Завершилось строительство нового здания нахимовского училища на пеньковой. Нахимовское училище (Училищный дом Петра Великого) Нахимовское училище архитектор

Нахимовский городок в Петербурге оккупировали строители

Завершается расширение Санкт-Петербургского нахимовского военно-морского училища (НВМУ). Существующее старинное здание проходит реконструкцию, а позади него уже возведен новый корпус. К сожалению, не обошлось без сноса дореволюционных построек.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это училище было основано в июне 1944 года. Оно создавалось для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службы офицерами флота. Примерно в одно время с Ленинградским были сформированы Рижское и Тбилисское нахимовские училища, но просуществовали они недолго. И с середины 1950-х подобного рода учебное заведение в стране осталось одно - в нашем городе. Такое положение сохранялось до 2016 года, когда к НВМУ в качестве филиалов присоединили Владивостокское и Севастопольское президентские кадетские училища.

Учебной базой нахимовцев много лет считался легендарный крейсер «Аврора», пока в середине 1960-х корабль не стал музеем.

Нахимовское располагает несколькими зданиями на Петроградской стороне, главное из которых - училищный дом Петра Великого дореволюционной постройки (памятник архитектуры). Чертежи этого ассиметричного здания со шпилем подготовил архитектор Александр Дмитриев. Нарядный фасад зодчий украсил с использованием мотивов барокко. Стройку хотели приурочить к 200-летию Петербурга - к этой дате в городе собирались возвести сразу несколько новых училищных домов. Но проект, как у нас давно водится, отложили. И в 1909 году здание закладывали уже в честь другого исторического события - 200-летия Полтавской битвы. Строительство продолжалось до 1913 года. После чего внутри расположились классы начальной школы, а также ремесленное училище. Там готовили кадры для коммерческого флота. Революция назначение постройки не изменила: здание продолжало использоваться как школа, пока в 1944 году его не передали нахимовцам.

За время своего существования - а в следующем году НВМУ отметит 75-летний юбилей - училище выпустило тысячи юных моряков. Среди его выпускников знаменитые флотоводцы-адмиралы, Герои Советского Союза и России, известные ученые, конструкторы, инженеры... И все они помнят свою альма-матер.

В последние годы в училище сетовали на нехватку площадей. В 2015 году руководство учебного заведения обратилось в Смольный с просьбой предоставить землю для расширения. В городском правительстве пошли навстречу и выделили участки поблизости - со стороны Пеньковой улицы, на которых стояли два детских сада, построенных в середине XX века, и гаражи.

Символический старт проекту был дан в начале прошлого года, когда на училищном доме впервые после долгого перерыва запустили башенные часы, изготовленные фирмой «Фридрих Винтер» (стояли они потому, что требовали ремонта, а денег ранее все не находилось). На площадку подрядчик - Главное управление обустройства войск - вышел к осени. Пеньковую улицу перекрыли, причем не только для автомобилистов, но и для пешеходов. Отданную под застройку территорию расчистили от построек.

На участке приступили к возведению помпезного шестиэтажного здания в исторической стилистике (близкой к архитектуре классицизма), украшенного колоннами и куполом. Площадь постройки - около 34 тыс. кв. метров, и по размеру она с виду не уступает главному историческому корпусу. К училищному дому новое здание примыкает одной из стен. Градозащитник Дмитрий Литвинов в комментарии «Санкт-Петербургским ведомостям» отмечал, что новостройка претенциозно-величава, она претендует на главенствующую роль и может подавить собой настоящие памятники архитектуры. «На мой взгляд, это некая карикатура на памятники архитектуры Петербурга, и прежде всего на Академию художеств», - считает Литвинов.

По наблюдениям корреспондентов нашей газеты, на сегодня новый корпус уже возведен в конструкциях. Кроме того, в значительной степени выполнены работы по его внешней отделке. Сейчас, когда воспитанники училища (они себя со дня его основания называют «питонами») находятся на каникулах, темпы работ на объекте очень высокие. Одновременно продолжается реконструкция старинного училищного корпуса. Это здание стоит в лесах, его купол частично разобран.

Как рассказали в Министерстве обороны, речь идет о «глубокой реконструкции». Производится замена стен, в том числе несущих конструкций, а также перекрытий. Помещения проходят перепланировку. Специалисты также устанавливают новые инженерные системы.

В военном ведомстве обратили внимание, что училище никогда не имело единой территории, а теперь этот недостаток будет исправлен. После завершения работ НВМУ получит архитектурный ансамбль в форме классического каре с плацем для построений во внутреннем дворе. «Это позволит создать условия для качественного обучения воспитанников, согласно нормам учреждений полного пансиона», - сообщили нашей газете в министерстве.

Необходимо отметить, что для реализации проекта пришлось демонтировать несколько построек. Во-первых, это старая водогрейная котельная. На смену ей будет построена новая, причем расположится эта утилитарная постройка почти на красной линии Пеньковой улицы. Во-вторых, был разобран старинный водозабор (подземный резервуар) с садом на крыше, располагавшийся между старым и строящимся корпусами училища. По всей видимости, он мешал строительству перехода между корпусами.

Были сохранены только гранитные павильоны, относившиеся к этому водозабору. Они выходят на Пеньковую. Военные обещают, что павильоны будут отреставрированы с восстановлением исторического декора. Для этого привлекли реставраторов с опытом работы на других ценных постройках Петербурга, говорят военные. По их словам, будет воссоздан и сад.

Судя по информационному щиту, работы по реконструкции нахимовского городка должны быть завершены к осени.

Добавим, что одновременно достраивают новый спальный корпус для филиала НВМУ в Мурманске, созданного в 2017 году. Там управиться также рассчитывают к началу учебного года.


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Здание Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ретроспективизма, построенное в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно-морское училище.

Идея строительства Училищного дома имени Петра Великого была приурочена к 200-летию Санкт-Петербурга, поэтому изначально здание планировалось не только как учебный комплекс (начальные классы, мужское и женское училища, ремесленное училище, читальня), но и как памятник архитектуры. Для строительства был выбран участок на территории Гагаринского буяна (пенькового склада-пристани) вблизи домика Петра I. Тожественная закладка Училищного дома состоялась в день юбилейных торжеств и в присутствии многих зарубежных гостей.

Однако закладка первого камня еще не означала начала строительных работ. Сперва, в 1905 году, был проведен конкурс проектов, в котором победил архитектор А. И. Дмитриев. В 1908 году этот проект был утвержден и в день уже 200-летнего юбилея Полтавской битвы, в 1909 году, здание было заложено вновь, уже по-настоящему и на новом месте — на берегу Большой Невки. В 1910 году в доме начались первые занятия, но полностью строительные работы были окончены в 1912 году.

Облик Училищного дома был выполнен в архитектурном стиле ретроспективизма, течения, основанного на архитектуре прошлых веков. Поэтому здание многими элементами копирует стилистику петровского барокко — высокий шпиль с корабликом, кровля с переломом, оконные переплеты, двухцветный окрас. По эскизам художника A. H. Бенуа были выполнены скульптурные группы атлантов на фронтоне главного фасада и большие часы-витраж фирмы «Фридрих Винтер». В нише третьего этажа находится бронзовый бюст Петра I, изображенный в богатой императорской горностаевой мантии, с табличкой внизу: «Отцу Отечества. 1703-1903». Фасад, обращенный к Неве, украшает горельеф с богиней Минервой (греческой Афиной) — покровительницей искусств и ремесел, так как в этой части здания размещалось Ремесленное училище.

Интерьеры здания также повторяют стиль петровского барокко, например, Актовый зал украшен панелями из расписных изразцов в стиле XVIII века с рисунками кораблей и морских батальных сцен.

В Училищном доме учился будущий председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин.

После революции 1917 года в здании продолжались размещаться школы, а в 1944 году Городской училищный дом имени Петра Великого передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу.

Туристу на заметку:

Посещение здания Нахимовского военно-морского училища будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — и набережными, памятником 300-летию российского флота, домом «Дворянское гнездо», домом Балтфлота.

На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

À PROPOS

Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

Борис Кириков.

Фотография Юрия Молодковца

По случаю 200-летия Петербурга, в городе была создана специальная юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты. Рассматривая различные идеи, комиссия остановила свой выбор на строительстве Училищного дома имени Петра Великого. Для постройки был выбран участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I. На территории в 1800 кв. саженей планировалось возведение целого комплекса учебных домов.

Однако 16 апреля 1903 года Городская дума отказывает комиссии в отведенном месте из-за слишком высокой стоимости участка (220 рублей за кв. сажень – очень большая сумма для того времени). Было предложено другое место для училищного дома – на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской. Тем не менее, 12 мая Дума все же согласилась предоставить участок на территории Пенькового буяна. По решению городской Думы в дни юбилейных торжеств должно было быть произведено освещение на этом месте. В день 200-летия Санкт-Петербурга были торжественно открыты Троицкий мост и одетая в гранит Петровская набережная. На следующий день состоялась торжественная закладка Училищного дома, на которой присутствовало множество важных гостей, например, мэры французский городов, бургомистры Берлина, Мюнхена, Данцига и Кенигсберга, глава Софии, мэр Бухареста и др.

После празднований 200-летия города был проведен конкурс на строительство Училищного дома. По плану в главном здании должны были располагаться двенадцать классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища и городская бесплатная читальня.

Кроме того, предусматривалось отдельное здание для мужского и женского ремесленного училища по 150 человек. Крупный учебный комплекс должен был стать и училищем и памятником одновременно. В конкурсе проектов, который состоялся в 1905 году, участвовало всего три архитектора: А.И. Дмитриев, А.Л. Лишневский и Н.А. Виташевский. Жюри был выбран проект Александра Ивановича Дмитриева. Под строительство Училищного дома был отдан участок на берегу Большой Невки.

Окончательный проект дома был утвержден Городской Думой только 10 октября 1908 года. Вторую торжественную закладку здания «привязали» уже к другой дате – к 200-летию победы в Полтавской битве. Строительство училищного дома было закончено осенью 1910 года. В работе над проектом Дмитриеву помогал архитектор А.Е. Белогруд, известный по постройке «дома с башнями» на площади Льва Толстого. Занятия в Училищном доме начались уже в ноябре 1910 года. В 1912 году здесь также открылись ремесленные училища. В классах Учебного дома учился будущий известный политический деятель Советского союза А.Н. Косыгин. В 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу. Его воспитанники проходят практику на находящемся рядом крейсере-памятнике «Аврора».

Военные строители начали активное строительство 1 февраля 2018 года. За 181 день возведен новый корпус - 31 441 м2, реконструирован старый - 9696 м2, отреставрированы фасады и кровля исторического здания - 11436, создан «Нахимовский парк» - 1500 м2.

На площадке, расположенной в районе исторического центра Санкт-Петербурга, по улице Пеньковой, дом 3-5, построен многофункциональный корпус Нахимовского Военно-морского училища на 560 человек, общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. Новое шестиэтажное здание училища с небольшим куполом в центре флангами присоединено к старому учебно-казарменному корпусу. Параллельно с основным строительством проведена его глубокая реконструкция: заменены стены и потолочные перекрытия, усилены несущие конструкции, увеличено количество классов, кабинетов и аудиторий, проложены новые инженерные системы.

С момента формирования в 1944 году Нахимовское училище не имело собственной, обособленной территории. Часть занятий нахимовцев проходила в корпусах, находящихся друг от друга на значительном расстоянии.

После реализации проекта легендарная «Нахимовка» впервые в своей истории получила единый архитектурный ансамбль: здание в форме классического каре с плацем для построений и «Нахимовский парк» с открытыми спортивными площадками.

При этом, площадь училища увеличилась в 3 раза до 54 000 м2. Это позволяет создать все условия для качественного обучения воспитанников согласно нормам учреждений полного пансиона. Парк примыкает к внутреннему дворику знаменитого Городского училищного дома Петра Великого, построенного в 1912 году на Петроградской набережной (напротив крейсера «Аврора»). Его передали нахимовцам 74 года назад. Выполнена глубокая реставрация оконных заполнений, фасадов, медной кровли, декоративных элементов дымовых труб и башни флагштока исторического здания - ныне административно-учебного корпуса Нахимовского училища.

Внутри «красных линий» строительной площадки оказалось еще одно историческое инженерное сооружение (1910 года постройки). Резервуар чистой воды (РЧВ) с двумя павильонами на поверхности и подземной емкостью. Два небольших домика - портала наземной части сохранены. Они отреставрированы с восстановлением утраченных декоративных элементов фасадов. Специально для таких «тонких» работ военные строители привлекли опытных реставраторов Санкт-Петербурга. Реставрация павильонов резервуара чистой воды - часть проекта по благоустройству и реконструкции всей улицы Пеньковой (от ул. Мичуринской до Петроградской наб.). Ее обновленный вид будет сочетаться с обликом исторического центра Санкт-Петербурга. На Пеньковой установят 14 фонарей, подобных тем, что на Петроградской набережной, 10 стилизованных скамеек, урны. Как будут жить и учиться нахимовцы В новом многофункциональном корпусе воспитанники каждого курса будут жить на отдельном этаже, в блок-кубриках по 10 человек с уютными комнатами на 2 и 3 спальных места, двумя санузлами, двумя гардеробными и общей гостиной (комнатой отдыха).

Питание организовано в двух столовых: из расчета 560 нахимовцев и 80 преподавателей в одну смену. В каждом зале по две линии раздачи готовой пищи с салат-барами. На 5-ом этаже корпуса размещен спортивный комплекс с 3 залами: гимнастическим, игровым и спортивных единоборств. Закончен ремонт плавательного бассейна и универсального спортивного зала на 1-ом этаже. Площадь внутренней спортивной зоны училища увеличена в четыре раза с 400 до 1 600 м2, а с учетом баскетбольных и футбольных площадок, беговых дорожек и тренажеров на открытом воздухе в семь раз. В ходе ремонта и реконструкции училище оснащено классами информатики, иностранных языков, а также лабораториями физики, химии, биологии с современным оборудованием.

Количество учебных аудиторий возросло с 29 до 43 без учета помещений для преподавателей. Ранее учителя проводили занятия в двух отдельно стоящих зданиях и не имели своих рабочих мест. На первом и втором этажах размещен медицинский пункт со стационаром на 15 коек, физиотерапевтическим и стоматологическим кабинетами. Особой гордостью Нахимовки стал высокотехнологичный культурно-образовательный комплекс, специально спроектированный для моряков в подкупольном пространстве. В нем разместились: интерактивный класс, библиотека и современная цифровая купольная проекционная система сверхвысокого разрешения, для занятий по астрономии, астронавигации и другим естественным наукам. Значительно расширены возможности изучения географии, истории и физики с использованием образовательных фильмов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...