Урок по эффектной обработке портрета в фотошоп.

(ISO 800 | 300mm | f/5.6 | 1/100) прекрасной девушки Маши была сделана давным-давно и пылилась в архивах, ожидая своего времени:

1. Первым делом я конвертировал её в 16-bit TIFF в Lightroom-е, практически ничего не трогая в настройках (только убрал blacks на 0 и поднял fill light на 20):

2. Полученную «серую» картинку, нарочно сделанную такой слабоконтрастной (для обработки это хорошо, потому что из неконтрастной картинки можно сделать более контрастную, а наоборот будет намного сложнее), загрузил в Photoshop:

3. Сделал копию слоя (Cmd + J) и очистил кожу от мелких дефектов при помощи healing Brush (это очень удобный для этого инструмент, главное следить за тем, чтобы Кисть была с жёсткими краями, без прозрачности и чтобы совпадали фактуры — те, откуда берём и те, куда переносим):

4. Затем я создал новый корректирующий слой (Layer -> New Adjustment Layer -> Curves…) и прилепил к нему маску, чтобы он воздействовал только на скинтона. Саму маску я создал при помощи инструмента Select -> Color Range… А потом дорулил её при помощи простых кисточек: если сделать Alt + клик на маске, то во весь экран будет только маска:

5. После создания маски отредактировал кривую, повысив Контраст кожи:

6. Далее создал ещё один корректирующий слой (опять Layer -> New Adjustment Layer -> Curves…), но кривая уже другая, которая повышает яркость глаз. Соответственно, и маску я уже к ней другую нарисовал, которая позволяла действовать корректирующему слою только на глаза:

Вообще, использование корректирующих слоёв вместе с масками - это очень удобное решение для такой работы. Всегда можно вернуться к настройкам и подкрутить кривые, а так же можно подредактировать маски, ограничив зону воздействия таких слоёв.

7. Следующим шагом я решил увеличить резкость изображения. Для этого я скопировал слой с чистой кожей и обработал его при помощи High Pass:

8. Radius подбирается по вкусу. =:) Чтобы видеть его результат сразу на картинке, надо сразу сложить слой, повышающий резкость, при помощи Soft Light (более слабое воздействие) или Overlay (сильнее, чем Soft Light):

9. Я в High Pass выбрал радиус 5 и сложение слоя при помощи Soft Light:

10. Следующим этапом нужно было несколько высветлить нижние веки. Для этого я создал чистый новый слой, сложил его при помощи Screen:

11. …и нарисовал на этом слое мягкой полупрозрачной кисточкой пару штрихов, высветливших глаза. Цвет я выбирал пипеткой из областей, которые надо высветлить:

12. Затем я создал ещё один новый слой для затемнения ярких областей и положил его уже по Multiply:

13. Принципы работ точно такие же - области закрашиваются мягкой, полупрозрачной кисточкой с цветом той зоны, которую надо «погасить» (берётся пипеткой или при помощи клавиши Alt):

14. Следующим шагом я создал виньетку. Для начала я обычным Polygonal Lasso Tool обозначил ту область, которую я хочу оставить яркой, там где Виньетка не должна действовать. Причём, что удобно - селекцию можно подвигать, после того как «нарисовал» её:

15. Инвертировал селекцию:

16. И при помощи инструмента Refine Edgе…:

17. …размыл селекцию, она стала мягкой:

18. Создал новый чистый слой и залил его по получившейся селекции чёрным цветом:

После этого селекцию можно снять и ластиком стереть те области, затемнение получилось излишним или очень плотным.

19. Полученный слой складываю по Soft Light и получаю аккуратное затемнение по краям картинки:

20. Финальный штрих - небольшой сдвиг теней в синий цвет, для усиления цветового контраста картинки:

В результате получился такой вот портретик:

Портретная ретушь — открываем первое фото.

Хороший портрет, но часто требуется убрать всякие мелкие детали на коже. Не всегда это даже деффекты. Часто, при коммерческой ретуши, клиент требует сделать лицо модели гладким, как на журнальных обложках. Поэтому сейчас мы будем рассматривать несколько полезных инструментов для этого.

Первый это Spot Healing Brush Tool (Инструмент «Точечная восстанавливающая кисть»)


Отличный инструмент для быстрой коррекции мелкой фактуры. В настройках ставьте жёсткость всегда на 100%, фактура правится только с грубыми краями иначе качество ретуши пострадает. Размер подбирайте соответственно неровностям, которые нужно убрать. Удобно в процессе работы просто нажимать на квадратные скобки для изменения диаметра. Режим для такой работы только Normal. И тип Content-Aware. И сейчас я рекомендовал бы создать новый пустой слой.


Если вы будете делать ретушь на имеющимся, то потом не сможете вернуться и что-то подправить, если копируете уже имеющийся слой, то это значительно увеличит размер документа, поэтому удобнее всего работать на новом пустом слое. И проставляем вот эту галочку, так инструмент будет учитывать информацию на всех видимых слоях, а все корректировки будут сохраняться на нашем выбранном слое.

Этим инструментом очень легко пользоваться, вы просто выбираете диаметр, соответствующий неровностям и просто закрашиваете их поверх, а фотошоп сам уже подберёт на изображении поверхность с такой же фактурой, но гладкую, чтобы заменить ей корректируемую.

Но есть случаи, когда автоматические алгоритмы не подходят, либо просто хочется сохранять контроль над ретушью. Для этого будем использовать инструмент HealingBrushTool (Инструмент «Восстанавливающая кисть»).


Принцип его работы практически такой же, с той разницей, что мы сами выбираем область откуда брать чистую фактуру. С зажатой клавишей Alt выбираем откуда будем брать семпл, а потом просто закрашиваем неугодную область.

А фотошоп сам уже подгонит эту область по цвету и яркости под окружение. Именно этим инструментом я всегда пользуюсь когда ретуширую и всем его советую. Только надо помнить, что это исключительно для правки мелких деффектов. Если область большая, то на ней уже применяются совершенно другие техники копирования и подстраивания текстуры по цвету и свету. Практически как коллажирование.

Часто бывает когда неровности, подлежащие правке, располагаются слишком близко к какой-то контрастной области. Тогда инструменты SpotHealingBrush и Healing Brush, в силу особенностей своих алгоритмов, будут давать результат, который нас вряд ли устроит. Чтобы на границах исправленных областей не создавались такие нежелательные цветовые переходы есть ещё один инструмент CloneStampTool (Инструмент «Штамп»).

Все настройки оставляем по умолчанию. А чтобы работать на новом пустом слое надо просто выставить в графе Sample, что брать область мы будем с нынешнего и нижележащего слоя.

Принцип этого инструмента совсем прост. Зажимаем Alt берём образец, который будет служить материалом для корректировки и закрашиваем неугодную нам область. Обратите внимание, что ни яркость ни цвет этой области не меняется, поэтому с этим инструментом надо быть осторожным, чтобы не сделать таких вещей например.


Хорошо, если есть графический планшет и вы можете выставить зависимость непрозрачности мазка от силы нажатия пера. Но если такой возможности нет, то для смягчения эффекта от этого инструмента можно понизить параметр Opacity в его настройках. Но с этим тоже лучше не увлекаться, а то можно получить совсем гладкую фактуру, которая будет сильно выбиваться из общей картины.


Глава 2

Часто у фотографа бывает надобность как-то подкорректировать фигуру или лицо модели. Особенно если он работает в сфере бьюти фотографии. И для этого в фотошопе имеется прекрасный инструмент.

Для начала создаём копию исходного слоя, а потом идём в Filter — Liquify (Фильтр — Пластика).

Перед нами открывается новое окно, в котором мы и будем работать. Слева вы видите панель с иконками разных инструментов, справа их параметры, которые никак не отличаются. Самый первый инструмент Forward WarpTool — это самый основной, который вы будете использовать 90% времени, при работе над правкой фигуры. В параметрах всё просто — выставляем размер кисти соответственно области которую будем править, а нажим кисти лучше поставить на 100%, а где-то 30-40. Это поможет более точно вносить корректировки.

Давайте теперь попробуем немного подправить фигуру. Просто кистью подвигаем неугодные области, придавая им приятную для нас форму. Инструмент работает очень просто — на изображении подвигаются все пикселы, а те, которые на границах корректируемой области, растягиваются.

Работать лучше аккуратно и сильных корректировок не вносить иначе смотреться будет неестественно, и качество работы тоже пострадает. Попутно можно менять размер кисти квадратными скобками. Если вдруг у вас это не получается, то прост переключите раскладку клавиатуры с русской на английскую. Для больших участком ставим диаметр побольше, для маленьких поменьше. Так можно поправить практически любую фигуру. Естественно мы можем не только уменьшать какие-то сильно выступающие части, но и увеличивать.

Старайтесь центр кисти, когда делаете какую-то корректировку, ставить не прямо на границу редактируемой области, а немножко за её пределы. Так легче будет сохранять правильную форму и не надо будет вносить много мелких правок, следовательно качество самого изображения будет максимально сохраняться.

Если вы решите поправить контуры на более мелких участках, то просто выбирайте инструмент ZoomTool, он последний в списке и кликайте на нужную область. Изображение будет увеличиваться. При зажатой клавише Alt будет уменьшаться.

Если мы хотим отменить последнее действие, то здесь работают те же сочетания клавиш — Ctrl+Z отменяет одно действие, а Ctrl+Alt+Z отменяет все остальные.

Следующий инструмент восстанавливает изначальное положение пикселов на картинке. Т.е. если мы уже достаточно исправили и нам не сильно нравится какая-то область, то мы всегда можем вернуться к изначальному её виду, чтобы подкорректировать заново. Просто выбирайте размер кисти соответственно области, а силу давления просто ставьте на ваше усмотрение. Можно поставить небольшую, чтобы точнее регулировать скорость восстановления.

Следующий инструмент стягивает все пиксели к центру кисти. Визуально это выглядит как уменьшение какой-либо области, но не по форме объекта, а просто сферически. Для более правильной работы инструмента лучше выбирать размер кисти больше области, которую собираетесь редактировать.

Этот инструмент действует точно так же как и предыдущий, с той лишь разницей, что он не стягивает пикселы, а раздвигает их, визуально увеличивая редактируемый объект. Так же лучше ставить размеры кисти чуть больше редактируемой области.

Последний инструмент делает какой-то хаос. Я им никогда не пользуюсь и вам не советую, давайте я просто покажу что он творит.

Когда вы закончили редактировать, то просто жмите OK и фотошоп отрисует все изменения на выделенном слое.

Глава 3

Часто при съёмке бьюти портрета не удаётся так причесать и уложить волосы, чтобы они смотрелись идеально гладко.

Да, на каких-то творческих потретах это особо и не требуется, а если это коммерческий заказ или реклама шампуня. Иногда просто клиент хочет выглядеть как на обложке журнала и с растрёпанными волосами его будет очень трудно убедить, что результат соответствует его ожиданиям. Давайте научимся причёсывать наших моделей в фотошопе.

Для начала давайте уберём мелкие волоски с лица. Для этого применяем уже известные на HealingBrushTool и, где инструмент не справляется, там CloneStamp.

Часто я просто беру уже готовую чистую текстуру и копирую на область с волосками. Выделяю нужную область с помощью инструмента лассо, нажимаю Ctrl+C, а затем сразу же Ctrl+V и эта область появляется на новом слое, созданном поверх снимка. Затем я перетаскиваю её на нужное мне место с помощью инструмента MoveTool и делаю края этой области мягкими, чтобы она сочеталась с тем что вокруг неё.

Сделать это можно либо с помощью инструмента EraserTool, выбрав кисть с мягкими краями, либо с помощью маски. Ластиком я не советовал бы стирать, так как это всё же деструктивная операция, а вот маской делать такие манипуляции в самый раз. Создаём маску у этого слоя, берём инструмент BrushTool, выбираем кисть с мягкими краями, или сами в настройках ставим Hardness 0% и по маске аккуратно чёрным цветом закрашиваем границы.

Если эту область нужно подкорректировать по тону, то можно использовать инструмент Levelsс обтравочной маской. Создаём корректирующий слой с уровнями и, зажав Altкликаем между этих слоёв. А теперь вносим наши корректировки.

Теперь настала очередь мелких отдельных волосков по краям причёски. Они удаляются очень легко, обычно все ретушёры используют для этого CloneStamp. Старайтесь ставить размер кисти поменьше и просто аккуратно, беря семпл с области, которая рядом, закрашивать эти волоски. Мы не используем для этого HealingBrush, так как при ретушировании на таком близком расстоянии от края волос у нас обязательно возникнут нежелательные градиенты.

Теперь настала очередь основной массы волос. Мелкие волоски обычно удаляются инструментом CloneStamp. Но если делать это не сильно удобно, то поступим по другому. Просто выделяем те участки волос, которые хорошо расчёсаны, копируем их на новый слой и при помощи трансформации подгоняем под область на которую надо копировать. Нажимаем сочетание клавиш Ctrl+T и вращаем слой.

А теперь давайте изучим новую возможность трансформации — режим Warp. Нажимаем вот на эту иконку и на слое появляется сетка. По этой сетке мы можем легко погнуть область так, чтобы она полностью соответствовала ретушируемому участку.

Когда закончили, нажимаем Ок. Теперь создаём у этого слоя маску и чёрным цветом инструментом BrushTool, предварительно поставив мягкие края у кисти, закрашиваем границы.

Когда мы видим расхождения по тону, то просто инструментом Levels подстраиваем гамму.

Глава 4

Не всегда у ваших моделей идеально белые зубы и часто в любительской фотосъёмке естественное освещение это только подчёркивает. Давайте научимся это исправлять при помощи фотошопа.

На снимке явно не идеально белые зубы.

В целом, в жизни никогда идеального ничего нет, но давайте с вами сделаем всё по максимуму, а потом всегда сможем эффект ослабить. Чтобы зубы выглядели белыми надо просто их обесцветить и в большинстве случаев ещё и осветлить. Поэтому выделяем область зубов любым удобным нам способом. Я пойду можем быть самым не очевидным путём, но для зубов он как раз самый быстрый и точный оказывается. Просто надо их вручную зарисовать. Я просто создам новый слой и на нём кистью с мягкими краями чёрным цветом закрашу эту область.

Этот слой мы сохранять не будем, он нужен только для того, чтобы создать выделение. С зажатой клавишей Ctrl кликаем по слою и создаём выделение. Теперь создаём корректирующий слой Hue/Saturation и, как видите, по нашему выделению у него автоматически создалась маска. Теперь удаляем слой с чёрной покраской, выделив его и нажав Backspace. В Hue/Saturation просто понижаем параметр Saturation.

Но не до тех пор пока зубы станут серыми, иначе это будет смотреться совсем неестественно. Теперь берём инструмент Levelsи либо, зажав клавишу Alt, копируем на него маску со слоя с обесцвечиванием, либо с зажатой клавишей Alt просто кликаем между слоями. Эффект от этих действий будет одинаковый, поступайте как хотите. Здесь корректируем гамму в сторону осветления.

Уже результат вполне приличный. А теперь давайте создадим корректирующий слой ColorBalance и добавим завершающий штрих. В средних и светлых тонах добавим немного холодных цветов.

Если зубы кажутся слишком уж сияющими, то просто объединяем все эти слои в группу, для этого зажимаем Shif tи кликаем на самом верхнем, потом на самом нижнем слое, который надо объединить и нажимаем Ctrl+G. Теперь у этой группы просто понижаем параметр Opacity.

Теперь давайте немного подкорректируем глаза. Перво-наперво на них, как и на коже, есть много нежелательных деталей, которые желательно почистить. Мелкие сосудики легко удаляются с помощью всё тех же HealingBrush либо CloneStamp.

Когда почистили текстуру, то можно немного подправить тон белка. Обычно, если белок светлый, то глаза гораздо больше привлекают внимание. Но тут главное не переусердствовать. Выделяйте область чем угодно, и создаём слой Levels.

Если выделение было создано с жёсткими краями, то лучше в параметрах маски, которые показываются если на неё кликнуть, увеличить параметр Featherдля размытия краёв. Теперь просто двигаем гамму в сторону осветления.

Если требуется вернуть теневые участки (так часто бывает, иначе глаз будет смотреться неестественно), то просто проводим мягкой чёрной кистью по маске, там где должна быть тень.

Теперь настало время радужки. Во-первых желательно усилились блики, так как это самая контрастная область, то она привлечёт наибольшее количество внимания. Выделяем радужку и копируем её на новый слой сочетанием клавиш Ctrl+C, Ctrl+V.

Затем берём инструмент DodgeTool. Находится он на панели инструментов слева, первый в этом списке. Инструменты из этого списка мы рассмотрим более подробно позже, а сейчас всё что нужно знать, то что это этот инструмент позволяет высветлять пикселы на изображении ориентируясь на их тон. Так как мы будем сначала подсвечивать радужку, то в поле Rangeвыбираем Midtones, а параметр Exposureставим не больше 50%. Галочку ProtectTonesлучше всегда проставлять, она позволяет совершать все манипуляции не боясь перенасытить оттенки. Теперь просто делаем пару мазков кистью по радужке. Отлично. Теперь проставляем здесь параметр Hightlights и точно так же усиливаем блики.

Если слишком переусердствовали, то просто убавьте параметр Opacity у слоя.

Глава 5

Чтобы создать эффект “кремовой кожи”, которая так популярна у коммерческих ретушёров, есть много способов. Мы познакомимся с наиболее лёгким и относительно быстрыми. Но их принцип всегда сводится к тому, чтобы кожа везде была более менее одинакового светло кофейного оттенка. Для этого надо как-то покрасить всю поверхность в этот оттенок и тем самым сравнять и сблизить имеющиеся цвета.

Давайте сначала займёмся созданием маски для кожи. Создадим новый корректирующий слой Hue/Saturationи будем корректировать область красного цвета.

Давайте расширим этот диапазон до жёлтого, просто зажав и потянув между двумя нижними слайдерами. Теперь параметр Hue полностью сдвигаем вправо или влево, не важно. Главное чтобы все красные и жёлтые оттенки сильно изменились.

Это нужно чтобы их было легче отделить по цвету, а следовательно легче построить на этом выделение. Теперь ставим уже известный режим наложения Difference. Теперь мы видим практически видим то, какой будет наша маска для кожи. Лезем во вкладку Channels и кликаем с зажатой клавишей Ctrl по каналу RGB, тем самым создавая выделение. Если выскакивает предупреждение, то просто нажимайте Ок.

Оно информирует о том, что мало светлых областей для выделения, но нам это и не нужно. После создаём ещё один слой Hue/Saturation, а предыдущий скрываем, нажимая на иконку глаза, или можно вообще удалить, он нам больше не потребуется. У нового слоя нам надо подкорректировать маску, для этого с зажатой клавишей Alt кликаем по ней и с помощью Levels. Подвигаем на максимально возможное расстояние точку белого, чтобы не создавать отсечки в светах, корректируем гамму, чтобы высветлись средние тона и подвигаем точку чёрного чтобы убрать нежелательное выделение и больше сконцентрировать его на коже.

Теперь когда маска готова мы можем приступать к манипуляциям над цветом кожи. Для начала понизим общую насыщенность двигая ползунок Saturation влево.

После дублируем этот корректирующий слой и сбрасываем у него настройки, кликнув на эту иконку. Теперь идём в красный диапазон и несильно сбрасываем тут насыщенность, а параметр Hue совсем чуть-чуть сдвигаем в правую сторону, чтобы красные оттенки изменились на оранжевые.

При желании можно не делать губы такими бледными, для этого просто по маскам этих корректирующих слоёв проходимся мягкой чёрной кистью по губам и убираем с них коррекцию. А теперь будем тонировать с помощью корректирующего слоя PhotoFilter. Находится он на панели корректирующий слоёв.

В поле Filter можно выбрать различные цветовые фильтры, нас интересуют тёплые. Копируем на этот слой маску кожи с предыдущего. И теперь регулируем параметр Density, который отвечает за силу применения фильтра.

Если отключить эту галочку, то цвет будет накладываться с применением другого алгоритма, при котором яркость будет понижаться, этого нам не надо в данном случае. Теперь объединяем все слои в группу. Кликаем на верхний и с зажатой клавишей Shift кликаем на последний. Нажимаем сочетание клавиш Ctrl+G. А теперь немного понизим параметр Opacity у группы, чтобы наша тонировка смотрелась естественнее.

Давайте теперь локально повысим резкость на глазах и губах нашего портрета. С помощью сочетания клавиш Ctrl+Alt+Shift+Eкопируем наше изображение на новый слой и применим уже известный нам фильтр UnsharpMask. Выставляем параметры, соответственно нашему снимку.

Создаём у этого слоя маску с зажатой клавишей Alt, так маска будет чёрного цвета. Теперь белой кистью с мягкими краями просто проходимся по местам, где надо повысить резкость.

Конечный результат:

Шаг 1
Откройте фотографию девушки в Photoshop. Кликните дважды на фоновом слое, чтобы разблокировать его. Назовите его “woman”. Создайте новый слой (Create New Layer) под слоем фотографии и залейте его чёрным цветом, используя инструмент Заливка (Paint Bucket Tool).



Шаг 2
Этот шаг очень важен, мы будем создавать тени на девушки. Это поможет создать точку фокусировки и определит освещённую область. К слою с девушкой добавьте маску слоя (Layer Mask), выберите инструмент Кисть (Brush Tool) с мягкими краями и непрозрачностью 50%. Чёрным цветом обрисуйте края холста на маске, как показано ниже. Маска скроет пиксели слоя девушки и проявит нижний чёрный слой.



Понизьте непрозрачность кисти до 20-25% и обрисуйте левую сторону лица, руки и плечо. Не беспокойтесь, если сильно обрисуете маску слоя, мы это исправим позже.



Установите цвет заливки на белый и понизьте непрозрачность кисти до 10%. Обрисуйте на маске участки холста, которые были слишком сильно закрашены ранее. Если Вы хотите создать более плавный переход от теней к свету, примените фильтр Размытие по гауссу (Gaussian Blur Filter) к маске.
Чтобы добиться нужного результата у меня ушло 30 минут, хотя это и не очень сложный процесс.



Шаг 3
Так как мы не уменьшили размер фотографии, то все недостатки на лице заметны. Сейчас мы займёмся небольшой ретушью. Выберите инструмент Точечная восстанавливающая кисть (Spot Healing Brush Tool), создайте новый слой (Create New Layer) и в настройках инструмента установите значение Образец со всех слоёв (Sample All Layers). На скриншоте ниже я отметил участки, которые нужно обработать.



Шаг 4
Сейчас мы поработаем над усилением теней и светов девушки. Создайте новый слой (Create New Layer) и залейте его 50% серым цветом (Shift + F5). Установите Режим наложения – Перекрытие (Blending Mode – Overlay). Инструментами Осветлитель (Dodge Tool) и Затемнитель (Burn Tool) обрисуйте слой, как показано ни же.



Результат до и после смены режима наложения:




Шаг 5
Теперь переходим к цветовой коррекции. Создайте корректирующий слой Выборочная коррекция цвета (Layer – Selective Color). Настройте Нейтральные (Neutrals) и Чёрные (Black) тона.



Шаг 6
Для большей эффектности можно создать свечения на цветах обода девушки. Создайте три новых слоя с Режимом наложения – Осветление основы (Blending Mode – Color Dodge). Тёмной кистью обрисуйте отмеченные участки на скриншоте ниже. На слое “Lights 3 Color Dodge” я использовал большую мягкую кисть и кисть зелёного цвета на глазах.



Шаг 7
Общее освещение можно настроить при помощи фильтра Эффекты освещения (Lighting Effects Filter). Сначала нужно объединить все слои в один (Ctrl + Alt + Shift + E) и затем применить фильтр.



Шаг 8
Сейчас создадим световые лучи. Инструментом Многоугольное лассо (Polygonal Lasso Tool) создайте треугольные фигуры на новом слое. Затем примените фильтр Размытие в движении (Motion Blur Filter) несколько раз. Смещение (Distance) зависит от размера фотографии, я использовал значение 999 пикселей. После этого примените фильтр Размытие по гауссу (Gaussian Blur Filter), чтобы сделать световые лучи мягче. Понизьте Непрозрачность (Opacity) слоя до 20-25%.



Шаг 9
Теперь займёмся созданием частиц. Выберите инструмент Кисть (Brush Tool) и перейдите в палитру кистей (F5) и настройте так:

Динамика формы (Shape Dynamics): Колебание размера (Size Jitter) – 90:
Рассеивание (Scattering): Рассеивание (Scatter) – 1000%, Счётчик (Count) – 1
Двойная кисть (Dual Brush): выберите Spatter 14 в качестве второй кисти, можете поэкспериментировать с другими настройками.

Человеческий глаз значительно превосходит любую, даже самую продвинутую фотокамеру. Поэтому цвета и тени, увиденные глазом, сильно отличаются от изображения на камере. Смотря друг на друга, мы не обращаем внимания на покраснения на коже, мешки под глазами, вываленный животик, торчащие прядки волос. Однако в кадре это сильно заметно.

Для устранения недостатков фотографии ретушируют. При ретуши женского портрета мы стремимся к хрупкому образу, идеальной коже, роскошным волосам и омоложению. А вот мужской портрет должен оставить впечатление мужественности, поэтому на нём не следует полностью убирать морщины, делать идеальную кожу.

Рассмотрим пошагово один из способов ретуши мужского портрета. Снимок предоставил фотограф, организатор экспедиций в экзотические места мира Александр Пермяков . Портрет снят на фотоаппарат Nikon. Ретушь провели в русифицированном Adobe Photoshop CC 2017.

NIKON D7000 / Nikon AF Nikkor 50mm f/1.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/50 с, 75.0 мм экв.

Многие фотографы являются противниками ретуши, аргументируя это тем, что снимок может выглядеть красиво и без обработки. Что ж, в нашем случае в кадре хороший светотеневой рисунок. Но для совершенства портрету не хватает нескольких штрихов. Нужно выровнять тон кожи (избавиться от красноты) и убрать лишние пятнышки на лице, усилить блики (они подчёркивают детали), немного осветлить тёмную часть, добавить резкости. Высветлять тёмные фрагменты сложнее, если съёмка велась при недостаточном освещении - может появиться шум. Однако камеры Nikon снимают с минимальными шумами даже в сложных световых условиях. Если шум и проявляется, то он монохромный, сравнимый с плёнкой. Это облегчает работу при осветлении теней на фотографиях, а именно тёмные участки проще высветлить без неприятного шума и потери деталей.

Приступим!

Открываем фото в программе Photoshop. Обязательно сделайте копию слоя (Ctrl + J) и работайте с ней. Это позволит в случае неудачи быстро восстановить потери или просто сравнить результат до и после обработки. Увеличиваем изображение до 100% (сочетание клавиш Ctrl и + для увеличения, Ctrl и - для уменьшения).

Внимательно рассматриваем кожу, чтобы понять, какие дефекты нужно устранить. На этом фото указаны пятна, от которых мы избавимся первым делом.

Можно использовать несколько инструментов, но в этом случае больше подойдёт «Восстанавливающая кисть» (Healing Brush Tool).

Подбираем подходящий размер кисти и кликами устраняем все ненужные пятна. Размер кисти можно регулировать при помощи клавиш в буквенной части клавиатуры: «х» - уменьшить, «ъ» - увеличить. В настройках кисти устанавливаем параметр «Источник» (Sourse) - «Семпл.» (Sample), Режим (Mode) - «Нормальный» (Normal). Жёсткость (Hardness) оставим 100%.

Подводим курсор кисти к участку, который будем закрашивать, и, зажав клавишу Alt, выбираем здоровый участок кожи, подходящий для замены. Так мы получаем образец участка, которым закрасим дефект.

В момент закрашивания крестик будет указывать источник. Убираем все ненужные пятна и сыпь.

Результат закрашивания пятен:

Следующий шаг - устранение красноты, выравнивание тона кожи.

Покраснения есть абсолютно у каждого. Если перед съёмкой кожу не затонировали с помощью макияжа, красные пятна на фото будут обязательно. В случае с женским портретом дела обстоят проще: женщины обычно наносят макияж до съёмок. Но далеко не каждый мужчина согласится попасть в руки визажиста.

На фото обведены участки кожи с неровным тоном (покраснением):

Создадим корректирующий слой с эффектом «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue/Saturation). Вызвать его можно в нижнем правом углу на панели инструментов под слоями.

У вас появится новый слой, и откроется окно управления эффектом.

Переходим на красный канал, кликаем по пипетке, а затем на участок покраснения, от которого хотим избавиться.

После этого вы увидите смещение в спектре.

Поднимаем насыщенность и цветовой тон приблизительно до 70–73.

Передвигая чекеры на градиенте, добиваемся того, чтобы покрытие было не по всей коже, а лишь на тех участках, где вы хотите убрать покраснение.

Сбрасываем насыщенность в ноль, а цветовой тон двигаем, пока не увидим желаемый эффект. В моём случае он равен +15.

Теперь нам необходимо вернуть естественный цвет губ, поскольку розовый оттенок исчез вместе с покраснениями. Для этого выбираем инструмент «Кисть» (Brush), задаём чёрный цвет, подбираем нужный размер и прокрашиваем кистью губы, оставаясь на корректирующем слое «Цветовой тон/Насыщенность».

Результат:

Теперь нам нужно вернуть потерянные при обработке детали и блики.

Для этого создаём новый слой (Ctrl + Shift + N). Переходим на раскладку «Каналы» этого слоя.

Здесь изображение разложено на каналы. Поочерёдно отключаем каждый канал (нажимаем на глаз слева от иконки изображения). Наша задача - выбрать самый контрастный канал. Очевидно, что им является синий, он сохраняет больше деталей.

Создаём дубликат синего канала (выделяем его и правой клавишей выбираем «Создать дубликат канала»). Дальше работаем с копией синего канала. Все остальные каналы должны быть невидимы. Становимся на копию синего канала и нажимаем сочетание клавиш Ctrl + l. Появится окно уровней канала.

Перетаскиваем чекер входного значения чуть правее, нажимаем Ok. Так мы усилим контраст.

Теперь выделим только светлые области канала. Для этого зажимаем клавишу Ctrl и кликаем по иконке вашего синего канала. Вы увидите пунктиры выделения на светлых областях. Может показаться, что выделено не всё, но не сомневайтесь, выделены действительно все светлые участки.

Переходим на раскладку «Слои» и создаём новый (Ctrl + Shift + N). При этом ваше выделение светлых участков сохраняется (заметны пунктиры).

Выбираем инструмент «Кисть», задаём белый цвет и рисуем по новому слою. Вы можете прорисовать всё либо те места, где хотите поднять яркость бликов. Белый цвет будет ложиться только на светлых участках изображения. Если вы планируете красить всё, пусть диаметр кисти будет крупным.

Ниже приведён результат. Обратите внимание, как преобразились детали. Попробуйте отключить и включить видимость нижнего слоя, зажав клавишу Alt. Так вы увидите снимок до и после обработки.

На фото стрелками указаны некоторые зоны, где детали стали выразительнее. Для сравнения: на варианте «до» указана стрелка на задний фон, после обработки он тоже стал светлее.

Если вам хочется, чтобы блики были менее светлыми, сбавьте прозрачность слоя с бликами до нужного вам результата.

Возможно, этот способ усиления бликов показался вам сложным, потому что на новом слое можно просто нарисовать белые блики кистью и растушевать их. Но это будет выглядеть грубо, блики лягут неестественно. Я же предлагаю усилить лишь те блики, которые запечатлела камера.

Последний штрих - повышение резкости. Выделяем все слои и нажимаем комбинацию клавиш Shift + Ctrl + Alt + E. Так мы объединим все слои с эффектами в новый слой. Теперь дублируем полученный слой и применяем к нему фильтр «Цветовой контраст» (High Pass).

В открывшемся окне перемещаем чекер вправо, пока на изображении не проявятся детали (смотрите на основное изображение, а не на фрагмент в окне настройки).


Вот и всё! Пробуйте, экспериментируйте, делитесь своим опытом в комментариях.

После того, как была выполнена портретная съемка, приходится потратить еще некоторое время на то, чтобы довести фотографии до ума – подретушировать, убрать отдельные изъяны на лице модели, скорректировать цвета и резкость изображений. У каждого фотографа-портретиста со временем вырабатывается свой собственный алгоритм обработки фото в редакторе. Мы попробуем рассказать лишь об основах ретуширования и обработки портретных фотографий в Фотошоп.

Анализ изображения

Разумеется, любая обработка фотоизображений должна начинаться со всестороннего анализа полученных снимков. Вы оцениваете лицо модели, дефекты кожи, резкость на глазах, пропорции фигуры и лица, сбалансированность фотографии по тональности и цветам. Только после этого можно составить план обработки. В программе Photoshop любые операции по ретушированию/обработке фото начинаются с того, что вам необходимо продублировать основной слой и скрыть его. Это позволит в дальнейшем отменять любые изменения или оценивать их в сравнении с оригинальным фотоизображением. У вас всегда под рукой будут два слоя – один с оригиналом снимка и второй с последним вариантом обработки. После детального анализа фотографии вы можете составить свой план работ, однако в большинстве случаев он не обходится без следующих этапов.


Удаление цифрового шума

Сначала стоит уменьшить шум на фотографии, что поможет вам в дальнейшей обработке. Открываем View — Channels и смотрим все три канала RGB. Выберем красный канал и применим к нему Filter — Noise — Reduse Noise. Оцениваем прогресс и при необходимости повторяем операцию нажатием клавиш Ctrl+F. Можно проделать то же самое и с другими каналами, если там также присутствует шум. Это особенно актуально, если вы снимали портрет на более высоких значениях ISO, либо использовали при съемке мыльницу или зеркалку начального уровня.

Ретуширование кожи

Пожалуй, главная часть обработки портретных фото – это ретуширование кожи, ведь далеко не каждая модель может похвастаться идеальным состоянием кожи. К тому же, камера не всегда справляется с тем, чтобы запечатлеть кожу на лице или теле такой, какой она есть в реальности, или какой вы хотели бы ее видеть. В первую очередь, вы должны удалить все мелкие дефекты кожи, включая пятна, родинки и морщинки. В Photoshop эта процедура осуществляется с помощью инструмента Spot Healing Brush, который призван восстанавливать фрагменты картинки на основе соседних участков. Убедитесь только, что флаг Sample All Layers активирован. Просто закрасьте щеткой пятна и другие дефекты на новом слое.

Следующий важный момент при обработке кожи – необходимо сделать ее более ровной и гладкой. Создаем отдельный слой поверх существующих, а далее переходим в режим Select — Edit In Quick Mask Mode. Выполняем маскирование кожи с помощью любой подходящей кисти, закрашивая всю кожу на портрете. Исключая только брови, глаза, губы и ноздри, модели. Созданную таким способом маску вы далее размываете с помощью фильтра Filter — Blur — Gaussian blur со значением в районе двадцати. Снизьте прозрачность до 75 процентов, после чего поднимите наверх предыдущий слой. Сделайте так, чтобы он использовал созданную вами маску нижнего слоя. Активируем режим наложения. Все это позволяет нам немного разгладить кожу, сделать ее визуально более гладкой и ровной.

Уже на более гладкой коже гораздо легче осуществить коррекцию цветов. В случае если цвет лица на фото выглядит красноватым, то можно подкорректировать его, открыв Levels и отрегулировав кривые RGB, в частности, Blue. Устраняем красноту или желтизну кожи. Если требуется выровнять цвет кожи на лице, то создаем новый прозрачный слой, а далее пипеткой выбираем цвет, которым должна быть покрыта кожа. Например, легкий, розовый оттенок. Наложение слоя изменяем на Color и используем кисть с мягкими краями, определяя Opacity и Flow в районе 20 процентов. Если кожа лица получилась слишком розоватой, то снижаем непрозрачность слоя.

Обработка глаз

Помимо кожи, особого внимания требуют глаза портретируемого. Обычно необходимо снять красноту и убрать сосуды, а также сделать глаза более выразительными. Для обработки глаз используем инструмент Clone Stamp с непрозрачной кистью. Увеличиваем масштаб фотоизображения и аккуратно устраняем сосуды. Затем нам потребуется немного осветлить глаза. Наиболее удобный способ – инструмент Dodge Tool. Требуется только создать новый слой и настроить сам инструмент, установив диапазон на средние тона (Range – Midtones) и экспонирование на 20 процентов. Проводим пару раз инструментом по глазам модели на снимке. Кстати, в этом же режиме можно устранять мелкие синяки под глазами, выставив экспонирование на минимальное значение. Кроме того, с помощью инструмента Dodge Tool вы можете осветлять зубы модели на снимках.

От покрасневших глаз на фото избавляемся с помощью Лассо, выделяя белки глаз, и Hue/Saturation на панели управления слоями. Выделив нужную область, просто уменьшаете цвета в Saturation по своему усмотрению.

Небольшие коррекции портрета

Для завершения обработки портретного фото, возможно, понадобиться выполнить еще несколько мелких операций. Например, вы можете немного улучшить цвет губ или сделать цвет помады на губах более насыщенным. Опять-таки выделяете нужную область инструментом Лассо, в данном случае губы, переходите в панель слоев и выбираете красный канал. Изменяете настройки для получения нужного результата. Иногда также возникает необходимость немного подкорректировать прическу модели, например, убрать отдельную прядь волос. Для этого выделяем нужный участок фотоизображения и заходим в меню Filter – Liquify.

При обработке портретных фото зачастую также требуется поднять четкость. Чтобы повысить четкость картинки, создаем новый слой и переходим в Filter — Other — High Pass, выбирая нужный радиус. Устанавливаем режим Vivid Light. Видим, что четкость фотоизображения повысилась. Однако нам она нужна далеко не на всех участках. Поэтому создаем маску слоя, берем черную кисть с непрозрачностью 30 процентов и аккуратно проходимся ею по тем областям, где нам не требуется такая высокая четкость.

На самом деле тема обработки портрета очень обширна, здесь мы остановились лишь на самых основах. Существует множество вариантов обработки для того, чтобы улучшить качество фотографий, сделать лицо модели на снимках более естественным и привлекательным.

Уроки по обработке портрета в Фотошоп

Предлагаем вашему вниманию примеры уроков по ретуши портретов (нажмите на изображение, чтобы перейти к уроку ).


«Бархатная кожа» в Фотошоп
Изменение цвета глаз на фотографии
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...