Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное. Несуществующее животное расскажет о вашей личности

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов – «Несуществующее животное». Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста «Несуществующее животное»

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается – рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема – неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Несуществующее животное

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с «ключом» расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней – о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие – свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом – это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами – показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание – рисовать.

Основная часть фигуры: голова

Голова – это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди, в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас – признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного – признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки – свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин – проявление женственности, у женщин – кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком – склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки – показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

К таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих «украшающих» фигуру деталей в целом говорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу – начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз – то агрессия направлена против нижестоящих – подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

А эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного «индивидуальности». Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но и в их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, «бегемотокот» или «летающая собака» — свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов – об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ «несуществующего животного», как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали – это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Может быть интересно

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так же боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант - отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)

Положение анфас, т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза.

Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по ведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Этот символ присущего переживания страха подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения. Относительно мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.

Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали, например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент)

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

1) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы водах и неосновательность суждений, иногда импульсивность в принятии решения (особенно при отсутствии ног).

Необходимо обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не со единены вовсе - это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек кудрей, цветково-функциональные детали).

Это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали символа - крыльям или щупальцам и т. д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.

Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению.

Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируют по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная, если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена.

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое, если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей (только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей).

Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.

В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность.

Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога). Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему Я, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.).

В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап - на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно значимы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают ограниченное количество данных для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного - постановка животного на пьедестал, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов.

Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (людей, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого смысла («лялие», «лиошана», «Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ ственно иронически снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру тру», «лю лю», «кус кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Дата публикации

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик? Ее рекомен­дуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым го­ризонтально.

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует по­советовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вы­зывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При не­обходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответству­ют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз живот­ное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажи­те про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого чело­века можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуман­ного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • А чего больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь?
  • Есть у него друзья? Кто они?
  • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
  • Чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашива­ют, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.

Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное».

Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или деп­рессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющих­ся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое жи­вотное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.

Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым гори­зонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное - са­мое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Инструкция для задания «Счастливое животное »: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несча­стное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завер­шении рисунка выясняют, почему нарисованное животное - самое счаст­ливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).

Интерпретация результатов

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования (чем выше тем более яркая выраженность). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.

Расположение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем ниже - тем сильнее выраженность) интерпретируется как заниженная самооценка, наличие депрессивных компонентов настроения, пессимистическая оценка себя и окружающих, нерешительность, подавленность.

Следует обратить внимание на расположение рисунка в верхнем левом углу . Оно характерно для людей, отличающихся некоторой стереотипностью поведения, небольшой пунктуальностью, обязательностью. Фигуры в этом случае достаточно мелкие и небольшие. Отражением специфики протекания физиологических процессов у таких исследуемых нередко является несоответствие скорости мозговых процессов и передачи их наружу. Поэтому для таких людей характерно "проглатывание" окончаний или целых слогов, слов при письме. Сознательно у человека остаётся задание полного слова, но следующее задание при передаче наружу как бы опережает и стирает окончание слова. Это явление спазм больше связано со спецификой сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией.

Тематически несуществующие животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это характеризует отношение испытуемого к собственной личности, к собственному "Я", к представлению о собственном положении.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь) голова повёрнута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, влево - тенденция к рефлексии, размышлениям, положение "апорат" трактуется как эгоцентризм. Уменьшенный размер головы говорит о ценности рационального начала.

Грива, шерсть, подобна причёски на голове - чувственность, подчёркивание своего пола, ориентирована на свою сексуальную роль. Перья - тенденция к самоукрашению, самооправданию некоторая демонстративность.

Рога - защита, агрессия.

Уши, рот, глаза - несут своё прямое значение (заинтересованность в информации). Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно, если он зачерченный, может свидетельствовать о лёгком возникновении страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия. Глаза с резкой прорисовкой радужки - наличие страхов, глаза с ресницами - истероидно-демонстративные манеры поведения.

Ноги, лапы, постаменты - основательность, обдуманность, рациональность действий при принятии решений, опора на существенные признаки положения и значимую информацию. Характер контроля за своими рассуждениями, выводами выражается в особенности соединения ног с корпусом (тщательно или небрежно, слабо или совсем не соединены и т.д.).

Однотипность и однонаправленность формы элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало или инокамослие (ближе к патологии).

Отсутствие ног и лап - поверхностность суждений, импульсивность в принятии решений.

Крылья - желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью с ущемлением окружающих. Это касается и своей сексуальной роли и позиции поведения.

Устрашающие детали - демонстративность, ссклонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Хвосты - отношение к собственным проблемам. Хвост направлен вверх - уверенность в своих выводах, положительная самооценка. Хвост направлен вниз - недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения. Хвост повёрнут вправо - отношения к своим действиям и поведению, влево - к своим мыслям, решениям.

Затемнения и зачернения фигуры животного - выражение страха, тревоги.

Защита. Если она представлена в острых углах - это агрессивная защита. О направленности такой защиты свидетельствует соответствующее пространственное расположение: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против мир, имеющих возможность положить запрет, ограничения, осуществить, принуждение (родители, начальники и т.д.); нижний контур защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка

Заслоны, щиты свидетельствуют о защите, связанной с опасениями и подозрительностью.

Общая энергия.

Слабая паутинообратная линия прорисовки - астенничность, дискомфорт, неуверенность, хроническое, соматическое заболевание; жирные линии выражают тревожность. Выделенная определённая деталь тела (жирно или слабо) символически изображает то место, где следует искать привязку тревоги данной личности.

Фигура животного в виде круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, нежелании давать информацию о себе, вплоть до отказа от тестирования.

Вмонтирование механических частей (постановка на постамент, треножники, тракторные гусеницы вместо ног; пропеллеры и винты на голове; вмонтирование в глаза электроламп и т.п., а в тело и конечности - антенны, рукоятки и т.д.) наблюдается чаще всего у больных шизофренией и у глубоких шизоидов.

Предлагаемое словесное название может выражать рациональное соединение смысловых частей ("мухожёр", "летающий заяц" и т.д.) и свидетельствует о рациональности, конкретной установки при ориентировке и адаптации. Словообразование с книжно-научным, иногда с латинским суффиксом или окончанием (например, "раголетиус") характеризует демонстративность, которая направлена главным образом на показ собственного разума, эрудиции, знаний. Названия поверхностные без всякого осмысления знаменуют легкомысленное отношение к окружающим, неумения учитывать сигнал опасности.

    Инструкция для теста РНЖ
    Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде.

    Материалы: лист А4, карандаш

    После того как рисунок РНЖ будет готов задайте вопросы испытуемому. По ответам Вы сможете глубже понять человека:

    1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
    2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый?
    3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
    4. Что оно ест? Что пьет?
    5. Как проходит его день? Чем оно занимается?
    6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)
    7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
    8. Каково ему живется? Счастливо ли оно?
    9. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: «Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?»
    БОльшую информацию нам дает первичное впечатление от рисунка РНЖ, эмоциональное впечатление. Но иногда, когда мы ориентируемся на детали, мы не видим главного.

    На что в первую очередь мы обращаем внимание до того, как начинаем анализировать отдельные части тела? Мы должны увидеть формальные аспекты рисунка: «как» нарисован рисунок больше чем «что». «Что» - сознательная установка, а «как» - не всегда контролируется. «Как» это размер рисунка, графические особенности линий, поворот и эмоциональное восприятие рисунка - 4 аспекта, которые позволяют нам анализировать рисунок.

    Размер рисунка
    Размер рисунка - больше 2/3 - крупный, меньше 1/3 - маленький. Большой рисунок отражает импульсивность и плохой эмоциональный контроль, часто характерен для гипоэмоциональных личностей. Если при этом рисунок небрежный (незавершенные части, плохая состыковка) то это повторяет гипотезу расторможенности. Если же рисунок большой, но тщательный (рисовался не небрежно и не в спешке), то тогда это отражение любовного отношения к себе, чувства собственной значимости и субъективной величины собственного «Я» для себя и тогда это может коррелировать с демонстративностью (или с паранойяльностью, но тогда он должен быть ригидным и тяжеловесным). Демонстративность всегда проявляется в стремлению к красоте рисунка.

    Небольшой рисунок может свидетельствовать о хорошем контроле, но тогда это должно проявляться в аккуратном, маленьком, компактном рисунке. Если есть дополнительное запачкивание и штриховки , то мы понимаем, что тут есть тревожность и тогда это проявление неуверенности в себе и негативной самооценке и это мы с большей степенью можем принять, когда он находится в верхнем, левом углу.

    Повернутость рисунка
    Бывают интересные сочетания, когда рисунок сдвинут в одну сторону, но повернут в противоположную (оно понимает, что нужно двигаться вперед и видит будущее, но ему трудно и он боится). Есть тенденция переспекулировать, поэтому если есть другие подтверждающие данные, то такую интерпретацию можно оставить. И опять же, левшей в этом смысле мы не интерпретируем.

    Графический аспект
    Характер линий рисунка - самый главный критерий, по которому мы выявляем тревожных или состояние тревоги. Не одна линия, а состоящие из множества маленьких, коротеньких пунктирчиков.

    Многократное обведение это тоже тревожность - он не уверен, хорошо ли он нарисовал и он пытается исправить. Или это навязчивое состояние, когда он не может успокоиться и все время обводит.

    Слабый нажим или паутинная, еле видная линия - либо человек очень уставший, астеничный, утомленный и это одно. Или это может быть проявление закрытости - он хочет, чтобы его животное было минимально видно. А еще это неуверенность в собственном «Я» и это отражается в слабой линии животного - он точно не знает, какой он и расплывается в тумане. То есть он может быть больной, неуверенный в собственном «Я» ии закрытым.

    Сильный нажим - агрессия и нужно проверять выпуклости на той стороне.

    Опять же важно иметь в виду, художник человек или нет - если у него набита рука, то он лишние штриховки будет делать не потому что он тревожен, а потому что так надо.

    Целостность контура - если контур очень хорошо обведен и подчеркнут это означает, что человек защищает свое внутреннее пространство. Если разрывы в контуре животного существуют, то предполагается, что в некоторых аспектах есть слияние, смешение внешнего и внутреннего или нарушение границ - может быть человек очень сильно зависимым от средовых воздействий или человек полностью сливается с социумом и не чувствует собственное «Я». Есть какая-то «волосатость», но мы понимаем, что нет границ между внешним и внутренним. Но бывают разрывы, связанные со спешкой и гипоманиакальностью - человек очень спешит.

    Эмоция при виде рисунка - важно интуитивное восприятие рисунка и ощущение его целостности и гармоничности. Расплывчатость, бесформенность это также аспект общего впечатления и аргумент в пользу нецелостности и неструктурированности, нет собственного «Я», ощущение нечеткости и неопределенности.

    СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИСТА

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ РИСУНКА В НОРМЕ

    По тексту-описанию животное должно относиться к примерно той же возрастной группе, что и сам испытуемый, иметь тот же пол и размножаться половым путем (примеры отклонений: размножение делением, почкованием и спорами);

    Неприемлемы рисунки людей или человекоподобных животных – это признак патологии (пример: кот в деловом костюме и с сигарой – реальный рисунок больного шизофренией; также шизофреники очень часто рисуют кентавров, гоблинов, гаргулий и прочее «фэнтези» – все это может рассматриваться как признаки большой патологии);

    На рисунке должно быть только одно животное: наличие нескольких животных говорит о нарушении границ «Я» и неудовлетворенной потребности в симбиотических связях, близких отношениях и эмоциональной привязанности.

    Такой человек не способен воспринимать себя в отрыве от какого-то другого живого существа. Другой неблагоприятный сценарий – изображение животного с детенышем (как вариант – сумчатое типа кенгуру): это признак выраженной психастении и яркой тревожности на уровне психопатии;

    Расположение сенсорных органов где-то кроме головы можно рассматривать как отклонение (пример: ухо на коленке). Если испытуемый рисует только голову животного и говорит «это портрет» – это плохо: налицо нарушение схемы тела, травмированность области развития; Рисунок по качеству должен быть похож на живое; В норме животное должно быть млекопитающим (примеры отклонений: птички, рыбки и прочие тараканчики); персонажи вроде Робота-Полицейского и Терминатора, на фильмах о которых успело вырасти несколько поколений. В этой связи, толковать наличие неживых деталей как однозначное отклонение целесообразно только в том случае, когда вашему испытуемому более 30 лет;

    Необходимо оценить, насколько банальным/творческим является рисунок: дело в том, что банальные рисунки неинформативны и говорят разве что о банальности мышления и неспособности к творческой деятельности. Примеры «банальных» рисунков: конь с крыльями, кот с заячьими ушами, пес с рыбьей головой;

    Очень важно первое впечатление от рисунка, эмоциональная реакция на изображенное животное. В целом всех животных можно поделить на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Например:

    • если животное вызвало у вас смех, то впору вспомнить Фрейда и его тезис о том, что чувство юмора – один из лучших защитных механизмов психики;
    • если рисунок вызывает неприятие и отторжение – скорее всего, его автор обладает чертами паранойяльной личности;
    • если вам хочется защитить и обогреть животное, оно кажется несчастным и трогательно-нелепым – вероятнее всего, автором был представитель одного из сензитивных подтипов;
    • если животное не вызывает никаких эмоций – чаще всего у такого испытуемого нет ярко выраженного характера.
    Обращайте внимание на силу нажима карандаша: он бывает сильный, средний и слабый. В крайних случаях наблюдается продавленность линий. Сила нажима напрямую связана с моторикой, через которую на бумагу транслируются внутреннее напряжение и фрустрация испытуемого. Сильно варьирующийся нажим может выступать признаком неустойчивого психопата. Слишком слабый нажим – признак астенизации, потери сил, подавленности, и (часто) – депрессии.

    АНАЛИЗ РАССКАЗА ПО РНЖ

    1. Возраст

    A. Отнесение к одному из четырех возрастов: детский, молодой, зрелый, старый; Насколько субъективный психологический возраст соответствует реальному возрасту испытуемого, в каком из возрастных периодов он локализует свое «Я»;

    B. Продолжительность жизни

    Диагностичным является констатация долгожительства и особенно вечной или почти вечной жизни, например: «Он живет давно, сам не знает когда родился и когда умрет, наверно, это будет очень не скоро». Это может означать понижение тревожности за счет символического ухода от реальности, постановки себя вне законов материального мира. Может быть характерно для шизоидов.

    2. Среда обитания

    1. Горы (труднодоступные), пустыня, лес (густой, труднопроходимый), пещера, нора, подземелье. Стремление к уединенности или чувство одиночества; иногда ощущение угрозы, потребность спрятаться.
    2. Водная стихия. Стремление вернуться в первичный бульон, в материнскую утробу, в примитивную среду обитания, где растворены и находятся в готовом состоянии все необходимые для жизни вещества;
    3. Другая планета, другое измерение. Стремление уйти от реальной жизни, чувство неудовлетворенности жизнью и стремление полностью ее изменить;
    4. Воздух, небо. Оторванность от реальности, мечтательность, непрактичность;
    5. Обитание сразу в нескольких средах. Тревожность, компенсаторное приписывание животному сверхприспособленности, т. е. возможности функционирования в любых условиях.
    6. Наличие или отсутствие дома (симптоматично указывает ли субъект самостоятельно на это)
    • Отсутствие дома – ощущение неприкаянности, чувство незащищенности;
    • Наличие дома – важность этого конструкта для субъекта, значимость понятия дома, домашнего очага, своей территории, на которой безопасно, уютно и т. п.
    • Городской дом (квартира) – идентификация с животным, приближение к себе, к своему миру.
    ​3. Питание
    • Плотоядный - выраженная агрессивность;
    • Вегетарианец - отрицание агрессии, подчеркнутое миролюбие;
    • Питается воздухом, энергией, светом, мыслями - шизоидность, оторванность от реальности, подчеркивание нематериальности, духовности;
    • Питается растворенными в среде питательными веществами - уход от активной, результативной деятельности, утомление, астения, депрессивные тенденции);
    4. Общение
    A. Одинок или в стае

    B. Много или мало представителей данного вида. Если мало, а то и вообще
    Один такой – чувство одиночества, непонятности, непохожести на других.;

    C. Отношения с сородичами:

    • позитивное отношение, стремление помочь;
    • негативное отношение, чувство раздражения;
    • соревновательные мотивы, конкуренция;
    • независимость, индивидуализм, стремление отгородиться;
    • есть ли совместная деятельность (охота, игры, просто общение, воспитание потомства, охрана территории)
    • есть ли потребность в защите со стороны более сильных;
    • отмечаются ли отношения с родителями (в каком ключе)
    5. Враги
    • отрицание существования врагов (подчеркнутое миролюбие, отрицание агрессии, вытеснение тревожности);
    • ощущает себя объектом потенциальной агрессии:
    • пассивная защита – прячется, маскируется, убегает, и т. п.
    • активная защита – защитно-агрессивен, т. е. защищает территорию, нападает, если нарушили границу;
    • открытая агрессия – первый на всех нападает;
    6. Времяпрепровождение

    На какой вид активности тратится большая часть времени (предпочитаемый образ жизни).

    1. Работа; животное занимает активную жизненную позицию, реализуется в результативной деятельности (либо «ходит на работу» – прямая идентификация, либо занимается жизненно-важной деятельностью (добычей пищи, защитой дома) - практичность, реалистичность, стремление к самореализации, активность
    2. Удовлетворение физиологических функций(«питается, спит, болеет, ленится») - регрессия, уход от активной деятельности, избегание социальной активности, возможно депрессивные тенденции, «уход в болезнь».
    3. Общение с себе подобными, активный отдых, путешествия, игры- экстраверсия, незрелость, инфантилизм;
    4. Отсутствие внешней деятельности, созерцание, размышления, эстетическая направленность - уход от активной деятельности - характерно для тревожных и шизоидных личностей;
    5. Воспитание потомства - значимость этой тематики
    6. Размножение
    A. Половое размножение
    1. Либо делается специальный акцент на чувственной стороне общения между полами, брачных играх и т. п., либо раскрываются чувства к противоположному полу (любовь, верность, забота, потребность в защите); В обоих случаях вероятна значимость сексуальной или любовной сфер жизни, возможны актуальные нерешенные проблемы в этих областях, некоторая фиксация на них, но не вытеснение.
    2. На половое размножение указывается, но мимоходом, нет специального акцентирования сексуальной тематики; - вероятно, что сексуальная тема просто незначима;
    3. Упор делается на функции размножения; иногда контакт с противоположным полом сводится лишь к этой функции и воспитанию потомства; - либо избегание сексуальной тематики в силу проблем в этой сфере, либо особая значимость темы размножения – стремление иметь детей.
    B. Предлагаются альтернативные половому способы размножения самовоспроизведение (почкование, клонирование, самооплодотворение и т. п.); участие противоположного пола исключается, точнее отрицается само его существование; - явные проблемы в интимной сфере;

    C. Фантастические способы размножения: самозарождение, возникновение из солнечной энергии, из мыслей, эмоций; вообще отрицание самой возможности размножения, утверждение уникальности и невоспроизводимости данного животного; - помимо избегания болезненной темы сексуальных отношений, это может означать подчеркивание собственной неповторимости, уникальности, неподверженности законам материального мира.

    ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ПО РНЖ

    Глаза, рот, голова, шея - в глазах очень важно обращать внимание на наличие или отсутствие зрачков, рот важно смотреть есть он или нет. Глаза - человек смотрит, наблюдает информацию и обратный контакт он не хоче выражать. И рот, помимо питания, это средство самовыражения. Отсутствие зрачков - плохой показатель, отрицательное отношение к самому проведению тестирования, человек не хочет смотреть на мир и на нас. Ощущение бездушия, мертвенности, как будто бы у него нет души и личностного начала. Есть интерпретация, что это глубокая шизоидность и самоотчуждение, отсутствие контакта с самим собой, у других - сильное вытеснение - когда большая часть содержания недоступна для самого себя. И более легкая интерпретация - неконтактность и негативное отношение к внешнему миру, он не хочет чтобы и мы смотрели ему в глаза и сам смотреть также не хочет (и тогда пустые зрачки или темные очки или зачеркнуто).

    • В профиль рисунки - уход от открытого общения, тогда как когда животное на нас - контакт.
    • Большую информацию нам дает первичное впечатление от рисунка, эмоциональное впечатление. Но иногда, когда мы ориентируемся на детали, мы не видим главного.
    • Разные ноги - признак шизоидности
    • Горб - или уродство или комплекс или груз, который тащит на себе человек (груз прошлого, тяжесть на душе)
    На что в первую очередь мы обращаем внимание до того, как начинаем анализировать отдельные части тела? Мы должны увидеть формальные аспекты рисунка: «как» нарисован рисунок больше чем «что». «Что» - сознательная установка, а «как» - не всегда контролируется. «Как» это размер рисунка, графические особенности линий, поворот и эмоциональное восприятие рисунка - 4 аспекта, которые позволяют нам анализировать рисунок.

    Эмоция при виде рисунка - важно интуитивное восприятие рисунка и ощущение его целостности и гармоничности. Расплывчатость, бесформенность это также аспект общего впечатления и аргумент в пользу нецелостности и неструктурированности, нет собственного «Я», ощущение нечеткости и неопределенности.

    Глаза, рот, голова, шея

    В глазах очень важно обращать внимание на наличие или отсутствие зрачков, рот важно смотреть есть он или нет. Глаза - человек смотрит, наблюдает информацию и обратный контакт он не хочет выражать.

    Рот, помимо питания, это средство самовыражения. Отсутствие зрачков - плохой показатель, отрицательное отношение к самому проведению тестирования, человек не хочет смотреть на мир и на нас. Ощущение бездушия, мертвенности, как будто бы у него нет души и личностного начала. Есть интерпретация, что это глубокая шизоидность и самоотчуждение, отсутствие контакта с самим собой, у других - сильное вытеснение - когда большая часть содержания недоступна для самого себя. И более легкая интерпретация - неконтактность и негативное отношение к внешнему миру, он не хочет чтобы и мы смотрели ему в глаза и сам смотреть также не хочет (и тогда пустые зрачки или темные очки или зачеркнуто).

    Название РНЖ

    • Бессмысленно-звуковые - шизоидный признак;
    • Название с уменьшительным суффиксом (зайчишка) - инфантилизм;
    • Повторяющиеся слоги (ням-ням...) - инфантилизм;
    • Претензия на эрудицию - демонстративные черты;
    • Рациональное название - рационализации как способ защиты;
    • Искусственный способ анализа - наличие идентификации;
    • Попробовать подобрать аналогичное слово, похожее по звучанию;
    • Наличие идентификации негативной - кол-во отрицательных прилагательных в разговоре (какой-то кривой получился,... Не то...) много, как он выглядит - тревожный тип;
    Голова животного
    В символическом виде отвечает за разум, эрудицию и когнитивные функции. В норме голова должна быть одна: многоголовое животное – признак расщепления и наличия разнонаправленных тенденций в жизни испытуемого, что чревато неврозами. Часто такой рисунок говорит о шизофрении – само слово «схизофрения» (Схизофрения-психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией это абсолютно тоже самое что и шизофрения.) в буквальном переводе означает «расщепление»;

    Туловище РНЖ
    Является вместилищем желаний и влечений;

    • крупное туловище в сочетании с маленькой головой – признак преобладания желаний над разумом;
    • полное отсутствие туловища (головоногое животное) – признак инфантильности и особой травмированности сферы желаний и влечений, а также явной сексуальной неудовлетворенности.
    • Головоногих часто рисуют шизоиды и женщины-истероиды, но если творения первых в большинстве случаев не вызывают приязни, то истероиды могут нарисовать очень милого мехового «колобка» с бантиком – так они проявляют свою демонстративность;
    • штриховка/пятна/узоры на туловище – недифференциированная опасливость: человек постоянно находится «на взводе» и мониторит признаки внешней угрозы, готов отвечать повышением тревоги на любую внешнюю стимуляцию;
    • маскировка «чтоб враги не съели» – признак тревожности;
    • декоративные элементы без функционала – демонстративность;
    ОБЩАЯ СЕМАНТИКА ЭЛЕМЕНТОВ РИСУНКА
    • Толстое пузо с пупком – у женщин впрямую обозначает комплекс неполноценности по поводу собственного веса (даже если ваша испытуемая весит 40 кг. – в этом случае дополнительно можно говорить об искажении схемы тела);
    • Туловище неопределенной формы (например, тело змеи) – говорит о малодифференциированности и когнитивной простоте личности;
    • Конечности (особенно нижние) отвечают сразу за 3 функции:
      • опора;
      • передвижение как развитие в самом широком смысле;
      • характер присоединения ног к туловищу отвечает за контроль за рассуждениями и выводами (идеальный вариант – это когда ноги непосредственно «вытекают» из туловища; а явный разрыв между туловищем и ногами – плохой сценарий)
      • отсутствие верхних конечности или руки, убранные за спину говорят об ощущении беспомощности (причем это не обязательно соответствует действительности);
      • крылья могут иметь разные функции (в зависимости от того, как они расположены):
        • рисунок смотрит на вас «анфас», а сзади распростерты крылья – это говорит о тенденции вытеснять других и занимать много жизненного пространства;
        • массивные крылья, направленные вбок или вверх – это знак хорошей фантазии и творческой активности;
        • сложенные крылья – аналог опущенных рук: у человека есть творческие способности, но он их не применяет;
        • несоразмерные крылья (например, бегемот с крылышками мотылька) – признак того, что человек безосновательно придает повышенное значение собственной креативности.
      • руки с прорисованными пальцами – если автор мужчина, то этот признак можно впрямую толковать как наличие развитых ручных способностей. К испытуемым-женщинам это не относится;
    • глаза
      • с прорисовкой радужки отвечают за страхи (это довольно распространенный вариант, потому как страхи в общем-то есть у всех);
      • пустые глаза без зрачков либо точечный зрачок часто рисуются шизоидными испытуемыми. Это – признак эмоциональной сухости и холодности;
      • ресницы подчеркивают принадлежность человека к собственному полу и отвечают за заинтересованность в восхищении собственной внешностью со стороны окружающих;
    • нос фаллической формы или хобот можно впрямую толковать как признак сексуальной озабоченности;
    • рот может иметь разное значение:
      • приоткрытый формы с зубами – признак вербальной агрессии: такой человек вероятнее всего огрызается, хамит и ехидничает;
      • приоткрытый зачерненный рот говорит о легкости образования страхов и фобий самого разного рода (типично для тревожных невротиков);
      • закрытый рот – это показатель нежелания выдавать информацию о себе;
      • улыбающийся рот может говорить о хорошем актуальном эмоциональном состоянии человека (при условии, что это именно улыбка, а не вымученная гримаса или оскал);
    • губы – как правило, говорят о чувственности и сексапильности;
    • усы/борода : это вторичные мужские половые признаки, следовательно, наличие их на женском рисунке должно насторожить диагноста. Если усы рисует мужчина – это подчеркивание принадлежности к своему полу, демонстрация выраженной маскулинности;
    • уши отвечают за заинтересованность в информации о себе:
      • открытая ушная раковина – признак сильной заинтересованности в такой информации;
      • полуприкрытое ухо как у спаниеля или зайца – человек готов слышать только то, что он хочет слышать;
      • отсутствие ушей = отсутствие заинтересованности в сторонних оценках.
    • Выступающие элементы на голове (корона, прическа, рога) должны толковаться исходя из приписываемого функционала – нужно спрашивать испытуемого, для чего животному та или иная часть. Если явного функционала нет, то нужно смотреть на внешний вид элементов:
      • пикообразные и зубчатые формы – признак агрессии;
      • явно декоративные элементы (например, чёлка) – демонстрация принадлежности к собственному полу и общая демонстративность;
      • головной убор – возможный страх сойти с ума (довольно типичная фобия среди представителей тревожного типа);
    • рога, копыта, панцырь, щетина, иглы, жало, когти – признаки агрессии. Их можно поделить на 2 категории
      • направленные вверх – это знак агрессии против вышестоящих (родители, начальство, государство);
      • направленные вниз – говорят о страхе осмеяния или осуждения;
    • шея не обладает выраженной семантической функцией, однако в целом принято рассматривать ее как элемент, соединяющий голову (разум) с туловищем (влечениями). Здесь тоже возможны варианты:
      • отсутствие шеи говорит о том, что человек не ощущает наличие проблемы контроля разума над влечением (даже если она есть);
      • длинная шея – проблемы с контролем разума над влечениями (особенно, если на шею повязан галстук, удавка или просто нанесена какая-то штриховка). Это может быть как сверхконтроль, так и недостаток контроля;
    ШТРИХОВКА: самые запачканные, «черные» и заштрихованные места в символическом виде отражают особое напряжение, которое существует в данной области. Очень часто заштрихованным оказывается низ живота и область половых органов: у женщин это может означать гинекологические проблемы (в т. Ч. Бесплодие) либо беременность, а у мужчин – страх импотенции или даже онкологических заболеваний (рак простаты);

    ПРОРИСОВАННАЯ ЖЕНСКАЯ ГРУДЬ С СОСКАМИ – крайне редкий элемент на рисунках, который может иметь очень разное символическое значение (от банального подчеркивания принадлежности к своему полу до переживания перенесенной операции по удалению злокачественной опухоли молочной железы). Диагност должен соблюдать предельную аккуратность и корректность при интерпретации таких элементов;

    ХВОСТ – интересная деталь, имеющая много вариантов интерпретации:

    • хвост направлен справа вверх: человек одобряет собственные действия;
    • хвост направлен справа вниз: человек НЕ одобряет собственные действия;
    • хвост направлен слева вверх: человек одобряет собственные мысли и чувства;
    • хвост направлен слева вниз: человек НЕ одобряет собственные мысли и чувства – это очень плохой признак, говорящий о самоотвержении и нелюбви к себе, склонности обесценивать собственные чувства;
    • хвост расположен справа горизонтально: у человека устойчивая адекватная самооценка. То же самое – если имеем «заячий хвостик»;
    • завернутый или «поросячий» хвостик – неустойчивая самооценка и особая травмированность именно этой области. Здесь важно направление хвоста. У испытуемых, нарисовавших своим животным подобный хвост, имеет смысл посмотреть на результаты по первым четырем шкалам в Методике исследования самоотношения (МИС), которые оценивают самооценку человека;
    • павлиний хвост позади фигуры: хвастовство и демонстративность, завышенный уровень притязаний и завышенная самооценка;
    • рыбий или раздвоенный хвост – неустойчивая самооценка;
    РИСУНКИ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ – как правило, это т. Н. «шизофреническая шутка»: шизофреники очень часто рисуют член с глазками в попытке шокировать общественность в лице ничего не подозревающего психодиагноста;

    ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ – в случае появления этого элемента на рисунках за авторством мужчин можно смело говорить о грубой патологии;

    ШЕРСТЬ – известна среди диагностов как «текстура сексуальности»;

    КИСТОЧКИ – подчеркивают особую значимость той части тела, к которой они пририсованы. Их часто рисуют на ушах (вариант а-ля рысь) и на хвостах. Если кисточка пририсована к вздернутому хвосту, то можно говорить о значимости устойчивой самооценки (при условии, что это именно кисточка, а не булава трицератопса – если нарисована булава с колючками, то налицо агрессивная защита собственной самооценки);

    БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫХ / МАЛОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ – признак застревания. О том же может говорить штриховка. Испытуемые с художественным или архитектурным образованием иногда начинают увлекаться деталями – это возможное проявление застревания как одной из черт паранояльного психотипа;

    ЖИВОТНОЕ ТИПА «ТЯНИ-ТОЛКАЙ» (например, котопѐс) – говорит о наличии у человека двух разнонаправленных тенденций. Нужно смотреть на размеры каждой из голов – они будут говорят о силе той или иной тенденции, а также на выражение лиц этих голов. В общем и целом такое животное демонстрирует наличие состояния глубокого невроза – это как минимум;

Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Это объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.

Автор Arne Olav

Тест создан отечественным психологом М. З. Дукаревич, исходя из особенностей психомоторной связи. Когда человек рисует, то лист бумаги в это время является особой моделью пространства, в котором с помощью движений доминантной (у большинства людей правой) руки фиксируется отношение к этому пространству, следуя словам И. М. Сеченова о том, что любая мысль заканчивается движением.

Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого психолог выдвигает гипотезу о некоторых ее особенностях, ни в коем случае не делая однозначных выводов о человеке без комплексной диагностики .

Тест «Несуществующее животное» начинается простой инструкцией: «Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем».

Время на выполнение рисунка не ограничивается. Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать.

Методика «Несуществующее животное» проста в исполнении, ведь нарисовать необычное несуществующее животное не только просто, но и увлекательно. Но ее интерпретация требует глубоких знаний психологии человека. Если вы желаете получить качественный достоверный результат после того, как выполните тест, воспользуйтесь основными правилами его интерпретации:

Расположение рисунка на бумаге.

В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его . Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.

Основная часть рисунка.

  • Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.
  • Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.
  • Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.
  • Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.
  • Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.
  • Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.
  • Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.
  • Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.

Нижняя часть рисунка.

  • Ноги (лапы) животного оцениваются по размерам относительно туловища животного. Если ноги большие и крупные, то это свидетельствует о рациональности, обдуманности в , о формировании планов и четких структур перед совершением действия. Маленькие короткие ноги говорят об импульсивности и легкомыслии в принятии решений. Особенно эти качества можно подчеркнуть, если ноги совсем отсутствуют на рисунке.
  • Стоит обратить внимание на характер соединения ног с туловищем. Если соединение нечеткое и недостаточное, то человек сам по себе довольно небрежный, невнимательный, недостаточно контролирует свои суждения.
  • Направление ног в одну сторону и их однотипность говорят о конформности, стереотипности и банальности суждений. Разнообразность формы говорит об обратном: человек склонен к оригинальности и самобытности.

Дополнительные детали рисунка.

Это крылья, перья, бантики, еще одни ноги или лапы, кудри, цветы и различные другие украшающие детали. Все эти особенности говорят о уверенности в себе, о высоком уровне энергии, которую человек умеет распределять в разные сферы деятельности. Иногда это выливается в притеснении других людей, о делании концентрировать внимание только на своей личности. Это может быть человек, увлеченный своей профессией, стремящийся к самореализации.

Наличие хвоста говорит об отношении к собственным решениям и действием, к продуктам своей деятельности. Хвост, направленный вправо – отношение к действиям, поведению. Хвост, направленный влево – отношение к мыслям и возможностям. Направленность хвоста вверх или вниз говорит о восприятии человеком этого отношения: вверх – позитивное, вниз – негативное.

Контур рисунка.


Автор Arne Olav

Анализируется наличие панцирей, выступов, затемнений, прорисовки четких линий. Эти детали свидетельствуют о стремлении защититься от других людей. Если присутствуют острые углы – это агрессивная защита, если есть затемнения – есть тревога и страх, если линия двойная – есть подозрительность и ощущение опасности.

Тип животного.

Можно условно разделить животных на:

  • угрожающих,
  • угрожаемых
  • и нейтральных (соответственно, похожих на льва, зайца или собаку).

Выбор типа животного говорит об отношении к собственной личности, к своему «Я». Человек выбирает тот типа животного, с которым себя идентифицирует. Если животное «очеловеченное», в одежде, с двумя лапами, прямостоящее, с руками вместо лап, то это говорит об инфантильности и незрелости эмоциональной сферы автора.

Название рисунка.

Существует шесть основных типов названий для несуществующего животного:

  • соединяющие смысловые части («котосмех», «зайцежер») – говорят о рациональности и адаптированности;
  • близкие к научному («тридерикус», «глинолиус») – говорято демонстративности;
  • поверхностные и неосмысленные («лаласа», «мрама») — о легкомысленности и неосторожности;
  • юмористические («пузырька», «чурунда») – о снисходительном отношении к другим;
  • простые («ля-ля», «сим-сим») – об инфантильности;
  • удлиненные («пратомина-кароза») – о склонности к фантазированию.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...