Три похороны. Что можно и нельзя делать после похорон близкого

Русские народные обычаи , связанные со смертью, похоронами и поминками. Народные представления о смерти задолго до крещения Руси у наших предков - восточных славян сложились обычаи проводов умерших, захоронения и поминок. С течением времени они претерпевали изменения, огромное влияние на них оказало и христианство. Отдавая дань этим обычаям, мы часто не подозреваем, каково происхождение, каков изначальный смысл того или иного нашего действия в обряде прощания с близким человеком или его поминовения.
Подготовка к похоронам
В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба покойного.
Погребальные обряды: вынос типа, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
Поминки: после похорон и доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, поминальными трапезами и домашними молениями по умершим.
Многие пред погребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древнее, ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - как бы сборами в дальнюю дорогу. Омовение имело не только гигиеническую цепь, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти «к Господу с чистой душой и чистым телом». Религиозно-магический характер омовения подчеркивался тем, что его совершала особая профессиональная категория людей - омывальщиков. Эта профессия чаще становилась уделом старых дев и старых вдовцов, уже не «имеющих греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Если девушка долго не выходила замуж, то ее пугали тем, что она будет «обмывать покойников». Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего. Если не было специалистов - омывальщиков, издавна было принято, чтобы омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать; а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, ребенок обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе сложилось поверье, что материнская слеза «жжет ребенка».
В прошлом процедура омовения носила ритуальный характер, магическую, направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась «мертвой», ее выливали в угол двора, туда где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Такова была и участь глиняных горшков для омовении: их выносили в овраг, на «рубеж» поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня, там их разбивали или просто оставляли. Цель этих действий - предотвратить возвращение покойника, чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их.
В настоящее время обмывание покойного совершается чаще всего в морге. Однако еще встречаются, особенно в деревнях, старушки-обмывалки. При одевании покойных провожающие их иногда испытывают затруднение в выборе цвета одежды, и чаще всего предпочитают темную дли мужчин и светлую - для женщин. Но интересно, что в средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это можно объяснить не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души - душа уходит к Богу такою, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный цвет домотканого холста, с древности основного материала одежды русского населения.
Вообще одежда умершей девушки и сами похороны были а России особенными. Это связано с народным пониманием сущности смерти. Смерть молодой девушки была редким событием. Она воспринималась не только как переход в новое состояние, новую форму бытия, уже загробного, но и как особый этап этого бытия, подобный земному. Смерть молодых незамужних и неженатых людей совпадала в земной жизни с брачным возрастом, с поворотным этапом в земной жизни - браком. Это служило основанием для сопоставления и совмещения погребального обряда со свадебным.
Не только у русских, у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, готовить ее к погребению, как невесту на свадьбу. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.
Сейчас тоже встречается обычай хоронить молодых девушек в свадебном наряде, а на их поминках пить шампанское, имитируя несостоявшуюся свадьбу.
В настоящее время в обычае хоронить в новой, еще не носившейся одежде прослеживается отголосок верования, что новизна одежды умерших - синоним чистоты, безгрешности души, которая должна являться на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд».
Хотя сейчас, чаще всего в силу экономических причин, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов, но использование в качестве обуви специальных тапочек - явление повсеместное. Они входят в комплект похоронных принадлежностей (так же, как и покрывало, имитирующее саван) ритуальных бюро. Тапочки без твердой подошвы, как обувь, не предназначенная для носки, отражают вышесказанный обычай облачать покойного в «ненастоящую» обувь и одежду.
Пока готовили гроб, омытого покойника клали, на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность. Гроб соответственно рассматривался как последний реальный дом умершего. Важным элементом собирания покойного на тот свет было изготовление гроба - «домовины», подобия настоящего дома. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
В местностях богатых лесом старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева. Использовались разные виды деревьев, но только не осина. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким. Обычай делать из гроба имитацию постели сохранился повсеместно. Мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.
Правила православного захоронения предусматривают класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника, а также свечи.
До сих пор сохраняется и легко объяснимый обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете.
Проводы усопших
Если первый этап традиционных русских похорон представлял собой сборы в дорогу в загробный мир, то второй этап являлся как бы началом этой дороги. Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание в храме, похоронная процессия на кладбище, захоронение возвращение родственников умершего в дом) многофункционален. Он включает как исполнение христианских требований, так и серию предохранительных магических действий, основанных на страхе перед умершим.
К первым относятся чтение и моления «на исход души». Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях, а небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника. В тех случаях, когда не приглашается священник, Псалтирь или другие священные книги читаются верующими мирянами. Зачастую даже бывает, что ночные бдения старушек возле умерших ровесниц не сопровождаются чтением христианских текстов, а проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах - «я посидела у гроба, и у меня посидят».
Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного ритуала: сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды, накрытый куском хлеба.
На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этого - «душа находится до шести недель дома».
Истоки подобного обычая вероятно такие: это присущая всем древним верованиям пищевая жертва. В данном случае, правда, трудно определить, кому изначально - духу умершего, предкам, Богу или это откуп от злого духа. Сейчас этот распространенный, как и другие, элемент обряда является в большей степени средством облегчения утраты, снятия стрессового психологического состояния близких, поддержания убеждения, что, следуя традиции, они отдают умершему последний долг.
Один из элементов домашнего траурного ритуала - зажжение свечей в изголовье покойного, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на стопе, а перед иконами - лампады.
В настоящее время точные сроки выноса тепа, отпевания, похорон, согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не настаивают на точности. В народе же бытует мнение, что раньше двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя.
В Опасность мертвеца для живых состояла в том, что он якобы может вернуться в дом и «увести» кого-либо из близких за собой. К мерам, оберегающим живых, следует отнести обычай выносить тело из дома нотами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.
Известен и такой обычай, как «замещение места» покойного. На стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного садятся, а потом эта мебель на некоторое время переворачивается кверху ножками. Смысл этого обряда тот же, что и способ выноса гроба - препятствие возвращению покойника.
Обряд похорон имел определенный нравственно-этический аспект. При выносе тела умершего из дома в народе было принято громко плакать, открыто выряжая свое горе причитаниями. В них показывалась общественная оценка жизни покойного, проявлялась его репутация. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему. В плачах имело место воздействие на общественное мнение в отношении живых. «Вытье» считалось данью уважения и любви к покойнику. По числу воющих женщин (не родственниц) можно было определить, каковы были отношения умершего с соседями.
Порядок организации и следования похоронной процессии в различных регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.
При выносе покойника из дома в прошлом производился обряд «первой встречи», символизировавший тесную связь мертвых и живых. Он состоял в том, что человеку, который первым встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы «первый встречный» помолился за умершего, а умерший в свою очередь первым встретил на том свете принявшего хлеб.
По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц, что служит еще одним подтверждением двойственного представления о посмертном бытии души в виде ее зооморфного образа или а виде бестелесной субстанции.
Похоронной процессии, по Церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища, и, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались «покойничьими». Здесь часть провожающих останавливалась, далее следовали преимущественно родственники. Первоначальный смысл этого обряда, видимо, заключался в том, чтобы спутать следы, чтобы умерший не мог вернуться к живым, а впоследствии это истолковывалось как прощание умершего с теми местами, с которыми была связана его жизнь.
На современных похоронах иногда выполняется запрет - обычай не разрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу. В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной жертвы в семье, страхом перед магической способностью умершего увести за собой в могилу кровного родственника. В настоящее время гроб чаще несут товарищи по работе, дальние родственники.
В целом обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился по сравнению с прошлым. При общественно значимых похоронах, известных лиц, при большом стечении родственников, друзей, коллег покойного гроб стараются пронести на руках там, где позволяют условия, как можно дольше в знак уважения к памяти безвозвратно ушедшего человека.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба - узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.
Устоявшийся гражданский ритуал похорон определяет и состав похоронного шествия с элементами, невозможными в прошлом и в православном ритуале: траурная музыка духового оркестра, несение в шествии портрета покойного в черной рамке, несение подушечек с орденами и медалями, прощальные речи. Интересно отметить, что в наши дни часто встречается причудливое смешение гражданского ритуала с церковным. Например, установление на могиле одновременно и православного креста, и портрета умершего человека.
Похороны
Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего»
Это, а также, например, опускание вместе с гробом в могилу церковных свечей, горевших во время отпеваний, не противоречит законоположениям православия. Также, как и существующее поныне последнее целование умершего близкими и родственниками, как и обычай со стороны провожающих бросить в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Впрочем, вместо этой фразы можно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту можно совершать и перед тем, как приступить к очередному блюду во время поминок.
Был и кое-где остается такой архаический элемент обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало несколько народных, истолкований этого обычая. Одно - как выкуп места на кладбище для умершего, что является дополнительным свидетельствам связи умершего с местом его захоронения - могилой, землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира гонит его из могилы. По другому варианту деньги клали, чтоб умерший мог купить себе место на том свете. По народно-христианскому истолкованию деньги, положенные в гроб или брошенные в могилу, предназначались для оплаты перевоза через огненную реку или для оплаты свободного прохода по мытарствам. Этот обряд сохраняет устойчивость и совершается независимо от того, к какой возрастной, социально-профессиональной группе принадлежал при жизни покойник.
Иногда на могилу бросают «слезовой» платочек. После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре - цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.
Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.
Естественная для любивших и потерявших близкого человека трагедия прощания с ним на погребении сопровождается плачем, причитаниями женщин. Но мало кто представляет, что причитания типа «Ой, мамочка, на кого ж ты меня оставила...», «Что ты собрался так рано, муж мой любимый» содержат в себе элементы формул еще языческих намогильных причитаний, которым не менее двух тысяч лет.
Традиционное угощение кладбищенских рабочих-копателей, краткая поминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших) повсеместно существует и теперь.
В прошлом особым способом поминовения души была «тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей молиться за усопшего, при этом молящийся принимал на себя часть грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственники умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей (бобылок, стариков и т. п.) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки спичек, иногда более крупные вещи - платки, куски ткани и др. Как и все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей. Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня - «в знак памяти» - раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или отдавали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника.
Сейчас, помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, существует и особая форма милостыни-поминовения - раздача на похоронах некоторым близким платков. Платки эти полагается бережно хранить.
Траур и поминки
Траур, «тужение» по случаю потери кормильца, хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам. И сейчас не утратило своего значения соблюдение траура по умершему: ношение темного платья, черного платка до 40 дней, частое посещение кладбища, запрет на развлечения и участие в светских праздниках и т. п. Нельзя не заметить, что и здесь происходит упрощение, размывание традиции. Более длительный срок ношения черного или темного платья (год и более) обусловлен тяжестью потери. Их носят чаще матери, потерявшие взрослых безвременно погибших детей.
До одного года иногда соблюдают траур также и вдовы. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели. Мужчины надевают темный костюм только для участия в погребальном ритуале, а в последующем - не соблюдают внешних признаков траура.
В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом, умершего, выносят телевизор.
Традиционно в России похороны всегда завершались поминками, поминальным обедом. Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной, а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью.
Одновременно обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений. Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти, воспоминания об умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялось воспоминание о том что умершие были когда-то живыми, и что воспоминание мыслилось как действие, в котором умерший воплощается и становится как бы его участником.
В народе прочно бытовало представление, что молитва облегчает участь грешной души за гробом, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Кто победнее, тот заказывал сорокоуст читальщику, который в течение сороки дней на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали в годовое поминовение - синодик.
В акте совместной поминальной трапезы сохранялась определенная знаковость обрядовых блюд: они имели скорее символический, нежели ритуальный характер. Этнический колорит прослеживается в наборе блюд, порядке их смены, времени проведения обрядовой трапезы. Основой рациона русских был хлеб. Хлеб в его разновидностях всегда использовался и в обрядовых целях. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи - кутья, каша, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Кутью в разных местностях готовили по-разному из зерен пшеницы, сваренных в мёду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюда употреблялась и каша (ячневая, пшенная), с которой у русских было связано представление об особой силе, заключавшейся в ней. Подача блюд строго регламентировалась. По последовательности блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое - похлебка, щи, лапша, суп. Второе - каша, иногда жареный картофель. Закуски - рыба, студень, а также к столу подавались овсяный кисель и мед. В постные дни поминальный стол включал преимущественно постные блюда, в скоромные дни в состав блюд традиционно входили мясные щи и куриная лапша. Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде.
Из серии поминальных сроков кульминационным был сороковой день. Согласно народному объяснению, этот срок связан с тем. что в течение сорока дней душа умершего находится на земле. Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай, ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа покидает землю окончательно. По народному поверью, душа умершего на сороковой день «является» в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого «отпуска» души, или «проводин». Если «проводины» не устроить, то покойник будет мучиться. В проводах души выражалась забота живых о загробной судьбе мертвых.
Особую роль в поминальном обряде играло полотенце - символ пути, указатель дороги домой. Обычно в углу дома у окна вешали полотенце, которое находилось там, а течение сорока дней оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по «своим местам» и, прилетая к дому, отирает полотенцем свое лицо.
Сейчас приобретает все большую масштабность посещение могил умерших на православные Праздники - Пасху и Троицу. Первостепенную роль во внецерковной стороне современной обрядности Пасхи играет совместная трапеза с умершими, восходящая к языческому жертвоприношению. На могилах (на тарелках, на бумаге) помещают приношения в разных наборах, например, несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты или раскрошенный кулич; очищенные яйца; или на столике у могилы пшено, несколько штук печенья. Иногда оставляют на могиле стаканчик спиртного «для покойника». Или же, если семья устраивает на кладбище импровизированную трапезу, стаканчик водки выливается на могилу.
На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест, памятник, оградку (весенний ремонт «дома покойного»), украшать могилу цветами. На Троицу особенно трогателен обычай использовать полевые цветы и венки из березовых веток, развешиваемых на крестах и оградках.Итак, в русском погребальном обряде, несмотря на печальный, порой даже трагичный характер его причины - смерти человека - сохраняется множество очень старых традиций, служащих объединению семьи и сплочению всего нашего народа, носителя древней и великой культуры.

У православных христиан, как и у всех народов, существует особый свод правил погребения усопших. Выполняя их, родные почившего помогают ему перейти в иной мир и обрести покой.

Правила похорон у православных имеют и христианские и языческие корни. Две культуры тесно переплетены воедино. Ритуал состоит из нескольких обязательных шагов, которые выполняют по канону. Предание тела земле в каждой национальной культуре имеет особенности, отличия и традиции.

Ритуал погребения нужен в первую очередь покойному, а не его ближнему кругу. Соблюсти традиции, выполнить предсмертную волю и пожелания – вот что значит выражение «проводить по-христиански». Душа усопшего должна освободиться от земного бремени.

Этапы православных похорон включают в себя следующие моменты:

  • Подготовка к церемонии прощания
  • Проводы в последний путь
  • Отпевание. Оно может быть как очным в храме, так и заочным, если по каким-то причинам тело нельзя доставить в церковь
  • Погребение
  • Поминки

Порядок действий полностью расписан, но от него можно отступать, если этого требуют обстоятельства. Например, православная церковь разрешает не проводить пышное поминовение за столом. Вместо этого лучше читать молитвы, или помянуть христианина добрым словом в узком кругу близких друзей и родственников.

Такая информация очень важна для верующих. Рано или поздно каждому придется хоронить родственника или друга. Важно знать, как правильно проводить обряд, и не теряться в трудную минуту. Люди не всегда понимают, как на самом деле проводятся православные похороны. Многие приходят в христианство в зрелом возрасте, а до этого момента слишком далеки от религии и веры. Из-за низкой православной культуры похороны обрастают многочисленными суевериями. Человек совершает лишние и бессмысленные действия, которые не дают успокоения и не помогают душе покойного.

Подготовка к погребению тела

Первый этап – это подготовка к погребению. В зависимости от прижизненных убеждений человека и религиозной принадлежности, близкие усопшего собирают его в последний путь. Традиционно этим занимаются родственники или друзья, выразившие желание отдать дань памяти и уважения покойному.

При подготовке к захоронению в православии используются и некоторые языческие обычаи.

Омовение

В погребальной традиции считается, что человек предстает перед Высшими Силами чистым. Это касается и души и телесной оболочки.

Интересно, что раньше на Руси омовением покойника занимались специальные люди. В наши дни ритуал по большей части утратил мистическое и сакральное значение. Но и сейчас лучше не проводить этот обряд силами родственников, а поручить его посторонним. Мыть усопшего самостоятельно религия не рекомендует.

Согласно христианской традиции, оплакивать покойного нельзя, ведь он переходит в лучший мир, его душа надеется на последующее воскресение и вечную жизнь в райских кущах. Считалось, что даже мать не может оплакивать ребенка: от этого его душе не комфортно.

Тело покойного мыли на пороге дома, расположив его ногами вперед. Во время обряда пели специальные песни. Для омовения использовали воду, мыло, отдельный гребень, чтобы расчесать волосы. В этих традициях явно просматриваются языческие корни: все они выполнялись, чтобы умерший не вернулся с «того света» и не навредил тем, кто остался.

Христианская традиция настаивает именно на духовном очищении и омовении от грехов. Обработка покойника перед прощанием захоронением ‒ это рекомендация санитарного характера, которую нужно исполнять, а не обязанность религиозного человека.

Облачение покойника

Особых требований к одежде покойного в гробу нет, его внешний вид регламентируется лишь условными законами. Часто в ритуальных и кладбищенских конторах вывешивают список вещей, необходимых для усопшего.

  • Согласно обычаям требуется наличие нательного креста, если человек был крещеным христианином или верующим.
  • Мужчину рекомендуется облачать в темный костюм.
  • Женщину – в платье светлых, пастельных тонов.

В Древней Руси и в эпоху раннего христианства всех, вне зависимости от пола, предавали земле в белом одеянии. Это обусловлено похоронными обычаями и приметами православных, заимствованных из языческой культуры. В ней белый цвет символом смерти и загробного мира.

Разрешается выполнить последнюю волю покойного, касательно одежды. Если родной человек попросил о чем-то, то это обязательно нужно сделать. У бабушек и дедушек часто заранее приготовлены погребальные наряды.

Можно использовать для захоронения лучшую и красивую одежду, которая была у покойного. В ритуальных конторах продаются специальные комплекты для проводов в последний путь. На ноги надевают белые тапочки – известный символ перехода в иной мир. Не возбраняется хоронить умершего в обуви, купленной при жизни.

Нельзя использовать грязную, мятую или чужую одежду для облачения усопшего. По христианским традициям на умершей женщине должен быть платок. На голову покойника мужского пола надевается специальный венчик. Но если человек был атеистом или некрещеным, то можно пренебречь этими обычаями. Каждый выбирает собственный ритуал захоронения и путь в загробное царство.

Положение во гроб

Современные традиции положения во гроб покойника часто отличаются от представлений наших предков о том, как правильно похоронить человека по христианским обычаям.

Ранее над покойным произносили псалтырь. Это необязательно делали священнослужители. Сейчас соблюдение обряда отнесено на усмотрение близкого круга, но читать канон, который называется «Последование по исходе души из тела» – желательно. Молитвенные песнопения произносят три дня.

Что еще необходимо сделать для правильного проведения прощания:

  • Поставьте перед образами или портретом покойного стакан с водой и положите сверху кусок черного хлеба.
  • Перед иконами, если они есть в доме – зажгите лампаду.
  • У изголовья покойника по традиции устанавливают свечу.
  • Портрет с траурной лентой водружают у головы усопшего.
  • Венки расставляют по стенам комнаты.
  • По традиции, каждый гость должен немного посидеть у гроба.
  • Снимать обувь при входе в комнату с покойным не нужно.
  • Двери в квартиру, где стоит гроб, не закрываются.

Важно! На похороны и прощание специально никого не приглашают. Достаточно сообщить друзьям и близким о смерти человека, назвать дату и место церемонии. На ночь с покойным остаются лишь родственники.

Традиция завешивать зеркала, убирать фотографии и ставить хлеб с водой имеет языческое происхождение. Православная церковь не отрицает ее. Единственное, чего не советуют делать священники – это наливать вместо воды водку.

Вынос тела и траурная процессия

Современные правила выноса тела и соблюдения траурной церемонии отличаются от тех, что были десятилетия назад. Но есть требования и правила, которых стоит придерживаться и сегодня. Они касаются времени захоронения и ритуального движения к кладбищу.

  • Вынос гроба назначают на первую половину дня. До 12–13. Это связано с необходимостью предать тело земле до заката.
  • Покойника выносят ногами вперед, стараясь не задевать порог и стены помещения.
  • Похоронная процессия движется за гробом: никто не выходит из дверей впереди.
  • Сначала выносят венки и корзины с цветами, потом – домовину. Так формируется траурный кортеж.
  • Гроб устанавливается перед жилищем или в морге, чтобы с человеком могли проститься те, кто не едет дальше на отпевание или на кладбищенскую церемонию.

Организовывать похоронный обряд самостоятельно необязательно. Священники допускают привлечение специальных агентов. Это понятно – расстроенные смертью близкого человека родные часто впадают в прострацию, им трудно сконцентрироваться на простых бытовых вещах. Передав инициативу специалистам, они могут сосредоточиться на духовном аспекте прощания: молиться, читать стихи из Псалтыря, вспоминать покойного.

Нести гроб родственникам (детям или братьям) нельзя. Для этой цели привлекаются специальные люди. Чем более уважаемым был покойный, тем дольше домовину несут на руках, в том числе до самой могилы.

Отпевание покойного: важные нюансы

Отпеть и захоронить покойного следует на 3-й день после смерти. Исключение составляют даты, совпадающие с большими христианскими праздниками: Светлое Христово Воскресение (Пасха) или Рождество.

Обряд предания тела или праха земле проводится только раз. Это отличает его от панихид.

В церкви не отпевают:

  • Некрещеных
  • Отрекшихся от церкви и веры или специально отлученные
  • Самоубийц
  • Иноверцев

Для проведения обряда гроб вносят в церковь, и устанавливают головой к алтарю, по направлению на восток. Близкие и родственники встают рядом с зажженными свечами в руках. Священник произносит специальные молитвы, разрешающие переход душе в иной мир.

Гроб закрывают. Считается, что после этого открывать его уже нельзя. Но бывают исключения: например, кто-то изъявит желание проститься с покойным возле могилы или в зале крематория. Поэтому священнослужитель дает родственникам специальный набор, в котором есть освященная земля и вода. Перед тем, как кремировать тело следует положить к покойнику атрибуты христианства.

В православии есть традиция заочного отпевания. К нему прибегают в случаях, когда физически невозможно доставить покойного в церковь.

Одеваться на церковное отпевание и похороны следует строго. Женщины должны быть в головных уборах (платках), длинных юбках. Плечи обязательно закрыты. Цвет одежды – темный.

  • В могилу опускают ритуальные свечи, которые горели в храме.
  • Вслед за гробом, бросают монеты. Это отголоски древнего верования о «плате за переход в иной мир». По этой же причине в гробе принято захоранивать расческу, носовой платок и железную мелочь.
  • На свежем холме помимо цветов и венков оставляют «платок слёз».

На могиле устанавливают деревянный крест. Его потом заменяют на памятник или плиту. Полностью закапывают яму кладбищенские рабочие. Их разрешается угостить ритуальными блюдами, принесенными с собой. Не возбраняется выпить «за помин души» водки. Остатки пищи разбросайте на могиле, чтобы птицы тоже помянули ушедшего в иной мир.

Поминание

Традиционно в русской культуре похороны заканчиваются специальным поминальным обедом. Проведение поминок допускается дома, где жил умерший либо на нейтральной территории.

Как поминать усопших, и какой должна быть еда на скорбной трапезе, лучше уточнить у батюшки. Не превращайте прощание в банальное застолье.Христианин должен знать, о том, что существуют 9 дней после смерти, что они значат и помнить как поминать усопших. Важным аспектом выражения скорби является траур. Он заключается в ношении одежды темного цвета, в отказе от развлекательных мероприятий. В проповедях священники говорят, что мало соблюдать девятый и сороковой дни, нужно сердцем молиться за ушедшего человека, чтобы ему было легче.

Важно! Ключевые даты в жизни родственников и загробного путешествия души – это три, девять и сорок дней. Народная молва утешает оставшихся в живых, что по истечении 40 дней станет легче.

40 дней после смерти, что значит дата, и как поминать усопших – этот вопрос волнует родственников и друзей. Ответит на него священник. Батюшка расскажет о христианских традициях, поможет пережить боль утраты.

Суеверия и приметы, связанные с похоронами

Дурные предзнаменования, связанные с покойником и похоронами, которые тревожили наших предков, имеют давние традиции. Люди боялись, что дух умершего вернется и будет мстить. Полагаться на приметы или нет, дело личное, но знать о них нужно.

Суеверия пока покойник дома

  • Покойного дома нельзя ни на минуту оставлять одного. С ним постоянно должен кто-то быть: произносить молитвы, читать Псалтырь.
  • Табуретки или стол, на котором стоял гроб, переверните ножками вверх.
  • В гроб нельзя класть фотографии близких или друзей. Считается, что так наводят порчу и вызывают смерть.
  • Зеркала завесить, чтобы дух не проник обратно через амальгаму.
  • Воду, которой обмывали тело, выплескивают в глухом, безлюдном месте.
  • Теплые ноги покойника вплоть до погребения – к скорой кончине членов семьи.
  • Личные вещи, которые дороги умершему – очки, кольца, чётки – положите вместе с ним в гроб.
  • Кошка, запрыгнувшая на домовину – дурной знак. Не пускайте животных в комнату, где лежит покойник.
  • Дорога траурной процессии до машины устилается еловыми ветками.
  • Спать в одном помещении с умершим нельзя. Если так случилось, народная молва рекомендует съесть на завтрак лапшу.

Приметы на кладбище и приметы похоронной процессии

  • Дорогу похоронной процессии переходить нельзя. Считается, что тот, кто нарушит этот завет, тяжело заболеет.
  • Запрещается нести гроб родственникам умершего.
  • Забыть крышку дома – к большим несчастьям, вплоть до гибели членов семьи.
  • Идти вперед перед траурной процессией – к смерти.
  • Если могильщики случайно выкопали большую яму – это дурной знак. Могила рассчитывается на одного человека.
  • Во время похорон нельзя смотреть в окно или спать.

Приметы после похорон

  • Если человек выпьет воду и съест хлеб, предназначенный духу, то скончается от болезни. Эти яства нельзя даже животным отдавать.
  • Много и часто плакать по умершему запрещено. Считается, что усопший утонет в слезах тоскующего человека.
  • Уходя с кладбища, не оглядывайтесь. Придя в помещение, где устраивают поминки, вытрите ноги, отряхните «мёртвую» землю.
  • Личные вещи покойника, которые нельзя положить в гроб, раздайте нуждающимся. Церковь разрешает делать это, не дожидаясь 40 дней.
  • Кровать умершего и постельное белье выбрасывают.
  • Слово «спасибо» во время поминок не произносят.

Можно ли мусульманам присутствовать на христианских похоронах

Наша страна многонациональная, в ней живут рядом адепты разных вероисповеданий. Если умерший человек был хорошим соседом и добрым другом, то православная вера не запрещает присутствия на похоронах представителей иных конфессий. Конечно, мусульманин вряд ли пойдет в храм на отпевание, но проводить в последний путь на кладбище друга он имеет полное право. Это касается и поминального обеда. Религия запрещает мусульманам употреблять спиртное, но и православные священники осуждают тех, кто пьет.

Почтить память человека – это долг и добрая традиция. Бог любит всех, вне зависимости от цвета кожи и национальности. Для него мы дети, об этом священники постоянно напоминают во время проповеди.

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Православные похороны

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин - это образ Христа, для женщин - Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.
На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида .

Православные похороны

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен . Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом , лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.
Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь - восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю , а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.

Отпевание православным чином

  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»
На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период , который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Отпевание и погребение по православному обычаю

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...