд Колокольников ,
Валерий Погорельцев ,
Игорь Петров ,
Всеволод Соболев,
Юрий Смирнов,
Александр Сабинин,
А. Хлюпин ,
Н. Хощанов ,
Юрий Медведев ,
Е. Шумский

Действующие лица:

Галилео Галилей.

Андреа Сарти.

Госпожа Сарти, экономка Галилея, мать Андреа.

Людовико Марсілі, богатый молодой человек.

Пріулі, куратор университета.

Сагредо, друг Галилея.

Вирджиния, дочь Галилея.

Козимо Медичи, великий герцог Флоренции.

Кардиналы, инквизиторы, ученые, солдаты, монахи и другие.

Галилео Галилей, учитель математики в городе Падуя, хочет доказать что теория Коперника о строении Вселенной действительно верна.

Он говорит, что старые времена кончились и хватит верить в то, что Солнце и Луна вращаются вокруг Земли. Он восторженно рассказывает об этом открытии сыну своей экономки. Госпожа Сарти недовольна этим. Священники обязательно скажут, что это ересь.

Галилей бедный, все деньги он тратит на книги и астрономические приборы. Он соглашается давать частные уроки Людовико, хотя тот не склонен к наукам.

Куратор университета отказывает ученому в повышении жалованья, потому что астрономия - наука, которая вызывает недовольство инквизиции.

Падуя - город торговое. Вот если бы Галилей изобрел что-то полезное для торговцев, ему бы дали хорошие деньги.

Галилей передает Венецианской республике свое изобретение - дальновидную трубу Это вещь полезная для мореплавания, поэтому он получает награду в пятьсот скуди.

Ученый изучает в телескоп небосвод и убеждается, что его... нет. Нет небесной тверди!

Земля - такое же небесное тело, как и Месяц.

Впоследствии выясняется, что в Голландии продают такие же трубы, за которую Галилей получил свою премию.

Куратор разгневанный. Он не хочет слышать о астрономические исследования ученого. Друг Галилея предостерегает его: за исследования Джордано Бруно был сожжен. В небе Галилея нет места для Бога.

Галилей переезжает к Флоренции. Там при дворе герцога он сможет больше времени заниматься наукой. Но во Флоренции царит инквизиция.

Герцог еще мал - ему десять лет. Он приходит к Галилея, чтобы посмотреть в трубу. Андреа Сарти показывает герцогу модель Вселенной, которую создал Галилей. Затем возникает ссора, и герцог сражается с сыном экономки как обычный мальчишка.

Придворные и ученые не верят Галилею, они не хотят смотреть в трубу, не хотят знать истины.

В городе вспыхивает чума. Герцог покидает город, Галилею тоже предложено выехать. Он отправляет свою дочь Вирджинию, малого Андреа, а сам остается, потому что нельзя перевозить книги и приборы. Госпожа Сарти не покидает своего хозяина. Она ходит в город, чтобы купить что-нибудь поесть. Таким образом она заразилась и упала прямо на улице. Ее отвезли в лазарет в монастырь.

Возвращается Андреа. Галилей продолжает учить его своей теории. Мальчик оказывается умнее уважаемых людей, которые не хотят верить в небо без Бога.

Галилей везет свое открытие до Рима. Монахи потешаются из него: «Держите меня! Земля вращается слишком быстро!»

Кардинал очень взволнован. Он уверен, что человек - венец творения. Галилей расшатывает все законы!

Временно учение Галилея было признано, но 5 марта 1616 года инквизиция запретила учение Коперника, на которого опирался Галилей. На первом карнавале после чумы все в масках, только Галилей без маски. Это символ того, что он честный и борется за истину.

Вирджиния и богатый молодой человек Людовико влюблены и собираются обвенчаться. Но Людовико намекает ученому, что его женой не может быть дочь еретика. Галилей не может отречься от своих убеждений даже ради счастья дочери. Людовико отказывается от Вирджинии. Идеи Галилея проникают в народ, они становятся лозунгами бунта против богачей. Кто посягнул на законы Бога, тот посягает и на государственную власть. Галилей вызывает подозрение в инквизиции, он опасный мятежник! Папа Барберини пытается защитить Галилея, потому что тот - великий ученый. Но против инквизиции даже папа бессилен.

Галилею показывают орудия для пыток. Он отрекается от своей теории. Андреа осуждает своего учителя. Он думал, что Галилей никогда не уступит истиной.

Идут годы. Галилей живет в деревне, он уже плохо видит. Науки он не покинул, диктует книгу своему ученику. Но каждую страницу забирают монахи.

Приезжает Андреа, он уже среднего возраста, занимается наукой. Он снова обвиняет Галилея в предательстве. Итальянская наука отстает от науки тех стран, где инквизиция не имеет власти. Ученик Галилея уезжает за границу. Ученые не могут мыслить и жить в Италии!

Галилей передает ему рукопись книги, которую он тайно написал и скрыл от монахов. Он не сдался!

Андреа едет за границу «с истиной в пазухе». Мысли Галилея будут сохранены для потомков.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...