Что почитать ребенку 4 лет. Книги рекомендованы для прочтения детям дошкольного возраста

1. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
2. В. Инбер "Сороконожки"
3. Р. Киплинг "На далекой Амазонке" (пер. С. Маршака)
4. Б. Заходер "Горизонтские острова" (из Я. Бжехвы)
5. С. Маршак "Почта"
6. Н. Крандиевская "Звериная почта"
7. Н. Некрасов "Генерал Топтыгин"
8. А. Пушкин "Конь"
9. Н. Матвеева "Караван"

10. Н. Носов "Автомобиль" и "Метро"
11. Ю. Мориц "Билет на дачу"
12. С. Маршак "Жил человек рассеянный"
13. А. Усачев "Дорожная песня"
14. И. Бродский "Буксир"
15. С. Козлов "Мы пришли сегодня в порт"
16. В. Маяковский "Эта книжечка моя про моря и про маяк"
17. Легенда о Дедале и Икаре ("Мифы Древней Греции")
18. В. Драгунский "Запах неба и махорки"
19. Русская народная сказка "Заюшкина избушка"
20. Английская народная сказка "Три поросенка"
21. Английская народная песня "Дом, который построил Джек" (пер. С. Маршака)
22. Б. Заходер "Мартышкин дом"
23. В. Инбер "Сдается квартира"
24. Н. Носов "Находчивость"
25. В. Драгунский "Двадцать лет под кроватью"
26. К. Чуковский "Федорино горе"
27. Э. Лир "Прогулка верхом" (пер. С. Маршака)
28. А. Гайдар "Голубая чашка"
29. А. - А. Милн "Баллада о королевском бутерброде" (пер. С. Маршака
30. В. Драгунский "Что я люблю", "Что любит Мишка"
31. Н. Носов "Мишкина каша"
32. В. Драгунский "Куриный бульон"
33. Л. Толстой "Три калача и одна баранка
34. С. Маршак "Мороженое"
35. М. Бородицкая "Убежало молоко"
36. В. Орлов "Цветное молоко"
37. В. Одоевский "Мороз Иванович"
38. Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"
39. К. Чуковский "Мойдодыр"
40. Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос
41. С. Маршак "Мяч"
42. Г.-Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
43. Л. Толстой "Филипок"
44. Н. Носов "Живая шляпа"
45. В. Драгунский "Шляпа гроссмейстера"
46. Русская народная сказка "Соломинка, пузырь и лапоть"
47. К. Чуковский "Чудо-дерево"
48. Г.-Х. Андерсен "Новое платье короля"
49. Г.-Х. Андерсен "Штопальная игла
50. К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла"
51. Н. Носов "Заплатка"
52. С. Маршак "Как рубанок сделал рубанок"
53. Л. Толстой "Ученый сын"
54. В. Драгунский "Друг детства"
55. В. Маяковский "Кем быть?"
56. Д. Родари "Какого цвета ремесла?", "Чем пахнут ремесла?" (пер. С. Маршака)
57. В. Драгунский "Третье место в стиле баттерфляй"
58. М. Зощенко "Великие путешественники"
59. Д. Самойлов "Слоненок - турист"
60. В. Маяковский "Что ни страница - то слон, то львица"
61. Б. Пастернак "Карусель"

62. С. Маршак "Как печатали вашу книжку", "Книжка про книжки"

63. И. Крылов "Любопытный"

64. В. Драгунский "Девочка на шаре", "Не хуже вас, цирковых"

65. С. Маршак "В детском театре"

66. А. Барто "В театре"

67. Ю. Владимиров "Оркестр"

68. Братья Гримм "Бременские музыканты"

69. И. Крылов "Квартет"

70. Б. Заходер "Почему деревья не ходят?"
71. Г.-Х. Андерсен "Ромашка", "Цветы маленькой Иды"

72. В. Сутеев "Под грибом"

73. В. Катаев "Дудочка и кувшинчик"

74. Л. Толстой "Старик и яблоня"

75. Русская народная сказка "Вершки и корешки"

76. Н. Носов "Огородники"

77. Э. Хогард "Мафин и его знаменитый кабачок"

78. Русская народная сказка "Колосок"

79. В. Бианки "Как муравьишки домой спешили"

80. И. Крылов "Стрекоза и муравей"
81. К. Россетти "Гусеница" (пер. В. Лунина)

82. Р. Стивенсон "Вересковый мед"

83. Л. Толстой "Как научились бухарцы разводить шелковичных червей"

84. К. Чуковский "Муха-Цокотуха"

85. Г.-Х. Андерсен "Жаба"

86. В. Бианки "Ящерка"

87. Б. Заходер "Суринамская Пипа"

88. Р. Киплинг "Откуда взялись броненосцы?"

89. Л. Толстой "Акула"

90. Б. Заходер "Кит и кот"
91. Э. Успенский "Разноцветная семейка"

92. Р. Киплинг, рассказы из "Книги джунглей"

93. Н. Заболоцкий "Как мыши с котом воевали"

94. Л. Толстой "Пожарные собаки"

95. Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

96. В. Бианки "Кто чем поет"

97. Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок"

98. М. Зощенко "Умная кура"

99. Д. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"

100. М. Горький "Воробьишко"
101. А. Блок "Ворона"

102. И. Толкмакова "Десять птичек - стайка"

103. О. Дриз "Кто где уснул"

104. В. Бианки "Лесные домишки"

105. Е. Шварц "Сказка о потерянном времени"

106. С. Маршак "Двенадцать месяцев"

107. Г.-Х. Андерсен "Снежная королева"

108. К. Бальмонт "Снежинка"

109. Н. Некрасов "Мороз-воевода"

110. А. Островский "Снегурочка"
111. А. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…"

112. Саша Черный "Мчусь, как ветер на коньках…"

113. А. Фет "Мама, глянь-ка из окошка…"

114. Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы"

115. А. Плещеев "Сельская песня"

116. Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной"

117. В. Жуковский "Загадка"

118. Ф. Тютчев "Весенняя гроза"

119. М. Бородицая "Шторм"

120. Г.-Х. Андерсен "Как ветер перепутал вывески"

121. Дж. Родари "Почему на луне есть пятна?"

122. "Прогулки по небу" (атлас созвездий)

123. Легенда о Персее и Андромеде; легенда об Афродите и Адонисе; легенда о Гефесте; легенда о Гермесе ("Мифы Древней Греции").

Взято: http://vk.com/topic-5608057_26170117?post=486543

9 7 571 0

Все знают, что для детей возраста 4-5 лет очень подходит определение «почемучки». Это возраст ненасытной любознательности.

Используйте природную возрастную тягу ребенка к познанию, чтобы зародить не только интерес и любовь к главному источнику знаний и мудрости – книгам, но и потребность постоянно подпитываться от этого источника.

Привить у ребенка любовь к книгам можно. Любите их сами. Читайте ребенку книги перед сном, когда он болеет, когда ему трудно с чем-то справляться, когда устал. Главное – вы не уставайте читать книги. Вы читайте, а ребенок пусть смотрит картинки. Это будет ваше и его любимое время.

Польза чтения

Коэффициент полезности от совместного с ребенком чтения очень велик: польза несоизмеримо высока в соотношении с затратами времени, правда с обязательным условием систематичности этих затрат.

И польза не только в формировании и развитии умственного и эмоционального потенциала ребенка, но и в закладке базовых принципов выстраивании отношений ребенка с обществом в целом, и с различными представителями общества в частности.

На примерах героев книг легче объяснить, что такое добро и зло, плохие и хорошие поступки.

Где вы еще возьмете столько примеров?

Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Ведь они развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.

Книги не должны быть пустыми и, тем более, вредными.


Можно, конечно, ограничиться показом мультфильмов и фильмов, но так вы познакомите ребенка с фантазией режиссера. Через прочтение книг вы проложите дорогу развитию его собственной фантазии, а потом уже предложите сравнить с фантазией режиссера.

Значение сказок

Начинайте приобщать ребенка к чтению с народных сказок. В них четко разделены понятия добра и зла, плохого и хорошего, они не спутаны, а ярко выражены и понятно вырисованы, что соответствует уровню развития сознания детей 3-4 лет.

В народных сказках как бы законсервирована житейская мудрость наших предков, они учат, что добро и зло обязательно получают по заслугам.

Конечно, в жизни все сложнее, зло не так явно проявляет себя, а часто скрывается под личиной добра. Но понимание этого должно приходить вовремя, не торопите время. Не игнорируйте сказки, даже если они вам кажутся несовременными. Они закладывают ребенку азы понятий, на которых базируются основные представления о человеческих чувствах, о принципах выстраивания взаимоотношений между людьми.

Выбирайте сказки с качественной подачей: с красивым художественным переводом и литературной обработкой.

Например, сказки Андерсена без обработки не адаптированы под восприятие современных детей. Его поучительные глубокие сказочные истории без обработки подойдут для старшего возраста детей, если ребенок сам сможет посмотреть на историю сквозь призму современной реальности, и если ему это будет интересно.

Обязательно возьмите на заметку:

Одни из лучших и известных переводчиков детских книг:

  • Корней Чуковский.
  • Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского).
  • Борис Заходер.
  • Самуил Маршак (переводы детской, и не только, поэзии).

Один из самых известных пересказчиков сказок – Алексей Толстой.

Это писатели-классики. Их произведения и переводы относятся к прошлому веку. Но ведь понятия добро и зло тоже можно отнести к классике, они не стареют. Их произведения познакомят ребенка с классическим литературным языком и образным художественным стилем написания.


И помните: книги, как и любые знания, должны соответствовать возрасту.

Народные сказки

Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого.

Их много, самые известные:

  • «По щучьему веленью».
  • «Царевна-лягушка».
  • «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • «Морозко».
  • «Иван царевич и серый волк».
  • «Пузырь, соломинка и лапоть».
  • «Мужик и медведь».
  • «Гуси-лебеди».

Былины о богатырях.

В литературной обработке Александра Афанасьева:

  • «Алеша Попович».
  • «Илья Муромец и змей».
  • «История о славном богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Перышко Финиста ясна сокола».
  • «Покатигорошек».

Также много известных русских народных сказок: и про Елену Прекрасную, и про Кощея Бессмертного, и про Иванушку-дурачка – было пересказано Александром Афанасьевым.


В литературной обработке Ирины Карнауховой:

  • «Вольга Всеславьевич».
  • «Микула Селянинович».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
  • «Как Илья из Мурома Богатырем стал».
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • «Про прекрасную Василису Микулишну».
  • «Святогор-богатырь».

В данной обработке былины поданы простым и доступным для детского восприятия языком.

Сказки народов мира.

  • Сказки славянских народов:
  1. Украинские;
  2. белорусские;
  3. молдавские.
  • Сказки народов севера.
  • Сказки народов востока, самые известные из которых представлены в серии сказок «Тысяча и одна ночь».
  • Скандинавские сказки.

Завершите знакомство с народными сказками просмотром мультфильмов. Например, мультипликационные сказки из цикла «Гора самоцветов» познакомят ребенка с современной интерпретацией не только русских сказок, но и сказок других народов.

Истории в стихах

Стихи легко воспринимаются и записываются в детской памяти. Самые интересные отрывки пробуйте с ребенком учить наизусть.

  • Для детей младшего возраста.

Корней Чуковский. Сказки в стихах:

  1. «Айболит».
  2. «Муха-цокотуха».
  3. «Тараканище».
  4. «Краденое солнце».
  5. «Мойдодыр».
  6. «Федорино горе».

Самуил Маршак. Детские стихи:

  1. «Детки в клетке».
  2. «Вот какой рассеянный».
  3. «Сказка о глупом мышонке».
  4. «Багаж».
  5. «Веселая азбука».
  6. «Веселый счет».
  7. «Урок вежливости».
  8. Английские и шотландские баллады и стихи. Одна из самых известных – «Дом, который построил Джек».


Сергей Михалков. Детские стихи и басни:

  1. «А что у вас?»
  2. «Дядя Степа».
  3. «Как старик корову продавал».

Александр Пушкин. Сказки:

  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. «Сказка о царе Солтане».
  3. «Сказка о золотом петушке».
  4. «Сказка о золотой рыбке».
  5. «Сказка о попе и работнике его Балде».
  6. «У Лукоморья дуб зеленый».

Продлите удовольствие от знакомства с творчеством Пушкина мультипликационными экранизациями этих сказок, и тогда они останутся в памяти ребенка на всю жизнь.

Мировая классика

  • Для детей младшего возраста.

Шарль Перро. Сказки:

  1. «Золушка или хрустальная туфелька».
  2. «Кот в сапогах».
  3. «Спящая красавица».
  4. «Мальчик с пальчик».
  5. «Ослиная шкура».
  6. «Красная шапочка».

Братья Гримм. Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев Гримм:

  1. «Белоснежка и семь гномов».
  2. «Бременские музыканты».
  3. «Храбрый портняжка».
  4. «Госпожа Метелица».
  5. «Король Дроздобород».
  6. «Рапунцель».
  7. «Волк и семеро козлят».
  8. «Горшочек каши».

Ганс Христиан Андерсен. Самые известные сказки:

  1. «Снежная королева».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Дикие лебеди».
  4. «Русалочка».
  5. «Принцесса на горошине».
  6. «Огниво».
  7. «Стойкий оловянный солдатик».
  8. «Свинопас».
  9. «Гадкий утенок».

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» в литературной обработке Алексея Толстого:

  1. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Редьярд Киплинг. Сказки:

  1. «Рикки Тикки Тави».
  2. «Слоненок».
  3. «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  4. «Откуда у носорога шкура».
  5. «Откуда взялись броненосцы».
  6. «Отчего у верблюда горб».
  7. «Откуда у кита такая глотка».


Многие из перечисленных сказок имеют не только мультипликационные экранизации, но и свои киноверсии. Интерес к сказкам мировой классики не пропадает, появляются и современные экранизации, например, довольно новый мультфильм «Рапунцель».

Приключенческие истории

С циклами приключенческих историй начинайте знакомить ребенка ближе к 5 годам, когда уровень восприятия, способность запоминать и анализировать, уже более развиты. С них вы можете начинать учить ребенка самостоятельно читать.

Эти сказочные приключения подарят ребенку длительное путешествие в придуманный мир увлекательных историй из жизни героев.

Некоторые из историй вполне могли бы произойти и в его детском мире, а к каждому герою легко подобрать прототип из окружения ребенка, включая его самого.

За время прочтения всех историй из одного цикла ребенок обязательно привяжется к какому-то полюбившемуся персонажу, которому будет и сопереживать, и радоваться вместе с ним.

Это очень напоминает дружескую привязанность. Ребенок будет хотеть возвращаться в мир приключений любимых героев снова и снова, а это поможет зародиться другому желанию – быстрее освоить самостоятельное чтение (из личного опыта).

  1. Юрье Женевьева. Серия приключений «Жили-были кролики» с очень «живыми» иллюстрациями Лоика Жуанниго. Поэтому подойдет для обучения ребенка самостоятельному чтению.
  2. Эдуард Успенский. Серия приключений «Крокодил Гена и Чебурашка».
  3. Алан Милн. Сказки «Винни Пух и все-все-все» с переводом Бориса Заходера.
  4. Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Джоэль Харрис. Серия приключений Братца Кролика «Сказки дядюшки Римуса» – собранный и литературно обработанный негритянский фольклор.
  6. Редьярд Киплинг. Серия рассказов о Маугли из «Книги джунглей».
  7. Туве Янссон. Серия приключений «Все о мумми-троллях».


Я не буду приводить список книг для обязательного прочтения ребенку 4-х лет. Я хочу описать, как мы читаем, и какие продвижки идут в нашем чтении.

На самом деле, у меня есть много, чего сказать о чтении ребенку и о детских книгах. В нашей домашней детской библиотеке под сотню детских книг (покупаю обычно, исходя из отзывов; у нас много «современных» книг, но есть и классика - переизданные книги из моего детства). Но почему-то руки никак не доходили. И сейчас в итоге все немного подзабылось: в каком возрасте какие книги больше нравились.

Решила не откладывать эту статью, посвященную книгам, которые мы читаем сейчас, в 4 с небольшим года.

Именно в возрасте 4-х лет, по моим ощущениям, ребенок созревает для перехода к другому типу литературы. Он готов воспринимать длинные сюжетные линии и слушать повествование без изобилия картинок.

1. «Зоки и Бада», Ирина и Леонид Тюхтяевы. У нас эта книга с иллюстрациями Жени Кац, но есть и другая - с цветными иллюстрациями от издательства МИФ (ссылка на Лабиринте , в Озоне , на сайте МИФа).

Настолько мне эта книга кажется сейчас «классически-детской», что я удивляюсь, почему я познакомилась с ней только сейчас. Ее подзаголовок - пособие для детей по воспитанию родителей . Бада в этой книге олицетворяет родителей - он любит зоков, заботится о них, но иногда надевает свои рога, чтобы немного припугнуть неугомонных. Зоки - «дикие» сладкоежки, часто неуправляемые, всегда берут то, что хотят, без оглядки на «можно/нельзя», воспринимают жизнь непосредственно и пытаются получить от нее максимум. Ну прямо как дети! Даже содержание книги напоминает распорядок дня в любой семье с малышами: как зоки ели, как зоки умывались, как зоки делали зарядку, как зоки одевались.

Язык повествования очень легкий и приятный. Есть несколько моментов, которые может оценить взрослый, но не сразу оценит 4-х-летний ребенок (игра словами, употребление некоторых фразеологизмов). Но, безусловно, книга эта не на одно прочтение (мы ее уже раз 5 прочитали) и будет расти вместе с ребенком.

Еще от себя добавлю, что кому-то может показаться неуместным вступление (там про папу с детьми, а потом уже повествование полностью идет о зоках). Мне сначала показалось, что дочка воспримет сложно переход между этими двумя сюжетными линиями, но оказалось не так.


Разворот книги «Зоки и Бада» Ирины и Леонида Тюхтяевых с иллюстрациями Жени Кац

Недавно появилось продолжение книги - «Школа Зоков и Бады» , на возраст 6+. Сами мы ее еще не заказывали, на сайте МИФ-а есть возможность купить только аудиоверсию, а мне бы хотелось бумажную. Кстати, вот обложки книг с цветными иллюстрациями.


2. «Сказки», Редьярд Киплинг. У нас именно эта книга (в Лабиринте , в Озоне) с иллюстрациями Роберта Ингпена (перевод - целой группы авторов). Картинки шикарные, не знала, какую страницу сфотографировать для примера, не могла выбрать:)




Опять же, успех этой книги у четырехлетки для меня оказался немного неожиданным. Казалось, что язык сложноватый и много новых слов. Но дочка заслушивалась, просила перечитывать книгу еще и еще. По ходу мы, конечно, разбирали все непонятные слова. Ну и еще, во всех сказках я при чтении меняла «мой милый мальчик» на «моя милая девочка» (все сказки рассказчика с обращениями к мальчику).

3. «Где же ты, моя капуста», Михаил Есеновский (ссылки в Лабиринте , в Озоне). Творчество Михаила Есеновского я открывала вместе с дочкой, до этого была с ним не знакома. И не пожалела, что познакомилась. Книга удивительно легкая, состоит из маленьких рассказиков, связанных в цепочку. Персонажи необычные, но воспринимаются ребенком хорошо (лучше, чем герои некоторых русских народных сказок): Баба Люба, Дыня Таня, редиска Лариса Львовна, Катя-Вася (тот еще фрукт), Укроп Перикл, Подозрительный Помидор и т.д.. Истории порой необычные до абсурда. Но вполне себе гармоничные. И с языком, на мой взгляд, у автора очень хорошо.

Но предполагаю, что кому-то книга может не понравиться. Потому что на любителя. Мы перечитали ее много раз и еще будем перечитывать (и пересматривать).



4. «Невероятная история о гигантской груше», Якоб Мартин Стрид (в Лабиринте , на озоне на момент написания товар закончился). Еще одна книга, о которой не могу не рассказать. Красочная книга-картинка с достаточно длинной историей, понятной четырехлеткам (хотя на книге указан возраст 5+).

Митчо и Себастиан (слоненок и котенок) находят послание в бутылке от своего пропавшего бургомистра. И отправляются вместе с профессором Глюк-Озом на поиски затерянного Таинственного острова, на котором растут гигантские груши. Их ждут встреча с пиратами, драконом, им придется пересечь чернильное море… Но все закончится как всегда очень хорошо!

Формат книги такой, что она на одном дыхании читается, словно комикс. И, конечно, потрясающие иллюстрации - красочные и детальные - придутся по вкусу малышу.

Вот несколько разворотов:





5. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Русская народная сказка в пересказе Алексея Толстого с рисунками Николая Кочергина. Можете найти книжку в Лабиринте .

Обложка книги «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

Реакция дочки на книжку оказалась для меня опять же неожиданностью. Прочитали ее 2 раза подряд, и до сих пор часто возвращаемся (читаем за 2, а то и за 3 вечера - сказка не из коротких). Кроме того, персонажей из сказки Даша использует для ролевых игр: «Давай я буду сватом Наумом, а ты Андреем-стрелком». В общем, книжка эта пошла на ура, так что не могу не упомянуть.

В сказке есть непривычные устаревшие слова, но достаточно было один раз прокомментировать слово и ребенок при следующем чтении уже сам сообщал, что это такое. «Кабацкая теребень», «ширинка» (в значении «полотенце» - сама первый раз слышала), ну и еще парочка, сноски к ним есть в тексте.

Иллюстраций не в избытке, но они есть, и по ним тоже есть, что рассказать. Например, мы долго рассматривали эту картинку:


Поговорили о том, как бывает при царском дворе, кто такие бояре и царские советники, зачем при дворе шуты и почему царь «так плохо поступает».

В общем, очень удачная русская народная сказка попалась!

На сегодня все. Сделала еще фотографий книг, которые мы читали в 3,5 года, так что скоро будет новый обзор.

Для того чтобы ответить на вопрос «что читать ребенку 4 лет» обратим внимание на особенности психического развития детей этого возраста. К 4 годам значительно возрастает познавательная активность малыша. На этом этапе для родителей очень важно не упустить возможность развития ребенка, вовремя заметить проявления интересов малыша, поощрить их. Нередко взрослые недооценивают интеллектуальные способности четырехлетнего ребенка, делая акцент на физическом развитии, но спустя несколько лет начинают активную подготовку к школе. Между тем, слишком интенсивные темпы интеллектуальных занятий не пойдут ребенку на пользу, приведя его нервную систему к истощению, поэтому специалисты рекомендуют плавное, поэтапное развитие дошкольников. В сравнении с 3-летним возрастом, теперь у ребенка эмоциональная сфера считается более развитой – формируются глубокие чувства привязанности, долга, любви, дружбы. Соответственно, выбирать книги для детей 4 лет нужно те, где сюжет подразумевает воспитательную нагрузку, но при этом несложен.

Обычно 4-летний малыш в состоянии фиксировать внимание на одном занятии не более 30 минут, поэтому предпочтительно читать книги, содержание которых либо разбито на небольшие, законченные по смыслу главы, либо короткие рассказы и стихи. Литература для детей 4 лет становится более разнообразной в основном за счет пополнения ее прозой – до этого возраста ребенок с большим удовольствием слушал стихи. Логическое мышление теперь настолько развито, что дети способны решить многие ребусы, любят отгадывать загадки. Если вы ищете книги для детского сада, а не для домашнего использования, отдайте предпочтение специальным произведениям для коллективного чтения – с глубокой моралью, побуждающим ребенка задавать вопросы, обсуждать книгу. Отлично подходят для дошкольных учреждений и развивающие пособия, обучающие навыкам чтения, счета, дающие представление об окружающем мире, формах, цветах и других характеристиках предметов.

Говоря о выборе книг для этого возраста, следует оговориться, что читать в 4 года самостоятельно дети, как правило, еще не умеют, но бывают и исключения. Некоторые малыши уже способны складывать из букв слова и делают это с огромным удовольствием. Выбирая книги для такого ребенка, нужно искать небольшие по объему произведения – короткие, веселые стишки-потешки, забавные рассказы, загадки. Главное правило – ребенку должно быть интересно читать, тогда он будет продолжать этим заниматься. Вы можете ходить в книжный магазин вместе с ребенком, чтобы он мог сам выбрать книги.

Выбирая книги для детей 4 лет, обратите внимание на особенности оформления. Теперь вовсе не обязательно покупать книги с картонными страницами – подойдет обычная типографская бумага. Однако лучше всего отдать предпочтение книгам крупного формата, в твердом переплете, достаточно прочном и надежном. Имейте в виду, что иллюстрации к любимым произведениям надолго запечатлеваются в памяти малыша и вызывают стойкие ассоциации уже в более зрелом возрасте. Поэтому очень важно, чтобы литература для детей 4 лет сопровождалась легко доступными для понимания ребенком иллюстрациями, яркими, красочными образами, без множества мелких деталей, с завершенными линиями. Если картинка больше напоминает абстрактное изображение и даже взрослый не в состоянии однозначно ответить, что именно имел в виду художник, такую книгу покупать не стоит.

Итак, выбирая книги для детей 4 лет, обратите внимание на классические произведения, не теряющие актуальности во все времена:

  • « » А. А. Милн.
  • « », « » А. Линдгрен.
  • « », « » Н. Носов.
  • «Жил человек рассеянный», «Книжка про книжки», «Кем быть?» С. Маршак.
  • « » В. Драгунский.
  • « » К. И. Чуковский.
  • Возможно, более удобным и экономным вариантом окажется приобретение сборников с любимыми детскими произведениями. К примеру, книга « » издательства Махаон, включает небольшие рассказы, на которых выросло не одно поколение.

Не стоит забывать и народные сказки, кстати, не только русские – знакомство с различными культурами расширит кругозор вашего ребенка. Иногда в магазинах можно встретить многотомные издания под названием «Сказки народов мира» - несмотря на скудные иллюстрации, эти произведения будут интересны и полезны ребенку, более того, именно они часто становятся любимыми.

Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет , нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. И если верить педагогам и психологам, то дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Мало того, дети должны уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!» «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?

Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность. Сейчас модно говорить об аморальности и испорченности общества. Для решения подобной проблемы чего только не пытаются предпринять власти, духовные чины, психологи, социологи, педагоги и т.д. По крайней мере об этом говорится в СМИ. На самом деле еще в 19 веке доказано русскими учеными, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы! Изменилась русская образовательная программа на программу Запада, где информативность заняла ведущую роль, а старые добрые традиции русского воспитания и, кстати сказать, перенятые японцами, вычеркнуты напрочь. Посему мы и пожинаем плачевные результаты. Отсюда каждая заботливая мама может сделать соответствующие выводы. Важно, очень важно!!! каждую прочитанную книгу с ребенком обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. А для чего нужно уметь анализировать тексты? Для того, чтобы впоследствии проводить аналогии с реальной жизнью. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 — 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.

В возрасте 4 — 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.

О главном я рассказала, теперь можно приступить к списку литературы для детей 4 — 5 лет .

Для пересказа можно выбрать следующие сказки:

  1. Смоляной бычок
  2. Зимовье зверей
  3. Колосок
  4. Гуси-лебеди
  5. Жихарка
  6. Два жадных медвежонка
  7. Красная шапочка (в пересказе Ш.Перро)
  8. Три поросенка (в пересказе С.Михалкова)
  9. Привередница (в обработке В.Даля)

Для чтения:

  1. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»
  2. К.Чуковский «Айболит и воробей», «Краденое солнце»
  3. С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый»
  4. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  5. Е.Чарушин «Про зайчат»
  6. С.Михалков «Дядя Степа»
  7. З.Александрова «Елочка»
  8. Л.Квитко «Бабушкины руки»
  9. Е.Баратынский «Весна, весна!»
  10. В.Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота»
  11. В.Берестов «Заячий след»
  12. Г.Х.Андерсон «Оле-Лукойе»
  13. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  14. Н.Носов «Живая шляпа»
  15. С.Козлов «Мы пришли сегодня в порт»
  16. А.Усачев «Дорожная песня»

Для заучивания наизусть:

  1. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (любой фрагмент)
  2. К.Чуковский «Муха-цокотуха» (любой фрагмент)
  3. Е.Чарушин «Что за звери» (любой фрагмент)
  4. Е.Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»
  5. С.Маршак «Мяч»

Полезного чтения!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...