Великие пирамиды. Погребальные обычаи и обряды Вопросы и задания

Погребальные ритуалы

Фараоны строили пирамиды, простым же людям приходилось обходиться гробницами попроще. Обычно они состояли из двух частей – подземной и надземной. В подземной части, в специальной камере, устанавливали саркофаг с телом. Потом совершали последние обряды, камеру замуровывали. А над ней сооружали настоящий маленький храм. Обычно он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями, из которых живые могли узнать о добродетелях и деяниях покойного. Порою в таком дворе у маленького водоема ухитрялись выращивать пальмы и сикоморы. Внутри храма на колоннах изображали наиболее характерные эпизоды из жизни усопшего, а в особом зале желающие могли воздать хвалу богам, попросив их быть милостивыми к усопшему. Понятно, что размеры и убранство храма зависели от благосостояния семьи умершего.

Фараоны, конечно, были избавлены от подобных проблем – средств у них было предостаточно.

Главным в захоронении фараона являлся саркофаг. Сохранились рассказы о том, как фараоны еще при жизни посещали мастерские и придирчиво осматривали изготовляемые для их будущих мумий «домы». Но саркофаги у фараонов были не простые. Мумия фараона Двадцать первой династии Псусеннеса, например, уже защищенная золотой маской, лежала в серебряном гробу, повторявшем ее очертания, который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, также похожем на стилизованную мумию. Гранитный саркофаг, в свою очередь, находился в прямоугольном каменном ящике, украшенном изнутри и снаружи изображениями божеств, которые должны были охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны – богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. То есть изображение фараона на саркофаге должно было глазами из черного гранита всю вечность созерцать красоту летящей по небу богини.

Кроме того, глаза были также на стенках саркофагов, чтобы усопший фараон мог видеть происходящее не только в гробнице, но и во всем мире. Также на саркофагах изображались двери, чтобы фараон, при желании, мог выходить из своего вечного убежища и возвращаться в него, когда ему захочется.

В гробницу помещалась различная утварь, которая должна была не только подчеркнуть могущество и богатство владельца саркофага, но и предоставить ему в мире ином всевозможные удобства. В богатейшей гробнице Тутанхамона, например, стояли парадные кровати, ложа для отдыха, колесницы и ладьи, сундуки, кресла, стулья, табуреты, оружие, посохи, ювелирные украшения и даже игральные фигурки, не говоря уже о предметах культа. Также гробницы наполнялись посудой, чтобы умершему было из чего кормить своих потусторонних гостей, и даже зерном, вином и мясом, чтобы тем было что есть.

Кроме саркофага, в погребальную камеру ставили деревянный или каменный ящик с четырьмя сосудами.

В них хранились вынутые при бальзамировании внутренние органы фараона, отданные, соответственно, под защиту четырех богов – Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебех-Сенуфа. Амсет имел человеческую голову, Хапи – голову павиана, Дуамутеф – шакала, а Кебех-Сенуф – голову сокола. И крышки четырех сосудов также делались в форме голов – человека, павиана и т. д. Правда, некоторые властители, например Тутанхамон, сначала приказывали поместить свои органы в маленькие саркофаги из золота и серебра и уже только потом – в сосуды.

А еще в гробницах было обнаружено множество статуэток. Что это значило? Как мы помним, совершившие поровну плохих и хороших дел должны были работать на Осириса. Это значит – возделывать его поля Иалу: пахать, сеять, копать оросительные каналы и так далее. Но как мог делать это человек, который брезговал заниматься чем-либо подобным в своей земной жизни? И выход был найден: вместо покойника эту работу могла исполнять специально положенная в гробницу статуэтка. Вряд ли был в мире народ, который больше верил в то, что материальные земные вещи обладают совершенно чудесными проекциями в царстве небесном. Лицам статуэток придавали сходство с лицом покойника, а, чтобы уж точно не возникло путаницы, на них не только писали имя погребенного, но и перечисляли обязанности, которые статуэтка будет исполнять вместо него в царстве мертвых.

Например, надпись на статуэтке жреца по имени Осирис гласила: «Если Осирис будет учтен, призван, назначен на всякие работы, которые должны быть сделаны там, в некрополе, как делает человек для себя, для плодородия полей, для орошения берегов, для переноски песка с востока на запад и обратно, для удаления сорняков, как делает человек для себя, ты скажешь: „Я сделаю это. Я здесь!“»

Вскоре родилась целая индустрия, и для статуэток стали изготавливать корзины, мотыги, лопаты. Они, кстати, также подписывались именем владельца – видимо, для того, чтобы в загробном мире злые статуэтки не крали у хороших лопаты и прочий инвентарь.

Кого-то озарила и вполне резонная мысль, как еще можно скрасить покойному долгий досуг. Тогда стали изготавливать статуэтки обнаженных женщин. У некоторых усопших таких изображений набирался даже не гарем, а целый полк.

Саму мумию украшали множеством драгоценных оберегов и просто золотых подвесок и бус – богатый человек должен выглядеть богатым всегда. Впрочем, бедные тоже хотели выглядеть достойно, и их украшали имитациями драгоценностей.

После того как подготовка завершалась, и все необходимое для как можно более комфортного путешествия в царство мертвых было приобретено, наступала пора писать завещание и выбирать его исполнителя. Обычно им назначался один из сыновей. Кроме доли в наследстве, он получал и особую его часть, которую мог тратить лишь на поминовение усопшего. Он не имел права делить ее между собственными детьми, а должен был выбрать из них того, кто будет достойно заботиться о памяти деда и регулярно приносить в жертву хлеб, пиво и мясо и уговаривать богов вести себя с покойным хорошо.

Когда же все эти хлопоты завершались, можно было и умирать. Египтяне, как и любой другой народ, весьма плохо отзывались о старости, но стремились все же прожить в этом, пусть и несовершенном, состоянии подольше. Когда же сделать этого не удавалось, и египтянин, как тогда выражались, «отплывал к другому берегу», его близкие погружались в траур. По меньшей мере на семьдесят дней. Они прекращали все свои дела и сидели дома в безмолвной скорби. Когда же было необходимо куда-то выйти, то близкие покойного мазали лицо илом и, идя по улице, беспрестанно били себя руками по голове.

Но выйти из дома все-таки было надо. Не терпело отлагательств одно, главное теперь дело: тело усопшего нужно было передать бальзамировщикам и выбрать способ бальзамирования. Их имелось три.

Бальзамирование «по высшему разряду» заключалось в том, что из головы трупа извлекали мозг, из тела – все внутренние органы, кроме сердца, промывали все это и укладывали в специальные сосуды. Само тело дважды промывали, заполняли благовониями, а затем погружали в раствор натрона (разновидность соды), который в изобилии добывался в Вади Натрон, долине к западу от Фаюма, а также в районе Нехеба.

Через семьдесят дней тело извлекали, снова тщательно промывали и заворачивали в широкие льняные полосы, пропитанные древесными смолами и другими веществами. При этом использовались, как минимум, пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, чтобы покрыть им уши, глаза, нос, рот и разрез, сделанный бальзамировщиком, кассия, корица, «кедровое масло» (добытое на самом деле из можжевельника), хна, ягоды можжевельника, лук, пальмовое вино, древесные опилки, вар и гудрон. Основой всех этих смесей продолжал служить натрон. Некоторые компоненты было невозможно достать в Египте, и их доставляли из-за границы, в частности из Библа.

После таких процедур тело представляло собой скелет, обтянутый кожей, однако легко при этом узнаваемый: все черты покойного сохранялись, вплоть до выражения лица.

Мумию знатного египтянина украшали богато: на нее надевали ожерелья и амулеты, браслеты, наплечники и сандалии. На разрез бальзамировщики клали толстый золотой лист с выгравированными на нем изображениями четырех божеств-хранителей по краям и глаза «уджат» в середине, который обладал свойством залечивать раны. Между ногами мумии клали копию Книги мертвых, а на лицо – маску. Для фараонов и знати такие маски изготавливались из золота, и порою они соединялась с накидкой или воротником из бус золотыми нитями. Для египтян попроще маски делались из полотна и гипса. Затем все это покрывали саваном. Теперь можно было приступать к похоронам.

На пути к гробнице члены семьи усопшего рыдали и горестно заламывали руки. В помощь им нанимались профессиональные плакальщицы, они, вымазав лица илом, рвали на себе одежды и били себя по голове. Люди посолиднее громко вспоминали о добродетелях и добрых делах покойного. Не будь всего этого шума, похороны вполне можно было бы принять за обычное переселение в новый дом: впереди процессии группа служителей несла пирожки и цветы, глиняные кувшины и каменные вазы, ларцы со статуэтками и их орудиями труда. Затем следовала группа с погребальной мебелью и колесницей в разобранном виде. Далее несли личные вещи, затем драгоценности и предметы роскоши, выложив их на блюдах – дабы окружающие могли убедиться в том, что покойный был весьма обеспеченным человеком. Затем следовало замысловатое сооружение, которое тащили две коровы, да еще несколько мужчин подталкивали сзади. Это были сани на полозьях, на санях была установлена ладья со статуями богинь Исиды и Нефтис с обеих сторон, а уже над ладьей возвышался катафалк из деревянных раздвижных рам, занавешенных вышитыми тканями или кожей.

Процессия подходила к Нилу, где уже была готова для переправы целая флотилия: погребальная ладья с загнутыми внутрь носом и кормой в форме зонтиков папируса, на которую и ставился саркофаг. На этой ладье для контроля за движением был только один человек, а все остальные члены процессии загружались на большой корабль, который буксировал ладью через Нил. Вслед за ними двигались еще четыре судна, которые перевозили погребальную утварь.

На другой берег следовали обычно родня и близкие покойного, другие же лишь провожали флотилию пожеланиями умершему лучшей жизни в загробном мире. Причалив к берегу, снимали гроб, вещи, процессия снова выстраивалась в том же порядке и отправлялась к месту упокоения. Часто оно находилось в горах, и вскоре коровы не могли уже тянуть сани, тогда их выпрягали и заменяли близкие покойного. Дальше они могли и просто нести саркофаг на плечах.

У подготовленной гробницы уже стояли столы со всем необходимым для поминальной трапезы: хлеб и кружки с пивом. Жрец совершал магические ритуалы, возвращавшие мумии усопшего способность ходить и смотреть, и в погребальную камеру опускали саркофаг, а также всю погребальную утварь и пищу.

Затем каменщики замуровывали вход, а участники процессии собирались помянуть покойника в тут же установленных беседках. Появлялся музыкант, который восславлял покойного, и скорбящие отправлялись назад в город, нередко уже преисполненные веселья без капли скорби: все необходимые ритуалы были совершены, и оставалось только ждать воскресения мертвых.

Способы бальзамирования для людей попроще были гораздо примитивней: тела не вскрывались, органы не вынимались, бальзамировщик лишь вводил в тело через задний проход маслянистую жидкость со смолой можжевельника. Для бедных смолу можжевельника и вовсе заменяли дешевыми дезинфицирующими средствами. Такую мумию укладывали в гроб и относили в старую заброшенную гробницу, где уже было множество гробов подобных же бедняков. А тела самых бедных и вовсе скидывали в общую могилу, лишь обернув их грубой тканью, и засыпали песком.

Живым теперь требовалось тщательно заботиться об умерших, иначе, согласно той же Книге мертвых, неминуемы были страшные кары. Живые верили, что покойник «предаст их огню фараона в день его гнева… Они опрокинутся в море, которое поглотит их тела. Они не получат почестей, предназначенных праведным людям. Они не смогут есть приношения покойным. Перед ними никто не совершит возлияний свежей водой. Их сыновья не займут их места. Их жен изнасилуют у них на глазах… Они не услышат слов фараона в день его радости… Но если они будут хорошо заботиться о погребениях… они получат все наилучшее…» Книга мертвых обещала: «Амон-Ра, царь богов, пошлет вам долгую жизнь. Царь, правящий в ваше время, вознаградит вас так, как следует вознаградить. Для вас будут умножены должности без конца, которые вы будете получать от сына к сыну и передавать от наследника к наследнику… Они будут погребены в некрополе, достигнув возраста ста десяти лет, и приношения им будут множиться».

Египтяне верили: если про покойника все же забудут, то он, обманув богов, выберется из гробницы и станет преследовать живых, пугая их и насылая на них разные болезни. Впрочем, некоторые покойники могут поступать так не потому, что про них забыли, а просто из-за вредности характера. Но с этим уже ничего не поделать…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. Укажите, в чем различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни. Перечислите признаки государства.

В племени также, как и в государстве существует власть, но она основывается на авторитете. В государстве кроме авторитета власть располагает также аппаратом принуждения, как правило, включая выделенные из остального общества вооружённые силы.

В качестве признаков государства, которые отличают его от догосударственных обществ можно назвать следующие:

Разделение общества на управляемых и управляющих;

Наличие аппарата управления, оформленного в виде специальных институтов;

Наличие аппарата принуждения управляемых;

Наличие вооружённых сил, оформленных в виде особого института;

Наличие судебных институтов;

Замена обычаев и традиций законами.

2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

Первые государства сложились в субтропиках в долинах крупных рек. Эти реки в своё время окружали равнины с большим количеством дичи, потому там кочевало множества племён. Потом климат становился всё более засушливым, что сгоняло людей к самой реке, где оказалось всё население ранее обширных территорий. Угроза голода вынудила людей перейти к земледелию и скотоводству. Но при этом долины рек не были идеальны для земледелия: значительная их часть оставалась заболоченной. Для осушения болот у людей появились ирригационные системы. Постепенно они стали использоваться наоборот для орошения сельскохозяйственных полей. Ирригация требовала организации труда большого количества людей и точных расчётов, знаний. Именно благодаря этому появились первые государства, основанные именно на ирригационном земледелии. Чтобы понять правдивость этой теории, достаточно вспомнить, где зародились древнейшие цивилизации: в междуречьях Тигра и Ефрата (Месопотамская цивилизация), Инда и ныне пересохшей Сарасвати (так называемая Хараппская цивилизация), Янцзы и Хуанхэ (Древнекитайская цивилизация), в долине Нила (Древнеегипетская цивилизация).

3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

Во всех древних цивилизациях были сходные условия ведения хозяйства (ирригационное земледелие), потому во всех них получило распространение одно и то же явление – патриархальное рабство. Во всех этих цивилизациях, включая Древнеегипетскую, рабы считались частью большой семейной группы (патриархального хозяйства) и зачастую выполняли те же работы, что и свободные члены семьи. Становились такими рабами военнопленные, или не сумевшие вовремя расплатиться должники (либо дети таких должников).

5. Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

Когда человек занялся земледелием, он столкнулся с новыми неведомыми для себя проблемами. Раньше лишь длинная череда неудачных охот могла привести к голоду, но урожай земледельца может погубить одно краткое событие, вроде наводнения. Изменилось отношение ко многим явлениям природы. Охотник от многих из них мог просто уйти в более благоприятные места, земледелец же был привязан к своему полю, потому многое действительно стало бедствием. На основании всего этого сложились представления о всесильных грозных божествах, которых нужно молить о милости, которым нужно служить, чтобы эту милость заслужить.

Новые религиозные системы давали новые ответы и на главный вопрос человеческого бытия – о существовании его души после земной жизни. Древнеегипетские представления требовали для этих целей таких сооружений как пирамиды, погребальные храмы и т.д.

Жрецы с одной стороны были посредниками между людьми и этими страшными всесильными богами, они помогали заслужить милость. Но одновременно жрецы накапливали и практические знание, именно они организовывали ирригационные работы, требовавшие точных расчётов.

Благополучие древних цивилизаций держалось на высоких урожаях, которые удавалось получать благодаря ирригационному земледелию. Для того, чтобы ирригационные системы работали слаженно, требовалось единое руководство, сильная власть, которой в идеале никто не должен был противоречить. Именно поэтому правитель считался одним из тех страшных богов – чтобы у него была абсолютная власть, которой никто не смел противоречить.

6. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

Древние египтяне известны, прежде всего, благодаря своей архитектуре, особенной связанной с культом мёртвых. Великие пирамиды, вырубленные в скале гробницы, погребальные храмы до сих пор поражают воображение, даже несмотря на то, что дошли до нас не совсем в первозданном виде.

Также большую роль в истории человечества сыграли их системы письменности (иероглифическая и иератическая), медицина и т. д.

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине , Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э." она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III - II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны - замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну - шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию , подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели - вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать - брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в Bepxней - 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение "красных бровей". Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство - это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества .

Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocудapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

6. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
7 Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
8. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
9 Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
10. Заполните таблицу: Таблица «Новый этап духовной жизни»

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований


Похожая информация.



Считается, что около 4000 архитекторов, художников, каменотёсов и прочих ремесленников выполняли подготовительные работы около 10 лет и только после этого приступили к строительству пирамиды. Согласно Геродоту, 100 000 рабочих, которые сменяли друг друга каждые три месяца, строили пирамиду примерно 20-25 лет. Но цифра в 100 000 рабочих вызывает у современных учёных сомнение. По их расчетам только 8000 человек могли бы спокойно строить пирамиду, не мешая друг другу. Было израсходовано 1600 талантов (по современным расценкам 25-30 млн $). Многие люди хотели принять участие в строительстве пирамиды. Это объясняется тем, что рабочим предоставляли жильё, одежду и платили небольшое жалование. На строительстве работали крестьяне, которые в период разлива Нила были свободны от полевых работ. В каменоломнях на восточном берегу Нила вырубались и обтёсывались огромные глыбы, которые потом по брёвнам тащили к реке. Парусная лодка переправляла рабочих и блок на другой берег Нила. Затем по бревенчатой дороге волоком доставляли эту глыбу на строительную площадку. Тут наступала очередь самой опасной и тяжёлой работы. По наклонному въезду с помощью канатов, блоков и рычагов её укладывали на нужное место с такой точностью, что между блоками нельзя было просунуть лезвие ножа. Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовались связующие вещества. Каждый блок весил более 2 тонн. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки - с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, за исключением погребальных камер, ведущих к ним коридоров и узких вентиляционных шахт, а также разгрузочных камер над так называемой «Камерой Царя». По современным оценкам пирамиду строили в течение примерно 20 лет 20-25 тысяч наемных рабочих, которых щедро кормили, а не рабы, как считалось ранее.
Есть версия, которая достаточно хорошо объясняет, как была построена пирамида и точность подгонки отдельных блоков. Это версия состоит в том что пирамида построена из бетонных блоков, созданных фактически путем постепенной поднятии опалубки и изготовлении блоков сразу на местах - отсюда и такая точность подгонки.
В работах некоторых исследователей как, например, сэра Уильяма Флиндерса Петри «Пирамиды и Храмы Гизы», и в работе Кристофера Данна «Загадка древних египетских машин», а также подтверждёнными фото- и видеосъемками во время экспедиции под руководством Александра Склярова, после внимательного исследования идеально сохранившихся блоков наружной отделки и внутреннего пространства пирамид были найдены следы, которые были интерпретированы ими как машинная обработка камня, что заставило этих исследователей поставить под вопрос авторство и время строительства пирамид.
Со времён античности в пирамиду Хеопса никто не заходил, хотя нисходящий туннель посещался ещё в римские времена, о чём свидетельствуют надписи в подземной камере; описание этой камеры было сделано Страбоном. Первым, кто проник в пирамиду после римлян, был халиф Абу Джафар аль-Мамун (сын Гаруна аль-Рашида) в 832 г., прорубив ход длиной более 17 м (именно через него в наше время туристы попадают внутрь пирамиды). Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя.
Солнечная лодка Хеопса, обнаруженная неподалёку от пирамиды в 1954 г.
Вход в пирамиду находится на высоте 14 метров, на её северной грани. Уже в начале Среднего царства пирамида Хеопса начала привлекать большой интерес. Уже в Сказках папируса Весткар, действие которых отнесено ко времени Хуфу, мы встречаемся с мотивом поиска этим царём «числа тайных покоев бога Тота», необходимого для постройки пирамид. Геродот передаёт рассказы о том, как Хуфу отдал дочь в публичный дом, чтобы добыть средства для постройки пирамиды. У Геродота же мы впервые встречаем распространённое мнение о том, что Хуфу заставил всех египтян работать на строительстве. В действительности же отряд строителей был хоть и велик, но вполне ограничен.
Внутри пирамиды Хеопса находятся две погребальные камеры, расположенные одна над другой.
Строительство первой, самой глубокой камеры («ямы») не было закончено. Она вырублена в скальном известняковом основании. Чтобы попасть в неё, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося (под углом 26,5 градуса) прохода, который затем переходит в горизонтальный коридор длиной около 9 м. Размеры камеры 14?8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м. Посередине камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7?0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком.


От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5 градуса идёт на юг восходящий проход длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи. В своём начале, восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные каменные «пробки», снаружи, из нисходящего прохода, нижняя была замаскирована выпавшим случайно при работах Аль-Мамуна блоком известняка, да так что примерно 3 тысячи лет считалось что в Большой Пирамиде иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры, нет. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки, и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор, а пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что в некоторых местах выше восходящий проход чуть уже пробок, она считает что пробки были вообще установлены в начале строительства и т.о, восходящий проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки хранились в имеющемся пазе Большой Галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.
Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в том месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - т. н. коридорах испытаний к северу от Большой Пирамиды - имеется стык сразу не двух, а трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный колодец. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым.
В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность - в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно.
Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.
Еще одно ответвление от нижней части Большой галереи - узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - «Грот» (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том как строителям удалось точно выйти на Грот.
Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине, идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений непонятного предназначения. Углубление заканчивается т. н. "Большой ступенькой" - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1х2 метра, в конце Большой Галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» - Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ.). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещен пустой гранитный саркофаг.
Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие. Их назначение - распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити, оставленные, вероятно, рабочими.
От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с 17 в., сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены ок. 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 г. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности. Конец южного канала закрыт каменными дверцами, обнаруженными в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II». В 2002 году с помощью новой модификации робота дверца была пробурена, но за ней обнаружилась небольшая полость и ещё одна дверца. Что находится дальше, пока неизвестно.
Обнаружены также несколько подземных сооружений у подножия пирамиды Хеопса. Часть из них вскрыта в разное время. В одном из подземных сооружений в 1954 году археологи нашли самый древний корабль на Земле - деревянную ладью, названную «Солнечной», длиной 43,6 м, разобранную на 1224 части. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса ещё плавала по Нилу. Ладья была найдена в разобранном виде и на данный момент выставлена для демонстрации туристам. Ученые используя новейшие технологии вскрыли некоторые подземные сооружения и в одном из них была найдена ещё одна ладья, доставать её не стали, чтобы не повредить, а саму камеру запечатали.

Пирамиды, как часть погребально-ритульных комплексов фараонов , значительно отличаются от мастаба - гробниц знати. Почему гробница фараона приняла форму правильной пирамиды до сих пор до конца не ясно, хотя по этому поводу высказывались различные догадки. Наиболее вероятным следует считать мнение, рассматривающее пирамиду как поставленные друг на друга мастаба. Именно это объясняет ступенчатое построение древнейших типов пирамид.

Гробница всегда состояла из ряда помещений, повторяющие жилые покои и хозяйственные части жилищ. Исследователи не раз обращали внимание на то, что могилы египтян - это своеобразные кальки их земных жилищ. В этом нет ничего удивительного, поскольку древние собирались продолжать жить уже после смерти. Значит, и все вокруг должно быть таким же, как и при земной жизни. Конечно, для того, чтобы возвести такую гробницу нужно было быть не бедным человеком. Точно также бальзамирование тела требовало немалых средств. Поэтому неимущие слои населения в Древнеим Египте довольствовались в лучшем случае простой ямой, причем, разумеется, труп хоронился без бальзамировался. Вот эту схожесть с земными домами нужно иметь ввиду, рассматривая планировку могил.

Гробницы III-IV династий, так называемые мастаба (арабское слово, которое значит «скамья») представляли собой прямоугольное здание со слегка наклонными стенами и плоской крышей. Сама погребальная камера, очень небольшая по размерам находилась под землей и в нее вел наклонный коридор или вертикальная шахта. К камере примыкали другие помещения мастабы - кладовые и своеобразная капелла для совершения обрядов. Эти помещения часто были друг от друга полностью отделены глухими стенами. Число кладовых и капелл, так же как их размеры, могло быть довольно различным - это зависило от состоятельности покойника и его семьи.


В пирамиде также имелся погребальный покой, куда вели длинные коридоры. До сих пор, правда, неясно предназначено ли было это помещение для реального захоронения. Или оно строилось для чрезвычайно важных с точки зрения древних египтян ритуальных обрядов, а само тело фараона хоронилось совсем в другом месте. Пока ни в одной пирамиде не было найдено ни одного тела фарана, как не найдено их тел и вне приписываемых им пирамидным комплексам. Ряд исследователей, в частности Захи Хавасс, склоняются к тому, что пирамиды никогда не предназначались для реальных похорон, а были частью ритуально-погребальных комплексов, необходимых для ритуалов воскрешения и вознесения фараона на небо.

Тем не менее, пирамиды можно рассматривать как продукт определенной эволюции традиций строительства реальных гробниц. Капелла, превратившаяся в заупокойный храм, устраивалась в специальном здании, сообщавшемся с пирамидой. Пирамиды имели значительную высоту; наибольшая из них, пирамида Хеопса , имела первоначально высоту 146,6 м, теперешняя же ее высота, вследствие обвала и разрушения верхушки - 137 м.

В Среднем царстве появляются два новых типа гробниц. Один представлял комбинацию мастаба и пирамиды. В большинстве случаев это было двухэтажное здание от 4 до 10 м в высоту, выстроенное из кирпича.

Другой тип - это гробницы, высеченные в скале, образцом которых может служить гробница Хнум-хотепа в Бени-Гассане. Фасадом ее служит портик, поддерживаемый двумя канелированными колонками, ее капелла представляет собой прямоугольную залу с четырьмя колонками того же типа. В глубине капеллы, прямо напротив входа - ниша, где находилась статуя покойника.

От Среднего царства дошли до нас также остатки нескольких кирпичных пирамид, значительно меньших и худших, чем те, которые известны от Древнего царства.

В Новом царстве наиболее частым типом является такая гробница, в которой, в целях предохранения от разграбления, погребальные покои располагались под землей, капелла же - на поверхности земли.

Таким образом, можно констатировать, что в Древнем Египте строительство погребальных сооружение прошло длительный путь эволюции. В этом пути было несколько ответвлений. Один из них - это сооружение пирамид, которые при всей, на первый взгляд несхожести с прежними гробницами египтян, восприняли многие традиции погребального зодчества, существовавшие ранее.

В определенном смысле, пирамиды - результат эволюции погребального зодчества в Древнем Египте.


Также интересно будет посмотреть.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...