Тургенев «Рудин» – анализ. Рудин

Молодая и состоятельная вдова Александра Павловна Липина живет в селе Семеновка со своим братом – отставным штаб-ротмистром Сергеем Павловичем Волынцевым, который управляет ее имением. Александра Павловна славится красотой и добротой на всю губернию. Солнечным утром она идет в соседнюю деревню, чтобы проведать больную крестьянку. Липина содержит больницу для неимущих, но старая женщина очень плоха и перевозить ее нельзя. Поэтому Александра Павловна сама носит ей продукты и лекарства.

На обратном пути Липина встречает своего брата вместе с Константином Пандалевским. Этот молодой человек живет у помещицы Ласунской в приживалах. Он обаятелен, ловок, хорош собой, недурно музицирует и умеет ладить с дамами. Ласунская послала его за Липиной и Волынцевым, чтобы пригласить их к обеду.

Договорившись с Александрой Павловной о визите, Пандалевский возвращается назад. По дороге в поместье он встречает учителя Басистова, который прогуливается со своими учениками. Некрасивый, но хорошо образованный молодой человек воспитывает сыновей Ласунской. Между Басистовым и Пандалевским существует давняя вражда. Интеллигентный учитель терпеть не может пустышку и прилипалу Константина, который не пропускает ни одной юбки. Даже мимолетная встреча на дороге не обошлась без ссоры. Сердитый Пандалевский возвращается в поместье и садится музицировать.

II

Дарья Михайловна Ласунская лет 25 назад была первой красавицей Москвы. Это женщина светская, умная, но недобрая и несколько странная. Лето она проводит в деревне с детьми: двумя сыновьями и семнадцатилетней дочерью Наташей. Провинциальное общество Ласунскую недолюбливает. Ее считают высокомерной и беспринципной.

Пандалевский спускается к обеду, где уже начали собираться домочадцы и гости Ласунской. Кроме хозяйки дома, ее дочери, сыновей и учителя, здесь были старая гувернантка и сосед – желчный старик Африкан Семенович Пигасов. Он всегда во всех несчастьях винит женщин, постоянно ворчит и ругается, чем чрезвычайно развлекает Дарью Михайловну. С появлением Александры Павловны и ее брата все выходят в сад, чтобы прогуляться перед обедом. Ждут еще одного гостя – барона из столицы. Но знатный господин так и не появляется. Вместо барона приезжает его приятель Дмитрий Николаевич Рудин. Он извиняется за друга, которого срочно вызвали в Петербург.

III

Рудин производит благоприятное впечатление. Это красивый мужчина тридцати пяти лет, скромно, но элегантно одетый. Он быстро ставит на место наглого Пигасова, его ум и сдержанность очень нравятся хозяйке. Учитель Басистов слушает Рудина с открытым ртом, а Наталья краснеет и восхищенно вздыхает. Гость рассуждает так умно и вдохновенно, что очаровывает всех. Пигасов, перестав быть в центре внимания, тихо уходит.

Дарья Михайловна оставляет гостя ночевать. По дороге домой Александра Павловна и Сергей бурно обсуждают достоинства и недостатки Рудина. Наталья всю ночь не может уснуть под впечатлением от нового знакомства. Басистов сочиняет письма своим друзьям, в которых с восторгом описывает Рудина.

IV

Утром Ласунская приглашает Дмитрия в свой кабинет, где они с удовольствием беседуют. Дарья Михайловна рассказывает о себе и о здешнем обществе. Из всех соседей она наиболее уважительно отзывается о Михаиле Михайловиче Лежневе, человеке необычайно умном и интересном. Но, к сожалению, замечает хозяйка, он чудак и сторонится людей. Оказывается, что Рудин и Лежнев знакомы. Вскоре лакей объявляет о приезде Лежнева. У того с Ласунской небольшой спор по поводу межи.

Появляется небрежно одетый и сильно запыленный Лежнев – мужчина тридцати лет с широким невыразительным лицом и белесыми усами. Он быстро решает межевой вопрос, холодно раскланивается и уезжает, отказавшись от предложения позавтракать. Рудина Лежнев узнал, но никакой радости от встречи не проявил. После его отъезда Дмитрий поясняет, что с Лежневым вместе учились в университете и были большими друзьями, но затем их пути разошлись. Дарья Михайловна занимается делами, а Рудин выходит на террасу, где встречает Наташу.

V

Девушка собирается погулять в саду, и Дмитрий присоединяется к ней. Рудин признается, что намерен провести все лето и осень в деревне, так как ему нечем заняться. Наталья очень удивлена: как такой умный человек не может найти себе дело? Они долго и оживленно беседуют.

К обеду приезжает Волынцев, но уже без сестры. Ему не нравится, как смотрит на гостя Наташа. Сергей давно влюблен в девушку и собирается сделать ей предложение. С тяжелым сердцем Волынцев возвращается домой. Там он застает сестру, беседующую с Лежневым.

По просьбе Александры Павловны Михаил рассказывает о жизни Рудина. Читателю становится известно, что Дмитрий родился в семье небогатых помещиков. Отец рано умер, и матери с большим трудом удалось вырастить и выучить единственного сына. Окончив университет, Рудин уехал за границу. Мать он практически не навещал и писал очень редко. Старушка так и умерла, сжимая в руке портрет обожаемого Мити. За границей Рудин жил с какой-то барыней, затем ее бросил. Тогда же произошла ссора с Лежневым. Ее подробности Михаил рассказывать отказывается.

VI

Прошло более двух месяцев. Рудин живет у Дарьи Михайловны и становится значимой персоной в ее доме. Теперь здесь ничего не делается без его ведома. Дмитрий вникает во все и дает массу советов по ведению хозяйства. Ласунская благосклонно его выслушивает, но чаще поступает по-своему. Она отдает Рудину 500 рублей «на жизнь».

Учитель Басистов преклоняется перед гостем, но Дмитрий практически не обращает на него внимания. Зато с Натальей он беседует много, дает ей книги и статьи. Девушка, правда, мало в них что понимает, но Рудину это и не нужно. Ему нравится быть наставником юной и наивной особы.

Дмитрий всячески расхваливает Волынцева, называет его «рыцарем». Александра Павловна восхищается умом и красноречием Рудина, хоть часто и не понимает его. Отношения между Дмитрием и Лежневым по-прежнему натянуты. Когда Липина в очередной раз начинает хвалить Дмитрия, Лежнев не выдерживает. Он называет Рудина «пустым человеком, живущим за чужой счет» и в подтверждение рассказывает историю их знакомства.

В студенческую пору Рудин и Лежнев посещали один кружок. Дмитрий имел тогда большое влияние на Михаила. Когда Лежнев влюбился, то тут же рассказал о своих чувствах другу. Рудин стал руководить поступками влюбленных так, что без его напутствий молодые люди не могли и шагу ступить. Он назначал им место и время для свиданий, советовал, что делать и говорить, о чем писать в письмах. Рудин заставил Лежнева признаться во всем отцу девушки, хотя Михаил не хотел этого делать. В результате такого признания случился большой скандал, после чего влюбленным запретили встречаться.

Впрочем, Лежнев не жалеет о том, что расстался со своей первой любовью. Его девушка удачно вышла замуж и счастлива в браке. Но простить Дмитрия Михаил не в силах. «Он живет чужими чувствами, а сам холоден как лед», – характеризует Рудина Лежнев. Его очень тревожит судьба Натальи, которая явно увлечена Дмитрием.

VII

В саду между Натальей и Рудиным происходит важный разговор. Дмитрий хвалит выбор девушки, имея в виду Волынцева. Но Наталья отрицает свои чувства к Сергею и признается Рудину в любви. Дмитрий говорит Наталье, что она пленила его сердце. Случайно свидетелем этой сцены оказывается Волынцев. Он приехал к обеду и стал искать возлюбленную в саду. Когда девушка убегает в дом, Сергей выходит к Рудину из-за деревьев. Соперники смотрят друг другу в глаза, затем раскланиваются и расходятся.

После обеда Рудин шепчет Наталье, что хочет встретиться с ней вечером в беседке. В назначенное время девушка приходит и выслушивает страстные признания Дмитрия. Наталья обещает принадлежать только ему. Разговор влюбленных подслушивает Пандалевский.

VIII

Волынцев грустит дома с томиком стихов. Для его деятельной натуры это совершенно не характерно, а стихи он терпеть не может. Александра Павловна сильно встревожена.

Неожиданно приезжает Рудин и просит Сергея о встрече наедине. Он объявляет, что любит Наталью, их чувства взаимны, но хочет остаться Сергею другом. Рудин протягивает Волынцеву руку. Сергей в ядовитых выражениях отказывается ее пожать, после чего огорченный Рудин уезжает.

Волынцев негодует. Поступок Рудина он считает верхом наглости и бестактности. Александра Павловна специально посылает за Лежневым, чтобы тот помог успокоить брата. Михаил приезжает и с трудом уговаривает Сергея не нервничать.

Но в доме Ласунской все равно царит тревожная атмосфера. Дарья Михайловна становится подчеркнуто холодна с Рудиным. Наталья бледна и подавлена. Поздно вечером ее горничная передает Дмитрию записку, в которой девушка просит Рудина рано утром прийти к пруду.

IX

Заброшенный пруд, у которого Наташа назначила свидание, пользуется дурной славой. В этом мрачном и безлюдном месте Дмитрий долго ожидает девушку. Наконец появляется Наталья и сообщает, что Дарье Михайловне все о них известно. Пандалевский по своему обыкновению шпионил за Наташей. Ласунская долго бранила дочь и уверяла, что Рудин не любит девушку, а просто забавляется от скуки. Никаких серьезных чувств и намерений у него нет. Она скорее согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за Рудиным.

Дмитрий приходит в отчаяние и советует девушке смириться с обстоятельствами. От его предложения Наталья в ужасе. Она заявила матери, что скорее умрет, чем выйдет за другого. Наташа готова бежать с Дмитрием и жить невенчанной. Но совет «покориться» сражает ее наповал. Вне себя от гнева и разочарования девушка бежит домой. Добравшись до своей комнаты, она падает без чувств.

Рудин еще долго бродит возле пруда. Порыв Натальи его поразил. Дмитрий теперь ясно понимает, что не стоит этой девушки. Да и любит ли он ее? Задумавшегося Рудина замечает проезжающий мимо Лежнев и тотчас поворачивает к дому Волынцева.

X

Сергей Павлович не может успокоиться и не желает даже слышать имя Рудина. В гневе он сообщает Лежневу, что непременно будет стреляться с обидчиком. Михаил уговаривает Волынцева уехать отсюда. Он предлагает отправиться на Кавказ или в Малороссию и взять с собой Александру Павловну.

Входит слуга с письмом от Рудина. В нем Дмитрий сообщает о своем отъезде, желает Сергею счастья и обещает вскоре отдать долг. Немного воспрянувший духом Волынцев отправляется осматривать поля. Лежнев переходит на половину Александры Павловны, чтобы рассказать о письме Рудина. В разговоре с ней Михаил случайно признается в том, что готов служить Липиной всю жизнь. Александра Павловна спрашивает, что это значит. Лежнев делает ей предложение. Оказывается, Липина вовсе не против связать свою жизнь с Михаилом.

XI

Рудин пишет письма Лежневу и Наталье. Затем он идет к Дарье Михайловне, чтобы объявить о своем отъезде. Ласунская очень рада, что Дмитрий уезжает сам. Они холодно прощаются. Дарья Михайловна приглашает Дмитрия приехать позже, но оба знают, что это всего лишь дань вежливости. Рудин никогда больше не переступит порог дома Ласунской.

Басистов вызывается проводить Рудина до станции. В момент прощания учитель с рыданиями бросается Дмитрию на шею. Рудин и сам роняет слезу, но не от горечи расставания с Басистовым. Он печалится о своей неудачной судьбе.

В это время Наталья читает прощальное письмо Рудина. В нем Дмитрий сожалеет, что недооценил силу характера девушки, не понял глубину ее чувства. Он же просто испугался ответственности. Дмитрий желает девушке счастья и прощается навсегда. Его талант и ум, скорее всего, так и не принесут никакой пользы. «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду», – пророчески замечает он.

Это послание окончательно убеждает Наташу, что Рудин ее не любит. Она сжигает письмо и направляется к Дарье Михайловне. В разговоре с матерью Наталья дает обещание никогда не упоминать имя Рудина. Ласунская довольна, хоть и удивлена сильным характером дочери, о котором она не подозревала. До сих пор Дарья Михайловна считала дочку глупой и робкой девочкой.

XII

Прошло два года. Александра Павловна вышла замуж за Лежнева. У них родился сын. Вечером она беседует с Пигасовым, ожидая мужа. Приезжает Лежнев и привозит Басистова. Учитель только что прибыл из Москвы и привез Александре Павловне письмо от брата. Волынцев пишет, что сделал Наталье предложение, и она его приняла. Все очень рады этому известию, в том числе и Пигасов. Речь заходит о Рудине. Некоторое время он писал Лежневу, а затем перестал. Последнее письмо пришло из Симбирска.

Лежнев, к удивлению окружающих, отзывается о Рудине тепло и даже поднимает тост за его здоровье. Он отдает должное уму Дмитрия и теперь отрицает его бесполезное существование. Рудин зажигает в сердцах молодых людей огонь и стремление к знаниям, к совершенствованию, поэтому называть его бесполезным человеком никак нельзя.

Тем временем Рудин появляется на станции в одной из южных губерний. Он постарел, осунулся, одежда его обтрепалась и запылилась. Рудин спрашивает лошадей до Пензы, но их нет. Зато можно уехать в Тамбов. «Мне все равно, поеду в Тамбов», – соглашается Дмитрий.

Сочинение


Работу над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855. Сначала роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под «натурой» - твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, так как по отношению к Рудину оно зазвучало иронически: «натуры» в нем вышло мало, не хватало воли к практическому делу, хотя «гениальность» в нем была. На рукописи авторская пометка: «Рудин. Начат 5 июня 1855 года, в воскресенье, в Спасском, и кончен 24 июля 1856 года, в воскресение, там же, в 7 недель. Напечатан с большими прибавлениями в январской и февральской книжках «Современника» за 1856 год».

Под «большими прибавлениями» Тургенев подразумевает свои переработки отдельных глав романа и дописывание новых при подготовке «Рудина» к печати, когда после чтения романа в редакционном кружке (а состоялось оно в первые же дни приезда писателя в Петербург в октябре 1855 года) у друзей Тургенева возникли пожелания, чтобы он отчетливее оттенил фигуру главного героя. Дружеские советы помогли многое уяснить Тургеневу. Его постоянная готовность проверять себя сказывалась, в частности, в том, что он редко отдавал печатать свои произведения, не выслушав мнение тех, кому доверял. Прежде всего он стал перерабатывать страницы, посвященные юношеским годам Лежнева и Рудина, а затем эпилог романа.

Время от времени он прочитывал Некрасову главы и страницы, написанные заново, и встречал горячее одобрение с его стороны. Сообщая о работе Тургенева над эпилогом, Некрасов в одном из писем предрекал, что «выйдет замечательная вещь. Здесь первый раз Тургенев явится самим собою… Это человек, способный дать нам идеалы, насколько они возможны в русской жизни». Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей. Критик «Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы - Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский в «Современнике», отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи общественного развития. Сопоставив Рудина с Бельтовым и Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это люди различных эпох, различных натур, - люди, составляющие совершенный контраст один другому».

После выхода романа в печать Некрасов выразил уверенность, что для Тургенева «начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя». В письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о жизненности изображения типа Рудина и отметил, что роман «возбуждает много мелких вопросов и раскрывает глубокие тайны духовной природы человека». Говоря о признании романа в среде народнической интеллигенции, нельзя обойти слова В.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо из жизни, а Рудин - чистейший продукт нашей русской действительности, не пародия, не насмешка, а настоящая трагедия, которая совсем не умерла, которая ещё живет, ещё продолжается…». «Во всяком образованном человеке нашего времени сидит частица Дмитрия Рудина», - писал Степняк-Кравчинский. Главный герой романа во многом автобиографичен: это человек тургеневского поколения, который получил хорошее философское образование за границей. Характер Рудина раскрывается в слове.
«Рудин владел едва ли не высшей тайной - тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?». Просвещение, наука, смысл жизни - вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту.

Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей». Его высказывания вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным, героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом, ощущают все. И каждый восхищается Рудиным за его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов - от обиды за свое поражение в споре. Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей.

Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи - и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателя сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения - с поступками. Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию - любви. Это чувство у Тургенева является то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут-то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания. Первое возникшее на его пути препятствие - отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека - приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» - Наталья слышит: «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность. В романе главному герою противопоставлен Лежнев, открыто, прямолинейно. Рудин красноречив - Лежнев обычно немногословен.

Рудин не может разобраться в самом себе - Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает - Лежнев всегда чем-то занят. Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни. Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек практического склада.

Может быть, он-то и есть истинный герой романа? Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Он деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей. В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала. В русской жизни ему суждено остаться странником. Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…».

Другие сочинения по этому произведению

Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин») Как и почему меняется отношение Лежнева к Рудину? (по роману И. С. Тургенева «Рудин»)

Носителем проблемы «лишнего человека» выступает главный герой романа – Дмитрий Николаевич Рудин. Он очень противоречив, за что Дмитрия обожают и ненавидят. При первом знакомстве Рудин производит позитивное и яркое впечатление практически на всех. А семнадцатилетняя Наталья, дочь барыни Ласунской, сразу влюбляется в Дмитрия. Она не спит всю ночь и думает о нем.

Но такого единодушного восхищения главный герой больше не добьется. Первые ноты диссонанса звучат еще во время триумфа. На следующий день критика усиливается. От эпизода к эпизоду в отношении Дмитрия накапливается все больше отрицательных фактов. Люди начинают замечать в Рудине негативные черты. Выясняется, что главному герою не чужды тщеславие и кокетство, мелочность и деспотизм, что Рудин не умеет преданно любить, да и вообще сильные человеческие чувства ему незнакомы. Рудин больше склонен манипулировать людьми, что становится понятно из рассказа Лежнева о студенческой дружбе с Дмитрием.

Сюжет романа достаточно прост. Главное действие происходит в короткий временной промежуток, в основном в поместье Дарьи Михайловны Ласунской. Дмитрий Николаевич прибыл на званый обед вместо своего друга, которого срочно вызвали в столицу. Этот визит и стал тем ключевым событием, которое повлияло на судьбы героев романа. Рудин сразу привлек внимание женщин, а некоторых мужчин сделал своими врагами.

Новым отношениям суждено было драматически прерваться через два месяца. В первую очередь это касается любви Рудина и Натальи. Их отношения были тайными, но совсем недолго. Приживала в доме Дарьи Михайловны Пандалевский выследил пару и донес обо всем хозяйке. Разгорелся большой скандал, после которого Дмитрий смалодушничал и срочно покинул поместье.

Любовная история второго плана между Михаилом Лежневым и вдовой Липиной написана достаточно схематично и не затрагивает чувств читателей. Лежнев неожиданно делает Александре Павловне предложение, а та столь же неожиданно его принимает. В браке у них рождается сын.

Композиция романа соткана из элементов, которые раскрывают историческое значение и характер главного героя. Первое появление Рудина происходит лишь после знакомства читателей с другими персонажами романа. Произведение не заканчивается на драматическом расставании Дмитрия и Натальи. Нам еще предстоит узнать, как сложилась судьба главного героя и близких ему людей. В отличие от Дмитрия Николаевича, практически все персонажи романа вполне хорошо устроились и даже счастливы.

После разрыва с Натальей мы еще два раза встретим Рудина. Сначала в русской глубинке, а затем во Франции. Дмитрий ведет жизнь скитальца. Его временными пристанищами становятся почтовые станции. Все его лучшие порывы бесплодны. Рудин совершенно лишний человек, хоть его характер в эпилоге резко меняется. Все мелочное и незначительное уходит на второй план, а перед нами предстает трагический герой, который жаждет служить истине и добру. Но от судьбы, похоже, не уйти, и потому Рудин терпит одну неудачу за другой, а затем погибает на французских баррикадах.

Подобная сжатость сюжетов свойственна творческому методу Ивана Тургенева . Автор концентрирует внимание читателей лишь на самых важных, кульминационных момента жизни своих персонажей.

Тургенев – мастер по созданию образов. Все персонажи романа выписаны весьма колоритно, причем автор затрачивает на это минимум изобразительных средств. Так, образ Дарьи Михайловны Ласунской наделен еле уловимой иронией. Тургенев сообщает, что в годы своей молодости барыня была очень хороша собой и пользовалась огромным успехом в свете. Но с годами красота бесследно исчезла, а Ласунская, как и прежде, жаждет обожания окружающих. Остается одно – править бал в своей гостиной.

Молодому учителю Басистову не чужды человеческие слабости, такие как поесть и поспать. Но они лишь добавляют привлекательность его образу. Автор описывает интеллигента как некрасивого, неловкого, ленивого, неопрятного, но доброго и честного человека.

Наиболее полно персонажи романа раскрываются в общении друг с другом, в постоянном сравнении. Так, Басистов и Пандалевский живут в одинаковых условиях, но ведут себя совершенно по-разному. Услужливость Пандалевского, готового забыть про все, лишь бы угодить барыне, противопоставляется неловкости Басистова. Но, несмотря на свою идеальность, воспитанность и светский лоск, Пандалевский оказывается способным на подлость, ведь именно из-за него приходится расстаться влюбленным.

Среди постоянных гостей Дарьи Михайловны особое место занимает ее сосед – Африкан Семенович Пигасов, который играет роль шута, противопоставляя своими глупостями рассудительность барыни. Жизнь везде ставила Пигасову подножки: хотел быть ученым, однако его обошел менее талантливый, но более подготовленный соперник; женился на красавице, но та ушла к другому. Сейчас Пигасов стар, он критикует и высмеивает все, что только можно, не замечая, что больше всех смешон сам.

Знакомя с персонажами романа, Тургенев сразу посвящает читателей в их отношения. Так, Волынцев пытается ухаживать за Натальей, но явно ей не интересен. Девушка относится к своему воздыхателю сдержанно, боится обидеть.

Крестьяне в романе «Рудин» практически не представлены, однако косвенно мы можем понять, что живется им здесь неплохо. Уже в самом начале произведения помещица Александра Павловна Липина идет пешком в деревню, чтобы проведать и оказать помощь больной старушке. С собой она несет продукты, чай, сахар. Если больной станет хуже, то Липина готова отвезти ее в больницу и позаботиться о судьбе маленькой внучки.

Роман «Рудин» был благосклонно принят критиками, хотя имелись и противоположные мнения. А в образе Рудина многие литераторы того времени усмотрели черты самого Тургенева.

Система действующих лиц . В первой и второй экспозиционных главах романа Рудин рисуется в небольшом кругу персонажей, домочадцев, соседей, детей богатой барыни Дарьи Михайловны Ласунской - это ее светский деревенский салон. В отличие от Гончарова, мастера объективного портрета, Тургенев дает почувствовать авторское отношение к персонажу. Тонкой иронией проникнута характеристика Дарьи Михайловны. Повествователь иронически вопрошает: «…Читатель, заметили ли вы, что человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с лицами высшими? Отчего бы это?» Лукавая «реплика в сторону» имеет прямое отношение к Ласунской. В ее обращении сквозит «оттенок презрения столичной львицы к окружавшим ее <…> темным и мелким существам». Автор сообщает, что в пору молодости Ласунская была очень красива и пользовалась большим успехом в свете - «поэты писали ей стихи, молодые люди в нее влюблялись, важные господа волочились за ней». Но красота, которая когда-то затмевала ее человеческую сущность, пропала, с годами «прежних прелестей не осталось и следа». Но Дарья Михайловна продолжает жаждать поклонения окружающих. И поскольку прежние «масштабы» ей недоступны, она «царит» в узком кругу своей гостиной.

Симпатию вызывает молодой учитель Басистов. Человеческие слабости («любил поесть, любил поспать») лишь добавляют привлекательности: «Басистов был рослый малый, с простым лицом, большим носом, крупными губами и свиными глазками, некрасивый и неловкий, но добрый, честный и прямой. Он одевался небрежно, не стриг волос, - не из щегольства, а от лени <…>, но любил <…> хорошую книгу, горячую беседу…»

Чтобы понять персонажей Тургенева, нужно брать их не изолированно, но в постоянном сравнении. Неторопливая характеристика заканчивается «ударной» нотой: «И всей душой ненавидел Пандалевского». Они раскрываются по контрасту, или по отношению друг к другу. Оба они бедны, живут на правах служащих в чужом богатом доме. Казалось, и вести себя должны одинаково. Но достаточно сравнить небрежность учителя с «опрятной и изящной фигуркой» Пандалевского, для которого привлекательная внешность - одно из средств жизненного успеха.

«Неловкость» Басистова противопоставляется услужливости Пандалевского, готового забыть обо всем, лишь бы угодить благодетельнице. В облике молодого учителя все ясно, искренне, независимо - «со всеми <…> в доме он был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке, как она ни толковала о том, что для нее предрассудков не существует». В описании приживала, напротив, преобладает зыбкое, бесформенное, хамелеоновское. Пандалевский говорит с акцентом, «хотя трудно было определить, с каким именно». Сам он «называл своею родиной Одессу», несмотря на то, что «воспитывался в Белоруссии».

Подобного ему персонажа мы уже встречали в первом из романов Гончарова - приживала Антона Иваныча. Выступает отличие в обрисовке героев. Дело не в том, что гончаровский персонаж странствует от соседа к соседу, а Пандалевский прочно «пустил корни» в имении единственной благодетельницы. Антон Иваныч из «Обыкновенной истории» - приживал «на все времена», как заметил Гончаров. Такого можно встретить в любом богатом поместье в любую эру. Тогда как Константин Диомидыч мог появиться именно в этом, претендующем на утонченность, доме светской дамы. И именно в эту эпоху.

Одной деталью Тургенев набрасывает бытовой фон, окружающий персонажа сороковых годов. Автор заставляет его восхищаться «благопотребным старцем Роксоланом Медиаровичем Ксандрыка». Под этим прозрачным и вместе с тем издевательским иносказанием автор скрыл фамилию Александра Скарлатовича Стурдзы. Стурдза - известный свое время реакционер, постоянная мишень пушкинских эпиграмм. Высмеивая верноподданничество и низкопоклонство, поэт называл его Стурдзой «монархическим». Пандалевский подражает своему идеалу в низкопоклонстве и лести. Он, очевидно, мечтает сделать головокружительную карьеру.

Вместе с тем, Пандалевский не лишен признаков внешнего лоска и утонченности. Недаром же он служит у дамы, для которой когда-то «бряцали лиры»! Ради нее он разучивает на рояле этюды Тальберга. Снова верная черта, одновременно историческая и личностно-психологическая. Австрийский пианист Зигизмунд Тальберг - автор легких, бездумных, но весьма популярных музыкальных поделок, в те годы гастролировал по России. Его музыка не может удовлетворить настоящих ценителей, подобных юной Наталье Ласунской, дочери Дарьи Михайловны, как станет понятно дальше главной героине романа: «Сначала Наталья <...> слушала со вниманием, потом опять принялась за работу». Несмотря на воспитанность и светский блеск, Пандалевский оказывается способен на подлость. Именно его действия предопределяют стремительную развязку отношений главных героев.

Среди постоянных гостей Ласунской - ее сосед, Африкан Семенович Пигасов. В конечном счете он играет роль шута, вторгаясь своими глупыми парадоксами в высокоумные речи Дарьи Михайловны. Всюду жизнь ему ставила препоны. Хотел стать ученым - и был «срезан» менее талантливым, но более подготовленным учеником. Желал стать преуспевающим чиновником - и зарвался. Выгодно женился - но супруга покинула его. Сама фамилия намекает на крылатого коня Пегаса, который когда-то низвергся с Олимпа. Теперь постаревший Пигасов произносит яростные речи, порицая женщин, философию, украинскую литературу. Все, что только попадет на язык. И что же? Не замечает, что со своей озлобленностью и желанием всех высмеивать сам становится смешным.

Знакомя с персонажами, Тургенев одновременно посвящает нас в отношения между ними. Мы наблюдаем, как безуспешно пытается ухаживать Пандалевский за прелестной Александрой Павловной. Мы узнаем, что Волынцев давно уже питает чувства к Наталье. Девушка же относится к нему сдержанно. Пытаясь завести разговор, Волынцев осведомляется:

А что такое вы читали?

Я читала… историю крестовых походов, - проговорила Наталья с небольшой запинкой. Волынцев посмотрел на нее.

А! - произнес он наконец, - это должно быть интересно.

Наталья не походит на обыкновенную провинциальную барышню. В сферу ее интереса попадает «весь Пушкин», серьезные научного характера издания. Тогда как Волынцев, судя по восклицанию, подобных книг никогда не читал, хотя ему неловко это признать. Позднее мы узнаем, что «Волынцев к литературе влечения не чувствовал, а стихов просто боялся». «Запинка» в разговоре говорит о деликатности девушки. Младшая Ласунская боится ненароком оскорбить неискушенного собеседника. В этом отношении, и во многих других, Наталья предстает противоположностью своей надменной матери.

Роман «Рудин» написан в 1855 году, когда остро встал вопрос о необходимости перемен в обществе. После позорного поражения в Крымской войне стало очевидно, что стране необходимы реформы. Тургенев всегда чутко реагировал на вопросы, витающие в воздухе. Главное было понять, где в России умные, прогрессивные, образованные люди, способные осуществить перемены. Эти и другие мысли станут более явными после того как мы проведем анализ романа "Рудин".

Образ главного героя романа

Дмитрий Николаевич Рудин впервые в романе появляется в гостиной Ласунских. Тургенев даёт его психологический портрет: через внешние черты персонажа показывает элементы его духовного облика и особенности характера. Герою около тридцати пяти лет, он уже многое повидал в жизни, хотя ещё не стар и способен к действию. Неправильное лицо его названо «выразительным и умным». Автор отмечает «быстрый» и «жидкий блеск» взгляд тёмно-синих глаз, уже этим намекая на некую внутреннюю слабость, неспособность к действию, которые будут раскрыты впоследствии. О потрёпанности жизнью говорит узкое, уже не новое платье, из которого он как будто вырос. Все эти детали очень важны когда мы проводим анализ романа "Рудин".

Рудин производит прекрасное впечатление на окружающих. Он оказывается настоящим оратором, рассуждающим умно и тонко на самые сложные философские темы. Он говорит о судьбе России, об истории и прогрессе, горячо веря в то, к чему призывает. Рудин сумел покорить всех своим обаянием.

Однако Дмитрия Николаевича ждёт испытание, которое проходят почти все герои в русской литературе XIX века – испытание любовью. Именно здесь должен проявиться характер персонажа. Но в решительный момент герой оказывается беспомощным что-либо предпринять, он может говорить, но не готов действовать. Рефлексия, которая не отпускает его даже в минуты счастья, приводит к тому, что ломается не только его собственная судьба, но и жизнь возлюбленной. Он слишком много обдумывает, размышляет, рассуждает – отсюда его нерешительность, неуверенность и робость. Его бездействие становится сродни предательству и обману.

Что еще нам интересно при анализе романа "Рудин"? Тургеневу принадлежит термин «лишний человек», ставший популярным в литературоведении XX века. Так именуют людей, которые полны «благих порывов», однако «свершить» им «ничего не дано». Неспособность действовать, непонимание момента, когда чрезмерная рефлексия мешает совершать поступки, называли болезнью русской интеллигенции.

Но автор не оставляет Рудина в положении никчёмного философа. В романе есть эпилог. Из него мы узнаём, что Рудин погиб, сражаясь на баррикадах во Франции во время революции 1848 года. Таким образом автор показывает, что умные люди в России не находят применения, они привыкли бездействовать под влиянием регрессивного общественного строя. Но эти люди способны героически бороться за то, во что верят.

Образ Натальи Ласунской при анализе романа «Рудин»

К числу открытий писателя принадлежит образ «тургеневской девушки». Героини его произведений: Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская – романтичные, душевно тонкие, но решительные и готовые пожертвовать всем ради любви.

Наталья Ласунская влюбляется в Рудина, видя в нём значительного, необычного человека. Однако мать, узнав об этом, запрещает ей даже думать о свадьбе с человеком небогатым. Наталья настаивает на том, что любит Рудина и отправляется на свидание с ним для окончательного объяснения. В решительный момент Рудин, который, несомненно, любит Наталью, отвечает, что им следует «покориться судьбе». Он считает, что поступает благородно, отказываясь от счастья, чтобы не повлечь за собой девушку в неизвестное, полное лишений будущее. Эту мысль не упустите, если вы проводите анализ романа "Рудин". Наталья же горячо говорит о том, что готова пойти за ним, не задумываясь ни на минуту. Наталья оказывается духовно выше, сильнее, смелее и решительнее Рудина, отступившего перед жизненными трудностями. Наряду с любовью, мы видим в девушке достоинство, чуткость и ум.

Мы рады, если анализ романа "Рудин" Тургенева оказался полезным для вас и интересным. Найдите больше материалов в нашем

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...