Российские школьники завоевали золотые медали на международных олимпиадах по физике и математике. Как устроены международные олимпиады для школьников

На днях завершились международные олимпиады школьников по физике и математике.


17 июля вернулась команда математиков из Гонконга, а 18 июля – команда физиков из Швейцарии (Цюриха). И физики, и математики завоевали по четыре золотых медали и по одной серебряной в Международной олимпиаде по физике (IPhO 2016) и Международной математической олимпиаде в Гонконге. Физик Александр Артемьев также показал лучший в мире результат в теории (best performance in the theoretical examination) и получил приз от Европейского физического общества (EPS) за лучший результат среди школьников из Европейских стран (best male European participant).


Перед выездом в Швейцарию команда физиков две недели «дошлифовывала» свою подготовку на Физтехе, а математики трудились в образовательном центре «Сириус» в Сочи.


В состав победителей российской сборной по физике вошли:

    Александр Артемьев, г. Киров, Кировский физико-математический лицей - золото;

    Илья Кочергин, г. Москва, лицей 2-я школа - золото;

    Василий Югов, г. Пермь, школа № 146 - золото;

    Иван Утешев, г. Саранск, Республиканский лицей для одарённых детей - золото;

    Максим Елисеев, г. Саранск, Республиканский лицей для одарённых детей - серебро.

Руководители сборной России по физике:

    Артём Воронов – научный руководитель команды, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ;

    Михаил Осин – руководитель команды, доцент кафедры общей физики (ФАЛТ) МФТИ;

    Иван Ерофеев, ассистент кафедры теоретической механики МФТИ, золотой медалист IPhO;

    Виталий Шевченко, научный сотрудник лаборатории перспективных исследований мембранных белков МФТИ, призёр IPhO.

Сборная по физике

В состав российской сборной по математике вошли десятиклассники:

    Георгий Вепрев, лицей № 2 г.Рыбинск, Ярославская область - бронза;

    Никита Карагодин, лицей № 239 г. Санкт-Петербург - серебро;

и одиннадцатиклассники:

    Павел Губкин, лицей № 239 г. Санкт-Петербург - золото;

    Руслан Салимов, школа № 1329 г. Москвы - золото;

    Иван Фролов, школа № 1329 г. Москвы - золото;

    Григорий Юргин, лицей «Вторая школа» г. Москвы - золото.


Руководители сборной России по математике:

    Назар Агаханов – руководитель команды, доцент кафедры высшей математики МФТИ;

    Дмитрий Терёшин – заместитель руководителя команды, доцент кафедры высшей математики МФТИ.

    Максим Пратусевич – директор Президентского лицея г. Санкт-Петербурга;

    Кирилл Сухов – педагог дополнительного образования Президентского лицея г. Санкт-Петербурга, золотой медалист IMO.



Сборная по математике


На сегодня Физтех ведёт подготовку школьников к международным олимпиадам по физике, по естественным наукам (юниоры) и математике. Базой для этой работы является . Кроме того, в Лаборатории, сотрудники которой являются членами Центральных предметно-методических комиссий, а также участниками жюри Всероссийских олимпиад школьников по физике и математике, разрабатываются задания для Всероссийских олимпиад, на базе Лаборатории ведётся работа с учителями. В работе Лаборатории активно участвуют студенты – победители олимпиад самого высокого уровня. Среди них немало членов сборных команд других стран (Белоруссия, Украина, Казахстан и т.д.).


Как отмечает доцент кафедры высшей математики МФТИ, руководитель команды по математике Назар Агаханов , показатели этого года можно считать очень удачными: «По 4 золотые медали взяли Корея, Китай, Сингапур и Россия - эти пять стран забрали ровно половину всех золотых медалей олимпиады. Успех российской математической школы ознаменован еще и включением сразу двух из шести задач, предложенных Россией, в варианты международной олимпиады. Причем обе задачи были признаны опросом beauty contest лучшими олимпиадными задачами».


По словам Валерия Слободянина , тренера российской сборной по физике и преподавателя кафедры общей физики МФТИ, основные конкуренты на таких олимпиадах для России - это страны юго-восточной Азии: «В этом году мы обошли такие страны, как Таиланд и Сингапур,впереди нас только Китай, Корея и Тайвань. В азиатских странах очень сильная подготовка, поэтому мы несколько поменяли методику нашей подготовки, возможно это дало свой результат, и мы нашли свою линию по правильному обучению, закрепив результат олимпиады по физике прошлого года (тоже 4 золотых медали и 1 серебряная)».

За российских участников можно переживать не только на Олимпийских играх в Рио, но и на международных олимпиадах для школьников. Ведь результаты наших ребят на олимпиадах по физике, математике и другим предметам напрямую влияют на престиж российского образования. И хотя за первенство в общем зачёте России трудно соперничать с азиатскими странами и США, наши школьники регулярно выигрывают золотые медали. Ксения Кнорре Дмитриева поговорила с победителями олимпиад этого года и узнала об особенностях подготовки, устройстве международных олимпиад и как сложился их путь к успеху.

Российские одиннадцатиклассники, ученики лицея «Вторая школа», в этом году стали победителями международных олимпиад. Илья Кочергин взял золотую медаль по физике в Цюрихе, а Гриша Юргин — золото за математику в Гонконге. Мы встретились с ними в их родной школе и поговорили о том, как проходят международные олимпиады, о трудностях, с которыми они столкнулись, и о планах на будущее.

Победители международных олимпиад Илья Кочергин (слева) и Гриша Юргин (справа). Фото с личных страниц «ВКонтакте»

Система оценивания

И в математике, и в физике командный зачёт считается неофициальным — учитываются личные результаты каждого участника, но, конечно, всегда и всех интересует, какое место заняла страна. Места распределяются в соответствии с количеством баллов. Каждая задача по физике обширная, со множеством пунктов, и у каждой есть своя детальная разбалловка. В условии оговаривается, сколько баллов получает участник за тот или иной пункт. У России в физике и по медалям, и по баллам четвёртое место — четыре золотых и одна серебряная медаль, как и в прошлом году. Это хороший результат — бывали времена, когда мы выступали намного хуже. Хотя в 2000 году Россия и заняла первое место в командном зачёте.

На вопрос о соотношении золотых, серебряных и бронзовых медалистов в олимпиаде по математике Гриша, как и полагается математику, отвечает: «Медалистов примерно половина от всех участников, и золото-серебро-бронза распределяются в отношении 1:2:3, то есть золотые медали получили 1/12 участников».

На олимпиаде по математике два тура, в каждом по три задачи, и за полное решение одной задачи можно получить максимум семь баллов. «По сумме баллов мы делим в этом году седьмое-восьмое место, по медалям картина лучше: мы заняли пятое место. Большим успехом это назвать нельзя, но это и не провал, конечно», — говорит Гриша.

Какие страны лидируют по числу наград

Первые места в международных олимпиадах по физике в последние годы стабильно занимают азиаты. Илья говорит, что это связано с тем, что у них очень организованная подготовка. В России сборы для подготовки к международной олимпиаде проходят несколько раз в год по две недели. А азиатских детей могут собрать на год, и целый год они будут заниматься только подготовкой к выступлению на международной олимпиаде, почти не отвлекаясь на основное образование. Поэтому они всегда очень хорошо выступают, и этот год не исключение. Первое место по физике занял Китай, второе — Корея, третье — Тайвань.

В математике тоже первые места традиционно занимают выходцы из стран Азии. Причём если десять лет назад верхние ступени всегда занимали китайцы, а остальные выступали хуже, то в этом году китайцы стали только третьими. Их обогнали корейцы и команда из США, в которой тоже не меньше половины — уроженцев стран Азии. Гриша не считает, что нам стоит что-то менять в системе подготовки к олимпиаде, потому что она хорошо работает и уровень наших ребят достаточно высокий. Кроме того, он не уверен в том, что нам стоило бы так же, как азиатам, посвящать год подготовке к олимпиаде.

Про задачи

Руководитель нашей делегации на Международной математической олимпиаде Назар Агаханов отмечает, что уровень задач на олимпиаде с каждым годом всё сложнее. Илья и Гриша с этим согласны. Илья говорит, что на самой первой Международной олимпиаде по физике (1959 год) давали задачи, которые сегодня получают школьники, участвующие в региональном туре Всероссийской олимпиады. Правда, тогда эти задачи давались впервые, и никто не знал, как их решать.

Сегодня в физике изменились и сложность задач, и их формат. Если раньше они были похожи на задания Всероса, то сейчас они очень длинные и разбиты на много пунктов. Это усложнение связано с ростом уровня участников. После 2000 года, когда Россия в последний раз оказалась выше Китая, азиаты стали очень сильно расти, и это тоже повлияло на усложнение.

Специфика задач на Международной олимпиаде по математике не зависит от того, в какой стране она проходит

Отбор происходит путём голосования руководителей команд. В целом задачи на прошедшей олимпиаде были более технические. Участникам надо было много считать, было меньше задач с коротким, но неочевидным решением. На Всероссийской олимпиаде такие задачи более популярны.


Пример задания на олимпиаде по математике

Быт участников олимпиад

Участников международных олимпиад ждут не только сверхсложные задачи, но и бытовые трудности. Поскольку математическая олимпиада проходила в Гонконге, нашей сборной пришлось пройти и через адаптацию к другому времени и климату, и познакомиться с непривычной едой. Правда, как объяснил Гриша, руководители нашей делегации постарались смягчить разницу во времени и дать возможность отдохнуть от перелётов. Ребята прилетели из Москвы седьмого июля утром, а первый тур был только 11-го. Но некоторые сложности с акклиматизацией и переходом на другое время всё же были. Кроме того, до переезда в кампус наши олимпийцы ели непривычную китайскую еду.

Илья вспоминает, что, когда он был в Гонконге на Азиатской олимпиаде по физике, местная еда им совершенно не понравилась, а другой не предлагали

Поэтому наши физики ходили в Макдоналдс неподалёку. Впрочем, команда математиков в этот приезд также время от времени в нём бывала.


Гонконг

Часто говорят о том, какую огромную роль играет психологическая подготовка участников, но наши победители утверждают, что с этим у них всё в порядке. «С нами как-то пытался заниматься психолог, но для меня это не особо важно. Когда я получаю задачу, я думаю только о задачах и больше ни о чём. Моя цель — решить как можно больше и лучше», — считает Илья. Гриша говорит, что иногда какие-то мысли мешают и отвлекают, но ему удаётся с этим бороться и концентрироваться на задаче: «Как правило, это получается довольно успешно, но иногда требует определённых усилий и правильного психологического настроя. Мне кажется, я с этим справляться умею».

Как складывался путь к успеху

В соцсети «ВКонтакте» Грише Юргину часто пишут разные родители: спрашивают, куда бы он порекомендовал пойти учиться их детям. Гришин путь к золотой медали на Международной олимпиаде начался в раннем детстве. Но всерьёз он стал заниматься математикой только с седьмого класса. Большую роль в увлечении сыграл учитель математики лицея, который вёл обязательные занятия, — Александр Балабанов. «Мне было интересно на его уроках, — говорит Гриша, — и я начал ходить на лицейский кружок. С девятого класса ходил на кружок в Центр педагогического мастерства „Хамовники“, а с восьмого класса ездил на выездные сборы».

Илья же не сразу пришёл в физику. Когда он уже учился во Второй школе, то долго решал, по какому предмету хочет специализироваться: колебался между физикой и математикой, причём какое-то время склонялся к математике. Но в конце концов победила физика. «Я хорошо написал олимпиаду по физике, меня пригласили на весеннюю физическую школу, и после этого я выбрал физику и начал заниматься», — рассказывает Илья. Как и Гриша, он много занимается с Центром педагогического мастерства «Хамовники», который организует занятия для сборной Москвы.

Куда поступают победители олимпиад

Победители Международных олимпиад имеют возможность выбирать любые вузы. Гриша поступил в Высшую школу экономики, на факультет математики. Он говорит, что там более высокая концентрация людей, нацеленных именно на математику, чем, скажем, на мехмате МГУ. После вуза Гриша планирует заниматься фундаментальной математикой. Илья поступил в МФТИ и собирается дальше заниматься физикой как наукой, конкретную область он будет выбирать на первом курсе.


Высшая школа экономики / Фото: iStockphoto / Aleks_G

Как победители олимпиад проводят досуг

Олимпиады для наших победителей — это не только задачи. Во-первых, это друзья. Круг их общения — в основном те, кто участвует в олимпиадах, ездит с ними на сборы, выездные школы, ходит на кружки. Во-вторых, олимпиады — это довольно большой жизненный опыт: другие города, страны, другая культура и еда.

Вопреки мнению, которое может сложиться, подготовка к соревнованиям такого уровня и вообще движение к званию лучших в мире не занимает всё время ребят

Илья говорит, что занимается задачами по три-четыре часа в день, в течение двух-трёх недель перед олимпиадами — ежедневно. Но у них остаётся время и на общение с друзьями, и на путешествия, и немного на спорт. И Илья, и Гриша играют в настольный теннис — эта игра вообще популярна у физиков и математиков, в неё играют многие олимпиадники. Увлечений, сопоставимых по масштабу с физикой у Ильи или с математикой у Гриши, у них нет.

Сейчас Илья собирается съездить на неделю в Европу, а вообще, он не любит сидеть без дела, поэтому на заслуженных каникулах занимается для себя биологией, а ещё планирует сделать научную работу по биофизике. Гриша в свободное время занимается топологией.

24 июля 2017 года в Россию из Бразилии возвращается национальная сборная команда по математике. На 58 Международной математической олимпиаде в Рио-де-Жанейро наши старшеклассники заработали 1 золотую медаль, 3 серебряных и 2 бронзовых.

Лучший результат на этих состязаниях из российских ребят показал Михаил Иванов (физико-математический лицей №239, город Санкт-Петербург). У него золотая медаль и 14 место в индивидуальном зачете.

Серебряные медали у Георгия Вепрева (лицей №2, город Рыбинск), Никиты Добронравова (лицей № 130, город Новосибирск) и Кирилла Тыщука (физико-математический лицей №239, город Санкт-Петербург).

Бронзовые медали у Тимофея Зайцева (школа № 179, город Москва) и Вадима Ретинского - самого младшего члена команды (школа № 1329, город Москва)

Лидером соревнований стала сборная Южной Кореи, все участники которой были отмечены золотыми медалями.

Назар Агаханов: "ММО 2017 в Рио-де-Жанейро кардинально отличалась от всех предыдущих сложностью задач. Пожалуй, они были самыми сложными за всю историю математического олимпиадного движения. Из шести задач, предложенных математикам в Бразилии, одна была от российского композитора. Такой тип заданий нашим ребятам был хорошо знаком, они успешно справлялись с ним на сборах, но именно на этой задаче срезалось максимальное количество участников, и наши в том числе. Ложное решение сбило с толку всех.

В этом году огромную поддержку нам оказал проект #мырешаем. Такое внимание мотивировало ребят усерднее заниматься, никто не хотел подвести. В итоге все возвращаются с наградами. Думаю, что инициативы, подобные этой, полезны как для общества, так и для бизнеса".

Михаил Иванов (золотая медаль на ММО 2017): "Когда я узнал про золото, то разумеется обрадовался. Примерно понятно это было уже после второго тура. В первом туре все три задачи я сделал идеально и получил максимум баллов, а вот во втором - мог быть чуть лучше. После возвращения домой я стану студентом Исследовательской лаборатории им. П.Л.Чебышева математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Алексей Колесников, сооснователь Рокетбанка ("Открытие"): "Для нас важно поддерживать талантливых математиков. Ведь все прорывы в науке и технологиях происходят благодаря новым математическим моделям и теориям. За этими ребятами - будущее страны, а может быть, и всей планеты. Кто знает, возможно, кто-то из них станет вторым Стивеном Хокингом или Львом Ландау. И сегодня у каждого есть возможность поддержать эти ребят. Мы обязательно продолжим проект #мырешаем".

Серия с прямой речью Михаила Иванова (золотая медаль на ММО 2017): https://www.youtube.com/watch?v=Iy01e_ltDzI

Новую серию документального фильма о национальной сборной России по математике можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=dbgjVHTy4uc

Проект в поддержку национальной сборной России по математике будет продолжен до 01.09.2017: http://wesolve.rocketbank.ru/

http://wesolve.rocketbank.ru/

http://wesolve.rocketbank.ru/

Встретить сборную команду России можно будет 24 июля 2017 года в аэропорту Домодедово 13-50 по мск. времени (рейс ek - 133 Дубай - Москва).

Аккредитация для СМИ по телефону:

Татьяна Пчелина

mob: +7 909 162 38 71

e-mail: [email protected]

Справка о составе сборной команды России на Международной математической олимпиаде (школьников)

Георгий Вепрев, 18 лет, город Рыбинск, лицей № 2, закончил 11 класс, победитель Всероссийской олимпиады по математике 2017 года. Руководитель кружка и тренер -Владимир Леонидович Дольников.

Интересы: только математика, на остальное нет времени

Никита Добронравов, 18 лет, город Новосибирск, лицей № 130, закончил 11 класс, победитель Всероссийской олимпиады по математике 2017 года. Математический кружок "Совёнок", тренер - Губарев Всеволод Юрьевич.

Интересы: теория чисел, комбинаторика, опера, страйкбол

Кирилл Тыщук, 18 лет, город Санкт-Петербург, физико-математический лицей №239, закончил 11 класс, победитель Всероссийской олимпиады по математике 2017 года, идет по стопам старшего брата Константина Тыщука, который в 2009 году уже завоевал золото на IMO. Тренеры и руководители кружка - Сергей Львович Берлов и Дмитрий Андреевич Ростовский.

Интересы: теоретическая информатика.

Михаил Иванов, 17 лет, город Санкт-Петербург, физико-математический лицей №239, закончил 11 класс, победитель Всероссийской олимпиады по математике 2017 года. Тренеры и руководители кружка - Сергей Львович Берлов и Дмитрий Андреевич Ростовский.

Интересы: шифрование, компрессия данных.

Вадим Ретинский, 16 лет, город Москва, школа № 1329, закончил 10 класс, самый младший победитель Всероссийской олимпиады по математике 2017 года по 11 классу. Математический кружок - Центр педагогического мастерства, тренер - Кушнир Андрей Юрьевич.

Интересы: настольные игры.

Тимофей Зайцев, 17 лет, город Москва, школа № 179, закончил 11 класс, победитель Всероссийской олимпиады по математике 2017 года. Математический кружок - Центр педагогического мастерства.

Интересы: футбол, игра на гитаре.

Назар Хангельдыевич Агаханов - руководитель сборной команды России на Международной математической олимпиаде (школьников); член Консультативного совета Международной математической олимпиады.

Доцент кафедры высшей математики МФТИ, кандидат физико-математических наук, возглавляет отделение математики Лаборатории по работе с одаренными детьми.

С 1974 года член жюри Всесоюзной (в 1992 году - Межреспубликанской, с 1993 года - Всероссийской олимпиады школьников по математике).

О Международной математической олимпиаде и о математической олимпиаде России

Международная математическая олимпиада (MMO) - это Чемпионат мира по математике среди школьников старших классов, проводящийся каждый год в одной из стран-участниц. Первая MMO прошла в 1959 году в Румынии с участием семи стран. В последние годы в ММО участвуют более 100 стран со всех 5 континентов. Участникам предлагается решить 6 задач (по три задачи в день, в течение двух дней подряд). Задачи выбираются из разных областей школьной математики, главным образом из геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики.

Материал публикуется на коммерческих условиях. Агентство "Интерфакс-Центр" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...