Рождение Руси: история праславян. Древняя Русь: зарождение восточных славян

Энтогенез - (происхождение) и общественный строй восточных славян (праславян) эпохи Великого переселения народов Раннего Средневековья

а) Рассмотреть начальный этап исторических событий конца V - первой половины VI в.н. как период Великого расселения славян в Восточной Европе:

Распад древне европейской языковой общности и выделение из нее балто-славянского (или протославянского) языка относится еще к первой половине 11 тысячелетия до нашей эры. Однако вычленение собственно праславянского языка большинство лингвистов относит только к VIIVI вв. до н.э. Обособление праславян как этнографического (археологического) целого связывают чаще всего с возникшими в V в. до н.э. на территории современной Польши подклешевой и поморской культурами.

В письменных источниках с начала христианской эры появляются отдельные упоминания праславян. В основном это сведения из географических описаний (Естественная история» Плиния Старшего, «Германия» Тацита, «География Птолемея, «певтингерова таблица»), а также титул римского императора Волусиана (251-253) «Венедский», данный ему за поход в Дакию. Праславяне фигурируют в этих упоминаниях как «венеды».

Гуннское нашествие и последующий уход кочевой волны на запад имели опустошительные последствия для Восточной и значительной части Центральной Европы. Это особенно проявляется с первых десятилетий V в. Остатки черняховского населения сохраняются в V в. только В верховьях Днестра и Южного Буга, отчасти в Прутско-Днестровском междуречье и, возможно, в Среднем Поднепровье, где отмечено сближение черняховцев с балтской (или балто-славянской) киевской культурой.

Именно в этих условиях происходит, вероятно, формирование собственно славян как особого этноса. Складывание общеславянского языка лингвисты относят к V столетию. Носители этого языка, в число которых первоначально не входили ни оставшиеся в Восточной Европе анты, ни жители северных польских земель, называли себя старым этнонимом 4словене - «говорящие».

С середины V в. начинается расселение славян на север от Нижнего Подунавья вдоль линии Карпатских гор. Здесь жили племена культуры карпатских курганов, представлявшие собой подвергшееся лишь слабой романизации туземное дакийское население. Судя по материалам поселений на Буковине, славяне во второй половине V в. местами жили вместе с ними, отчасти взаимно ассимилируясь. В этих восточно-карпатских областях, очевидно, и складывается пражская или пражско-корчакская культура, связанная со славянами (словенами) VI-VH вв.

С верховий Прута славяне, носители керамики пражского типа, расселяются в прилегающих областях бассейна Верхнего Днестра. Здесь еще жили черняховские племена. Некоторое время черняховцы, судя по археологическим данным, сосуществуют с пришельцами, даже в пределах одних поселений. Другим местным субстратом являлись расселявшиеся на черняховских землях киевские племена.

В результате смешения этих трех элементов в течение второй половины V в. формируется пеньковская (пражскопеньковская) культура. Она надежно связывается со славяноязычными антами VI - VH вв.

Третья группа славяноязычного населения оформляется в результате ассимиляции праславянами германцев и балтов на севере, - видимо, в Великой Польше между Вислой и Одером. Эта группа, видимо, сохраняла еще этноним «венеды», прилагаемый к ее потомкам германцами и прибалтийскими финнами. Во всяком случае, Иордан, перелагающий Кассиодора, сообщает от трех этносах, произошедших от древних венедов - собственно венедах, словенах и антах.

В конце V - начале УI в. возникает первое поселение (возможно, уже укрепленное) на Старокиевской горе. Оно стало передовым форпостом антского расселения в Поднепровье, хотя уверенно начинать отсюда историю города Киева проблематично. В Среднем Поднепровье антское расселение захватило южную область древней киевской культуры. Существуют разные точки зрения на степень участия «киевских» племен в сложении пеньковской культуры, но само это участие сомнений не вызывает. Особенно это касается пеньковских памятников УI в. на левобережье Днепра. Их основные культурные черты, видимо, складываются в Поднепровье в конце V в., в процессе синтеза «киевских» И пришедших с запада элементов.

На основной территории киевской культуры в Подесенье и Верхнем Поднепровье к концу V в. на основе предшествующей сложилась новая колочинская культура. Высказывалось мнение о ее славянской принадлежности, связанное с гипотезой о славянской принадлежности и самих киевских памятников. Однако колочинская культура гораздо теснее связана с балтской культурой Тушемли-Банцеровщины в Верхнем Поднепровье и прилегающих областях, чем с пражско-пеньковскоЙ. Влияние последней вполне объяснимо межкультурными контактами. В целом колочинская культура входит в восточно-балтскую культурную область.

О социальном устройстве праславянского общества к середине V в. судить трудно. Единственным реальным источником для нас являются данные языка, позволяющие выделить древние общеславянские термины, обозначающие социальные реалии, и ранние заимствования социальной терминологии из других языков. Данные этнографии отражaют естественно, реальность гораздо более позднего периода.

К древности они могут применяться лишь в сопоставлении с археологическим материалом. Последний же из-за полиэтничного характера культур IV - первой половины V в. имеет для изучения социального строя праславян вспомогательное значение.

Тем не менее, сопоставляя данные археологии и языка, можно сделать некоторые общие выводы о характере славянского общества. Славяне жили в условиях племенного строя. Основной ячейкой общества была община, в основе устройства которой лежало представление о кровном родстве.

Однако уже существовала община, основанная на взаимном соглашении (а не на родстве) - мир. Она могла включать как одно поселение, так и несколько. В последнем случае община сближалась по характеру с племенем. Господствующим в славянском словоупотреблении применительно и к племени, и к общине было, кажется, слово «род».

Праславяне жили на неукрепленных поселениях деревенского типа (веси, села). Строили они и укрепленные «грады, становившиеся убежищем на случай опасности. В обществе существовало социальное неравенство. С древнейших времен было известно патриархальное рабство (термин раб индоевропейского происхождения); рабами становились пленники. Возможно, еще в балто-славянскую эпоху сложилось деление свободных общинников на людей» (полноправных) и смердов (неполноправных; термин имел уничижительное значение). В эпоху племенного строя смердами могли именоваться представители покоренных племен, сохранившие личную свободу и общинную организацию, но обязанные повинностями победителям.

В условиях того периода грань между людьми и смердами с неизбежностью была очень хрупка; в случае же подчинения праславян иноплеменниками она вообще стиралась.

Отдельные племена постепенно объединялись в племенные союзы. Славянское название для таких объединений, промежуточных между «словенским языком» в целом и отдельными «родами», неизвестно.

б) Рассмотреть второй этап в истории славянского общества, как время начало сложения государственности - Киевская Русь в Среднем Поднепровье (VI-VII вв) создания политического объединения союза славянских племен «РОС» или «РУС» - «народ богатырей» («суперсоюз» четырех крупных союзов славянских племен - середина VI вв. н.э. Время начала династий киевских князей Среднего Поднепровья, как события доворяжского периода трех братьев - Кие, Щеке и Хориве. Основание Киева, как центра племенного объединения полян.

Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля и кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала», составленный, по всей вероятности, киевским монахом Нестором около 1113 г. Нестор использовал более ранние русские летописи, народные сказания, памятники византийской и западнославянской письменности. Он производил и специальные изыскания по некоторым вопросам русской истории.

Далее Нестор повествует о том, как был создан город Киев. Княживший там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в гости к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий построил город на берегу Дуная, предполагая обосноваться здесь надолго. Но местные жители враждебно отнеслись к нему, и Кий вернулся на берега Днепра.

Первый этап сложения Киевской Руси (на основании уцелевших фрагментов "Повести временных лет" Нестора, подкрепленных, как мы видели, многочисленными материалами V-VII веков и ретроспективно источниками XII века) рисуется как сложение мощного союза славянских племен в Среднем Поднепровье в VI веке нашей эры, союза, принявшего имя одного из объединившихся племен - народа РОС или РУС, известного в VI веке за рубежами славянского мира в качестве "народа богатырей".

Таким образом, первым историческим событием на пути создания Древнерусского государства Нестор считал образование княжества полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях распространилось далеко на юг и было занесено даже в Армению. Неизвестно, существовал ли действительно князь по имени Кий или это только эпическое имя, образованное от города Киева и относящееся к какому-то князю, жившему приблизительно во времена Юстиниана. Но несомненно, что киевский летописец уловил очень важный рубеж в истории восточного славянства, отметив складывание союзов племён, появление князей, повелевавших значительными массами соплеменников, строительство крепостей -- градов, из которых впоследствии развились феодальные замки или города.

Исторический путь дальнейшего развития славянских племен Восточной Европы был намечен и предопределен ситуацией VI-VII веков, когда русский союз племен выдержал натиск кочевых воинственных народов и использовал свое выгодное положение на Днепре, являвшемся путем на юг для нескольких десятков северных племен днепровского бассейна. Киев, державший ключ от днепровской магистрали и укрытый от степных набегов всей шириной лесостепной полосы ("и бяше около града лес и бор велик"), стал естественным центром процесса интеграции восточнославянских племенных союзов, процесса возникновения таких социально-политических величин, которые уже выходили за рамки самой развитой первобытности.

Вторым этапом исторической жизни Киевской Руси было превращение приднепровского союза лесостепных славянских племен в "суперсоюз", включивший в свои фаницы несколько десятков отдельных мелких славянских племен (неуловимых для нас), объединенных в четыре крупных союза. Что представлял собою союз племен в IX веке, мы можем видеть на примере вятичей: здесь самостоятельно, изнутри рождались отношения господства и подчинения, создавалась иерархия власти, устанавливалась такая форма взимания дани, как полюдье, сопряженная с внешней торговлей, происходило накопление сокровищ. Примерно такими же были и другие союзы славянских племен, имевших "свои княжения".

Связывая возникновение Киева с началом восточнославянской государственности, летописец Нестор записал народное предание о трех братьях -- Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленных” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личности Кия Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которому Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором.

Долгое время этот летописный рассказ, отношение последователей к которому (как в плане достоверности, так и в плане славянского происхождения Кия и его братьев) чаще всего было скептическим, являлся единственным источником в решении вопроса о времени происхождения Киева. Неудивительно поэтому, что историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая (вопреки совершенно четкому указанию летописи о славянстве Кия) основание Киева сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам. Так, В.Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский”. Само имя Киев происходит от сарматского слова “кивы”, что значит каменные горы. Известия об основании города князем Кием, согласно историку, являлись измышлением летописца, проистекающим “от незнания сего имени”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени до “пришествия Христова”.

Процесс классообразования, шедший в каждом из племенных союзов, опережался процессом дальнейшей интефации, когда под властью единого князя оказывалось уже не "княжение", объединявшее около десятка первичных племен, а несколько таких союзов - княжений. Появлявшееся новое грандиозное объединение было в прямом, математическом, смысле на порядок выше каждого отдельного союза племен вроде вятичей.

Очевидно, русь (по Нестору «поляне, ныне называемые русью») стояла во главе племенного союза, сложившегося в Среднем Поднепровье, её имя постепенно вытеснило имена других племён и распространилось уже в VI--VII вв. почти на всю лесостепную полосу Восточной Европы, занятую славянскими земледельческими и оседавшими на земле неславянскими кочевыми племенами.

Вывод:

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

В конце V в. происходят два взаимосвязанных события, которые являются ответами на вопрос летописца-монаха Киево-Печерского монастыря Нестора: “Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть”? (“Повесть временных лет”):

  • 1. Великое расселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали у Византии половину ее территории.
  • 2. Основание Киева на Днепре во время княжения Кия. Город играл особую роль в жизни славянского мира. Почему? Все крупные реки днепровского бассейна сходились к Киеву, стоящему на высокой горе. Реки Березина, Сож, Припять, Десна несли свои воды сюда, в Днепр. Бассейны этих рек охватывали земли древлян, кривичей, радимичей, северян. И все это пространство, все пути из него на юг “в греки”, к Черному морю запирались крепостью на Киевской горе. Другими словами, князь Кий стал хозяином реки Днепр и всех его притоков.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.

Повсеместно бытует мнение, что настоящая история славян начинается с христианизации Руси. Получается до этого события славяне как бы и не существовали, поскольку так или иначе человек, размножаясь, обживая территорию, оставляет после себя след в виде системы верований, письменности, языка, правил, регулирующих взаимоотношения соплеменников, архитектурных построек, обрядов, сказаний и легенд. Основываясь же на современной истории, письменность и грамота пришли к славянам из Греции, право – из Рима, религия – из Иудеи.
Поднимая славянскую тему, первое, с чем связывают славянство – это язычество. Но позвольте обратить Ваше внимание на суть данного слова: «язык» означает народ, «ник» – никакой, неизвестный, т.е. язычник – это представитель чуждой незнакомой веры. Можем ли мы быть для самих себя иноверцами и язычниками?
Христианская религия пришла из Израиля, как и история – из иудейской Торы. Христианство существует на Земле только 2000 лет, на Руси – 1000. Рассматривая эти даты с позиции Вселенной, они кажутся незначительными, т.к. древнее знание любого народа уходит далеко за пределы этих цифр. Странно думать, что все, что было задолго до христианства, нарабатывалось, собиралось, передавалось из поколения в поколение – ересь и заблуждения. Получается, все люди на Земле веками жили в иллюзии, самообмане и заблуждениях. Возвращаясь к славянам, как тогда они смогли создать столько прекрасных произведений искусства: литературы, архитектуры, зодчества, живописи, ткачества и т.п., если были невежественными лесными жителями?
Поднимая богатейшее Славяно-Арийское Наследие, Славяне появились на Земле задолго до представителей других народов. Ранее термин «земля» имел то же значение, что и греческое название «планета», т.е. небесный объект, движущийся по своей орбите вокруг солнца. Наша Земля имела название Мидгард, где «мид» или «middle» означает средний, «гард» - град, город, т.е. средний мир (вспомните шаманское представление о строении Вселенной, где наша Земля связывалась со средним миром). Около 460500 лет назад наши предки приземлились на северном полюсе Мидгард-Земли. С того периода наша планета претерпела значительные изменения как климатические, так и географические. В те далекие времена Северный полюс был богатым растительным и животным миром материком, островом Буяном, на котором произрастала буйная растительность, который и обжили наши предки.
Славянский Род состоял из представителей четырех народов: Да`Арийцев, Х`Арийцев, Расенов и Святорусов. Первыми на Мидгард-Землю прибыли Да`Арийцы. Они пришли из Звездной системы созвездия Зимун или Малой Медведицы, земли Раи. Цвет их глаз серый, серебряный соответствовал солнцу их системы, которое имело название Тара. Они и назвали северный материк, где поселились, Даарией. Далее последовали Х`Арийцы. Их родина – созвездие Орион, земля Троара, солнце – Рада зеленого цвета, который запечатлелся в цвете их глаз. Потом прибыли Святорусы голубоглазые славяне из созвездия Макоши или Большой Медведицы, называвшие себя Свага. Позже появились кареглазые Расены из созвездия Расы и земли Ингард, системы Даждьбог-Солнца или современного бета Льва.
Если говорить о народностях, относящихся к четырем Великим Славяно-Арийским Родам, то от Да`Арийцев пошли сибирские русичи, северо-западные германцы, датчане, голландцы, латыши, литовцы, эстонцы и т.д. От Рода Х`Арийцев произошли восточные и поморские русы, скандинавы, англосаксы, норманны (или Муромцы), галлы, беловодские русичи. Род Святорусов голубоглазых славян представляют северные русские, белорусы, поляне, поляки, восточные пруссы, сербы, хорваты, македонцы, скотты, ирландцы, ассы с Ирия, т.е. ассирийцы. Внуки Даждьбожьи Расены – это западные Росы, этруски (этнос русский или, как их называли греки – эти русские), молдаване, италийцы, франки, фракийцы, готы, албанцы, аварцы и т.п.
Прародиной наших предков является Гиперборея (Борей – северный ветер, гипер – сильный) или Даария (от первого славянского рода Да`Арийцев, заселившего Землю) – северный материк Мидгард-Земли. Здесь был исток древнего ведического знания, крупицы которого сейчас разбросаны по всей Земле среди различных народов.
Но пришлось нашим предкам пожертвовать своей родиной ради спасения Мидгард-Земли. В те далекие времена Земля имела 3 спутника: Луну Лелю с периодом обращения 7 дней, Фату – 13 дней и Месяц – 29,5 дней. Темные Силы из техногенной галактики 10 000 планет (тьма соответствует 10 000), или, как еще называют, Пекельного мире (т.е. земли так еще не до конца развиты, только «пекутся») облюбовали себе Лелю, развернули на ней свои силы и направили свой удар на Мидгард-Землю. Спас Землю наш предок и Высший Бог Тарх, сын Бога Перуна, разбив Лелю и разрушив царство Кащеев. Отсюда обычай бить яйца на Пасху, что символизирует победу Тарха Перуновича над Кащеем смертным бесом, нашедшим свою смерть в яйце (прообраз Луны). Событие это произошло 111814 лет назад и стало новой точкой отсчета летоисчисления от Великого Переселения. Так воды Лели хлынули на Мидгард-Землю, затопив Северный континент. Даария вследствие чего ушла на дно Северного Ледовитого (Студеного) океана. Это стало причиной Великого Переселение славянских родов из Дарии в Расению по перешейку на земли, лежащие южнее (остатки перешейка сохранились в виде островов Новая Земля).
Великое Переселение длилось 16 Лет. Таким образом, 16 стало священным числом для славян. На нем основан славянских Сварожий круг или зодиак, состоящий из 16 Небесных Чертогов. 16 лет – это полная часть круга Лет в 144 года, состоящего из 16 лет, проходящих через 9 стихий, где последний 16 год считался священным.
Постепенно наши предки заселили территорию от гор Рипейских, покрытых репейником, или Уральских, что значит лежащих у Солнца: У Ра (Солнце, Свет, Сияние) Л (ложе), до Алтая и реки Лены, где Ал или Альность – это высшая структура, отсюда и реальность – повторение, отражение Альности; тай – вершина, т.е. Алтай – это и горы, хранящие в себе богатейшие залежи рудников, и средоточие энергии, место Силы. От Тибета и до Индийского Океана на юге (Иран), позднее юго-западе (Индия).
106786 лет назад наши предки вновь построили Асгард (город Асов) на слиянии Ирия и Оми, воздвигнув Алатырь-Гору – храмовый комплекс в 1000 Аршин высотой (более 700 м), состоящий из четырех Капищ (Храмов) пирамидальной формы, расположенных друг над другом.
И так расселилась Святая Раса: Роды Асов – Богов, живущих на Земле, Страны Асов по всей территории Мидгард-Земли, размножились и стали Великим Родом, образовав страну Асов – Асию, по-современному Азию, построив государство Ариев – Великую Тартарию.
Сами страну они свою называли Беловодье от названия реки Ирий, на которой был построен Асгард Ирийский (ирий – белый, чистый). Сибирь – это северная часть страны, т.е. Северный Истинно Божественный Ирий).
Позднее Роды Расы Великой гонимые суровым даарийским ветром стали уходить дальше на юг, расселяясь по разным материкам. Князь Сканд заселил северную часть Венеи. Позднее эта территория стала называться Скандо(и)навь(и)я, т.к. умирая князь сказал, что Дух его после смерти будет защищать эту Землю (навья – это душа умершего, живущего в мире Нави в отличие от мира Яви).
Роды Ванов заселили Закавказье, потом из-за засухи переселились южнее Скандинавии, на территорию современных Нидерландов. В память о своих Предках жители Нидерландов сохраняют приставку Ван в своих фамилиях (Ван Гог, Ван Бетховен и т.п.).
Роды Бога Велеса – жители Шотландии и Ирландии в честь своего прародителя и покровителя назвали одну из провинций Уэльс или Вельс.
Роды Святорусов заселили восточную и южную части Венеи, а также Прибалтику.
В восточной части расположилась страна Гардарика (страна множества городов), состоящая из Руси Новгородской, Поморской (Латвия и Пруссия), Руси Красной (Речи Посполитой), Руси Белой (Белоруссия), Малой (Киевская Русь), Срединной (Московия, Владимир), Карпатской (венгры, румыны), Серебряной (Сербы).
Роды Бога Перуна заселили Персию, х`Арийцы Аравию.
Роды Бога Ния поселились на материке Антлань и стали называться Антами. Там они жили совместно с коренным населением с кожей цвета Огня, которым они передали сокровенные знания. Вспомните хотя бы падение цивилизации Инков, когда индейцы приняли конкистадоров за Белых Богов, или другой факт – покровитель индейцев – летучий Змей Кейцакоатль, по описаниям белый человек с бородой.
Антлань (лань – обжитая территория, т.е. страна Антов) или, как называли греки, Атлантида стала могущественной цивилизацией, где люди со временем стали злоупотреблять своими знаниями, вследствие чего, нарушив законы природы, они обрушили луну Фату на Землю, сами же и затопили свой полуостров. В результате катастрофы был сдвинут Сварожий круг или Зодиак, ось вращения Земли наклонилась набок, и Зима или по-славянски Марена стала закрывать своим снежным плащом Землю на треть года. Все это произошло 13016 лет назад и стало точкой отсчета нового летоисчисления от Великого Похолодания.
Роды Антов переселились в страну Та-Кем, где жили с людьми с кожей цвета Мрака, учили их наукам, ремеслам, земледелию, строительству пирамидальных гробниц, отчего Египет стал называться страной гор рукотворных. Первые четыре династии фараонов были белыми, потом стали готовить в фараоны избранников из коренных народов.
Позже произошла война между Великой Расой и Великим Драконом (китайцами), вследствие чего был подписан Мирный договор в Звездном храме (обсерватории) между Асуром (Ас – земной Бог, Ур – обжитая территория) и Ариманом (Арим, Ариман – человек с более темным цветом кожи). Данное событие произошло 7516 лет назад и стало точкой отсчета нового летоисчисления от сотворения Мира в Звездном храме.
Славяне назывались Асами – Богами, живущими на Земле, детьми небесных Богов – Создателей. Они никогда не были рабами, «бессловесным стадом», не имеющим права выбора.
Славяне никогда не работали (корень слова «работа» - «раб»), никогда силой не захватывали чужие территории (тиранами или тиренами их назвали греки за то, что не дали захватить свои земли), они трудились на благо своего Рода, были собственниками результатов своего труда.
Славяне свято чтили законы РИТА – законы Расы и Крови, не допускавшие кровосмесительных браков. За это русских часто называют расистами. Опять-таки, нужно зреть в корень, чтобы понять глубочайшую Мудрость наших Предков. Земной шар подобно магниту представлен двумя противоположными полюсами. Белые народы населяли Северный положительный полюс, черные – южный отрицательный. Все физические и энергетические системы организма были настроены в соответствии с работой данных полюсов. Поэтому при браке между белым и черным ребенок лишается поддержки рода по линии обоих родителей: +7 и -7 в сумме дают ноль. Такие дети более подвержены заболеваниям, т.к. лишены полноценной иммунной защиты, они зачастую становятся революционерами-агрессорами, протестующими против систем их не принявших.
Сейчас получило массовое распространение индийское учение о чакрах, согласно которому в теле человека вдоль линии позвоночника расположено 7 основных чакр, но тогда возникает вопрос, почему энергия в области головы меняет свои знаки: если правая сторона тела имеет положительный заряд, то правое полушарие будет иметь отрицательный. Если энергия подобно электрическому току течет по прямой, нигде не преломляясь, она не может просто так взять и поменять свой знак на противоположный. Наши предки говорили, что в теле человека находится 9 основных чакр: 7 расположены вдоль линии позвоночника, 2 – в области подмышечных впадин, образуя энергетический крест. Таким образом, течение энергии преломляется в центре креста, меняя свой знак на противоположный. Еще Иисус Христос говорил, что каждый несет свой крест, т.е. у каждого есть свой энергетический крест.
Сейчас ученые высмеивают представления древних о строении Вселенной, имеющей форму диска, покоящегося на трех слонах, которые, в свою очередь, стоят на черепахе, плавающей в безбрежном мировом океане. Картина кажется наивной и глупой, если плоско смотреть на вещи. Славяне же всегда славились образным мышлением, за каждым словом, каждым образом нужно искать череду смыслов. Плоский диск Земли ассоциировался с плоским обыденным мышлением и дуальным сознанием, мыслящим категориями да-нет. Данный мир покоится на трех слонах: материя как основа Запада, идея – основа Арабского Востока и транцендентализм или мистицизм основа Индии, Тибета, Непала и т.п. Черепаха – это исток, изначальное знание, откуда черпают свою энергию «слоны». Такой черепахой как раз и является Север для остальных народов, напрямую подключенный к Изначальному Знанию – океану Безграничного Знания и Абсолютной Истины (энергии).
Самый простой солярный символ славян – свастика, который повсеместно использовался Гитлером, что наложило негативный отпечаток на символ человеческой структуры. С другой стороны, основная цель Гитлера – мировое господство, для достижения которой он использовал самое сильное и передовое оружие, он брал за основу ни египетские иероглифы, ни иудейские или арабские кабалистические знаки, а именно славянскую символику. Ведь что такое Свастика – это изображение креста в движении, это гармоничное число четыре, указывающее на присутствие в любом потомке Славяно-Арийских народов Тела, которым его наделили родители, Души, которую в это тело заселили Боги, Духа – связи с Богами и защиты Предков и Совести как мерила всех деяний человека. Вспомним хотя бы праздник Купалы, когда люди омывались в реках (очищали тело), прыгали через костер (очищали Душу), ходили по углям (очищали Дух).
Свастика также указывала на строение Вселенной, состоящей из нашего Мира Яви, двух миров Нави: темной Нави и светлой Нави, т.е. Слави, и мира Вышний Богов – Прави. Если обратиться к западной иерархии миров, она представлена физическим миром, соответствующим Миру Яви, который омывается с двух сторон астральным планом, соответствующим Нави, выше идет ментальный как аналог Слави. В данном случае нет речи о более высоком Мире Прави.
Со школьной скамьи детям рассказывают, что невежественных славян обучили грамоте греческие монахи, забывая о том, что эти же монахи взяли за основу славянскую буквицу, но, поскольку ее можно было понять только на образах, исключили ряд букв, изменив трактовку оставшихся. Впоследствии язык все более и более упрощался. У славян всегда было две приставки без- и бес-, где без означала отсутствие, бес – принадлежность жителю темного мира, т.е., говоря бессмертный, подразумевается смертный бес, если мы скажем безсмертный, это будет означать совсем другое, - отсутствие смерти.
Буквица Славян несла в себе огромный смысл. На первый взгляд одно и тоже по звучанию слово могло нести в себе совершенно иное значение. Так слово «мир» можно трактовать совершенно по-разному, в зависимости от того, какая буква «и» будет использована. Мир через «и» означал состояние без войны, т.к. образное значение «и» - соединение двух потоков. Мир через «i» имел Вселенское значение, где точка – обозначала Высшего Бога Прародителя. Мир через; трактовался как община, где две точки обозначали союз Богов и Предков, и так далее.
Зачастую ученые видят своего рода недоразвитость в многобожии Славян. Но опять-таки, поверхностные суждения не дают понимания вопроса. Славяне Богом Прародителем считают Великое Неведомое Существо, имя которому Ра-М-Ха (Ра – свет, сияние, М – мир, Ха – положительная сила), который проявился в Новую Реальность, от лицезрения этой реальности озарился Великим Светом радости, и от этого света радости родились различные Миры и Вселенные, Боги и Предки, прямыми потомками, т.е. детьми которых мы и являемся. Если Рамха проявился в Новую Реальность, значит, существует еще какая-то более высокая Старая Реальность, а над ней еще и еще. Чтобы это все понять и познать, для Славян Богами и Предками был установлен Путь Духовного Возрождения и Совершенствования через созидание, осознание различных миров и бесконечностей, развития до уровня Богов, т.к. Славянские Боги – это те же люди, Асы, населявшие различные Земли, созидающие на благо Рода, прошедшие Путь Духовного Совершенствования.
Образы Славянских Богов не были и не могли быть фотографичными, они передавали не оболочку, не снимали копию, а передавали суть Божества, основное зерно и Божественную структуру. Так Перун с поднятым мечом олицетворял защиту Родов, Сварог с мечом острием вниз хранил Древнюю Мудрость. Бог он на то и Бог, что мог принять различные обличия в Явном Мире, но Суть Его оставалась прежней.
Такое же поверхностное понимание приписывает Славянам человеческие жертвоприношения. Материалисты запада, привязанные к телу, отождествляющие физическую оболочку с человеком, не могут понять, что люди не горели в огне, а использовали огонь (вспомните огненные колесницы) как средство передвижения в другие миры и реальности.
Так Славянское знание имеет богатейшую историю и культуру, корни той мудрости уходят в глубь веков и тысячелетий. Мы как прямые потомки наших Славянских Богов и Предков имеем внутренний ключ к системе данного знания, открыв которое, мы открываем Светлый Путь Духовного Развития и Совершенствования, мы открываем глаза и сердца, мы начинаем видеть, ведать, жить, знать и понимать. Вся Мудрость находится внутри человека, нужно только захотеть это увидеть и осознать. Наши Боги всегда рядом и готовы помочь в любую минуту, подобно нашим родителям, готовым жизнь положить за детей своих. Только дети этого часто не понимают, ищут Правду в чужих домах, в странах заморских. Родные родители всегда терпимы и добры к своим детям, обратитесь к ним, и они всегда помогут.

История праславян

Предками славян считаются племена, относящиеся к носителям балтославянских диалектов. Они еще задолго до нашей эры отделились от представителей германских языков и остались в восточной части Европы. По прошествии нескольких веков эти племена разделились: из балтославянского языка вышли два диалекта – славянский и балтский. Но процесс разделения не закончился. Носители балтского языка образовали три большие общности:

Западную (в нее вошли предшественники ятвягов, куршей и прусских племен);

Срединную (в ней оказались прародители литвы, жемайтов, латгалов и земгалов - литовская группа);

Днепровскую (к этой группе относят представителей голяди и прочих племен).

Славянский диалект в период IV-X вв. тоже не избежал разделения. Ученые выделяют три языковых области:

Южную (к ней относят прародителей современных народов Балканского полуострова, в том числе болгар, сербов и хорватов);

Западную (в эту область объединяют предков жителей центральноевропейской части континента: поляков и чехов со словаками);

Восточную (в этой группе оказались предки русского, украинского и белорусского народов, которые занимали восточную часть Европы).

Археологические исследования не позволяют точно дать ответ на вопрос о том, какие земли можно считать прародиной славянского этноса. По мнению одних, это территории между реками Висла и Неман, другие считают, что вместо Немана некой границей этих земель можно считать Одру, третьи находят приемлемыми рассуждения о зарождении славян в областях между Одрой и Днепром. Пролить некий свет на этот вопрос помогают исследования в области языкознания. Топонимический анализ названий объектов этой местности позволяет определить территорию прародины славян как земли Центральной и Восточной Европы, ограниченные Одрой с запада и Днепром с востока.

Большинство историков сходится в том, что предки славян произошли от племен, пришедших на эти земли из северных причерноморских областей еще за три тысячи лет до нашей эры. Эти племена занимались в основном земледелием и разводили скот.

Исследования, касающиеся предков славян, основываются на анализе нескольких археологических культур, среди которых: тшинецкая (найдена на территориях между Вислой и средней частью Днепра, датируется вторым тысячелетием до н. э.), лужицкая и поморская (сейчас относятся к польским территориям, датируются первым тысячелетием до н. э.). Также выводы ученых связаны с изучением среднеднепровской, чернолесской и позднезарубинецкой культур, открытых на территориях верхнего и среднего течения Днепра.

Письменные упоминания о славянских народах, которые можно считать достоверными, исследователи нашли в трудах Иордана – готского историка шестого столетия. Есть подобные свидетельства и у арабов, датируемые столетием позже. Примерно этим же периодом датируются и ранние древнерусские летописи, в которых описывалась история славян. Более ранние источники содержат информацию о племенах венедов и склавенов, но отнести их к славянскому этносу не позволяет неопределенность этих данных.

Славяне соседствовали со многими племенами, например вместе с северо-западными соседями – германцами и балтами – они образовывали одну индоевропейскую языковую группу. С северной и юго-западной стороны соседями были финно-угорские племена, а с южной – скифские племена, сарматы и фракийцы.

Общество славянского этноса

Расселение восточных славян происходило по двум направлениям:

Часть племен осваивала земли в бассейне Днепра, а затем продвинулась в сторону верхнего течения Волги;

Другая часть продвигалась в северном направлении до озера Ильмень, а затем заняла земли близ Белоозера и в бассейне Волги и Оки.

Поселения славянских племен преимущественно располагались близ рек и лесных массивов. Такой выбор мест жизни был обусловлен главными занятиями славян – земледелием и скотоводством. Земледелие в этих районах основывалось на применении лесного перелога. Участки земли освобождались от леса: вырубались деревья, затем выкорчевывали пни и остатки сжигали. После этого землю можно было распахивать и использовать несколько лет. Полученная от сожжения поваленных деревьев зола была прекрасным удобрением, которое позволяло получать в первые пару лет хороший урожай. Использовать такой участок можно было около четырех лет, затем он забрасывался, и работы начинались на другом участке. Заброшенный участок за пять лет успевал отдохнуть и набраться сил, но и не успевал вновь зарастать лесом. По прошествии этого периода на такой участок снова возвращались для ведения земледельческих работ. Выращивали в основном зерновые культуры, среди которых наибольшее значение имели рожь, овес, ячмень и пшеница.





Вторым по значимости стояло разведение скота, среди домашних животных преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Также славянские племена охотились, ловили рыбу, а некоторые занимались еще и бортничеством – собиранием дикого меда. Все эти занятия были обусловлены окружающей природой – в распоряжении славян были леса для охоты, водоемы для рыбной ловли, луга для пастбищ.


С развитием производства железа и изделий из него, в этносе славян наметилось снижение значения родовых связей и распад сложившегося строя. Орудия труда со временем совершенствовались и теперь некоторые семьи могли сами обеспечить себя необходимыми продуктами. В итоге из-за этих процессов отдельные племена стали формироваться уже не по родовому, а по территориальному признаку. Такие формирования могли занимать земли площадью до нескольких десятков квадратных километров.

Так, в восточных части Европы, образовались десятки племен, среди которых были поляне (районы среднего течения Днепра), северяне (земли левого Приднепровья), тиверцы и белые хорваты (области по нижнему и верхнему течению Днестра соответственно), волыняне (прикарпатские земли), кривичи (верховья Волги и Двины), а также уличи, древляне, радимичи, вятичи (Окский бассейн) и словене (близ Ильменя).

Политическое устройство общества славян на рубеже VII-VIII вв. основывалось на демократии военного типа, когда все мужчины считались воинами и имели оружие. В решении общих проблем принимало участие все население, достигшее взрослого возраста. В военное время своим народом руководили князья, а в мирные годы эта роль отводилась старейшинам. Считается, что признаки государственности у славянских племен стали появляться примерно в X веке.


Историография о прародине славян

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, на своей исторической территории был монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее по тексту «ПВЛ» – С. Ф.). Нестор определил территорию славян по верхнему течению Дуная (отсюда и упоминание в летописи римской провинции Норик – «…Норики – это и есть славяне»). Именно с Дуная и начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой «миграционной» теории происхождения славян, известной в историографии как «дунайская». Она была весьма популярна в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIII XIV вв.

Это мнение долгое время разделялось и историками XVIII – начала XX вв. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и т. д.). Например, В. О. Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, и история России начинается в VI веке на северо-восточных предгорьях Карпатских гор, где образовался обширный военно-политический союз во главе с дулебами (волынянами), которых, согласно рассказам Нестора в ПВЛ, притесняли авары (обры). Отсюда восточные славяне в VII VIII вв. расселились на восток и на северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, В. О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонники дунайской версии происхождения славян есть и среди современных историков (Кобычев В. П.).

Большинство современных отечественных историков склонны искать славянскую прародину в гораздо более северных широтах (Шахматов, Гумилев, Паранин и т. д.). При этом одни полагают, что территория, на которой славяне сформировались в особую этническую общность, находилась в Среднем Поднепровье и Поприпятье, другие считают таковой междуречье Вислы и Одера.

К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одного варианта миграционной теории происхождения славян – «скифо-сарматской», впервые зафиксированной «Баварской хроникой» в XIII веке, воспринятой западными историками XIV XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В начале XX века вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил российский историк А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой этнической предшественницей славян на территории Восточно-Европейской равнины была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтики, откуда затем славяне и расселились по исторической территории.

Иной вариант миграционной теории предложил выдающийся российский историк и языковед А. А. Шахматов. Первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв от кельтов имя венедов, продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла) была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья под давлением гуннов, то часть славян – восточная и южная их ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. Таким образом, по этой «прибалтийской» теории славяне были пришлым населением на территории, на которой позднее образовали свои государства.

Согласно миграционным теориям славяне изображались как довольно-таки поздние пришельцы на своей исторической территории ( VI VIII вв.). В противоположность миграционным теориям существовали и автохтонные теории (М. В. Ломоносов).

Предыстория славян уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян в результате своего сближения и дали славянство, и корни этого процесса прослеживаются с III тысячелетия до нашей эры. В славянской истории можно выделить три периода:

1. Протославянский период:

Предки протославян жили матриархатом, но уже владели навыками земледелия и скотоводства. Археологами установлено, что в рамках IV тысячелетия до нашей эры скотоводческо-земледельческие племена носителей Балкано-Дунайской культуры занимали области нижнего Днестра и Южного Буга. Следующим этапом славянской истории было расселение «трипольских» племен ( III тысячелетие до нашей эры). Это были племена с развитой для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, представители которых обитали в больших глиняных поселках (археологи называют их городами). На рубеже III II тысячелетия до н. э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий каменного века к обработке бронзы и плужному земледелию. Развитие скотоводства у трипольских племен привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища и переходу к патриархату.

Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров» в XVIII веке до нашей эры расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги, достигнув на севере берегов Балтийского моря. Движение их приостановилось в XV веке до нашей эры. В это время предки славян, балтов и германцев представляли собой этническое единство. Если признать прародиной славян широкую полосу Центральной и Восточной Европы (в эпоху бронзы), то восточный предел ее образовывали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южный Буг. Эта праславянская земля совпадает с ареалом обитания тшинецкой культуры ( XV XII вв. до н. э.), которая в первом тысячелетии до нашей эры перешла к железу.

2. Праславянский период (конец I тысячелетия до н. э. – IV V вв. н. э.) – это время установления культурной и языковой общности славян при известном племенном своеобразии.

С VIII века до нашей эры первые историографы обратили внимание на южные районы Восточной Европы (Причерноморье), где античный мир вошел в контакт со скифами. Восточная группировка праславян, обитавшие в междуречье Днепра, Днестра и Буга, оказалась оторванной от основной этнокультурной праславянской общности, и попала в середине I тысячелетия до н. э. в ареал скифской культуры. Это и были те самые геродотовы «скифы-пахари» или «сколоты». Археологически их местопребывание соотносится с ареалом обитания подольской и милоградской археологическими культурами. Скифская культура разорвала непрерывность славянской тшинецкой культуры. Когда Скифская держава пала под ударами сарматов, менее всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Днепра и Днестра, которые быстро освободились от скифского господства, хотя влияние его на праславянскую культуру и было велико. Эта часть праславянства быстрее всех возродила традиции праславянской культуры и стадия праславянского единства продолжалась – пшеворская культура на западе и зарубинецкая культура на востоке (первая четверть первого тысячелетия нашей эры).

Племена зарубинецкой культуры сыграют важнейшую роль в восточнославянском этногенезе, но уже после Великого переселения народов IV V вв., когда гуннское нашествие изменило политическую карту Европы. Если у кельтов, фракийцев, германцев складывается государственность, то славяне живут родовым строем. Славяне распадаются на локальные группировки (данные археологии). Выдвижение семьи и образование территориально-соседской общины, то есть появляется социальная организация характерная для распада первобытнообщинного строя и формирования новых предгосударственных образований.

Представляется возможным, что после падения под ударами гуннов в середине первого тысячелетия нашей эры культуры славянской оседлости (черняховская культура), потомки носителей зарубинецкой культуры стали расселяться на юг. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславяне объединившись с северянами, бужанами и уличами (третья четверть I тысячелетия) создают одно из первых восточнославянских предгосударственных образований – «Русская земля», в которую вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов), хорватов.

В сложных условиях формировалась северная часть восточнославянского суперэтноса – вятичи, кривичи, словене новгородские – потомки носителей зарубинецкой культуры, которые включили в свой этногенез кроме славянского еще и балтийский и финно-угорский элементы. В VI VII вв. завершается период праславянской истории. Широкое расселение славян по территории Восточной Европы привело к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка. Происходит складывание современных славянских народов.

3. Славянский период (расширение племенных союзов и образование славянских государств – период с VIII по IX вв.).

Академик Б. А. Рыбаков склонен, на основании новейших археологических данных, объединить оба варианта прародины славян. По мнению ученого праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.

По мнению академика Б. А. Рыбакова славяне принадлежали к древнейшему индоевропейскому единству. Геометрический центр первоначального индоевропейского единства 4 – 5 тысяч лет тому назад находился на северо-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии. В III II тысячелетии до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) развивается пастушеское скотоводство. Борьба за пастбища в первой половине II тысячелетия до нашей эры приводит к широкому распространению по территории Восточной Европы пастушеских племен. К середине II тысячелетия до нашей эры расселение пастушеских племен прекращается. На первое место в экономике выходит земледелие, ведущее к оседлости. Осевшие племена образуют большие этнические массивы. Один из этих массивов – праславяне заселили территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере (тшинецко-комаровская культура XV XII вв. до н. э.).

По мнению Б. А. Рыбакова задолго до Киевской Руси приднепровская часть славянского мира дважды была накануне перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и образованию государства.

Первый культурный и политико-экономический взлет славянского мира соответствует чернолесной археологической культуре ( X VII вв. до н. э.). Этим, кстати сказать, и объясняется появление в общеславянском фольклоре легенд о Змее Горыныче, которых можно идентифицировать с киммерийцами и скифами. Наследниками носителей чернолесной культуры Б. А. Рыбаков называет скифов-пахарей (сколотов) на среднем Днепре. Возможно, у них уже была и государственность, ибо они вели активную внешнюю торговлю и политику. Падение Скифии в III веке до нашей эры привело к падению и сколотских царств. На смену им пришла примитивная зарубинецкая культура.

Второй взлет славянского мира произошел в начале нашей эры в период со II по IV век, когда славяне Среднего Поднепровья и Причерноморья установили тесные экономические связи с Римской империей. Поступательное развитие славянского мира было нарушено вторжением гуннов.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...